Михайло-архангельский монастырь

Георгиевский собор

Георгиевский собор один из самых древних храмов России и один из немногих сохранившихся храмов домонгольской Руси. Его история начинается в XII веке с маленькой церквушки, возведенной основателем города Юрием Долгоруким.На месте разрушенного храма в 1230-1234 годах был построен новый собор по княжескому указу Святослава Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого. Он отличался роскошной каменной резьбой, белыми стенами и огромным черным куполом. Своим внешним обликом напоминал знаменитый храм Покрова-на-Нерли.

В 1460 году произошло обрушение храма, восстановить его было поручено московскому архитектору Ермолину. Во время реставрации были нарушены пропорции здания, часть рельефов утрачена, какая-то часть перепутана. В XVIII-XIX веках были построены различные пристройки к храму: колокольня, ризница, придел. В XX веке они были снесены.

Святославов крест

По сей день Георгиевский собор хранит старинные святыни, ценности и художественные росписи. Одной из его главных реликвий считается Святославов крест — княжеское распятие из камня, сделанное в благодарность за спасение в военном походе.На нем вырезана надпись о постановке креста князем Святославом.

Историческая справка

Православная обитель – это одна из древнейших на территории России церквей, которая за все время своего существования пережила немало печальных событий. Как стало известным из летописей и преданий, монастырь был основан в начале XIII века по указу князя Святослава Всеволодовича. Нашествие Батыя на Русь, произошедшее в 1238 году, стало ключевым моментом в истории монастыря. Мужская обитель была разорена, после чего два века пустовала.

В 1535 году здание Михайло-Архангельского храма было разрушено, поэтому на его месте была воздвигнута деревянная церквушка. Строительство нового здания Михайло-Архангельского монастыря началось лишь в конце XVIII века. Возведение храма закончилось в 1806 году, однако внутреннее оформление интерьера продолжалось еще ни одну сотню лет.

Несколько фактов про Юрьев-Польский

  • Юрьев-Польский расположен на реке Колокше. Основателем города является князь Юрий Долгорукий (создатель города Москва), благодаря которому в 1152 году на этом месте появился деревянный Юрьев-Польский кремль.
  • Свое название город получил от имени князя. Но так как в окрестностях Киева уже существовало поселение Юрьев, к названию была добавлена вторая часть «Польский», обозначающая бескрайнее количество полей, лежащих возле города.
  • В Юрьев-Польском снималисьследующие фильмы: «Золотой теленок» (1968), «Седьмой день» (2005), «Юрьев день» (2008) Кирилла Серебренникова, «Русский шоколад» (2010), «Брак по завещанию-2. Возвращение Сандры» (2011), «Гуляй, Вася!» (2017), «Грааль» (2018) .
  • Население города примерно 18,5 тыс. человек.
  • Расстояние до регионального центра города Владимира — 69 км, до Суздаля — 62 км, до Александрова — 75 км.

История Антониево-Сийского монастыря

Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри  монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.

Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная открытка.

Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Антониево-Сиийский монастырь в советское время.

В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных  городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.

Надвратный храм преподобного Сергия Радонежского.

После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт.  В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.

Троицкий собор.

На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).

В административном подчинении находятся:

Деревни:

  • Деревня Бильдино
  • Деревня Борисовка
  • Деревня Васильевка
  • Деревня Веска
  • Деревня Вижегша
  • Деревня Воскресенское
  • Деревня Выползово
  • Деревня Гаврильцево
  • Деревня Дергаево
  • Деревня Дроздово
  • Деревня Егоровка
  • Деревня Елох
  • Деревня Железово
  • Деревня Звенцово
  • Деревня Карабаниха
  • Деревня Карандышево
  • Деревня Ключевая
  • Деревня Княжиха
  • Деревня Коленово
  • Деревня Колокольцево
  • Деревня Лазаревское
  • Деревня Лукино
  • Деревня Марково
  • Деревня Махлино
  • Деревня Михали
  • Деревня Мукино
  • Деревня Невежино
  • Деревня Новая
  • Деревня Новопавловка
  • Деревня Осиповец
  • Деревня Рябинки
  • Деревня Слуда
  • Деревня Старково
  • Деревня Терешки
  • Деревня Теслово
  • Деревня Турсино
  • Деревня Турыгино
  • Деревня Хорошовка
  • Деревня Чувашиха
  • Деревня Шадрино
  • Деревня Юрково
  • Деревня Баскаки
  • Деревня Елховское лесничество
  • Деревня Кокорекино
  • Деревня Мало-Петровское
  • Деревня Тартышево
  • Деревня Терентьевка
  • Деревня Шегодская
  • Деревня Петрятково

Сёла:

  • Село Абабурово
  • Село Авдотьино
  • Село Алексино
  • Село Андреевское
  • Село Андреевское
  • Село Афинеево
  • Село Беляницыно
  • Село Березники
  • Село Богдановское
  • Село Богородское
  • Село Большелучинское
  • Село Большепетровское
  • Село Варварино
  • Село Волствиново
  • Село Горки
  • Село Городище
  • Село Горяиново
  • Село Григорово
  • Село Добрынское
  • Село Дубрава
  • Село Заборье
  • Село Иворово
  • Село Ильинское
  • Село Иналово
  • Село Калиновка
  • Село Карельская Слободка
  • Село Кирпичный завод
  • Село Косинское
  • Село Котлучино
  • Село Красная Горка
  • Село Красное
  • Село Красное Заречье
  • Село Кубаево
  • Село Кузьмадино
  • Село Кумино
  • Село Кучки
  • Село Леднево
  • Село Лиственный
  • Село Лыково
  • Село Малолучинское
  • Село Матвейщево
  • Село Небылое
  • Село Ненашевское
  • Село Нестерово
  • Село Никульское
  • Село Новое
  • Село Озерный
  • Село Ополье
  • Село Павловское
  • Село Палазино
  • Село Парша
  • Село Пенье
  • Село Подлесный
  • Село Подолец
  • Село Поелово
  • Село Пречистая Гора
  • Село Пригородный
  • Село Ручейки
  • Село Ратислово
  • Село Рябинино
  • Село Сваино
  • Село Симизино
  • Село Семьинское
  • Село Сима
  • Село Сорогужино
  • Село Сосновый Бор
  • Село Спасское
  • Село Старниково
  • Село Теньки
  • Село Терновка
  • Село Федоровское
  • Село Федосьино
  • Село Фроловское
  • Село Хвойный
  • Село Чеково
  • Село Черкасово
  • Село Шегодское
  • Село Шипилово
  • Село Шихобалово
  • Село Энтузиаст
  • Село Богдановский рыбопитомник
  • Село Ворогово
  • Село Ельцы
  • Село Исаково
  • Село Калмань
  • Село Косагово
  • Село Маймор
  • Село Парковый
  • Село Перемилово
  • Село Радованье
  • Село Старково
  • Село Турабьево
  • Село Федоровское
  • Село Чернокулово
  • Село Каменка

Исчезнувший город Мстиславль

Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Городище

В 11 километрах к северу от Юрьев-Польского, на правобережной стороне реки Гза, лежат руины овального городища площадью 19 тысяч квадратных метров. Они принадлежат уничтоженному древнерусскому городу Мстиславль, существовавшему примерно с X по XIV вв. Представляют собой кольцо и земляной вал, окруженный 5-метровыми рвами.

Предполагается, что в Мстиславле были срубные однорядные стены, достигавшие 3 метров в высоту до заборол, а вместе с заборолами — до 5 метров. Въезд в городище осуществлялся с северной стороны.

Запись в летописи, сделанная в 1135 году, является первым упоминанием о городище. Во время Золотой Орды и Монголо-татарского ига, в XIII веке, поселение было разорено. Окончательно стерт с лица земли город был во время советской власти, когда на территории Мстиславля была разрушена церковь Рождества Христова. Сейчас из зданий здесь можно увидеть только ветхую четырехъярусную колокольню, возвышающуюся над лугами.

История монастыря

В конце XIII века для обороны западных рубежей князь Олег возвёл посад в излучине Десны, который в дальнейшем преобразовался в Петропавловский монастырь.

Долгое время посад назывался Петровской обителью, и был не женским епархиальным монастырём, а мужским, выполняя двойную роль — духовную и военную. В те века монахи соседствовали с воинами дружин, вместе защищая свою землю.

Святой преподобный благоверный князь Олег, приняв наследство, отказался от престола в пользу брата. После отказа от княжения он ушёл в монахи, в тот самый основанный им же Петровский посад, где обитал до самой смерти, и там же был погребён.

В смутные времена постоянных войн монастырь несколько раз уничтожали до основания. В XVI веке его захватили литовцы, а через сто лет разграбили запорожские казаки-наёмники, нанятые на службу польским королём Сигизмундом III.

К началу 18 столетия на месте бывшего Петровского монастыря сохранилась только ветхая деревянная церковь. Её в 1702 году снесли и возвели каменную. Строительство каменного храма и послужило началом возрождения обители.

Основание и строительство

В новой церкви устроили два придела: в честь Введения Богородицы в храм, и в честь апостолов Петра и Павла. Церковь в народе называли по первому приделу, Введенской, а монастырь по названию второго придела, Петропавловским. Через несколько лет, к середине 18 века, у монастыря появилась каменная ограда, возвели надвратную церковь Пророка Илии, здесь же разместилось Духовное правление Брянска. Монастырь владел крепостными людьми, землями, мастерскими.

Процветание закончилось в 1764 году.

Указом Екатерины Великой монастырь понизили в классе до третьего, и отобрали в казну все угодья. Отныне в нём должны были находиться только игумен и одиннадцать монахов, которым полагалось из казны содержание менее одной тысячи рублей в год.

Для сбора средств на сохранение и ремонт обители, братия начала побираться по окрестным сёлам и городам. Брянские купцы выделили достаточно пожертвований для начала ремонта, но в 1830 году Николай I окончательно упразднил монастырь. Местные жители не сдались, и за три года упросили Императора отменить Указ. В 1833 году Николай разрешил восстановить обитель и поселить в нём монахинь, образовав женский монастырь. Обрадованные горожане Брянска собрали огромную сумму пожертвований и приступили к ремонту.

Становление женской обители

За три года восстановили разрушающиеся строения, построили общежитие, и осенью 1836 года в нём поселились первые монахини.

Женская обитель снова ожила.

К середине 19 века деревянную надвратную церковь снесли, возведя каменную, построили гостиницу для богомольцев. В начале 20 столетия провели водопровод, а в 1911 построили больницу.

Всё это время число насельниц обители возрастало. К началу 20 века вместо четырнадцати в монастыре проживало 200 монахинь.

Возродилось и хозяйство монастыря — при нём писали иконы, работала приходская школа для девочек. У обители снова появилась пахотная земля и недвижимость в Брянске.

Советские годы и закрытие

После прихода Советской власти часть монашеских келий забрали для поселения в них рабочих, но сократившаяся обитель продолжала деятельность до 1923 года. Затем ценности реквизировали, и монастырь закрыли. В надвратном храме открыли клуб, а затем кинотеатр, проработавший до 1974 года. В храм Введения Богородицы перенесли областной архив. В целом, монастырь без ухода постепенно разрушался.

Во время фашистской оккупации 1941-1943 годов немцы разрешили Богослужения, но после освобождения монастырь снова закрыли.

Восстановление монастыря

Только в 1989 году началась реконструкция сохранившихся сооружений обители. На монастырском храме и колокольне восстановили навершия, и ещё тринадцать лет продолжался ремонт зданий.

По ходатайству Брянского епископа Феофилакта Священный синод РПЦ возобновил деятельность женского монастыря 7 октября 2002 года.

Юрьев-Польский фасад собора.

Ученые предполагают, что резьба на фасадах поручалась двум артелям мастеров — одна специализировалась на выполнении фигур в высоком рельефе, другая — в низком. Есть точка зрения, что для работ привлекались иностранные мастера, но многие исследователи настаивают на том, что это были местные резчики, так как античные кентавры «одеты» в русские кафтаны и шапки, в руке у кого-то есть топорик, можно увидеть изображение зайца. Внутри храма четыре столба поддерживают своды. К северо-западному углу здания пристроена небольшая белокаменная усыпальница. В ней погребен князь, строивший этот собор в XIII в. По мнению одних исследователей — это Юрий, сын Всеволода, по мнению других — Святослав Всеволодович.

Самое интересное

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 131 798
  • Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 88 038
  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 68 742
  • Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 64 634
  • Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 64 361
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 54 472
  • Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 47 173
  • Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 45 076
  • Инвалиды духовной войны — просмотров: 38 631
  • Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 36 472

Фото и описание

Михайло-Архангельский мужской монастырь был основан в 1380 году в селе Усть-Вымь святителем Стефаном Пермским. Тогда он назывался Владычным городком. Преподобный Стефан пришел сюда учить народ православной вере. На холме, обращенном к берегу Вычегды он построил келью, а рядом – Благовещенскую деревянную церковь. Напротив Владычного городка он построил храм во имя Архистратига Михаила и других Небесных Сил Бесплотных. Около него в 14 веке и был основан Михайло-Архангельский монастырь, который стал духовным, просветительским, культурным и миссионерским центром.

На протяжении двух веков в Усть-Выми располагалась кафедра Пермских епископов. 11 февраля древняя Церковь Пермская прославляет подвиги своих архипастырей: Герасима, Питирима, Ионы чудотворцев Устьвымских. Их прославляют вместе поскольку они один после другого довершали апостольские труды Пермского просветителя святителя Стефана. Их мощи упокоены в Усть-Выми, в бывшем кафедральном граде. Более пятидесяти лет продолжались подвиги святителей, епископов Герасима ( с 1416 по 1441 годы), Питирима (с 1444 по 1455 годы), Ионы (с 1455 по 1470 годы).

Святители Питирим и Герасим прославили имя Христа своей мученической смертью. Канонизация и общецерковное их прославление произошло в 1607 году, но здешнее их почитание в качестве Святых случилось намного раньше и было связано с исцелениями и чудесами, которые являли мощи этих чудотворцев.

В 1764 году во времена правления императрицы Екатерины II обитель закрыли. Ее возрождение было начато лишь в наше время. По просьбе Владыки Питирима, епископа Сыктывкарского 21 марта 1996 года обитель снова открыли, ее наместником назначили игумена Симеона (Кобылинского).

Стоящий на красивейшем месте на двух холмах комплекс монастыря включает три храма, домовую церковь, три часовни, гостиницу для паломников и трапезную.

Свято-Стефановский храм был построен в 1761 году на месте старого деревянного. Он представляет собой наиболее древний кирпичный храм, сохранившийся до наших дней в Республике Коми. В нем расположен ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих.

Храм в честь Архистратига Божия Михаила был построен на месте деревянного, его освятили в 1806 году В этом храме хранится довольно старинная икона Архистратига Божия Михаила и 7 Архангелов, чудесным образом обновившаяся в наши дни.

Часовня Святителей Герасима, Питирима и Ионы Устьвымских чудотворцев освятили 7 мая 1996 года, когда монастырь был посещен Патриархом Московским Алексием II, в честь празднования шестисотлетия со дня преставления Стефана Великопермского. Мощи трех Святителей покоятся в часовне под спудом.

На источнике во имя Стефана Пермского всегда проводятся водосвятные молебны с акафистом иконе «Неупиваемая чаша». Целебная вода из этого источника помогает от многих недугов, с ее помощью можно избавиться от курения и пьянства.

В Михайло-Архангельском монастыре почитается прославленный как новомученик и исповедник российский, один из священников, которые служили в Усть-Выми, иерей Павел (Малиновский), который был расстрелян при репрессиях в 1937 году.

Михайло-Архангельский мужской монастырь: что рядом?

Михайло-Архангельский мужской монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь ~ 32,6 км. Княжпогостский районный историко-краеведческий музей ~ 48,6 км

Княжпогостский районный историко-краеведческий музей ~ 48,6 км

Литературно-театральный музей имени Н.М. Дьяконова ~ 51,8 км

Кафедральный собор Стефана Пермского ~ 64,7 км

Литературно-мемориальный музей И.А. Куратова ~ 65,3 км

Академический театр драмы им. В.Савина ~ 65,3 км

Пожарная каланча ~ 65,3 км

Научный геологический музей имени А.А. Чернова ~ 65,3 км

Архивы

АрхивыВыберите месяц Ноябрь 2021  (73) Октябрь 2021  (91) Сентябрь 2021  (57) Август 2021  (61) Июль 2021  (95) Июнь 2021  (64) Май 2021  (101) Апрель 2021  (85) Март 2021  (71) Февраль 2021  (86) Январь 2021  (98) Декабрь 2020  (116) Ноябрь 2020  (109) Октябрь 2020  (135) Сентябрь 2020  (135) Август 2020  (162) Июль 2020  (143) Июнь 2020  (141) Май 2020  (173) Апрель 2020  (256) Март 2020  (195) Февраль 2020  (127) Январь 2020  (106) Декабрь 2019  (151) Ноябрь 2019  (122) Октябрь 2019  (132) Сентябрь 2019  (139) Август 2019  (132) Июль 2019  (150) Июнь 2019  (118) Май 2019  (130) Апрель 2019  (136) Март 2019  (122) Февраль 2019  (137) Январь 2019  (156) Декабрь 2018  (182) Ноябрь 2018  (143) Октябрь 2018  (146) Сентябрь 2018  (103) Август 2018  (82) Июль 2018  (99) Июнь 2018  (63) Май 2018  (67) Апрель 2018  (65) Март 2018  (69) Февраль 2018  (63) Январь 2018  (69) Декабрь 2017  (59) Ноябрь 2017  (69) Октябрь 2017  (54) Сентябрь 2017  (55) Август 2017  (54) Июль 2017  (75) Июнь 2017  (62) Май 2017  (64) Апрель 2017  (46) Март 2017  (53) Февраль 2017  (35)

Усадьба Голицыных

Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Сима, Первомайская улица

Небольшое село Сима досталось генералу Михаилу Голицыну в дар от императора Петра I за боевые заслуги. Генерал велел построить здесь дом с флигелями, разбить парк и выкопать пруд.

В 1812 году тут провел свои последние дни великий полководец Петр Багратион, родственник Голицыных. После тяжелого ранения, полученного во время битвы Бородино, Багратион приехал в Симу, где и скончался. Его тело было предано земле неподалеку от сельской церкви святого Димитрия Солунского. Позже его останки были перезахоронены.

После 1917 года дворянская усадьба Голицыных превратилась в приют для сирот. На сегодняшний день здесь расположены библиотека, местный Дом Культуры, а также музей имени Петра Багратиона.

Город Юрьев в Ополье

Город был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году на слиянии рек Колокши и Гзы. Как и многие другие поселения, которые заложил великий князь, он назвал новый город своим именем – Юрьевым. Дополнение Польский появилось, по всей видимости, для того, чтобы охарактеризовать местоположение города – в полях. И действительно, по сей день Юрьев-Польский окружают изумительной красоты ровные поля.

Юрьев-Польский с высоты

Широкая полоса полей начинается от Владимира и Суздаля и тянется на северо-запад, доходя практически до Переславля-Залесского. Юрьев находится в самом центре. Если посмотреть на город с высоты или просто взять в руки карту, то Юрьев-Польский выглядит, как старая Москва в миниатюре: от него во все стороны разбегаются дороги, и город оказывается в центре этой паутины. В тоже время Юрьев-Польский кажется большой деревней, лежащей в ложбине между полей.

Город задумывался как форпост на северо-западных границах Владимиро-Суздальского княжества. С этой целью были построены высокие укреплённые стены, насыпаны земляные валы. В центре крепости Юрий Долгорукий возвел церковь во имя Святого Великомученика Георгия, своего небесного покровителя. Храм был массивным, строгим и простым. Насыпанные около 1152 года валы были первым сооружением в новом городе. В итоге получилась мощная крепость, небольшая, но хорошо укрепленная. Валы лежали кругом, длиной они были больше 2 км, высотой 7 метров, ширина у основания — 12 метров. Валы сохранились почти по всему периметру, кроме небольшой части возле Михайло-Архангельского монастыря. Это место как раз выходит на центральную площадь, и кажется, будто монастырь и есть юрьевский кремль. Когда-то на стенах стояли деревянные укрепления. Сохранились следы трёх ворот — они смотрят на юг, Владимир и Переславль-Залесский.

Памятник основателю города; за ним видно старые крепостные валы

Практически с самого основания Юрьев-Польского политическая жизнь шла мимо города. Где-то недалеко гремели битвы между Владимирскими князьями и ростовчанами (1177), потом на Липицком поле устроили разборки наследники Всеволода III. А Юрьев-Польский тем временем получил статус столицы удельного княжества (1212). Правителем его стал сын Всеволода Святослав. Внук Долгорукого, сын Всеволода (и чешской королевны Марии), князь Святослав III Всеволодович в 1212 году по смерти отца получил в удел город Юрьев (1212-1238 года).

В 1212 году Юрьев был центром небольшого самостоятельного княжества, которое выделялось из состава Владимиро-Суздальской земли и находилось в управлении у Святослава. После Липицкого сражения Святослав вернулся в Юрьев. В 1230 году он приказал снести храм Георгия и построить на его месте новый собор. По легенде, Святослав Всеволодович спросил у каменщиков, смогут ли они построить такой собор, краше которого еще не было на Русской земле: «Хочу, чтобы храм Георгиевский вырос краше, чем в самой Москве». Мастера ответили, что смогут: «Будет собор, как яблоневый сад в цвет и как жемчужина».

Георгиевский собор

Строительство собора длилось четыре года с 1230 по 1234. Мастера выполнили своё обещание. Второго подобного храма не было в Русском государстве. Уникальность его заключалась в том, что он был полностью покрыт каменной резьбой. Это были отдельные изображения святых и целые композиции – животные и чудовища, растения, листья, стебли, которые причудливым орнаментом оплетали и связывали воедино все сюжеты и изображения. Именно за этот причудливый орнамент храм и сравнивали с яблоневым садом.

Библиотека Антониево-Сийского монастыря

Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители

Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.

dualia1

В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.

Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.

Библиотека на официальном сайте монастыря

dualia1

Торговые ряды и Гостиный двор

С северной стороны к древним земляным валам Юрьев-Покровского много столетий подряд примыкает торговая площадь, которая сейчас называется «Советской». На ней расположены каменные постройки Торговых рядов и двухэтажного Гостиного двора, построенных еще в 1873-1877 годах. Они появились вместо сгоревших деревянных зданий Гостиного двора. Отличием Юрьев-Польских Торговых рядов от рядов в Суздале, Владимире и Костромы считается отсутствие внутреннего двора.

В XIX веке заказчиками Гостиного двора являлись местные торговцы: купцы и фабриканты. Здесь они организовали помещения для торговли и хранения своего товара. В прошлом веке в зданиях размещались лавки, пивные, постоялый двор и склады. Сейчас большинство магазинов пустует, а многие навесы покосились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector