Владимир легойда

массовая культура

Владимир Легойда не видит никаких границ между светской культурой и Церковью:

С точки зрения Владимира Легойды «Церковь неотделима от общества» и именно от секуляризованного, светски религиозного общества:

рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»

1 ноября 2021 года Владимир Легойда выразил несогласие с представителями общественности, которые в отдельных регионах выступили за запрет рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»: «Церковь не подавляет творчество, благословляя художников, вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях». Комментируя обращение жителей Тюмени к губернатору Владимиру Якушеву с просьбой отменить показ упомянутой рок-оперы, В. Легойда призвал видеть разницу между неканоническим и кощунственным изображением святыни и сообщил фантастический факт, что упоминаемая рок-опера якобы «многих привела в Церковь».

В 2012 году Владимир Легойда выступил против запрета кощунственной рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»: «Я не поддерживаю инициативу анонимной ростовской православной общественности о запрете рок-оперы».

После выступлений Владимира Легойды, рок-миссионеров и представителей Ростовской митрополии в Ростовской областной филармонии продажа билетов была возобновлена на кощунственную рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда».

В 2011 году журнал В. Легойды «Фома» отметил 40-летие премьеры рок-оперы. А. Белов из рок-группы «Парк Горького» тогда писал:«Я просто не могу поверить, что такая красивая музыка была написана из кощунственных побуждений, из желания поглумиться над чужой верой. Это, скорее, искреннее заблуждение авторов, которые стремились к добру так, как они его понимали».

«Вангелия»

В 2013 году Владимир Легойда поддержал Первый канал в связи с показом сериала «Вангелия» о болгарской лжепророчице Ванге:

Согласно Легойде, «болгарская ясновидящая Ванга воспринимается в Болгарской и Русской православной церквях как жертва действия темных сил». Пропаганду этих действий темных сил Легойда считает простительными, поскольку «за последние годы Первый канал в разы чаще стал показывать репортажи с церковных праздников и иных церковных мероприятий, освещать визиты патриарха Кирилла и цитировать его проповеди».

Еще одним аргументом в пользу канала оказался благотворительный марафон «Всем миром», организованный недавно усилиями руководства Первого канала: «Почему мы забываем о добрых делах людей, когда нами овладевает страстное желание осуждения?».

Если Евангелие неудобно…

Христианский взгляд должен также действовать в медиапространстве, подчеркнул Легойда.

Выходя в блогосферу или социальную сеть, как только мы прочитали что-то, что пробудило в нас праведный гнев и желание ответить, мы должны вспомнить: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою». И если в этот момент эта фраза кажется тебе назойливо неудобной, то, может быть, проблема не в том, что кто-то чего-то неправильно сказал, а в том, что ты чего-то не переварил?

Кто-нибудь из нас, активно участвующий в блогосфере, всерьез соблюдает эти слова? Особенно в последние месяцы такое читаешь у православных братьев друг о друге, что если бы глаза могли, они бы свернулись в трубочку, как уши.

Присутствие Церкви в медиапространстве, заметил глава СИНФО, не ограничивается выступлениями официальных спикеров, но составляет тот настрой, который возникает от общения с православными у людей, не знакомых с Церковью.

Очерки личной жизни

Разностороннее творчество Владимира Легойды приносит достойные результаты. Он, следуя высшим заповедям, продолжает сеять разумное, доброе, вечное. При его активном участии учрежден и выходит в свет культурно-просветительский журнал «Фома». Легойда, несмотря на большую загруженность, остается главным редактором издания. В 2018 году начал вести авторскую программу на телеканале «Спас».

О личной жизни Владимира Романовича известно немного, хотя он не делает из этого секрета. Легойда женат. Муж и жена соединили свои судьбы в ранней молодости. Вырастили и воспитали троих детей. В доме у супругов царит обстановка любви и взаимного уважения.

Информационные военные стратегии Церкви

С иронией отреагировал председатель СИНФО на вопрос о стратегиях ответов на информационные атаки в адрес Церкви (естественно, примером выступил «панк-молебен» в храме Христа Спасителя): «Так я вам все и рассказал».

-Если серьезно говорить, то единственная война и борьба, которую мы должны вести, — это борьба с грехом. Не с людьми, не с группами. И здесь христианин всегда должен называть грех грехом. И то, что сейчас некоторые говорят: «А что такое там произошло?» — это неправильно. Так нельзя.

Мы должны понимать, что фундаментальным принципом христианского отношения является отделение греха от грешника. На этом растождествлении греха и грешника основана возможность покаяния. Кающийся человек признает, что он сам себя растождествил со своим поступком. Он говорит: я это сделал, но это не я. То, что говорит апостол Павел: «Плохое, что не хочу, делаю, а хорошее, что хочу, не делаю».

Грех должен обличаться, потому что религия — дело не только частное, еще раз подчеркнул Владимир Легойда.

Что касается информационных вещей, то мне кажется, что важно, чтобы об этом говорили люди, не связанные официальным статусом. Вы знаете, какое у нас отношение к чиновникам

Ко мне как-то подошла одна женщина и сказала: «Вы не расстраивайтесь, многие мои друзья считают вас хорошим человеком».

Поэтому если говорить о каком-то инструментарии, важно, чтобы звучал голос людей Церкви. А уж если говорить о конкретных приемах — если интересно, приходите, поговорим

Церковный музей против жизни Церкви

По словам Владимира Легойды, в медиапространстве вообще нет адеватного представления о религиозной жизни.

Понимания того, что такое религия, в медиапространстве нет.

Какое отношение к нашей вере имеет то, что скоро все СМИ начнут говорить, как красить яйца?

Человек неверующий будет воспринимать, что Пасха — это когда собираются и ходят куда-то с куличами и яйцами.

Церковь — с одной стороны фольклор, а с другой — музей. Но музей может быть у того, кто уже умер. А Церковь жива.

Я говорю об этом со студентами, совершенно не занимаясь религиозной пропагандой. Человек должен понимать, что такое религия. Религия — это предельная идентичность. Не то, какой я сын, муж, работник определяет мое отношение к добру и злу, а то, как я отвечаю на вопросы, что такое зло, что такое добро, что такое жизнь, что такое смерть, определяет, какой я муж, какой я сын, какой я чиновник, беру я взятки или не беру, потому что вера — это предельная идентичность, на этом уровне определяются вопросы, которые определяют всю мою жизнь, поэтому она не может быть личным делом. Наше отношение к Богу определяет наше отношение к человеку.

Я преподавал историю религии и культуры и культурологию и объяснял, что отношение к религии и к пониманию места религии в культуре, как к частному делу, существует только в европейской культуре и только в последние двести лет. До Французской революции все было иначе.

Почему мы совершенно справедливо добивались, и добились, преподавания основ религиозной культуры в школе? Потому что это не вопрос закона Божьего, это вопрос понимания человеком того, в каком культурном пространстве он живет.

Как создать православное СМИ

Серьезного ответа удостоился вопрос о языке, тематике и создании православных СМИ.

Категорически нельзя выпускать газету или журнал по принципу «чтоб было». Это недостаточная мотивация

Важно понимать, что средство массовой информации имеет свои функции, и никаких несвойственных ему функций у него быть не может

Есть законы жанра. Любой человек, изучавший медийное дело, знает, что у СМИ есть три функции: информировать, просвещать и развлекать. Поскольку слово «развлекать» нам не очень нравится, меняем его на слово «увлекать». Газета не может заменять беседу со священником. Она может помогать, но это разные вещи.

Нужно понять цель, для чего это делается. Кто аудитория? Надо начинать не с языка, а с понимания, для кого создается СМИ. Допустим, у нас приход — триста человек. Сообщать в газете о праздниках? Можем это делать иначе? Значит, недостаточная мотивация. Организовывать социальную работу? Можем иначе? Значит, и этого недостаточно.

Если это приходская газета, то в ней интересно читать о жизни прихода.

Часто семинаристы — народ горячий: «Мы хотим выпускать семинарскую газету!» Спрашиваю: «А что вы будете писать в этой газете?» «А мы видели у вас в журнале интервью с Бутусовым — мы тоже хотим сделать интервью с Бутусовым!» — «Но это же могут в «Фоме» прочитать». — «А мы тоже хотим».

Первый класс, вторая четверть.

Семинарский журнал — это журнал, который в первую очередь говорит о жизни семинарии. У него есть четкая аудитория — семинаристы. Но должно достигаться две вещи. Первое: это стопроцентно будет интересно семинаристам, потому что про себя всегда интересно читать. Второе: если мне интересна жизнь семинарии, я беру семинарский журнал — что я там жду? Рассказ о жизни семинарии. А если я там прочитаю интервью с Бутусовым, которое будет взято из рук вон плохо, потому что оно все равно будет взято плохо. Мы все равно сделаем лучше.

Каждый должен заниматься своим делом. Тогда семинарский журнал будет интересно читать и семинаристам, и тем, кто интересуется жизнью семинаристов. А если мы хотим сделать из семинарского журнала «Нескучный сад» — не получится. «Нескучный сад» будет лучше.

Не спрашивай, что Церковь может сделать для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для Церкви

После лекции Владимир Романович Легойда ответил на вопросы зрителей, в том числе, кратко очертил круг деятельности Синодального информационного отдела.

С особым воодушевлением церковный чиновник (как он сам себя назвал) рассказал о создании журнала «Фома».

-В 1995 году мы с друзьями увидели, что нет журнала, который мог бы доступным языком и, не переходя на шрифт ижица, говорить о жизни Церкви. Мы могли бы говорить: «Почему в Церкви нет этого?!» — но мы взяли и создали журнал. Пришли в официальную структуру и сказали: «Благословите. Мы хотим для делать Церкви журнал». Нам сказали: «Делайте!»

Как говорил православный президент Кеннеди, «не спрашивай, что страна может сделать для тебя, а что ты можешь сделать для страны».

(Про православного президента Кеннеди — это шутка, — особо выделил Легойда.)

источники

  • Книжный яд. Путеводитель по православному модернизму: авторы, сочинения, издательства / Сост. Р. А. Вершилло. — М.: Антимодернизм.ру, 2015. — (Серия «Модернизм от А до Я»).
  • Вершилло Р. А. Самодержавие, Православие и немного легкой музыки. // Антимодернизм.ру. — 2015. — 23 ноября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  • Вершилло Р. А. Церковь и гностическая политика. // Антимодернизм.ру. — 2011. — 09 декабря. — Дата обращения: 26.09.2017.

Сноски

  1. Журнал заседания Священного Синода Русской православной церкви от 31 марта 2009 года № 18. — Дата обращения: 26.09.2017.
  2. Кадровые решения первого Синода Православие и мир. — Дата обращения: 26.09.2017.
  3. Журналы заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года. // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей. — 2009. — 25 декабря. — Дата обращения: 26.09.2017.
  4. Состав Патриаршего совета по культуре. — Дата обращения: 26.09.2017.
  5. Образован Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских // Патриархия.ru / Новости. — Дата обращения: 26.09.2017.
  6. Журналы заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года. Журнал № 98 // Патриархия.ru. — Дата обращения: 26.09.2017.
  7. Презентация международного христианского фестиваля «Meeting- 2012» состоялась в Москве. // Благовест-Инфо. — 2012. — 10 мая. — Дата обращения: 26.09.2017.
  8. «Единство в главном» как формула предательства. // Антимодернизм.ру. — 2014. — 17 октября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  9. Президент России Владимир Путин утвердил председателя синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимира Легойду членом Общественной палаты РФ. // Православие и мир. — 2021. — 18 октября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  10. Утвержден состав Совета по общественному телевидению. — 2012. — 18 июля. — Дата обращения: 26.09.2017.
  11. В.Р. Легойда назначен членом президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. // Патриархия.ru. — 2016. — 15 января. — Дата обращения: 26.09.2017.
  12. ↑ 12,012,1 Легойда, Владимир . Политика и спасение души. // Фома. — 2008. — № 1 (57) — Дата обращения: 26.09.2017.
  13. Легойда: политика не может помешать общаться людям одной веры. // РИА Новости. — 2015. — 19 мая. — Дата обращения: 26.09.2017.
  14. Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к другим. // Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви. — 2015. — 14 декабря. — Дата обращения: 26.09.2017.
  15. ↑ 15,015,1 Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни….// Антимодернизм.ру. — 2013. — 02 октября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  16. Легойда, Владимир. О смешении религий и о договорной морали. // СИНФО. — 2013. — 04 апреля. — Дата обращения: 26.09.2017.
  17. За аборты не надо «расстреливать и подводить под статью». // Антимодернизм.ру. — 2013. — 13 февраля. — Дата обращения: 26.09.2017.
  18. Владимир Легойда: Должна ли Церковь дистанцироваться от государства? // Православие и мир. — 2012. — 20 января. — Дата обращения: 26.09.2017.
  19. Вл. Легойда и непростая борьба с абортами. // Антимодернизм.ру. — 2015. — 05 июня. — Дата обращения: 26.09.2017.
  20. Взаимодействие церкви и искусства обсудили на форуме в Подмосковье. // Россия-Культура. — 2015. — 01 декабря. — Дата обращения: 26.09.2017.
  21. Владимир Легойда «неотделим от общества». // Антимодернизм.ру. — 2013. — 10 октября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  22. В Русской церкви встали на защиту рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». // Интерфакс-Религии. — 2021. — 1 ноября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  23. ↑ 23,023,1 В. Легойда: «Я не поддерживаю инициативу о запрете рок-оперы». // Антимодернизм.ру. — 2012. — 30 сентября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  24. По заступничеству модернистов возобновлена продажа билетов на кощунственную рок-оперу. // Антимодернизм.ру. — 2012. — 01 октября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  25. ↑ 25,025,125,2 «Вангелия» от Легойды. // Антимодернизм.ру. — 2013. — 09 октября. — Дата обращения: 26.09.2017.
  26. Святейший Патриарх удостоил церковных наград группу лиц, принимавших активное участие в возрождении святынь Сарова и Дивеева
  27. Митрополит Калужский Климент принял участие во встрече клуба друзей журнала «Фома»
  28. Члены делегации Русской Православной Церкви удостоены высоких наград Элладской Православной Церкви
  29. В завершение визита Святейшего Патриарха Кирилла в Сербию в Белграде состоялся прием в честь Его Святейшества

Попы не на «Мерседесах»

В церкви можно встретить и «упакованных» священников на очень дорогих машинах, и почти нищих многодетных батюшек. Разве Церковь при строгой иерархии не может как-то ликвидировать этот разрыв? Если кому-то подарили «Мерседес», разве нельзя отдать его в детдом…

Владимир Легойда: Конечно, можно. Но если мы говорим не о воображаемых грехах, а о реальности, то «Мерседесы» в церкви можно сосчитать по пальцам.

Есть другие дорогие марки…

Владимир Легойда: Архимандрит Симеон, ректор Курской семинарии, сказал мне недавно полушутя: мы тут с отцами посидели и решили, что «Мерседес», «Ауди» и БМВ — это, говоря молодежным сленгом, «зашквар», а остальные — можно. Но — у большинства из 40 тысяч наших священнослужителей нет вообще никакого личного транспорта. И нет проблемы попов на «Мерседесах» — в масштабах церкви.

Но и при этом священноначалие не раз обращалось к священникам на епархиальных собраниях: отцы, надо следить за тем, на чем вы ездите. Священник живет в стеклянном доме. Как публичная фигура он всегда на виду. И Патриарх говорил не раз, что уровень жизни священника должен соответствовать уровню жизни среднего прихожанина в храме. Потому что священник питается от храма, от алтаря. Других источников к существованию у него нет.

Священник должен еще в семинарии научиться понимать и на каких машинах ездить, и как с людьми разговаривать.

А директивно на это повлиять нельзя?

Владимир Легойда: Церковь так устроена, что здесь не все зависит от приказа. Начальство скорее задает тон. На Рождество, Пасху — Патриарх обязательно едет в какой-нибудь детский дом или больницу. Вот в этом году мы были в детской городской клинической больнице святого Владимира в Москве. И не надо никаких директив, архиереи начинают делать то же.

Да, есть приходы более состоятельные, а есть бедные. У Святейшего Патриарха, когда он был назначен митрополитом в Смоленск, была самая бедная епархия. И он рассказывал, как помогал тем приходам, которым было тяжелее всего… Нормальный архиерей все это знает и старается помогать тем, кому тяжело.

Как определить «профпригодность» тех, кто поступает в семинарию или академию? Можно ли вычленить будущего педофила, алкоголика, матершинника?

Владимир Легойда: И среди поступающих в светский вуз это не всегда можно вычленить. Хотя на собеседованиях при поступлении в семинарию стоит задача объяснить абитуриенту, что священство — это служение, а не социальный лифт.

Откуда берутся преступники? Давайте будем реалистами: 12 человек три года ходили с Богом. Не с патриархом, не со святым — с Богом! Он мертвых воскрешал, исцелял больных, ходил по воде у них на глазах, но один из 12 взял и предал его за 30 монет. Почему мы считаем, что можем создать церковь святее той, что основал Христос? Это невозможно. .

Одна из главных задач любого христианина — как бы тебе не оказаться двенадцатым.

церковные должности

С по год — член рабочей группы по разработке документа Русской Православной Церкви «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

31 марта года Священным Синодом назначен на должность председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата Первый в истории РПЦ случай назначения мирянина на пост главы Синодального отдела..

С года — член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

Член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви с года. Член Президиума Межсоборного Присутствия, с года — председатель комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ.

С 25 декабря года член Рабочей группы по подготовке современного Катехизиса Русской Православной Церкви.

С 26 июля года — член Патриаршего совета по культуре.

С 22 марта года — секретарь Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

27 декабря года решением Священного Синода включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства.

С года — член Попечительского Совета храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского при МГИМО (У) МИД России.

25 декабря года постановлением Священного Синода включен в состав новообразованного Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси.

С года — член Попечительского Совета по строительству русской ставропигиальной церкви Всех святых в Страсбурге (Франция).

24 декабря года решением Священного Синода назначен на должность председателя преобразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Член Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.

Христос — свободен, или Стереотипы о средствах

Владимир Романович обратил внимание на то, что обсуждаемые резонансные события связаны также с непониманием места религии в жизни человека: что такое оскорбление чувства верующего, например, непонятно профессиональным журналистам. Это тоже связано с религиозной безграмотностью

Поскольку нет адекватных представлений, возникают представления неадекватные. Есть ложные стереотипы: что такое вера? Что такое Церковь? Стандартный стереотип в молодежной среде, что Церковь — это ограничение свободы. Это не носи, с этим не гуляй, это не ешь, кайся

Это тоже связано с религиозной безграмотностью. Поскольку нет адекватных представлений, возникают представления неадекватные. Есть ложные стереотипы: что такое вера? Что такое Церковь? Стандартный стереотип в молодежной среде, что Церковь — это ограничение свободы. Это не носи, с этим не гуляй, это не ешь, кайся.

Потрясающая вещь! Христианство и Евангелие — вообще не о том, каким человек был, и даже не о том, какой человек есть. Оно о том, каким человек может быть. Весь смысл и проповеди, и духовного делания — это устремленность в будущее. Мы пришли в Церковь, чтобы стать другими. Ты можешь стать подобным Христу. И пусть попробует кто-нибудь сказать, что Христос — это человек, который был не свободен. Это камертон, по которому мы должны настраиваться.

С этим стереотипом мы тоже мало, что делаем, в том числе и своей жизнью.

Одна православная дама попала на федеральный телеканал, и ее там спросили: «А какие танцы вы танцуете?» Она ответила: «Что вы! Православные не танцуют!»

Дело не в том, танцуют или не танцуют. Это вообще про другое. Это все средства, а они связаны с целью.

Стереотип, который зациклен на средствах, создает ложные представления.

Синдром неофита и его противоположность

В какой-то момент в церковном сообществе заговорили о синдроме неофита. Человек, придя в Церковь, хочет отказаться от своего прошлого, становится очень резким. Мы в редакции журнала «Фома», применяя это к себе, сравнивали с влюбленным человеком. У нас был такой посыл: ты пришел к вере, и твой мир стал из черно-белого цветным. Ты хочешь рассказать, как прекрасна твоя возлюбленная. Но когда кто-то этого не видит, он может этого не понять.

Синдром неофита предполагает соответствие определенной субкультуре. В этом нет ничего страшного, это некая данность. Но в свое время в полемике с обязательностью этого неофитского отношения я назвал свой сборник «Мешают ли джинсы спасению?». Есть вещи, которые не так важны для веры.

Но есть и другая проблема, о которой мы говорили меньше: синдром воцерковленного человека, который, как ему кажется, переболел неофитством. Какая разница, длинная юбка или ее отсутствие? Я, конечно, пытался бросить курить, но вот государь курил, а его канонизировали. Мы, конечно, соблюдаем пост, но это для неофитов. Наступает пренебрежение внешним благочестием. Как сказал один знакомый: «Это для прихОжан».

Такое выделение «продвинутых» христиан, по мысли Владимира Романовича, противоречит духу Евангелия.

Нам нужно всегда помнить, хотя, возможно, это и банальность, но банальность, о которой Лосев сказал: «Не все банальное плохо, что-то банальное — истинно»: Евангелие — это книга не для цитирования, а для применения в своей жизни.

Книги

  • Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — М.: Фома-Центр, 2005. — 288 с.
    • Мешают ли джинсы спасению : опыт современной апологетики. — Изд. 2-е. — Москва : Фома центр, 2006. — 288 с. — ISBN 5-98827-001-8
    • Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Фома-Центр, Даръ, 2007. — 384 с.
  • Декларация зависимости. — Москва : Никея, 2011. — 191 с. — ISBN 978-5-91761-128-0
  • Человек в шкуре дракона. — Москва : Никея, 2015. — 207 с. — ISBN 978-5-91761-390-1
  • Несколько слов к Рождеству Христову. — М.: Никея, 2016. — 48 с.
  • Сирийский рубеж / под ред. М. Ю. Шеповаленко. — Москва : Центр анализа стратегий и технологий, 2016. — 183 с. — ISBN 978-5-9902620-8-9 — 300 экз.
  • Быть отцом! — М.: Никея, 2017. — 35—57 с.
  • Церковь, возвышающая голос: . — Москва : Эксмо, 2018. — 191 с. — 1500 экз.
  • Интервью про интервью: известные журналисты об умении задавать вопросы и получать ответы : учебное пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Кафедра международной журналистики; ; под редакцией профессора В. Р. Легойды. — Москва : МГИМО-Университет, 2018. — 104 с. — ISBN 978-5-9228-1931-2 — 500 экз.

Защищать Церковь талантом

На вопрос зрителя, озабоченного нападками на Церковь в сети, что может сделать мирянин для ее защиты, Владимир Романович ответил:

-В ответе на этот вопрос я вижу две составляющие. Первое. Это то, с чего я начал, что я хотел бы, чтобы осталось после нашей встречи:  стремление быть христианином — это главное, что мы можем сделать. Без этого все наши попытки будут слабее, чем могут быть. А что касается зримого присутствия, то это зависит от того, что человек умеет. Как редактор журнала могу сказать, что больше всего неадекватно оценивающих себя людей — это поэты. Столько, сколько в редакцию приходит стихов, не приходит ничего. Люди считают, что именно эта поэма должна осчастливить человечество, заставить человека понять все то, что он не понял, прочитав Пушкина.

Нам говорит Евангелие о звании, в котором человек призван. Если есть талант — не надо зарывать его в землю.

Что мы можем показать миру?

-С точки зрения общественной ситуации — я даже не беру конфликтную и напряженную ситуацию последних месяцев, в ней как раз есть ощущение чего-то спланированного, — мы должны понимать, что контекст, в котором мы находимся, очень непростой.

У меня был разговор с одним нашим архиереем, в котором он сказал, что в начале 90-х годов, когда мы выходили из советского времени, Церковь вызывала недоверие по атеистической инерции, но воспринималась как пострадавшая сторона. На волне отказа от того, от чего мы хотели отказаться, Церковь имела некий кредит доверия. Даже люди идейно либеральной ориентации, которые сегодня нередко становятся критиками Церкви, воспринимали Церковь сугубо положительно как пострадавшую сторону. Здесь не было особой заслуги, но было понимание, что советское прошлое — это плохо, всех угнетали, Церковь тоже угнетали, значит, Церковь — это хорошо. И эта ситуация позволяла многое сделать.

Сегодня же ситуация изменилась. Этот архиерей мне сказал, что единственное, что мы можем показать миру, — это жизнь во Христе.

Нам сегодня важно понимать, что никакого другого основания, никаких других технологий, противостояний и борьбы, которые могли бы дать результат, у нас нет

сочинения

книги

  •  Легойда В. Р. Декларация зависимости. — М.: Никея, 2011. — 192 с.
  •  Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — 3-е, испр. и доп.. — М.: Фома-Центр, Дар, 2007. — 384 с.

    •  Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — 1-е. — М.: Фома-Центр, 2005.
    •  Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. — 2-е. — М.: Фома-Центр, 2006.
  •  Легойда В. Р. Человек в шкуре дракона. — М.: Никея, 2015. — 208 с.
  •  Легойда В. Р. Несколько слов к Рождеству Христову. — М.: Никея, 2016. — 48 с.
  •  Легойда В. Р. Церковь, возвышающая голос. — М.: Эксмо, 2018. — 192 с. — (Православная библиотека). — ISBN 978-5-04-091178-3.

статьи и интервью

  •  Легойда В. Р. О гражданстве земном и небесном. // Церковь и общество. — 1998. — № 3.
  •  Легойда В. Р. Главная опасность нашего времени. // Pro et contra. — 1998.
  •  Легойда В. Р. «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. — 1999. —  № 4.
  •  Легойда В. Р. «Американская мечта» и внешняя политика США. // Экспорт вооружений. — 1999. — № 6.
  •  Легойда В. Р. Религиозность в безрелигиозном обществе. Статья 1-3. // Альфа и Омега. — 2000. — № 1, 2, 4.
  •  Легойда В. Р. Образ президента в американской политической культуре. // Массовые коммуникации и массовое сознание. Сборник статей. М.: МГИМО, 2001 г.
  •  Легойда В. Р. Религиозный дискурс в современных СМИ: можно ли говорить о христианстве в эпоху секуляризма. // Церковь и время. — 2006. — № 35.
  •  Легойда В. Р. Церковь и культура: традиция и консерватизм. // Альфа и Омега, 2009, № 54 (1);
  •  Легойда В. Р. Новое о правах человека. // Альфа и Омега. — 2009. № 55 (2).
  •  Легойда В. Р. Вера как культурная идентичность и вера как жизнь. // Фома. — 2008. — июнь.
  •  Легойда В. Р. Что было, что есть. //Альфа и Омега. — 2010. — № 1 (57).
  •  Легойда В. Р. Фрейду не снилось. // Известия. — 2011. — 14 апреля.
  •  Легойда В. Р. ЕГЭ как масштабная моральная проблема. // Известия. — 2012. — 13 июня.
  •  Легойда В. Р. Мир утопий, или еще раз о Церкви и государстве. // www.expert.ru. — 2012. — 8 октября.
  •  Легойда В. Р. Про детей — без политики и эгоизма. // www.expert.ru. — 2012. — 21 декабря.
  •  Легойда В. Р. Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права. // Аргументы и Факты. — 2013. — 11 января.
  •  Легойда В. Р. Важны люди, а не цифры. // Столичность. — 2013. — 12 февраля.
  •  Легойда В. Р. Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. // Независимая газета. — 2013. — 14 мая.

выступления на радио и телевидении

  • «3 канал» // Программа «Треугольник». — 2011. — 6 января.
  • Радиостанция «Маяк» // Программа «Пропаганда». — 2012. — 15 февраля.
  • Т/к «Дождь» // «Церковь вмешалась в национальный вопрос». — 2011. — 25 августа.
  • Т/к Россия 1 // Программа «Специальный корреспондент» // «Провокаторы». — 2012. — 24 апреля.; «Провокаторы 2». — 2012. — 11 сентября.
  • Радиостанция «Эхо Москвы» // Программа «Родительское собрание» // «Церковь и школа: точки соприкосновения». — 2012. — 18 ноября.
  • Т/к «Дождь» // Собчак живьем. — 2013. — 7 февраля.
  • Т/к «Россия 24 // Программа «Сенат» // «Нужно ли защищать чувства верующих?». — 2013. — 17 апреля.
  • Общественное телевидение России // Программа «Без предисловий». — 2013. — 25 июня.

«Грех», гордость и позор

Алексей Венедиктов на «Эхе Москвы» рассказал историю, как один деятель Католической церкви во Франции удивлялся и просил объяснить ему, почему люди в России гордятся своей историей и великой страной: «А вы знаете, что гордыня это грех? Причем смертный».

Владимир Легойда: Слово «гордость» у нас очень сильно поменяло свое значение. Еще в XIX веке его антонимом было смирение. Говорили — этот гордый, а тот смиренный. И смирение было однозначно положительным качеством, а гордость однозначно отрицательным. Слово смирение, кстати, до революции писалось через «ять» и являлось однокоренным слову «мера». Смиренный — это тот, кто знает свою меру. А гордый — это человек, не знающий своей меры. Как говорят: много о себе думает.

Сейчас главная оппозиция поменявшей свое значение «гордости» — позор. Позор рождает стыд. Позор — точно не положительная категория. Значит и гордость не то чтобы отрицательная. Гордость — это сегодня уже и хорошо, и плохо.

А что касается страны, то, мне кажется, когда мы говорим, что гордимся ею, мы по большому счету имеем в виду, что любим ее.

Вам понравился «Грех» Кончаловского?

Владимир Легойда: Очень понравился. Очень забавно было слышать некоторые претензии к фильму: мол, не показан гений, не показан процесс творчества… Странно упрекать режиссера в том, чего он и не собирался делать: Андрей Сергеевич не раз говорил, что не снимал байопик про известного художника. Фильм намного глубже: он про Творца и творца, про творца и творение… Про то, «из какого сора» порой растут шедевры… Для меня центральным в ленте является момент, когда Микеланджело говорит: я всю жизнь шел к Богу, а пришел только к человеку; моими шедеврами восхищаются, но на них нельзя молиться. На мой взгляд, в этом смысловой центр фильма. И еще, мне кажется, не все из того, что режиссер понял, работая над картиной, он захотел нам сказать. Кончаловский не тот режиссер, который додумывает за тебя. Самому надо думать. Думал сначала сказать, что хотелось бы, чтобы таких фильмов было больше, но понял, что много их не будет. Хорошо, что они вообще есть. Спасибо режиссеру и всей группе.

P.S.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector