Что случается с душой самоубийцы

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных “захожан” придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего, и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: “…со святыми упокой…”. Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: “А когда он в последний раз был на службе?” – “Где-то полгода назад”.– “Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права”.

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают” (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

“Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно – об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!”.

“Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание”.

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях), с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто…

Причины суицида

Самой популярной причиной суицида являются психические патологии: депрессия, невроз, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, обсессивно-компульсивные расстройство. Вероятность самоубийства повышается при наличии зависимостей: наркомании и алкоголизма.

Не редко к мысли покончить с собой приводят развод, проблемы в личной жизни, гибель родного человека, одиночество, тяжелая болезнь, расставание, несчастная, невзаимная любовь, сложности в отношениях с родителями. Смысл жизни можно потерять из-за неудач на работе и трудностями в общении с коллегами и руководителями.

Алкоголизм

Толчком к суициду может стать тяжелое заболевание или обезображивающий внешний дефект. Самоубийство бывает вызвано понижением социального статуса, изоляцией от людей, потерей работы, долгами, крупными денежными убытками, разглашение информации с высокой личной значимостью (о нетрадиционной ориентации, о «сомнительном» прошлом).

В подростковом возрасте суициды обычно вызваны несчастной любовью, ссорами с ровесниками или родителями. Подростки могут покончить с жизнью подражая кумиру и даже вымышленному персонажу.

Согласно законодательству РФ, доведение до самоубийства – это уголовно наказуемое действие. Подтолкнуть к суициду можно унижением, насилием, клеветой, угрозами и травлей. Иногда человек лишает себя жизни из-за чувства вины или страха перед возможным наказанием (например, тюремное осуждение).

Кого оправдывает Церковь

Церковь считает суицидом только осознанный поступок, если же человек сделал это во время психического расстройства, то таких людей отпевать можно. Церковью не приветствуется сокращение жизни человеческой вследствие вредных привычек, но таких людей не считаю самоубийцами.

Если человек не ценит жизнь, данную ему Господом, значит, он совершает большой грех, и будет за это наказан, но запрета на его поминовение и отпевание нет. Если человек состоял на лечении в психиатрической больнице, и наложил на себя руки, то после предоставления соответствующей справки, отпевание стает возможным.

В жизни могут сложиться непредвиденные ситуации, в которых человек был вынужден наложить на себя руки, таких людей не причисляют к числу суицидников. К таким людям относятся военные, которые не хотят попасть в

плен или быть отправленными на пытки. В такой ситуации люди осознавали, что под пытками они смогут выдать секретную информацию, которая может попасть не в те руки и принести много вреда. Так военные спасали других людей от предстоящей опасности, и зарабатывали себе прощение.

В храмах также отпеваются люди, которые поддались психологическому воздействию, например, подростки, у которых еще не сформирована психика и адекватное восприятие действительности.

«Папа всегда скептически относился к психологам и психотерапевтам»

Дарья, 14 лет. Два года назад пережила суицид отца

Отец лишил себя жизни прямо на работе. Он принял таблетки. Купил их в аптеке. Как я поняла, они в свободной продаже. Он выпил пять пачек в туалете и вернулся на рабочее место. Через некоторое время ему стало плохо. Коллеги подумали, что у него произошел инсульт, и вызвали скорую. Отец впал в кому на девять часов и умер. Врач сказал, что он совершил суицид, у него была сильнейшая интоксикация организма.

Мама, брат, сестра и я были в полнейшем шоке. Только на выходных мы ездили на дачу, собирали «антоновку» и делали шашлыки. Он рассказывал о своем студенчестве и улыбался. Телефон мобильный он в этот день оставил дома.

Он был сильным человеком, и мы никогда не слышали от него, что он не хочет жить. Мама тоже сказала, что наедине он никогда не говорил подобное. Ни записки, ни эсэмэски он не оставил. Вообще ничего. Коллеги до сих пор думают, что отец умер от инсульта. Мама сделала все, чтобы сохранить его смерть в тайне от всех. Знают только самые близкие — мама, брат, сестра, бабушка с дедушкой и папин брат. Сейчас понимаю, что проблема была бы с окружающими. Они бы не знали, что сказать и как себя вести. Потому что суицид — это закрытая тема. В квартире не поменялось ничего. Остались фотографии и вещи папы. Исчезли иконы. Мама перестала носить крестик и перестала верить в Бога. На кладбище мы почти не ходим. Если честно, не тянет и меня.

В первые недели после трагедии мама изводила себя бесконечной работой. Она перемыла всю квартиру до блеска, перебрала все вещи, все книги. Иногда плакала. Мы втроем всячески пытались не трогать ее и кое-как держались вместе. Школьные психологи пытались кое-как поддержать, учителя интересовались. Но это было нашей семейной тайной.

Объяснял свою неприязнь к психологам тем, что никто не может помочь человеку так, как его близкие и родные люди

Папу не осуждаю и не хочу. Мне кажется, что он стыдился своей депрессии. Папа работал днями напролет и находил время для нас. Боль наша только увеличивается от его потери. Брат сказал, что злится на него, называет эгоистом. Люди часто говорят, что депрессия и самоубийство — это какой-то эгоизм. Но мне кажется, что самоубийство — это что угодно, но только не эгоизм. Людей, покончивших с собой, вы можете обвинять в чем угодно, но только не в том, что они поступили безответственно. Мне кажется, что папа принял это решение от отчаяния, от безнадежности. Думаю, что это была последняя стадия депрессии, которую мы, близкие и любимые люди, не увидели. Полагаю, что он не стал бы накладывать на себя руки, не попробовав справиться. Это может звучать парадоксально, но никто не хочет умирать.

Папа всегда скептически относился к психологам и психотерапевтам. В какой-то момент у моей сестры не сложились отношения с одноклассниками. Классный руководитель предложил маме сводить ее к психологу. Отец был против. Объяснял свою неприязнь тем, что никто не может помочь человеку так, как его близкие и родные люди. Этот стереотип сыграл с ним злую шутку. В школе постоянно говорят о том, что суицид — это грех, что стоит думать о своих родных, что нужно беречь свою жизнь. В действительности же оказывается, что обычные с виду люди могут просто носить маску благополучия, а на деле каждый день борются с тем, о чем другие даже не подозревают. Некоторые из них кончают с собой. Другие будут пытаться это сделать. А некоторые станут держаться за жизнь изо всех сил. Долгие месяцы или годы. А потом все всегда заканчивается одинаково.

Что ещё нужно делать родственникам самоубийцы

Душе самоубийцы можно помочь не только молитвой, но и совершением добрых дел за его упокой. Например, раздачей милостыни или угощения. Иерей Роман Присыпкин советует:

Родным самоубиенного следует помнить, что также важна их личная благочестивая жизнь: стремление исполнять Божьи Заповеди, регулярное посещение богослужений и участие в Церковных Таинствах. Господь облегчит участь души усопшего, если увидит усердные духовные старания его близких.

Таинствами называются наиболее значимые церковные священнодействиях, в которых невидимо участвует Сам Господь. Основными Церковными Таинствами для крещёных православных христиан являются Исповедь и Евхаристия (Причастие). Исповедь – искреннее покаяние перед Богом в своих грехах, совершаемое в присутствии свидетеля-священника. Подлинное покаяние подразумевает деятельное изменение своей жизни и твёрдое противостояние греху. В Таинстве Исповеди Господь прощает человека и даёт ему духовные силы для борьбы со страстями. Святой преподобный Паисий Святогорец наставляет:

Таинство Причастия заключается в спасительном приобщении ко Христу через вкушение Его Крови и Тела под видом хлеба и вина:

Это не символическое, а реальное соединение с Господом, освящающее и преображающее человека. Через Причастие Всевышний восстанавливает падшую человеческую природу, исцеляет её от смертельной язвы греха. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

Последствия суицида в Исламе

Согласно заповедям пророка Мухаммада человек не должен желать себе смерти. Тем, кто самовольно уйдет из жизни, он предрекал адский огонь навечно. В загробной жизни такой человек будет постоянно повторять свой акт самоубийства. Исключение составляют три случая: спящие, ребенок, не достигший совершеннолетия и умалишенные. Религия учитывает случаи психологического или физического воздействия со стороны окружения или преступников.

Однако сколько длится «адский огонь навечно» решает Бог, поэтому пребывание в Преисподней может иметь конец. Для этого у человека должна сохраниться вера в Создателя. Большинство мусульманских ученых, толкующих хадисы, сходятся во мнении, что даже слабая вера способна спасти душу суицидника.

Человек, наложивший на себя руки, является грешником, но не безбожником, поэтому над ним совершаются все погребальные обряды: подготовка тела, заворачивание в саван, совершение молитвы. Его хоронят на мусульманском кладбище. Имам общины может отказаться проводить церемонию, как выражение порицания поступка. В таком случае ритуал проводит его помощник.

После смерти такому человеку нужны молитвы и добрые дела его родственников, которым также вменяется забота о детях покойного.

Для кого существуют исключения

Процесс определения возможностей для отпевания непростой. Чтобы получить разрешение для совершения такого обряда (Чина погребения) и соблюдения сопутствующих традиций (моление, установка креста на могиле и т. д.), необходимо чем-то подтвердить, что умерший не совершил самоубийство по своей воле. Это обычно сложно доказать. В подобных случаях церковь отказывает в отпевании. Но есть несколько исключений – для определенных людей, умерших при сходных обстоятельствах, как при самоубийстве.

Психически нездоровые люди. Подтверждающие документы

Считается, что молитвы о самоубийцах допустимы, если достоверно известно – такие люди не принимали осознанное решение убить себя. Это возможно в одном из случаев, например, если человек был невменяем на момент наступления смерти. Такое случается в состоянии аффекта, возникшем на фоне сложных жизненных обстоятельств, а также вследствие измененного сознания на фоне психической болезни.

Как правило, такие люди стоят на учете, принимают поддерживающие препараты или пребывают в лечебном учреждении. В любом из случаев есть возможность получить справку о состоянии здоровья самоубийцы при жизни. После этого его душу можно будет отмаливать в церкви.

Люди с тяжелой зависимостью: алкоголики, наркоманы. Спорный вопрос в церковной среде

Вопрос отпевания людей, почивших с миром вследствие различных обстоятельств, до сих пор остается открытым. Его решение упирается в разногласия по данному поводу. Соответственно, окончательный ответ дает священник конкретной церкви, куда обращаются родственники самоубийцы. На территории разных регионов решения по данному вопросу могут отличаться.

Но в течение последнего десятилетия наблюдаются некоторые послабления в данном вопросе. По этой причине алкоголики, токсикоманы и наркоманы могут быть похоронены, согласно церковным канонам. При этом умерших отпевают. Над ними разрешают читать молитвы, применяют на похоронах религиозные атрибуты.

Кристина, 23 года

Пыталась покончить с жизнью в 18 лет.

Что вы помните о том дне?

Я проснулась с чувством спокойствия и надежды на будущее. За день до этого доктор прописал мне Ксанакс и я с нетерпением ждала момента, когда я, наконец, обрету чувство контроля над ситуацией.

Это был самый прекрасный день – я села в автобус и поехала на работу. Я тогда работала на стойке регистрации. В какой-то момент я написала своему бойфренду и, слово за слово, переписка переросла в настоящую ссору. Он писал мне такие ужасные вещи. Он был моей последней поддержкой вдали от семьи.

Жизнь казалась мне безрадостной. Хотя, если посмотреть на мою жизнь со стороны – у меня не было причин для грусти. Я была здорова, и у меня была работа. Я, правда, не знала, чем я в принципе хочу заниматься в жизни, но это меня не беспокоило. Из жизнерадостного и общительного человека, каким я была в школе, я превратилась в того, кто не мог прийти к близким друзьям на вечеринку, не перенервничав до полусмерти. Я уже не знала, кто я, а моя жизнь не имела смысла.

Так что, я решила – хватит! Я встала, вышла с работы, села на автобус и поехала домой. Выйдя на остановке, я ощутила самое великолепное чувство – целеустремленность, само наличие цели уже меня радовало. Правда этой целью была смерть, но это все же было лучше, чем отсутствие цели как таковой. Я смотрела на серую толпу людей: кто-то шел на работу, кто-то — с работы, кто-то отправлялся по магазинам. Все это напоминало мне какую-то репетицию бессмысленной жизни. Я почувствовала покой и умиротворение. Впервые за долгое время груз безысходности в моей голове, как будто бы исчез. Я вздохнула и поняла: «Вот оно — счастье».

Я зашла в дом, в котором прошло мое детство.

Я вспомнила, как солнечный свет падал на мебель, и вдохнула запах пыли, кожи и ковра; я поцеловала свою собаку и прошлась по всем комнатам, прощаясь.

Я просмотрела рождественские снимки и фотографии с семейных торжеств, которые уже не казались мне частью моей жизни. Я помнила только крики и страх одиночества в собственном доме. Я была решительно настроена, покинуть этот мир.

Моя мама работала медсестрой, поэтому у нас была довольно большая аптечка. Я стала методично набирать лекарства: парацетамол, кодеин, ибупрофен, антигистаминные – все подряд.

Я разделась, влезла в пижамные штаны моего парня и мою любимую футболку с символикой ООН. Я включила диск, который он записал специально для меня, вдохнула его запах и по всему телу пробежала дрожь.

Я разделила оставшиеся 49 таблеток снотворного на две приблизительно равные части и одним разом проглотила первую половину, перемешанную с частью лекарств из аптечки. Эффект был мгновенный.

Я написала несколько сообщений. Маме: «Я тебя люблю»; папе: «Жаль, что ты не очень любишь меня»; сестрам: «Простите»; и ему: «Пожалуйста, напиши, что ты меня любишь».

Я ждала ответа 5 минут.

Я взяла лист бумаги и написала записку: «Мне так жаль. Я очень несчастна. Простите меня. Не отдавайте мое тело на вскрытие. Люблю, Кристина».

Я последний раз проверила телефон. Пропущенный от мамы, сообщение от сестер («За что простить? Ты в порядке?») и ничего от него.

Оставшаяся горсть таблеток прошла легко. Я встала в последний раз и, запрокинув голову, рассмеялась каким-то ненормальным смехом.

Я «умерла» под песню «No Sound But the Wind” группы “Editors”.

Я проснулась через три дня в палате интенсивной терапии возле держащего меня за руку отца, который за предыдущие девять месяцев со мной даже не говорил.

Что вы думаете сейчас?

Когда я проснулась, я ужасно разозлилась, что ничего не вышло и чувствовала себя беспомощной. Меня перевезли в больницу для душевнобольных и долго держали под наблюдением. Прошли годы перед тем, как я действительно ощутила благодарность за то, что судьба предоставила мне второй шанс.

Пройдя через все это, я поняла, что стала сильнее. Сталкиваясь с трудностями, я говорю себе: «я не позволю этому расстроить меня». Наконец я поняла, что хочу быть медсестрой и уже закончила первый год сестринской школы. Теперь я чувствую, что контролирую свою жизнь.

Я осознала, что чем дальше в историю уходит моя попытка самоубийства, тем меньше я вспоминаю, говорю и думаю о ней, что хорошо. Правда, рассказывать об этом становится все сложнее – я очень хочу вообще забыть, что это произошло. Но я чувствую, что должна поделиться своей историей с другими.

Вот что я хотела бы сказать себе (тогда) и другим 17-18 летним, оказавшимся в такой же ситуации: все будет гораздо лучше, чем вы думаете. Ваша жизнь обретет смысл, и вы сможете её контролировать. И хотя дорога жизни довольно длинна и трудна – это не повод идти по ней в одиночестве.

Что происходит с душой покойного и самоубиенного на сороковой день после смерти

В период от девятого до сорокового дня душа усопшего находится в Аду. Туда ее приносят ангелы для того, чтобы душа могла сравнить условия в Раю и в Аду и увидела, как там мучаются грешники, и, соответственно, покаялась.

На сорокой день душа усопшего обратно предстает еще раз перед судом Божьим, где уже окончательно решается, куда она попадет. Что касается души самоубийцы, то его судьба уже давно решена. Тем не менее многое будет зависеть от молитв родственников, которые будут просить о помиловании души самоубиенного.

Но, как правило, душа самоубиенного привязана к родственникам или к месту самоубийства и не обретает покой, пока не загладит свою вину.

Как помочь душе человека, который покончил с собой

Можно ли помочь душе самоубийцы? Серафим Саровский описывал случай из своей практики. Как-то раз к нему обратилась семья, в которой один из членов наложил на себя руки, утопившись в реке. Испытывавшие страшные муки родственники не могли упоминать его в молитвах.

Но внезапно святой старец им ответил, что отец их самоубийцей не был. Саровский получил видение от Бога, что в момент, когда их родной человек падал вниз, он обратился к Богу и получил прощение. Молитвы в церквях об ушедших из жизни добровольно запрещены, но те, кто желают им помочь, могут упоминать их в келейных молитвах, совершаемых дома. Они могут спасти тех, кто так согрешил.

Старец Иосиф Исихаст призывал молиться по четкам. Он рассказал о знакомой женщине, которая погибла, совершив суицид. Он начал молиться за нее по четкам, и в одну из ночей она пришла к нему во снах и поблагодарила за это. Она говорила, что для нее наступил прекрасный момент, и благодаря его усилиям она отправляется туда, где будет жить вечно. Она оказалась спасенной от вечных страданий благодаря его молитвам, хотя жила неправедно.

Исследования

Ученый из России Коротков изучал феномен смерти. Он с помощью метода Кирлиан исследовал энергетическое состояние человека после его гибели. Благодаря высокочастотному фотографированию зафиксировали свечение пальцев. В результате был сделан вывод, что показатели отличаются в зависимости от вида смерти.

  1. Естественная — колебания энергетики незначительное. Сначала происходит ее подъем, а дальше постепенный спад на протяжении нескольких часов.
  2. Внезапная, что бывает из-за несчастных случаев — амплитуда маленькая. Наблюдается один выраженный пик.
  3. Та, что наступила в результате стечения обстоятельств, которые можно было предупредить — колебания отличаются большой амплитудой. Длятся долгое время. Такое свечение зафиксировано и при смертях, что наступали из-за самоубийства.

Коротков считал, что резкие прыжки амплитудных показателей связаны с астральным телом суицидника. Оно остается без физической оболочки раньше времени и мечется между двумя мирами, не находя выхода.

Свидетельством неправомерности рокового шага являются и суждения ясновидящих. Они часто по фотографии человека могут определить, жив ли он. Но в том случае, когда человек добровольно покинул физический мир, экстрасенсы говорят, что не видят их ни в мире живых, ни мертвых.

Толкования разных культур

  1. У японцев самоубийство считали шагом чести. Самураи совершали сеппуку, чтобы избежать плена или искупить свою вину.
  2. В Древнем Риме аристократы суицид воспринимали как признак сильной воли.
  3. В Индии у стариков было принято сжигать себя, чтобы не обременять семью. После смерти мужа жены уходили вслед за ним, совершая давний обряд сати.
  4. У кельтов и датских воинов было принято бросаться со скалы «предков», чтобы не дожить до старости. Состояние немощи у них считалось позором.

Часто такой поступок в старину совершали в качестве преподношения богам. Ему предшествовала длительная подготовка. Человек должен был осознать свое жертвенность.

Но совершенный акт самоубийства бывает разным, если принимать во внимание его причины и последствия для души. Ситуации, когда воин убивает себя, чтобы не попасть в руки врагов, и когда человек пытается таким способом уйти от проблем, существенно отличаются

В конкретных случаях по-разному рассуждали, куда девается душа.

Зачем нам дается жизнь?

Перед тем как стать человеком духовная сущность составляет контракт, в котором прописывает все детали своей жизни. В нем указывается характер отношений с другими людьми, их влияние на жизнь конкретного индивидуума. Также в контракте закладываются трудности, через которые должен пройти человек. Они могут даваться с целью развития Души или же как отработка кармы. Контракт подразумевает и наличие окон возможностей, воспользовавшись которыми человек быстрее сумеет справиться с проблемами, развязать кармические узлы и улучшить свою жизнь.

Каждая новая жизнь дается для получения опыта

Неважно какого, с точки зрения Высших Сущностей нет чего-то плохого и хорошего. Есть просто опыт проживания конкретной роли

Все мы в свое время были обидчиками и обиженными, убийцами и жертвами, богатыми и нищими, здоровыми и калеками.

Если мы приходим на Землю с какой-то ролью, мы обязаны ее сыграть до конца. С точки зрения человека эта роль может показаться ужасной, невыносимой. Но проживание такого опыта необходимо для нашей Души. Конечная цель каждой Сущности достичь такого развития, когда не нужно будет воплощаться на Земле. Когда все уроки будут пройдены и выучены.

Чего ждать суициднику после смерти?

Суицид — это отречение от Божьей любви, а значит, ответ на вопрос, куда попадает душа самоубийцы, однозначен — в ад. Отказ от Бога — это предательство. И предательство Иуды заключалось не только в том, что он предал Христа, а в том, что повесился. Причем Церковь гораздо сильнее осуждает его за суицид.

Каждый христианин должен стремиться получить смерть «непостыдную и мирную», тогда за земной жизнью последует вечная жизнь. Только от самого человека зависит, обретет ли он покой или вечные муки.

Христианская Церковь не отпевает самоубийц, не совершает заупокойных служб. Конечно, по гражданскому законодательству человека беспрепятственно похоронят на общем кладбище, но могильный крест ставить не положено. В дальнейшем за самоубийцу нельзя подавать записки за поминание.

Кого оправдывает Церковь

Церковь считает самоубийством только осознанное решение, поэтому, если человек повесился в состоянии психического расстройства или умер от сильного опьянение, передозировки наркотиков, то Церковь не отказывает в отпевании и не считает таких людей суицидниками

Самоубийцами не считают тех, кто погиб из-за неосторожности

Конечно, Церковь не приветствует сокращение жизни из-за пагубных пристрастий. Расточать жизнь как ценный дар Бога — тяжелый грех, за который взыщется. Но отказывать такому человеку в отпевании и поминовении нельзя. Церковь рекомендует родственникам таких людей усиленно молиться, потому что его ожидают трудности.

Если человек состоял на клиническом учете и наложил на себя руки в невменяемом состоянии, родственники предоставляют медицинские документы правящему архиерею. После их рассмотрения он выдает разрешение на отпевание в храме.

Психических больных и смертельно больных, решивших уйти из жизни сознательно, считают самоубийцами.

В жизни случаются чрезвычайные ситуации, в которых людей, добровольно покончивших с жизнью, не причисляют к суицидникам. Это относится к военным, не желающим попасть в руки к врагам, или людям, преследуемым злоумышленниками. Если человек понимает, что не в силах перенести физические страдания и может выдать врагу важную информацию, которая повредит другим, Церковь считает такую смерть мужественным поступком, правильным выбором и производит погребение по всем христианским канонам.

Не относятся к самоубийцам и люди, покончившие с собой из-за психологического воздействия. Несовершеннолетние дети также отпеваются по всем церковным канонам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector