Николай резанов. истинная история «юноны» и «авось»

Краткое содержание сюжета

В основу сюжета спектакля положены события, происходившие на самом деле. Известный русский путешественник – граф Николай Рязанов – после смерти своей жены принимает решение посвятить оставшуюся жизнь на благо родины. Долгое время его целью было наладить торговые взаимоотношения с жителями Американского континента. Предложения Резанова не находят отклика у российских властей. Но однажды ему все-таки поручают ответственное задание – отправиться к берегам Америки. Перед поездкой граф рассказывает об одном случае, который произошел с ним еще в юношеские годы. Во сне ему явилась Казанская Божья Матерь. Встреча произвела на него неизгладимое впечатление. Богородица пообещала графу неустанно молиться за него. Два корабля под Андреевскими стягами отправляются в далекое плавание к берегам далекого континента. В это время в Испанской Калифорнии активно идут приготовления к свадебному торжеству. Дочка местного губернатора – Кончита Аргуэльо – готовится выйти замуж за своего жениха Фернандо.

Русский граф высказывает свое почтение от лица государства. Отец девушки приглашает его на официальное торжество, посвященное 16-летию Кончиты в качестве посланника самого императора Александра. На балу русский путешественник приглашает юную именинницу на танец, который становится роковым моментом в судьбах обоих. Фернандо безумно ревнует свою невесту к иностранному гостю. Подчиненные графа с особой циничностью заключают между собой спор – сможет ли он обольстить Кончиту. Между соперниками назревает конфликт.

Ночью в своих покоях молодая девушка читает молитву, обращенную к деве Марии. В эту ночь Резанов объясняется ей в любви. В душе девушки рождается взаимность. Однако удача покидает русского графа: Фернандо вызывает его на дуэль. Российско-Американская кампания графа не может похвастаться успехами, дела экспедиции идут не лучшим образом. Скандал, возникший из-за опрометчивых действий графа, вынуждает экипаж покинуть Америку.

Перед отъездом влюбленные дают друг другу клятвы в верности и совершают тайную помолвку. По пути к Аляске Резанов тяжело заболевает и умирает.

Тайная встреча князя Резанова и Кончиты

Кончита самоотверженно ждет своего возлюбленного. Вскоре до нее доходят печальные известия о кончине графа. Отказываясь верить в свое горе, девушка все же надеется на встречу с возлюбленным. В ожидании проходят три десятилетия. Отчаявшись, она дает обет молчания и остается жить в монастырской обители, где и умирает.

Спустя два столетия, происходит символическая встреча влюбленных. Осенью 2000-го года шериф города Бениша, где похоронена Кончита, привозит землю с ее могилы и цветок розы, чтобы положить их к кресту на могиле графа. На одной его стороне написана фраза: «Я тебя никогда не забуду», а на другой – «Я тебя никогда не увижу».

Краткое содержание

История начинается с того, что у графа Резанова умирает жена. После этого он теряет смысл жизни и решает полностью отдаться служению Родине. Он посылает царю предложения о налаживании торговых связей с Северной Америкой. Долгое время его просьбы остаются без ответа, но в итоге Резанов добивается своего. Ему разрешили отправиться в путешествие.

Николай вспоминает, как в детстве на него повлияла икона Казанской Божьей матери. Он настолько восхитился увиденным, что стал воспринимать святую как возлюбленную. Она являлась ему во снах и говорила, что беспокоится не о чем и она за него молится.

К берегам Америки отправились два корабля — «Юнона» и «Авось». После того как Резанов добралась до берегов Калифорнии он знакомится с губернатором Хосе Дарио Аргуэльо и комендантом крепости. Графа приглашают на бал в честь шестнадцатилетия дочери коменданта — Кончиты.

На торжестве Резанов танцует с девушкой и он восхищается ее красотой. Она была величественная, обворожительная, милая. У нее изящная фигура, прекрасные кудрявые волосы и другие прелестные черты. Граф влюбляется в нее, но она должна выйти замуж за сеньора Фредерико.

Но начинается череда неудач. Резанова вызывает на дуэль Фредерико, установление русско-американских торговых отношений идет плохо. Поведение Николая резко осуждается губернатором.

Резанов хочет жениться на Кончите, но она католичка и это значит, что необходимо получить разрешение. Они совершили тайную помолвку и граф отправился обратно в Россию. По дороге он тяжело заболевает и умирает.

До Кончиты доходят слухи о смерти любимого, но она отказывается им верить. Только когда путешественник Джон Симпсон сообщает ей точные детали смерти Резанова, Кончита понимает — ее любимый погиб.

Девушка ждала 35 лет, а после дала обет молчания и сделала постриг в монахини. Она умерла в возрасте 66 лет и всю жизнь оставалась верна Резанову. Опера заканчивается песней «Аллилуйя любви», где восхваляются чувства двух влюбленных.

Композитор

Автор музыки к спектаклю – А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать – художником-дизайнером, а отец – скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.

Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: «Остров сокровищ», «Тот самый Мюнхгаузен», «Сказка о Звёздном мальчике», «Андерсен — Жизнь без любви», «Приключения Буратино», «Красная Шапочка», «Братья Карамазовы» и др., а также к мультфильмам: «Волк и семеро козлят на новый лад», «Чёрная курица», серия «Муми-Тролль» и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.

[править] Значение

Значение постановки для советской культуры было огромно. Еще бы: прямо в центре Москвы идет рок-спектакль, идеологически не совместимый из линией коммунистической партии. Еще при приемке спектакля цензурной комиссией и авторы постановки, и артисты опасались за свое творение. Но страхи оказались напрасны: спектакль был разрешен. Оказывается, рок-опера и православные песнопения совсем не подрывали идеологических государственных основ. Правда, это было время, когда советская власть доживала последние годы, рухнув через несколько лет, что было официально зафиксировано горбачевской Перестройкой в 1985 году, хотя официально страна еще какое-то время существовала.

Спектакль «Юнона и Авось» стал долгожителем в репертуаре Ленкома, сменив не одно поколение актеров.

Короткий пересказ «Юнона и Авось»

Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальных событиях. Изначально это была поэма «Авось», которую Андрей Вознесенский создал, впечатлившись историей любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо.

После встречи с композитором Алексеем Рыбниковым поэт пишет либретто. После переработки которого появляется рок-опера «Юнона и Авось». Это было новое веяние в искусстве – на сцене звучали песни-молитвы с современным музыкальным сопровождением.

И вот уже почти 37 лет рок-опера, поставленная режиссёром Марком Захаровым, успешно идет на подмостках театра имени Ленинского комсомола.

Вознесенский показывает нам главного героя либретто с высоким чувством патриотизма, преданности Родине, человека ищущего смысл, истину жизни. Резанов относит себя к неприкаянному поколению, которым тяжело и дома, и в чужой стороне.

Николай Резанов не находит отраду в повседневности, душа его в вечном поиске несбыточных мечтаний. В юности ему приснилась Богородица и с тех пор она завладела его мыслями. По прошествии лет образ Святой Девы стал роднее. Молодой человек думает о ней как о своей возлюбленной с вишневыми глазами. Сердце его пребывает в постоянном смятении.

И вот ему 40 лет, а он как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли.

Он пишет многочисленные прошения, веря лишь в русское «авось», государю Алексею Николаевичу с просьбой поддержать его затею и направить корабли к берегам Калифорнии для осуществления российско-американской торговой компании, для упрочения славы и мощи России.

От безысходности Резанов молится Богоматери и стыдливо признается в тайной любви к ней, как к обычной женщине. В ответ он слышит голос, который благословляет его на дела. И неожиданно камергер получает положительный ответ на поездку. Государь возлагает на Резанова ответственную миссию — наладить российско-американские и испанские торговые отношения.

Резанцев выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось». Уже на подходе к берегам Калифорнии, у команды не оставалось продовольствия, многие заболели цингой.

Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением.

Российский путешественник дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами. Русский мореплаватель приглашает на танец дочь Хосе Дарио Аргуэьо, которая сразу влюбилась в него. Это переломный момент в рок-опере.

Эмоции переполняют главных героев. Дочери губернатора было всего 16 лет, сеньор Федерико считался ее женихом. Но Резанцев уже не может отказаться от юной красавицы и приходит к Кончите ночь со словами нежности. Они становятся близки.

Им приходится совершить тайную помолвку, которая не имела никакой силы. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – Кончита должна была получить согласие Папы Римского, Резанов – российского императора.

Общество осуждает действия русского, назревает скандал. Резанов с грустью покидает свою невесту; держит путь в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. К тому же Резанову нужно продолжить начатую миссию во благо Отечества.

Обратный путь был печальным. Резанов пишет государю, что хотел прославления родины, но его мечты разбились вдребезги. Возвращаясь в Петербург, путешественник заболевает горячкой и умирает, так и не осуществив свой замысел.

Кончита остается ждать Резанова. Когда ей сообщают о гибели любимого, она отвергает эти слухи. И продолжает ждать. Много завидных женихов сваталось к дочери губернатора, но она вновь и вновь отказывала им. Сердце ее принадлежало только далекому русскому. Мать и отец состарились, Кончита заботилась о них. И ждала.

Шло время, ушли в мир иной родители. Минуло тридцать лет. И только когда Кончита увидела официальные бумаги о гибели Резанова, она становится монахиней, проведя остаток дней в доминиканском монастыре.

«Юнона и Авось» — о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь. В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» — как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.

«…В море общем сливаются реки,

Аллилуйя любви, аллилуйя!»

Примечания

  1. Зотов, Алексей. . Первый канал (22 января 2017). Дата обращения: 27 декабря 2020.
  2. . orenmuzcom.ru. Дата обращения: 2 февраля 2017.
  3. .
  4. Svetlyachok2011. (23 июля 2017). Дата обращения: 15 мая 2018.
  5.  (недоступная ссылка). muzdrama.ru. Дата обращения: 15 мая 2018.
  6. ↑ .
  7. .
  8. ↑ (архив). Новая газета (9 июля 2001). — Интервью Алексея Рыбникова. Дата обращения: 12 марта 2021.
  9. . Дата обращения: 23 июня 2012.
  10. .
  11. Вопросы истории. — 1998. — № 8.
  12. . Discogs. Дата обращения: 20 декабря 2020.
  13. . Мелодия. Дата обращения: 20 декабря 2020.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июня 2012.
  15. . Дата обращения: 29 июля 2011.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июня 2012.

Влияние произведения

Описание сюжета «Юноны и Авось» не передает всей глубины оперы. Ее продолжительность всего 1 час 20 минут, но за это время удается хорошо понять суть работы. Для каждого слушателя открывается свой смысл оперы. Кто-то выделяет историю любви, другой — стремление Резанова служить родине.

Опера стала очень популярной благодаря тому, что главную роль исполнял Николай Караченцов — он мог не только отлично играть, но и хорошо петь. Но постановки с другим действующим составом тоже посещало большое количество зрителей. Пока длится опера зритель успевает проникнуться историей графа и дочки коменданта.

Пьесы, оперы, спектакли имеют большое значение для культурного развития личности. Поэтому нужно посещать разные постановки и это позволит не только получать знания о том или ином сюжете, но и совершенствоваться духовно.

https://youtube.com/watch?v=DueCM1aKfRY

[править] История создания

История спектакля началась с того, что еще в 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссеру Марку Захарову свои музыкальные наработки с использованием православных песнопений. Эти мелодии режиссеру понравились и он решил на их основе создать спектакль на древнерусский сюжет на основе «Слова о полку Игореве». За разработкой драматургии Марк Захаров обратился к поэту Андрею Вознесенскому.

А вот А.Вознесенскому идея совсем не понравилась. Но от совместной работы он не отказался, а предложил в качестве основы собственную поэму «Авось» о любви русского графа Резанова и американки Кончиты.

Вопрос с постановкой решился уже на следующий день. Поэма «Авось» М.Захарову понравилась, и он решил перенести свои режиссерские идеи по музыкальным разработкам Алексея Рыбникова в это направление. Но одной поэмы «Авось» для спектакля было мало, и А. Вознесенский начал дальнейшую работу над текстом либретто, который создавался не в тиши кабинета, а сразу в театре, одновременно с постановкой, в расчете на определенных актеров.

С самого начала Марк Захаров делал установку на то, что новый спектакль должен был стать рок-оперой в соединении с религиозной музыкой — и это в антиклерикальном Советском Союзе, где велась борьба с религией на государственном уровне, а само слово «рок» было чуть ли не запрещено к произнесению, поэтому жанр спектакля по цензурным соображением был заменен на «современная опера».

Разбитые надежды

В основу первой и, пожалуй, самой популярной отечественной рок-оперы положена история реальной личности — графа Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках «Юнона» и «Авось», снаряженных на собственные средства, к берегам далекой Америки. Свою любовь он действительно встретил там, однако волею судьбы расстался с ней навсегда, как и в трогательном романсе на стихи Андрея Вознесенского.

Прилежный и одаренный юноша к четырнадцати годам овладел в совершенстве пятью языками, в шестнадцать уже служил в лейб-гвардии в Измайловском полку, отвечал за охрану Екатерины II во время ее поездки в Крым в 1780 году, однако вскоре оставил военную службу и перешел на гражданское поприще. Из Петербурга перспективный офицер Резанов переехал в заштатный Псков, где стал служить в палате гражданского суда в скромной должности коллежского асессора.

Почему же вместо того, чтобы участвовать в победоносных походах и блистать на балах, он с утра до ночи разбирал тяжбы окрестных крестьян и купчишек? Дело в том, что его отец попал под следствие по подозрению в растрате, и на руках у молодого Николая оказалась вся семья: мать, младшие братья и сестра, которых он увез в провинцию подальше от позора. О блестящей карьере, дальних странствиях тогда и мечтать не приходилось. Спустя долгие пять лет счастье наконец улыбнулось  Резановым: главу семейства оправдали. Николай смог занять более приличествующий ему пост — правителя канцелярии Гавриила Державина, поэта, сановника и любимца Екатерины II. Порой Резанову приходилось выполнять личные поручения императрицы, да так успешно, что вскоре он перешел в штат ее официального фаворита Зубова. А тот, опасаясь конкуренции со стороны молодого статного красавца, отставного офицера и при этом образованного интеллектуала, под благовидным предлогом избавился от Резанова, отправив его в далекий Иркутск — инспектировать деятельность компании купца Григория Шелихова.

…«Юнону» и «Авось» западному миру открыл Пьер Карден?
Подробнее

Оперы. Все пересказы

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

История успеха рок-оперы

В 1978 году молодой автор Андрей Вознесенский, воодушевившийся музыкальными набросками композитора Алексея Рыбникова, решает положить на эти импровизации свою поэму «Авось». Через три года свет увидела рок-опера «Юнона и Авось», которая, однако, была представлена создателями как современная опера, чтобы избежать придирки властей и обойти рамки цензуры, строго оценивающей в то время рок-оперу в целом. 

Впервые, поэма зазвучала через колонки в церкви Покрова, где произвела сильное впечатление на небольшую группу слушателей. Получив благословение церкви, уже опера появилась на сцене московского театра Ленинского комсомола, где, кстати, «Юнона и Авось» считается визитной карточкой до сегодняшнего дня. На сцене Москвы рок-опера имела грандиозный и весьма удачливый успех: поставили её сразу, хотя тогда, 35 лет назад, спектакли практически не выпускали в свет, тем более с первого раза. 

Главные роли исполняли за все эти годы многие: и Дмитрий Певцов, и Виктор Раков, Алла Юганова. Но Николаю Караченцову, первому исполнителю главной роли, посвятившему в последующем роли графа более 20 лет жизни, и Елене Шаниной наиболее тонко удалось прочувствовать графа и испанскую девушку: не зря именно их дуэт по сей день считается самым удачным, а их песня «Я тебя никогда не забуду…» до сих пор находится на пике популярности.  Актеры так мастерски, так душевно и талантливо отобразили своих героев на сцене, что сомнений не может быть – история правдивая!  

История спектакля

В 1975 году Алексей Рыбников написал для «Ленкома» рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»; спектакль пользовался большим успехом, и в 1978 году композитор предложил Марку Захарову новый совместный проект. Как рассказывал впоследствии Андрей Вознесенский, Марк Захаров хотел создать спектакль по мотивам «Слова о полку Игореве», но Вознесенского идея не увлекла, и он предложил свою поэму под названием «Авось!» — о русском путешественнике Николае Петровиче Резанове (1764—1807). Поэма Захарову понравилась, но для создания «современной оперы» Вознесенскому пришлось сочинить новые сцены и арии.

Премьера спектакля состоялась 8 июля 1981 года, и с тех пор, уже 40 лет, он не сходит со сцены «Ленкома». В 1983 году спектакль был записан по трансляции для телевидения с первым составом исполнителей. В том же году знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «„Юнону“ и „Авось“» французской публике в театре «Эспас Карден» в Париже, затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: спектакль был показан в США, Германии, Голландии и других странах. В 1990 году рок-опера «„Юнона“ и „Авось“» в течение двух месяцев шла в Сити-центре Нью-Йорка.

В 1984 году из «Ленкома» ушёл Павел Смеян, игравший в спектакле Главного Сочинителя, и Марку Захарову пришлось разделить его роль между двумя исполнителями — актёром и певцом. С тех пор в спектакле два Сочинителя — Первый и Второй.

В 2001 году «„Юнона“ и „Авось“» отмечала своё 20-летие. За эти годы в театре значительно обновился состав исполнителей, и лишь Николая Резанова бессменно играл Николай Караченцов. К юбилею спектакля была создана его новая телевизионная версия, а также снят документальный фильм «„Юнона“ и „Авось“. Аллилуйя Любви» — об истории создания самой рок-оперы и спектакля «Ленкома». Интересен тот факт, что в титрах второй телеверсии Главным сочинителем значится Дмитрий Марьянов, а Геннадий Трофимов и Павел Смеян — Первым и Вторым солистами (здесь одна роль разделена даже не на двух, а на трёх исполнителей).

За прошедшие 10 лет состав исполнителей ещё раз обновился; сейчас на сцене театра главную роль в очередь исполняют Дмитрий Певцов и Виктор Раков, Кончиту поют Александра Волкова и Анна Зайкова. Второго сочинителя уже не одно десятилетие поёт Геннадий Трофимов, но теперь уже в очередь с сыном — Ильёй Трофимовым.

Первые контакты

Из-за плохого состояния тендера «Авось» капитан Гавриил Иванович Давыдов выполнить приказ Резанова не мог. «Авось» ушел в камчатский порт Петропавловск, где встал на ремонт. Капитан «Юноны» Николай Александрович Хвостов решился на одиночное плаванье. Эта экспедиция на века предопределила отношения России и Японии.

Историк О. В Климова в работе «Первая экспедиция Н.А. Хвостова на Сахалин в 1806 году» указывает, что в 1806 году «Юнона» трижды заходила в бухты острова, причем две последние стоянки даже получили название Сумнение и Любопытство.

Впервые к восточной оконечности острова – губе Анива «Юнона» подошла 6 октября 1806 года.

Русских встретили старейшины айны и провели их в большой дом, где усадили между очагов и угощали вяленой рыбой — юколой и «сушеными морскими червяками» – уть. Хвостов одарил айнов платками, бисером, лентами, табаком и ножницами.

На следующий день Хвостов решил утвердить на острове русское владычество и сошел на берег как официальное лицо, подняв на фрегате флаги и вручив «старшине» медаль и грамоту, подтверждающую принятие земель под покровительство императора Александра I.

На вопросы, где могут находиться японцы, айны указали на мыс севернее и руками показали, что японцев надо бить. Хвостов и сам понимал, что японцев, как соперников, следует «бить», но главное – нужно было прервать их торговлю с островом.

Затем «Юнона» прошла западнее и 10 октября часть экипажа во главе с офицерами Карпинским и Ильиным снова сошла на берег —узнать о японцах, но в конфликт не вступать, обойтись со всеми «ласково».

Русские посетили два селения айнов, видели сараи, принадлежавшие японцам, но японцев не нашли и возвратились на фрегат. На следующий день Хвостов сошел на берег, раздал подарки и одарил старейшину медалью с грамотой, во время вручения которых русские дали залп из ружей и пушек фрегата.

В селении моряки прибили доску с надписью о том, что 10 октября 1806 года здесь была «Юнона», а селение названо Сумнением, а потом устроили обед, угощали туземцев русскими блюдами и учили стрелять из ружей.

Одного из айнов по имени Тюрафусингуру привезли на корабль, к вечеру его одели в европейское платье, а на шею дали медаль, чем он остался весьма доволен. Он знаками объяснил русским, что «японцы больно бьют». Моряки и сами видели среди айнов много искалеченных ударами мечей людей. Все больше уверяясь, что айнов следует освободить от японского гнета, Хвостов прошел дальше и снова высадился на берег. Эту стоянку он назвал Любопытство.

Вторая экспедиция

Из страха перед японцами, айны рассказали им, что русские заставили их помогать силой. Медные дощечки Хвостова японцами были сняты и отправлены в Эдо – для расшифровки. Но единственное, что смогли понять японцы – это то, что Сахалин посетили «русские пираты».

Николай Хвостов оказался первым мореходом, который открыл, что Сахалин – это остров, и составил карты губы Анива.

Вторая экспедиция на Сахалин и Курильские острова состоялась в 1807 году при участии обоих судов – «Юноны» и «Авось». Во время неё русские на Итурупе обратили в бегство японский гарнизон из 300 солдат и отдали айнам все богатства притеснителей. Экспедиция обследовала Курильские острова и Сахалин с двух сторон. На Аниве русские узнали, что японцы больше не приходили на остров.

Таким образом Давыдов и Хвостов подтвердили права Российской империи на Сахалин и острова Курильской гряды, уже заявленные Россией в середине XVII века, но прослыли среди японцев «жестокими пиратами».

История создания

В 1978 году композитор Рыбников создал несколько музыкальных импровизации на тему православных песнопений. Он хотел создать спектакль по мотивам «Слово о полку Игоревом», но Вознесенский отверг эту идею. Он рассказал о своей поэму и кратко поведал сюжет. Рыбников смутился и пообещал почитать текст. На следующий день он ответил согласием и предложил создать оперу.

В основу либретто легла работа Вознесенского, но ее пришлось серьезно дописывать. Танцевальные номера были поставлены Владимиром Васильевым. Комиссия сразу разрешила новый спектакль Рыбникова. Премьера состоялась 9 июня 1981 году в театре Ленкома.

Среди исполнителей:

  1. Николай Караченцов — граф Резанов.
  2. Елена Шанина — Кончита.
  3. Александр Абдулов — Фернандо.

За несколько дней до премьеры в иностранной прессе появились новости о том, что опера антисоветская. Из-за этого спектакль долго не показывали за рубежом и не издавалась пластинка. Но позже удалось добиться гастролей по Америке, Франции, Германии и других странах.

За столько лет существования постановка неизменно собирает полные залы. Название оперы известно многим любителям искусства. «Юнона и Авось» — это история любви двух людей. Для них нет расстояния, возраста и других границ.

Работа Рыбникова была первой в таком жанре. До этого никто не добавлял песни-молитвы с музыкальным сопровождением. Автор наделил графа следующими качествами:

  1. Патриотизм.
  2. Активность.
  3. Озабоченность поиском места под солнцем.

https://youtube.com/watch?v=VdjIaIl3524

В возрасте сорока лет Резанов все еще продолжает искать жизненный путь. В итоге он приходит к мысли о службе стране и поэтому он решает отправиться на поиски новых земель. Поэму Вознесенского может называться «Авось» по еще одной причине — это русская вера в авось, т. е. в расчет на случай.

Список музыкальных тем

Обложка первого официального CD-переиздания («Мелодия», 1996)

Обложка официального винилового переиздания («Мелодия», 2013)

«Юнона» и «Авось»
Название Длительность
1. «Пролог» 4:39
2. «Отпевание» 2:37
3. «Романс „Я тебя никогда не забуду!“» 2:45
4. «Ария Резанова „Душой я бешено устал…“» 5:23
5. «Сцена в церкви. Молитва» 3:00
6. «Ария Пресвятой Девы» 3:14
7. «Песня моряков „Авось“» 4:16
8. «Плавание» 2:51
9. «Прибытие в Америку» 1:12
10. «Сцена на балу» 1:32
11. «Белый шиповник» 3:21
12. «Ночь в спальне Кончиты» 1:42
13. «Ария Резанова „Ангел, стань человеком“» 4:35
14. «Дуэль с Фернандо» 2:47
15. «Помолвка» 3:55
16. «Монолог Резанова „Принесите мне карты открытий“» 2:01
17. «Хор и сцена „Воздайте Господу“» 6:18
18. «Сцена в келье. Ожидание Кончиты» 4:09
19. «Финал» 3:34
20. «Эпилог. „Аллилуйя“» 5:28

Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1982 году, содержит запись, сделанную в 1980 году, то есть ещё до премьеры самой рок-оперы в театре. В 1996 году запись была переиздана фирмой «Мелодия» на CD (MEL CD 60 00327), в 2013 году — в формате двойного винилового альбома (MEL LP 0014) с изменённым оформлением обложки.

Впоследствии был выпущен компакт-диск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра «Ленком» (грампластинка 1982 года была записана без их участия), с несколько другим содержанием:

«Юнона» и «Авось»
Название Длительность
1. «Пролог»  
2. «Романс офицеров»  
3. «Душой я бешено устал»  
4. «Молитва первая»  
5. «Молитва вторая»  
6. «Ария Девы»  
7. «Авось»  
8. «Белый шиповник»  
9. «Ангел, стань человеком»  
10. «Я тебя никогда не забуду»  
11. «Хор Воздайте Господу»  
12. «Я умираю от простой хворобы»  
13. «35 лет ожидания»  
14. «Реплика Человека от театра»  
15. «Аллилуйя»  
16. «В честь пятнадцатилетия»  
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector