Николай резанов. истинная история «юноны» и «авось»
Содержание:
- Краткое содержание сюжета
- Краткое содержание
- Композитор
- [править] Значение
- Короткий пересказ «Юнона и Авось»
- Примечания
- Влияние произведения
- [править] История создания
- Разбитые надежды
- Оперы. Все пересказы
- История успеха рок-оперы
- История спектакля
- Первые контакты
- Вторая экспедиция
- История создания
- Список музыкальных тем
Краткое содержание сюжета
В основу сюжета спектакля положены события, происходившие на самом деле. Известный русский путешественник – граф Николай Рязанов – после смерти своей жены принимает решение посвятить оставшуюся жизнь на благо родины. Долгое время его целью было наладить торговые взаимоотношения с жителями Американского континента. Предложения Резанова не находят отклика у российских властей. Но однажды ему все-таки поручают ответственное задание – отправиться к берегам Америки. Перед поездкой граф рассказывает об одном случае, который произошел с ним еще в юношеские годы. Во сне ему явилась Казанская Божья Матерь. Встреча произвела на него неизгладимое впечатление. Богородица пообещала графу неустанно молиться за него. Два корабля под Андреевскими стягами отправляются в далекое плавание к берегам далекого континента. В это время в Испанской Калифорнии активно идут приготовления к свадебному торжеству. Дочка местного губернатора – Кончита Аргуэльо – готовится выйти замуж за своего жениха Фернандо.
Русский граф высказывает свое почтение от лица государства. Отец девушки приглашает его на официальное торжество, посвященное 16-летию Кончиты в качестве посланника самого императора Александра. На балу русский путешественник приглашает юную именинницу на танец, который становится роковым моментом в судьбах обоих. Фернандо безумно ревнует свою невесту к иностранному гостю. Подчиненные графа с особой циничностью заключают между собой спор – сможет ли он обольстить Кончиту. Между соперниками назревает конфликт.
Ночью в своих покоях молодая девушка читает молитву, обращенную к деве Марии. В эту ночь Резанов объясняется ей в любви. В душе девушки рождается взаимность. Однако удача покидает русского графа: Фернандо вызывает его на дуэль. Российско-Американская кампания графа не может похвастаться успехами, дела экспедиции идут не лучшим образом. Скандал, возникший из-за опрометчивых действий графа, вынуждает экипаж покинуть Америку.
Перед отъездом влюбленные дают друг другу клятвы в верности и совершают тайную помолвку. По пути к Аляске Резанов тяжело заболевает и умирает.
Тайная встреча князя Резанова и Кончиты
Кончита самоотверженно ждет своего возлюбленного. Вскоре до нее доходят печальные известия о кончине графа. Отказываясь верить в свое горе, девушка все же надеется на встречу с возлюбленным. В ожидании проходят три десятилетия. Отчаявшись, она дает обет молчания и остается жить в монастырской обители, где и умирает.
Спустя два столетия, происходит символическая встреча влюбленных. Осенью 2000-го года шериф города Бениша, где похоронена Кончита, привозит землю с ее могилы и цветок розы, чтобы положить их к кресту на могиле графа. На одной его стороне написана фраза: «Я тебя никогда не забуду», а на другой – «Я тебя никогда не увижу».
Краткое содержание
История начинается с того, что у графа Резанова умирает жена. После этого он теряет смысл жизни и решает полностью отдаться служению Родине. Он посылает царю предложения о налаживании торговых связей с Северной Америкой. Долгое время его просьбы остаются без ответа, но в итоге Резанов добивается своего. Ему разрешили отправиться в путешествие.
Николай вспоминает, как в детстве на него повлияла икона Казанской Божьей матери. Он настолько восхитился увиденным, что стал воспринимать святую как возлюбленную. Она являлась ему во снах и говорила, что беспокоится не о чем и она за него молится.
К берегам Америки отправились два корабля — «Юнона» и «Авось». После того как Резанов добралась до берегов Калифорнии он знакомится с губернатором Хосе Дарио Аргуэльо и комендантом крепости. Графа приглашают на бал в честь шестнадцатилетия дочери коменданта — Кончиты.
На торжестве Резанов танцует с девушкой и он восхищается ее красотой. Она была величественная, обворожительная, милая. У нее изящная фигура, прекрасные кудрявые волосы и другие прелестные черты. Граф влюбляется в нее, но она должна выйти замуж за сеньора Фредерико.
Но начинается череда неудач. Резанова вызывает на дуэль Фредерико, установление русско-американских торговых отношений идет плохо. Поведение Николая резко осуждается губернатором.
Резанов хочет жениться на Кончите, но она католичка и это значит, что необходимо получить разрешение. Они совершили тайную помолвку и граф отправился обратно в Россию. По дороге он тяжело заболевает и умирает.
До Кончиты доходят слухи о смерти любимого, но она отказывается им верить. Только когда путешественник Джон Симпсон сообщает ей точные детали смерти Резанова, Кончита понимает — ее любимый погиб.
Девушка ждала 35 лет, а после дала обет молчания и сделала постриг в монахини. Она умерла в возрасте 66 лет и всю жизнь оставалась верна Резанову. Опера заканчивается песней «Аллилуйя любви», где восхваляются чувства двух влюбленных.
Композитор
Автор музыки к спектаклю – А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать – художником-дизайнером, а отец – скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.
Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: «Остров сокровищ», «Тот самый Мюнхгаузен», «Сказка о Звёздном мальчике», «Андерсен — Жизнь без любви», «Приключения Буратино», «Красная Шапочка», «Братья Карамазовы» и др., а также к мультфильмам: «Волк и семеро козлят на новый лад», «Чёрная курица», серия «Муми-Тролль» и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.
[править] Значение
Значение постановки для советской культуры было огромно. Еще бы: прямо в центре Москвы идет рок-спектакль, идеологически не совместимый из линией коммунистической партии. Еще при приемке спектакля цензурной комиссией и авторы постановки, и артисты опасались за свое творение. Но страхи оказались напрасны: спектакль был разрешен. Оказывается, рок-опера и православные песнопения совсем не подрывали идеологических государственных основ. Правда, это было время, когда советская власть доживала последние годы, рухнув через несколько лет, что было официально зафиксировано горбачевской Перестройкой в 1985 году, хотя официально страна еще какое-то время существовала.
Спектакль «Юнона и Авось» стал долгожителем в репертуаре Ленкома, сменив не одно поколение актеров.
Короткий пересказ «Юнона и Авось»
Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальных событиях. Изначально это была поэма «Авось», которую Андрей Вознесенский создал, впечатлившись историей любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо.
После встречи с композитором Алексеем Рыбниковым поэт пишет либретто. После переработки которого появляется рок-опера «Юнона и Авось». Это было новое веяние в искусстве – на сцене звучали песни-молитвы с современным музыкальным сопровождением.
И вот уже почти 37 лет рок-опера, поставленная режиссёром Марком Захаровым, успешно идет на подмостках театра имени Ленинского комсомола.
Вознесенский показывает нам главного героя либретто с высоким чувством патриотизма, преданности Родине, человека ищущего смысл, истину жизни. Резанов относит себя к неприкаянному поколению, которым тяжело и дома, и в чужой стороне.
Николай Резанов не находит отраду в повседневности, душа его в вечном поиске несбыточных мечтаний. В юности ему приснилась Богородица и с тех пор она завладела его мыслями. По прошествии лет образ Святой Девы стал роднее. Молодой человек думает о ней как о своей возлюбленной с вишневыми глазами. Сердце его пребывает в постоянном смятении.
И вот ему 40 лет, а он как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли.
Он пишет многочисленные прошения, веря лишь в русское «авось», государю Алексею Николаевичу с просьбой поддержать его затею и направить корабли к берегам Калифорнии для осуществления российско-американской торговой компании, для упрочения славы и мощи России.
От безысходности Резанов молится Богоматери и стыдливо признается в тайной любви к ней, как к обычной женщине. В ответ он слышит голос, который благословляет его на дела. И неожиданно камергер получает положительный ответ на поездку. Государь возлагает на Резанова ответственную миссию — наладить российско-американские и испанские торговые отношения.
Резанцев выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось». Уже на подходе к берегам Калифорнии, у команды не оставалось продовольствия, многие заболели цингой.
Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением.
Российский путешественник дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами. Русский мореплаватель приглашает на танец дочь Хосе Дарио Аргуэьо, которая сразу влюбилась в него. Это переломный момент в рок-опере.
Эмоции переполняют главных героев. Дочери губернатора было всего 16 лет, сеньор Федерико считался ее женихом. Но Резанцев уже не может отказаться от юной красавицы и приходит к Кончите ночь со словами нежности. Они становятся близки.
Им приходится совершить тайную помолвку, которая не имела никакой силы. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – Кончита должна была получить согласие Папы Римского, Резанов – российского императора.
Общество осуждает действия русского, назревает скандал. Резанов с грустью покидает свою невесту; держит путь в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. К тому же Резанову нужно продолжить начатую миссию во благо Отечества.
Обратный путь был печальным. Резанов пишет государю, что хотел прославления родины, но его мечты разбились вдребезги. Возвращаясь в Петербург, путешественник заболевает горячкой и умирает, так и не осуществив свой замысел.
Кончита остается ждать Резанова. Когда ей сообщают о гибели любимого, она отвергает эти слухи. И продолжает ждать. Много завидных женихов сваталось к дочери губернатора, но она вновь и вновь отказывала им. Сердце ее принадлежало только далекому русскому. Мать и отец состарились, Кончита заботилась о них. И ждала.
Шло время, ушли в мир иной родители. Минуло тридцать лет. И только когда Кончита увидела официальные бумаги о гибели Резанова, она становится монахиней, проведя остаток дней в доминиканском монастыре.
«Юнона и Авось» — о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь. В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» — как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.
«…В море общем сливаются реки,
Аллилуйя любви, аллилуйя!»
Примечания
- Зотов, Алексей. . Первый канал (22 января 2017). Дата обращения: 27 декабря 2020.
- . orenmuzcom.ru. Дата обращения: 2 февраля 2017.
- .
- Svetlyachok2011. (23 июля 2017). Дата обращения: 15 мая 2018.
- (недоступная ссылка). muzdrama.ru. Дата обращения: 15 мая 2018.
- ↑ .
- .
- ↑ (архив). Новая газета (9 июля 2001). — Интервью Алексея Рыбникова. Дата обращения: 12 марта 2021.
- . Дата обращения: 23 июня 2012.
- .
- Вопросы истории. — 1998. — № 8.
- . Discogs. Дата обращения: 20 декабря 2020.
- . Мелодия. Дата обращения: 20 декабря 2020.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июня 2012.
- . Дата обращения: 29 июля 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июня 2012.
Влияние произведения
Описание сюжета «Юноны и Авось» не передает всей глубины оперы. Ее продолжительность всего 1 час 20 минут, но за это время удается хорошо понять суть работы. Для каждого слушателя открывается свой смысл оперы. Кто-то выделяет историю любви, другой — стремление Резанова служить родине.
Опера стала очень популярной благодаря тому, что главную роль исполнял Николай Караченцов — он мог не только отлично играть, но и хорошо петь. Но постановки с другим действующим составом тоже посещало большое количество зрителей. Пока длится опера зритель успевает проникнуться историей графа и дочки коменданта.
Пьесы, оперы, спектакли имеют большое значение для культурного развития личности. Поэтому нужно посещать разные постановки и это позволит не только получать знания о том или ином сюжете, но и совершенствоваться духовно.
https://youtube.com/watch?v=DueCM1aKfRY
[править] История создания
История спектакля началась с того, что еще в 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссеру Марку Захарову свои музыкальные наработки с использованием православных песнопений. Эти мелодии режиссеру понравились и он решил на их основе создать спектакль на древнерусский сюжет на основе «Слова о полку Игореве». За разработкой драматургии Марк Захаров обратился к поэту Андрею Вознесенскому.
А вот А.Вознесенскому идея совсем не понравилась. Но от совместной работы он не отказался, а предложил в качестве основы собственную поэму «Авось» о любви русского графа Резанова и американки Кончиты.
Вопрос с постановкой решился уже на следующий день. Поэма «Авось» М.Захарову понравилась, и он решил перенести свои режиссерские идеи по музыкальным разработкам Алексея Рыбникова в это направление. Но одной поэмы «Авось» для спектакля было мало, и А. Вознесенский начал дальнейшую работу над текстом либретто, который создавался не в тиши кабинета, а сразу в театре, одновременно с постановкой, в расчете на определенных актеров.
С самого начала Марк Захаров делал установку на то, что новый спектакль должен был стать рок-оперой в соединении с религиозной музыкой — и это в антиклерикальном Советском Союзе, где велась борьба с религией на государственном уровне, а само слово «рок» было чуть ли не запрещено к произнесению, поэтому жанр спектакля по цензурным соображением был заменен на «современная опера».
Разбитые надежды
В основу первой и, пожалуй, самой популярной отечественной рок-оперы положена история реальной личности — графа Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках «Юнона» и «Авось», снаряженных на собственные средства, к берегам далекой Америки. Свою любовь он действительно встретил там, однако волею судьбы расстался с ней навсегда, как и в трогательном романсе на стихи Андрея Вознесенского.
Прилежный и одаренный юноша к четырнадцати годам овладел в совершенстве пятью языками, в шестнадцать уже служил в лейб-гвардии в Измайловском полку, отвечал за охрану Екатерины II во время ее поездки в Крым в 1780 году, однако вскоре оставил военную службу и перешел на гражданское поприще. Из Петербурга перспективный офицер Резанов переехал в заштатный Псков, где стал служить в палате гражданского суда в скромной должности коллежского асессора.
Почему же вместо того, чтобы участвовать в победоносных походах и блистать на балах, он с утра до ночи разбирал тяжбы окрестных крестьян и купчишек? Дело в том, что его отец попал под следствие по подозрению в растрате, и на руках у молодого Николая оказалась вся семья: мать, младшие братья и сестра, которых он увез в провинцию подальше от позора. О блестящей карьере, дальних странствиях тогда и мечтать не приходилось. Спустя долгие пять лет счастье наконец улыбнулось Резановым: главу семейства оправдали. Николай смог занять более приличествующий ему пост — правителя канцелярии Гавриила Державина, поэта, сановника и любимца Екатерины II. Порой Резанову приходилось выполнять личные поручения императрицы, да так успешно, что вскоре он перешел в штат ее официального фаворита Зубова. А тот, опасаясь конкуренции со стороны молодого статного красавца, отставного офицера и при этом образованного интеллектуала, под благовидным предлогом избавился от Резанова, отправив его в далекий Иркутск — инспектировать деятельность компании купца Григория Шелихова.
…«Юнону» и «Авось» западному миру открыл Пьер Карден?
Подробнее
Оперы. Все пересказы
- Балет Ромео и Джульетта
- Беллини — Норма
- Бородин — Князь Игорь
- Вагнер — Валькирия
- Вагнер — Гибель богов
- Вагнер — Золото Рейна
- Вагнер — Летучий голландец
- Вагнер — Лоэнгрин
- Вагнер — Тангейзер
- Вебер — Вольный стрелок
- Верди — Аида
- Верди — Бал-маскарад
- Верди — Дон Карлос
- Верди — Зигфрид
- Верди — Луиза Миллер
- Верди — Макбет
- Верди — Набукко
- Верди — Риголетто
- Верди — Травиата
- Верди — Трубадур
- Верди — Фальстаф
- Гендель — Оттон
- Гершвин — Порги и бесс
- Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
- Глинка — Руслан и Людмила
- Глюк — Орфей и Эвридика
- Гуно — Фауст
- Даргомыжский — Русалка
- Доницетти — Дон Паскуале
- Доницетти — Любовный напиток
- Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- Жизель
- Жорж Бизе — Кармен
- Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
- Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
- Корсар
- Лебединое озеро
- Леонкавалло — Паяцы
- Масканьи — Сельская честь
- Моцарт — Волшебная флейта
- Моцарт — Дон Жуан
- Моцарт — Похищение из сераля
- Моцарт — Свадьба Фигаро
- Мусоргский — Борис Годунов
- Мусоргский — Хованщина
- Мюзикл Кошки
- Пуччини — Богема
- Пуччини — Джанни Скикки
- Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
- Пуччини — Манон Леско
- Пуччини — Принцесса Турандот
- Пуччини — Тоска
- Рахманинов — Алеко
- Римский-Корсаков — Золотой петушок
- Римский-Корсаков — Псковитянка
- Римский-Корсаков — Садко
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Римский-Корсаков — Снегурочка
- Римский-Корсаков — Царская невеста
- Россини — Севильский цирюльник
- Рубинштейн — Демон
- Рыбников — Юнона и Авось
- Спящая красавица
- Тристан и Изольда
- Чайковский — Евгений Онегин
- Чайковский — Иоланта
- Чайковский — Пиковая дама
- Чайковский — Чародейка
- Чайковский — Щелкунчик
История успеха рок-оперы
В 1978 году молодой автор Андрей Вознесенский, воодушевившийся музыкальными набросками композитора Алексея Рыбникова, решает положить на эти импровизации свою поэму «Авось». Через три года свет увидела рок-опера «Юнона и Авось», которая, однако, была представлена создателями как современная опера, чтобы избежать придирки властей и обойти рамки цензуры, строго оценивающей в то время рок-оперу в целом.
Впервые, поэма зазвучала через колонки в церкви Покрова, где произвела сильное впечатление на небольшую группу слушателей. Получив благословение церкви, уже опера появилась на сцене московского театра Ленинского комсомола, где, кстати, «Юнона и Авось» считается визитной карточкой до сегодняшнего дня. На сцене Москвы рок-опера имела грандиозный и весьма удачливый успех: поставили её сразу, хотя тогда, 35 лет назад, спектакли практически не выпускали в свет, тем более с первого раза.
Главные роли исполняли за все эти годы многие: и Дмитрий Певцов, и Виктор Раков, Алла Юганова. Но Николаю Караченцову, первому исполнителю главной роли, посвятившему в последующем роли графа более 20 лет жизни, и Елене Шаниной наиболее тонко удалось прочувствовать графа и испанскую девушку: не зря именно их дуэт по сей день считается самым удачным, а их песня «Я тебя никогда не забуду…» до сих пор находится на пике популярности. Актеры так мастерски, так душевно и талантливо отобразили своих героев на сцене, что сомнений не может быть – история правдивая!
История спектакля
В 1975 году Алексей Рыбников написал для «Ленкома» рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»; спектакль пользовался большим успехом, и в 1978 году композитор предложил Марку Захарову новый совместный проект. Как рассказывал впоследствии Андрей Вознесенский, Марк Захаров хотел создать спектакль по мотивам «Слова о полку Игореве», но Вознесенского идея не увлекла, и он предложил свою поэму под названием «Авось!» — о русском путешественнике Николае Петровиче Резанове (1764—1807). Поэма Захарову понравилась, но для создания «современной оперы» Вознесенскому пришлось сочинить новые сцены и арии.
Премьера спектакля состоялась 8 июля 1981 года, и с тех пор, уже 40 лет, он не сходит со сцены «Ленкома». В 1983 году спектакль был записан по трансляции для телевидения с первым составом исполнителей. В том же году знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «„Юнону“ и „Авось“» французской публике в театре «Эспас Карден» в Париже, затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: спектакль был показан в США, Германии, Голландии и других странах. В 1990 году рок-опера «„Юнона“ и „Авось“» в течение двух месяцев шла в Сити-центре Нью-Йорка.
В 1984 году из «Ленкома» ушёл Павел Смеян, игравший в спектакле Главного Сочинителя, и Марку Захарову пришлось разделить его роль между двумя исполнителями — актёром и певцом. С тех пор в спектакле два Сочинителя — Первый и Второй.
В 2001 году «„Юнона“ и „Авось“» отмечала своё 20-летие. За эти годы в театре значительно обновился состав исполнителей, и лишь Николая Резанова бессменно играл Николай Караченцов. К юбилею спектакля была создана его новая телевизионная версия, а также снят документальный фильм «„Юнона“ и „Авось“. Аллилуйя Любви» — об истории создания самой рок-оперы и спектакля «Ленкома». Интересен тот факт, что в титрах второй телеверсии Главным сочинителем значится Дмитрий Марьянов, а Геннадий Трофимов и Павел Смеян — Первым и Вторым солистами (здесь одна роль разделена даже не на двух, а на трёх исполнителей).
За прошедшие 10 лет состав исполнителей ещё раз обновился; сейчас на сцене театра главную роль в очередь исполняют Дмитрий Певцов и Виктор Раков, Кончиту поют Александра Волкова и Анна Зайкова. Второго сочинителя уже не одно десятилетие поёт Геннадий Трофимов, но теперь уже в очередь с сыном — Ильёй Трофимовым.
Первые контакты
Из-за плохого состояния тендера «Авось» капитан Гавриил Иванович Давыдов выполнить приказ Резанова не мог. «Авось» ушел в камчатский порт Петропавловск, где встал на ремонт. Капитан «Юноны» Николай Александрович Хвостов решился на одиночное плаванье. Эта экспедиция на века предопределила отношения России и Японии.
Историк О. В Климова в работе «Первая экспедиция Н.А. Хвостова на Сахалин в 1806 году» указывает, что в 1806 году «Юнона» трижды заходила в бухты острова, причем две последние стоянки даже получили название Сумнение и Любопытство.
Впервые к восточной оконечности острова – губе Анива «Юнона» подошла 6 октября 1806 года.
Русских встретили старейшины айны и провели их в большой дом, где усадили между очагов и угощали вяленой рыбой — юколой и «сушеными морскими червяками» – уть. Хвостов одарил айнов платками, бисером, лентами, табаком и ножницами.
На следующий день Хвостов решил утвердить на острове русское владычество и сошел на берег как официальное лицо, подняв на фрегате флаги и вручив «старшине» медаль и грамоту, подтверждающую принятие земель под покровительство императора Александра I.
На вопросы, где могут находиться японцы, айны указали на мыс севернее и руками показали, что японцев надо бить. Хвостов и сам понимал, что японцев, как соперников, следует «бить», но главное – нужно было прервать их торговлю с островом.
Затем «Юнона» прошла западнее и 10 октября часть экипажа во главе с офицерами Карпинским и Ильиным снова сошла на берег —узнать о японцах, но в конфликт не вступать, обойтись со всеми «ласково».
Русские посетили два селения айнов, видели сараи, принадлежавшие японцам, но японцев не нашли и возвратились на фрегат. На следующий день Хвостов сошел на берег, раздал подарки и одарил старейшину медалью с грамотой, во время вручения которых русские дали залп из ружей и пушек фрегата.
В селении моряки прибили доску с надписью о том, что 10 октября 1806 года здесь была «Юнона», а селение названо Сумнением, а потом устроили обед, угощали туземцев русскими блюдами и учили стрелять из ружей.
Одного из айнов по имени Тюрафусингуру привезли на корабль, к вечеру его одели в европейское платье, а на шею дали медаль, чем он остался весьма доволен. Он знаками объяснил русским, что «японцы больно бьют». Моряки и сами видели среди айнов много искалеченных ударами мечей людей. Все больше уверяясь, что айнов следует освободить от японского гнета, Хвостов прошел дальше и снова высадился на берег. Эту стоянку он назвал Любопытство.
Вторая экспедиция
Из страха перед японцами, айны рассказали им, что русские заставили их помогать силой. Медные дощечки Хвостова японцами были сняты и отправлены в Эдо – для расшифровки. Но единственное, что смогли понять японцы – это то, что Сахалин посетили «русские пираты».
Николай Хвостов оказался первым мореходом, который открыл, что Сахалин – это остров, и составил карты губы Анива.
Вторая экспедиция на Сахалин и Курильские острова состоялась в 1807 году при участии обоих судов – «Юноны» и «Авось». Во время неё русские на Итурупе обратили в бегство японский гарнизон из 300 солдат и отдали айнам все богатства притеснителей. Экспедиция обследовала Курильские острова и Сахалин с двух сторон. На Аниве русские узнали, что японцы больше не приходили на остров.
Таким образом Давыдов и Хвостов подтвердили права Российской империи на Сахалин и острова Курильской гряды, уже заявленные Россией в середине XVII века, но прослыли среди японцев «жестокими пиратами».
История создания
В 1978 году композитор Рыбников создал несколько музыкальных импровизации на тему православных песнопений. Он хотел создать спектакль по мотивам «Слово о полку Игоревом», но Вознесенский отверг эту идею. Он рассказал о своей поэму и кратко поведал сюжет. Рыбников смутился и пообещал почитать текст. На следующий день он ответил согласием и предложил создать оперу.
В основу либретто легла работа Вознесенского, но ее пришлось серьезно дописывать. Танцевальные номера были поставлены Владимиром Васильевым. Комиссия сразу разрешила новый спектакль Рыбникова. Премьера состоялась 9 июня 1981 году в театре Ленкома.
Среди исполнителей:
- Николай Караченцов — граф Резанов.
- Елена Шанина — Кончита.
- Александр Абдулов — Фернандо.
За несколько дней до премьеры в иностранной прессе появились новости о том, что опера антисоветская. Из-за этого спектакль долго не показывали за рубежом и не издавалась пластинка. Но позже удалось добиться гастролей по Америке, Франции, Германии и других странах.
За столько лет существования постановка неизменно собирает полные залы. Название оперы известно многим любителям искусства. «Юнона и Авось» — это история любви двух людей. Для них нет расстояния, возраста и других границ.
Работа Рыбникова была первой в таком жанре. До этого никто не добавлял песни-молитвы с музыкальным сопровождением. Автор наделил графа следующими качествами:
- Патриотизм.
- Активность.
- Озабоченность поиском места под солнцем.
https://youtube.com/watch?v=VdjIaIl3524
В возрасте сорока лет Резанов все еще продолжает искать жизненный путь. В итоге он приходит к мысли о службе стране и поэтому он решает отправиться на поиски новых земель. Поэму Вознесенского может называться «Авось» по еще одной причине — это русская вера в авось, т. е. в расчет на случай.
Список музыкальных тем
Обложка первого официального CD-переиздания («Мелодия», 1996)
Обложка официального винилового переиздания («Мелодия», 2013)
«Юнона» и «Авось» | ||
---|---|---|
№ | Название | Длительность |
1. | «Пролог» | 4:39 |
2. | «Отпевание» | 2:37 |
3. | «Романс „Я тебя никогда не забуду!“» | 2:45 |
4. | «Ария Резанова „Душой я бешено устал…“» | 5:23 |
5. | «Сцена в церкви. Молитва» | 3:00 |
6. | «Ария Пресвятой Девы» | 3:14 |
7. | «Песня моряков „Авось“» | 4:16 |
8. | «Плавание» | 2:51 |
9. | «Прибытие в Америку» | 1:12 |
10. | «Сцена на балу» | 1:32 |
11. | «Белый шиповник» | 3:21 |
12. | «Ночь в спальне Кончиты» | 1:42 |
13. | «Ария Резанова „Ангел, стань человеком“» | 4:35 |
14. | «Дуэль с Фернандо» | 2:47 |
15. | «Помолвка» | 3:55 |
16. | «Монолог Резанова „Принесите мне карты открытий“» | 2:01 |
17. | «Хор и сцена „Воздайте Господу“» | 6:18 |
18. | «Сцена в келье. Ожидание Кончиты» | 4:09 |
19. | «Финал» | 3:34 |
20. | «Эпилог. „Аллилуйя“» | 5:28 |
Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1982 году, содержит запись, сделанную в 1980 году, то есть ещё до премьеры самой рок-оперы в театре. В 1996 году запись была переиздана фирмой «Мелодия» на CD (MEL CD 60 00327), в 2013 году — в формате двойного винилового альбома (MEL LP 0014) с изменённым оформлением обложки.
Впоследствии был выпущен компакт-диск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра «Ленком» (грампластинка 1982 года была записана без их участия), с несколько другим содержанием:
«Юнона» и «Авось» | ||
---|---|---|
№ | Название | Длительность |
1. | «Пролог» | |
2. | «Романс офицеров» | |
3. | «Душой я бешено устал» | |
4. | «Молитва первая» | |
5. | «Молитва вторая» | |
6. | «Ария Девы» | |
7. | «Авось» | |
8. | «Белый шиповник» | |
9. | «Ангел, стань человеком» | |
10. | «Я тебя никогда не забуду» | |
11. | «Хор Воздайте Господу» | |
12. | «Я умираю от простой хворобы» | |
13. | «35 лет ожидания» | |
14. | «Реплика Человека от театра» | |
15. | «Аллилуйя» | |
16. | «В честь пятнадцатилетия» |