Алексей львович рыбников

[править] Сочинения

Симфоническая, хоровая и камерная музыка

  1. «Магазин игрушек» (балет на льду)
  2. «Кот в сапогах», балет в 3-х действиях, 7 картинах, 1955
  3. Andante для скрипки и фортепиано, 1957
  4. Инвенция (Allegro)
  5. Инвенция для органа, 1957
  6. Инвенция трехголосная, 1957
  7. Последний лист, по мотивам рассказа О’ Генри, 1957
  8. Три пьесы для фортепиано (Скерцо, Интерлюдия, Адажио)
  9. Фуга двухголосная in G
  10. Фуга (Скерцо)
  11. Фуга трехголосная in C
  12. Фуга трехголосная in cis
  13. Сюита для скрипки с фортепиано в 3 частях, 1959
  14. Шесть прелюдий, 1960
  15. Сонатина для виолончели и фортепиано op.9, 1960
  16. Сонатина для фортепиано op.12, 1960
  17. Прелюдии op.6, 1960 (6 № 2, 6 № 3, 6 № 4)
  18. Токката для фортепиано (1963) в d, «Концертные произведения советских композиторов» для фортепиано, выпуск 6. — М.: «Советский композитор», 1977
  19. Соната для фортепиано № 1 «Хороводы», в 3-х частях (1961). Издана — М.: «Музыка», 1965
  20. Соната для фортепиано № 2, 1966
  21. «Аннушка», текст Петра Вегина
  22. «Светает», текст Петра Вегина
  23. «Мост Мирабо», слова Гийома Апполинера
  24. «Два романса» на слова Людвига Ашкенази,1967
  25. Концерт для скрипки с оркестром, 1967
  26. Русская увертюра, 1967
  27. Симфония № 1, 1967—1969
  28. «Скоморох», концертное каприччио для симфонического оркестра, 1968
  29. Концерт для струнного квартета и симфонического оркестра, 1970—1971
  30. Увертюра для оркестра народных инструментов, 1971
  31. Концерт для фортепиано solo, 1972
  32. Концерт для баяна и симфонического оркестра, 1972
  33. Музыка к аудиосказке «Кошка, которая гуляла сама по себе», 1974
  34. Симфония № 3, 1972—1973
  35. Симфония № 2 «Матерь Человеческая», 1973—1974
  36. Симфония № 4 «Vivo al mondо» («В мире живу я»), 1999
  37. Симфония № 5 «Воскрешение мертвых», 2005
  38. Сюита из балета «Кот в сапогах», 2005
  39. Concerto grosso «Северный сфинкс», 2006
  40. Concerto grosso «Синяя птица», 2006
  41. Симфония № 6, 2008
  42. Три концертные арии: «S’amor non e»; «Куплеты»; «Да, да, да, я Вас люблю»
  43. Хоровой концерт, 2012

[править] Источники

  1. Алексей Рыбников. Музыка кино
  2. Композитор Алексей Рыбников: «Во мне половина еврейской крови»
  3. Алексей Рыбников: «Я мог умереть, не увидев «Юнону и Авось» на сцене»
1988—2000

Гия Канчели (1988) · Альфред Шнитке (1989) · Геннадий Гладков (1990) · Микаэл Таривердиев (1991) · Андрей Петров (1992) · Исаак Шварц (1993) · Микаэл Таривердиев (1994) · Эдуард Артемьев (1995) · Владимир Комаров (1996) · Микаэл Таривердиев (1997) · Владимир Дашкевич (1998) · Геннадий Гладков (1999) · Андрей Петров (2000)

 

2001—…

Исаак Шварц (2001) · Исаак Шварц (2002) · Алексей Рыбников (2003) · Сергей Шнуров (2004) · Эдуард Артемьев (2005) · Дато Евгенидзе (2006) · Айдар Гайнуллин (2007) · Эдуард Артемьев (2008) · Алексей Айги (2009) · Алексей Шелыгин (2010) · Андрей Карасёв (2011) · Леонид Десятников (2012) · Алексей Айги (2013) · Алексей Зубарев (2014) · Алексей Айги (2015) · Пётр Тодоровский / Алексей Айги (2016) · Эдуард Артемьев (2017) · Владимир Дашкевич (2018) · Леонид Десятников, Алексей Сергунин (2019)

Полный список · (1988—2000) · (2001—настоящее время)

Детство и юность Николая Рыбникова

Николай Рыбников появился на свет 13 декабря 1930 года в одном из родильных домов Борисоглебска. Семья Николая была обычной советской ячейкой общества. Отец Николай Николаевич трудился на заводе слесарем, а мать Клавдия Александровна занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием двух сыновей (у Николая был брат Вячеслав). Некоторые источники утверждают, что отец будущей знаменитости был актером, но эти данные ничем не подтверждаются.

Фильмы с Николаем Рыбниковым настолько популярны, что была выпущена марка с портретом актера

Отец маленького Коли ушел на фронт в начале Великой Отечественной Войны, а мать с сыновьями переехала в тогда казавшийся безопасным Сталинград, где жила ее сестра. Там семью настигло трагическое известие о том, что Николай Николаевич Рыбников погиб во время сражения с фашистами. Вскоре после получения похоронки скончалась и Клавдия Александровна. Так мальчики остались сиротами в детском возрасте. Они пережили страшные дни бомбежки. Позже Николай вспоминал, что во время обстрела города он, не умея плавать, чудом перебрался на другой безопасный берег реки, цепляясь за обломки деревьев и лодки, в которых плыли такие же беженцы. Наверно, именно невероятное спасение от беспощадных немецких снарядов научило Рыбникова никогда не пасовать перед трудностями и всегда находить силы, чтобы двигаться дальше.

После окончания войны Николай продолжал жить в Сталинграде, получив среднее образование в местной железнодорожной школе, а позднее в пятой гимназии. Именно там впервые проявились актерские таланты мальчика. После окончания школы он устроился разнорабочим в местный драматический театр, что позволило ему пересмотреть все спектакли и вселило уверенность в том, что сцена — это его призвание. Но, несмотря на свои предпочтения. Николай поступил учиться в Сталинградский медицинский институт, откуда забрал документы спустя два года, окончательно убедившись, что медицина — не его стезя.

В 1948 году Рыбников отправился завоевывать Москву. С первой же попытки он поступил в знаменитый ВГИК, попав в группу к С.А. Герасимову и Т.А. Макаровой. Его учителя вспоминали, что Николаю легко удавались самые сложные роли и типажи. Он с легкостью читал монологи шекспировских Гамлета и Ромео, пушкинских Дон Гуана и Бенкендорфа, но, к великому сожалению самого актера, ему доставались чаще всего роли удалых комсомольцев и сознательных бригадиров. Лучше всего удавалась Николаю роль Петра Первого, благодаря чему спектакль собирал неизменные аншлаги. Именно этот факт спас Рыбникова от отчисления из Всесоюзного государственного института кинематографии, которое чуть не произошло из-за любви молодого человека к розыгрышам.

Марш высотников Не кочегары мы, не плотники из к/ф Высота Рыбников Николай умел пародировать голоса известных современников. И вот, во время одной из студенческих встреч, он спрятался в платяной шкаф, откуда голосом известного диктора Левитана сообщил, что постановлением правительства цены на продукты снижались в пять раз, на вино-водочную продукцию — в семь раз, а соль и спички вообще должны выдаваться бесплатно. Никто не заподозрил подвоха, все радостно закричали: «Ура товарищу Сталину!». После этого весь студенческий городок обсуждал новость, слухи дошли до компетентных органов. Инцидент вызвал большой резонанс, Рыбникова выгнали из комсомола и хотели отчислить из института, но руководство вступилось за своего студента, справедливо считая его одним из лучших своих учеников.

Личная жизнь Аллы Ларионовой

Во время учебы во ВГИКе вчерашний «гадкий утенок» расцвел, а после роли в «Садко» уже ни у кого язык не повернулся бы назвать Аллу «некрасивой», как это когда-то сделал Сергей Герасимов.

Прекрасная Алла Ларионова

Карьера Аллы устремилась ввысь. В нее влюблялись партнеры по съемочной площадке, посетители Театра киноактера, где она трудилась с 1953 года, чиновники и министры. Если она приходила на киносеанс или в театр как зритель, то весь зал смотрел только в ее сторону. Евгений Моргунов хвастался, что на съемках Ларионова как-то раз спала в его огромной кровати – подходящего по размерам реквизита не было, пришлось одалживать у корпулентного актера. Домой Ларионова возвращалась к родителям в полуподвал с самодельными окнами и ванной на кухне.

На съемках «Садко» Ларионова познакомилась с Иваном Переверзевым. Актер был старше ее на 15 лет и на тот момент уже сделал себе имя благодаря фильму «Первая перчатка» и мужественной внешности. Алла влюбилась без памяти, у них завязался роман, но делать предложение Переверзев не спешил.

На фото: Иван Переверзев в 50-е годы

Алла знала, что ее однокурсник Николай Рыбников был безоговорочно в нее влюблен. Точнее, на первых курсах влюблена была она, а он был увлечен другой. Но стоило девушке остыть, как Николай, напротив, потерял голову. Он пытался добиться ее внимания шесть лет, избил распускавшего слухи про Аллу Вадима Захаренко и даже пытался покончить с собой, но, к счастью, был спасен.

Однокурсники и педагоги, включая самого Сергея Герасимова, пытались убедить Николая либо забыть красавицу, либо завоевать. Рыбников выбрал второй вариант и с тех пор писал Алле трогательные письма, в каких отдаленных уголках страны бы она ни была: Во время съемок «Полесской легенды» в Минске Алла поняла, что носит под сердцем ребенка. И вскоре узнала, что примерно на том же сроке находится актриса Кира Канаева и отец ее ребенка – тот же человек. Переверзев сорвался в Москву и вернулся обратно со штампом в паспорте. Женой стала… его бывшая сумасшедшая любовь Надежда Чередниченко. Та не питала никаких иллюзий по поводу Ивана: «Укрылся от проблем», – говорила она. Но всё же приняла его предложение руки и сердце.

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Предательство любимого заставило Аллу позвонить Рыбникову Перед самым Новым, 1957 годом, Рыбников приехал к возлюбленной. Он знал, что она ждет от другого. Тем не менее, 2 января они вместе пришли в загс и расписались. Дочка Алёнка родилась в феврале, и Николай всегда ситал девочку родной. Через четыре года родилась их общая с Николаем дочь Арина.

Алла Ларионова с детьми на отдыхе

По словам окружающих, Рыбников никогда не делал различия между девочками, но главной его любовью была жена – Лапуля, так он ее называл все тридцать с лишним лет, которые они прожили вместе.

Николай боготворил жену

Близкие удивлялись, как такие непохожие люди могли не просто существовать вместе, а быть невероятно красивой и гармоничной парой

Ведь Ларионова всегда любила большие компании, светские вечера и всеобщее внимание. Рыбников, напротив, был довольно замкнутым и необщительным человеком, а вечера любил коротать дома

Ларионова была, как бы сейчас сказали, светской львицей

Некоторые близкие друзья супругов утверждали, что Алла скорее позволяла любить, чем любила на самом деле. Что актриса якобы порой заводила ни к чему не обязывающие романы на стороне, о которых Николай знал, ужасно ревновал, но не мог ничего сделать.

Когда мама Аллы сломала шейку бедра и за ней требовался уход, Николай был рядом, часто в ущерб своей карьере и финансовому благополучию. А оно с какого-то момента начало резко портиться: к 80-м обоих уже давно не звали на главные роли, денег не было даже на содержание их просторной квартиры. Не все в порядке было и с детьми: старшая дочь Алёна, хоть и окончила школу с тройками, делала успехи в профессии режиссера монтажа, а вот младшая Алина начала выпивать. Отдушиной немолодых супругов стала дача.

Алла Ларионова с дочерьми

В 1990 году Николай умер – во сне у него произошел сердечный приступ. После этого Алла практически перестала сниматься в кино, разлюбила шумные компании и стала затворницей. После смерти отца Алина окончательно попала в зависимость от алкоголя, а однажды собрала компанию друзей в родительской квартире, и кто-то из ее приятелей вынес все ценности. Ларионова не стала заявлять в милицию, но настояла, чтобы дочь съехала от нее.

После смерти мужа Алла потеряла вкус к жизни

Творчество

Творческая биография Алексея Рыбникова начинается с нескольких фортепианных пьес для фэнтезийной сказки «Багдадский вор», которые он написал уже в восемь лет. В 11-летнем возрасте будущий знаменитый композитор пишет балет «Кот в сапогах». Именно это сочинение и убедило Хачатуряна принять его к себе в ученики.

А вот первая мелодия Алексея Рыбникова уже в осознанном возрасте, которая ему принесла известность, это фортепианная соната «Хороводы», написанная им на первом курсе консерватории

Уже тогда музыкальные критики обратили внимание на необычный музыкальный почерк автора, в частности, талант вплести в современную канву фольклорные мотивы

В 1967 году пишет скрипичную балладу, которая становится его дипломной работой. На это произведение его вдохновили стихи о толпе, растоптавшей цветок. Еще через два года появляется его Первая соната, в которой герой нашей статьи оригинально и виртуозно вмешивает западные и русские традиции.

Интересно, что если Первую сонату все приняли благожелательно, то Вторую критики и профессора консерватории назвали чересчур авангардной, подвергнув критике и разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой реакции, даже заболел язвой желудка. Единственным, кто его поддержал в тот момент, был Арам Хачатурян. Он убедил молодого коллегу не обращать много внимания на критику, рассказав, что и сам перенес нечто подобное в самом начале своей карьеры.

Чужой ребенок и измены. Была ли взаимной любовь в семье Рыбникова и Ларионовой?

Одна из самых красивых пар советского кинематографа — Алла Ларионова и Николай Рыбников. 30 лет назад, 22 октября 1990 года, не стало звезды фильмов «Девчата», «Девушка без адреса» и многих других картин, а супруга актера прожила еще десять лет. Закат жизни она встретила почти в безвестности, а о ее семейном счастье ходили не самые приятные слухи. Причем многие еще при жизни мужа. Издание StarHit.ru вспоминает, так была ли взаимной любовь в этом звездном союзе?

Чувства у будущих супругов возникли не сразу. Они познакомились еще студентами, Николай часто бывал в гостях у Аллы, знал ее родителей, но отношения не заводил. В ту пору у него была другая девушка. Хотя Ларионова уже тогда была им увлечена и признавалась, что плакала о нем в подушку.

Зато, когда он оказался свободен — вдруг остыла. А он воспылал настоящей любовью. Даже думал свести счеты с жизнью из-за нее. Остановил влюбленного юношу педагог, Сергей Герасимов, намекнув, что девушку надо завоевывать, а не совершать роковые глупости во имя нее.

И Рыбников последовал совету — присылал телеграммы и письма ей с признаниями любви, где бы она ни находилась. Но красавицу ничто не трогало. В то время Алла была увлечена Иваном Переверзевым. К браку с Рыбниковым ее подвела роковая случайность — актриса забеременела.

С ребенком под сердцем ее бросил отец малышки, в которого она была так влюблена. Он сорвался в Москву, где вероломно женился на другой, более выгодной, по мнению родителей, пассии. Алла осталась одна и в положении. Тут-то и появился Рыбников. Он сразу сделал предложение, и Алла не смогла отказать. Своего счастья он дожидался шесть лет.

«Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в „Высоте“, но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск — делать предложение», — вспоминала продюсер Светлана Павлова.

Кадр из кинофильма «Весна на Заречной улице» Режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Ефимович Миронер 1956 г.

Актеры поженились, совсем скоро у них родилась дочь Алена

На сплетни вокруг их брака они не обращали внимание. Тем более, Николай принял малышку как родную

Они жили в трехкомнатной квартире, потом смогли получить еще две комнаты, и их дом был всегда открыт для гостей. Алла была всегда рада им, а Николай — быстро уставал. Такой балагур на экране оказался в жизни весьма закрытым человеком.

Многие из друзей пары обращали внимание на то, что Алла — совсем не хозяйственная. Говорят, многими домашними делами занимался Николай

Зато она готовила на славу! Ее борщи вспоминали все, кто был хоть раз в доме актеров. Правда, порой среди гостей оказывались и тайные поклонники красавицы-актрисы — она не стеснялась принимать их ухаживания. Постепенно начала гулять «налево».

«В Аллу многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы. Как говорила Мордюкова — для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси», — вспоминала Светлана Павлова.

Порой Ларионова пропадала на сутки. Николай сходил с ума, но терпел. Ведь она всегда возвращалась к нему. А значит, наверное, любила.

«Но что бы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила даже не меньше, чем он, просто по-своему. Во всяком случае, Алла переживала за мужа больше, чем за себя», — отмечала Павлова.

Кадр из кинофильма «Садко» Режиссер: Александр Птушко 1952 г.

В 80-е им пришлось несладко — случилась беда: сломала шейку бедра теща актера. Они как могли, ухаживали за ней. А тут и с деньгами стало трудно. Кинематограф не стоял на месте, и востребованность актеров стала ниже. А большая квартира требовала средств на ее содержание. Ближе к концу десятилетия Рыбников стал сдавать, начало ухудшаться здоровье. Он умер в 1990 году, во сне. Не выдержало сердце.

Алла Ларионова пережила мужа на десять лет. Но это время было для нее трудным. Начались проблемы с младшей дочерью, общей с Николаем, Ариной. Постепенно она отдалилась от детей, стала затворницей. В последние годы актриса сильно жалела, что так мало времени проводила с любимым мужем.

«Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: „Лапуля, я — спать!“ Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома — это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела», — сетовала Ларионова в последние годы жизни.

Когда артистки не стало, ее похоронили рядом с мужем, на Троекуровском кладбище. Несмотря на то, что при жизни о них ходили самые разные сплетни и слухи, и по сей день Ларионова и Рыбников остаются одной из самых красивых пар советского кино.

Ранее 5-tv.ru предлагал проверить, насколько хорошо вы знаете фильмы с Николаем Рыбниковым.

Детство и юность

Будущий композитор родился в послевоенной Москве в творческой семье с трагической родословной. Мужчины-предки по линии матери – из белых офицеров, верой и правдой служивших царю. Деда-генерала расстреляли в Первую мировую. Бабушке Алексея Рыбникова, пытавшейся защитить мужа, прострелили руки, а маму, девочку пяти лет, вывели на расстрел, и лишь чудо спасло ребенка от гибели.

Алексей Рыбников в детстве

Чудом остался жив и отец Алексея, Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего туберкулезом, отправили умирать в туберкулезный барак. Лева сбежал из страшного места, где каждый день видел смерть, и решил встретить последний день жизни на воле.

Спас мальчика православный сельский батюшка, приютивший в домике при храме. Священник выходил еврейского парнишку, научил петь церковные псалмы. От настоятеля музыкально одаренный юноша перенял азы скрипичной игры.

Семья Рыбниковых жила в коммунальной квартире вчетвером – родители с Алешей и бабушкой ютились в десятиметровой комнате. Папа с мамой считали каждую копейку, хотя Лев Рыбников был лучшим скрипачом в оркестре Александра Цфасмана. Творческая жилка обнаружилась и у мамы, Александры Алексеевны. Женщина из подручных материалов сооружала для светских модниц невероятные шляпки и шали.

Алексей Рыбников в молодости

Мама в мечтах видела сына знаменитым композитором. Зато отец, тонко чувствовавший фальшь и требовательный, критично оценивал музыкальные способности Алеши. Но уступил, когда мама настояла на покупке пианино: место громоздкому инструменту нашли, продав буфет.

Первая попытка поступить в музыкальную школу провалилась: от Алексея Рыбникова, разучившего на пианино пару пьес, учителя потребовали повторить спетые мелодии голосом. Мальчик от неожиданности растерялся. Стену пробила мамина настойчивость: женщина нашла преподавателя по сольфеджио. В следующем году Алексея Рыбникова приняли.

Первые годы отец ругал сына за «отсебятину» и вольные импровизации, пока не заметил у мальчика искру композиторского таланта. Чтобы убедиться в способностях Алексея, поступившего в элитную школу при Гнесинке, Рыбников-старший попросил Арама Хачатуряна глянуть на сочинение сына.

Алексей Рыбников

Именитый композитор посмотрел ноты и тут же принял юного коллегу в свой класс при консерватории, где юное дарование начало изучать композицию. Спустя 5 лет, в 1967-м, Рыбников получил диплом с отличием, а через 2 года окончил аспирантуру. Талантливого 18-летнего аспиранта оставили преподавать, чем он и занимался до 1975-го.

На тот момент у Алексея Рыбникова была семья. Чтобы обеспечить ее существование, молодой музыкант брался за любую подработку: давал уроки студентам Гнесинки, играл на пианино в детских садиках, руководил учебным оркестром в театральном вузе.

Алексей Рыбников сейчас

В 2019 году Рыбников приступил к работе над составлением оперы по произведению «Князь Андрей». Композитор уверяет, что это будет зрелищный и красивый спектакль. Главный герой — Андрей Болконский. Он ищет свой путь, но не находит себе применения, сталкивается с невзаимной любовью и предательством. Эти проблемы наверняка знакомы современной публике, что делает спектакль актуальным.

В июле 2020 года композитор отметил 75-летие. Эта дата важна не только для него самого, но также для поклонников, среди которых есть государственные лидеры. Алексея Львовича с праздником поздравил президент России. Поздравительное сообщение было опубликовано на сайте администрации. Владимир Путин отметил неординарность творчества и красоту мелодий композитора, его большую заслугу перед государством. Он также пожелал доброго здоровья и неиссякаемого вдохновения.

Алексей Рыбников сейчас

К поздравлениям присоединился и президент Беларуси. Александр Лукашенко пожелал Рыбникову долгих лет жизни, крепкого здоровья, личного счастья и успехов в карьере

Он также отметил важность творчества композитора в современном искусстве и выразил надежду на укрепление дружеских и культурных связей между народами Беларуси и России

Алексей Львович получил поздравления и от мэра Москвы Сергея Собянина в виде поздравительной телеграммы. Глава города назвал Рыбникова выдающимся композитором, который внес большой вклад в развитие отечественного искусства и продолжает дарить людям радость и красоту.

Работа в кино

В кино Рыбников попал в середине 60-х годов. С тех пор он часто пишет новые произведения для фильмов, а также драматических театральных постановок. Поначалу работа в кино стала для Рыбникова хорошим заработком, а со временем он начал виртуозно соединять музыку и драматургию, превратив это занятие в дело всей своей жизни.

Заказы, которые он получал на музыкальное сопровождение полнометражных фильмов, давали ему материальную обеспеченность, оставляли простор для фантазии и творчества, в то же время мобилизовали. К середине 70-х годов Рыбников окончательно превратился в свободного художника, халтурить было нельзя, так как некачественный продукт режиссеры не принимали, а от них теперь зависел весь его заработок.

[править] Карьера

Алексей Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Отец — еврей Лев Самойлович Беймшлаг — скрипач в оркестре А. Н. Цфасмана. Мать — Александра Алексеевна Рыбникова — художник-дизайнер:

В другом интервью Рыбников рассказывал об отце так:

Уже в 8 лет сочинил несколько фортепьянных пьес, в 11 лет написал балет «Кот в сапогах».

В 1956—1962 годах учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.

В 1962 году поступил в Московскую консерваторию, по классу композиции учился у А. И. Хачатуряна. В 1967 году с отличием окончил консерваторию, а в 1969 году — аспирантуру по классу Хачатуряна.

В 1969—1975 годах преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.

В 1979 году был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награждён премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале.

В 1988 году создал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была представлена публике музыкальная мистерия А. Рыбникова «Литургия оглашенных».

В 1989 году — Заслуженный деятель искусств РСФСР.

В 1999 году — Народный артист РФ.

В 1999 году Постановлением правительства Москвы при комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова.

В 2000 году в Государственном доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный дом»).

В 2002 году — лауреат Государственной премии РФ.

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

В 2017 году — лауреат премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества — за вклад в развитие отечественного музыкального искусства.

Жена — Татьяна, окончила МГУ. Дочь — Анна, кинорежиссёр. Сын — Дмитрий (родился 23 декабря 1976 года), композитор, музыкант.

Спектакли театра Алексея Рыбникова

  • «Литургия оглашенных» («Мистерия оглашенных»), 1983—1989. Первая постановка — 1992.
  • «Красная Шапочка», тексты песен Юлий Ким, тексты интермедий Александр Рыхлов, постановка Театра Алексея Рыбникова в 2007—2008.
  • «Буратино», либретто Софьи Троицкой, тексты песен Юрий Энтин, постановка Театра Алексея Рыбникова в марте 2006 года.
  • «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», 1975, первая постановка на сцене театра Ленком — 1976. Восстановлен театром Рыбникова в 2007 году.
  • «Юнона и Авось»: премьера прошла в Храме в Филях и спектакль назывался «Авось» (1979), затем первая постановка в театре в 1981 уже под названием «Юнона и Авось». Премьера обновлённой версии состоялась в июле 2009 года во Франции.
  • «Аллилуйя любви». Вариации на тему любви, Сентябрь 2012 (включая премьерный показ сцен нового сочинения А. Рыбникова — «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта „Война и мир“ по роману гр. Льва Толстого»).
  • «Война и мир» — современная опера. Рабочее название — «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого „Война и мир“».

Биография

Мать композитора Александра Алексеевна Рыбникова была художником-дизайнером, отец — Лев Самойлович Беймшлаг — скрипач в оркестре Александра Цфасмана. Родители вступили в брак спустя 16 лет после рождения сына, поэтому ему досталась фамилия матери. Был крещён сразу после рождения, воспитан в православных традициях. Начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве: в 8 лет написал несколько фортепианных пьес, в 11 — балет «Кот в сапогах».

С 1956 по 1962 год Рыбников учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1962 году поступил в Московскую консерваторию, по классу композиции учился у А. И. Хачатуряна. В 1967 году с отличием окончил консерваторию, а в 1969 году — аспирантуру по классу этого же композитора.

С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.

Алексей Рыбников — автор музыки к многочисленным кинофильмам, музыкальным спектаклям, а также рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» (по поэме А. Вознесенского), поставленных в Московском театре им. Ленинского комсомола.

В 1982 году по рок-опере снят полнометражный фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Главные роли исполнили: Андрей Харитонов (Хоакин), Алёна Беляк (Тереса) и Александр Филиппенко (Смерть). Вокальные партии Хоакина и Смерти исполнил Геннадий Трофимов. Несколько произведений к фильму записала рок-группа «Интеграл» Бари Алибасова, музыканты сыграли роль рейнджеров в экранизации рок-оперы. Это первый русский мюзикл, воплощённый в трёх формах: выпущен альбом, поставлен спектакль, и снят кинофильм.

В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награждён премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров.

Писатель и журналист Василий Голованов на страницах журнала «Юность» в марте 1985 года назвал рок-оперы Рыбникова в числе наиболее значимых отечественных произведений, сумевших «потеснить» англоязычный рок.

В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была представлена публике музыкальная мистерия А. Рыбникова «Литургия оглашенных».

В конце 1994 — начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра «Современная опера» в США. Вице-президент «Юниверсал Пикчерз» Н. Райс высоко оценил «Литургию оглашенных», заметив, что «эта блестящая музыкальная драма — без сомнения, художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском соединении музыки, либретто и театральных эффектов».

В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова.

В 2000 году в Государственном доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный дом»).

С 2001 года — член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

С 2005 года — президент Национальной премии и фестиваля «Музыкальное сердце театра».

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

В 2010—2011 годах композитор написал современную оперу «Война и мир» на основе романа Льва Толстого «Война и мир». Опера создана на основе либретто, написанного самим композитором, и получила рабочее название «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого „Война и мир“». Фрагменты оперы были представлены в спектакле театра Алексея Рыбникова «Аллилуйя любви» в сентябре 2012 года, премьера была запланирована на 2013 год.

6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.

Живёт и работает в Москве.

В 2019 году работает над составлением оперы по произведению «Князь Андрей». А весной 2021 года на сцене театра Et Cetera состоялась премьера оперы-драмы Алексея Рыбникова «Le Prince André. Князь Андрей Болконский«.

Семья

Супруга — Татьяна, окончила МГУ.

  • Дочь — Анна, кинорежиссёр.
  • Сын — Дмитрий (род. 23 декабря 1976 года), композитор, музыкант.

Роман с Николаем Рыбниковым

Роман Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой был одним из самых трогательных в двадцатом веке. Пара познакомилась в институте, Николай бывал в гостях у Аллы и был знаком с родителями. Но на Ларионову смотрел равнодушно. Актриса же из-за этого сильно переживала, а когда успокоилась, то загорелся Николай….

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Он грезил о ней шесть лет. Однажды даже дело чуть до самоубийства не дошло. Из петли Рыбникова вытащил сокурсник, который, якобы, встречался с Аллой.

После этого Николай Рыбников начал завоевывать актрису. Она постоянно получала от него короткие телеграммы, где бы ни была. В результате Ларионова уступила. Влюбленные расписались в Минске, в 1957 году, когда Алла Ларионова снималась в фильме «Полесская легенда». Они зарегистрировали брак 2 января.

Вместе Ларионова и Рыбников прожили 33 года. Вырастили двух дочерей – Арину и Алену. Ни одна не стала актрисой.

Актриса попала на экраны в то время, который критики называют «малокартиньем». Поэтому то у Аллы Ларионовой киноработ достаточно мало. Но ее роли – в фильмах классического репертуара – стали настоящим событием в истории кино. Однако в 60-е актриса больше не получила главных ролей в костюмных фильмах.

Царственная роль

Поэтому Ларионова снималась даже в эпизодических ролях. Оказалось, что девушке под силу характерные роли, ради которых надо кардинально менять внешность. К примеру, в 1966 году в фильме «Дикий мед» из актрисы сделали дурнушку. По лицу Аллы буквально размазывали грязь из лужи.

В 70-е годы карьера и Ларионовой и Рыбникова пошла на спад. На смену им пришли молодые актеры, но профессионалы не теряли надежду вернуться на экраны. Работы в картинах у супругов, конечно, были, но они оставались незамеченными. Алла практически ушла из кино.

Единственное о чем жалела Ларионова, что ей так и не дали сняться в картинах Чарли Чаплина. Помешала этому косность чиновников-кинематографистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector