Толкование христианского 9 псалма царя давида
Содержание:
Содержание
Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2-4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4-7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8-11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12-13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14-21). Вторая половина псалма — просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22-32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33-34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35-39).
Чтение кафизм в храме
Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
---|---|---|---|
I | 1—3 | 4—6 | 7—8 |
II | 9—10 | 11—13 | 14—16 |
III | 17 | 18—20 | 21—23 |
IV | 24—26 | 27—29 | 30—31 |
V | 32—33 | 34—35 | 36 |
VI | 37—39 | 40—42 | 43—45 |
VII | 46—48 | 49—50 | 51—54 |
VIII | 55—57 | 58—60 | 61—63 |
IX | 64—66 | 67 | 68—69 |
X | 70—71 | 72—73 | 74—76 |
XI | 77 | 78—80 | 81—84 |
XII | 85—87 | 88 | 89—90 |
XIII | 91—93 | 94—96 | 97—100 |
XIV | 101—102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107—108 |
XVI | 109—111 | 112—114 | 115—117 |
XVII | 118:1—72 | 118:73—131 | 118:132—176 |
XVIII | 119—123 | 124—128 | 129—133 |
XIX | 134—136 | 137—139 | 140—142 |
XX | 143—144 | 145—147 | 148—150 |
Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.
О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».
В недельном Богослужении кафизмы читаются так:
- Одна на вечерне.
- Две на утрени.
При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.
Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:
День | Вечерня | Утреня | 1 Час | 3 Час | 6 Час | 9 час |
---|---|---|---|---|---|---|
Вс | 1 | 2, 3 | — | — | — | — |
Пн | — | 4, 5, 6 | — | 7 | 8 | 9 |
Вт | 18 | 10, 11, 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ср | 18 | 19, 20, 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чт | 18 | 6, 7 ,8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Пт | 18 | 13, 14, 15 | — | 19 | 20 | — |
Сб | 18 | 16, 17 | — | — | — | — |
Кафизма 17
17-ая кафизма известна тем, что содержит всего один псалом — 118-ый. Он делится на три части и зовется «Непорочны». 17-я кафизма рассказывает о блаженстве ходивших в законе Господнем. То есть о радости исполнять заповеди, которые дал Господь. 17 кафизму традиционно читают родные усопшего в третий, девятый и сороковой день по смерти человека.
Поскольку в воскресенье вечером кафизма не читается, 17-я кафизма, как и 16-я переносятся на субботу, а не читается в пятницу. В будние дни эта кафизма читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается. Вместо нее принято читать первую славу первой кафизмы. Накануне великих Господних праздников на вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1-я статия 1-ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом. На Светлой Седмице не читают кафизмы.
В домашней молитве, келейно 17-я кафизма читается так:
https://youtube.com/watch?v=O7lHbrrbrQ4
Что такое Псалтирь и кафизмы
Псалтирь – это одна из наиболее читаемых книг Ветхого Завета. Она состоит из двадцати примерно равных по объёму разделов, которые называются кафизмами. Текст Псалтири для удобства чтения был разделён на кафизмы в четвёртом веке нашей эры. Каждый раздел, в свою очередь, содержит определённое количество молитвенных песнопений – псалмов. Например, кафизма 9 включает шесть песнопений. Вся Псалтирь насчитывает 150 псалмов. Также каждая кафизма разделена на три части (статии), между которыми читается славословие.
Православное богослужение
В ветхозаветные времена молитвенные песнопения исполнялись под аккомпанемент десятиструнного, похожего на арфу, музыкального инструмента – псалтерия. От этого слова и произошло название сборника псалмов. Термин «кафизма» имеет общий корень со словом «сидение». Это связано с тем, что на богослужениях чтение кафизм позволяется слушать сидя.
Автором большинства песнопений Псалтири считается древнееврейский царь и пророк Давид, живший за тысячу лет до Рождества Христова. Однако сочинение некоторых псалмов приписывают и другим ветхозаветным личностям, среди которых пророк Моисей и царь Соломон. Псалтирь, помимо христиан, также почитают иудеи. Аналог этого сборника псалмов присутствует и в исламе. Считается, что священный текст Забур был ниспослан Аллахом пророку Давиду.
Святитель Иоанн Златоуст говорит:
Кафизма 9: когда читают
Псалтирь является одной из наиболее древних богослужебных книг. Она является неотъемлемой частью церковной жизни. Кафизма 9, например, входит в девятый час понедельника и в первый час четверга Великого Поста. На пятой седмице Великого Поста девятая кафизма входит в третий час четверга. На страстной седмице – в утреню вторника. Псалтырь на церковно-славянском используется и в обычные периоды года. Например, кафизма 9 читается во время вечерни среды.
Псалмы девятой кафизмы можно читать и в келейной (домашней) молитве. Святой преподобный Арсений Каппадокийский советовал христианам обращаться к Псалтири в самых разных жизненных обстоятельствах. В своих поучениях преподобный упоминал и псалмы девятой кафизмы. Например, святой говорил, что псалом 64 будет полезен тем, кто хочет благополучно вести торговлю. Псалом 65 рекомендуется читать для сохранения мира в семье. 66-й псалом призывает благословение на домашний скот.
67-й псалом преподобный Арсений советует читать женщинам, у которых происходят неоднократные выкидыши при родах. Псалом 68 необходимо читать для Божьей защиты во время наводнений. Последний псалом кафизмы, 69-й, следует читать мягкосердечным, легко впадающим в уныние людям.
О чём кафизма 9
Как и вся Псалтирь, кафизма 9 посвящена отношениям Творца и его главного создания – человека. В первом псалме кафизмы Давид возносит Всевышнему хвалу за Его заботу об избранном народе. Автор называет Бога Владыкой землей и морей, выражает Ему преданность и благодарит за дожди, благодаря которым у народа есть урожай и корм для скота. В следующем псалме Давид призывает все народы выразить хвалу Всевышнему и отмечает, что Бог неоднократно помогал евреям. Даже сейчас, когда избранный народ враждует с другими племенами, Бог не оставляет его, благодаря горячим молитвам царя.
Далее следует псалом, в котором Давид вновь просит Бога излить на его народ Свои милости. Пророк называет Творца праведным Судией всех народов. Автор с восхищением и благодарностью признаёт Его могущество над всей Вселенной. В следующем песнопении Давид выражает мысль, что Бог рассеивает врагов, как дым. Праведники же радуются. Автор вновь напоминает о чудесном покровительстве Всевышнего и призывает всех славить Его.
Предпоследний псалом содержит мольбу Давида о защите от земных врагов. Автор признаётся, что он устал от несправедливых преследований и просит Бога ободрить его. Царь выражает упование на Всевышнего и уверенность в победе. Последний псалом девятой кафизмы во многом повторяет содержание второй половины 39-го псалма из шестой кафизмы. Мы вновь видим просьбы Давида к Богу о помощи. Автор называет Творца источником спасения и говорит, что Его защита наполнит радостью праведников.
Надписание и авторство псалма
Надписание псалма в русском переводе следующее: Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида
, что создаёт определённые сложности, так как более Лабен в Библии не упоминается. Возможны два варианта толкования:
- Лабен — собственное имя, вероятно, это был один из начальников певческих левитских хоров времен царя Давида, умерший в его царствование (1Пар. 15:18-20).
- «Мот ла бен» можно перевести как «на смерть сына». Вульгата использует именно такой текст: лат. «pro morte filii». При этом вполне возможно, что под указанным лицом подразумевается Авессалом.
- Септуагинта содержит вариант греч. «ὑπὲρ τῶν κρυφίων τοῦ υἱοῦ» (калькированный перевод в церковно-славянском тексте: ст.‑слав. «ѡ тáйныхъ сы́на»).
- Ещё один вариант — надписание указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен.
Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма, 1-21 стихи) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами.
https://youtube.com/watch?v=mz1w6BEI6Mc
Духовная польза чтения псалмов
Канонические книги Библии, в числе которых и Псалтирь, часто называются богодухновенными. То есть эти тексты были написаны избранными Богом личностями под вдохновением самого Святого Духа. Через все псалмы Псалтири проходит одна сквозная тема – взаимоотношения человека со Всевышним. Однако эта тема в священном сборнике раскрывается с совершенно разных ракурсов. Например, некоторые псалмы воспринимаются как порывы радостного и благодарного восхваления Бога. Другие же проникнуты глубоким покаянным настроем. Есть в Псалтири и псалмы, которые больше похожи не на молитвы, а на исторические документы.
Итак, Псалтирь является настоящей духовной сокровищницей, содержащей самые разные формы общения человека и Бога. Поэтому священный сборник псалмов на протяжении тысячелетий остаётся актуальным для христиан. Псалмы не только помогают выразить то, что так сложно передать словами, но и утешают, духовно ободряют молящегося. Священник Димитрий Шишкин указывает на то, что Псалтирь даёт драгоценную
Радостью боголюбцев, тишиной души, привлечением ангельской помощи – так называл псалом преподобный Ефрем Сирин. Он также указывал, что молитвенное песнопение
Тем, кому трудно читать псалмы на церковно-славянском, можно пользоваться русским переводом Псалтири. Преподобный Ефрем Сирин призывал каждого христианина:
Раба Божья Мария из Сарова рассказывает, что её сына бросила девушка. Мать боялась, что он в отчаянии совершит какой-нибудь необратимый поступок. По совету священника Мария начала читать Псалтирь. Поначалу женщине было многое непонятно, но вскоре она разобралась и благодаря этому стала лучше понимать богослужение. Чтение Псалтири принесло ей утешение. К радости Марии, благотворные изменения произошли и с её сыном. Он пережил утрату и не озлобился. Парень взял вину за расставание на себя и сделал полезные выводы на будущее.