Кабардинка (краснодарский край)

Традиции

 

Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

  1. 1.    Сватовство. Родственники со стороны мужчины выбирали достойную по статусу невесту, к родителям которой посылали сватов. С первого раза беседа не всегда заканчивалась положительным ответом: ждать согласия порой приходилось несколько месяцев.
  2. 2.    Согласование суммы калыма. Оговаривалось неспешно, часто со спорами и торгами. Богатые семьи знали полагающийся размер выкупа: минимум 30 частей. Восемь составляли слуга, шлем, кольчуга, сабля, поручи, хорошая и обычная лошади, 8 быков. Остальные 22 части измерялись головами животных: баранов, быков, буйволов.
  3. 3.    Смотрины и обручение. В назначенный день будущие невеста и жених впервые встречались в доме невесты, где происходило знакомство. По исламским традициям проводили церемонию обручения.
  4. 4.    Выплата доли калыма. В зависимости от материального положения семьи юноши оговаривалось время сбора калыма. Когда большая часть выкупа собиралась, его передавали родственникам невесты, после назначали точную дату свадьбы.
  5. 5.    Вывод из отчего дома невесты. Девушку наряжали в торжественный свадебный костюм, покрывали голову и лицо. Друзья жениха шумным свадебным поездом приезжали за невестой. Подруги и родственники в шуточной форме просили выкуп, получив который отпускали невесту.
  6. 6.    «Укрывание» жениха и невесты в разных чужих домах. Невесту привозили в дом одного из друзей жениха, сам он селился в доме другого друга. К девушке будущий супруг приходил по ночам, хозяин дома выступал в роли охраны, отвечая за безопасность будущих супругов жизнью. Подобное положение продолжалось месяц.
  7. 7.    Переезд в дом мужа. Невесту тайком привозили в дом жениха, селили в помещении, затем становившемся домом молодой семьи. В течение недели девушка не выходила из комнаты, ни с кем не общалась. Жених в это время общался с родственниками, расхваливал будущую невестку.
  8. 8.    Обряд примирения с родными. Обряд примирения родителей жениха с невесткой происходил после ее торжественного выхода из комнаты. Старшая женщина в доме мазала девушке губы маслом и медом, обсыпала сладостями: чтобы жизнь была сытой и сладкой. После устраивался общий праздник, длившийся несколько дней.

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Население

Через четыре года после образования автономной области в 1926 году, численность населения Кабардино-Балкарии составляла 204 006 человек. По последним довоенным данным 1931 года в республике проживало 224 400 граждан. Население стало увеличиваться во многом за счет специалистов, прибывающих из других регионов Советского Союза.

В военные годы значительная часть республики была оккупирована немцами, многие ее жители воевали в составе Красной Армии. В конце войны была проведена депортация балкарцев. Поэтому сколько населения в Кабардино-Балкарии проживало в те времена, установить точно не удалось. По первым послевоенным данным 1959 года, в регионе было зарегистрировано 420 115 человек. По национальному составу, наибольшую долю занимали кабардинцы — 45,29 % от числа жителей республики, далее русские – 38,7 % и балкарцы — 8,11 %. Изменение пропорций в национальном составе связано, во-первых, с индустриализацией, ведь тогда в республику приезжало много русских специалистов, во-вторых, многие балкарцы остались в местах депортации.

В дальнейшие советские годы численность населения республики Кабардино-Балкарии быстро росла. Уже в 1970 году в ней проживало 588 203 человека. Количество жителей увеличивалось как за счет естественного прироста, так и за счет большого миграционного притока. В постсоветское время максимального значения показатель достиг в 2002 году. Тогда, согласно переписи, численность населения составляла 901 494 человека. В последующие годы, вплоть до 2020, население Кабардино-Балкарии в основном уменьшалось. Это было связано с неблагополучной экономической ситуацией в регионе. Люди уезжали на заработки в центральные регионы страны. Согласно данным 2018 года, в республике проживает около 865 828 человек. Национальный состав изменился незначительно, преобладающие группы – это по-прежнему кабардинцы, русские и балкарцы.

Язык и письменность

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе[источник не указан 1807 дней].

14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике).
Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.

Свадебные обычаи

Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака

Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители

О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.

Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.

После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.

Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.

Кабардинцы в традиционных нарядах

Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.

Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.

Кабардинская свадьба

После свадьбы

После свадьбы существует один интересный обычай – называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома, а новобрачные должны её найти и вернуть. Это показывает их уважение к старшим, а также то, что старикам всегда рады под кровом у молодых.

В этом видео – очень красивая кабардинская свадьба:

Организация свадьбы согласно с кабардинскими традициями – долгое и трудоёмкое занятие. Но благодаря размеренной подготовке всё действо выглядит торжественно и впечатляюще. А вы бы смогли проявить столько же выдержки, как кабардинская молодёжь, ожидая пока все обряды, будут соблюдены?

Интересные обычаи и приметы

Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.

У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.

Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.

С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.

Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.

Кабардинские принципы

Конечно, на современный быт кабардинского народа значительно повлияли процессы урбанизации, однако это вовсе не означает, что старинные обычаи ушли на второй план.

У жителей Кабардино-Балкарии существуют незыблемые семейные принципы, что практически не изменились с веками. В немалой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – свод морально-этических принципов, обязательных для каждого кабардинца. Значительная роль в нём отводится семейному укладу.

Кабардинская семья открытка 1905 года

Как и для далёких предков кабардинцев, в жизни современного народа Кабардино-Балкарии семья играет важнейшую роль. Все члены семейства должны с уважением относиться друг к другу. Особый почёт оказывается старшему поколению. Старейшина рода приравнивается к богу. В его присутствии младшие члены семьи не имеют права первыми заговорить и, тем более, перебить во время разговора. За столом старейшина занимает самое почётное место.

От себя хочу заметить, что во многих кабардинских селениях и сегодня существуют советы старейшин – старших представителей села, за которыми нередко остаётся последнее слово в принятии важных общественных решений.

«Народы Кавказа», русская литография, конец XIX века

Семейный уклад в Кабардино-Балкарии – патриархальный. Но это не значит, что женщина не имеет прав. Напротив, она считается истинной хранительницей уюта и покоя в доме, к ней относятся с большим уважением.

У кабардинцев есть пословица: “Муж творит жену, а жена творит мужа”. И это, как мне кажется, очень точные слова. Согласно многовековым принципа, кабардинцы считают, что вступать в брак можно лишь единожды – лишь так можно сохранить семейные ценности. Для молодого поколения семья родителей является примером для подражания.

Экономика[ | ]

Основная статья: Экономика Кабардино-Балкарии

Основа экономики республики — сельское хозяйство (зерновые культуры (пшеница, кукуруза, просо), технические культуры (подсолнечник, конопля), животноводство (молочно-мясного направления), а также лесозаготовка.

В рамках развития инфраструктуры и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике была создана сеть бизнес-инкубаторов, целью функционирования которых является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства КБР оборудованных офисных и производственных помещений в аренду на льготных условиях. Уже создано и успешно работает три бизнес-инкубатора: государственное учреждение «Кабардино-Балкарский бизнес-инкубатор» в г. Нальчике, предоставляющее офисные и производственные помещения, два муниципальных офисных бизнес-инкубатора в городском округе Прохладный и Баксанском районе.

Промышленность

В республике действуют более 100 промышленных предприятий. В г. Майский ООО «Севкаврентген-Д» одно из ведущих производителей рентгеновского оборудования в России. В г. Терек на налажено собственное производство синтетических алмазов, и высококачественных алмазных инструментов на их основе. В числе выпускаемой продукции алмазные буровые инструменты для геолого-разведочных и горнорудных предприятий (коронки, долота, расширители); алмазные правящие инструменты (прецизионные фасонные ролики, карандаши, гребёнки, алмазы в оправе), шлифовальный алмазный инструмент (круги АЧК, прямого профиля и т. д.) для машиностроения и металлообработки; алмазный инструмент для камнеобработки и стройиндустрии (круги отрезные сегментные, фрезы, бруски, канатные пилы и т. д.) для резки, шлифовки, полировки природного камня, бетона, асфальта; алмазные пасты и др. В г. Тырныаузе есть по производству продукции торговой марки GIPSELL, базирующийся на производстве и продаже строительных и отделочных материалов.

  • Завод Кавказкабель
  • Тырныаузский горно-обогатительный комбинат (не работает с начала 2000-х годов, после схода сели)

Развивается электроэнергетика, в регионе действуют несколько гидроэлектростанций, общей мощностью на 2010 год — 126,6 МВт, и выработкой 478 млн кВт·ч в год:

  • Аушигерская ГЭС (60,0 МВт; 222,0 млн кВт·ч в год),
  • Кашхатау ГЭС (65,1 МВт; 241,0 млн кВт·ч в год),
  • Баксанская ГЭС (27,0 МВт; 125,0 млн кВт·ч в год),
  • действует несколько малых ГЭС (общей мощностью 5,5 МВт и выработкой 14,9 млн кВт·ч в год),
  • ведётся строительство Зарагижской (28,8 МВт) и Верхнебалкарской ГЭС (15,6 МВт),
  • рассматривается строительство ГЭС «Голубые озёра» (до 110 МВт), проектируется Сармаковская ГЭС (17,6 МВт, 74,5 млн кВт·ч)

Транспорт

См. также: Нальчик (аэропорт)

См. также: Нальчикский троллейбус

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Использование кабардинских лошадей

Кабардинский народ всегда очень трепетно относился к своим лошадям, и даже сегодня в Кабардино-Балкарии (в первую очередь в сельской местности) наличие коня в хозяйстве — вещь столь же нормальная, как наличие коровы или кур. Отчасти такая ситуация объясняется еще и тем, что значительная часть территории республики представляет собой сильно пересеченную гористую местность, где мало автомобильных дорог, а передвигаться можно либо пешком, либо верхом.

Но не только жители Кабардино-Балкарии содержат лошадей кабардинской породы. Выше мы уже говорили о том, что отличная выносливость этих животных делает их пригодными для использования в кроссовыхКроссы представляют собой гибрид двух и более пород или популяций (линий) кур высо… дисциплинах конного спорта. А на любительском уровне кабардинцы неплохо себя показывают и в остальных спортивных дисциплинах.

Наконец, способность легко преодолевать сложную каменистую местность делает кабардинцев идеальными лошадьми для конного туризма. Особенно в горной местности, где другие лошади чувствуют себя куда менее уверенно. Если Вам попалось на глаза видео туристов, путешествующих по горным регионам России на лошадях, можете быть уверены — на видео кабардинские лошади.

Численность и расселение

Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Субъект Федерации Численность кабардинцев чел.
Кабардино-Балкария 490 453
Ставропольский край 7993
Москва 3698
Северная Осетия 2802
Московская область 1306
Санкт-Петербург 1181
Краснодарский край 1130

Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):

Доля кабардинцев по районам и городам России
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % кабардинцев
Баксанский МР Кабардино-Балкарская 95,7
ГО Баксан Кабардино-Балкарская 93,3
Зольский МР Кабардино-Балкарская 90,9
Лескенский МР Кабардино-Балкарская 90,2
Терский МР Кабардино-Балкарская 87,9
Урванский МР Кабардино-Балкарская 79,1
Чегемский МР Кабардино-Балкарская 73,7
ГО Нальчик Кабардино-Балкарская 48
Черекский МР Кабардино-Балкарская 34,5
Прохладненский МР Кабардино-Балкарская 28
Эльбрусский МР Кабардино-Балкарская 9,6
Майский МР Кабардино-Балкарская 5,2

Кабардинская диаспора

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

Особенности кабардинских лошадей

Выведенная специально для гористой местности, кабардинская порода великолепно приспособлена как к условиям высокогорий, так и к условиям низинных долин. При этом она легко переносит быстрые переходы из одного типа местности в другой, совершенно не нуждаясь в акклиматизации. Для этих животных не составляет проблемы ни резкий перепад температуры, ни скачки атмосферного давления.

Многие поколения предков кабардинской лошади подготовили ее к жизни на узких скалистых тропах. Это едва ли не единственная порода в России, которая словно рыба в воде чувствует себя в таких сложных условиях: крутые подъемы, резкие спуски, узкие скальные карнизы — ничто из этого не составляет для нее проблемы. Лошадь отлично чувствует тропу и великолепно держит равновесие даже на каменистых осыпях. Стандартные картинки с кабардинской лошадью — это как раз горный пейзаж на заднем плане.

Ранее мы уже упомянули о непревзойденной выносливости «кабардинцев». Конь, груженный тюками общим весом до 150 кг, способен за сутки преодолеть 100 километров. Делать это ему позволяет крепкая конституция и отличное здоровье, чего нельзя сказать о большинстве изнеженных европейских пород.

С учетом того, что «кабардинцам» недостает скорости и прыгучести, они не пригодны к большинству видов конного спорта (на профессиональном уровне). Однако поразительная выносливость животных этой породы делает их лидерами в пробеге и троеборье, где как раз важен именно этот параметр. В этих дисциплинах кабардинские лошади выступают регулярно, собирая немало наград.

Чтобы и в следующих поколениях сохранить доставшуюся «кабардинцам» от предков легендарную выносливость, сегодня их по-прежнему содержат традиционным табунным методом. На протяжении всего года лошади пребывают на естественных пастбищах, закаляясь в максимально естественных условиях. Лишь маленьких жеребят отнимают от матерей на осенне-зимний период, чтобы выращивать на конюшнях в небольших группах.

В остальном же кабардинская лошадь представляет собой классический образец упряжно-верховой породы. Животное достаточно активно и энергично, хотя и в меру. Шаг у лошади спокойный и плавный, без рывков. Отправленная в галоп или рысь она всё равно сохраняет достаточно умеренный темп, комфортный для большинства седоков.

Привычная к любому типу местности лошадь кабардинской породы в равной степени уверенно себя чувствует и в долинах, и на горных тропах. Животное не боится ни речных бродов, ни глубокого снега. Многие специалисты отмечают, что у «кабардинцев» хорошо развита интуиция или умение ориентироваться на местности. Если вдруг всадник собьется с пути, конь сам найдет дорогу домой.

Примечания

Комментарии
  1. Ещё одно значение экзоэтнонима «пятигорские черкасы» среди некоторых европейских авторов — общее название для всех племён и народностей адыгов (Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. — М.: Издательство АН СССР, 1963. — С. 145).
Источники
  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. Кабардинцы // Большой Энциклопедический словарь. — 2000. // Большой энциклопедический словарь, 2000.
  8. Меоты // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  9. .
  10. Кушева Е. Н. Указ. соч. — С. 91—93, 145—146.
  11. Книга Большому Чертежу / Подготовка к печати и редакция К. Н. Сербиной. — -: Издательство АН СССР, 1950. — С. 90 (лл. 65, 65 об.).
  12. Книга Большому Чертежу. — С. 90 (лл. 65 об., 66).
  13. Кабардинцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Подготовка к свадьбе

Первым обычаем, который относится уже к организации свадьбы, является расселение жениха и невесты по разным домам. Но для этого сначала нужно, чтобы девушка покинула отчий дом.

Этот обряд называется «схождение с подушки». Для его проведения используется огромная расшитая подушка, на которую становится новобрачная, а вокруг неё размещаются друзья и родные.

Старшие мужчины принимающего рода должны выкупить невесту. Чаще всего за девушку вносят только часть оговорённого калыма. После того, как девушку выкупили, её подводят к жениху – для того, чтобы он вывел её из отчего дома. При этом женщина должна уверенно переступить порог правой ногой, это означает, что путь в новую семью будет лёгким, и беспроблемным.

Если же невеста спотыкается, то это расценивают как дурной знак. Данная традиция возникла из-за того, что раньше прах предков закапывали под порогом, чтобы они охраняли род от дурных людей. Шествие отводит в подготовленные комнаты сначала невесту, а после –жениха, при этом они живут в разных домах. После этого мужчина не имеет права контактировать со своими родственниками на протяжении 3–4 недель. В некоторых селениях тот же запрет распространяется и на женщину, но его применяют редко.

Статистика в таблице по зараженным на территории Кабардино-Балкарии по дням

В данной таблице показана динамика активных заражений, спад и убыль по дням. Нужно учитывать, что цифры указанные по дням, не всегда означают произошедшее именно в этот день, это лишь показывает подтвержденные значения в эту дату, а само событие могло быть вчера или даже ранее. В столбиках указано общее количество случев с момента ведения статистики, плюс изменения с прошлыми данными.

Дата Заразилось Умерло Выздоровело Болеют сейчас
20 мая 2020 1952 +66+3% 7 515 +54+12% 1430 +12
19 мая 2020 1886 +62+3% 7 461 +41+10% 1418 +21
18 мая 2020 1824 +65+4% 7 420 +13+3% 1397 +52
17 мая 2020 1759 +69+4% 7 407 +51+14% 1345 +18
16 мая 2020 1690 +71+4% 7 356 +37+12% 1327 +34
15 мая 2020 1619 +71+5% 7 319 +9+3% 1293 +62
14 мая 2020 1548 +73+5% 7 +1+17% 310 +16+5% 1231 +56
13 мая 2020 1475 +74+5% 6 +2+50% 294 +33+13% 1175 +39
12 мая 2020 1401 +76+6% 4 +1+33% 261 +38+17% 1136 +37
11 мая 2020 1325 +80+6% 3 223 +24+12% 1099 +56

Показать все дни

* «0» или «—», могут означать, что данных нет

Кабардинская национальная одежда

Кабардинцы в конце XIX века. Хромолитография

Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).

Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа — Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Кабардинцы

  • Алегуко Шогенуков
  • Александр Александрович Черкасский
  • Алексей Черкасский — канцлер в Российской империи во время правления императрицы Елизаветы
  • Александр Бекович-Черкасский — князь Кабардинский
  • Александр Николаевич Бекович-Черкасский
  • Амирхан Шомахов
  • Атажуко Атажукин
  • Арманде Кумпал Кабартай Альтай-Маджини
  • Асланбек Хуштов — депутат парламента Кабардино-Балкарской Республики и спортсмен, завоевавший золотую медаль на летних Олимпийских играх 2008 года.
  • Авенир Чемерзин — полковник российской императорской армии и математик, прежде чем стать библиографом.
  • Bidar KADIN — Имперский консорт Абдул Гамида II в Османской империи
  • Борис Черкасский
  • Дмитрий Черкасский
  • Доамна Екатерина Черчеза — принцесса-супруга воеводы Молдавии в качестве жены Василия Лупу
  • Эльмирза Бекович-Черкасский
  • Федор Александрович Бекович-Черкасский
  • Федор Николаевич Бекович-Черкасский
  • Григорий Черкасский
  • Идар Кабардинский
  • Инал Великий — князь Кабардинский
  • Исмаил бек Атажукин
  • Иван Амашук
  • Иван Б. Черкасский — двоюродный брат Михаила I России
  • Иван Евгеньевич Черкасский
  • Якоп Черкасский
  • Касбулат Черкасский
  • Касей Атажукин
  • Камбулат Черкасский
  • Келемет Черкасский
  • Куденец Черкасский
  • Кургоко Атажукин
  • Ладислас дю Луар, графиня Лейла Хагондокофф — кавалер Национального ордена за заслуги и национального ордена Почетного легиона (командор), модель французского дома высокой моды Chanel
  • Людмила Моник Черина
  • Махидевран — Императорский супруг Сулеймана Великолепного Османской империи
  • Мамстрюк Черкасский
  • Мария Темрюковна — Царица из царизма России в качестве жены Ивана Грозного
  • Михаил Александрович Черкасский I
  • Михаил Александрович Черкасский II
  • Михаил Т. Черкасский
  • Михаил Юрьевич Черкасский
  • Муцал Черкасский
  • Никита Егупов-Черкасский
  • Петр Амашуков-Черкасский
  • Петр Борисович Черкасский
  • Росланбек Атажукин
  • Русудан Черкесская — королева-консорт Грузии (Картли) как жена Вахтанга Законодателя
  • Серветсеза Кадын — первая жена Абдулмеджида I Османской империи
  • Шолох Черкасский
  • Симон Черкасский
  • Сунчалей Черкасский
  • Темрюк — князь Кабардинский
  • Василий Амашуков-Черкасский
  • Василий Карданукович Черкасский
  • Владимир Черкасский — мэр Москвы (1868–1870)
  • Ефим Бекович-Черкасский
  • Юрий Темирканов — музыкальный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского филармонического оркестра с 1988 года.
  • Заур Тутов
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector