Манифест 17 октября 1905 года

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Ситуация в стране

XX век в Российской империи начался бурно из-за серьёзных перемен в государстве и обществе. Несмотря на экономическую осталось страны, наметился постепенный рост экономики, который замедлялся из-за неустойчивости внутреннего рынка и низкой покупательной способности населения.

Прогрессивно настроенные члены правительства убеждали царя в необходимости проведения последовательной реформы промышленности для усиления роли государства в экономике, только так можно было стабилизировать экономику страны и улучшить качество жизни населения.

Вначале 1900-х гг. в стране наблюдается рост революционного движения из-за нерешенности и остроты рабочего вопроса. Все чаще в стране возникают стачки и забастовки. Основными требованиями оставались экономические и социальные вопросы, которые на начало 1905 года так и остались не решенными.

Это интересно: 2632,Мальдивы самостоятельное путешествие: рассмотрим вместе

Последствия Манифеста

Манифест стал первой попыткой в истории России расширить права и свободы граждан. Отныне законодательным правом обладал не только император, но и Государственная дума. Однако Император оставил путь к отступлению — за монархом оставалось право любой момент распускать дума, воспользовавшись правом вето.

После принятия Манифеста в империи активизировалось образование различных политических партий, самыми влиятельными стали:

  • Конституционные демократы (кадеты),
  • Партия 17 октября или октябристы,
  • Партия социалистов-революционеров или эссеры,
  • Союз русского народа,
  • Союз Михаила Архангела,
  • большевики,
  • меньшевики.

Судьба первой государственной думы

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.

За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.

Предыстория

Начиная с января 1905 года, в России началась первая русская революция. С каждым месяцем революция становилась всё сильнее, и власть была вынуждена идти на уступки населению, чтобы сдержать натиск. Первая попытка удовлетворить народные массы — попытка создания Булыгинской Государственной Думы. Фактически это было копия манифеста от 17 октября за одним только исключением: Государственная Дума была не законодательной, а законосовещательной. Население это не устроило и выборы были проигнорированы, после чего началась новая волна революции в конце сентября начале октября 1905 года. Под давлением новых обстоятельств премьер-министр Витте убедил Николая 2 создать новый закон, по которому Государственная Дума будет не просто создана, а будет наделены законодательной властью.

Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия

Общие начала, изложенные в Манифесте 17 октября 1905, были вскоре развиты в целом ряде конкретных юридических актов. К ним относились:

– Указ Сенату 11 декабря 1905, сильно расширивший избирательное право в городах, в первую очередь для тамошней интеллигенции.

– «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906, определившее права этого нового законодательного органа, а также порядок его роспуска и перерыва занятий.

– «Учреждение Государственного Совета», которое преобразовало это прежде законосовещательное учреждение в верхнюю палату Думы.

– подытожившие все эти реформы «Основные законы» 23 апреля 1906 – фактически Конституция, которая прямо не получила такого названия лишь из консервативной осторожности. – многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы

– многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы.

Это исходившее из принципов Манифеста 17 октября законодательство заменило прежнее российское самодержавие строем Думской монархии, который существовал до Февральской революции 1917 года. Новое государственное устройство имело немало недостатков. Избиравшиеся с 1906 четыре Государственных Думы не стали демократическими органами. В них господствовала олигархия богатых слоёв и партийных вождей, показавшая себя не лучше той царской бюрократии, с которой она самозабвенно враждовала.

Манифест 17 октября 1905 вдохновлялся чуждыми русским традициям идеями абстрактно-просветительского западного парламентаризма. Попытки внедрить их в российскую политическую практику потерпели, по сути, жестокий провал. Дума не смогла предотвратить катастрофической революции 1917 и даже сознательно содействовала её началу. Русским условиям и русской истории гораздо больше соответствовал , а не та отвлечённая «свобода», которая провозглашалась Манифестом.

Положения манифеста

Манифест 17 октября 1905 года является отправной точкой в создании российского парламентаризма и политических партий. Однако основные положения манифеста были следующие:

  • Дарование России политических прав и свобод.
  • Учреждение Государственной Думы, которая наделялась законодательной властью. Напомним, что несколько месяцами ранее провалилось создание Булыгинской Думы только из-за того, что тогда предполагалось создание законосовещательного органа.
  • Все законы страны требовали обязательного их одобрения Думой

Манифест был дополнен законом о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года. Закон также крайне важен, поскольку он наделил правом голоса всех жителей России старше 25 лет. Голосование было непрямым. Оно шло для избрания выборщиков, которые в свою очередь выбирали депутатов в Государственной Думы.

Всего создавалось 4 курии:

  • Городская. 1 выборщик на 4 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
  • Землевладельческая. 1 выборщик на 2 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
  • Рабочая. 1 выборщик на 90 тыс человек. Выборы трехступенчатые.
  • Крестьянская. 1 выборщик на 30 тыс человек. Выборы четырехступенчатые.

Даже беглый взгляд на систему выборов, которая сложилась в России к декабрю 1905 года, показывает, что наименьшее представительство в Думе была у рабочих. Это была осознанная реакция властей на революцию, где рабочие сыграли одну из ключевых ролей. Император такой системой голосования пытался исключить активную часть населения из деятельности Государственной Думы.

Завершая логические преобразования манифеста 17 октября, в феврале 1906 года Государственный Совет Российской Империи был преобразован в Верховную Палату Парламента. В этот орган власти 50% депутатов избирались, а 50% назначались Императором. При этом не менее 2/3 состава Верховной Палаты должны были быть помещиками.

Примечания

  1. Высочайший манифест от 6 августа 1905 г.
  2. Артём Кречетников. Сто лет манифеста 17 октября (рус.). Русская служба Би-би-си (30 октября 2005). Проверено 1 декабря 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  3. Глава II. Черносотенные союзы и организации (С. А. Степанов) // Политические партии России: история и современность / Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. — М.: РОССПЭН, 2000. — 631 с. — ISBN 5-8243-0068-2.
  4. Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.

[править] Текст манифеста

Божиею милостью, Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столице и во многих местностях Империи Нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания и союзов.

2) Не устанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку; и

3) установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же Нашего одиннадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:
Николай.

[]

Последствия объявления манифеста

Сначала манифест вызвал всеобщий энтузиазм.

Представители фактически существовавших партий среднего класса расценили манифест как разрешение на легализацию и сформировали две партии — Конституционных демократов (кадетов) и «Союз 17 октября» (октябристы).

Самые многочисленные классы общества манифест не удовлетворил, и началась стачка: забастовщики требовали свободы стачек, амнистии всех пострадавших за свои убеждения и, наконец, созыва Учредительного собрания, которое приняло бы Конституцию.

Новое правительство во главе с С.Ю. Витте было призвано провести манифест в жизнь, но не сумело добиться своего. Император считал, что и так немало уступил «населению» и не мог удовлетворить требования забастовщиков. Стачки по всей стране постепенно переходили в бунты и попытки захвата власти на местах.

23 ноября (по старому стилю) правительство объявило, что введение гражданских свобод откладывается до созыва Думы. Нелегальные партии радикального толка вовсю вели подготовку к вооруженному восстанию, а правительство готовилось это восстание подавить.

Можно ли считать Манифест 17 октября 1905 г. Конституцией?

Среди ученых-правоведов до сих пор ведутся дискуссии о том, можно ли считать Манифест 17 октября 1905 г. Конституцией?

Это вопрос был предметом споров и среди юристов того далекого времени начала XX века, когда данный документ был непосредственно принят. Одни ученые считали и считают Манифест Конституцией, другие – нет.

Одним из аргументов непризнания данного акта Конституцией – это его небольшой объем. Между тем, как отмечал современник Николая II правовед В.М. Гессен, даже если бы все содержание Манифеста 17 октября 1905 г. исчерпывалось лишь одним п. 3 о необходимости создания Государственной думы, то это уже позволят признать, что в России есть Конституция.

Еще одним аргументом отрицания за Манифестом конституционного характера – это принятие его не на демократических началах, т.е. непосредственно народом или его выборными представителями (Парламентом или Конституционным (Учредительным) собранием). Однако в данном случае следует заметить, что в государствоведении существует понятие октроированной Конституции, т.е. дарованной монархом.

Сам автор составления Манифеста 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте считал его Конституцией.

Однако, несмотря на все вышеизложенное и даже учитывая то революционное значение, какое имел Манифест 17 октября 1905 г. для своего времени, признать его Конституцией с правовой точки зрения невозможно.

Дело в том, что в данном документе император официально провозглашал права российских подданных и начало построения конституционного строя, однако не гарантировал их реального осуществления. В Манифесте от 17 октября 1905 г. лишь провозглашалась идея создания Государственной думы со всей полнотой законодательной власти: «… мы постановляем впредь общим правилом, что со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Таким образом, Манифест сам по себе непосредственно не создал перехода от самодержавия к ограниченной монархии, но задал вектор его перехода, который находился в зависимости от созыва или несозыва Государственной думы.

Вместе с тем, по мнению правоведов, Манифест создал не только моральную обязанность верховной власти осуществить реформу, но и правовую норму, обязывающую власть осуществить реформу.

Таким образом, по своим юридическим характеристикам и содержанию Манифест 17 октября 1905 г. не был конституцией и конституционным законом, а больше походил под статус Конституционной хартии, в которой декларировались основные права человека и участие населения в законотворчестве.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, , и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Произошло ли ограничение власти монарха?

Одно из заблуждения о Манифесте 17 октября 1905 года заключается в том, что этот документ ограничил власть императора, и в результате в России произошло ограничение самодержавия. Сама постановка такого вопроса является абсурдной, поскольку еще задолго до 1905 года власть Императора в России была ограничена и не была всеобъемлющей. Единственное время, когда можно говорить о неограниченности монархии это эпоха от Петра 1 до эпохи Павла 1. Чтобы это понять нужно знать, что неограниченная монархия это система управления, когда император грубо говоря может делать всё что захочет. Именно такая система была, например, при Петре 2. Однако, напомним, что Павел 1 издал манифест, согласно которому царь обязан передавать свою власть старшему наследнику по мужской линии. Этот манифест и был ограничением самодержавия. Если при Петре 1 Император мог делать всё что угодно, в том числе и отдать власть бывшей куртизанке, то после манифеста Павла 1 император был обязан передать власть конкретному человеку. Что это, если не ограничение? Именно поэтому мы и говорим что в России не было абсолютной монархии в 1905 году, о значит говорить о Манифесте октября 1905 года как об ограничении монархии нельзя.

Говоря о Манифесте 17 октября нужно отметить, что ограничение власти императора было иллюзорным, поскольку:

  • У императора было право наложить вето на любое решение Государственной Думы.
  • Любой закон мог появиться только после одобрения его Императором.
  • У Императора было право в любой момент по собственному усмотрению и без каких-либо ограничений распустить Думу.

Именно из-за этих ограничений некоторые историки говорят, что Манифест октября 1905 года это не ограничение власти монарха, а создание органов, которые только немного мешал в осуществлении всей полноты власти царя.

Иллюзорность касается всего Манифеста, поскольку даже положение о создании незыблемых гражданских прав и свобод для населения оставался таковым только на бумаге. Свобода слова, собраний и прочего осталось свободой только на бумаге.

Вспышка насилия

Антиправительственные и антимонархические выступления сопровождались массовыми еврейскими погромами в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В результате столкновений по меньшей мере 1600 человек погибло и 3500 было искалечено. Погромы даже не всегда имели исключительно этническую направленность — их жертвами становились прежде всего интеллигенты, студенты — все те, к кому подходило определение «демократ», ненавистное для консервативной толпы.

Исследователь истории этого противостояния историк М. Л. Размолодин полагал, что насилие стало возможным из-за устранения местных властей от выполнения своих функций — причиной тому была полная растерянность местных и центральных властей. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений. Даже министр внутренних дел узнал о нём «одновременно с прочими обывателями». Губернаторы и полицмейстеры не зная, как вести себя в новых, небывалых условиях, не решались отдавать запретительские приказы, не зная, можно ли запрещать что-то в условиях «конституции», и слали запросы в столицу. Столичные чиновники также не были проинструктированы и отвечали с опозданиями в несколько дней. Как противовес революционным демонстрациям некоторые сановники, страшась запретить их, решили организовывать контрреволюционные, иногда даже возглавляя последние.

Булыгинская дума

Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:

  • от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
  • для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
  • Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.

Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.

Итоги Манифеста 17 октября 1905 года

Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.

Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.

К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.

Это интересно: 2637,Маньчжуры (народ) (видео)

Предыстория Манифеста: Цензура XIX века

Формальной основой цензурной политики до 1905 г. был еще николаевский Цензурный Устав 1828 года. В ходе реформ Александра II 1860-х гг. цензурное управление перешло от Министерства народного просвещения к Министерству внутренних дел, что повлекло значительные изменения законодательстве, отражённые во «Временных правилах о печати» от 6 апреля 1865 года. С одной стороны, это было смягчение старого Устава, соответствовавшее либеральному духу александровской эпохи – от предварительной цензуры освобождалась столичная научная литература и периодика, а судебные разбирательства по делам цензуры переходили в ведомство Министерства юстиции – наиболее либерального органа власти вследствие реформ. Однако при этом цензурное управление полностью оказалось во власти бюрократического аппарата. Ушла эпоха хорошо образованных цензоров, часто – писателей и поэтов, которые стремились не столько ограничить печать, сколько минимизировать нападки правительства на литературу и выступали в роли редакторов (в их числе были, например, известные русские писатели Федор Иванович Тютчев, Иван Александрович Гончаров).

Постепенно снизился и приоритет суда, закрепленный во «Временных правилах»: вереница дополнительных указов в 60-70-е годы наделила цензурный аппарат рядом возможностей административных взысканий (право министра внутренних дел на запрет розничной продажи от 1868 г., необходимость предоставлять в цензурный комитет книги, печатаемые без предварительной проверки, после выпуска от 1874 г. и т.д.).

Все эти меры сформировали крайне запутанный механизм цензурного управления к началу XX века. Неповоротливость бюрократической машины была обусловлена не только сумбурностью законов, но и включением в ход цензурного регулирования множества различных инстанций (Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства народного просвещения и даже Священного Синода), которые должны были согласовать друг с другом свои действия – что, конечно, в разы увеличивало срок рассмотрения дел.

При этом штат цензоров и их финансирование не росли, в отличие от объёма печати. Тем временем техническая сторона издательского дела переживала новый подъём: изобретение американским инженером Отмаром Мергенталером в 1884 году нового полиграфического оборудования – линотипа – в четыре раза увеличило скорость печати и сделало её значительно выгоднее, поэтому, наряду с литераторами, в борьбу с цензурными ограничениями активно включились предприниматели.

Итоги и значение октябрьского Манифеста

Принятие подобного документа было первой в истории России попыткой государства дать народу больше гражданских прав и свобод. Фактически Манифест не только давал избирательное право всем гражданам, он провозглашал определенные демократические свободы, которые были необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.

С введением Манифеста законодательное право из единоличного (его имел только император) теперь распределялось между императором и законодательным органом — Государственной думой. Был учрежден парламент, без решения которого ни один указ не мог вступить в силу. Однако Николай не хотел так просто упускать власть, поэтому самодержавец оставлял за собой право в любой момент распустить Государственную думу, воспользовавшись правом вето.

Изменения, внесенные Манифестом в основные законы Российской империи, фактически стали началом первой российской конституции.

Право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.

К сожалению, Манифест был лишь временной договоренностью между крестьянством и императором и прослужил недолго. В 1917 г. вспыхнула новая революция — самодержавие было свергнуто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector