Первая государственная дума в россии кратко
Содержание:
- Членство
- Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)
- Учреждение Государственной Думы
- Развитие парламентаризма
- Первый созыв, 1993 — 1995
- Мятежный броненосец
- История
- Статус депутата Государственной думы
- Депутатские полномочия или борьба за власть
- Послевкусие реформ, или Уроки истории
- Пятый созыв, 2007 — 2011
- Подробности
- Многоступенчатые выборы
- От столицы до окраин
- Итоги работы Государственной думы I и II созывов
Членство
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России в возрасте 21 года и старше. Однако это же лицо не может быть депутатом Совета Федерации. Кроме того, депутат Государственной Думы не может занимать должности в любом другом представительном органе государственной власти или органах местного самоуправления. Должность депутата Государственной Думы — это штатная и профессиональная должность. Таким образом, депутаты Государственной Думы не могут работать на государственной службе или заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, исследовательской или иной творческой деятельности.
Председатели Государственной Думы
Вячеслав Володин с Президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином в Государственной Думе 21 июня 2018 г.
- Иван Рыбкин (1994–1996)
- Геннадий Селезнев (1996–2003)
- Борис Грызлов (2003–2011)
- Сергей Нарышкин (2011–2016)
- Вячеслав Володин (с 2016)
Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)
Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.
Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.
В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.
Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах.
Народы Средней Азии вовсе лишились избирательных прав, представительство от других национальных районов было ограничено. Новый закон почти вдвое увеличил число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую курию разделили на две: в первую входили только владельцы крупной собственности, получившие значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией, составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных избирателей кадетов-либералов.
Рабочие могли провести своих депутатов фактически только в шести губерниях, где сохранились отдельные рабочие курии. В результате на долю дворян-помещиков и крупной буржуазии приходилось 75% общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным сторонником консервации феодально-помещичьего статус-кво, а не ускорения развития буржуазно-капиталистических отношений вообще, не говоря уже о буржуазно-демократических тенденциях.
Норма представительства от помещиков-землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Третья Государственная Дума в отличие от первых двух просуществовала установленный срок (01.11.1907- 09.06.1912).
Процессы позиционирования и взаимодействия политических сил в третьей Думе царской России поразительно напоминают то, что происходит в 2000-2005 году в Думе демократической России, когда во главу угла ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.
Целью настоящей работы является исследование особенностей третьей Государственной Думы Российской империи.
Учреждение Государственной Думы
20 февраля 1906 г.
I. О составе и устройстве Государственной Думы
1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной Самодержавной
Власти по силе Основных Законов и в порядке, установленном в сем
Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.
2. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в
Положении о выборах в Думу.
3. Государственная Дума может быть, до истечения пятилетнего
срока полномочий ее Членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время
ее созыва.
4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы
и сроки/их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.
5. Государственная Дума может, для предварительной разработки
подлежащих рассмотрению дел, образовывать из своей среды Отделы
и Комиссии.
6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства, устанавливаются Государственной Думой.
7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава
Членов Думы.
V. О предметах ведения Государственной Думы
31. Ведению Государственной Думы подлежат:
а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения дополнения, приостановления действия и отмены;
б) Государственная Роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами Министерств и Главных Управлений, равно как денеж-
ные из казны ассигнования, Росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;
в) отчет Государственного Контроля по исполнению Государственной Росписи;
г) дела об отчуждении. части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;
д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; .
е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;
ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.
Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также
сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых
не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского
или городского обложения против размера, определенного Земскими
Собраниями и Городскими Думами…
32. Государственная Дума может возбуждать предположения об
отмене или изменении действующих и издании новых законов.., за
исключением Основных Государственных Законов.
33. Государственная Дума может обращаться к Министрам и
Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону
Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений,
действий, кои представляются незакономерными.
ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение
первое, № 27424.
Сосканированно из кн.: Сборник документов и материалов по курсу «Политическая история XX века. Москва, 1991 г. с. 122 — 123
Далее читайте:
Россия в первые годы XX века
(хронологическая таблица).
Основные события 1906 года
(хронологическая таблица).
Манифест об учреждении
Государственной Думы, 6 августа 1905 г.
Депутаты Государственной Думы
в 1905-1917 гг. (биографический указатель)
Развитие парламентаризма
5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.
Также по теме
«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи
10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…
Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.
Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.
«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.
Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.
- Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца
В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.
По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.
«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.
По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.
«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.
Первый созыв, 1993 — 1995
В 1993 году состоялись выборы первого созыва Государственной думы. В них приняли участие 13 партий и объединений, из них в Думу прошли восемь. Самой многочисленной стала фракция “Выбор России”, затем следовала группа “Новая региональная политика” (НРП). В течение всего созыва расклад политических сил, их блокировка по различным вопросам постоянно менялись.
При этом в Госдуме первого созыва ни у одной партии не было устойчивого большинства, а потому думская политика была политикой коалиционной.
Госдума первого созыва запомнилась пермонентным конфликтом с президентом Борисом Ельциным. Несколько раз Дума поднимала вопрос о недоверии правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента Ельцину и принять поправки в Конституцию, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства.
Думе пришлось работать в непростое время. Раскол СССР, образование Российской Федерации как независимого государства, принятие новой Конституции требовали изменений всей государственной нормативно-правовой базы. За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет — на 1994, 1995 и 1996 годы.
Среди громких решений парламента первого созыва — амнистия участников “путча” августа 1991-го и защитников Верховного Совета, а также вынесение недоверия правительству в июле 1995 года.
За два года депутаты приняли 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди них — законы “Об арбитражных судах” и “О Конституционном суде”, “О референдуме”, первая часть Гражданского кодекса, а также Семейный и Арбитражный процессуальный кодексы.
Мятежный броненосец
За полгода до созыва 1 Государственной думы, 27 июня 1905 года, случился бунт матросов линкора «Потемкин». Причина — гнилое мясо, которым кормили моряков. Капитан судна приказал расстрелять бунтовщиков, но команда отказалась выполнить приказ, бунт продолжился, в результате которого мятежники убили восемнадцать офицеров вместе с капитаном и создали судовой комитет во главе с Афанасием Матушенко.
Мятеж, начавшийся на броненосце, быстро распространился и вскоре охватил войска армии и флота, поразил промышленные города России. В октябре стачку объявили железнодорожники, парализовав транспортное сообщение всей страны. Началось всеобщее массовое революционное движение, вошедшее в историю государства как Первая октябрьская революция 1905-1907 годов.
Вот что написал первый министр правительства Сергей Витте в обращении от 22 октября 1905 года к Николаю II:
По мнению Витте, у правительства было два пути: либо возглавить народное движение «За свободу» и предложить политические реформы, либо подавить мятеж, а репрессии ничего, кроме кровопролития, не принесут и вряд ли решат проблемы, возникшие в управлении государством. Дальше последовали события, окончательной определившие необходимость создания первой Госдумы.
История
Здание Думы на Манежной площади.
История Думы восходит к боярским думам Киевской Руси и Московской Руси, а также царской России. Государственная Дума была основана в 1905 году после насилия и потрясений во время русской революции 1905 года и стала первым избранным парламентом в России. Первые две попытки царя Николая II (1868-1918) активизировать его оказались безрезультатными. Впоследствии через несколько месяцев каждая из этих дум была распущена. Третья Дума была единственной, которая просуществовала до конца пятилетнего срока. После избирательной реформы 1907 года третья Дума, избранная в ноябре 1907 года, в основном состояла из представителей высших классов, поскольку радикальное влияние в Думе было почти полностью устранено. Создание Думы после революции 1905 года означало значительные изменения в прежней российской имперской автократической системе
Более того, Дума позже должна была оказать важное влияние на российскую историю, поскольку она была одним из факторов, способствовавших Февральской революции 1917 года, первой из двух в том году, которая привела к отмене самодержавия в России и свержению власти. Царь.
Несколько поколений и 75 лет спустя после очередной революционной эпохи на выборах в декабре 1993 года проельцинские партии получили 175 мест в Думе против 125 мест у левого блока. Баланс сил составляли шестьдесят четыре депутата от ультранационалистической Либерально-демократической партии России . Только партии, набравшие более пяти процентов голосов, получили места по партийным спискам: восемь прошли порог в 1993 году. В дополнение к этим восьми партиям, пул из тридцати пяти депутатов имел право сформировать зарегистрированную группу, отражающую региональные или отраслевые интересы. Бизнесом руководил руководящий комитет — Совет Думы, в который входило по одному человеку от каждой партии или группы
Самой важной задачей было разделение постов председателей в двадцати трех комитетах Госдумы, что было сделано в рамках «пакетной» сделки по разделу власти.
Несмотря на то, что Конституция России 1993 г. гласит, что Государственная Дума избирается на четыре года, было решено избрать первую Государственную Думу сроком на два года.
Во второй половине 1990-х годов Дума стала важным форумом для лоббирования со стороны региональных лидеров и бизнесменов, стремящихся получить налоговые льготы и законодательные льготы
Работа ведущих комитетов, таких как комитет по обороне, иностранным делам или бюджету, привлекла большое внимание средств массовой информации и лоббистской активности.. В начале 2000-х годов, после парламентских выборов 1999 года , пропрезидентская партия «Единство» и Коммунистическая партия были ведущими силами в Государственной Думе.
В начале 2000-х годов, после парламентских выборов 1999 года , пропрезидентская партия «Единство» и Коммунистическая партия были ведущими силами в Государственной Думе.
После выборов 2003 года , Доминанты-партийная система была создана в Государственной Думе с пропрезидентской Единой Россией партии. На всех последующих выборах «Единая Россия» всегда получала абсолютное большинство мест (более 226). После выборов 2007 года была сформирована четырехпартийная система: « Единая Россия» , Коммунистическая партия , Либерально-демократическая партия и «Справедливая Россия» . Остальные партии не смогли набрать достаточно голосов для прохождения в Госдуму. Только на выборах 2016 года две другие партии, « Родина» и « Гражданская платформа» , смогли получить одно место.
В 2008 году после принятия поправок в Конституцию срок полномочий Государственной Думы был увеличен с четырех до пяти лет.
2016 exposé по диссернут показал , что один из девяти членов Государственной Думы получили ученые степени с тезисами , которые были существенно списали и , вероятно , ghostwritten. В 2018 году стало известно, что здание Госдумы будет реконструировано. В марте 2019 года стало известно, что ремонт начнется в мае 2019 года и закончится в сентябре 2020 года. На этот период Государственная Дума временно разместится в Доме Союзов . Кроме того, был представлен проект нового конференц-зала, который станет амфитеатром .
Статус депутата Государственной думы
Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями.
Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги.
Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии необходимо было разрешение Государственной думы.
Члены Государственной думы выбывали из её состава по личному заявлению, в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также, если член Государственной думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины.
Депутатские полномочия или борьба за власть
Царь обращался к прессе и владельцам газет с просьбой «успокоить мнения», обещал выполнить данные Манифестом свободы, говорил, что отныне и впредь ни один человек не будет заключен в тюрьму без суда и следствия. Но…
Несмотря на острую политическую борьбу за власть, началась подготовка к выборам в Первую думу.
11 декабря 1905 года публикуется Закон о выборах в Государственную думу. Выборы должны были проходить по системе курий (группы населения, объединенные по сословному, имущественному или иному признаку).
Всего создавалось 4 курии по землевладельческому, городскому, рабочему и крестьянскому признакам. Каждая из них получала квоты на определенное количество выборщиков.
Например, один выборщик на 90 тысяч рабочих, или один выборщик на 4 тысячи в городской курии, или на 2 тысячи человек в землевладельческой.
Послевкусие реформ, или Уроки истории
Помимо споров вокруг законопроектов, депутаты Первой госдумы делали энергичные, хоть и безуспешные попытки «продавливания» политических реформ.
Это касалось инициатив о прекращении репрессий против революционеров, бомбистов и участников революционных выступления 1905-1906 годов.
Все эти попытки, разумеется,представляли опасность для существующего государственно строя. Поэтому Николай II попросил Петра Столыпина (как более здравомыслящего, чем С. Витте, отправленный в отставку, государственного деятеля) возглавить правительство,
Столыпин не верил в успех Госдумы, так как был уверен, что представители различных слоев населения никогда не смогут ни о чем договориться, а само собрание не будет работать продуктивно. Однако он отказывался от поста главного министра, но все же уступил настойчивым просьбам царя.
В результате Петр Аркадьевич Столыпин, пытаясь найти баланс между требованиями радикальных партий и необходимостью проведения земельных реформ, оказался меж двух огней или двух противоборствующих сил, нажив себе врагов с одной и другой стороны.
Тем не менее ему удалось законодательно оформить приоритет крестьян в плане приобретения земель и их право иметь представителей в советах местного самоуправления. Это дало возможность на время спасти дворянства от конфискации земель и одновременно призвать население к навыкам управления.
Однако уже 25 августа 1906 года на министра было совершено покушение прямо в общественной приемной, пострадала его дочь. Тем не менее П. Столыпин проявил государственную волю, ему удалось уменьшить на следующих выборах влияние «левых» и радикально настроенных партий, однако, как мы сейчас знаем, революционную волну удалось остановить лишь на небольшой исторический период.
Пятый созыв, 2007 — 2011
В выборах в Госдуму пятого созыва приняли участие 11 партий, но только четыре из них смогли пройти повышенный до 7% барьер.
“Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, и такое уже закрепившееся преимущество значительно уменьшило возможность оппозиции влиять на законотворческий процесс.
Во время работы Госдумы пятого созыва пост президента занимал Дмитрий Медведев. Владимир Путин был утверждён на посту председателя Правительства. Его кандидатуру поддержали фракции “Единая Россия”, ЛДПР и “Справедливая Россия” — 392 из 448 присутствовавших членов Госдумы. Против проголосовали 56 депутатов — члены фракции КПРФ.
В этот раз, в отличии от четвёртого созыва, “Единая Россия” воспользовалась большинством и внесла изменение в Конституцию. Срок полномочий Госдумы тогда был увеличен с четырёх до пяти лет, а президента — с четырёх до шести лет.
Одним из основных направлений деятельности Государственной думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было продиктовано мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Оперативно принимались законы, направленные на поддержку финансовой системы страны — в том числе, пакет антикоррупционных законов и законов, направленных на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Депутаты инициировали признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, ратифицировали соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота, договор с США о СНВ.
Также среди принятых законов — переименование милиции в полицию, отмена перевода часовых стрелок на летнее время, закон, уточняющий порядок формирования Совета федерации. Также была введена практика общественного обсуждения социально значимых и спорных законопроектов.
Всего по количеству принятых законов палата поставила абсолютный рекорд: 1581 федеральных и 27 федеральных конституционных законов, ратифицировано свыше 270 международных договоров и соглашений.
Подробности
Значение решения Президента в деятельности Госдумы
На практике Госдума выражает свое недоверие правительства очень редко. Но, согласно процедуре постановления депутатов о недоверии правительству, не может быть поводом для того, чтобы распустить центральный исполнительный орган. Если Президент РФ не разделяет мнение большинства депутатов Госдумы, то он даёт им срок в три месяца, чтобы повторно выразить недоверие.
В дальнейшем всё зависит от главы государства. Если он до кону не согласен с решением Госдумы, то вправе распустить представительский аппарат. Если президент подтверждает решение Госдумы о недоверии правительству, то он должен сообщить о его отставке.
Другие полномочия Государственной Думы
Дополнительный список властных полномочий прописан в других статьях Конституции и других законах. Наиболее важным является право на принятие и утверждение федеральных законодательных актов и своего регламента.
Также регламент Госдумы определяет следующие моменты:
— утверждение планирования участия Федерального Собрания на международном уровне;
— разбор вопросов, касающихся политического значения;
— содействие и консультации с президентом по поводу назначений на должности дипломатов в международных организациях и других государствах;
— подача требований в Конституционный суд России и другое.
Совместные функции Совета Федерации и Государственной Думы позволяют считать их унитарным учреждением государственного управления, имеющее название «Федеральное Собрание РФ».
Депутат Государственной Думы
Отдельно рассматривать функции депутатов Госдумы не требуется. Они являются народными представителями, которые избираются путем народного всеобщего голосования. Состоит она из 450 депутатов, перед которыми стоит задача решения первоочередных вопросов политики государства.
Согласно Конституции, каждый депутат избирается на срок 5 лет. Лучшие из кандидатов определяются при тайном голосовании народа.
Многоступенчатые выборы
Выборы в Первую государственную думу проходили в несколько ступеней. Всего было предусмотрено от двух до четырех этапов их организации.
Император опасался, что прямые и свободные выборы трудно исполнимы в стране, где самым многочисленным классом выборщиков является крестьянство:
Поэтому были разработаны понятные и детализованные этапы (ступени) выборов в 1 Государственную думу:
- Например, в крестьянской курии это были четырехступенчатые выборы. Сначала из десяти домовых хозяйств избирались уполномоченные, которые участвовали в волостном съезде, где шло дальнейшее избрание. На третьем этапе (ступени) выборщики волостных съездов продолжали участие в выборах уездного, следом на областном или губернском съезде уже шло окончательное избрание депутатов в Государственную думу.
- Для избранников городской курии были предусмотрены двухступенчатые выборы, в крупных городах Санкт-Петербурге, Москве и еще в 24 городах, указанных в законе о выборах в Государственную думу, сначала избирались уполномоченные для участия в городском избирательном собрании. На этом собрании избирались будущие думцы.
- Трехступенчатые выборы для городской курии проходили в следующей последовательности: сначала избирался 1 уполномоченный на 1000 человек для крупных промышленных предприятий или по одному уполномоченному от предприятий с численностью от 50 до 1000 чел., затем уполномоченные на губернских съездах избирали выборных для участия в третьем этапе, третий этап — выборы депутатов на избирательном собрании.
- В землевладельческой курии многоступенчатость зависела от величины землевладения. Предполагались как двух-, так и трехступенчатые системы в зависимости от выделенной квоты депутатов.
Схема выборов по куриям представлена ниже.
От столицы до окраин
Созыв 1 Государственной думы в России шел достаточно долго и сложно.
Несколько месяцев — с февраля по март 1906 года — шли выборы на местах. С учетом территориальной мощи страны, в некоторых национальных округах и регионах выборы проводились еще позже, например в Сибири они прошли в мае-июне 1906 года.
Таким образом, к началу работы Думы было избрано 480 депутатов вместо положенных 524 человек. Думский состав дополнялся постепенно, по мере завершения выборов на окраинах, избранниками на местах, прибывающих на заседания.
Одним из выборных нововведений являлось и то, что было принято решение провести в некоторых районах выборы в условиях военного положения. Так, избирательный механизм отрабатывался по специальному положению в тех уездах (районных городах), которые прилегали к линии СЖД (Сибирской железной дороги.
Как уже отмечалось, выборы в Первую государственную думу проводились в условиях напряженнейшей политической борьбы за приход к власти новых революционных или реформаторских сил. Между собой боролись как левые, так и правые партийные блоки, но в одном они были единодушны — в бойкоте выборов.
Крайне правые партии вообще отрицали возможность создания парламента, утверждая, что в России возможно лишь самодержавие.
Подзуживая народ бойкотировать выборы, революционеры, однако, допускали существенные поправки в отношении собственных персон. В качестве независимых кандидатов в выборах депутатов 1 Государственной думы приняли участие меньшевики и социалисты-революционеров. Позднее Ленин признавал ошибочную позицию партий в бойкоте выборов, считая, что это только отложило революционные преобразования в России.
Тем более что в условиях спада забастовок и стачек бойкот не сильно ударил по избирательному процессу. Избрание социал-демократов вне партии произошло с помощью голосов крестьянских и городских выборщиков. Кроме того, они объединились и вошли во фракцию трудовиков, но в июне уже выделились в отдельную самостоятельную фракцию по решению IV Съезда РСДРП.
Наиболее удачно выборы сложились для партии кадетов — представителей «Конституционно-демократической партии».
Итоги работы Государственной думы I и II созывов
Практический законодательный итог деятельности депутатов оказался ничтожен – 1 норма у первого созыва и 3 у второго. Важнее оказался итог политический. Деятельность I и II Государственных дум показала, что никакие приемы правительства страны не в силах обеспечить присутствие в представительском органе только лояльных к нему людей. Даже депутаты, в целом настроенные антиреволюционно, демонстрировали оппозиционность.
Хотя после 1907 года открытые проявления революционности в обществе существенно уменьшились, последующие созывы Думы тоже оказались достаточно оппозиционными, чтобы создать нестабильность власти. Избранные представители российского населения не желали быть просто исполнителями монаршей воли, а самодержавие не демонстрировало готовности идти на существенные уступки настроениям масс.
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Российская империя
- Список императоров России по порядку и годы их правления
- Территории, входившие в состав Российской империи
- Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
- Табель о рангах. Главное
- Первая всеобщая перепись Российской империи
- Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
- Россия в Первой мировой. Самое главное
- Коротко об эпохе дворцовых переворотов
- История герба России
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ