Ириней ру

Центр Иринея Лионского

В 1993 г. с благословения главы Русской Православной Церкви Алексия II в российской столице был создан научный центр, занимающийся изучением и распространением информации о различных религиозных сектах и культах.

Основатель организации профессор А. Л. Дворкин утверждает, что лучший способ борьбы с распространением еретических учений — предоставление полной информации о них. Задачей центра является не спасение уже попавших в тоталитарные религиозные секты людей, а предупреждение их роста.

Интересно! Организация сотрудничает со множеством международных организаций, продолжающих дело святого Иринея Лионского. Сотрудниками организации являются как светские учёные, так и представители основных мировых религий.

Святой Ириней Лионский входит в число Отцов Церкви, заложивших основы христианского учения. В основе его идей лежат знания, полученные от людей, непосредственно общавшихся с любимыми учениками Спасителя. Поэтому его учение содержит истинное Слово Господа, которое запечатлелось в сердце каждого истинного христианина.

Священномученик Ириней Лионский

Учение Иринея Лионского

Одним из главных, по мнению Иринея, еретических течений в христианства было гносничество. Оно в корне не сходилось в своей трактовке Божественных проявлений с традиционными взглядами на сотворение мира Господом Богом.

По мнению гностиков Бог вмешивался в дела на Земле не сам, а путем воздействия божественными эонами. В то время, как Ириней придерживался взглядов, что Бог лично вмешивался в дела смертных и приводил в доказательство пример, что Отец и Сын божий есть руки Господни и поэтому едины, тем самым доказывая неделимость Святой Троицы и ошибочность гностического течения.

 Гносцизм
учение, основанное на смеси Ветхого Завета и восточной мифологии

Также интересной особенностью учения Иринея стала картина мира в которой Господь изначально создал Землю специально для взращивания духа человека путем непростых решений и преодоления страданий. В конечном итоге человек должен прийти к Подобию Божиему и обрести Спасение. Кроме того, Ириней высказал идею, что только полностью придерживаясь заветов Христа, человек способен прийти к финальной точке своего развития и также обрести Спасение.

Иринея отправляют с посланием в Рим

В то время по всей империи, по приказу цезаря Марка Аврелия, шли гонения христиан. Однако это не мешало молодому Иринею нести свет истинной веры в сердца жителей Лиона. Гонения продолжались 19 лет, с 161 по 180 годы н.э.

В 177 году святому выпадает великая честь отнести письмо, составленной священниками Лиона, в Рим к тогдашнему Папе – Елевферию

Однако кроме писем пресвир доставил еще одно, но не менее важное сообщение. В нем говорилось о том, что в провинции и городе распространяется ересь

Имя ей – монтанизм.

 Монтанизм
одно из раннехристианских еретических течений

По стечению обстоятельств в то время как Ириней странствовал в городе Лион начались гонения на христиан. Большую часть святых отцов и престарелого епископа бросили в казематы. Поэтому, когда святой вернулся в Лион его быстро назначили вторым епископом города. К этому моменту немолодой уже отец Пофин принял мученическую смерть.

Спасение в исторической перспективе

Дело спасения Христом человека священномучеником Иринеем Лионским обосновывается в тесной связи с историей домостроительства спасения, не только онтологически, но и фактически. По общему духу воззрений свщм. Иринея Лионского, спасительная деятельность Сына Божия в потомках ветхозаветного Адама была связана с приготовлением их нравственного сознания и духовного чувства к обещанной тайне спасения. Потерянное человеком общение, единство с Богом, хотя и было тотчас же им осознанно в раскаянии: «Сознание преступления произвело раскаяние» (Пр. ер. 3.23.5.), однако этого было недостаточно для возвращения потерянного. Богу было угодно, чтобы потерянное общение, первобытное благо его жизни было осознаваемо не только Адамом, но и всем потомством его – и причем в такой надлежащей глубине и силе, в какой требовала Правда Божия, под которой подразумевается принцип внутренней разумности и закономерности божественных действий в мире. Исходя из этого понятия, святитель объясняет причину отложения спасения на определенный срок необходимостью достижения того нравственного уровня, возрастание которого в нравственности должно было происходить постепенно и закономерным путем.

Человечеству предстояло пройти продолжительный путь испытания, носивший педагогический характер: «Слово Божие было всегда с человечеством и наперед возвещало имеющее произойти будущее и учило человека божественному», то есть Бог, через Сына Своего воспитывал и учил человека, последний же воспринимал и готовил тем самым себя ко спасению.

Бог открывал патриархам и пророкам тайну будущего искупления, тем самым, приуготовляя и научая ветхозаветное человечество: «Бог создал человека по Своей благости, избрал патриархов ради их спасения и приготовил народ, чтобы неученого научил следовать Богу, пророков же поставил на земле, чтобы приучить человека носить Дух Его и иметь общение с Богом» (Пр. ер. 4.14.2.). Целью служения пророков и патриархов было созидание особого религиозно-нравственного чувства, имеющее непосредственное отношение к Мессии, искуплением Которого, определялось их спасение и общение с Богом, поэтому Бог наперед и возвестил все через пророков, чтобы не было для человека ничего невероятного, когда откроются события и тайны Домостроительства.

Ветхозаветный период в истории человечества был наполнен глубокими символическими событиями, прообразовавшими собой Новый Завет и ставшими основанием нашего спасения: жертвоприношение Авраама, спасение из египетского плена, заклание пасхального агнца, медный змий в пустыне, данный Моисеем закон. Господом Иисусом Христом эти события были так осуществлены, что человечество в новозаветный период стало участником самого спасения, подобно людям Ветхого Завета, которые участвовали в знамениях спасения: «(Бог) устрояет, как архитектор, дело спасения, не видевшим в Египте дает от Себя вождя, странствующим в пустыне дает самый годный Закон, вступившим в добрую землю доставляет достойное наследие, и для обращающихся к Отцу закалает тельца упитанного и дарит им первую одежду, и разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения» (Пр. ер. 4.14.2.).

Попечительством и промыслением Сына Божия через избранных людей и провозвестников, человеческий род был преисполнен чаяния спасения и искупления Мессией: «Бог Отец был преисполнен милосердия. Он послал творческое Слово», Которое для осуществления спасения приняло человеческую плоть, явившись в мир не только как Бог, но и как человек: И «в последние времена, восстановляя в Себе всё … Он, совершенный хлеб Отца, представил нам, младенцам Себя Самого как молоко – таково было Его человеческое пришествие, – дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти… , мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца » (Пр. ер. 4.38.1.). Совершилась величайшая тайна спасения!

Спасение человека по учению свщм. Иринея Лионского, – это долгий путь исторического развития, когда рука Божия «ради младенчества человека» (Пр. ер. 4.38.2.) проводит все человечество через последовательную цепь Заветов (с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем (Пр. ер. 3.11.8.)). И «в последние времена, восстановляя в Себе всё … Он, совершенный хлеб Отца, представил нам, младенцам Себя Самого как молоко – таково было Его человеческое пришествие, – дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти… , мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца » (Пр. ер. 4.38.1.).

Поскольку, в русском богословии с конца XIX века принято разделять сотериологию на два раздела: объективную и субъективную, поэтому далее сотериология святого отца представлена в соответствии этим разделам.

Субъективная сторона спасения

Согласно воззрению свщм. Иринея, спасение для человека – есть свободно-нравственное, сознательное состояние, в котором он должен пресечь и перестать делать зло. Человек, проявивший свое стремление, веру и повиновение Богу, подготавливает себя к принятию спасительных благ, которые в силах очистить его от всякой греховной скверны, обновить, оправдать и сделать его совершенным и добрым сосудом.

«Человек спасается не тем, что он желает присвоить себе то, что сделал Христос, а тем, что он находится в самом теснейшем единении со Христом, как ветвь с виноградной Лозой».

По мысли свщм. Иринея, любовь – единственный принцип эмпирической жизни, деятельности и духовного роста спасающегося человека. На вопрос: «Кто здесь спасаются и получают вечную жизнь? – св. отец отвечает: Не те ли, которые любят Бога и верят Его обетованиям и злобою сделались младенцами?» (Пр. ер. 4.28.3.). Без любви к Богу нет никакой пользы ни в чем: «Ни постижение тайн, ни вера, ни пророчество, но все суетно и напрасно без любви» (Пр. ер. 4.12.2.), напротив же, говорит святитель: «Любовь же делает человека совершенным и любящий Бога совершен и в настоящем веке и в будущем. Ибо мы никогда не перестаем любить Бога и чем более созерцаем Его, тем более любим Его» (Пр. ер. 4.12.2.).

Святой Ириней уделяет внимание и телу, как особой области человеческого состава, именуемого храмом Святого Духа. Человек, соблюдающий нормы духовной жизни, по мысли свщм

Иринея, хранит чистоту тела так же, как и чистоту души: «Совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т.е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему» (Пр. ер. 5.5.1.); «Так как человек – живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии». Ввиду того, что человек, состоит из души и тела, то спасение принадлежит душе и ее союзнику – телу: «Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души» (Пр. ер. 5.6.1.). Духовное равновесие души и тела создает в человеке совершенную красоту, возвышающую его над миром как чудное творение Божие, осуществившее то, что было определено благостью Божией. «Ибо какая польза на словах знать истину, а тело осквернять и совершать дела злобы. Или, с другой стороны, какую собственно пользу вообще может доставить чистота тела, если в душе нет истины».

«Примечательно, что для спасающегося человека св. Ириней предъявляет не строгий аскетизм, который проповедовали последующие восточные отцы, но полнейшую нормализацию жизни, внутренюю гармонию тела и души, обусловливавшую его спасение. Принципиальное осуждение чувственности и чувств св. Иринею совершенно чуждо, равно как и учение о бесстрастии».

Духовная жизнь, дело нашего спасения не обходится без внутренней борьбы и усилий, святитель предлагает неустанную заботу о себе посредством исправления своей греховной жизни: «Первое дело – отвергнуться себя и последовать Христу».

По учению свщм. Иринея Лионского субъективная сторона спасения складывается из двух факторов: божественного (благодатной помощи Божией) и человеческого (свободной деятельности человека),  которые действительны при взаимном сочетании и восполнении.

Житие святого Иринея Лионского: Отправление в Лугдун

Сложно точно сказать в каком году появился на свет святой Ириней Лионский. Слишком давно это все было. Однако ученые мужи предполагают две плавающие даты, которые более или менее точно определяют год рождения епископа — 115 — 125 или 130 — 142 годы нашей эры.

Родиной Иринея стала Смирна, что сегодня зовется Измиром и принадлежит Турции. Семья святого принадлежала к аристократии и поэтому юношу с ранних лет готовили к светской жизни в высших кругах общества.

Ему преподавали поэзию и философию, обучали точным наукам и риторике. Личным наставником юноши стал старец Поликарп, который привил в нем веру в Христа, а позже посвятил в сан пресвитера.

После возмужания старец Поликарп отправил молодого Иринея в варварскую Галлию, которая уже почти 250 лет входила в состав Римской империи. Конечной точкой путешествия для святого стал город Лугдун (современный французский Лион). Здесь он поступает в распоряжение епископа Пафина. Молодой Ириней начинает проповедовать христианскую веру среди местного населения и добивается немалых успехов в своих начинаниях.

Сочинения

На сегодняшний день известны 3 монументальные богословских труда, написанных Иринеем Лионский.

  1. Против ересей — сочинение, состоящее из 5-ти книг, в которых автор подробно описывает суть еретического учения гностицизма. Он подробно описывает идею гностиков, чтобы затем опровергнуть их с помощью цитат из Святого Писания. В этом труде излагаются основные идеи богослова, которые позднее легли в основу традиционного христианского учения.
  2. «Доказательство апостольской проповеди» — изложение основных постулатов христианской веры, способствующих обретению человеком Господа. Труд представляет большую ценность, так как основывается на знаниях, полученных автором от Поликарпа Смирнского — ученика апостола Иоанна Богослова.
  3. «О тираническом царстве антихриста» — богословское произведение, содержащее представление ранних христиан об антихристе.

Помимо крупных богословских трудов епископ Лионский вёл переписку с христианскими священнослужителями. В письмах к Папе Виктору Ириней убеждал наследника кафедры святого Петра в необходимости соблюдать единство Церкви, пренебрегая частными различиями местных традиций.

Интересно! Послание папе Виктору было написано в связи с конфликтом, разгоревшимся между римским епископом и главами христианских церквей в Малой Азии, которые настаивали на праве отмечать Пасху в 14 день месяца Нисан, независимо от привязки праздника к воскресному дню.

Учение святого Иринея

Один из первых Отцов Церкви формулировка свои богословские идеи в процессе полемики с еретическими течениями. Основные взгляды святого Иринея можно сформулировать следующим образом:

  1. Иисус Христос, Святой Дух и Бог-Отец — единое неделимое целое.
  2. Мир — результат свободной деятельности Бога, который постоянно наблюдает за своим творением, направляя его к конечной цели.
  3. Человечество было создано не совершенным. Чтобы достичь богоподобия, ему следует идти по пути духовного созревания. Подобие Богу — конечная цель существования человека.
  4. Духовный рост возможен только в процессе страданий, испытываемых душой и телом. Поэтому мир наполнен страданиями.
  5. Послушание Иисуса Христа и Девы Марии противопоставляется непослушанию первой пары людей.

Святой Ириней Лионский — основоположник учения об апостольской преемственности. Он утверждал, что поместные епископы обладают истинным знанием, так как оно было передано им апостолами. Истинность знаний определяется единодушным согласием всех епископов. Богослов представил чёткую иерархию епископов.

Главным церковным иерархом является епископ Римский, так как его престол был основан апостолом Петром — первым среди равных. Следующими по значимости являются престолы, основанные непосредственно учениками Христа. Остальные местные кафедры являются ответвлениями основных христианских церквей.

Второй епископ Лионский первым из богословов разработал чёткое учение о роли Девы Марии в спасении рода человеческого. Ириней отмечает, что послушание и смирение Богородицы обусловило спасение всех людей. Мария, как мать «нового Адама» олицетворяет обновление человечества.

День памяти и почитание Иринея Лионского, молитва против ереси

Вклад мученика Иринея в развитие Христианства неоценим и велик. По этой причине его почитают и в православии, и в католической традиции. День памяти святого в западной церкви приходится на 28 июня.

В православии поминают и почитают святого 23 августа по старому стилю (5 сентября по новому стилю). Могли святого по неподтвержденным данным находилась в Лионе. Однако в ходе религиозных войн 16 — 17 веков, охвативших все Европу и Францию в частности гробницы бала разграблена.

Считается, что подобное кощунство совершили придерживающиеся протестантских взглядов гугеноты, когда захватили Лион. Но священники храма утверждают, что частица мощей святого до сих пор храниться в общем ковчеге.

 Молитва святому Иринею в борьбе с ересью:

О великий святителю Иринее!

К тебе припадаем и молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия ко твоему заступлению: умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша.

Ты мученически душу твою за веру положил еси: даруй и нам мужество во всем подражати тебе, не отступити от правыя веры и не поддаться на погибельную сектанскую лесть.

Ничтоже в жизни возможе отлучити тя от любве ко Господу, ни лестная еретическия хитросплетения, ни прещения, ниже самыя муки: ты пред мучителями на смерть лютую с радостию предстал еси, и яко ангел во обители Отца нашего небеснаго возлетел еси: и того ради молитва твоя много может пред Господем.

Буди убо нам, святый угодниче, предстатель у Господа: испроси для ны благоденственное и мирное житие, здравие и спасение и во всем благопоспешение, на враги же Господа и Церкви победу и одоление и заблудшим обращение.

Помоги и отступившим от православныя веры и погибельными ересьми ослепленным в разум Истины придти и сопричти их святой Христовой Церкви.

Помогай и всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от лютых сект и гибельных ересей.

Буди нам помощник скорый во всякой скорби и во всяком искушении, наипаче же в час кончины нашея явися нам светлый защитник и ходатай, и умоли Господа сподобится всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианстей кончине небесное царствие, идеже вси святии вкупе с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа.

Житие святого Иринея

О жизни святого Иринея Лионского сохранилось мало сведений. Он родился в Смирне во второй четверти II в. Мальчик из аристократической семьи получил разностороннее образование, в которое входили следующие дисциплины:

  • философия;
  • риторика;
  • поэзия;
  • история;
  • математика.

Помимо классического античного образования юноша воспринял от своего наставника Поликарпа Смирнского христианские идеи. Епископ Смирны являлся учеником апостола Иоанна Богослова.


Священномученик Ириней Лионский

Под влиянием учителя Ириней принял крещение и вступил на путь духовного служения. После этого Поликарп отправил молодого образованного священника в Галлию — римскую провинцию, где христианство только начало своё распространение.

Престарелый епископ Лугдуна (Лиона) Порфирий высоко оценил старания молодого священника на ниве проповеди христианства. В конце 70-х гг. лионское священство выбрало Иринея для поездки в Рим, целью которой была доставка писем проповедников и донесения о ереси монтанизма к Римскому епископу — папе Елевферию.

Пребывание в Риме спасло богослова от гонений и преследования, которым подверг галльских христиан император Марк Аврелий. Епископ Порфирий был брошен в тюрьму и после жестоких пыток казнён. Вернувшийся в 178 г. в Лион пресвитер был единодушно избран епископом Лиона.

Важно! Убежденный христианин и талантливый миссионер за короткое время обратил в истинную веру жителей древнего города

Большое внимание Ириней уделял изучению различных ересей, систематизации христианских догматов и разрешению внутренних противоречий между местными христианскими церквями

Об обстоятельствах смерти второго лионского епископа не сохранились точные сведения. В житии святого, написанном через несколько сотен лет, сообщается, что в 202 г. во время христианских гонений, инициированных императором Септимием Севером, Ириней Лионский принял мученическую смерть.

На основании сведений о мученической кончине второй епископ Лионский почитается христианской церковью в лике священномученика.

Заключение

Для свщм. Иринея сотериология была скорее конкретной, нежели теоретическим отвлеченным понятием. Личный живой религиозный опыт святого отца придавал сотериологии фактический смысл и оптимистический характер.

Спасение состоит не только в том, чтобы уничтожить грех и искупить человека, но сделать его богоподобным «сыном Божиим»; его знаменитый тезис: «Слово Божие соделалось Человеком, и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим» (Пр. ер. 3.19.1.) – лучшим образом представил смысл Боговоплощения, как основополагающего в домостроительстве спасения. Этот тезис святого отца отозвался, как эхо почти во всех сотериологических определениях позднейших отцов. «Среди писателей своей эпохи, – говорит профессор архимандрит Киприан, – влияние святого Иринея особенно велико, так как он делает значительные шаги вперед по сравнению с до него бывшими апологетами. В учении об обожении человека он является непосредственным предвозвестником Афанасия Великого».

В учении о спасении лионского святителя нельзя найти исчерпывающей полноты и ясности, поскольку догматическая терминология во время жизни святителя Иринея не была еще выработана, однако, его сотериология не лишена места в общей концепции святого отца.

Сокращения:

Пр. ер. – Против ересей. Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест», 1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900.

Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §45. с. 591-592.

Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §42. с. 589.

Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §38. с. 587.

Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до бл. Августина. СПб: Типография А.П. Лопухина, 1902. с. 68.

Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. ТI. // URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_01-all.shtml.

Никифоров М.В. Ириней, еп. Лионский. // Православная Энциклопедия. Под редакцией патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Рук. Кравец С.Л. М: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2011. Т. 26. с. 437.

Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. ТI. // URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_01-all.shtml.

Иларион (Алфеев), митрополит. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. Спб: Издательство Олега Абышко, 2009. с. 33.

Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т I. // URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_01-all.shtml.

Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до бл. Августина. Спб: Типография А.П. Лопухина, 1902. с. 72.

Страгородский Сергий, архиеп. Православное учение о спасении. Репринт: Казань: Типография Императорского Университета, 1898. М: Издательский отдел Московского Патриархата, Иосифо-Волоцкий монастырь: «Просветитель», 1991. с. 187.

Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §2. с. 568.

Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §2. с. 568.

Попов И.В. проф. Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. // Богословский вестник. ТСЛ. МДА. 1903. с. 705.

Святый Ириней Лионский. М., 1843. с. 15-18.

Евлогий (Смирнов), иерод. Учение святого Иринея Лионского о Домостроительстве спасения. Курсовое сочинение. МДА, ТСЛ. 1966. с. 110-119.

Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. с. 98.

Евлогий (Смирнов), иерод. Учение святого Иринея Лионского о Домостроительстве спасения. Курсовое сочинение. МДА, ТСЛ. 1966. с. 11-12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector