Ангельские чины. небесная иерархия: 9 чинов ангелов
Содержание:
- Средняя или вторая степень ангельской иерархии
- Христианская ангельская иерархия
- Советы при общении с Ангелами
- Ангел Габриэль: кто это и какова его ангельская миссия?
- Среднее звено – господства, силы, власти
- Иудаистские ангельские иерархии
- Общая информация о небесной иерархии
- Общее устройство царства ангелов
- Престолы
- Демоны
- Иудаистические ангельские иерархии
- Пьетро де-Абано и «Гептамерон»
- Отдельная иерархия падших ангелов
- Ангелы небесные
- Упоминания в священных книгах
- Исламские ангельские иерархии
- Ангелы небесные
- Ангельская иерархия в оккультизме
Средняя или вторая степень ангельской иерархии
Вторую степень иерархии господства занимают Господства, Силы и Власти. Они охраняют города, села, светскую и духовную власть, церкви, монастыри. Таким образом они служат Своему Творцу, выполняя Его святую волю. Господства, силы и власти назначены Богом не только оберегать города, епископов, церкви, земных правителей, а даже целые страны, государства.
Силы наполнены Всевышней крепостью и осуществляют Высшую волю. Они создают и пребольшие чудеса и посылают благодать чудес угодникам Божьим. С их помощью они могут излечивать болезни, предсказывать грядущее и помогать тем, кто в этом нуждается. Силы укрепляют любого христианина во времена скорби и бед.
Власть имеет влияние на темные силы, укрощает дьявольскую силу. Также они защищают людей от насылаемых искушений. Власти не позволяют темным силам наносить кому-нибудь вреда в такой степени, в котором бы они того желали.
Ещё духи способствуют труженикам в духовных делах и трудах. Власти защищают их, дабы они не потеряли духовного царства. Борются со искушениями и соблазнами, помогают отразить злые замыслы и клевету врагов.
Христианская ангельская иерархия
Рассмотрим подробно систему, принятую в христианстве. Каждая сфера (триада) представляет собой особый тип ангелов. К первой сфере относится ближайшее окружение Бога. Вторую триаду представляют существа, отвечающие за устройство Вселенной и поддержание божественного порядка. В третью группу входят ангелы, которые связаны непосредственно с людьми.
Первая сфера
В триаду входят: серафимы, херувимы и престолы.
- Серафимы являются наиболее приближенными к Господу созданиями. Название произошло от древнееврейского слова «пламенеющий». Именно такими увидел их библейский пророк Исаия. По словам пророка, серафимы имели шесть крыльев. Святой Дионисий Ареопагит поставил серафимов на первое место в иерархии и указал на их пламенную любовь к истине и свету.
- Херувимы стоят на второй ступени после серафимов. По мнению богословов, херувимы воплощают в себе божественную мудрость. Их цель – передавать эту мудрость другим. В тексте Ветхого Завета встречается херувим с огненным мечом, охраняющий вход в райский сад. Израильский царь Давид упоминает, что херувимы служили Господу средством передвижения. Поэтому в Библии по отношению к Всевышнему часто встречается фраза «сидящий на херувимах». По поводу происхождения слова существуют разногласия. Согласно Талмуду, название происходит из арамейского языка и означает «подобный юноше». Другие исследователи склоняются к ассирийской версии, по которой херувим означает «молящийся, благословляющий».
- Престолы – это ангелы, окружающие Бога, восседающего на троне. В православии их также называют Богоносные. Впрочем, это выражение следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Они несут Бога внутри себя, служат ему верой и правдой. Кроме того, эти создания несут в себе эволюционное начало, выражая промысел Божий.
Мистик Ян ван Рюйсбрук, живший в Средние века, писал, что ангелы высшей триады никогда не вмешиваются в конфликты, возникающие между людьми. Но если верующий обращается к Творцу с молитвой, пребывает в состоянии благодати, стремится к Истине, то в эти моменты рядом с ним пребывают серафимы, херувимы или престолы. Именно они вселяют высшую любовь в людские сердца.
Вторая сфера
В состав второй сферы входят: господства, силы, власти.
- Господства. Взаимодействуют с земными правителями, которые должны быть выразителями воли Всевышнего. Ангелы наставляют представителей власти, учат их мудрому управлению, помогают сдерживать гнев и другие греховные чувства. Господства также являются выразителями свободной воли. Именно они отвечают за воспитание ангелов, находящихся на более низких ступенях.
- Силы представляют собой разряд ангелов, которые могут наделить праведного человека сверхъестественными способностями, например даром ясновидения или исцеления больных. Именно они помогали Иисусу Христу творить чудеса, чтобы явить славу Бога-отца. Также в задачу этих созданий входит поддержка человека в момент отчаяния и энергетическая подпитка для преодоления житейских невзгод.
- Власти занимают особое положение в триаде. На них возложена важная задача: противостоять дьяволу и его свите. Власти могут предотвратить бесовские козни и оградить людей от влияния темных сил. Эти создания помогают бороться с различными искушениями и подавлять в себе греховные побуждения. Они ограждают праведников от нападок бесов, указывая путь в царство Божье. В момент, когда человека одолевают соблазны, эти ангелы приходят на помощь в борьбе со злом.
Третья сфера
Третий круг представлен началами, архангелами и ангелами.
- Начала – так именуют ангелов, отвечающих за управление Вселенной и сохранение всего, что было создано Творцом. У них обширный круг интересов, начиная с движения планет и заканчивая погодными явлениями. Помимо этого, они посылают людям божественные откровения, способствуют развитию религий и духовному росту человечества.
- Архангелы, иначе главные ангелы. Их можно назвать небесными наставниками, поскольку они передают людям знания, полученные непосредственно от Бога. Благодаря архангелам до нас дошли великие пророчества и тексты Священных Писаний.
- Собственно ангелы ближе всего стоят к нам. Они всегда находятся рядом и направляют на путь добродетели. Ангелы этой триады выступают в качестве ангелов-хранителей. Они всегда готовы прийти на помощь, только обратись к ним с молитвой. Ангелы внимательно следят за поступками человека, оберегая его душу от нападок темных сил и поддерживая тех, кто случайно оступился.
Советы при общении с Ангелами
Серьезность этого шага не оставляет сомнений. Стоит как следует подумать, прежде чем идти на контакт.
Нужно понимать, взаимодействие с Ангелом, это не безмятежный диалог с лучшим другом. Это разговор с представителем первого или второго вида покровителей.
Правда о себе, всегда горькая. Не каждый к этому готов.
Одно лишь любопытство, приводит порой к печальным последствиям. Тайны просто так не открываются. Начав общение, человека ждут два пути:
- Прислушаться к совету Покровителя и выполнить все указания.
- Сделать по-своему, тем самым обидев своего Ангела. Например, некий человек спросил совета у друга, услышав ответ, заявил: «Все равно сделаю как мне будет угодно». Вывод, зачем спрашивать, если не собираешься выполнять?!
Будущее открывается только тем, кто готов его менять. Нужно обладать огромной силой воли, характером, жертвенностью, чтобы выстроить свое светлое будущее.
Не нужно рассчитывать только на похвалу, как правило, обращаясь к Ангелам, люди именно этого и ждут. Почему? Чтобы потом похвастаться перед друзьями.
Помощь Высших Сил как раз состоит в откровенности, и там похвала отсутствует. Ангелы — хранители ведут себя с человеком как требовательные наставники, стараясь оградить от неправильных поступков, указывая светлый путь.
Не существует идеальных людей. Нацеливаясь на общение с Ангелами, речь, как правило, идет именно о недостатках человека и способах изменить нынешнее положение вещей.
Ангел Габриэль: кто это и какова его ангельская миссия?
В книгах библейского канона упомянуты лишь 2 архангельских имени: Михаил и Габриэль. Помимо них, в неканонической литературе указаны еще 5 Архангелов, приближённых к божественному престолу.
Все Архангелы выполняют конкретные функции:
- прославление бога;
- война против сил зла и их предводителя Люцифера (такую миссию возглавляет Михаил);
- охранительная функция;
- посредническая функция.
Ангел Габриэль выполняет основную, фундаментальную функцию — он главный вестник Бога, на что и указывает значение его имени: «Бог — моя сила». В христианской традиции он, вместе с Рафаилом и Михаилом, находится в лике святых.
Именно Габриэль был послан Богом к пророку Даниилу для того, чтобы истолковать его сон, дать ему информацию об окончании еврейского пленения. Также он был послан Захарии с вестью о том, что Елисавета, его жена, родит ему сына, которого будут называть Иоанном Крестителем. Когда же Захария, будучи в преклонных годах, не поверил ангелу, Габриэль наказал его, нарекши, что не произнесут уста Захарии ни слова до тех пор, пока послание ангела не сбудется.
Самый известный библейский сюжет, связанный с Габриэлем, — Благовещение Деве Марии, о том, что благословенна она средь жен и носит в чреве своём дитя Господа. Это сюжет — излюбленная тема европейской живописи и иконографии. На большинстве композиций мы можем видеть ангела с лилией либо скипетром в левой руке и с поднятой правой рукой, символизирующей жест благословения, Мария изображена смиренной, внемлющей благой вести.
Центральной фигурой таких композиций является Ангел Габриэль
Фото таких композиций (не все из картин и икон-подлинников находятся в широком доступе) свидетельствуют об акцентировании важности именно на фигуре ангела, яркого, окрылённого и величественного. Но такая ситуация характерна лишь для раннеевропейского творчества: после 14-го века акцент важности сместился на образ Девы Марии, Габриэль же, в свою очередь, начал изображаться смиренным, иногда даже коленопреклонённым
Среднее звено – господства, силы, власти
Если высшие ангельские эшелоны выполняют роль личного ассистентства у Бога, средние чины – Господствия, Силы, Власти – обращены ликом непосредственно к его творениям. К людям, миру, созданиям.
Господствия, как предписывает им иерархия рая, отвечают за мудрое решение дел земными государями, теми, кто занимает ответственный пост и от кого зависят судьбы людей.
Они ведут своих подопечных к освобождению от страстей, порока, учат игнорировать искушения.
Представители Сил олицетворяют собой Благодать Всевышнего. Их миссия – поддерживать праведных верующих, излечивать их чудесным исцелением, подсказывать будущее, предупреждать. Силы являют христианам чудеса, как добрый знак. Поддерживают страждущих в тяжелые времена. Это негасимое послание верующим о том, что их Отец всегда рядом.
Следующими, кого небесная иерархия ангелов причисляет к возвышенным служителям рая, являются Власти. Они замыкают среднее звено ангельской иерархии и выполняют наказ Всевышнего оберегать людей от разрушительных нападок Тьмы на их души.
Поэтому темные силы никогда не могут нанести именно тот урон, который планируют, их удар всегда слабее. Власти смягчают либо совсем уничтожают выпады темных сил против духовных рамок людей.
Таким образом, согласно таблице ангелов в христианстве, первый и второй круг чинов предназначен для демонстрации защиты и воли Господа перед людьми. Неудивительно, что эти сущности практически не имеют имен среди смертных, поскольку редко кого-то персонализируют. Лично они могут явиться только святым.
Однако есть категория божественных посланников, что полностью служат жизням живых и всегда находятся с ними рядом. Это самые настоящие защитники людей.
Иудаистские ангельские иерархии
Исследователи иудаизма полагают, что многие аспекты древнееврейской религии были заимствованы из мифологии Древнего Вавилона. Именно знания вавилонских жрецов о нижних и верхних духах легли в основу еврейской системы мироустройства. В дальнейшем эта система претерпела эволюцию, но сам принцип классификации, подразумевающий десять ступеней иерархии, остался неизменным. В различных традициях свой порядок ангельских чинов. Приведем для примера систему, описанную в книге «Мишне-Тора».
- На самом верху стоят ангелы, которые называются «хайот ха-кодеш». В переводе на русский язык термин означает «святые живые создания».
- Далее идут офаним («колеса»).
- Ступенькой ниже – арелим («доблестные, мужественные»).
- За ними следуют хашмалим («янтарные»).
- Название серафим означает «пылающие, горящие». Впоследствии оно перекочевало и в русский язык.
- Группа малахим олицетворяет «вестников, посланников».
- Следующая ступень получила имя Элохим. Это древнееврейское слово означает «благочестивые существа, боги».
- Ступенью ниже расположились бне элохим («сыны благочестивых существ»).
- Керувим («подобные цветущей юности»), в русском языке это название звучит как «херувим».
- Ангелы, именуемые ишим («человекоподобные»), замыкают систему.
Общая информация о небесной иерархии
В православной догматике различают две иерархии: небесную (невидимую) и земную (видимую)
Если же мы примем во внимание Священное Писание, в нем найдем четкое указание на создание неба и земли. Святитель Василий Большой, архиепископ кесарии Кападокийской церкви, утверждает, что под «небом» следует понимать не что иное, как невидимый божественный мир бесплотных существ — ангелов
В это же время под «землей» подразумевается материальный, земной мир веществ, Земля. Поэтому выходит, что ангельский мир был создан Творцом раньше, чем начал существовать материальный мир. Прямые указания на этот вопрос мы можем найти в одной из поучительных книг Ветхого Завета — в книге Иова. В ней обращается особенное внимание на такие слова:
Таким образом под краеугольным камнем подразумевается Земля, а Божьи Сыновья — ангелоподобные существа, которые выполняют волю Божью.
Классификация Дионисия Ареопагита
Дионисий Ареопагит «О небесной иерархии»
Доктрина христианского вероучения Иоанна Дамаскина про небесную иерархию было полностью сформулировано и сохранилось в ортодоксальной церкви. В Священных Параллелях содержится структура небесных ангельских чинов. Неизмеримое число ангелов и их точный иерархический уклад подтверждается Святым Письмом, Отцами Церкви и богословами. Классификация и строение небесной иерархии лучше всего описана Дионисием Ареопагитом в его знаменитом произведении «О небесной иерархии».
Свою теорию он основывает на философии неоплатонизма, в которой фундаментальную роль играет понятие иерархии. Согласно науке величайших представителей неоплатонизма — Плотина и Прокла, всё подлежит строгому иерархическому порядку. Тогда более совершенные вещи предшествуют менее совершенным и выполняют относительно них функцию поддержки, защиты и управления. Дионисий заимствует эту теорию для структуризации ангельского мира.
На верхушке космического уклада он видит Бога
Все другие создания размещены на разных уровнях, принимая во внимание их большее или меньшее расстояние от Бога. Они словно лучи света, которые притягиваются к Богу, как к конечной цели всякого совершенства
В этом процессе возвращения к единству иерархические чины играют фундаментальную роль. Бог не влияет непосредственно на каждое естество, а действует на него через разные чины.
Именно на этой концепции Дионисий выстраивает свою богословскую и духовную платформы. Согласно ней низшие ангельские чины руководствуются, очищаются, просвечиваются и осуществляются высшими образами. Чем большее их участие в божественной природе, тем ближе они к ней находятся. Следовательно, ангельские чины способные исполнять роль посредников между Богом и людьми. Таким образом, зафиксировав общие принципы регулирования иерархической структуры космоса, автор предлагает свою классификацию ангелов. Он поделил их на три больших иерархии, каждая из которых вмещает три чины или хоры.
Общее устройство царства ангелов
Творец создал людей уже после того, как сотворил высших существ. Сначала он планировал именно такой мир, где царят исключительные создания. Однако со временем его планы изменились, а богоподобные ангелы встали на службе его интересов в обустройстве мира.
Со временем часть ангелов решила отделиться от Создателя, попытавшись свергнуть его. В результате отступники были отлучены от Отца и низвергнуты в отдельное адово царство. Однако и верные, и неверные получили свои качества и роли по задумке своих Творцов. Так возникла иерархия ангелов и демонов в Христианстве, согласно которой происходит контроль над человеческими душами, самим ангельским миром и всем, иным, что создал Господь.
Иерархическая лестница высших существ с обеих сторон принципиально отличается друг от друга. Светлые ангелы разделены на высших, средних и остальных только ввиду особенностей их деятельности. Небесный табель о рангах насчитывает 9 чинов исключительных сущностей, приближенных к Богу. Это:
- Серафимы.
- Херувимы.
- Престолы.
- Господствия.
- Силы.
- Власти.
- Начала.
- Архангелы.
- Ангелы.
Каждый чин входит в отдельный круг по обязанностям и степени удаленности от Создателя. И подобное разделение характерно для большинства авраамических религий, отличаются только названия чинов. Перечисленные должности полностью признает и небесная иерархия в Православии, наравне с католическим христианством.
Карьера же прислужников Дьявола складывается по другому принципу. Здесь главенствуют самые свирепые, отъявленные падшие ангелы, перерожденные в демонов, либо порожденные самим Люцифером.
Сильные держат в страхе слабых, вызывая у последних жажду занять высшее место возле Сатаны и порождая борьбу за власть.
Иерархия носит анархический характер, любой может ее изменить. Однако система высших и низших членов по степени влияния на людские души все равно присутствует.
Престолы
Их расположение перед сидящим Богом. Их называют Богоносными, но не в прямом смысле этого слова, а по благости внутри них и потому, что они предано служат Сыну Божьему. Кроме того, в них сокрыта эволюционная информация. В основном именно они совершают Божье правосудие, помогают земным представителям власти справедливо судить свой народ.
По мнению средневекового мистика Яна ван Руйсброку, представители высшей триады ни при каких обстоятельства не вмешиваются в человеческие конфликты. Но при этом они находятся рядом с людьми в моменты прозрения, любви к богу и познания мира. Считается, что они способны нести высшую любовь в сердца людей.
Демоны
Существует и темная иерархия ангелов и архангелов — они называются демонами. Это те небесные существа, которые отпали от бога и стали грешными. Так как в духовном мире нет понятия необратимости выбора, то статус нечистых духов изменить уже невозможно. Почему бог не уничтожит темную иерархию демонов? Потому что он не может отказаться от своих творений либо раскаяться в содеянном.
Если взаимоотношения ангелов основаны на взаимной любви, то в бесовской иерархии царит ненависть и злоба. Высшие демоны держат низших в полном повиновении и страхе. Сколько существует темных ангелов, никому не известно. Число это очень большое, как и число добрых ангелов.
Не следует бояться бесовскую рать, так как людям даны светлые духи в помощь
Поэтому очень важно пройти Таинство крещения как можно раньше, чтобы получить личного защитника и хранителя в помощь. Достаточно призвать ангела хранителя в молитве, как он немедленно отзовется
Отцы церкви учат, что с каждой нашей молитвой сила ангела хранителя увеличивается. Поэтому необходимо начинать новый день с молитвенного обращения к своему заступнику.
Иудаистические ангельские иерархии
Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош Хашана I, 2; Берешит рабба, 48).
Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:
Маймонид в «Мишней Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:
В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни: Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.
Ранг |
Ангельский чин (наименования во мн.ч.) |
Наименование на др. еврейском |
Традиционный перевод |
Источник, примечание |
1 |
хайот ха-кодеш |
חיות הקדש |
«святые живые создания» |
Иез. 1 и Иез. 10 |
2 |
офаним |
אופנים |
«колёса» |
Иез. 1:15—20; Иез. 10:12—13; 1 Енох 71:7; 3 Енох 1:8; 3 Енох 7:1; 3 Енох 25:5—6 и т. д. |
3 |
арелим |
אראלים |
«доблестные, мужественные» |
Ис. 33:7 |
4 |
хашмалим |
חשמלים |
«янтарные, электрические (?)» |
Иез. 1:4, см. Раши к Иез. 1:4, объясняются в Талмуде (Талмуд, трактат Хагига 13b), как Хайот, которые иногда молчат (Хаш), и иногда говорят (маллел) — «они молчат кода слово исходит от Святого, благословен Он! они говорят, когда Он перестает говорить» |
5 |
серафим |
שרפים |
«пылающие, горящие» |
Ис. 6:1—8; 1 Енох 20:7; 1 Енох 60:10; 1 Енох 70:7 |
6 |
малахим |
מלאכים |
«вестники, посланники» |
Быт. 16:07; Быт. 28:12 |
7 |
элохим |
אלהים |
«благочестивые существа, „боги“» |
Быт. 32:31; Пс. 82:6, см. Мидраш Раба на Быт. 78:3 |
8 |
бне элохим |
בני האלהים |
«сыны благочестивых существ» |
Быт. 6:2; Иов. 1:6; Иов. 38:7, Пс. 29:1 |
9 |
керувим |
כרבים |
«подобные цветущей юности» |
Быт. 3:24; Исх. 25:22; Иез. 10:7—15, см. Талмуд, трактат Хагига 13b |
10 |
אשים |
«человекоподобные» |
Быт. 18:2; Быт. 32:25—33; Быт. 37:15; 1Цар. 10:6; Иез. 10:6; Дан. 10:5 |
Ангельская иерархия
Иудаистические ангельские иерархии
Христианские ангельские иерархии
Первая сфера
Вторая сфера
Третья сфера
Исламские ангельские иерархии
Ангельская иерархия в оккультизме
В книге «Бахир» ( 8, 166) вводятся понятия цура (форма) и кома (структура, тело) и чины манхигим (лидеры) и пкидим (служители). А «Зогар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:
Ранг |
Ангельский чин (наименования во мн.ч.) |
Наименование на др. еврейском |
Традиционный перевод |
Источник, примечание |
1 |
арелим |
אראלים |
«с Михаэлем во главе |
|
2 |
ишим |
אשים |
с Цефаньяху во главе |
|
3 |
бней элохим |
בני האלהים |
с Хофниэлем во главе |
|
4 |
малахим |
מלאכים |
с Уриэлем во главе |
|
5 |
хашмалим |
חשמלים |
с Хашмалом во главе |
|
6 |
таршишим |
תרשישים |
с Таршишем во главе |
Дан. 10:6; см. Талмуд, трактат Хулин 91b, «блистающие» |
7 |
шинанним |
שיננים |
с Задкиэлем (Цадкианом) во главе |
Пс. 68:18 |
8 |
керувим |
כרובים |
с Керувом во главе |
|
9 |
офаним |
אופנים |
с Рафаэлем во главе |
|
10 |
серафимы |
שרפים |
с Йехоэлем (Иаэлем) во главе |
Авраам бен Исаак из Гранады в своем труде «Берит Менуха» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оцененном Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:
Ранг |
Ангельский чин (наименования во мн.ч.) |
Наименование на др. еврейском |
Традиционный перевод |
1 |
малахим |
מלאכים |
|
2 |
эрелим |
אראלים |
|
3 |
серафим |
שרפים |
|
4 |
хайот |
חיות |
|
5 |
офаним |
אופנים |
|
6 |
хашмаллим |
חשמלים |
с Самаэлем во главе |
7 |
элим |
אלים |
|
8 |
элохим |
אלהים |
|
9 |
бене элохим |
בני האלהים |
|
10 |
ишим |
אשים |
В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.
Ранг |
Ангельский чин (наименования во мн.ч.) |
Наименование на др. еврейском |
Традиционный перевод |
1 |
серафим |
שרפים |
с Самуэлем (Кемуэлем) или Йехоэлем во главе |
2 |
офаним |
אופנים |
возглавляемые Рафаэлем и Офаниэлем |
3 |
керувим |
כרובים |
с Херувиэлем (Керувиэлем) во главе |
4 |
шинанним |
שיננים |
возглавляемые Цедекиэлем и Гавриэлем |
5 |
таршишим |
תרשישים |
возглавляемые Таршишем и Сабриэлем |
6 |
ишим |
אשים |
с Цефаниэлем во главе |
7 |
хашмаллим |
חשמלים |
с Хашмалем во главе |
8 |
малахим |
מלאכים |
с Уззиэлем во главе |
9 |
бене элохим |
בני האלהים |
с Хофниэлем во главе |
10 |
арелим |
אראלים |
с Михаэлем во главе |
Ещё более сложной системой является схема, приведенная в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. 1:1) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.
Пьетро де-Абано и «Гептамерон»
Мы видели, что именно первые две позиции в списке Тритемия (Сатурн и Юпитер) представлены ангелами с незнакомыми именами, которые не встречались в более ранних источниках. Аналогичная ситуация – в магической системе Пьетро де-Абано. Наиболее ярко она представлена в гримуаре под названием «Гептамерон», повествующем о вызове семи планетарных ангелов. Каждый из них связан с одним из семи небосводов, упомянутых в Талмуде (Хагига 12 б). Так древние еврейские мудрецы рассматривали устройство неба. К этому примыкает и астрологическое знание о планетах и управляемых ими знаках Зодиака.
Ангелы планет вместе с названиями небосводов и магическими печатями, как они приводятся в “Гептамероне”
Ангелы у де-Абано распределяются следующим образом:
- Сатурн – Кассиэль,
- Юпитер – Сахиэль,
- Марс – Самаэль,
- Солнце – Михаэль,
- Венера – Анаэль,
- Меркурий – Рефаэль,
- Луна – Гавриэль.
Пьетро де-Абано Здесь последние пять ангелов совпадают с теми, что приведены у Тритемия, тогда как ангелы Сатурна и Юпитера носят незнакомые имена. Не все исследователи уверены, является ли «Гептамерон» произведением самого де-Абано, однако он очевидно лежит в русле той же магической системы. Доказательство видят в другой книге этого автора – «Согласование противоречий между медициной и философией», где присутствует такой же список ангелов. Есть мнение, что этот список де-Абано заимствовал у Аверроэса.
С точки зрения иврита имена Кассиэль и Сахиэль не вызывают ассоциаций ни с какими известными словами или языковыми корнями. Учитывая, что хронологически труды де-Абано предшествовали трудам Тритемия примерно на два столетия, велика вероятность того, что именно Тритемий, увидев эти странные имена в Гептамероне, усомнился в их подлинности и стал подыскивать другие, пока в итоге не нашел или не открыл каким-то образом Орифиэля и Захариэля.
Отдельная иерархия падших ангелов
Люцифер в свое время смог собрать вокруг себя немало соратников, поддержавших его во время бунта против Отца. Бунт не удался, опозоренный, мятежник был изгнан из рая вместе с подвижниками в проклятое пространство, где создал свое собственное царство – ад. Во главе сел сам, стал называться Сатаной, Дьяволом, Лукавым. А приспешникам назначил роли.
Однако тьма избегает видимого порядка. Поэтому классификация ангелов мира падших носит индивидуальный характер и зависит от мерзости деяний, творимых темными тварями. Так что иерархия их меняется постоянно.
Неизменны лишь несколько максимально приближенных помощников. Правая рука – Бафомет.
Известно как минимум три вида «карьерных» лестниц у демонов:
- по роду деятельности;
- по ответственности за смертные грехи;
- по ангельским чинам.
В первом случае место демона зависит от вида вреда, что он несет. Эта иерархия имеет 10 ступеней, где наверху стоят Парки, вмешивающиеся в судьбы людей, а внизу мелкие демоны, внушающие ложь старикам. Также это разделение содержит: полтергейстов, инкубов-суккубов, духи колдунов и ведьм, кошмары, демоны, совращающие мужчин и чистые демоны, нападающие только на святых.
Второе сверхъестественное разделение происходит по смертным грехам, за которые отвечают конкретные демоны. Иерархия сверху вниз выглядит так:
- Люцифер, гордыня.
- Мамон, алчность.
- Асмодей, похоть.
- Сатан, гнев.
- Вельзевул, чревоугодие.
- Левиафан, зависть.
- Бельфегор, праздность.
На последнем месте стоит Астарот, отвечающий за уныние – восьмой смертный грех человека.
Список часто меняется и расширяется по мере деяний демонов. Например, недавно в нем появились Пифон, князь лжи, Аббадон, демон войн.
Наконец, третий расклад основывается на изначальном чине падших ангелов. Так, Люцифер, Вельзевул, Левиафан и Асмодей были серафимами, поэтому составляют высший эшелон иерархии. Туда же входит бывший херувим Балберит, демон самоубийств, и четыре бывших престола. Во второй круг этого разделения входят бывшие господства, силы, власти – 5 демонов. В третий – один демон из начал и один, из архангелов.
Существует и четвертая ангельская иерархическая лестница бесов – по месту обитания. Высшие из них, огненные демоны ждут начала Страшного Суда, низшие – бесы тьмы, боящиеся света, живут рядом с людьми. Есть также воздушные, земные, водные и подземные… Дьявол практикует хаос и хитрость. Поэтому всячески запутывает устройство своей армии. Ведь сила его не в порядке, а в обмане и смятении, которые он сеет в умах и душах.
Ангелы небесные
Ангелы живут в тонких мирах и не имеют плотного тела. При этом их возможности гораздо выше человеческих: эти создания, обладающие высшим разумом, могут следить за материальным миром, а иногда даже корректировать ход событий. По сути, они посредники между Богом и людьми, между духовным и физическим миром.
Для обычного человеческого глаза ангелы невидимы. Впрочем, священные тексты содержат немало свидетельств, когда ангел представал перед праведником или святым, чтобы сообщить ему повеление Божье.
Ангелы являют собой две стихии: воздух и огонь. С помощью огня они карают грешников либо очищают их души от скверны. Воздух же символизирует легкость и чистоту невинной ангельской души, а также полет как самый быстрый способ передвижения.
Само слово «ангел» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «вестник», «посланник». Ангелы в представлении большинства людей – это прекрасные существа в длинных белых одеяниях, символизирующих чистоту, и с крыльями за спиной.
Перед обитателями небесных сфер стоят разные задачи, каждая группа ангелов исполняет свою функцию. Некоторые заняты созданием галактик, другие отвечают за отдельные планеты, деятельность третьих сосредоточена на эволюции живых существ. Богословы утверждают, что каждый человек, живущий на Земле, имеет своего ангела-хранителя.
Упоминания в священных книгах
Об ангелах Библия упоминает как в Новом, так и в Старом Завете. Тем не менее, нет подробного рассказа о том, как они живут и что собой представляют. Ветхозаветные ангелы часто являлись праведникам и пророкам, как во сне, так и наяву, чтобы дать нужный совет или предостеречь от несчастий. В Ветхом Завете упоминается также падший ангел, который впал в грех гордыни и за этой был низвергнут с небес самим Богом.
В Новом Завете тоже не раз говорится про ангелов. Внушительного вида ангел с огненными ногами и радугой над головой явился пророку Иоанну Богослову, чтобы рассказать о событиях будущего и об Апокалипсисе и Страшном суде. Когда Иисусу Христу задали вопрос про ангелов, он ответил, что они не женятся и не выходят замуж, а пребывают рядом с Богом на небесах.
Ещё больше информации можно найти в иудаизме. В Тенахе (Библии евреев) упоминаются имена ангелов и архангелов. Самыми главными из них считаются Рафаэль, Габриэль и Михаэль. В апокрифе Ветхого Завета «Эфиопской книге Еноха» также есть упоминания об ангельских существах. Иудеи верят, что Бог поручил охранять четыре стороны света своим главным архангелам — Михаэлю, Габриэлю, Ориэлю и Рафаэлю.
Исламские ангельские иерархии
В Коране нет четкой системы, определяющей место каждого ангела в божественной иерархии, однако исламские богословы все же пытались выстроить систему, описывающую отношения Аллаха и его помощников.
- На вершине иерархии — мукаррабун («приближенные»).
- Затем идет группа ангелов, стоящих вокруг трона Аллаха. В нее входят четыре хамаля аль-арш («несущие трон») и карубин («те, кто рядом»).
- Хафаза, они же «защитники, хранители». В этой группе у ангелов разные функции. Одни защищают в сложных жизненных ситуациях. Другие следят за поступками человека, записывая его дела и высказывания, чтобы свидетельствовать на Небесном суде.
- В задачу мудаббират («те, кто разбираются с делами») входит слежение за состоянием мироустройства и соблюдением божественных законов.
- Название муккосимат переводится как «те, кто распределяет». Это своего рода диспетчеры, рассылающие поручения Аллаха.
- Отдельный отряд ангелов отвечает за природные явления. В его состав, в частности, входят заажират, которые управляют движением облаков.
- Ангелы семи небес действуют в сферах, связанных с небесными телами (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн).
- Существуют ангелы, в задачу которых входит наблюдение за развитием ребенка в чреве матери. Их так и называют «ангелы утробы» – малаикат аль-архам.
- А вот ангелов смерти на Востоке называют малаикат аль-маут. Они извлекают души из тел умерших. Другая группа ангелов охраняет врата ада и рая.
- Существует воинство Аллаха, носящее имя джундалла. По приказу Всевышнего они помогают людям в военных действиях. Разумеется, для этого нужно заслужить Божье благословение.
- Существуют также помощники Аллаха, которые называются таилят (слово означает «те, кто читает»). Эти создания постоянно напоминают верующим о мудрости Аллаха.
- Отряд сайяхунов («путников») всюду следует за паломниками, оберегает и исполняет их просьбы.
Ангелы небесные
Ангелы живут в тонких мирах и не имеют плотного тела. При этом их возможности гораздо выше человеческих: эти создания, обладающие высшим разумом, могут следить за материальным миром, а иногда даже корректировать ход событий. По сути, они посредники между Богом и людьми, между духовным и физическим миром.
Для обычного человеческого глаза ангелы невидимы. Впрочем, священные тексты содержат немало свидетельств, когда ангел представал перед праведником или святым, чтобы сообщить ему повеление Божье.
Ангелы являют собой две стихии: воздух и огонь. С помощью огня они карают грешников либо очищают их души от скверны. Воздух же символизирует легкость и чистоту невинной ангельской души, а также полет как самый быстрый способ передвижения.
Само слово «ангел» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «вестник», «посланник». Ангелы в представлении большинства людей – это прекрасные существа в длинных белых одеяниях, символизирующих чистоту, и с крыльями за спиной.
Перед обитателями небесных сфер стоят разные задачи, каждая группа ангелов исполняет свою функцию. Некоторые заняты созданием галактик, другие отвечают за отдельные планеты, деятельность третьих сосредоточена на эволюции живых существ. Богословы утверждают, что каждый человек, живущий на Земле, имеет своего ангела-хранителя.
Ангельская иерархия в оккультизме
Представители мистических и оккультных учений во многом опираются на общепринятую христианскую классификацию небесных существ, однако привносят изменения. Британский адепт Френсис Баррет в своей работе «Маг, или Полная система оккультной философии» расширил список ангельских чинов до 12 позиций, а число сфер до четырех. В последнюю группу он внес людей, причисленных к лику святых. Его иерархия выглядит так.
Первая сфера:
- серафимы;
- херувимы;
- престолы.
Вторая сфера:
- господства;
- силы;
- власти.
Третья сфера:
- начала;
- архангелы;
- ангелы.
Четвертая сфера:
- непорочные;
- мученики;
- исповедники.