Авангард: искусство стиля в интерьере и архитектуре

Архитектура

Большинство из них имеют упрощённую форму с акцентированными угловыми частями. Много домов с башенными силуэтами, угловыми лоджиями и балконами. Жилые комплексы Москвы этого периода можно смело поставить в один ряд с европейскими аналогами – жилыми кварталами Берлина, Амстердама, Вены. Творения зарубежных мастеров амстердамской школы превосходят в плане индивидуальности постройки советских авторов, однако следует учитывать трудные условия, в которых работали наши соотечественники.

Сегодня самым авангардным городом Европы считается Роттердам. Его жители каждый день имеют возможность смотреть на архитектурные творения, парящие в воздухе. А в Музее Бойманса-ван-Бёнингена собрано большинство произведений авангардного искусства.

Некоторые архитектурные примеры авангардного стиля поражают своей абсурдностью: унитаз на постаменте М. Дюшана или композиция из консервных банок Э. Уорхола.

Дом архитектора Мельникова (1929 г.) – пример здания, построенного в рамках конструктивизма (одно из авангардных течений). Примечательно, что в доме отсутствуют балки и стропила, вместо этого используется тес, уложенный на ребро. Простота и утилитаризм форм при полном отсутствии декора – одна из особенностей данного стилевого течения.

Рекомендуем также ознакомиться с архитектурой Рококо.


Школа управления “Сколково”, Москва

Авангард: Визуальные художники

Анри Матисс , 1933, фото Карла Ван Фехтена

Жоан Миро 1935, фото Карл Ван Фехтен

Константин Бранкузи , 1922 год, фото Эдварда Стейхена.

  • Пьер Алешинский ( бельгийский художник, член CoBrA )
  • Александр Архипенко (украинский скульптор)
  • Магдалена Абаканович (польский скульптор)
  • Ганс Беллмер (немецкий художник)
  • Йозеф Бойс (немецкий художник)
  • Франсиско Борес (испанский художник)
  • Константин Брынкуши (румынский скульптор)
  • Жорж Брак (французский художник)
  • Давид Бурлюк (украинский художник, иллюстратор)
  • Владимир Бурлюк (иллюстратор, Бубновый валет )
  • Джорджо де Кирико (художник)
  • Джозеф Чаки (венгерско-французский скульптор)
  • Сальвадор Дали (испанский художник)
  • Тео ван Дусбург (голландский художник), основатель De Stijl .
  • Жан Дюбюффе (французский художник)
  • Марсель Дюшан (французский художник)
  • Наум Габо (скульптор)
  • Пабло Гаргалло (испанский скульптор)
  • Поль Гоген (P GO)
  • Альберто Джакометти (скульптор)
  • Альбер Глез (французский художник и теоретик)
  • Хулио Гонсалес (испанский скульптор)
  • Наталья Гончарова (русский художник)
  • Аршил Горки (художник)
  • Георгий Гросс (немецкий художник)
  • Нил Харбиссон (английский художник)
  • Асгер Йорн (датский художник, член CoBrA)
  • Василий Кандинский (русский художник)
  • Аллан Капроу (художник / хеппенинг)
  • Роджер Кемп (пионер австралийского абстракциониста)
  • Фредерик Джон Кислер (дизайнер), (скульптор), (художник)
  • Виллем де Кунинг (художник)
  • Яёи Кусама (японский художник и писатель)
  • Фернан Леже (художник)
  • Эль Лисицкий (русский художник)
  • Казимир Малевич (украинский художник)
  • Агнес Мартин (художник)
  • Анри Матисс (художник)
  • Жан Метцингер (французский художник и теоретик)
  • Жоан Миро (испанский художник и скульптор)
  • Пит Мондриан (голландский художник)
  • Генри Мур (скульптор)
  • Барнетт Ньюман (художник)
  • Джорджия О’Киф (американская художница)
  • Клас Ольденбург (скульптор)
  • Йоко Оно (японско-американский скульптор / художник-инсталлятор / музыкант)
  • Фрэнсис Пикабиа (художник)
  • Пабло Пикассо (испанский художник и скульптор)
  • Антуан Певзнер (скульптор)
  • Джексон Поллок (художник)
  • Роберт Раушенберг (художник)
  • Ман Рэй (живописец и художник)
  • Ад Рейнхардт (художник)
  • Жан-Поль Риопель (канадский художник)
  • Александр Родченко (российский художник)
  • Ольга Розанова (российская художница)
  • Луи Шанкер (американский гравер и скульптор)
  • Курт Швиттерс (немецкий художник)
  • Дэвид Смит (американский скульптор)
  • Кеннет Снельсон (скульптор)
  • Фрэнк Стелла (художник)
  • Владимир Татлин (российский художник)
  • Сергей Третьяков (российский художник)
  • Ремедиос Варо (мексикано-испанский художник)
  • Вольф Фостелл (немецкий художник)
  • Энди Уорхол (американский художник и режиссер)
  • Вольс (немецкий художник и фотограф)

Футуризм

Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913–1914 годы

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года. 

Историческое значение русского художественного авангарда

Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:

  • образовывались новые художественные объединения,
  • каждый художник стремился создать новое течение,
  • и все эти направления сосуществовали одновременно.

Значение данного течения заключается в следующем — он:

 открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства

Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.

И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь

История

Этот термин первоначально использовался французскими военными для обозначения небольшой разведывательной группы, которая шла впереди основных сил. Он также стал ассоциироваться с левыми французскими радикалами в девятнадцатом веке, которые агитировали за политические реформы . В какой-то момент в середине того века этот термин был связан с искусством через идею о том, что искусство является инструментом социальных изменений . Только к концу девятнадцатого века l’art d’avant-garde начал отказываться от своей идентификации с левыми социальными причинами, чтобы стать более увязанным с культурными и художественными проблемами. Эта тенденция к усилению внимания к эстетическим вопросам продолжается и по сей день. Под авангардом сегодня обычно понимаются группы интеллектуалов, писателей и художников, включая архитекторов, которые озвучивают идеи и экспериментируют с художественными подходами, бросающими вызов текущим культурным ценностям. Авангардные идеи, особенно если они касаются социальных проблем , часто постепенно ассимилируются обществами, с которыми они сталкиваются. Вчерашние радикалы становятся мейнстримом, создавая среду для появления нового поколения радикалов.

Авангард: фотографы, режиссеры, видеохудожники, режиссеры.

Сальвадор Дали и Ман Рэй в Париже, 16 июня 1934 года, делая «дикие глаза» фотографу Карлу Ван Вехтену.

Литовский художник Йонас Мекас — крестный отец американского авангардного кино.

  • Джон Абрахам (индийский кинорежиссер)
  • Кеннет Энгер (американский режиссер)
  • Дайан Арбус (американский фотограф)
  • Беренис Эбботт (американский фотограф)
  • Мэтью Барни (американский перформанс, режиссер, фотограф)
  • Джордан Белсон (американский кинорежиссер)
  • Патрик Бокановски (французский кинорежиссер)
  • Стэн Брэхейдж (американский кинорежиссер)
  • Луис Бунюэль (испанский кинорежиссер)
  • Джон Кассаветис (американский кинорежиссер)
  • Вера Хитилова (чешский кинорежиссер)
  • Жан Кокто (французский поэт, художник, кинорежиссер)
  • Брюс Коннор (американский кинорежиссер, скульптор и художник)
  • Тони Конрад (американский видеохудожник , экспериментальный режиссер )
  • Майя Дерен (американский режиссер)
  • Натаниэль Дорски (американский кинорежиссер)
  • Жермен Дюлак (французский режиссер)
  • Харун Фароки (немецкий режиссер)
  • Райнер Вернер Фассбиндер (немецкий кинорежиссер)
  • Дэвид Гаттен (американский кинорежиссер)
  • Эрни Гер (американский кинорежиссер)
  • Жан-Люк Годар (французский кинорежиссер)
  • Филипп Грандье (французский кинорежиссер)
  • Питер Хаттон (американский кинорежиссер)
  • Кен Джейкобс (американский кинорежиссер)
  • Алехандро Ходоровски (чилийский режиссер)
  • Мэри Джордан (американский кинорежиссер, перформанс, активистка)
  • Яромил Йиреш (чехословацкий кинорежиссер)
  • Хармони Корин (американский режиссер)
  • Курт Крен (австрийский кинорежиссер)
  • Стэнли Кубрик (американский кинорежиссер)
  • Йорген Лет (датский кинорежиссер)
  • Дэвид Линч (американский кинорежиссер)
  • Роберт Мэпплторп (американский фотограф)
  • Йонас Мекас (литовско-американский кинорежиссер)
  • Отто Мюль (австрийский кинорежиссер)
  • Дадли Мерфи (режиссер-экспериментатор)
  • Рютаро Накамура (японский режиссер и аниматор)
  • Никос Николаидис (греческий кинорежиссер)
  • Мамору Осии (японский режиссер)
  • Пьер Паоло Пазолини (итальянский режиссер, поэт и писатель)
  • Симоне Раписарда Казанова (итальянский режиссер)
  • Ман Рэй (американец / француз, фотограф и кинорежиссер)
  • Ален Рене (французский кинорежиссер)
  • Жак Риветт (французский кинорежиссер)
  • Жан Руш (этнографический кинорежиссер)
  • Рудольф Шварцкоглер (австрийский кинорежиссер)
  • Джек Смит (американский кинорежиссер)
  • Майкл Сноу (канадский художник, режиссер)
  • Сион Соно (японский режиссер, драматург и поэт)
  • Штрауб-Юйе (французские режиссеры)
  • Фил Соломон (американский кинорежиссер)
  • Леопольд Сюрваж (французский художник русско-датско-финского происхождения)
  • Сюдзи Тераяма (японский драматург, режиссер, поэт и писатель)
  • Ларс фон Триер (датский кинорежиссер)
  • Энди Уорхол (американский художник)
  • Питер Вайбель (австрийский кинорежиссер)
  • Джоэл-Питер Уиткин (американский фотограф)
  • Фред Уорден (американский кинорежиссер)
  • Кансуке Ямамото (японский фотограф и поэт)
  • Тьерри Зено (бельгийский режиссер)

Эстетика и художественные черты авангарда в живописи

Для данного направления характерны:

эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества

отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира

революционный и подчас разрушительный пафос творчества

отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности

стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира

эпатажный характер поведения и презентации

признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса

поиски Духа как панацеи от материализма

  • с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
  • с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)

приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)

Если европейские  авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники российского течения свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок.

В то же время они во многом опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).

Искусство авангардной живописи проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.

Как эстетика он нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.

Бульдозер как аргумент

В брежневские времена отношение властей к художественному авангарду практически никак не изменилось. Апофеозом этого конфликта стала знаменитая «бульдозерная» выставка, когда 15 сентября 1974 года на окраине Москвы, в Беляеве, группа непризнанных художников попыталась провести несанкционированную уличную демонстрацию своих работ. План разработали молодые живописцы Виталий Комар и Александр Меламид, которых поддержали коллекционеры Александр Глезер и Оскар Рабин. Они подали заявку в Моссовет о проведении «показа картин» на московском пустыре. Формально властям запретить эту выставку не удалось, так как раньше в СССР никогда не проводились такие показы на открытом воздухе и на этот счёт не существовало никаких законов. Однако чиновники нашли другой выход из скользкой ситуации. В указанное время на пустыре под моросящим дождём собравшихся художников встретили люди, одетые в рабочую форму, которых сопровождали поливочные машины, бульдозеры и грузовики с саженцами. Некоторые участники выставки даже не успели распаковать свои картины, как на них напали, стали избивать не только художников, но и зрителей, в том числе иностранных журналистов. В частности, корреспонденту газеты The New York Times выбили зуб его же камерой. Всех собравшихся увезли в отделение милиции, правда, позже отпустили. Это событие вызвало большой резонанс в зарубежной прессе, а участники «бульдозерной» выставки тогда же прославились на весь мир. Впрочем, власти вскоре поняли свой промах и пошли на уступки художникам, официально разрешив проведение подобной выставки в Измайловском парке 29 сентября 1974 года

Новая выставка длилась четыре часа и привлекла внимание тысяч зрителей

Вернисаж в Измайлове вошёл в историю как «четыре часа свободы» и дал дорогу другим нонконформистам, что имело важное значение в истории современного русского искусства

Важные художники-конструктивисты и произведения искусства

Только после того, как Татлин представил свою модель памятника Третьему Интернационалу (1919-1920), конструктивизм считался истинно рожденным. Эта работа, известная как Башня Татлина, так и не была реализована полностью. Его стальная спиральная рама, предназначенная для использования в качестве функционального конференц-зала и центра пропаганды Третьего Коммунистического Интернационала, должна была быть высотой 400 м, что делало ее даже выше, чем Эйфелева башня. Татлин сосредоточился на использовании основных материалов для современного строительства, таких как стекло и сталь, а элементы геометрической формы воплощали динамизм современности. Башня была заказана и получила значительную известность при большевистском режиме, но поскольку она так и не была построена, она продолжает оставаться символом неудавшихся утопических устремлений.

Башня Татлина

Геометрическое беспредметное искусство, использование мощного контраста черного и красного цвета наряду с сильной типографикой символизируют художественный стиль конструктивизма. Который не только был реализован для производства, но и в традиционных режимах высокого искусства. Одними из самых значительных художников этого периода были Варвара Степанова и Илья Чашник, которые доминировали в производстве керамических работ с абстрактными плоскими формами, а также повторяющимися абстрактными узорами, реализованными в текстильном дизайне. Эль Лисицкий и Александр Родченко были влиятельными фигурами в графическом дизайне, создании пропагандистских плакатов и типографике. В которых использовались жирные буквы, четкие цветные плоскости и диагональные элементы. 

Традиция росписи была официально признана мертвой и рассматривалась только как проектная работа для будущих построек. Но Родченко создал единственную влиятельную серию картин. Его серия «Черное на черном» должна была олицетворять окончательный конец духовности и репрезентации и являлась прямым противостоянием картинам Малевича «Белое на белом». Черная серия провозгласила: «Репрезентация закончена, пора строить». Вместе с Родченко, Александра Экстер, Любовь Попова, Александр Веснин и Варвара Степанова также объявили этот вид искусства мертвым на групповой выставке 5 x 5 = 25.

Авангард: авторы, драматурги, актеры, режиссеры (театра) и поэты.

Джеймс Джойс , ок. 1918 г., фото К. Руфа, Цюрих

Карл Ван Фехтен , Портрет Гертруды Стайн , 1934 г.

  • Джоанн Акалайтис (сценарист / режиссер / Mabou Mines )
  • Гийом Аполлинер (писатель)
  • Антонен Арто (французский актер, режиссер и теоретик)
  • ХК Артманн (поэт и писатель австрийского происхождения)
  • Хьюго Болл (немецкий писатель, дадаист)
  • Дж. Г. Баллард (британский писатель)
  • Жорж Батай (французский писатель и публицист)
  • Джулиан Бек (актер / режиссер / Живой театр )
  • Сэмюэл Беккет (ирландский драматург)
  • Морис Бланшо (французский писатель и публицист)
  • Хорхе Луис Борхес (аргентинский писатель)
  • Андре Бретон (французский писатель)
  • Германн Брох (австрийский писатель)
  • Кристин Брук-Роуз (британский писатель и литературный критик)
  • Уильям С. Берроуз (автор, поэт, эссеист)
  • Джим Кэрролл (поэт-авангард)
  • Луи-Фердинанд Селин (автор)
  • Грегори Корсо (экспериментальный поэт-битник)
  • Джейн Кортес (американский поэт и устный художник)
  • Э. Каммингс (поэт)
  • Джеффри Дэниелс (американский поэт)
  • Ги Дебор (французский писатель и философ)
  • Джон Дос Пассос (американский писатель)
  • Дункан Фаллоуэлл (английский писатель)
  • Бенджамин Фондан (румынский / французский поэт, критик, философ-экзистенциалист)
  • Ричард Форман (американский режиссер / дизайнер / драматург / композитор)
  • Акасэгава Гэнпэй (японский художник и писатель)
  • Аллен Гинзберг (поэт)
  • Витольд Гомбрович (писатель)
  • Ойген Гомрингер (отец конкретной поэзии )
  • Ежи Гротовский (директор)
  • Стюарт Хоум (писатель)
  • Пер Хойхольт (датский поэт)
  • Эрнст Яндль (австрийский писатель, поэт и переводчик)
  • Альфред Джарри (писатель)
  • Джеймс Джойс (писатель)
  • Франц Кафка (писатель)
  • Тадеуш Кантор (режиссер)
  • Лайош Кашак (1887–1967, венгерский авангардный поэт и художник)
  • Сречко Косовель (словенский поэт)
  • Питер Лаугесен (датский поэт)
  • Джексон Мак Лоу , американский поэт
  • Мина Лой (британский художник / поэт)
  • Димитрис Льякос (писатель / драматург / поэт)
  • Джудит Малина (актер / режиссер / Живой театр )
  • Филиппо Томмазо Маринетти (основоположник итальянского футуризма )
  • Владимир Маяковский (русский писатель-футурист и поэт)
  • Всеволод Мейерхольд (режиссер)
  • Генри Миллер (автор)
  • Ион Минулеску (румынский поэт, прозаик, новеллист, журналист, литературный критик, драматург)
  • Юкио Мисима (писатель, драматург, поэт)
  • Владимир Набоков (русский автор)
  • Анаис Нин (французский автор дневников, автор, поэт)
  • Эзра Паунд (американский поэт)
  • Ален Роб-Грийе (французский писатель, драматург, кинорежиссер)
  • Раймонд Руссель (писатель)
  • Бруно Шульц (писатель)
  • Гертруда Стайн (автор, публицист)
  • Эллен Стюарт (театральный режиссер / La MaMa )
  • Жан Тардье (художник, драматург, поэт)
  • Тристан Цара (румынский поэт)
  • Урмуз (румынский писатель)
  • Илари Воронка (румынский поэт, публицист)
  • Уильям Карлос Уильямс (американский поэт)
  • Мирослав Ванек (чешский композитор, поэт, певец)
  • Станислав Игнаций Виткевич (писатель)
  • Роберт Уилсон (режиссер)
  • Вирджиния Вульф (английский автор)

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».     

Лучизм

Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).

Архитектура

Селим Хан-Магомедов. «Архитектура советского авангарда» (1996)

Начавший свои исследования еще в середине 60-х, легендарный историк архитектуры в течение пятидесяти лет воссоздавал картину развития русского архитектур­ного авангарда в несколь­ких десятках книг и сотнях статей. По его словам, через его руки прошло 150 личных архивов архитекторов, не говоря о всех иных источниках. Западные искусствоведы, читавшие его работы в переводах (труды Хан‑Магомедова хорошо известны за границей), считают «Архитектуру советского авангарда» библией, без обращения к которой невозможна ни одна другая работа по этой теме

Действительно, несмотря на множество книг и альбомов по отечественной архитектуре 1920–30-х годов, двухтомник Хан‑Магомедова продолжает оставаться главным и, что немаловажно, рассчитанным на читателя-неспециалиста обзором всей эволюции архитектурного авангарда, начиная с концепций беспредметного искусства, оказавших на архи­тек­тур­ную мысль непосредственное влияние, инженерного строительства, полемики с модерном и неоклассикой и заканчивая постконструктивизмом (термин Хан-Магомедова)

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <…> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Отличительные особенности авангардизма

Авангардизм – смелое новаторское течение, не имеющее страха к большим экспериментам, следуя истине. В поисках правды он проникает в подсознательное и дорефлективное, в мистическое состояние, подобное сну (сюрреализм, использующий аллюзии и парадоксы), раскрывает формы психологического (иррациональный дадаизм), социального искусства (футуризм, неоавангард), травестирует стандартные понятия, которые оказываются несуразными (абсурдизм), задействует художественные решения с помощью подчеркнуто геометрических условных форм (кубизм).

Эдвард Эстлин Каммингс

Несмотря на богатство необычных эстетических приемов, насыщенность художественными техниками, авангардизм не лишается принципа развенчания мифической реальности – демифологизации, обнаружения ее природных составляющих, которые завуалированы системой художественных принципов, в крайнем происходит полное отклонение эстетического эффекта ради непосредственности, «слова на свободе», «искусства прямого воздействия» (Эдвард Эстлин Каммингс, Эрнст Толлер).

Вместо свойственной реализму и модернизму теории произведения как законченной цельной системы, в которой логично выражен эстетический смысл, авангардизм вводит идею свободного текста, предусмотренного для интерпретаций и импровизаций, участии читателя в создании сюжета, который до конца не познается (разделение понятий «произведение» и «текст», рекомендуемое в 1950-х гг. Роланом Бартом, первоначально отталкивается от авангардизма).

Понятие «расплывчатого смысла» преобладает в литературе неоавангарда, что противоречит модернистскому «концентрированному смыслу», принадлежащему автору произведения.
В отличии от классического модернизма авангардизм рассматривается как не элитарное и открытое искусство, однако отдельные его школы пользовались скрытыми теориями создания эстетического пространства, концепциями «чистой поэзии», теорией «незаинтересованного творчества», которая не признает связи искусства с историей.

Слово авангардизм произошло от французского avantgarde, что в переводе означает — передовой отряд.

Конструктивизм

Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара

От латинского constructio — «построение». Основные черты конструкти­визма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.

Авангардизм как историческое явление

Авангардизм как историческое явление представляет собой крупное и тяжелое порождение кризиса буржуазной культуры начала ХХ века, он проистекает из субъективистского, анархического миропонимания.

Авангардные течения основаны на резком радикальном отношении к художественному творчеству, не ограниченном аспектами классической эстетики, применяя нестандартные, новые способы представления, насыщенные символизмом творческих образов.

Значение авангарда неорганично по своей сути: в нем сочетаются школы и движения искусства, представляющие порой абсолютно разные идеологии. Такое противоречие тенденций авангардизма, обусловленное разными творческими судьбами авторов, их эстетическими и общественными позициями, привело к его эстетической двойственности, художественной эклектичности. Общей особенностью авангардных течений является манифест – открытый и непреклонный протест против социальных норм и устоев.

Представители авангардизма считают, что для преобразования мира средствами искусства, формирования нового сознания человечества нужна его неограниченная свобода от устаревших условностей, они, прежде всего, обращаются к инстинкту как к первоначальному природному чувству, не омраченному общественными запретами. Авангардисты умело свертывают восприятие сознательного и развивают бессознательное начало в творческом и рецептивном процессах.

Выставка в Киеве

Я не знаю, как найти правильные слова, но это не есть показ статичных картин. Выставка называется аудиовизуальное шоу или мультимедийный проект — вот и понимайте, кто как может. Огромное помещение, стены которого превратились в сплошной экран. 52 проектора воспроизводят на нем версии картин. Но опять — не статичных, для каждого персонажа рассчитано: как бы он двигался, если его «завести» как механическую куклу. Все цвета также разложены на множество переливающихся и перетекающих составляющих. Это необыкновенное зрелище, к тому же сопровождаемое чудесно подобранной музыкой. Я нашла пару роликов, которые в самых общих чертах могут передать вам какое-то представление о выставке.

Но если только кто-то из вас окажется в Киеве в то время, когда художники-авангардисты будут демонстрировать свои картины — настоятельно рекомендую посетить это мероприятие

При этом не важно: нравится ли вам именно авангард, самое главное — это подача

Вот такие они, художники-авангардисты.

Тексты

А. Зименков, В. Терехина. «Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания» (2009)

Подготовленный сотрудниками Института мировой литературы и несколько раз переизданный, этот сборник дает отличное представление о всех футуристических объединениях на основе поэтических текстов, прокла­маций и манифестов, критики и воспоминаний современников. Среди первоисточников в том числе — ключевые тексты о кубофутуристической живописи и музыке. Вместе с объемным томом «Поэзия русского футуризма» (1999), изданном в легендарной серии «Новая библиотека поэта», в котором собраны преимущественно поэтические произведения, читатель получает стерео­скопическое представление о всем русском литературном авангарде, за исключением творчества обэриутов.

Выводы

Стиль авангард в целом несложно реализовать, если следовать нескольким правилам:

  • смело экспериментировать с цветом;
  • применять самые современные материалы;
  • использовать однотонные яркие текстуры, дополняя их разноцветными акцентами;
  • выбирать различные геометрические формы;
  • использовать максимальное освещение.

Интерьер в стиле авангард – отличное решение для людей ярких, динамичных, самобытных. Главное – суметь оформить помещение так, чтобы необычность удивляла, но вместе с тем всё смотрелось гармонично и просто.

Также стоит рассмотреть направление модернизм, если вы обладаете живым умом и ярким энтузиазмом. Для более спокойных людей идеально подойдет ретро-стиль или же стиль эпохи Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector