Антаблемент в архитектуре

Дорический ордер

    Дорический ордер в наиболее четкой и ясной форме выявил архитектурную основу греческого зодчества. Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоявший непосредственно на стилобате, суживается кверху. Колонна начинает утончаться прямо от стилобата, но происходит это не вполне равномерно: ствол колонны обычно имеет припухлость, максимум которой приходился в классическую эпоху (V-IV вв. до н. э.) на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на треть общей высоты).     Антаблемент дорического ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел фриз, который составляли триглифы и метопы. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников поверхность которых покрывалась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза − по его краям. Между триглифами размещались обычно имевшие форму квадрата доски − метопы, которые часто украшались скульптурой (горельефами), реже − живописью. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине − ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (по-латыни − гуттами).

 Греческий Парфенон – пример дорического ордера

     Находящийся над фризом карниз в дорическом ордере своей венчающей частью сильно выступал вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза − выносная плита − в более ранних храмах имел прямую подрезку, без утолщения (слезника) понизу наружного края плиты: вся нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима − водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.      Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма.      В размере интерколумниев (расстояний между колоннами) значительную роль играли абсолютные размеры построек. При малых размерах зданий наблюдаются относительно большие интерколумнии, ибо их можно было сравнительно легко перекрывать каменными архитравами. Кроме того, очень узкие проходы были бы неудобны. В храмах же большого размера такие пропорции технически были очень трудно осуществимы, и это способствовало относительно тесной расстановке колонн, т. е. соответственно значительно меньшим интерколумниям. Витрувий в своих «Десяти книгах об архитектуре» рассматривает различные типы интерколумниев и дает им названия − пикностиль, систиль, евстиль, диастиль, ареостиль.

 Дорические колонны в Пестуме (Италия), Храм Геры (середина VI в. до н. э.)

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРИЧЕСКОГО (ДОРИЙСКОГО) ОРДЕРА В ГЛАВНЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ

Наиболее точным археологическим показателем является общий характер пропорций. Всякое произведение греческого искусства носит на себе отпечаток того периода, к которому оно принадлежит. Изображения, приведенные для сравнения на рисунке 163, делают сразу очевидным изменения пропорций от VI в. к V. Здесь даны приведенные к одной волюте ордера VI в. – Посейдония A и V в. – Парфенон B. Первый, более древний, отличается некоторой тяжеловесностью пропорций и как бы избытком мощи; второй, более поздний, – изысканным изяществом.

Если мы перейдем от V в. к македонской эпохе, а затем – к эпохе римского владычества, то увидим, что стремление к облегчению пропорций принимает в это время преувеличенный характер (рисунок 164): C – метопы в Олимпии, D – храм Афины Полиады в Пергаме).

Для того, чтобы сделать более очевидным это изменение пропорций, мы предлагаем для сравнения несколько фасадов греческих храмов.

Рисунок 165 показывает фасад архаической эпохи (храм S в Селинунте). Мы видим здесь приземистые колонны с конусообразным отводом, набухающей капителью и тяжелым антаблементом.

На рисунке 166 дается фасад Фесейона. Здесь дорийский ордер уже освобождается от преувеличений архаической эпохи и достигает почти полного совершенства.

Рисунок 167 показывает фасад Парфенона, представляющий лучшую эпоху греческого искусства. По своему стилю он мало отличается от храма Фесея: при приближении к точке высшего совершенства в искусстве возможны лишь едва заметные изменения. Но вполне очевидно, что на этот раз достигнута абсолютная правильность. Все здание производит впечатление соразмерности частей, спокойствия и благородства. Таковы характерные черты архитектуры века Перикла, поскольку величайшие памятники искусства могут дать характеристику всей эпохи. Это – время великих мастеров: Фидия, Иктина, Калликрата и Мнесикла.

В греческом искусстве начального периода выражается избыток жизненных сил; затем, постепенно прогрессируя, оно приближается к идеалу, не испытывая тех колебаний, благодаря которым можно перейти границу с тем, чтобы тотчас же возвратиться назад. Греки чувствовали опасность преувеличения того изящества, к которому они стремились. Им потребовалось не менее столетия для того, чтобы приблизиться к этой цели. Все развитие архитектуры от эпохи Писистрата до Перикла является рядом постепенных переходов

Греческое искусство никогда не отрешалось от строгости раннего периода, мало-помалу освобождаясь путем осторожной и методической работы от природной суровости. Это – как бы живое существо, постепенно переходящее от детства к юношеству и затем неизбежно склоняющееся к упадку, также не лишенному своего блеска

Дорический ордер

Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).

Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордероКлассическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.

Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два горизонтальных уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.

За единицу измерения элементов ордера принят модуль, равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Карниз антаблемента модульонного ордера

Высота Выступ
Полочка 1 парта 34 парты
Гусёк 3 парты 34-31 парта
Полочка 0,5 парты 31 парта
Каблучок 1 парта 30,75-30,25 парты
Слезник 3,5 парты 30 парт
Каблучок 1 парт 29,5-28,75 парт
Модульон 3 парты 28,5 парт
Капельки модульона 0,5 парты 26-14 парт
Четвертной вал 2 парты 13,5 парт
Полочка 0,5 парты 11,5 парты
Капитель триглифа или ровная полоска 2 парты 11 парт

Архитрав

Обломы Высота Выступ
Полочка 2 парты 12 парт
Узкая полочка 0,5 парты 11,5 парт
Капельки 1,5 парты 11-11,5 парт
Пояс 8 парт 10 парт

Капитель зубчатого ордера

Обломы Высота Выступ
Полочка 0,5 парты 15,5 парты
Каблук 1 парта 15,5-14,5 парт
Абак 2,5 парты 14 парт
Четвертной вал 2,5 парты 13,75-11,5 парты
Верхняя полочка 0,5 парты 11,5 парты
Средняя полочка 0,5 парты 11 парт
Нижняя полочка 0,5 парты 10,25 парты
Шейка 4 парты 10 парт

Стержень колонны

Обломы Высота Выступ
Валик 1 парта 12 парт
Полочка 0,5 парты 11,25-10 парт
Выкружка 1,5 парта 11,25-10 парт
Стержень колонны 13 модулей, 7 парт 12 парт
Выкружка 2 парты 12-13,5 парты

База колонны

Обломы Высота Выступ
Полочка 1 парта 13,5 парт
Валик 1 парта 14,5 парты
Вал 4 парты 17 парт
Плинт 6 парт 17 парт

Карниз пьедестала

Обломы Высота Выступ
Полочка 0,5 парты 23 парты
Четвертной вал 1 парта 22,5-21,5 парт
Полочка 0,5 парты 21,5 парты
Слезник — широкая полка 2,5 парты 21 парта
Каблук 1,5 парты 18,5-17,5 парт

Стул

Обломы Высота Выступ
Стул 47 парт 17 парт
Выкружка 1 парта 17 — 18,5 парты

База пьедестала

Обломы Высота Выступ
Полочка 0,5 парты 18,5 парты
Валик 1 парта 19 парт
Каблук 2 парты 19-20,5 парты
Плинт 2,5 парты 21 парта
Цоколь 4 парты 21,5 парты

 Храм Гефеста в Афинах

 Храм Афеи на острове Эгина  Храм Посейдона на мысе Сунион

 Парфенон

Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.

  • Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.

Ограничение применение ордерной системы

Канонические системы ордеров, созданные архитекторами-теоретиками и практиками и отражающие многовековой опыт строительства, несмотря на всю их четкость и закономерность, не дают ответа на многие вопросы и являются до некоторой степени абстрактными схемами, игнорирующими многие конкретные условия строительства.

В этих системах почти не учитывается реальный масштаб, не разбираются связи ордера с самим зданием и с его окружением, не учитывается материал; закрепление за каждым видом ордера своего размера носит условный и абстрактный характер.

Но следует понять истинное значение этой системы и границы ее использования. Каноническую систему ордера зодчие-классики не рассматривали как собрание неизменных правил и готовых архитектурных форм и приемов, которые оставалось только заимствовать и применять на практике. Они считали, что, опираясь на каноническую систему, ордер и ордерные композиции нужно решать конкретно, отыскивая их конкретные пропорции и формы в зависимости от назначения здания, композиционной идеи, масштаба, конструкций, окружения и т.п.

Ведение регистров бухучета

При разработке и утверждении форм регистров бухгалтерского учета организация может руководствоваться Письмами Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства» и от 06.06.1960 № 176 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций», а также Письмом Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях».

В журнально-ордерной форме применяются два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордеры и вспомогательные ведомости. Журналы-ордеры являются основными регистрами, а вспомогательные ведомости применяются только в тех случаях, когда данные первичных документов сложно сразу отразить в журналах-ордерах. Тогда данные первичных документов сначала группируются в ведомости, а потом переносятся в журналы-ордеры. Иными словами, журналы-ордеры, например, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, ведутся по кредиту счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. А во вспомогательных ведомостях отражается расшифровка хозяйственных операций по этим дебетуемым счетам.

Каждая организация самостоятельно разрабатывает и утверждает формы регистров бухгалтерского учета. Количество этих регистров зависит от особенностей осуществляемой организацией деятельности и видов хозяйственных операций, подлежащих отражению в учете. Например, если организация все расчеты с поставщиками и покупателями производит в безналичном порядке, заработная плата и подотчетные суммы перечисляются работникам на банковские карты, в таком случае у организации нет кассовых операций и ей нет необходимости вести соответствующий регистр этих операций — журнал-ордер № 1.

Далее приведем примеры порядка ведения и заполнения нескольких основных регистров бухгалтерского учета, которые обязана вести практически каждая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность.

Тосканский ордер

Тосканский ордер, по-видимому, является архаической разновидностью
дорийского. Описывая его, Витрувий называет его этрусским. Мы перечислим здесь
его главные особенности (рис. 3).

Рис. 3. Пример тосканского ордера

Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом
(шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок.
Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша.
Вообще, по формам, это «архитравный» дорийский ордер с очень легкими
пропорциями. Как на признак его дорийского происхождения можно еще указать на
сходство между планами храмов тосканского ордера и древнейшими дорийскими
планами.

Жуковская Д.

     Архитектурный ордер – понятие в большей степени имеющее отношение к искусству, нежели чем к технологии. Именно посредством ордера стоечно-балочная конструкция обрела свою форму и была художественно переосмыслена. Для того чтобы какая-либо архитектурная композиция могла называться ордером, она должна иметь определенный состав форму и конструкцию.

     Система архитектурных ордеров многообразна, она состоит как из классических ордеров, коих насчитывается пять, так и из специфических исторических композиций, которые также причисляют к ордерной системе. Существуют такие ордеры как: ахеменидский ордер, египетский ордер и т.п. Классические ордера (в частности греческие) формируют так называемую «ордерную систему», т.е. образное противопоставление несущих и несомых элементов, гармонически разрешающееся в композиции ордерного сооружения. Термин «ордер» введен в обиход римским архитектором и механиком Витрувием, жившем в I в. до н. э. в Древнем Риме.

 Витрувий представляет свой трактат об архитектуре императору Августу. Гравюра из книги 1684 г.

     К ордеру относится не все здание, но только три основных элемента: цокольная часть здания (трехступенчатый стилобат), колонны (состоят из базы, ствола и капители) и антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза).

Видоизменение ансамбля дорического ордера. Хронологические данные

Для того, чтобы установить точно хронологические изменения ансамбля дорийского ордера, мы располагаем как для архаического, так и для классического периодов греческого искусства очень небольшим количеством точно датированных памятников. К счастью, эти могущие служить нам вехами памятники распределяются на протяжении двух столетий, охватывающих все развитие, или, иначе говоря, всю жизнь ордера.

Развалины древнейшего афинского Акрополя, разрушенного в 480 г. персами, восходят к VI в. до н.э. Таким образом, эти обломки получают определенную датировку.

К V в. относятся: храм в Олимпии, построенный около 475 г. архитектором Либоном; построенные при Перикле около 450 г. Парфенон и Пропилеи; законченный около 425 г. храм в Фигалии, строителем которого был Иктин, построивший также Парфенон; храм в Сегесте, постройка которого была прервана вторжением карфагенян в 410 г. Большой храм в Селинунте имеет двойную датировку: первая дата относится, по всей вероятности, к его основанию; другая, более достоверная, – ко времени окончания строительных работ. Весьма возможно, что работы были прерваны в первый раз из-за карфагенского вторжения в самом начале V в. Окончание же работ было прекращено вторжением 410 г.

Таким образом, наиболее древние части храма могут быть датированы временем, непосредственно предшествующим первому вторжению, более поздние – второму. Для трех последних веков до н.э. число датированных памятников увеличивается. Ограничимся тем, что укажем для македонской эпохи – Филиппейон в Олимпии; для римской эпохи – постройки в Помпеях, которые все предшествуют извержению Везувия, послужившему причиной их гибели.

Вот те основные памятники, которые также датированы и могут служить нам вехами. Они будут воспроизведены в ряде иллюстраций, сопровождающих нашу работу, к которой мы и отсылаем заранее. При сравнительном рассмотрении стиля этих памятников обнаруживается такая непрерывность в изменении формы, что становится вполне возможным датировать путем интерполяции ряд промежуточных памятников, о которых история умалчивает.

В архитектуре других народов мы находим школы, отстающие от общего развития искусства и имеющие свою собственную хронологию. В Греции ничего подобного нет. Развитие искусства, видимо, шло одинаково как в метрополии, так и в самых дальних колониях. Связь между отдельными членами семьи греческих народов была так тесна, что всякое новое достижение, совершающееся в одной из частей греческого мира, тотчас же делалось достоянием всего народа эллинов. Насколько постоянно было воздействие эпохи на развитие стиля, можно видеть из следующего факта: при восстановлении храмов греки не старались следовать их первоначальному стилю; они восстанавливали их согласно вкусам своего времени.

Мы только что упоминали о двух датах, касающихся постройки большого храма в Селинунте. В промежутке между этими датами стиль постройки меняется. Это различие показывает рисунок 162, S.

В более ранней постройке колонны фасада сильно сужаются кверху (A). В постройке второго периода дается уже едва заметное сужение ствола (B), причем строители нисколько не заботятся о том, что первые колонны будут контрастировать со вторыми.

Мы уже говорили о том, что в храме Геры в Олимпии сгнивавшие деревянные столбы постепенно заменялись каменными колоннами. Каждая из этих колонн носит характерные черты того или иного периода. Мы сопоставляем на рисунке 162, H две наиболее разнохарактерные колонны этого храма (C и D). Всего же в колоннаде храма насчитывается восемь различных видов колонн. Греки никогда не следовали устарелым формам в искусстве, никогда не задумывались над тем, чтобы изменить согласно вкусам своего времени восстанавливаемый памятник. Только в средние века, наряду с верой в прогресс, появляется и искреннее уважение к прошлому.

Рис. 164 Рис. 165
Рис. 166 Рис. 167

Журнал хозяйственных операций и оборотная ведомость по счетам

Учетная информация, поступающая в течение месяца, оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета.Для удобства контроля по счетам, проверки правильности записей на них и обобщения учетной информации используют журнал учета хозяйственных операций и оборотные ведомости.Все факты по мере их возникновения регистрируются в журнале. Журнал хозяйственных операций – основной документ в налоговом учете.

Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которую вносятся наименования и номера счетов, суммы начального сальдо по каждому счету (дебетовому или кредитовому), суммы оборотов по дебету и кредиту, и выводится конечное сальдо.Оборотная ведомость составляется в конце месяца и регистрирует обороты и остатки по всем работающим счетам.Существуют оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет следующую форму (табл. 1):Таблица 1Форма оборотной ведомости по счетам синтетического учетаВ оборотной ведомости по синтетическим счетам по итогу должно быть три пары равенств.1. Остатки на начало отчетного периода по дебету и кредиту.2. Обороты по дебету и кредиту.3. Остатки на конец отчетного периода по дебету и кредиту.Первое равенство показывает, что итоговая сумма всех средств предприятия на начало периода равна итоговой сумме источников этих средств. Эти суммы отражают баланс предприятия на начало периода (в приведенном примере 1250 = 1250).Второе равенство вытекает из принципа двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и если суммы не совпадают, то это свидетельствует об ошибках при записях по счетам бухгалтерского учета либо в подсчетах (55 750 = 55 750).Третье равенство, так же как и первое, вытекает из равенства итогов средств и их источников, и показывает баланс на конец отчетного периода (9400 = 9400).

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета составляют раздельно к каждому синтетическому счету, по которому ведется аналитический учет. Они имеют различную форму в зависимости от особенностей объектов аналитического учета. По счетам аналитического учета применяют две формы оборотных ведомостей:• при ведении натурально-стоимостного учета;• при ведении учета только в денежном выражении.Если объект учета отражается на аналитических счетах только в стоимостном выражении, то оборотные ведомости по этим счетам составляются по такой же форме, что и оборотные ведомости по счетам синтетического учета. Если объект учета отражается на аналитических счетах не только в стоимостном, но и в натуральном или трудовом выражении, то показатели оборотных ведомостей по этим счетам приводятся также в стоимостном, натуральном или трудовом выражении.

Итоги оборотных ведомостей по счетам аналитического учета сверяются с данными соответствующего синтетического счета в оборотных ведомостях по счетам синтетического учета. ПримерАналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику (рис. 2).Рис. 2. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»В журнале учета хозяйственных операций происходит трансформация (превращение) каждого факта хозяйственной жизни в бухгалтерскую проводку – специальную запись, указывающую стоимостное выражение факта хозяйственной жизни, дебет и кредит счетов, на которых надлежит зафиксировать данные о нем (табл. 2).Таблица 2Журнал учета хозяйственных операций

Post Views: 118

Ордерная схема

Ордерная схема предполагает следующее: поступление на склад (отпуск со склада) оформляется приходным (расходным) складским ордером, а приходная (расходная) накладная является финансовым документом, которая отражает состояние запасов и взаиморасчетов с поставщиком (покупателем). Ордерная схема позволяет отражать следующие ситуации:

  • При поставке: запас физически раньше поступает на склад, чем документы от поставщика – в этом случае поступление на склад оформляется ордером, а приходная накладная вводится позднее;
  • При продаже: расходная накладная выписывается в офисе, затем покупатель отправляется с ней на склад, где с помощью ордера кладовщик оформляет фактическую отгрузку со склада.

Для включения ордерной схемы необходимо в настройках программы в разделе Компания в группе Закупки включить настройку Использовать ордерный склад: 

Рисунок 1

Дальше необходимо в карточке склада или подразделения  установить флаг  Ордерный, с данным флагом все операции по складу будут с учетом складских ордеров.

Рисунок 2

Список документов доступен по гиперссылке Складские ордера подраздела Склад раздела Закупки:

Рисунок 3

Для оформления отгрузки с ордерного склада используется документ Расходный ордер, который может вводиться на основании документа Расходная накладная, либо вручную. Для оформления поступления на ордерный склад используется документ Приходный ордер, который вводится на основании Приходная накладная или вручную. В табличное поле документа вводится список номенклатурных позиций, поступивших на ордерный склад. Для каждой позиции указываются наименование, характеристика, единица измерения и количество, пример ордера на рисунке 4:

Рисунок 4

При оформлении перемещения запасов на ордерный склад также требуется вводить Приходный ордер, так как документ перемещения запасов не формирует приходные движения по ордерному складу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector