Храм знамения на рижской

История появления храма

В XVI веке в Переяславской слободе стояла маленькая деревянная церквушка, названная в почитание Усекновения главы Иоанна Крестителя. Но пожар полностью уничтожил церковь. Через год в 1713 году на её месте уже стояла новая церковь, под названием «Знамения Пречистой Богородицы».

Прошло 44 года и на пожертвования православных граждан, началась постройка каменного здания храма. В 1765 году храм Знамения Пречистой Богородицы был освящён. В конце XIX века храм подвергся реконструкции – к нему были пристроены новые пределы и переход между колокольней и хорами. В таком виде он стоит и до сих пор.

Храм первоначально выстроен в стиле барокко, поздние перестройки были произведены в том же стиле и потому создаётся впечатление единого законченного сооружения. В храме Знамения находятся 4 престола, в каждом из которых имеется свой почитаемый образ:

  • центральный престол – Пречистая Богородица «Знамение»;
  • южный престол – «Усекновение главы Иоанна Предтечи»;
  • северный престол – святитель Николай;
  • приставной престол – св. мученик Трифон.

Последний из престолов преподнёс в подарок храму искусный мастер по дереву В.И. Кудинов (1980 год). Престол был сработан из дуба-великана, возраст которого насчитывал 250 лет.

Снаружи стены здания храма покрашены в красный цвет, отделка произведена белой краской. Сочетание этих цветов придаёт храму торжественный и праздничный вид. Внутреннее убранство Знаменского храма поражает высокохудожественным вкусом.

Интерьеры оформлены в тёплых пастельных тонах, нет ничего яркого, вызывающе кричащего. Всё в меру, чувствуется, что оформительские работы проводились с большой любовью.

После 1771 года приход храма святого Трифона в Напрудном сильно опустел

Но ее идея так и не осуществилась, потому храм в Напрудном не подошел для создания там большого кладбища. В 1771 году, после эпидемии чумы, все дома в округе храма были сожжены, именно поэтому церковь долго стояла без прихода. Сначала ее хотели снести, но по причине древности здания — не стали.

Вскоре в нем появилась святыня — частицы мощей святого Трифона.

Частица мощей святого Трифона, которые находятся в церкви в селе Напрудное

В 1800 году в Москву прибыл архимандрит Черногорского владыки — Стефан Вукович. Московский мастер изготовил в дар для святых мощей серебряную раку и преподнес ее Стефану. Позднее частицы мощей были вделаны в икону и переданы в Трифоновский храм в Москву.

Что собой представляет данная икона? На ней изображается мученик Трифон, который предстает в юношеском возрасте. В одной руке он держит крест, а на другой руке у него сидит сокол. Изображается он либо до пояса, либо в полный рост. Часто его можно увидеть на коне.

Икона Святого Трифона с частицей мощей, которую изготовил московский мастер

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Знамения в Дубровицах стоит на мысе, который возник в месте слияния рек Десны и Пахры. Имя архитектора храма не известно. Историки сходятся только в том, что над созданием церкви Знамения трудились русские и итальянские мастера. В строительстве принимало участие примерно 100 человек.

Основным материалом для постройки послужил известняк, большие запасы которого имелись в каменоломнях на берегах реки Пахра. С одной стороны, известняк было не трудно обрабатывать, а с другой — он был прочным для того, чтобы украсить стены церкви резьбой.

Первый этаж церкви построен на высоком фундаменте. Здание «опоясывает» узкая галерея, поднимающаяся на 10 ступеней над поверхностью земли. Она огорожена парапетом, который имеет четыре лестницы. Наружные стены выложены в стиле рустики — рельефной кладки из плотно пригнанных друг к другу камней.

Цоколь и парапет церкви украшены орнаментом из белого камня — крупным внизу и мелким наверху. Наиболее богато покрыта орнаментом в стиле барокко башня храма. Вокруг нее стоят скульптуры апостолов.

По изначальному замыслу архитектора, над самой землей, в углах цоколя, должны были стоять скульптуры четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Однако во времена Советского Союза фигуры трех евангелистов лишились голов. Уцелела только скульптура евангелиста Матфея.

Основание башни с восемью гранями украшают статуи апостолов, а фасад — изображения ангелов. Венчает церковь позолоченная ажурная «корона». На ней присутствуют шипы. Подобное архитектурное решение было не характерно для традиции церковного строительства XVII-XVIII вв. — как правило, храмы венчали шатры, шлемы или маковки.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы входит в состав архитектурного ансамбля Дубровиц. В прошлом в западном направлении от церкви была создана состоящая из трех ярусов колокольня. Она имела 9 колоколов. Ее построили в середине XVIII в. К началу XX века там разместился музей-кладовая. Колокольню взорвали в 1931 г.

К юго-западу от церкви находится усадьба Дубровицы. Там построен большой дом из камня, в прошлом принадлежавший хозяевам имения. В нем три этажа, присутствуют балконы, есть террасы и крытые галереи, выходящие на запад и восток.

Около углов дворцовой площади, которая в прошлом была ограничена кованой решеткой, стоят два одноэтажных флигеля. Кроме них, в наши дни сохранился еще один флигель, построенный к северу от барского дома. В этих домиках жили священнослужители, управляющие и слуги. В западной части усадьбы находится парк, где, по легенде, растут липы, посаженные Петром I.

Каменная церковь мученика Трифона была построена во времена Ивана третьего

Чуть позже появилась иная версия этого предания, на котором был, воздвигнут храм. При реставрации храма, была обнаружена надпись на надгробной плите, на которой была указана дата — 1492. Изучение белого камня, из которого построена церковь, подтвердило дату 1492. Именно после и была установлена мемориальная табличка.

Мемориальная табличка на храме мученика Трифона в Напрудном, означающая то, что храм был построен в 1492 году

Трифону молились и близ села Напрудного, о помощи в различных бедствиях на полях и огородах. Существует мнение, что московская церковь была построена еще в древности и была она деревянной.

Каменная церковь была выстроена во времена Ивана III. Но, та постройка, что сохранилась до наших дней, либо была выстроена, либо перестроена в 1520 году. Это объяснятся тем, что первые письменные свидетельства каменной церкви относятся к первой четверти 17 века.

Поэтому более точной даты нет. Многие исследователи предполагают период конца XV века — начало XVI века. Чуть позднее, при императрице Елизавете в церкви собирались устроить первое в Москве городское кладбище, которое находилось бы за чертой города.

Императрица Елизавета — в церкви Трифона в Напрудном хотела устроить первое в Москве городское кладбище, которое находилось бы за чертой города, по причине того, что не хотела, чтобы умерших хоронили в центральных приходах

Саму же церковь хотели превратить к кладбищенский храм, чтобы совершать в нем панихиды и отпевания. Это происходило по причине того, что императрица не хотела, чтобы умерших хоронили в центральных приходах, поэтому приказала закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец.

Датировка

Летописной даты не имеет. В XIX и первой половине XX века датировалась приблизительно серединой XVI века. Л. А. Давид предложил более раннюю датировку — между 1479 и 1492 годами. Эта дата с некоторыми оговорками (ближе к 1500 году) была принята В. В. Седовым, не была принята В. В. Кавельмахером, С. С. Подъяпольским и А. Л. Баталовым (придерживавшимися датировки серединой-второй половиной XVI века), но нашла широкий резонанс в популярной литературе. В начале 2000-х годов С. В. Заграевский обосновал датировку храма во временном промежутке с середины 1470-х до середины 1480-х годов. Недавно было высказано предположение о строительстве церкви выходцами из далматинского (ныне в Черногории) города Котора — города Святого Трифона (см. А. А. Эзерин, указ. статьи).

История

Возведение первого строения храма иконы Матери Божией Знамение датируется еще 1744 годом, инициатором строительства тогда выступил князь Нарышкин, двоюродный брат Императора Петра. Получив во владение вотчину князей Милославских, Нарышкин решил возвести на территории своей усадьбы Храм, который в последствии освятили в честь иконы Знамение.

Обитель несколько раз ремонтировалась и перестраивалась, пока в конце двадцатого столетия полностью не обветшала.

Императорской комиссией по археологии было принято решение снести церковь, от прежней постройки остались только фрагменты фундамента и западная стена. Деньги на строительство нового Храма выделила владельца усадьбы Кунцево Надежда Солдатенкова. В авторы проекта пригласили знаменитого московского зодчего Сергея Соловьева.

Строительство возобновилось в 1911 и завершилось двумя годами позже. По окончании строительства, в том же году Храм освятили. К сожалению, Соловьев не дожил до этого момента, возведение Храма закончилось уже после смерти автора чертежей.

Богослужения в Храме продолжались до 1932 года, затем церковь закрыли, снесли отдельно стоящую колокольню, в помещении Храма сначала располагался склад, затем фабрика, а потом библиотека.

В 1991 году здание вернули Православной церкви, а правнук Солдатенкова Николай (протоирей Православной Церкви во Франции) передал опись ценностей, которые до революции хранились в Знаменской церкви. Среди прочих вещей там были старинные серебряные дарохранительницы, напрестольные Кресты с мощами Николая Святителя, иконы в серебряных окладах и многое другое.

Храм частично восстановили и начались Богослужения. До сих пор проводятся работы по восстановлению внутреннего убранства Знаменской церкви в Кунцево.

Обитель имеет несколько приделов: главный освящен в честь иконы Знамение, северный — во имя Варвары Великомученицы, а южный – в честь Василия Исповедника.

В местном приходе активно ведется работа с молодежью, по воскресеньям работает церковно-приходская школа, социальная служба оказывает помощь пенсионерам, многодетным и людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.

Московская область

«Знамение» иконы Божией Матери (строящаяся), церковьРождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковьВознесенская Давидова Пустынь. Церковь иконы Божией Матери «Знамение»»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковьКазанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковьСпаса Преображения, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)Богоявления Господня, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)Николая Чудотворца, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)Александро-Мариинский монастырь. Церковь Вознесения Господня (Воздвижения Креста Господня?) (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковьЖён-мироносиц (старая), церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)Рождества Христова, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)»Знамение» иконы Божией Матери, церковьСерафимо-Знаменский скит. Церковь Серафима Саровского и «Знамение» иконы Божией МатериЖён-мироносиц (новая), церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковьАлександра Невского, собор (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери в Знаменском-Губайлове, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковьВладимирско-Екатерининский женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери «Знамение»»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, часовняСпаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)»Знамение» иконы Божией Матери (старая), церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери (новая), церковьРождества Христова, церковь (с приделом «Знамение» иконы Божией Матери)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь

Внутри Знаменского храма Переяславской слободы

Внутри Знаменского храма диву даешься, с каким высоким художественным вкусом оформлены его интерьеры! Они выдержаны в мягких, теплых пастельных тонах: охра — бежевый — цвет слоновой кости. Тут есть белый, но нет вызывающебелого, напоминающего о евроремонте и финских лакокрасочных покрытиях; есть золотой, но нет повсеместной,всеохватной позолоты — позолоты до безвкусицы, до дурноты… Сразу чувствуешь любовь к храму тех, кто его оформлял, и тех, кто его в таком состоянии поддерживал.

Основной объем компактен и хорошо освещен за счет шести больших окон в верхнем ярусе;на контрасте с ним в приделах, под сводами, и в особенности в трапезной с низкими потолками, царит полумрак. Получается так, что основной объем — своего рода всплеск света в приглушенном, спокойном храмовом пространстве, располагающем к вдумчивой,умиротворенной молитве. Хоры расположены на втором этаже трапезной, в восточной части, и раскрываются внутрь основного объема.

Иконостас — в русских традициях, высокий (почти во всю высоту восточной стены), четырехъярусный; его золочение и затейливый, но опять-таки без вычурности, орнамент прекрасно гармонируют с мягкими пастельными тонами стенописи. Даже не сразу замечаешь, что исполнение росписей соответствует скорее европейской,а нетрадиционной русской школе. Неудивительно, эти росписи выполнены в 1899 году.

Особенно впечатляют изображения в потолочных плафонах. В трапезной — сцены из земной жизни Христа и евангелисты (их традиционное место — в парусах при переходе от четверика к восьмерику, в отсутствие восьмерика их перенесли на потолок). В основном объеме — Воскресение Христово над иконостасом, на внутренней стороне лотка свода, и многие другие.

Если стоять лицом к алтарю, у солеи слева в отдельном киоте расположена икона святого Трифона с мощами, справа — Иверская икона Богородицы. Храмовый образ Божией Матери «Знамение» находится в трапезной с левой стороны, Животворящий крест-распятие из Страстного монастыря — в правом приделе, ближе к основному объему; особо почитаемый москвичами дубовый крест из часовни у Крестовской заставы установлен в новой Воздвиженской часовне,построенной на храмовой территории в наши дни.

В 1947 году архитектор Давид реконструировал первоначальный облик Трифоновской церкви

В 1947 году, архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик Трифоновской церкви. После восстановления, в храм вернули икону и мощи Трифона. После революции эти святыни были переданы в Знаменскую церковь в Переяславскую свободу.

Знаменская церковь в Переяславской свободе — после революции святыни были переданы именно в это место

Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану. С 1993 года она приписана к Знаменскому храму, куда и перенесли икону святого.

Очень много людей приходит поклониться и попросить то, в чем сильно нуждаются. Мученик Трифон всегда всем помогает. Ему часто молятся в обретении работы, или если на работе возникают какие-либо трудности, например:

  • злые и завистливые коллеги;
  • застой в карьере;
  • придирки со стороны начальства.

Многие женщины молятся Трифону о суженом, чтобы силы Небесные помогли встретить свою любовь.

Молитва:

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши убо ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою. Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде от диавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего, издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут.

Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

Освящена в 1765 г.

Придел: Крестильный храм сщмч. Александра Хотовицкого.

Адрес: Крестовский 2-й пер. 17

Архитектурные стили: Барокко, Аннинское барокко

Год постройки: Между 1757 и 1766.

Адрес:Москва, 2-й Крестовский пер. 17

Проезд: м. «Рижская»

Престолы: «Знамение» иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи

Строительство каменного храма в стиле барокко началось в 1757 году, освящение состоялось в 1766 году. В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня, и здание приобрело тот вид, который имеет сегодня. Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI–XVII веков.

Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я. Е. Епаничковым. В начале ХХ века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа. В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

В южном приделе сегодня находится распятие из разрушенного Страстного монастыря. Среди чтимых святынь храма – икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника). Почитаются также образа святого Иоанна Предтечи (XVII в.); святителя Николая (XVIII в.); мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице; святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения; преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба; святого праведного Филарета Милостивого. Больше всего в храме Богородичных икон.

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила. В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.

Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Крестильный храм Александра Хотовицкого в Переяславской слободе

Москва,2-й Крестовский пер. 17

Проезд: м. «Рижская»

Престолы: Александра Хотовицкого

Год постройки: Между 1995 и 1998.

Архитектор: В.С.Васильев

8 февраля 1998 года в Знаменском приходе был освящен новый храм — Крестильный храм во имя новомученика протопресвитера Александра Хотовицкого.

Строительство храма началось в 1995 году при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма — дар архитектора В.С.Васильева. Росписи на сюжеты, связанные с Крещением, выполнены художником А. Шишкиным. Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением.

Мемориальная крестовская часовня

при храме «Знамение» иконы Божией Матери в Переяславской слободе

Год постройки:2007-2008

Москва,2-й Крестовский пер. 17

Проезд: м. «Рижская»

Крупная кирпичная восьмигранная часовня под купольной кровлей с апсидальными пристройками. Сооружена в 2007-2008 на церковном дворе к западу от Знаменской церкви для хранения древнего памятного креста, отмечавшего место сретения мощей св. Филиппа митрополита в 1652. Освящена в память прежде существовавшей Крестовской часовни.

История

По письменным источникам Ховрино известно с 1585 года, однако достоверно неизвестно была ли в селении церковь. Первое упоминание храма в селе Ховрино относится к 1623—1624 году, в документах Ховрино значится как «место церковное», предполагается, что в Смутное время в селе был уничтожен храм Великомученика Георгия.

Церковь была восстановлена только к 1646 году, а в 1682 в селе возвели вторую трёхпридельную церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение». После смерти Франца Лефорта в 1699 году Пётр I приблизил к себе Фёдора Головина, наградил его орденом святого Андрея Первозванного и возвёл в чины генерал-фельдмаршала и генерал-адмирала. В числе прочих наград к Головину отошло и поместье в селе Ховрино, которое после его смерти наследовал его сын Николай, по приказу которого в 1740 году старую Знаменскую церковь снесли, а на её месте заложили новую каменную, строительство которой закончилось к 1741 году.

В 1860 году бывшее имение Головиных купил надворный советник Евграф Молчанов, решивший построить в Ховрино новый храм. Проект храма был заказан архитектору Михаилу Быковскому, под руководством которого на средства Молчанова к тому времени было построено уже несколько московских храмов, в том числе и храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот. Новый храм был заложен в 1868 году, и его строительство продолжалось два года; освящение храма состоялось в 1871 году.

В 1937 году, после расстрела служивших в Знаменском храме с 1932 года священника отца Николая и архимандрита Амвросия службы стали нерегулярными, и в 1939 году храм закрыли окончательно. В 1941 году в здание храма разместили госпиталь, после войны храм долго пустовал, а в 1960 году его отдали артели слепых, разместив в нём производственные помещения. В 1980 году в здании храма разместили гараж Рыбстоймонтажа СССР. С 1972 имение Ховрино была поставлена на государственную охрану, в том числе и Знаменский храм, и в ней с 1979 года велась реставрация, которая только ухудшила состояние имения.

Храм был передан Русской православной церкви в 1991 году, к 1994 году начал действовать полностью обновлённый нижний храм во имя Николая Чудотворца, верхний Знаменский храм начал действовать в 1997 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector