Церковь воскресения христова на варшавском вокзале в санкт-петербурге
Содержание:
Расписание богослужений 1 – 30 ноября 2021 года
1 Понедельник
Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.
18-00 канон мч Уару, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
2 Вторник
Вмч. Артемия (362).
18-00 канон вмч Артемию, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
3 Среда
8-00 Молебен, Панихида (храм блгв. кн. Александра Невского)
18-00 Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери Казанская о создании семьи и благополучии семейной жизни.
4 Четверг
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).
8-00 Утреня, Часы, Литургия
5 Пятница
18-00 Заупокойное богослужение
6 Суббота
Дмитриевская родительскя суббота. Иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость» (1688).
8-00 Часы, исповедь, Литургия, Панихида
18-00 Всенощное бдение, исповедь
7 Воскресенье
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-йМчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
9-00 Часы, Литургия, чаепитие
8 Понедельник
Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
8-00 Утреня, Часы, Литургия
9 Вторник
18-00 канон прп Нестору, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
10 Среда
8-00 Часы, Литургия (храм блгв. кн. Александра Невского)
18-00 Молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю с молитвой о строительстве храма
11 Четверг
Прмц. Анастасии Римляныни (III)
18-00 Канон прпмч Анастасии, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
12 Пятница
18-00 Канон свщмч. Зиновию, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
13 Суббота
8-00 Часы, исповедь, Литургия, Панихида
18-00 Всенощное бдение, исповедь
14 Воскресенье
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
9-00 Часы, Литургия, чаепитие
15 Понедельник
18-00 канон мученикам, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
16 Вторник
Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV).
Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).
18-00 канон вмч. Георгию, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
17 Среда
8-00 Молебен, Панихида (храм блгв. кн. Александра Невского)
18-00 Молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю с молитвой о строительстве храма
18 Четверг
Свт. Ионы, архиеп. Новгородского
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917).
8-00 Утреня, Часы, Литургия
19 Пятница
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. (после 350). Прп. Варлаама Ху́тынского (1192).
18-00 канон прп. Варлааму, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
20 Суббота
Мучеников в Мелитине пострадавшим.
8-00 Часы, исповедь, Литургия, Панихида
18-00 Всенощное бдение, исповедь
21 Воскресенье
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Собор Архистратига Михаила и прочих НебесныхСил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
9-00 Часы, Литургия, чаепитие
22 Понедельник
Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Прп. Матроны (ок. 492).
Иконы Божией Матери, именуемой Скоропослушница» (X).
8-00 Утреня, Часы, Литургия
23 Вторник
18-00 канон апостолам, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
24 Среда
8-00 Часы, Литургия (храм блгв. кн. Александра Невского)
18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю с молитвой о строительстве храма
25 четверг
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Прп. Нила постника (V).
18-00 канон свт. Иоанну, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
26 пятница
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407).
8-00 Утреня, часы, исповедь, Литургия
27 Суббота
Заговенье на пост Апостола Филиппа (I). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548).Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357).
8-00 Часы, исповедь, Литургия, Панихида
18-00 Всенощное бдение, исповедь
28 Воскресенье
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Начало Рождественского поста.Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Прп.Паисия Величковского (1794).
9-00 Часы, Литургия, чаепитие
29 понедельник
18-00 канон ап. Матфею, акафист св. страстотерпцу царю Николаю
Социальное служение
Одним из главных социальных служений церкви является работа с зависимыми от алкоголя людьми. В августе 1898 года священником Александром Рождественским было основано Александро-Невское общество трезвости, которое и сегодня работает как «Общество трезвости» для оказания помощи людям, которые не могут освободиться от алкогольной зависимости.
Каждый понедельник все желающие собираются в церкви в 18:00 (17:00 в праздничные дни). Группа вместе участвует в чтении молебна Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в ходе которого освящают воду. После проводиться общение с чаепитием, в ходе которого люди могут поделиться со священнослужителями и членами общества своими проблемами и соблазнами, а также почитать Евангелие и дать обет трезвости.
На заметку! Каждый июль члены общества совершают крестный ход трезвости.
Также при церкви действует реабилитационный центр «Воскресение», который был создан и работает при поддержке благотворительного фонда «Православная реабилитация».
Богослужение в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала
Центр проводит работу с зависимыми людьми, которая включает:
- духовные беседы со священнослужителями;
- пребывание на дневном стационаре;
- катехизацию;
- чтение Библии и подробное ее изучение;
- занятия с психологами;
- арт-терапию и трудотерапию;
- участие в молебнах при церкви;
- работу с родственниками зависимых;
- постреабилитационную поддержку в группе.
Здесь также проходят занятия Православного молодежного клуба ACTS, на которых молодые люди подробно изучают Писание. Работает также воскресная школа, а при ней дружина «Верность», которая занимается военной подготовкой и патриотическим воспитанием молодежи.
Для семейных людей проводятся встречи клуба «Домостроительство», на которых разбирают вопросы семьи и брака.
История
Первый храм
Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости была заложена на этом месте 14 августа 1894 года в «память бракосочетания Их Величеств» Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения. Этот временный храм был перенесённой деревянной церковью с Николаевской улицы и собран под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых. Он был освящён 4 декабря 1894 года.
В —1897 годах рядом было возведено трёхэтажное здание, в котором разместилась школа и библиотека-читальня (архитектор Г. Г. фон Голи).
В октябре 1897 года вторым священником к церкви был определен окончивший в тот год Санкт-Петербургскую духовную Академию Александр Рождественский. 30 августа 1898 года о. Александр открыл при храме Александро-Невское общество трезвости, вскоре ставшее многочисленным, создавшим в столице несколько отделений (в 1914 году преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости).
Строительство
С основанием Общества начался сбор денег на строительство новой, каменной церкви.
Постройка храма стала делом жизни известного петербургского жертвователя на строительство церквей Дмитрия Лаврентьевича Парфёнова. Храм строился под руководством строительной комиссии, возглавляемой им и «Общества религиозно-нравственного просвещения». Работа шла в условиях войны и государственной смуты с чрезвычайными трудностями. Однако строительство удалось завершить в срок. Поражённый успехом Парфёнова Государь пожаловал купца Парфёнова, минуя промежуточные чины, званием генерала.
Новое здание, строившееся по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна было заложено 25 июля 1904 года и через год практически закончено. Оно было облицовано декоративным кирпичом и отделано песчаником. Помещение церкви вмещало до 4000 человек.
11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 метров подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память о безвременно скончавшемся 5 июля 1905 года основателе Общества — священнике Александре Васильевиче Рождественском.
Главный придел был освящён 14 декабря 1908 года. Через неделю был освящён правый — святителя Николая, а левый — благоверного князя Александра Невского, вероятно, не был освящён, хотя в нём позднее были поставлены иконостас и престол.
Главный иконостас был создан по проекту А. Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону «Воскресение Христово» написал художник С. Т. Шелков в 1909 году.
В —1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник — профессор В. Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.
Советский период
В августе —феврале 1923 года храм примкнул к Петроградской автокефалии, с 1923 года перешёл в Обновленческую церковь.
В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта.
В храме были размещены службы трамвайного парка.
Восстановление
Летом 1989 года церковь была возвращена верующим, и на Пасху 1990 года состоялось первое богослужение.
20 июня 1992 года в церкви отпевали Л. Н. Гумилёва.
Колокольня, внутреннее убранство, купола храма еще полностью не восстановлены. 20 декабря 2008 года установлен новый крест на главном куполе.
Проведен ремонт купола. Сделан иконостас (в соответствии с историческим первообразом и учетом архитектурных особенностей здания, архитектора В. Антипина). Затем будет продолжена расчистка росписей и отделка интерьеров.
В 2013 году в честь 400-летия дома Романовых у храма с западной стороны был открыт памятник Николаю II с супругой.
Часовни
К храму относились две часовни:
- при входе с канала
- у главного фасада Варшавского вокзала, над иконой Спасителя, протягивающего руку утопающему апостолу Петру, кисти И. А. Коркина. Образ этот был установлен здесь 17 октября 1901 года в память спасения Императорской семьи во время железнодорожного крушения в Борках под Харьковом 29 октября 1888 года. В 1902 году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева на средства А. Н. Дорофина был сделан железный футляр в виде часовни. Часовня была снесена в 1925 году, рядом с её местом нахождения был установлен в нише здания вокзала памятник В. И. Ленину.
В на другой стороне Обводного канала на месте убийства министра В. К. Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой преподобного Серафима Саровского.
История
Территория поблизости двух больших вокзалов в Санкт-Петербурге была рабочей окраиной в 1800-х годах. Тут проживали семьи трудящихся на железной дороге и нескольких окрестных заводов. Местное население отличалось безграмотностью, бедностью и распущенностью. Поскольку для простых рабочих тогда не было культурной программы, в этом районе активно росли питейные заведения — кабаки, в которых проводили свое свободное время путейщики и рабочие. Это была территория бедности, грязи, пьянства и всякого разврата.
Стоял острый вопрос необходимости проповеди и церковной работы в той местности и Церковь вместе с Обществом религиозного просвещения, походатайствовав перед высшими инстанциями, получила территорию для постройки своего здания.
Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, Санкт-Петербург
В 1894 году храм Воскресения Христова высился рядом с Варшавским вокзалом, пока только в деревянной отделке. Учитывая специфику окрестностей, при церкви проходили не только стандартные службы, но и регулярные просветительские беседы, которые сразу стали посещать толпы народа. Вскоре при церкви заработала школа и библиотека, а в 1898 году родилось и Александро-Невское Общество трезвости, чья работа была тут крайне востребована и необходима.
Поскольку это был настоящий народный храм, в начале XX века он уже не мог вмещать всех желающих и протоиерей Философ Орнатский решил возводить каменное более просторное здание, на что получил Высочайшую субсидию. При участии городских властей и народных пожертвований новое здание было заложено при поддержке императора Николая II летом 1904 года.
Активные строительные работы приостановились в годы русско-японской войны, но стройка проводилась постоянно даже в малом темпе. Несмотря на трудности и недостаток финансов уже в 1908 году у Варшавского вокзала высилось новое красивое здание православной церкви, которое, хоть и требовало внутренней отделки, освятили в декабре 1908 года при участии митрополита Санкт-Петербургского Антония. При церкви возобновило работу Общество трезвости.
Во время революции 1917 года Общество было закрыто, а настоятель Философ Орнатский и прочие служители — расстреляны. Здание разграбили и закрыли в 1930 году. Во времена СССР здесь попеременно был склад, кинотеатр и даже площадка для прыжков с парашютом на крыше. По слухам, здание не взорвали только из-за опасения повредить соседний Дом культуры.
Интересно! Только зимой 1990 года здание было возвращено в Лоно Православной Церкви и уже в апреле состоялось первое Пасхальное богослужение.
Общество трезвости
дня памяти Царской семьиотца Александра Рождественского
Иерей Александр Рождественский
В конце XIX века, когда каменного храма еще не было, при приходе было образовано общество трезвости. Возглавил его иерей Александр Рождественский (1872–1905), молодой и деятельный священник, всегда готовый прийти на помощь.
Вступая в общество, каждый новый его член должен был принести обет трезвости. Таковых за время существования общества насчитывается более полумиллиона человек.
Отец Александр, неутомимый проповедник и талантливый организатор, старался не просто отучить людей от алкоголя, но привести их в Церковь. Его начинание — крестные ходы в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь — стали традиционными. Один из них стоил священнику жизни: простудившись, он прошел двадцативерстный путь, заболел еще сильнее и, не справившись с недугом, отошел ко Господу.
Сгорая, превращался в камень… Из ветхости – в величественный храм
Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.
Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.
В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.
Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.
Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.
Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.
Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось – украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и сохранившись до наших дней.
Каменное здание Крестовоздвиженской церкви имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр. В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно, главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.
Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг. ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены. Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…
Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей, и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.
Это интересно: Крестобогородская церковь в Ярославле: рассмотрим по полочкам