Сорок мучеников севастийских
Содержание:
- Значение сорока святых в православии
- Храм 40 Севастийских мучеников
- Житие 40 Севастийских мучеников
- Подвиг Сорока мучеников
- Обновление и очередное осквернение
- Великие потрясения
- Подвиг отца Петра
- Как добраться до церкви Сорока мучеников Севастийских
- Аглаий
- Чем известны 40 мучеников Севастийских
- О чем просят мучеников
- История церкви Сорока мучеников Севастийских в XX веке
- Молитвы святым сорока мученикам Севастийским
- Престольный праздник в честь 40 мучеников Севастийских
- Архитектура церкви Сорока мучеников Севастийских
- Агриколай
- Мелитон
- Икона 40 Севастийских мучеников
Значение сорока святых в православии
Севастийские мученики являют собой пример смирения и стремления к чистоте души, к правде. За терпение и мужество они были удостоены снисхождения Божественного Света, который озарил и согрел их души, и природу вокруг.
Подвиг сорока христианских воинов — один из примеров пребывания в любви к Господу и духовного роста. Мученики отказались от мирских почестей ради благодати на Небесах. Они преодолели пороки и низменные страсти, которые символизирует язычество.
В легенде показателен поступок Мелетия. Он поддался искушению, но не получил обещанного тепла. Из-за слабости духа он спасал свою жизнь, но все равно умер в шаге от благодати. Его более крепкие соратники были готовы пожертвовать жизнью, но получили спасение.
Сорок мучеников показали торжество духовного начала над телесным. Крепкий дух спасает тело, а слабая душа губит и тело, и теряет связь с Господом.
Другой показательный пример отражает постулат о том, что каждый получает по вере своей. Тридцать девять воинов укрепляли веру в молитве в темнице и, стоя босиком на льду, обрели благодать в духовном труде. Сороковому Аглаию было достаточно их примера, чтобы так же преисполниться веры, и обрести благодати столько, сколько каждый из них. Труден путь первопроходцев, но и тот, кто идет следом, получает шанс послужить Господу и пострадать за Него, как за Истину и Свет.
Храм 40 Севастийских мучеников
Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.
В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.
Житие 40 Севастийских мучеников
Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя. В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей — обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.
Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул «И я — христианин», сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
Подвиг Сорока мучеников
История подвига ранних христиан, в честь которых освящен престол этой церкви, интересна и поучительна. Они были воинами в армии Рима. События происходили в 320 году н.э., когда отряд остановился возле города Севастия, что в Малой Армении, которая была тогда одной из римских провинций. Сейчас эти земли находятся на территории Турции.
По обычаям того времени, во время языческого праздника должна была произойти церемония жертвоприношения. Римский военачальник язычник Агриколай решил, что принудит совершить жертвоприношения 40 своих воинов-христиан родом из Каппадокии. Но они не согласились.
И хотя в Риме с 313 года христианская вера уже не была под официальным запретом, Агриколай запер воинов в темнице и угрозами, и посулами добивался от них отказа от Христа. Около недели уговоров не привели ни к каким результатам.
Тогда Агриколай повелел вывести воинов к озеру близ Севастии. Была зима. Христиан раздели донага и заставили стоять на озерном льду. Утром они были хоть и обледеневшими, но все еще живыми. Тогда римляне убили их. Мученическая смерть этих не предавших веры христиан стала легендой.
Обновление и очередное осквернение
Дальше постепенно храм с помощью добрых людей опять начал украшаться, обновляться и приводиться в должный вид. В память о подвиге его верного служителя к стене была прибита позолоченная памятная доска.
После революции сценарий для всех церквей был одинаковый, новая власть все рушила и грабила, священников и верующих убивали, отправляли в ссылки. В годы Великой Отечественной в храме располагался цех по изготовлению болванок для снарядов. В 1965 году здесь обосновался НИИ, потом отдел министерства машиностроения. Храм передали церкви лишь в 1990 году по ходатайству патриарха Алексия II.
Смотреть галерею
Великие потрясения
В 1645 году напротив монастыря ими была построена Сорокосвятская церковь. За всю историю ее неоднократно настигали бедствия. В 1764 году ее ограбили и вынесли всю церковную утварь, драгоценности, святой крест и иконы. После чумы 1771 года количество прихожан значительно уменьшилось. В 1773 году случился пожар, и все приходские дома сгорели, храм оказался под угрозой закрытия, но благодаря показаниям дьякона Петра Святославского (Вельяминова) о том, что приходские люди будут отстраивать свои жилища, собор оставили в покое. Сам дьякон был рукоположен в священники, чтобы и дальше служить при этой церкви.
В 1801 году здание было огорожено каменной оградой, была построена новая колокольня. Среди прихожан храма был и знаменитый художник Ф. С. Рокотов, которого позже похоронили на кладбище Новоспасского монастыря.
Подвиг отца Петра
В 1812 году храм Сорока Мучеников был полностью разграблен наполеоновскими войсками. Настоятеля храма отца Петра (Вельяминова) они мученически убивали. Он отказался им выдать место, где хранились главные ценные святыни. Его изрубили саблями и искололи штыками. Всю ночь он валялся в луже крови, но был еще живой. Утром 3 сентября один француз сжалился над ним и выстрелил ему в голову.
Его тело похоронили без гроба и отпевания, и трижды его выкапывали неприятели. Только 5 декабря, когда его тело в очередной раз было откопано, отца Петра смогли отпеть по церковному чину. Очевидцы рассказывали, что за три месяца тело батюшки, несмотря ни на что, оставалось нетленным, и даже раны кровоточили.
Смотреть галерею
Как добраться до церкви Сорока мучеников Севастийских
Церковь в Переславле-Залесском расположена по адресу: ул. Левая Набережная, 165. Заезжать сюда лучше с реки, по более хорошей дороге. Если путь лежит от Москвы, до земляного вала нужно повернуть налево, на улицу Гагарина, доехать по ней до улицы Левая Набережная и вдоль берега Трубежа спуститься к его устью.
Из центра Переславля-Залесского не трудно прогуляться в Рыбную слободу пешком (1,5 км). По пути можно увидеть много домов, богато украшенных резьбой. Не случайно Рыбную слободу называют самой живописной частью Переславля. Через Трубеж перекинуто несколько мостов, с которых удобно выбирать удобный ракурс для фотографирования.
Аглаий
В третьем часу ночи Господь послал им свет и тепло, лед под ними растаял, и они оказались в теплой воде. В это время все стражники спали, только Аглаий был на посту. Вдруг он увидел, как над головой каждого воина появился светлый венец. Недосчитавшись одного венца, он понял, что сбежавший лишился его, и тогда Аглаий, разбудив стражников, скинул с себя одежду, закричал, что и он христианин, и присоединился к остальным мученикам. Оказавшись рядом с ними, он стал молиться Богу, в которого верили эти святые воины. И просил, чтобы Христос присоединил его к ним, чтобы и ему сподобиться пострадать с рабами Его.
Утром все увидели, что они все еще живы, а вместе с ними и Аглаий, прославляющий Христа. Тогда их вывели всех из воды, чтобы перебить им голени.
Чем известны 40 мучеников Севастийских
Воины, обретшие бессмертие за верность Христу, служили в Двенадцатом Молниеносном Легионе в Севастии. Их начальник по имени Агриколай был язычником.
В заключении
Памятное событие произошло в 320-м году. Западной Римской империей правил император Константин, а Восточной — Лициний. После победы над Максенцием Константин занял Рим и издал указ о разрешении свободного исповедования христианства и назначении христиан на государственные должности. Лициний был не согласен с политикой соправителя и взялся искоренять иноверцев среди приближенных и военных.
Все сорок подчиненных Агриколая исповедовали веру в Христа. Он не хотел терять доблестных воинов. Они были родом из Каппадокии, храбро сражались и одержали много побед, прославив и начальника. Но отказывались приносить жертву языческим божествам. Поэтому Агриколаю пришлось арестовать их.
Военачальник придумал уловку, как обратить их в язычество. Агриколай приказал привести арестантов. Когда воины предстали перед ним, язычник стал восхвалять их подвиги и расписывать будущее в высших чинах, которые их, несомненно, ожидают по милости императора. От них лишь требуется жертвоприношение.
Но ему не удалось пробудить в христианах тщеславие. В гневе Агриколай приказал надеть на воинов кандалы. Но один из них по имени Кирион заметил, что император такого распоряжения не давал. Военачальника смутило замечание о своеволии, и отряд отбыл в темницу без кандалов.
Огонь и вода
Судить упрямых христиан приехал чиновник по имени Лисий. Он взывал к их воинской чести и верности императору. Каппадокийцы ответили, что готовы отречься от званий и сложить жизни ради Христа. Лисий назначил наказание — побиение камнями.
Верные императору стражники метали снаряды в отступников, но те стояли невредимые. Камни не задевали каппадокийцев. Лисий сам запустил в них камнем, подозревая диверсию, но попал в лицо язычнику Агриколаю.
Оставив судий в замешательстве, сорок воинов снова отправились в темницу. Они молились всю ночь, а под утро услышали голос. Невидимый покровитель призывал выдержать испытание до конца, ибо верующие оживут и примут венцы бессмертия.
Утром христиан повели к реке. Ударил мороз, и вода покрылась льдом. Воинов раздели до гола и вывели на ледяное поле. Лисий обещал прощение тем, кто добровольно покинет лед, и даже приказал поставить и растопить баню на берегу.
Мученики простояли до ночи. Но после полуночи один из воинов по имени Мелетий не выдержал холода. Он побежал в баню, но на пороге упал и умер. Остальных каппадокийцев ожидало чудо — лед растаял, вода потеплела, и воины согрелись.
Сороковой мученик
За ликованием каппадокийцев наблюдал дозорный на берегу по имени Аглаий. Он увидел, как растаял лед, и над рекой взошло сияние — зажглись венцы над головами христиан. Но одного венца не хватало. Аглаий понял, что сороковой венец — его.
Дозорный с криком ликования, сбрасывая одежды и перебудив остальных охранников, побежал к новообретенным братьям. Стоя в воде, Аглаий молился Господу и просил присоединить его к мученикам, ибо он тоже готов пострадать за Него. Триумф веры увидел Лисий вместо замерзших тел, когда прибыл на реку утром.
Казнь
Мучеников вывели из воды и подвергли наказанию — раздробили ноги до колен. За казнью наблюдала мать одного из воинов. Мелитон был самым юным, и женщина пришла поддержать его дух.
Искалеченные тела сложили в колесницу и повезли на костер, сложенный неподалеку. Мелитон выжил, и его оставили умирать на холодной земле. Мать понесла сына рядом с колесницей, а когда душа его покинула тело — положила тело к остальным мученикам. Обугленные останки выбросили в реку, чтобы другие верующие не растащили их.
Четвертой ночью после гибели мучеников епископ Севастийский Петр увидел сон. Сорок воинов-каппадокийцев явились ему, попросили найти их кости в реке и похоронить. Епископ внял их просьбе. Поиск и сбор останков вели ночью, чтобы не привлекать внимания язычников. Но работа оказалась простой — кости светились под водой. Сорок Севастийских мучеников были преданы земле по христианскому обычаю.
О чем просят мучеников
Главный вопрос, который помогает разрешить молитва к сорока Севастийским мученикам, — сомнение в вере. Каждый читающий или вспоминающий о подвиге воинов подобен Аглаию, наблюдающему с берега — тридцать девять святых венцов зажигаются для него в темноте. Остается отречься от пороков и взять сороковой.
К святым мученикам обращаются за помощью в следующих ситуациях:
- в испытании стойкости духа;
- в защите правых принципов;
- при необходимости смиренно пережить трудный период.
Севастийские воины — символ того, что все испытания и беды заканчиваются, а крепких духом ждет благодать. Сорок мучеников приходят на помощь тем, кто в прямом смысле замерзает. О чуде свидетельствовал митрополит РПЦ Иосиф (Чернов).
В молодости священнослужитель не придавал значения подвигу Севастийцев, склоняясь к их мифичности. Но, оказавшись в застенках гестапо, в камере с окнами без стекол, в мороз и в одном подряснике, отец Иосиф понял отчаяние и тяжесть их положения.
В раскаянии он обратился к святым воинам, и вскоре почувствовал, что согрелся. А потом дверь камеры открылась, и друзья передали ему теплую одежду, еду и Святые Дары.
История церкви Сорока мучеников Севастийских в XX веке
К началу прошлого века стены храма расписал переславский мещанин В.П. Шеманаев. Однако летом 1919 года внутри здания произошел большой пожар, из-за которого сильно пострадала настенная роспись. Она почти целиком покрылась слоем копоти.
После прихода советской власти, храм находился в ведении приходского совета. В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял решение об изъятии всех церковных ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья. Митрополит обратился к священникам и верующим не препятствовать власти.
Комиссия по изъятию ценностей пришла в храм, и священник Леонид Гиляревский с прихожанами представили ей два комплекта богослужебной утвари для двух существовавших церковных престолов. Только благодаря усилиям директора Переславского музея Михаила Ивановича Смирнова, самые ценные вещи — серебряное кадило и Евангелие XVII века, обрамленное в серебряный оклад, избежали изъятия и переплавки, а стали частью музейной экспозиции.
Но судьба М.И. Смирнова, как и большинства людей того времени сложилась, непросто. В 30-е годы его арестовали, и он три года провел в лагерях Туруханского края. Позже этот известный историк работал в Сергиевом Посаде.
Сорокосвятский храм оставался действующим до конца 1930-х годов и имел около 150 прихожан. Потом церковь закрыли, а помещения вначале использовали под библиотеку, потом – для слесарных мастерских, а позже – для спасательной станции. Богослужения здесь возобновились в 1996 году.
Молитвы святым сорока мученикам Севастийским
Молитва первая
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Престольный праздник в честь 40 мучеников Севастийских
22 марта 2021 года приход святого Георгия Победоносца отметил престольный праздник криптового храма Сорока Севастийских мучеников. В этот день Литургию Преждеосвященных Даров возглавил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоирей Валерий Волощук, благочинный приходов Западного округа иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской-на-Дону епархии. По окончании Литургии владыка митрополит совершил молебен перед иконой Сорока Севастийских мучеников.
Затем к Главе Донской митрополии обратился настоятель храма протоиерей Валерий Волощук, поблагодарив Его Высокопреосвященство за совершение богослужения в престольный день и за попечение о нашем приходе. Митрополит Меркурий приветствовал молящихся с днем памяти Сорока Севастийских мучеников и в архипастырском слове обратился к смыслу евангельской притчи о получивших равную плату работниках виноградника, начавших свой труд в начале дня и в его последние часы.
— Заключая эту притчу, Господь говорит: «Последние будут как первые, а первые как последние». В чем же ее суть? А в том, что через хозяина и через его взаимоотношения с работниками виноградника мы понимаем отношение Божие к человеческому роду. Очень часто мы, будучи христианами, начинаем входить как бы в торг с Господом. Вот мы будем поститься, молиться, давать милостыню, трудиться, а Ты, будь любезен, обеспечь нам Царство Небесное. Кого не посещали такие мысли? Едва ли найдутся единицы. И когда мы видим людей, которые всю жизнь, может быть, прожили праздно, вне Церкви и вне трудов, но в конце своего пути покаялись, проявили любовь к Господу, такую искреннюю и такую высокую, о которой даже те, кто трудился с первого часа, и не помышляли, наше сердце сокрушается. Но Бог любит одинаково всех, и не за труды наши подает нам те или иные блага и сподобляет нас Царствия Небесного, но посылает нам все это только по неизреченной и великой Своей любви и милости к нам. И милует одинаково всех: и тех, кто работал с самого первого часа, и тех, кто в последний свой час обратился к Нему.
В дни святого Великого поста эта притча очень важна для нас. Нам нужно уяснить, что не за наши труды, не за наши подвиги Бог милует нас, но по неизреченной Своей любви. Мы не можем заработать Царство Божие. Мы должны жаждать служения Господу, и в этом служении не помышлять о том, сколько нам заплатят.
После Литургии сестры милосердия угощали всех собравшихся вкусным борщём и жаворонками, которых традиционно пекут на Руси в день памяти 40 мучеников. И провели очередную акцию «Твоя лепта за жизнь», собирав еще 300 подписей за запрет абортов.
Выражаем сердечную благодарность Отряду мобильного особого назначения Росгвардии (дислокация Ростова-на-Дону) за предоставленную полевую кухню; Виктору Ивановичу Чуцкову, под чутким руководством которого было сварено 130 литров борща и приготовлено 150 литров чая; семье Самариных, пожертвовавших жаворонков к празднику; флористов нашей мастерской, великолепно украсивших криптовый храм 40 Севастийских мучеников; и всем, всем, всем, кто участвовал в уборке и подготовке храма к празднику. Храни Вас Госоподи!
Архитектура церкви Сорока мучеников Севастийских
Церковь Сорока мучеников Севастийских часто называют Четырехдесятской. Лучше всего она смотрится с другого берега реки Трубеж, с Правой Набережной. Еще в начале XX века здесь стояла красивая Введенская церковь. И оба эти храма составляли живописную пару, обрамляющую речное устье. Но, к сожалению из двух церквей уцелела только одна, на левом берегу.
Основой церкви Сорока мучеников является традиционный массивный четверик, который венчают пять куполов. Обычно на каменных храмах четыре небольших купола устанавливали по углам основания. Но при возведении церкви Сорока мучеников поступили по-другому, сделав так, как это было приятно в деревянном зодчестве. Меньшие по размеру купола установили на четырех фронтонах, построенных по всем сторонам. И от этого церковь приобрела живописный и оригинальный вид.
Композиционно здание состоит их трех частей, которые соединенны друг с другом и вытянуты в одну линию перпендикулярно реке. Это основной храм с полукруглой абсидой, одноэтажная трапезная и высокая трехярусная колокольня с высоким шпилем. Ее пристроили к церкви позже – уже в XIX веке.
Снаружи церковь декорирована очень необычно, и это сразу бросается в глаза. Она имеет трехрядные оконные проемы, наличники на которых отличаются друг от друга. Колокольня была построена в стиле своего времени и по внешнему декору также отличается от самой церкви. Ее нижний ярус оформлен рустованными стенами. А высокие арочные проемы двух верхних ярусов обрамлены строгими полуколонками.
Церковный ансамбль у устья Трубежа очень любят художники и фотографы. Поскольку ярко-красная церковь колоритно контрастирует с белыми деталями отделки окон и очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт.
Современное состояние церкви Сорока мучеников Севастийских и режим посещения
Сейчас церковь действующая и активно реставрируется. Попасть в нее можно по субботам с 7.00 до 20.00, а по воскресеньям и праздничным дням с 7.00 до 15.00.
Особо почитаемой всеми верующими стала икона Сорока мучеников Севастийских с частицей мощей. Церковь отмечает храмовые и престольные праздники 22 марта, 6 воскресенье по Пасхе, 21 сентября и 29 октября.
Рядом с церковью обустроена современная набережная с лавочками и фонарями, небольшим пирсом и лодочной станцией. Это излюбленное место для ныряний у местной детворы. В устье реки есть оборудованный спуск к воде. Такая же лестница спускается и к озеру. Отсюда открывается очень красивый вид на Плещеево озеро – настоящая мечта для любителей фотографии. Правда, внутри самого церковного здания фотографировать не разрешают.
Агриколай
В то же время в Севастии военачальник Агриколай, ревностный сторонник язычества, под командованием которого ходила дружина из сорока храбрых воинов каппадокийцев-христиан, неоднократно выходивших из сражений победителями, решил заставить их отречься от веры и потребовал принести жертву языческим богам. Но отважные мужи отказались, тогда их сразу арестовали и посадили в темницу. Там они стали усердно молиться Богу и ночью услышали глас Его: «Претерпевший до конца, спасется!».
Тогда Агриколай пошел на хитрость и лесть, он начал восхвалять юношей как мужественных воинов, которые должны снискать себе расположение у самого императора, а поэтому должны отречься от Христа.
Мелитон
Последний день сорока мучеников Севастийских начался со страшных мук. Во время этой страшной экзекуции мать самого молодого воина Мелитона была рядом с ним и убеждала своего сына не бояться испытаний и выдержать все до конца. После пыток изувеченные тела мучеников положили на обоз, чтобы отвезти на сожжение. Но еще юного Мелитона оставили на земле, так как он еще дышал. Оказавшаяся рядом его мать подняла сына на свои плечи и потащила вслед за обозом. По дороге он испустил дух. Мать, дотащив до колесницы сына, положила его рядом с его святыми подвижниками. Вскоре их тела были сожжены на костре, а обгоревшие останки костей выброшены в воду, чтобы их не забрали христиане.
Через три дня во сне епископ Севастийский блаженный Петр увидел сорок мучеников Севастийских, которые велели ему собрать их останки и предать погребению. Ночью епископ вместе с несколькими клириками собрал останки славных святых мучеников и с честью предал их земле.
Икона 40 Севастийских мучеников
В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.
В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.