Храм николы белого

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Храмы Серпуховского района

Никольская церковь. Село Бутурлино
Никольская церковь. Село Васильевское
Никольская церковь. Село Дашковка
Борисо-Глебская церковь. Село Дракино
Борисо-Глебская церковь. Село Енино
Преображенская церковь. Село Жерновка
Флоро-Лаврская церковь. Село Игумново
Никольская церковь. Село Калугино
Никольская церковь. Село Каргашино
Воздвиженская церковь. Село Лукино (д/о «Авангард»)
Благовещенская церковь. Село Липицы
Троицкая церковь. Село Лужки
Никольская церковь. Село Лукьяново
Михаило-Архангельская церковь. Село Нехорошево
Казанская церковь. Село Новики
Богородицерождественская церковь. Село Подмоклово
Покровская церковь. Город Протвино
Михаило-Архангельская церковь. Город Пущино
Спасская церковь. Село Райсеменовское
Собор Николы Белого. Город Серпухов
Богоявленская церковь. Город Серпухов
Воскресенская церковь. Город Серпухов
Всехсвятская церковь. Город Серпухов
Ильинская церковь. Город Серпухов
Крестовоздвиженская церковь. Печерская церковь. Город Серпухов
Казанская церковь. Город Серпухов
Успенская церковь. Город Серпухов
Церковь Николы Бутки. Город Серпухов
Покровская церковь. Город Серпухов
Собор прп. Серафима Саровского. Город Серпухов
Собор Распятия Господня. Город Серпухов
Спасская церковь. Город Серпухов
Сретенская церковь. Город Серпухов
Троицкая церковь. Город Серпухов
Троицкий собор. Город Серпухов
Успенская церковь. Село Старые Кузьменки
Никольская церковь. Село Сушки
Христорождественская церковь. Село Телятьево (д/о Шахтер)
Богородицерождественская церковь. Село Тульчино
Богородицерождественская церковь. Село Турово
Михаило-Архангельская церковь. Село Шатово

Никольский собор

Изначально Никольский собор в Серпухове был выполнен как деревянный храм еще в начале XVII века. Каменная церковь была возведена на этом же месте в 1649 году. Скорее всего, над ней работали ярославские мастера. Возведение нового каменного храма, при строительстве которого использовался известняк, приходится на 1713 год. Инициатором выступил подьячий земской избы Серпухова, Попов Михаил. в 1721 году строительство было окончено. Это было здание с одним четвериком с увенчанной главой и пристройкой в виде алтаря. Шатровые завершения над диаконником и жертвенником были расположены симметрично.

В период с 1833 по 1857 год длились строительные работы по возведению храма согласно новому проекту. Закрытие собора и частичное разрушение его колокольни приходится на 1929 год. В 1995 году церковь заполучила храм обратно, и после всех реставрационных работ прошло торжественное освящение нового религиозного учреждения в 2005 году. Согласно проекту реставрационных работ было добавлено два новых придела.

Ныне храм выполнен в стиле московского ампира, при строительстве использовался кирпич как основной материал и белый камень в качестве декоративного элемента. Визуально это четверик с апсидой и боковыми папертями. Основной объем постройки дополнен с запада колокольней в несколько ярусов и трапезной с четырьмя столпами.

Собор Николы Белого


Город Серпухов

История. Первоначально в XVI в. Никольский храм упоминается деревянным. В 1649 г. построен каменный храм, отчего стал называться Николой Белым. В 1713 г. по инициативе подъячева Михаила Попова сооружен храм во имя свт. Николая. Здание сложили из тесаных блоков местного известняка, освятили в 1721 г. В 1831 г. архитекторы Ф. М. Шестаков и И. Т. Таманский составили проект перестройки церкви.

В 1835 г. началось строительство существующего Никольского храма с приделами: во имя свт. Алексия, митрополита Московского, и прп. Кирилла Белозерского. Оно закончилось в 1857 г., возведенный храм является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича, оштукатурен и украшен белокаменной отделкой. В 1924 г. храм посетил свт. Тихон Московский, который присвоил ему статус кафедрального собора. В 1929 г. храм закрыли, иконы сожгли на костре. Некоторое время в здании находилась макаронная фабрика, затем прачечная, склад ГО.

В 1995 г. храм возвратили верующим. В настоящее время он отреставрирован, приобретены колокола, действуют воскресные школы. Духовенство собора окормляет детские приюты, интернат и другие учреждения.

Святыни. В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», также чтимые образы свт. Николая Чудотворца и мч. Вонифатия.

Адрес: 142203, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 32.

Телефон: (4967) 72-49-17.

Проезд: от Москвы с Курского вокзала до ст. Серпухов (99 км).

Услуги

Высоцкий монастырь приглашает паломников на несколько дней, большие группы принимаются только по предварительной договоренности. Также монастырь предоставляет еще ряд услуг для своих прихожан.

Борис Ватутин

Требы

Каждый желающий может заказать необходимую требу. Так, есть возможность заказать поминовение «О упокоении», «О здравии», а также на молебне перед святыней «Неупиваемая чаша» единожды, на 40 дней, на полгода и год. Заказать требы можно онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря в Серпухове.

Заказ треб на официальном сайте Высоцкого мужского монастыря

Экскурсии

Для паломнических групп братия монастыря проводят экскурсии. Они знакомят прихожан с архитектурой и достопримечательностями святыни, а также с ее историей. Экскурсии проводятся после утреннего молебна. Их предварительно заказывают в иконной лавке.

Rigichka

Иконная лавка

На территории монастыря работает иконная лавка, где представлен большой выбор святынь. Там можно приобрести иконы, молитвенные пояса, свечи, декоративные изделия, акафист, святое масло и др. Их можно заказать онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря.

Проживание и питание

Для паломников в монастыре есть отдельный корпус, где можно пожить на протяжении нескольких дней. В колокольне открыта чайная. Там продаются горячие напитки, закуски и монастырская выпечка. А полноценно покушать можно в столовой, которая расположена в паломническом корпусе.

Паломнический корпус,  Ludvig14

Сретенская церковь

Церковь Сретения Господня располагается на территории бывшей кузнечной Космодемьянской слободы Серпухова и относится к категории исторических памятников, находящихся под федеральной охраной. Храм из камня был выполнен в 1702 году, где прежде стояла деревянная церковь. Трапезная была пристроена в 1813 году, и только через двадцать лет шатровую колокольню заменили на новую. Здание было выполнено в стиле московского барокко по типу восьмерика на четверике. В классическом стиле выдержана трапезная с двумя приделами, которая была построена несколько позже.

Закрытие данной церкви, как и в случае с многочисленными монастырями и соборами, приходится на конец 1930-х годов. После распада Советского Союза руинированное здание храма вернули Православной Церкви. На данный момент ведутся активные реставрационные работы, а панихиды и молебны совершаются только по великим праздникам и по воскресеньям.

Как добраться

Из Москвы до Серпухова можно доехать несколькими способами. Удобнее и быстрее всего — добираться на электричке. Электрички ежедневно отправляются с Курского вокзала и прибывают на ж/д вокзал Серпухова.

Также из столицы до Серпухова можно доехать на автобусе. Есть два прямых рейса — № 458 и 363. Они отбывают со станции метро «Лесопарковая».

Читайте нашу подробную статью:Автобус Москва — Серпухов

В пределах Серпухова добраться до монастыря не составит труда. Рядом с ним, примерно в 200 метрах к юго-востоку от святилища, находится одноименная остановка общественного транспорта — «Высоцкий монастырь». К ней прибывает автобус № 20. Чуть ниже расположена остановка «Магазин № 9», куда можно доехать рейсом № 8, а рядом с ней есть еще одна остановка, к которой курсирует маршрут № 3.

Еще до Высоцкого монастыря легко доехать на такси. Популярные службы Серпухова — Такси-Сервис, Стоянка Такси, Максим и др.

Высоцкий монастырь в Серпухове на панораме Яндекс-карт

Высоцкий мужской монастырь в Серпухове на видео

Храм Николы Белого – внутреннее убранство

Роскошь и торжественность оформления алтарной преграды соответствует высокому статусу кафедрального, который носит храм Николы Белого. Четырехъярусный иконостас не составлен из разрозненных окладов с образами, он имеет единую композицию. Декор состоит из колонн и перемычек, украшенных затейливой резьбой и покрытых позолотой. Необычна арка над Святыми вратами с круглыми окладами икон.

Солея и амвон обнесены позолоченной металлической решеткой с ажурным воздушным узором. Перед ней установлено несколько аналоев для праздничных и особо почитаемых святых образов. Крайняя справа в нижнем ярусе иконостаса – особо чтимая чудотворная икона Богородицы – Поможение родам. Множество отзывов подтверждают, что образ помогает и забеременеть, и выносить ребенка, и благополучно родить.

Верхняя часть алтарного иконостаса оформлена как классический портик, напоминая, как выглядит снаружи храм Николы Белого. При таком ярусе фотосьемки доступно рассмотрение второго великолепного элемента декора, стенных росписей. Говорят, что здешняя религиозная живопись содержит все главные библейские сюжеты, размещенные на стенах и куполе. Образа помещены и между окнами барабана.

Основание цилиндрического барабана – ротонды опоясано изнутри балконной решеткой, вернее, ее живописной имитацией. В сочетании с многочисленными оконными проемами создается впечатление круговой галереи, опоясывающей алтарь и прилегающую территорию. Вызывает огромное сожаление, что почти столетие храм Николы Белого пребывал в забвении, несколько поколений сменилось, лишенные этой прелести.

Двенадцать оконных проемов, все апостолы Христа в промежутках между ними впечатляют. Они хорошо видны, если не слишком слепит солнце. Выбранный фотографом ракурс позволяет рассмотреть конструкцию потолочного светильника со множеством бронзовых рожков, но закрывает росписи. Читателям ничего не остается, кроме как доверить описанию содержащихся в них сюжетов обозревателем.

Именно большой купол цилиндрического барабана, венчающего храм Николы Белого, содержит основные моменты библейских сказаний. Росписи изображают и совет Святой Троицы перед сотворением мира, и другие ключевые моменты истории человечества в интерпретации евангелистов. Изображены пророки и патриархи Ветхого Завета, более поздние основатели христианского вероучения, русские святые.

Некоторые детали храмового убранства

Предлагаемая читателям подборка фотографий, объединенных в слайдер, демонстрирует фрагменты убранства. Здесь и художественная роспись купола одного из приделов, и один из образов. Представлены и отдельные предметы церковной утвари и обихода, чтобы вблизи их рассмотреть в деталях. Не комментируя каждое фото, обозреватель опирается на предыдущий читательский опыт.

Не нуждаются в толкованиях ни живописный образ Христа, изображенного среди последователей, ни аналой с праздничной иконой. Каждому знакома лампада, которые зажигают в храмах перед особо чтимыми святыми образами. Упомянем прямоугольный панихидный столик с распятием Христовым, оборудованный множеством гнезд для постановки зажженных свечей. Сюда следует ставить только заупокойные свечи, поминая усопших.

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь… И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

Вехи развития

Ветер воинской славы постоянно веял над стенами мужского монастыря. На Куликовом поле в 1380 году произошло страшное сражение.

Серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый вместе со своим двоюрным братом Дмитрием Донским участвовали в битве на Куликовом поле.

После сражения останки погибших воинов были погребены на территории обители в братской могиле. В честь погибших героев был построен белокаменный собор. Он был освящен в 1381 году Митрополитом Киприаном.

В течение сорока лет Серпуховский монастырь расцветал и богател.

В 1395 году после смерти Афанасия младшего игуменом обители становится преподобный Никита, который являлся родственником и учеником Сергия Радонежского. После 19 лет настоятельства он решает перейти в Высоко-Покровский монастырь, который находится недалеко от города Боровск Калужской области.

Интересно, что там у него в послушании семь лет пребывал еще один всероссийский святой: Пафнутий Боровский, который позже станет основателем другой известной обители: Боровского монастыря.

Часто жителям святой обители приходилось принимать участие в защите рубежей города от внешних врагов. Во время учений царских войск монастырь наполнялся знатью. Нередко в особых «царских палатах» останавливался и сам царь. Это давало возможность получать деньги на помощь в дальнейшем строительстве и укреплении монастыря.

Но в 1571 году недальновидная политика Ивана Грозного и неподготовленность русских к обороне дала возможность отрядам татар хана Девлет-Гирея захватить, сжечь и разграбить город. Пострадал и монастырь на Высоком. Пришло Смутное время. Резко ухудшились материальное и духовное состояния.

И только смена правителей дала возможность возродить жизнь обители. Много средств было вложено членами рода Нарышкиных. За их счёт и на пожертвования прихожан были воздвигнуты 4 угловые башни, соединенные каменными стенами. В то время монастырь процветал, прирастал земляными владениями и угодьями. Но царская милость не постоянна. В 1764 году сильные мира отобрали у монастыря всё богатство.

В дальнейшем годы развития сменялись периодами упадка. Если к началу 20 столетия Высоцкий монастырь, Серпухов считался одной из самых благоустроенных обителей, то а 1928 году он был совсем закрыт. Покровская церковь оставалась действующей, но и она в 1931 году закрылась.

Лишь в 1991 году Священный Синод РПЦ принял решение о возрождении деятельности Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

Реставрационные работы в 3-х отдельных храмах ведутся до сих пор. Строятся 2 новых.

Сегодня на территории монастырского комплекса действуют 6 храмов: Никольский, Зачатьевский, Покровский, Сергиевский, во имя Трёх святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь была построена в Серпухове на средства местных купцов Василия и Николая Кишкиных и их сестры Акилины в 1755 году. Постройка была выполнена из кирпича и представлена в виде массивного четверика с двумя столпами. Система коробовых сводов с маленькими барабанами перекрывала его. Сводчатые арки галерей окружали здание со всех сторон, трапезная при этом отсутствовала.

Как и многие монастыри и храмы, Крестовоздвиженская церковь Серпухова была закрыта в годы правления советской власти, купола были сбиты, галерея и колокольня полностью разрушены. Ныне здание бывшего храма используется в качестве склада хлопчатобумажного комбината.

Успенская церковь

Успенская церковь Серпухова находится в самом историческом районе города, где ранее был Серпуховской Кремль и формирует впечатляющий архитектурный ансамблю вместе с церквями Троицы и Ильи Пророка. Здание выполнено согласно канонам псевдорусского стиля и представлено одноглавым четвериком с колокольней и трапезной с двумя приделами. Ранее на месте современной постройки был храм из дерева, пока в 1744 году не было завершено строительство каменного собора. В советское время вместе с монастырями Серпухова данная церковь была закрыта и возобновила деятельность только в 1990-х годах. Богослужения в соборе проводятся, но четкое расписание отсутствует.

Икона «Неупиваемая чаша»

Высоцкий монастырь в Серпухове, прежде всего, известен тем, что там ежедневно молятся перед иконой «Неупиваемая чаша». Это Чудотворный образ Божией Матери, который помогает в исцелении людей, сошедших с праведного пути, — пьяниц, блудников, наркоманов, а также тех, кого поразили душевные и телесные недуги.

Явление первообраза

В 1878 г. у одного солдата в отставке из Тульской губернии из-за беспробудного пьянства отнялись ноги. Однажды ночью ему приснился старец, который сказал, чтобы он шел в Серпуховский монастырь Владычицы Богородицы и перед иконой «Неупиваемая чаша» отслужил молебен, чтобы очистить душу и исцелить тело. Не сразу солдат послушал старца и только после третьего сна отправился в дорогу на четвереньках.

Долог и тернист был его путь. А когда он прибыл в монастырь, оказалось, что никто не знает эту икону. Но тут кто-то из прихожан вспомнил, что при входе в ризницу есть икона, на которой изображена чаша. Все очень удивились, когда ее перевернули и увидели надпись «Неупиваемая чаша», а в лике преподобного Варлаама солдат узнал старца, трижды являвшегося ему во сне.

Борис Ватутин

Исцеление страждущих

Благая весть быстро распространилась по всей России, и в Серпухов стали стекаться богомольцы, желающие исцелить от пагубной болезни себя или своих близких. А многие шли сюда, чтобы отблагодарить Владычицу за выздоровление. В Серпухове, при храме Александра Невского, было создано братство трезвости. По воскресеньям там проводили молебны, которые заканчивались морально-религиозными беседами.

Судьба иконы

После революции икону перенесли в собор Николы Белого. В 1929 г. его, как и другие святыни в России, закрыли, а все иконы были сожжены. Тогда первообраз иконы бесследно пропал. О «Неупиваемой чаше» никто не вспоминал вплоть до 1991 г., когда открыли Высоцкий монастырь. Его настоятель сразу же возобновил служения иконе. Спустя год русский иконописец Соколов написал сегодня известную в православных кругах икону.

В 1997 г. ее внесли в церковный календарь, а вскоре стали почитать во всем православном мире. День 5/18 мая признан праздником иконы «Неупиваемая чаша». В этот день в Высоцком мужском монастыре в Серпухове собираются прихожане на Божественную Литургию, которая заканчивается величественным крестным ходом с иконой.

Борис Ватутин

Как и обещано, церковный двор

Территория внутри ограды, окружающей храм Николы Белого, отличается красотой оформления и хорошим уровнем благоустройства. Качественное плиточное мощение всей площади, четкие линии бордюров дополняются настоящими шедеврами ландшафтного дизайна. Различные породы хвойных деревьев, красивые сами, служат отличным фоном для цветущих растений. Они в отличном состоянии, виден хороший уход.

Кроме разнообразной растительности, церковный двор содержит нетипичные для таких мест сооружения. Осталось неясным предназначение небольшой парковой беседки – синей крыши пирамидальной формы на тонких стойках. Мраморное подобие водонапорной колонки на самом деле – оформленный святой источник, издавна здесь существовавший. Он похож на фонтан с высоко расположенным краном для пуска воды.

Монумент репрессированным

Траурный монумент — памятник жертвам политических репрессий большевистского периода —  не достопримечательность храмового двора, а реальное мемориальное надгробие. Оно перенесено на подворье с согласия родственников невинно убиенных, с соблюдением ритуала перезахоронения.

Памятник состоит из плиты черного камня с крупными буквами текста посвящения и женской фигуры из белого мрамора. Образ скорбящей напоминает о множественных потерях, понесенных народом в дополнение к жертвам гражданской и Великой Отечественной. Заботливо выращенные кусты роз и соседство с храмом делает монумент не столь живописным, сколько особо торжественным и значимым.

Мозаичные образы на стенах

Несколько мозаичных святых образов были видны на заглавной фотографии обзора, будут они и на заключительной. Выше всех размещено изображение Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых христианских святых. Из образов нижнего яруса крупно покажем Петра и Февронию, считающихся покровителями супружеской верности и семейного союза. Фигуры в нимбах стоят под сенью изображения Христа, их благословляющего.

Персонажи религиозной истории канонизированы православной церковью и популярны в народе. Сейчас модным стало ставить памятники Петру и Февронии, они появились во многих городах, став местами притяжения для свадебных кортежей. Муромский князь Петр, взявший в жены Февронию, вылечившую его от проказы простолюдинку, готов был отдать престол, но не предавать супругу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector