Церковь мартина исповедника на таганке: изучаем обстоятельно

Месторасположение церкви

Храм расположен на улице Александра Солженицына в Москве.

Находящиеся рядом здания:

  • музей мебели;
  • церковь Николая Чудотворца на Студенце;
  • театр на Таганке;
  • церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе;
  • церковь Николая Чудотворца на Болвановке;
  • дом-музей Владимира Семеновича Высоцкого на Таганке;
  • церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе;
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

Как добраться

В столицу можно попасть любым способом: на поезде, самолете, автобусе или личном транспорте.

В самом городе следует ориентироваться на ближайшие к храму станции метро:

  • «Авиамоторная»;
  • «Марксистская»;
  • «Перово»;
  • «Площадь Ильича»;
  • «Шоссе Энтузиастов».

Подойдет и остановка «Серп и молот», входящая в маршрут троллейбуса № 53.

Происхождение названия

Ранее церковь именовали Алексеевской, но, когда Василий III взошёл на трон, храм стали называть Мартиновским. Поскольку по церковным святцам именно в день этого святого князя помазали на княжение.

Святой Мартин был также Римским папой. Его родина – Тоскана – область, расположенная в центральной Италии. Это был хорошо образованный человек.

Он служил пресвитером в Римской церкви. Затем его избрали на престол, когда папа Феодор I скончался. Мартин осудил монофелитов, поскольку они проповедовали ересь, которая распространилась довольно широко. Разразившаяся жаркая полемика на тему религии длилась бесконечно и проникла во все социальные слои общества.

Император Констанс поддерживал сектантские мировоззрения. Павел II – Константинопольский патриарх, был приверженцем этих же взглядов. В тот период монарх представил государственный документ «Образец веры» (Тинос). Всех людей он обязал следовать ему. В нём говорилось о запрете на любые дискуссии и разногласия религиозного характера.

Мартин Исповедник

Этот еретический текст отправлен Риму в 649 г. Тогда папа Мартин созвал всех священников на Поместный Собор. Патриарху Павлу отправили послание с требованием. В нём был призыв вновь обратиться к православию. Однако правитель разгневался.

Он дал указание военачальнику Олимпию, чтобы святителя доставили в суд. Однако по прибытии, посланник не стал выступать открыто против собравшегося народа и духовенства, поскольку побоялся их.

Тогда Олимпий нанял человека, чтобы осуществить задуманное убийство Мартина тайно. Однако как только военный стал приближаться к цели, он неожиданно ослеп. Военачальник сильно напугался и срочно отбыл в Сицилию. А вскоре он погиб в бою. Констанс отправил ещё одного военного Феодора с теми же требованиями.

Святителю предъявили различные обвинения:

  • Получение им папского престола в противоречие каноническим законам.
  • Он якобы порочил Пресвятую Богородицу.
  • Мартин тайно общался с врагами государства.

Посланнику Констанса представили документы, доказывающие невиновность Мартина. Однако его всё равно забрали ночью, чтобы увезти на Цикладские острова. Эти места находятся в Эгейском море. Там святитель провёл около года. Далее его отправили в Константинополь, чтобы подвергнуть суду.

Мартина осудили, его лишили сана. Ему назначили смертную казнь. Священника поместили в тюрьму вместе с разбойниками, где он провёл некоторое время. Вскоре правитель посетил патриарха Павла, находившегося при смерти. Он рассказал ему о состоявшемся суде.

Однако патриарх попросил правителя помиловать папу Мартина. Тогда Констанс отправил нотария в темницу, чтобы провести дополнительное расследование. Но исповедник не пожелал встречаться с властями Константинополя.

Мучители поразились его стойкости и мужеству. Вместо смертной казни ему назначили ссылку. Мартина отправили в Херсонес. В том краю он и умер. Исповедника похоронили во Влахернском храме. Он носит имя Святой Божьей Матери.

Позднее на VI Соборе в 680 г. еретические взгляды монофелитов подвергли критике и признали ошибочными. А мощи Мартина перенесли в Рим.

Особенности архитектуры, убранство сооружения

Храм Мартина Исповедника на Таганке представляет собой сооружение, построенное в стиле русского классицизма. Здание имеет оригинальную архитектуру. Оно стоит на возвышенности. Её склон спускается к берегу реки Яузы.

Это довольно монументальное строение. Его основная часть имеет крестообразную форму. По боковым фасадам расположены порталы. Их украшают 8 колонн. Центральный купол оформлен наподобие ротонды. Его диаметр составляет 17 м.

От него с 4-х сторон возвышаются купола меньшего размера. К зданию примыкает большая апсида, западный притвор и колокольня в 3-и яруса (она была отдельной постройкой до 20-х г. г. XIX столетия). От земли до креста – её высота примерно 60 м.

Боковые стороны фасадной части здания имеют большие окна. Внешнее оформление строения выглядит довольно масштабно. Храм смотрится особенно выразительно со стороны Садового кольца.

Внутреннее убранство

Внутри церкви интерьеры выполнены в дворцовом стиле ампир. Он отличается роскошью, помпезностью и торжественностью. Когда-то такое решение считалось невероятно модным. В этом же направлении сделаны фрески

Купол-ротонда привлекает внимание своим архитектурным исполнением. По всей его окружности сделаны окна (люкарны)

Через них свет обильно поступает в помещение.

Стены красиво расписаны Антонио Клаудо – знаменитым живописцем из Италии. Именно в такой манере творили художники конца XVIII – начала XIX вв. Она значительно отличается от других направлений. В рисунках художника нет строгости, а также отсутствует духовная сосредоточенность, чем отличались творения иконописцев допетровской эпохи Руси.

Под барабаном церкви на парусах имеются довольно интересные картины, например, здесь нарисован Пророк Моисей. В его руках скрижали и он окружён своим народом. Тут же изображён и апостол Пётр. Когда храм вернули православным верующим, открыли удивительную фреску. Она называется «Вход Господень в Иерусалим». Над ней так же работал Клаудо.

Сюжет изображён внутри апсиды. В 1930-х г. г. её спрятали под фанерными листами, потому живопись дошла до сегодняшних дней. Большие овальные иконы создавал этот же художник. Необычные образа украшали основной иконостас. Он многие годы хранился в запасниках архитектурного музея имени А. В. Щусева. В 1994 г. его вернули церкви.

Иконостас также декорирован позолоченной алтарной оградой. Её сделали наподобие Триумфальной арки. Она даже отмечена в документах 1809 г., а значит, существовала ещё до 1812 г. Боковые приделы оформлены довольно скромно. Но зато они имеют более традиционную форму по всем канонам православных церквей.

По правой и южной стороне здания расположена трапезная. С колокольней её соединяет длинный притвор.

Обстановка церкви далека от оригинальной и многое утрачено. Но даже в советский период комплекс максимально сохранил своё наследие. Это благодаря тому, что храм был закрыт, и в здании располагалась светская организация.

Дорогие братья и сестры, по благословению Святейшего Патриарха, с 6 июня наш храм открыт, богослужения совершаются по прежнему расписанию.

Роспотребнадзор разработал рекомендации по постепенному открытию религиозных учреждений для совершения богослужений, таинств и церемоний, соответствующий документ имеется в распоряжении «Интерфакса».

Открытие для прихожан храмов, мечетей, синагог и других культовых учреждений предлагается проводить в три этапа.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

На всех этапах развития эпидемической ситуации Роспотребнадзор рекомендует ограничить участие в богослужениях, обрядах и церемониях, проводимых в помещениях, лиц из группы риска, то есть тех, кому больше 65 лет, либо они страдают хроническими заболеваниями. На всех этапах должно сохраняться обязательное ношение защитных масок. Священнослужителям рекомендовано надевать маски во время таинства исповеди. Остается и требование социального дистанцирования не менее 1,5 метра между людьми в помещениях и на территории религиозных организаций, с соответствующей разметкой. В этом же ряду и другие санитарные меры, такие как регулярное проветривание, антисептическая обработка рук при входе и пр.

ВНЕ СЛУЖБЫ

Рекомендации предусматривают открытие приходских храмов (других религиозных организаций) для индивидуального посещения граждан вне времени совершения богослужений. Эту будет возможно при стабилизации показателей заболеваемости и уровне охвата населения тестированием на COVID-19 не менее 70 на 100 тыс. населения (исходя из среднего значения за предыдущие 7 дней). В этих случаях во внебогослужебное время предлагается ограничить число лиц, одновременно присутствующих в храме: не более двух человек для храмов площадью до 100 кв. метров, пять человек для храмов площадью от 100 до 400 кв. метров и 10 человек для храмов площадью свыше 400 кв. метров. При определении площади исключаются помещения, недоступные для посетителей: алтарь, солея, клиросы и подсобные помещения. При упомянутых выше условиях возможно совершение в храмах частных треб (отпевания, венчания, крестины и другие) при ограниченном присутствии близких людей.

ЭТАПЫ

При переходе региона к первому этапу снятия ограничительных мер в храмах площадью не более 400 кв. метров рекомендуется совершать богослужения внутри храма в присутствии не более одного человека на 4 кв. метра, в храмах площадью более 400 кв. метров допустимо одновременное нахождение до 100 человек. В регионах, перешедших ко второму этапу снятия ограничительных мер, в храмах площадью не более 800 кв. метров может быть не более одного человека на 4 кв. метра, площадью более 800 кв. метров — до 200 человек. На третьем этапе число присутствующих лиц в помещениях религиозных организаций не ограничивается. На протяжении первого-третьего этапов те, кто не попал в храм, могут находиться на прихрамовой территории с соблюдением социальной дистанции.

В монастырях рекомендовано допускать открытие для посещения верующими «одного храма при условии исключения нахождения посетителей на остальной монастырской территории и ограждения пути доступа от монастырских ворот до входа в храм».

Ранее председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов сообщил «Интерфаксу», что уже ведется работа по подготовке открытия храмов в Москве, это должны решать мэрия и главный санитарный врач, достигнув соглашения с патриархией. В свою очередь, источник в Русской православной церкви подтвердил «Интерфаксу», что рабочая группа при патриархе обсуждает сроки открытия храмов для прихожан и формат их работы в ближайшее время. «Предполагается, что этапы постепенного возвращения полноценной богослужебной жизни будут соотноситься с тремя этапами послабления санитарных мер, обозначенных Роспотребнадзором», — сказал собеседник агентства.

Православные церкви в Москве и Подмосковье были закрыты с началом Страстной недели — 13 апреля, и с тех пор богослужения в них совершались только в присутствии духовенства. Ранее были закрыты мечети и синагоги столичного региона. Аналогичные ограничительные меры были введены во всех регионах страны с неблагоприятной эпидемической обстановкой.

История возникновения Большого Святого Мартина

Церковь Святого Мартина была построена на территории Colonia Claudia Ara Agrippinensium — некогда существовавшего здесь древнеримского города.

В результате раскопок, проводимых в 20 веке, было установлено, что первые постройки на этом месте датируются серединой 1 века.

Найденные фундаменты стен и довольно широкой площади позволили ученым сделать предположение: либо это было святилище Ара Убиорум (Ara Ubiorum), либо здание для спортивных занятий.

Во 2 веке древние римляне передвинули северную стену, чтобы увеличить площадь сооружения, и устроить на 7000 кв.м. товарные склады.

Строительство монастыря

Монастырь был построен здесь в 10 веке по приказу Кельнского архиепископа Бруно I. Здание сильно пострадало из-за пожара, возникшего в 1150 году.

Тогда было решено снести поврежденные стены и построить новую романскую церковь. Работы были завершены к 1220 году.

На протяжении всей дальнейшей истории церковь Святого Мартина не раз приходилось перестраивать и ремонтировать из-за пожаров и погодных невзгод.

Так на фасаде и в интерьере здания появились элементы различных архитектурных стилей. Прежний шпиль заменили на готический в 15 веке. Интерьер переделали сначала в барочном стиле в 17 веке при аббате Генрихе Обладене, а затем дополнили классическим оформлением в 18 веке.

Некоторые башенки были разрушены — к середине 19 века осталось только две конструкции с восточной стороны.

Приходская церковь

В 1801-1802 годах монастырь превратили в приходскую церковь, а прежний аббат Феликс Оховен стал обычным священником.

Начиная с 1808 году религиозное сооружение служило в качестве жилища для ветеранов французской армии, а позже обветшалые стены стали вовсе сносить.

Разрушение и восстановление

В период Второй мировой войны здание было почти полностью разрушено в результате бомбардировок: к окончанию войны остались только руины. Восстановительные работы начались в 1948 года.

Изначально строительством руководили архитектор Герберт Молис (Herbert Molis) и строитель Вильгельм Шорн (Wilhelm Schorn), которых в 1961 году сменил архитектор Иоахим Шюрманн (Joachim Schürmann).

Практически заново выстроенный Большой Святой Мартин был открыт 13 января 1985 года.

Церковь освятил архиепископ Йозеф Хёффнер (Joseph Höffner), принесший в дар реликвии Святого Себастьяна, Святой Бригитты Шведской и архиепископа Кёльна Энгельберта I (Engelbert I. von Köln).

До 2008 года церковь являлась приходской, а с 2009 года снова получила статус бенедиктинского монастыря.

После Октября

В 1922 году по Декрету об изъятии церковных ценностей храм был лишен части своего имущества. По описи, с 21 марта по 5 апреля было изъято 14 пудов 4 фунта и 91 золотник серебра.

В 1924 году храм Мартина Исповедника был вовсе разграблен. Главный иконостас храма был передан на хранение в Донской монастырь, святые врата — в музей архитектуры, иконостасы боковых приделов просто разобрали. В 1931 году в осиротевшем храме разместили «Востоккино» — киностудию документальных фильмов.

После 1934 года в храме разместилась Всесоюзная книжная палата, которая просуществовала в здании храма до 1996 года. В здании церкви Мартина Исповедника палата хранила книжные фонды. Вероятно, именно то, что владельцем церкви стала книжная палата, спасло храмовые росписи начала XIX века от гибели, хотя в основном объеме были устроены перекрытия, образовывавшие четыре дополнительных этажа. Надпись на фронтоне «Храм святаго Мартина Исповедника» также сохранилась. Вокруг церкви была установлена ограда.

В 1980 году обветшавшее к тому времени здание храма было взято государством под охрану.

Паломнику

Расписание богослужений:

Богослужения в воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников, в дни памяти особо чтимых икон Божией матери и святых начало Божественной Литургии в 10:00.

В будничные дни Божественная Литургия в 8:00.

Вечерние Богослужения в 17:00.

В пятницу в 17:00 в храме совершается вечерня и утреня с чтением акафиста «Грузинской» иконе Божией Матери.

В воскресенье в 17:00 совершается вечерня и утреня с чтением акафиста святителю Мартину Исповеднику.

(Богослужения с чтением акафиста совершаются во все указанные дни, кроме дней Великого Поста, дней Двунадесятых и Великих праздников, дней памяти особо почитаемых святых и особо чтимых икон Божией Матери, а также дней попразднства Двунадесятых Праздников).

Интересные факты

: неверное или отсутствующее изображение Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.
  • На здании висят таблички с дореволюционными названиями улиц: Большая Алексеевская и Малая Алексеевская.
  • Даже авторов городских планов вводит в заблуждение упоминание Папы Римского в названии церкви, так что на схемах, вывешенных на остановках в районе Таганки, церковь обозначена как католическая.
  • Под храмом бьёт родник, из которого и берут воду для освящения.
  • Крестильня храма находится в фундаменте первоначальных церквей намного ниже нынешнего уровня земли.

«Необычный» храм. Но почему?

Некоторое время назад мы сделали текст, в котором рассказали про три «архитектурных слоя», которые формируют исторический облик Москвы.

Эти три «слоя»:

  • Доходные дома конца XIX-начала XX века — ими «усеяны» множество улочек внутри и возле Садового кольца.
  • Сталинская архитектура, которая определила собой контуры современного города. Колоссальные здания вдоль проспектов, набережных. Высотки и т. д.
  • Дореволюционные церкви.

Возможно, историки архитектуры и специалисты не согласятся, но кажется, что у московских церквей есть какой-то свой собственный «московский» стиль. Чаще всего, они не впечатляют размерами, в очертаниях большинства нет тяги к какому-то эпическому масштабу — хочется, даже сказать, что они вроде как «сельские». И без них московские улицы в центре (и не только) не были бы собой.

Вот, например, храм Воскресения Словущего недалеко от Тверской:

Или храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах:

Или Троицкий храм Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:

Или храм Живоначальной Троицы в Хохловском переулке:

Или церковь на Смоленской:

Конечно, не все столичные церкви такие. Во-первых, в Москве есть самый высокий в мире православный храм — Храм Христа Спасителя. Кстати говоря, когда он был построен, очень многие считали, что таких размеров собор не совсем уместен в Москве — Москва «другая».

см. также: самые большие православные храмы в мире

см также: храм Христа Спасителя— история и факты

Во-вторых — храмы, которые возводятся на улицах Москвы сейчас — многие из них тоже очень большие.

Но и из старых — «приходских» — построек можно встретить церкви, которые вроде как и не из Москвы. Такие они и по архитектуре необычные, и по размерам. Например, вот этот храм Мартина Исповедника на Таганской:

Где находится храм

Этот храмовый комплекс находится по адресу: 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына (раньше она называлась Большая Коммунистическая), д. 15.

Как добраться

В столице до церкви добраться довольно легко.

Необходимо ориентироваться на станции метро, расположенные близко к комплексу, например:

  • «Авиамоторная»;
  • «Площадь Ильича»;
  • «Шоссе Энтузиастов»;
  • «Перово».

А также выходят на станции «Марксистская» либо «Таганская кольцевая» Далее идут по улице Солженицына. От этих остановок ходит троллейбус № 53 по маршруту – «Платформа Новогиреево-Петровская» (эта дорога круговая).

От остановки метрополитена «Римская» следует тот же троллейбус. Он движется по направлению к Андроньевской площади.

Кем был Мартин Исповедник

Папа Римский Мартин родился в VII столетии в Италии и получил хорошее образование. Тогда церковь была единой, однако уже вовсю шли непримиримые споры об основах христианской веры. Папа Мартин активно выступал на стороне православия. Он созвал в Риме Поместный собор, который осудил взгляды монофелитов.

Римский император был разгневан дерзким поступком церковного иерарха. Он отдал приказ военачальнику Олимпию убить Папу Мартина, но судьба уберегла владыку от смерти. Священника обвинили в тайном общении с врагами империи, проповедях ереси и на год отправили в заключение, которое он провел на острове Наксос.

Потом в Константинополе прошел суд, на котором больного Мартина лишили сана и выставили на поругание толпе. После разбирательств смертную казнь заменили ссылкой на Крымский полуостров, в греческую колонию Херсонес Таврический. В далеком полисе бывший Папа и провел остатки своих дней.

Католики чтят святого Мартина, как мученика. В православной вере его считают исповедником. Так называют людей, которые открыто признали себя приверженцами христианской веры, но не умерли в мучениях.

Что посмотреть внутри

Внутреннее убранство церкви довольно аскетично: здесь совсем немного украшений и декоративных элементов. Если вы были в храме Святой Софии в Константинополе, то сможете отметить сходство свода главного зала.

Витражи на высоченных окнах-сводах содержат изображения святых – дневной свет проступает в зал довольно скудно. В интерьере интересен алтарь, имеющий форму листка клевера.

Важным артефактом, хранящимся в церкви, является часть античной колонны. Это всё, что осталось от фундамента древнеримского сооружение, которое находилось здесь до момента строительства монастыря.

Согласно легенде, колонна препятствует проходу в церковь людей с нечистыми намерениями.

Цитатник

Стив Джобс: «Да, вы можете это сделать! Привыкните к этой мысли. Вы можете это сделать.»

Уинстон Черчилль: «Совершенстоваться — значит меняться, быть совершенным — значит меняться часто.»

Саймон Рейвен: «Традиционного джентльмена, то есть человека, чья жизнь основана на правде, чести и обязательстве, свели в могилу определенные проявления враждебного давления со стороны общества, главные из которых — зависть и материализм. Под этим давлением ему пришлось или забыть о своих стандартах превосходства, или, если он не отказался от них, признать что они — никому не нужный анахронизм, объект в лучшем случае насмешки, а в худшем — ненависти.»

Samuel Beckett «Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better.»

Oscar Wilde «Be yourself, everyone else is already taken.»

Джеймс Джойс «Закрой глаза и смотри.»

Харуки Мураками «Надо идти вверх — подымайся, надо идти вниз — опускайся. Когда нужно будет подыматься, найди самую высокую башню и заберись на верхушку. А когда нужно будет двигаться вниз, отыщи самый глубокий колодец и опустись на дно.»

Артур Шопенгауэр «Человеческие стремления и желания всегда обманчиво внушают нам, будто их существование есть конечная цель воли, но стоит только удовлетворить их, как они теряют свой прежний облик и поэтому скоро забываются, делаются для нас стариной, и мы, в сущности, всегда отбрасываем их как изчезнувшие призраки, хотя и не сознаемся в этом. И наше счастье, если у нас еще осталось, чего желать и к чему стремиться, в том, чтобы поддерживать игру вечного перехода от желания к удовлетворению и от него к новому желанию, — игру быстрый ход которой называется счастьем, а медленный страданием, чтобы не наступило то оцепенение, которое выражается ужасной, мертвящей жизнь томительной скукой…»

Айн Рэнд «Моя мораль, мораль разума, содержится в одной аксиоме: реальность существует; в одном выборе — жить. Чтобы жить, человек должен считать высшими, основополагающими ценностями Разум, Цель и Самоуважение. Разум — как единственный инструмент познания, Цель — как выбор счастья, которого можно достичь с помощью этого инструмента, Самоуважение — как нерушимую уверенность в том, что человек способен думать и его личность достойна счастья, что значит — достойна жизни. Эти три ценности подразумевают все остальные человеческие добродетели, которые проистекают из существования и сознания человека: разумность, независимость, цельность, честность, справедливость, эффективность, гордость.»

Умберто Эко «Мне остается только молчать… Скоро уж я возвращусь к своим началам… Скоро уж я поступлю туда, в наиширочайшую пустыню, совершенно гладкую и неизмеримую, где подлинно честное сердце изнывает в благостыне. Я погружусь в божественные сумерки, в немую тишину и в неописуемое согласие, и в этом погружении утратится и всякое подобие, и всякое неподобие, и в этой бездне дух мой утратит самого себя и не будет больше знать ни подобного, ни неподобного, ни иного; и будут забыты любые различия, я попаду в простейшее начало, в молчащую пустоту, туда, где не видно никакой разности, в глубины, где никто не обретет себе собственного места, уйду в молчаливое совершенство, в ненаселенное, где нет ни дела, ни образа.»

Йозеф Геббельс «Каждый критик должен быть готов в любую минуту и по первому требованию заместить тех, кого он критикует; в противном случае критика теряет свой смысл — она становится наглой, самонадеянной и тормозит развитие культуры.»

Викарии

  • 1539: Эдмунд Уотсон
  • 1539: Роберт Бесте
  • 1554: Томас Уэллс
  • 1572: Роберт Бесте
  • 1572: Уильям Уэллс
  • 1574: Томас Лангхорн
  • 1574: Уильям Ирландия
  • 1577: Кристофер Хейворд
  • 1588: Уильям Фишер
  • 1591: Томас Найт
  • 1602: Томас Маунтфорд
  • 1632: Уильям Брэй
  • 1641: Джон Уинкопп
  • 1643: Томас Стрикленд
  • 1644–1648: Дэниел Каудри
  • 1648: Габриэль Сангар
  • 1661: Николас Харди
  • 1670: Томас Лэмплю
  • 1676: Уильям Ллойд
  • 1680: Томас Тенисон
  • 1692: Уильям Ланкастер
  • 1693: Николас Гуж
  • 1694–1716: Уильям Ланкастер
  • 1716–1723: Томас Грин
  • 1723–1756: Захария Пирс
  • 1756–1776: Эразм Сондерс
  • 1776–1812: Энтони Гамильтон
  • 1812–1824: Джозеф Холден Потт
  • 1824–1834: Джордж Ричардс
  • 1834–1848: сэр Генри Роберт Дукинфилд, Барт.
  • 1848–1855: Генри Маккензи
  • 1855–1886: Уильям Гилсон Хамфри
  • 1886–1903: Джон Фенвик Китто
  • 1903–1914: Леонард Эдмунд Шелфорд
  • 1914–1927: Хью Ричард Лори Шеппард
  • 1927–1940: Уильям Патрик Глин Маккормик
  • 1941–1947: Эрик Лавдей
  • 1948–1956: Льюис Мервин Чарльз-Эдвардс
  • 1956–1984: Остин Уильямс
  • 1985–1995: Джеффри Браун
  • 1995–2011: Николас Холтам
  • 2012 – настоящее время: Сэмюэл Уэллс

Комплекс в XIX веке

В начале XIX века итальянский живописец Антонио Клаудо расписал храм, его работы сохранились на стенах комплекса до наших дней. Этот же мастер выполнил иконы для главного иконостаса. Итальянский стиль живописи был нехарактерен для храмов того времени. Так, в церкви появились не свойственные православным храмам сюжеты: изображение Моисея и апостола Петра.

В 1806 году храм освятил московский митрополит Платон.

1812 год принес несчастье, храм сильно пострадал от пожара. Поэтому с 1813 по 1821 год его восстанавливали, реставрируя перекрытия и облицовку. В XIX веке основной храм функционировал без отопления. Только в начале XX века купец Сергей Александров поспособствовал тому, чтобы было организовано калориферное отопление. Кроме этого, обновили и живописное оформление интерьера.

История храма

Великий князь Василий III венчался на престол в день, когда церковь поминала Марина Исповедника – 14 апреля 1502 года. В память об этом торжественном событии новый правитель Руси велел заложить в главном городе государства храм Мартина Исповедника. Старая церковь простояла 300 лет, и была за ветхостью разобрана.

Каменный храм начали возводить в 1791 году на деньги прихожанина и богатого чаеторговца Василия Яковлевича Жигарева. Строительство приурочили к приезду в Россию императора Священной Римской империи Иосифа II, а проект здания разработал талантливый зодчий и мастер классицизма Родион Родионович Казаков.

Необычная церковь была закончена в 1806 году и освящена митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Благодаря выгодному расположению на холме, она стала архитектурной доминантой Таганки и Заяузья.

Любопытная история произошла с храмом в 1812 году, когда в Москве стояли войска Наполеона. Маршал Мюрат был настолько поражен красотой церкви, что выставил перед входом в нее вооруженный караул с офицером. Охрана защищала храм от мародеров, а при отступлении французов мюратовские солдаты сдались в плен русской армии.

Как и другие здания в Москве, храм сильно пострадал во время большого пожара. Когда французы оставили город, в церкви Папы Мартина провели благодарственное богослужение в честь избавления Москвы от неприятеля. Обгоревшие фасады пришлось восстанавливать более 10 лет.

На протяжении всего XIX столетия при храме существовали общество помощи бедным, церковно-приходская школа, богадельня и народное училище. Церковь была холодной. В ней не топили, поэтому богослужения шли только в теплое время года. В 1904 году церковный староста, состоятельный купец Сергей Андреевич Александров пожертвовал деньги, на которые была обновлена живопись на стенах и устроены калориферные печи.

После революции старинный храм разделил судьбу многих святынь Москвы. Когда в стране проводили кампанию по изъятию церковных ценностей, из ризницы вывезли более 14 пудов серебра. Вооруженные отряды забрали богослужебную утварь и оклады древних икон. Все внутреннее убранство храма, включая алтарь и придельные иконостасы, было полностью уничтожено.

В 1931 году церковь закрыли для богослужений. Опустевшее здание заняла киностудия документального кино. Потом в бывший храм вселилась Книжная палата, которая использовала помещения для книжных фондов. Долгое время территория вокруг была обнесена глухим высоким забором. Сквозь щели виднелся обветшавший фасад и большая надпись на фронтоне с названием храма.

В 1980-е годы здание занимал вычислительный центр одного из научно-исследовательских институтов. Когда в стране начались перемены, количество верующих выросло. Единственный действующий храм на Таганке – Успения Богоматери в Гончарах не справлялся с потоком прихожан. Было принято решение вернуть Церкви храм Папы Мартина. В 1991 году сюда перенесли чудотворный образ Божией Матери Грузинская.

Через пять лет реставраторы и волонтеры разобрали шесть перегородок из железобетона, которые были построены в годы советской власти. Постепенно были восстановлены настенные росписи, перестелены полы, заменены оконные переплеты, отопление и кровля. В храм вернулся иконостас, который несколько десятилетий хранился в стенах Донского монастыря. Наконец, в 1998 году прошло торжественное освящение старинной церкви.

Музыка

Церковь известна своими регулярными обеденными и вечерними концертами: здесь выступают многие ансамбли , в том числе Академия Святого Мартина-ин-Зе-Филдс , соучредителями которой являются сэр Невилл Марринер и Джон Черчилль, бывший магистр музыки в церкви Св. Мартина.

Список органистов

Вест-Энд и орган Дж. В. Уокера

Органисты включают:

  • Джон Велдон 1714–1736 гг.
  • Джозеф Келвей 1736–1781 (бывший органист Св. Михаила, Корнхилл )
  • Бенджамин Кук 1781–1793
  • Роберт Кук 1793–1814 (сын Бенджамина Кука)
  • Томас Форбс Джеррард Уолмисли 1814–1854 гг.
  • Уильям Томас Бест 1852–1855?
  • WH Adams, назначен в 1857 г.
  • HWA Beale
  • Уильям Джон Киппс 1899–1924
  • Мартин Шоу 1920–1924 гг.
  • Арнольд Голдсборо 1924–1935
  • Джон Олден 1935–1938
  • Стэнли Драммонд Вольф 1938–1946
  • Джон Черчилль 1949–1967
  • Эрик Харрисон 1967–1968
  • Роберт Винсент 1968–1977 (позже органист Манчестерского собора)
  • Кристофер Стоукс 1977–1989 (позже музыкальный директор Вестминстерского аббатства Святой Маргарет, органист и магистр хористического собора Манчестера)
  • Марк Стрингер 1989–1996 (в настоящее время музыкальный директор Wells Cathedral School, Wells UK, с апреля 2015 года; исполнительный директор Тринити-колледжа в Лондоне, 1997–2012 годы; в прошлом музыкальный директор, Methodist Central Hall, Вестминстер)
  • Пол Стаббингс 1996–2001 (позже музыкальный директор Музыкальной школы Святой Марии, Эдинбург)
  • Ник Дэнкс 2001–2008
  • Эндрю Эрис 2009 —

Благотворительная деятельность

Питьевой фонтанчик Джона Лоу Бейкера стоит на кладбище.

Благотворительная организация St Martin-in-the-Fields поддерживает бездомных и людей из неблагополучных семей. Церковь собирает деньги для уязвимых людей в своем ежегодном Рождественском воззвании с 1920 года и в ежегодной радиопередаче BBC с декабря 1927 года.

The Connection at St Martin’s находится рядом с церковью и тесно сотрудничает с церковной благотворительностью. Ежегодно он поддерживает 4000 бездомных в Лондоне, предоставляя жилье, медицинскую и стоматологическую помощь, обучение навыкам и творческую деятельность.

Архитектура

Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Искусствовед и знаток московской архитектуры Марина Иосифовна Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве»]

..

Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над нём находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 метров. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-ых годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров

Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо, работы которого сохранились до нашего времени

Страны

Абхазия * Австралия * Австрия * Азербайджан * Албания * Алжир * Ангола * Андорра * Аргентина * Армения * Афганистан * Багамские острова * Бахрейн * Беларусь * Белиз * Бельгия * Бенин * Болгария * Боливия * Босния и Герцеговина * Бразилия * Ватикан * Великобритания * Венесуэла * Венгрия * Вьетнам * Гана * Гватемала * Германия * Греция

* Грузия * Дания * Египет * Зимбабве *Израиль * Индия * Индонезия * Иордания * Ирак * Иран * Ирландия * Исландия * Испания *Италия * Казахстан * Камбоджа * Камерун * Канада * Кения * Кипр * Киргизия * Китай * Колумбия * Конго * Косово * Коста-Рика * Куба * Латвия * Ливан * Литва * Лихтенштейн * Люксембург * Маврикий * Мадагаскар * Македония * Мальта * Марокко * Мексика * Молдавия (Молдова) * Монако * Монголия * Нигерия * Нидерланды * Новая Зеландия * Норвегия * ОАЭ * Пакистан * Палестина * Папуа — Новая Гвинея * Парагвай * Перу * Польша * Португалия *Россия * Румыния Сан-Марино * Северная Корея * Северный Кипр * Сербия * Сирия * Словакия * Словения * США * Таджикистан * Таиланд * Танзания * Тунис * Туркмения * Турция * Уганда * Узбекистан *Украина * Уругвай * Филиппины * Финляндия * Франция * Хорватия * Черногория * Чехия * Чили * Швейцария * Швеция * Эквадор * Эстония * Эфиопия * ЮАР * Южная Корея * Япония

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector