Гюстав доре. художник. иллюстратор книги. и многих других книг

История русской гравюры

Развитие гравирования в России осуществлялось одновременно с книгопечатанием. Первый образец был опубликован в 1564 году. Под руководством Ивана Федорова была отпечатана книга «Апостол».

Первоначально гравирование заинтересовало церковников. Широкую известность получили произведения «Антимис» Иосифа Знаменского, «Апокалипсис» иерея Прокопия. Максимальная популяризация этого вида искусства началась в XVII-XVIII веке. Большим поклонником этого жанра стал Петр I, по приказу которого в Россию начали приезжать именитые европейские мастера. Они обучали основам гравюры художников из России и самого Петра, который овладел техникой офорта.

Невский проспект у Адмиралтейства в 1753 годуКачалов Г. А.

В середине XVIII века в России появляется уникальное направление гравирования – «Проспекты». В работах изображались виды крупнейших российских городов. Ярким примером гравюр в этом жанре стали иллюстрации Я. Васильева и Г. Качалова к «Плану столичного города Санкт-Петербурга», который они презентовали императрице Елизавете Петровне в 1753 году.

Вид Каменноостровского дворца со стороны НевыУхтомский А.

В этот же период в России создается Академия художеств, которая стала локомотивом продвижения гравирования. Ее выпускниками стали множество выдающихся отечественных живописцев, однако особое место занял А. Ухтомский с работой «Вид Каменноостровского дворца со стороны Невки».

Широкое распространение гравирование получило в портретном искусстве. Самый известный мастер в этом жанре – Е. Чемесов, работы которого поражают детализированностью рисунка, уникальным переплетением штрихов и тонкой игрой света и тени. Его руке принадлежит несколько работ, самые известные – «Портрет Петра I», «Портрет Г. Орлова».

Начало XIX века ознаменовалось популяризацией работ в технике литография. На территории России первая картина этого жанра – «Курдский кавалерист в военном костюме» А. Орловского. Стремительное развитие литографии произошло благодаря всеобъемлющей поддержке Общества поощрения художников. Под их патронажем была издана серия «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» авторства К. Сабата, С. Шифляра и К. Беггорова. Знаковой для российской культуры стала серия «Сцены из русского народного быта», включающего сцены с рисунков И. Щедровского.

Интерес россиян к гравированию ознаменовалась выходом журнала В. Тимма «Русский художественный листок». Он выходил трижды в месяц с 1851 по 1862 гг. Каждый номер сопровождался несколькими авторскими изображениями.

Биография Гюстава Доре

Поль Гюстав Доре родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера-Луи-Христофора Доре родился сын, названный Луи-Августом-Гюставом.

Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.

Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

В 1841 году семья перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой.

Позднее художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».

В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших известными людьми, — Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и теоретик искусства).

Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.

Творчество

Доре и его родители понимали, что талант Гюстава должны увидеть люди. В 15 лет он с матерью переехал в Париж, где поступил в лицей Шарлемань. А затем парень отправился в редакцию популярного журнала с предложением опубликовать его работы. Для этого он прихватил с собой рисунки, на которых изображал подвиги Геракла. Его сразу зачислили сотрудником, пообещав неплохую зарплату, а вскоре издательство выпустило целый альбом его литографий.

Хотя Доре так и не получил художественного образования, он много времени провел в Лувре: изучал гравюры, картины, каждый день занимался графикой и живописью. Его заметили и представители других журналов, руководство ежедневника Le Journal выделило молодому человеку страницу для его рисунков. Это помогло сделать творчество художника еще более узнаваемым, и в 1848-м он впервые выставился в Парижском салоне.

Затем Доре прекратил отношения с журналом, некоторое время оформлял публикации в дешевых изданиях, а с 1851 года стал создавать скульптуры на религиозные темы и выставлять соответствующие картины. Спрос на его работы стал расти с невероятной скоростью, а потому мужчину все чаще стали привлекать к иллюстрированию. За период всей работы он оформил больше 120 книг. Сначала они появлялись только во Франции, затем в Англии, России и Германии.

Иллюстрация Гюстава Доре к Библии

Самыми продуктивными в творчестве Доре стали 1860-е. В этот период за годы превосходной работы его награждают орденом Почетного легиона. Также мужчина совершает поездку в Испанию, где знакомится с бароном Дэвилье. Эта встреча закончилось тем, что один популярный журнал опубликовал цикл заметок с рассказами и рисунками художника.

Не менее примечательной стала работа Гюстава над иллюстрациями к Библии, ставшая впоследствии всемирно известным шедевром гравера. Со временем его популярность распространилась и на Англию, и в 1869 году творца ждал успех на лондонской выставке. Сложно сосчитать общее количество написанных живописцем за всю жизнь работ, но то, что он внес вклад в развитие искусства во Франции, остается для всех неоспоримым фактом.

«Саломея», иллюстрации Обри Бёрдслея


Саломея с головой Иоанна Крестителя. Иллюстрация: Обри Бёрдслей / иллюстрация для пьесы «Саломея» Оскара Уайльда
Саломея с головой Иоанна Крестителя. Иллюстрация: Обри Бёрдслей / иллюстрация для пьесы «Саломея» Оскара Уайльда

О книге

«Саломея» — трагедия английского писателя Оскара Уайльда.

В основе пьесы — история ветхозаветной героини Саломеи, падчерицы правителя Галилеи Ирода Антипы. Она соблазнила его, исполнив знаменитый Танец семи покрывал. За это Ирод пообещал исполнить любое её желание. Она потребовала голову пророка Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Это была месть за то, что он публично осуждал адюльтер матери Саломеи.

Уайльд оттолкнулся от библейской истории, но переработал её. Он сохранил конфликт между матерью героини и Иоанном Крестителем. Однако Саломея в интерпретации Уайльда влюбилась в заключённого в тюрьму пророка, трижды просила разрешения коснуться его тела, поцеловать его волосы и губы, но он трижды отверг её. После исполнения Танца семи покрывал Саломея попросила принести ей голову Иоанна Крестителя. А получив её, стала целовать мёртвого в губы и произносить слова любви. Ирод, испытав ужас от этой сцены, приказал солдатам убить Саломею.

Из-за такой интерпретации библейского сюжета разгорелся скандал, и в Великобритании «Саломею» надолго запретили.

О художнике

Обри Бёрдслей (1872–1898) — английский художник, график, иллюстратор и поэт. Больше всего он известен своими иллюстрациями, сделанными чёрной тушью, с эротическими и гротескными мотивами. В них он передавал противоречивые человеческие чувства, одиночество, страх, желание и чувственное наслаждение.

Художественный критик Сергей Маковский так описал творчество Бёрдслея: «… чёрный алмаз с тонко отшлифованными гранями, с острым, холодным блеском, чёрный алмаз в филигранной оправе, восхищающий совершенством работы и в то же время наводящий жуткий трепет, словно талисман волшебника».

Об иллюстрациях

Бёрдслей создал 16 иллюстраций к «Саломее» Уайльда в 1894 году. Он нарисовал их тушью, но из-за чёткости линий и силуэтов можно подумать, что это гравюра.

Серия получилась эротической, и это отражало содержание пьесы. Однако такая откровенность противоречила викторианским нормам морали, по которым женский образ должен быть целомудренным. Впервые все иллюстрации Бёрдслея издали только в 1907 году.

В рисунках есть пара особенностей. Первая — в них заметна эстетика японских гравюр: крупные элементы, полностью залитые чёрным цветом, сочетаются с тонкими гибкими линиями. Бёрсдлей действительно вдохновлялся японским искусством, в том числе эротическими гравюрами сюнга.


«Луна». Иллюстрация: Обри Бёрдслея / иллюстрация для пьесы «Саломея» Оскара Уайльда
«Юбка с павлиньим узором». Иллюстрация: Обри Бёрдслея / иллюстрация для пьесы «Саломея» Оскара Уайльда
«Чёрная накидка». Иллюстрация: Обри Бёрдслея / иллюстрация для пьесы «Саломея» Оскара Уайльда

Вторая особенность — рисунки не повторяют буквально текст Уайльда. В них нет ни конкретного времени, ни места, ни зачастую сюжета. Бёрдслей вольно интерпретирует сцены пьесы.

Например, «Туалет Саломеи» по тексту выглядит так: рабыни приносят героине благовония и семь покрывал и снимают с её ног сандалии. У Бёрдслея обнажённая Саломея сидит перед зеркалом, на полочке стоят разные косметические принадлежности, и парикмахер в чёрной маске припудривает пышную причёску героини.

Интересная деталь: под полкой с косметикой Бёрдслей поместил книги Апулея, Бодлера, Верлена, Маркиза де Сада и Эмиля Золя — этого не было в тексте Уайльда и не могло быть по сюжету в целом.

Лучшие гравюры

История гравирования насчитывает несколько веков. За это время было создано десятки тысяч произведений, но лишь некоторые из них стали по-настоящему культовыми. Они не только стали свидетельством таланта авторов, но и помогли им занять достойное место в истории мировой живописи.

«Меланхолия» Альбрехта Дюрера

Самая загадочная работа немецкого гравера. По утверждению многих экспертов, «Меланхолия» считается одной из наиболее сложных в техническом плане. За века своего существования она обросла множеством толкований.

МеланхолияАльбрехт Дюрер

По концентрации символов и многозначительности это произведение не имеет равных. На рисунке находится множество элементов, что позволяет говорить о том, что эта работа – своеобразное послание потомкам.

Один из самых загадочных символов – магический квадрат с числами. В нем зашифрованы несколько важных дат в жизни Альбрехта Дюрера, включая год создания рисунка и время смерти матери.

Серия Капричос Франциско Гойи

Один из самых фундаментальных циклов графических иллюстраций в истории. Франциско Гойя создал уникальную серию из 80 изображений, в которой показывает и высмеивает суеверия, пороки и грехи общества. В его картинах скрыта глубочайшая аллегория, призыв к людям обратить внимания на тайные пороки, которые овладевают ими.

Франциско Гойя стал первым гравером, которые не побоялся обличить аристократию, открыть неудобную правду. На долгие годы серия «Капричос» была забыта, но со временем именно она стала источником вдохновения для многих выдающихся творцов, включая Делакруа, Дали и Мане.

Апокалипсис Альбрехта Дюрера

Самая известная серия гравюр Дюрера, которая ознаменовала новый виток в его творчестве, сделала его всемирно известным. Она состоит из 15 графических рисунков, созданных в качестве иллюстраций к «Откровениям Иоанна Богослова».

«Апокалипсис» увидел свет в 1498 году, когда европейское общество интересовалось всем апокалиптическим.  Это помогло Дюреру мгновенно стать известным, увековечило его имя в анналах мировой истории.

Рыцарь, смерть и дьявол Альбрехта Дюрера

Это произведения произвело настоящий фурор в Европе благодаря мастерскому исполнению и многообразию скрытых символов. Графическое полотно создано в 1513 году, стало одной из особых работ Дюрера, которые сделали его знаменитым.

Рыцарь, смерть и дьяволАльбрехт Дюрер

В средневековой гравюре тесно переплетаются богословские, интеллектуальные и моральные атрибуты схоластики того времени. После изучения гравюры остаются вопросы, на которые зритель пытается самостоятельно дать ответ. Центральный образ изображения – рыцарь, который движется в тесном ущелье. Он полностью погружен в себя и не обращает внимания на происходящее вокруг. Ничто не в состоянии отвлечь его от конечной цели.

Самый интересный момент заключается в том, что Альбрехт Дюрер поместил свои инициалы и подпись на мемориальную доску в нижней части картины. Исследователи до сих пор не могут понять, чем вызвано такое желание автора. Многие из них сходятся во мнении, что таким образом Дюрер пытался отобразить состояние своей души в момент написания произведения.

Модный брак Уильяма Хогарта

Цикл из 6 рисунков «Модный брак» от отца сатирической гравюры Уильяма Хогарта стал революционным. Это объясняется тем, что впервые в Англии открыто высмеиваются нравы и традиции аристократической верхушки. Автор поднял актуальный в те времена вопрос «модных браков», характерных для бедных аристократических родов, которые ради денег были готовы сблизиться с богатыми простолюдинами-буржуа.

Серия высмеивает саму ситуацию, в которой герои гравюры оказались по вине низкой нравственности общества. Хогарт мастерски передал настроение, герои вызывают у наблюдателя скорее жалость, чем насмешку.

Адам и Ева Альбрехта Дюрера

Графическое полотно «Адам и Ева» стала первой попыткой именитого немца изобразить прародителей человечества. Авто изобразил идеальных Адама и Еву, воссоздав картину, предшествующую грехопадению. На рисунке можно заметить яблоко в руке Евы и змея, искушающего ее.

Адам и ЕваАльбрехт Дюрер

Интересный факт – для создания этой работы Дюрер тщательно изучал антропометрию, прибег к античным идеалам красоты. За основу фигуры Адама он избрал Аполлона Бельведерского, Евы – Венеру Медицейскую. Это произведение – виток гордости автора.

Адам и Ева в раюАльбрехт Дюрер

Это первая гравюра Дюрера, на которой в центре сюжета имеется табличка с указанием авторства. Это говорит о том, что Дюрер горд выполненной работой и полностью удовлетворен конечным результатом.

«ВОТ ВАША МАСТЕРСКАЯ И ВАШИ МОДЕЛИ»

Иллюстрации к Библии

В тридцатые годы Филипон создал сатирический журнал «La caricature», в котором собрал «золотой цвет французской графики», мастеров бытового жанра и карикатуры. Среди прочих туда был принят в 1848 году молодой Доре. Здесь он проработал более четырех лет, занимаясь, согласно договору, исключительно карикатурами, которые он выдавал в виде серий еженедельно. За время работы им было создано для Филипона более 2000 иллюстраций.

Как-то Филипон, рассматривая ранние работы Доре, указал на улицу Биржи, шумевшую за окном издательства, и сказал: «Вот ваша мастерская и ваши модели».

События, которые разворачивались перед глазами впечатлительного шестнадцатилетнего юноши, выходили из-под его пера переосмысленными. Это была едкая и гротескная карикатура. Он не писал с натуры ни революцию 1848 года, ни митингов студентов, ни изгнание Луи-Филиппа. Он вообще ничего не делал с натуры, рассчитывая исключительно на собственную память. А зрительная память у него была феноменальная. Доре легко находил художественные решения своим замыслам  — из схваченных на улицах ситуаций, жестов и мимики рождал обобщенные, но реалистичные образы, которые отличала беспощадность и остроумие художника. В 1854 году вышел альбом литографий «Парижский зверинец», где Доре представил публике галерею парижских типажей.

Иллюстрации к Библии

В этом же году Доре покинул Филипона, сохранив с ним дружеские отношения, чтобы обратиться к книжной иллюстрации и большой литературе. Вполне возможно, что Доре, которому на тот момент двадцать два года, считал карикатуру с художественной точки зрения жанром неубедительным и мелким. А может быть жаждал личного признания, как художника. В любом случае, опыт наблюдения за жизнью и городской суетой, оставили свой отпечаток в манере Доре, его умении через деталь донести образ. «Доре сочетал в себе немецкий порядок и организованность и французский романтизм и впечатлительность», — напишут о нем позже критики. А еще, он умел многое доводить до абсолюта.

Еще в детстве его родители, не видя в увлечении сына живописью перспектив, решили чем-нибудь отвлечь мальчика. Отец купил Густаву скрипку. Но как с легкостью Доре схватывал натуру и в мгновение ока переносил ее на лист бумаги, так же легко и блестяще ему давалась музыка. Он повторял в своих скрипичных вариациях услышанные на улицах города марши и песни. Повзрослев, он также овладел фортепиано и имел прекрасный тенор. Он не скупился и не скрывал свой природный дар, но щедро дарил его окружающим.

Виды гравюры

Классификация выполняется по различным параметрам:

  • способ обработки печатной формы – травление и гравирование;
  • цветовое исполнение – черно-белая и цветная;
  • художественная ценность – репродукция и авторская;
  • назначение – станковая, прикладная, книжная;
  • материал печатной доски – на металле, дереве, пластике, золоте, стекле, линолеуме и т.д.

Наибольшее значение уделяют технике изготовления. В соответствии с этим параметром различают следующие виды гравюры.

Продольная (обрезная) ксилография

Первая известная техника. Для создания печатной формы используют доски с продольным распилом из мягких пород древесины. Рисунок создают за счет ножей различных типов и размеров.

ПейзажЭдвард Мунк

Ключевая особенность техники гравюры на дереве – преобладание черных штрихов и высокая контрастность.

Поперечная (торцевая) ксилография

Для формирования рисунка используют доску с поперечным распилом из твердых пород древесины и специальный инструмент – штихель. Благодаря ему можно создавать тонкие штрихи, плавно варьировать переходы линий разной глубины.

Портрет КутузоваВладимир Фаворский

Резцовая гравюра

Это гравюра на металле (чаще всего используеют медь), вырезанная специальным инструментом – металлографическим резцом с квадратным сечением.

Битва обнаженных мужчинАнтонио дель Поллайоло

Ключевая особенность – преобладание четких чистых линий.

Офорт

На металлическую доску наносят лак, устойчивый к воздействию кислоты. С помощью острой тонкой иглы процарапывают рисунок. Далее полотно травят кислотой, из-за чего в углублениях металл подвержен коррозии.

Три дереваРембрандт Ван Рейн

Этот вид позволяет формировать сложные рисунки в свободной технике.

Сухая игла

Техника максимально похожа на офорт. Единственный нюанс – металлический лист не обрабатывается лаком, рисунок процарапывается иглой.

Портрет писателя Виктора ГюгоОгюст Роден

Благодаря особенностям технологии, готовая работа максимально схожа с натуральным карандашным рисунком.

Пунктирная гравюра

На металлическую заготовку, предварительно покрытую лаком, наносят множество мелких точек с помощью гравировального молота. Сочетание углублений с разной плотностью формирует рисунок с необычной графической фактурой в отличие от гравюры одной линией.

Портрет Лавинии СпенсерФранческо Бартолоцци

Мягкий лак

Заготовку покрывают мягким лаком, после чего на нее накладывают лист бумаги. На нем прорисовывают карандашный рисунок. Благодаря мягкой консистенции лака, на прорисованных участках он пристает к листу бумаги.

ШтурмКете Кольвиц

Далее заготовку травят кислотой, в результате чего получается рисунок с необычным зернистым штрихом.

Акватинта

Заготовку покрывают тончайшим слоем асфальта или канифоли, после чего на поверхности процарапывается рисунок. Далее ее травят кислотой. Благодаря особенностям покрытия она проникает не только в углубления от иглы, но и в мельчайшие поры канифольного или асфальтового покрытия. Как итог – получается полотно с необычным тоновым эффектом.

Один другого стоитФранциско Гойи

Лавис

Одна из сложных техник. На медной заготовке, предварительно покрытой слоем канифоли, формируют рисунок. Делают это кистью, обработанной кислотой.

Русские торговцы рыбойЖан-Батист Лепренс

Полученную форму используют для тиражирования оттисков. Она стала одной из первых, которую стали применять при печати газет. Вытравленные кислотой участки гравюры на меди заполняют краской в процессе печати, формируя конечный рисунок.

Меццо-тинто

На доске с зернистой структурой выскабливают светлые элементы рисунка. Старинные гравюры в этой технике обладают глубиной тона, необычной игрой тени.

Церковь Иисуса Христа в ОксфордеЭдвард Дейес

Кьяроскуро

Готовую композицию создают с помощью последовательной печати нескольких элементов рисунка. Каждый из них нанесен на отдельную деревянную заготовку, отличается от других цветовой гаммой и тональностью.

Чудесный улов рыбыУго ди Карпи

Линогравюра

Новейшая техника, появившаяся в XX веке. Активно используется современными графическими мастерами. Обладает схожими чертами с продольной ксилографией, однако рисунок наносят на тщательно отшлифованный лист линолеума.

Сосны и дюныАлександр Шевченко

Сольная карьера

Поддержка друзей и фанов окрылила исполнительницу. Она поняла, что способна на большее и стала искать новый стиль. Когда существующие жанры перестали удовлетворять ее, решила попробовать нечто новое. Пробуя и ошибаясь, повторяя попытки вновь и вновь, она стала создавать уникальные, ни на что не похожие мелодии. Свое изобретение назвала cute-rock – милый рок. 

К новому стилю захотелось прибавить другой псевдоним. Ведь это был более высокий уровень творчества. Так появилась Дора, за ней mental dora и cute dora. Когда ее спрашивают: «Почему «ник» написан с малой, а не заглавной буквы?» Скромная девушка отвечает, что не любит пафоса. 

В 2019 года сборник «Я не коммерция» вышел под новым псевдонимом. И тут же пробился в тридцатку лидирующих исполнителей на iTunes. Ее заметили не только фаны, но музыкальные критики.

Обложка к песне Дорадура

Престижный Freshmus назвал исполнительницу «новым ярким именем на небосклоне урбан-поп-музыки». 

Вслед за первым альбомом появился следующий «Я не ругаюсь матом», за ним отдельные песни «Дорадура» и «Подружки». Они произвели настощий фурор.

Один из популярных альбомов 2019 года

Что известно про детство певицы

Имя и фамилия ее, указанные выше в официальных данных биографии – подлинные, эти сведения не подлежат сомнению. Блогер n3oon в сюжете «Лучшие музыканты ноунеймы!» в рассказе о ней в 2018-м поведал публике, что он сам с девушкой связался, чтобы уточнить ее имя и фамилию, а также день и год рождения. Более подробно Дарья сама рассказала своим поклонником у себя в ленте «ВКонтакте»: иногда она сама, наверно, не выдерживает накала страстей и отвечает на некоторые вопросы. Кстати, во время одного из диалогов с поклонниками Дарья уточнила, почему ее последний никнейм должен писаться маленькими буквами и без первой заглавной: «Ненавижу, когда люди делают вокруг своей персоны культ личности. И сама не собираюсь выделяться чем-то особенным, возвышаться над другими. Потому мой ник именно такой в написании, пожалуйста, имейте это в виду – dora».

Да, Даша родилась в Саратове, но произошло это при довольно необычных обстоятельствах. Как девушка рассказала, мама ее была уверена: ребенок родится у нее не раньше первой недели декабря, но жизнь распорядилась иначе, и роды у Дашиной мамы начались поздно вечером тридцатого ноября. О том, почему не приехала вовремя «Скорая», девушка в своих откровениях не упоминала. Скорее всего, как это часто происходит до сих пор в российской глубинке, врачи банально не могли приехать слишком быстро: плохие дороги, недостаток врачей, мало машин – тем более, что это был конец 90-х, бардак тогда царил везде, а не только в Саратове. Итак, рождение Даши, в будущем певицы dora, случился «в обыкновенной саратовской квартире, а не в больнице», – ее слова. Роды принимал… ее дедушка, в прошлом летчик (про это Дарья тоже упомянула в посте): мужчина был не робкого десятка, судя по его профессии, и помог появиться внучке на свет. Про этот удивительный факт даже написали потом в саратовских газетах, как утверждает Даша.

Теперь про то, были ли у девочки в самом раннем детстве предпосылки к будущей демонстрации безусловного таланта. То, что dora талантлива, трудно оспорить: посредственность ну никак не сумеет писать свои собственные синглы, которые будут набирать миллионное количество прослушиваний. Снова ее слова из диалога с подписчиками в ВК: «Петь я начала совсем маленькой, и это было не слишком удивительно, потому что в нашем доме постоянно звучала музыка». Нет, родители ее не были музыкантами или учителями музыки, но наверняка в их семье музыку любили, потому включали ее часто. Dora это подтверждает, рассказывая дальше: «Особенно неравнодушна к музыке была мама, ей больше всего нравился поп». «Почему девочку сразу не отвели в музыкальную школу?» – спросят некоторые, но стоит вспомнить дату ее рождения: начало 2000-х было не слишком радостным во многих российских семьях, и можно предположить, что родителям Даши просто банально не хватало денег на музыкальную школу.

А может, рядом с ее домом не было музыкальной школы, а водить в другой конец города было некому – вопрос о том, почему маленькая девочка не начала посещать музыкальное заведение, остается открытым

Но это факт, на котором dora акцентировала внимание много раз, говоря: «Не имею вообще музыкального образования, на гитаре и синтезаторе научилась играть сама – вот такая самоучка, не знакомая с нотами». Но все-таки родители Дарьи, как говорится, напряглись с деньгами, и купили ей кое-что, когда заметили дочь часто подпевающей звучащей в доме музыке

«Я так часто пела, и, судя по всему – неплохо, что в семье было принято решение купить мне воистину волшебную вещь, которая сказочным образом изменила мою жизнь». Этим предметом, который стал сразу ее любимым, от которого трудно было девочку оторвать и днем, и ночью (за исключением посещения школы) стал домашний караоке.

Теперь квартира, где жила Даша Шиханова, наполнилась уже не звуками популярных поп-мелодий того времени, а ее голосом: девочка вовсю распевала с помощью домашнего караоке свои любимые хиты. Конкретно назвать то, что ей особо тогда нравилось, трудно: «Список моей любимой музыки был необыкновенно «пестрый»: то я слушала и пела ретро, потом резко переключалась на хип-хоп, или запросто могла слушать и петь джаз, а затем бралась за попсу», – ее собственные слова. И было у нее в детстве еще одно увлечение, на которое будущая певица dora отвлекалась с удовольствием от домашнего караоке: это мультфильмы, особенно ей нравились японские. «Когда ребенок смотрит мультфильмы, это очень полезно. Они развивают фантазию и помогают посмотреть на окружающий мир с другой стороны», – так сказала Даша уже в наши дни.

«Алиса в Стране чудес», иллюстрации Сальвадора Дали


«Глава первая, в которой Алиса чуть не провалилась сквозь Землю». Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла

О книге

«Алиса в Стране чудес» — сказка, которую в 1865 году написал математик-профессор Оксфорда, писатель и поэт Чарльз Лютвидж Доджсон. Он работал под псевдонимом Льюис Кэрролл.

В центре истории — семилетняя девочка Алиса, которая попадает сквозь кроличью нору в фантастический мир со странными существами. Но сказку любят не только дети. Взрослые, особенно читающие «Алису» в оригинале, замечают языковые, математические и философские шутки, а иногда и политическую сатиру. Так, образ Червонной Королевы, очень вероятно, пародировал королеву Викторию.

О художнике

Сальвадор Дали (1904–1989) — художник, график, скульптор, режиссёр, писатель и самый известный представитель сюрреализма.

Его живопись — ребус, в котором сны перемешаны с галлюцинациями, фетишами и религиозными символами. Его привлекали изменчивость образов и свобода ассоциаций, свой метод создания произведений он называл параноидально-критическим. Дали увлекался психоаналитическими теориями и вводил в своё творчество темы эротизма, смерти и разложения.

Художник намеренно создавал образ безумного гения, совершая эксцентричные выходки: он появлялся на публике с протухшей селедкой на шляпе и водил на поводке бородавочника.

Об иллюстрациях

В произведении Кэрролла много странностей, пространственных искажений и парадоксов, реальность переплетается со сном и фантазией. Неудивительно, что издательство Random House предложило проиллюстрировать эту историю сюрреалисту Дали.

Это было в 1969 году, художнику заказали рисунки для ограниченного тиража «Алисы в Стране чудес», который должен был выйти в серии «Книга месяца».

Художник сделал 12 иллюстраций — по одной к каждой главе плюс одну заглавную. Изображения выполнены в технике гелиогравюры.


«Глава вторая, в которой Алиса купается в слезах». Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла
«Глава третья, в которой происходит Кросс по Инстанциям и история с хвостиком». Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла
«Глава четвертая, в которой Тритон Билль вылетает в трубу».Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла
«Глава пятая, в которой Червяк дает полезные советы». Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла
«Глава шестая, в которой встречаются поросенок и перец». Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла

Дали создал яркие изображения, на которых пространство зачастую абстрактно, а персонажи объединяются произвольно, как коллаж. Художник воплотил в иллюстрациях иррациональность сказки: здесь нет ни конкретных времени и пространства, ни явной логики, ни реалистичных пропорций.

В некоторые рисунки Дали ввёл образы из своей живописи. Например, изобразил Алису прыгающей на скакалке — такая героиня уже встречалась на его картине «Пейзаж с девушкой со скакалкой». Эта фигура есть на каждой из 12 иллюстраций. А знаменитые тающие часы из «Постоянства памяти» появились прямо в центре рисунка к «Чаепитию у шляпника».


«Глава седьмая, в которой пьют чай как ненормальные» (Чаепитие у шляпника). Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла
«Глава восьмая, в которой играют в крокет у Королевы». Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла
«Глава девятая, в которой рассказана история Деликатеса». Иллюстрация: Сальвадор Дали / иллюстрация к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла

Всего вышло 2700 экземпляров «Алисы в Стране чудес» с иллюстрациями Дали, и для каждого художник подписал гравюры вручную.

БИБЛИЯ ДОРЕ

Христос покидает суд. 1867-1872

Над Библией, а это 230 иллюстраций, Доре работал два года (1864-1866). Он сотнями делал эскизы, десятками — рисунки и мучительно искал образы. Главная проблема, с которой столкнулся художник, состояла в том, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы. Поэтому Доре решил сосредоточиться на ключевых книгах и наиболее драматических событиях Священного писания

Псалтырь, Послания апостолов, Притчи Соломоновы Доре обошел своим вниманием. Ветхий завет (152 рисунка) он трактовал через призму грандиозных природных процессов, на фоне которых разворачивается история

В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона.

Однако, критики неоднозначно приняли роскошное издание с золотым обрезом, которое вышло в 1866 году. Кто-то беззастенчиво упрекал художника в отсутствии академического образования, кто-то, отмечая богатство воображения, наблюдательность и способность воплощать задуманное, ругал за отсутствие психологизма. А кто-то вообще осуждал за оформление (иллюстрации были большого альбомного формата с широкими полями), претендующее на картинное истолкование сюжетов. Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. Неслучайно Библия с иллюстрациями Доре была переведена на десятки языков и издана во многих странах Европы и Америки. Она претерпела более тысячи переизданий. В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа.

«Галерея Доре», открытая в 1867 в Лондоне издателями Фейрласом и Бифортом, привлекала внимание публики. Поэтому однажды владельцы галереи заказали Доре сделать большое полотно по одной из гравюр Библии

Доре с удовольствием согласился и сделал их несколько, ведь англичане признали в нем живописца. Правда говорят, что французы потом шутили, мол, «это же только огромные иллюстрации», на что слышали от англичан в ответ: «ну и что?!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector