Храм великомученика георгия победоносца в грузинах
Содержание:
- История храма
- Христианство в Армении и Грузии
- Расписание богослужений
- Новейшая история церкви
- Крест равноапостольной Нино
- Как добраться до грузинского храма в Москве
- Исторические факты
- Новейшая история церкви
- Грузинская церковь в Москве: адрес, как добраться
- История
- ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТНИКА
- Арабское иго
- Особенности архитектуры церкви Георгия Победоносца
- Грузия – удел Божией Матери
- История грузинского храма в Москве
- Внутренние интерьеры храма
- Интересные факты
- Исторические факты
- Грузинская церковь в Москве: адрес, как добраться
- Особенности архитектуры церкви Георгия Победоносца
- ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА
- Расписание богослужений
- Расписание богослужений
- История храма
История храма
Диаспора из Иберии нуждалась в месте для отправления культа. Деньги на строительство храма выделил сын Вахтанга, царевич Георгий. Место в слободе под сакральное сооружение было выбрано не случайно. Ведь там уже ранее стояла православная церквушка, посвященная евангелисту Иоанну. Но храм этот сгорел. И на его месте грузинская община возвела новую деревянную церковь. Уже в апреле 1750 года храм освятил грузинский архиепископ, живший в России, Иосиф. Церковь эта простояла почти тридцать лет. Но деревянные сооружения слишком часто становятся жертвой огня. Не обошла эта судьба и «Храм на Грузинах». Община решила отстроить его в камне.
Новая грузинская церковь в Москве стала возводиться с осени 1788 года, спустя девять лет после пожара. Ведь понадобилось писать челобитную митрополиту Русской Православной Церкви Платону (Левшину) для получения разрешения построить храм. В 1870 году была возведена колокольня.
Христианство в Армении и Грузии
Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.
Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.
Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.
Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.
Также отличия заключается в следующем:
- В совершении евхаристии.
- Производимое на католический манер исполнение креста.
- Отличия некоторых праздников по датам.
- Использование при богослужении, как у католиков, органа.
- Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».
В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.
Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.
Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.
Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.
Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.
В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:
- Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
- Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
- Епархия Восточной Европы.
- Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
- Епархия в Южной Америке.
- Австралийская.
ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.
Расписание богослужений
Георгиевское подворье на Грузинской улице проводит службы на русском, грузинском и старославянском языках. Расписание богослужений отображается на официальном сайте. Его также можно узнать в самой церкви:
- ежедневно в 08:00 – утренняя Литургия;
- по воскресеньям и большим праздникам – Литургия начинается в 09:30, накануне – в 17:00 провидится Вечернее богослужение;
- по четвергам служится молебен Георгию Победоносцу.
В Георгиевском храме расписание есть как на русском, так и на грузинском языках.
Службы проводит протоиерей Федор Кречетов, иерей Мирон Кантеладзе, протоиерей Кахабер Гоготишвили. Очень необычно, но в расписании заранее указывается, какой батюшка будет служить.
Новейшая история церкви
В конце XIX столетия (1895-1899 годах) грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики. Это новое строение органично примыкало к старой постройке с восточной стороны. С приходом советской власти для церкви настали трудные времена. В 1922 году из нее вынесли все более-менее ценное. Колокола были сняты, а библиотека расхищена.
В 1930 году храм и вовсе закрыли. Колокольня была разобрана, а церковное здание разделили межэтажными перекрытиями. Все это было сделано для того, чтобы вселить в культовое сооружение электромеханический техникум. Только в 1933 году старую часть вернули верующим. Было достигнуто соглашение Русской и Грузинской Православных Церквей о совместном использовании храма. В 2020 году техникум выселили и из новой части здания. Но многое из былого великолепия было утрачено.
Крест равноапостольной Нино
В Мцхете, святая нашла убежище в доме царского садовника. Она молитвами исцелила жену садовника от бесплодия, затем вылечила от тяжёлой болезни жену грузинского царя — Нану. Несмотря на это, царь Мириан, по доносу языческих жрецов, хотел казнить Нину. В день казни царь внезапно ослеп и ни один жрец не смог ему помочь. Тогда все обратились к праведнице и она, молитвами, исцелила царя. Всё больше людей, трудами Нины, принимало Крещение. Царь Мириан пригласил из Византии священников, и христианство стало основной религией в стране.
Святая Нина и пресвитер Иаков отправились в верховья рек Арагви и Нори. Там они проповедовали Священное Писание горным народам. После перешли в восточную Грузию, в Кахетию. Там Нина поселилась в Бодбе, где до конца своей жизни занималась подвижничеством. Трудами святой равноапостольной Нины многие жители окрестных мест пришли к вере во Христа, среди них была царица Кахетии София.
Незадолго до своей кончины равноапостольная Нина попросила приехать в её обитель епископа Иоанна, чтобы он подготовил её к последнему пути. К святой приехал не только монах, но и сам царь со всем духовенством. На месте погребения святой Нино, царём Мирианом в её честь был заложен, а его сыном достроен храм. Позднее там был основан женский монастырь.
Как добраться до грузинского храма в Москве
Точный адрес церкви: Москва, ул. Большая Грузинская, 13.
Как добраться на общественном транспорте? Можно воспользоваться метро, ближайшая станция – «Баррикадная». В этом случае 820 метров придется пройти пешком. Можно выйти на станции «Краснопресненская» – до храма 860 м. Рядом расположены остановки автобусов и троллейбусов: в 250 м – ул. Климашкина, в 230 м – Зоологический переулок 8. Чуть дальше находится метро «Улица 1905 года», от него пешком придется пройти около 1 километра.
Ориентироваться можно на Московский Зоопарк и Грузинскую площадь. Возле собора расположено здание мастерской Церетели, рядом с которым установлено множество скульптур под открытым небом.
А прямо возле входа на Георгиевское подворье находится небольшой сквер, в центре которого установлен памятник великому грузинскому поэту и мыслителю Шота Руставели.
Как проехать на личном автомобиле? От Садового кольца нужно ехать 350 м. по ул. Баррикадная в сторону ТТК, затем перед Московским зоопарком свернуть на ул. Большая Грузинская, затем – прямо 500 метров, поворот налево на Зоологический переулок. Храм будет с правой стороны. Ориентируйтесь на дорожный указатель: храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах.
Рядом находится платная и бесплатная парковка, хотя найти свободное место можно не всегда.
Координаты храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах в Москве: 55.76586, 37.57657.
На карте Вы можете определить точное местонахождение Грузинского Георгиевского подворья в Москве на Большой Грузинской улице (нажимайте «+» или «-», чтобы приблизить или отдалить изображение).
Чтобы задержаться в Москве на несколько дней, можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.
Я побывала в храме Георгия Победоносца в Грузинах 27 октября 2019 года. А рядом с Грузинской церковью в Москве расположен восхитительный готический Римско-католический кафедральный собор, но только уже на Малой Грузинской улице.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.
Исторические факты
Теперь пришло время разобраться в причине столь часто встречающихся грузинских наименований улиц в этом районе. Для этого нам необходимо совершить маленький исторический экскурс. В первой четверти восемнадцатого века на Грузию напала Турция. Царь, Вахтанг Леванович Шестой, в 1725 году приехал в Москву просить заступничества у Императора России Петра II. Прибыл грузинский монарх не один. Его сопровождали не только сыновья Бакар и Георгий, но и многочисленная свита. В 1729 году Петр II пожаловал Вахтангу Левановичу государев двор, который находился на речке Пресне. Потом на месте дворца грузинского царя построил дом купец В. Горбунов. В этом особняке в 70-х годах ХХ века располагалось посольство ФРГ. Сейчас в доме находится мастерская Зураба Церетели.
Ну, а свита грузинского царя селилась неподалеку от своего государя. Так, за несколько лет в Москве образовалась довольно многочисленная диаспора. Настолько большая, что весь этот район на Пресне стал называться просто – «Грузины». Именно поэтому и памятник Шота Руставели был установлен здесь, в Георгиевском сквере. Но грузинская церковь в Москве появилась, конечно, намного раньше, чем монумент поэту двенадцатого столетия.
Новейшая история церкви
В конце XIX столетия (1895-1899 годах) грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики. Это новое строение органично примыкало к старой постройке с восточной стороны. С приходом советской власти для церкви настали трудные времена. В 1922 году из нее вынесли все более-менее ценное. Колокола были сняты, а библиотека расхищена.
В 1930 году храм и вовсе закрыли. Колокольня была разобрана, а церковное здание разделили межэтажными перекрытиями. Все это было сделано для того, чтобы вселить в культовое сооружение электромеханический техникум. Только в 1933 году старую часть вернули верующим. Было достигнуто соглашение Русской и Грузинской Православных Церквей о совместном использовании храма. В 2015 году техникум выселили и из новой части здания. Но многое из былого великолепия было утрачено.
Грузинская церковь в Москве: адрес, как добраться
Находится этот храм в центральной части российской столицы, на Пресне. Точный адрес церкви — улица Большая Грузинская, дом 13. Как видим, дух Иберии присутствует в названии мест. Здесь есть еще улицы Малая Грузинская и Грузинский Вал. А также одноименные переулок и площадь. Почему такое обилие грузинских улиц? Об этом мы расскажем ниже. А пока что внесем ясность: многие думают, что находится грузинская церковь в Москве на Малой Грузинской улице. Но это не так. Просто на Малой Грузинской расположен эффектный с виду Римско-католический храм Непорочного Зачатия Девы Марии. Он построен в стиле неоготики и кажется уголком Западной Европы в центре российской столицы, вводя в заблуждение некоторых граждан.
Теперь вернемся к грузинской церкви Георгия-Победоносца. Добраться до нее чрезвычайно легко. Можно выйти из метро на станции «Баррикадной» и оттуда двигаться пешком или подъехать на троллейбусе № 66. Еще более простой вариант пути к храму – от ст. метро «Краснопресненская». Идти минут десять, постоянно двигаясь вдоль ограды зоопарка.
История
В 1725 году грузинский царь, Вахтанг Леванович, со свитой приехал в Москву, где Петр II пожаловал ему для строительства дворца деньги. Около дворца выросла грузинская слобода, где на средства сына Вахтанга, Георгия, в 1750 году была построена церковь. Для строительства было выбрано место недалеко от дворца сына Вахтанга, царевича Георгия. Известно, что место было выбрано не случайно, так как на этом же месте стояла сгоревшая церковь Иоанна Богослова. Изначально была построена деревянная церковь, которую проверила специальная комиссия 4 апреля. 23 апреля 1750 года церковь освятил живший в России грузинский архиепископ Иосиф (Самебели). Первым настоятелем храма был назначен Дмитрий Петров.
6 января 1779 года деревянная церковь сгорела, а сохранённые церковные ценности передали на хранение близлежащему монастырю покрова Богоматери. 9 лет спустя, 11 июня 1788 года грузинские семьи обратились с просьбой к митрополиту Платону (Левшину) разрешить начать строительство каменной церкви. 13 сентября того же года разрешение было получено и началось строительство новой каменной церкви. Известно, что к 1800 году паствой церкви было 894 человека, к 1833 году — 1143 человека, а к 1843 году уже 1372 человека. В 1870 году по проекту архитектора Н. Н. Васильева была построена колокольня храма.
Храм до перестройки в 1895—1899 гг.
В 1899 году по проекту архитектора В. Г. Сретенского была построена новая большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, примыкающая к старому зданию храма с востока.
ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТНИКА
Здание имеет большое градостроительное значение,являясь организующим элементом окружающей исторической застройки. Представляет историческую ценность, как памятник истории русско- грузинских отношений. Паспорт
1.НАИМЕНОВАНИЕ ПАМЯТНИКА — церковь Великомученика Георгия на Пресне.
2.ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ — памятник архитектуры.
3.ДАТИРОВКА — здание старой церквы — 1793 1800 гг., новое здание -1900 г.
4.АДРЕС: МОСКВА, ПРЕСНЯ, Б. Грузинская ул.д-13.
5. ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ — техникум им. КРАСИНА.
6. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:
Историческая справка
В 1749 году на Пресне было 50 грузинских домов, которые ни к какой приходской церкви не принадлежали. Грузинские священники совершали службу в домовых церквях.
В конце 40 годов царевичем Георгием была построена деревянная церковь и освящена в 1750 году груз. архиреем Иосифом Самебели перед его отъездом в Кизляр. Был определен грузинский священник Дмитрий Иванов. В1779 году церковь сгорела от топившейся печки.Ризница была спасена и отдана на хранение в Покровскую церковь, а прихожане были распределены по соседним приходам. Грузинская слобода осталась таким образом без приходского храма./В то время было 73 грузинских двора и 24 русских/.Спустя девять после пожара в 1788 году к митрополиту Платону было прошение от грузин о построении новой церкви и вместе с тем просили дать грузинского священника. Разрешение на постройку было дано, но о священнике умолчали. Церковь строилась медленно из-за ограниченных средств. Для подспорья митрополит отдал грузинам упраздненную Леонтьевскую церковь на тверскую улице с колокольней со всей утварью и ризницей.
В 1793 году часть церкви придел Рождества Христова был освящен. В1800 году уже вся церковь была освящена.В Клировских ведомостях написано,что церковь построена тщанием Московско купца Семена Васильева.Ему принадлежит и устройство иконостаса с греческими иконами. В 1806-1807 годах князьями Цициановыми был устроен придел красного дерева во имя Петра и Павла в память их брата Павла Дмитриевича Цицианова. Им принадлежали все более ценные вещи в церкви. Михаил Дмитриевич Цицианов был 25 лет ктитором церкви.
Население росло,храм становился тесен.Его решили расширить и обновить. Иконы фряжского письма вновь были написаны иконописцем Ф. А. Соколовым. Новое здание церкви в псевдовизантийском стиле было освящено в 1899 году. В церкви была частица мощей Великомученика Георгия, Принесенная в дар княгинею Е.Д.Аваловой и вложенная в серебрянно-позолоченный крест. Эта частица была приобретена ее мужем кн. Г.И. Аваловим в монастыре Св. Великомученика Георгия. В церкви была богатая библиотека.
К событиям прихода относятся устройство богадельни в 1819 году и Георгиевского дома призрения бедного духовенства в 1864 году. Богадельня устроена была М.Д. Цициановым на 8 женщин. При его жизни им содержалась а по смерти его наследниками Е.Д. Аваловой и княжной А. Д. Багратион, а с 1864 года местными настоятелями церкви.
Георгиевский дом призрения устроен А.Г. толстой, дочерью Г. А. Толстой, дочерью Г.А. Грузинского. В приходе также находились женская школа Благотворителного Общества 1837 года и Пресненский детский приют, откритый в 1845 году.
б. Перестройка и утраты.
В 30-х годах 20 в.церковь была перестроена под техникум. Уничтожены главки и колокольня изменены оконные проемы уничтожен декор на окнах, в основном объеме здания сделаны лестничные перекрытия, обрублены пилястры на южном фасаде.
в. Реставрация Реставрационные работы не проводились.
Арабское иго
Христианство на протяжении веков вело борьбу за выживание. В восьмом веке Грузия пострадала от нападения арабов. В 753 году арабский халиф Мурван Глухой провёл опустошительное вторжение в Грузию. Благодаря значительному превосходству в силах он захватил и раздробил обширные грузинские территории. Церковь подверглась гонению, храмы Грузии разрушались, святыни осквернялись. В конце девятого века многие народы, населяющие Грузию, стали исповедовать ислам. Так осетины приняли магометанство и снесли христианские храмы.
Однако грузины боролись за независимость, сохранили христианскую веру и даже в начале одиннацатого века, на некоторое время, объединили Грузинские царства. Примерно в тоже время происходит объединение Церкви.
Особенности архитектуры церкви Георгия Победоносца
Каменный храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах выполнен в традиционном стиле классицизма, популярном в конце 18 века.
Здание вытянуто с запада на восток, имеет колокольню с крыльцом, главный престол и трапезную.
При реорганизации церкви по проекту архитектора Васильева Н.Н. колокольня получила еще один ярус. Сейчас колокола стоят на земле, у входа в церковь.
Расширение, выполненное архитектором Сретенским В.Г., существенно изменило облик храма: Георгиевская церковь обзавелась обширной пристройкой в псевдовизантийском стиле, иконостас перенесли в эту часть. Фактически, эта пристройка и стала собором, а церковь, существовавшая ранее, была полностью отдана под нужды трапезной.
На фотографии выше справа хорошо видна красная кирпичная часть обновленного собора на Большой Грузинской, а слева — светло-зеленая церковь, откуда сейчас можно зайти внутрь большого храма св. вмч. Георгия.
Грузия – удел Божией Матери
При Вознесении Господнем Богородица с апостолами получила от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца – Саваофа, Бога Сына – Иисуса Христа, и Святого Духа – невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов, вместе с Богоматерью и другими апостолами пребывавших в Сионской горнице – месте Тайной Вечери – в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.
После Сошествия на них Святого Духа, апостолы и Матерь Божия просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.
По преданию, Грузия стала жребием апостольского (проповеднического) служения Божией Матери.
История грузинского храма в Москве
Появление грузинской церкви на Большой Грузинской улице неслучайно – этот район полюбился выходцам из Закавказья еще в первой половине 18 века. Вновь прибывшие купцы селились именно здесь, поэтому в 1792 году император пожаловал село Воскресенское, расположенное на берегу реки Пресни, царю центральной части Грузии – Картли Вахтангу Четвертому. Царь, конечно, не остался в стороне от столь щедрого подарка, поэтому лично приехал осмотреть новую слободу, привезя с собой 3 000 соотечественников и 10 000 рублей на строительные нужды.
В ближайшие годы здесь возвели дворец, а в 1750 году построили деревянную церковь в честь покровителя Георгия Победоносца. К слову, здание простояло чуть меньше 30 лет, и в 1779 году полностью сгорело – сказались нарушения при топлении печи. Однако приход Грузинского подворья в Москве не был готов мириться с утратой, и уже в 1788 году начали строительство нового храма: каменного.
К концу 19 века собор на Большой Грузинской расширили, добавив несколько пристроек, а службы притягивали православных людей со всей столицы.
И снова «золотой век» храма длился недолго – в 1928 году церковь закрыли, все купола сняли, имущество и иконы вывезли. Часть из них отправилась за границу, часть – в московские музеи, часть – уничтожена. Википедия приводит впечатляющие цифры: всего было конфисковано 150 кг золота и серебра, а вес снятых с колокольни колоколов составлял более 10 тонн.
Позже в 1930 году здание существенно перестроили, сделали межэтажные перекрытия и разместили в нем электромеханический техникум имени Красина.
Новая эпоха Грузинского храма в Москве относится уже к концу 20 века. В 1991 году православная община вернула право на богослужения в старой часовне.
Для реставрации привлекли национальных живописцев, восстановили постройки. Однако до конца работы и сегодня не завершены – в некоторых местах отчетливо видны следы разрушений. Только в 2015 году техникум освободил храм – это стоило серьезных усилий со стороны грузинской общины.
Внутренние интерьеры храма
Внутри Грузинской церкви очень просторно. Во время богослужения в храме было многолюдно. Многие прихожане приходили сюда семьями, со всеми детьми. Это удивительно, когда в храме можно увидеть такое количество мужчин.
На службе все песнопения исполняются хором на разные голоса, и это грузинское многоголосное пение прямо завораживает.
После причастия по православной традиции полагается запивать сладкой водой и закусывать просфорой. В русских храмах, как правило, чуть сладковатую жидкость для запивки разливают из чайников, а вот в грузинском — это выглядит как наливка или вино в соответствующем сосуде. Просфорки, правда, не отличались своей формой от привычных.
Церковь внутри расписана, сверху и со всех сторон: со стен молчаливо взирают вселенские и грузинские святые.
Приведены цитаты из Евангелия, написанные на грузинском языке.
Фрески сделал известный художник Лаша Кинцурашвили, который специально приехал для этого из Грузии.
Возле иконы великомученика Георгия Победоносца всегда стоят люди, которые с молитвой обращаются к любимому святому. Чудотворная икона в позолоченном киоте находится в правой части алтаря. Помолиться и поставить возле нее свечку может каждый.
А еще Грузинская церковь в Москве хранит святыни: частички мощей святой Матроны Московской и преподобного Серафима Саровского.
Очень впечатлила огромная входная дверь, с изображениями, сделанными в технике резьбы по дереву. Сверху — полукруглое деревянное панно с ангелами, держащими в своих руках крест.
А на самих дверях — композиции из Евангелия. Удивительно, как было возможно так точно и почти ювелирно передать на дереве все образы!
Окончание службы плавно переросло в активное общение: обмен новостями, обсуждение каких-то общих дел. Причем это было достаточно шумно и эмоционально, что тоже нечасто встретишь в русских церквях, где все прихожане стараются говорить шепотом.
Интересные факты
Про Георгиевский храм существует много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них:
- настоятелем храма является Федор Кречетов, он специально учил грузинский язык, чтобы проводить на нем церковные службы;
- на центральном куполе по-прежнему отсутствует крест;
- на территории церкви работает воскресная школа;
- собор является единственной грузинской церковью в Москве.
Несмотря на то, что на территории располагается Грузинское подворье, официально церковь относится к РПЦ и подчиняется Московскому Патриархату.
Если вы хотите приобрести какие-то сувениры и православные товары, то смело отправляйтесь… в кафе, которое находится рядом с храмом. Здесь расположена монастырская лавка, где можно приобрести иконы и свечи, крестики, ладан и другую церковную атрибутику. Также здесь представлена православная литература, видео, аудио, в том числе и на грузинском языке.
Исторические факты
Теперь пришло время разобраться в причине столь часто встречающихся грузинских наименований улиц в этом районе. Для этого нам необходимо совершить маленький исторический экскурс. В первой четверти восемнадцатого века на Грузию напала Турция. Царь, Вахтанг Леванович Шестой, в 1725 году приехал в Москву просить заступничества у Императора России Петра II. Прибыл грузинский монарх не один. Его сопровождали не только сыновья Бакар и Георгий, но и многочисленная свита. В 1729 году Петр II пожаловал Вахтангу Левановичу государев двор, который находился на речке Пресне. Потом на месте дворца грузинского царя построил дом купец В. Горбунов. В этом особняке в 70-х годах ХХ века располагалось посольство ФРГ. Сейчас в доме находится мастерская Зураба Церетели.
Ну, а свита грузинского царя селилась неподалеку от своего государя. Так, за несколько лет в Москве образовалась довольно многочисленная диаспора. Настолько большая, что весь этот район на Пресне стал называться просто – «Грузины». Именно поэтому и памятник Шота Руставели был установлен здесь, в Георгиевском сквере. Но грузинская церковь в Москве появилась, конечно, намного раньше, чем монумент поэту двенадцатого столетия.
Грузинская церковь в Москве: адрес, как добраться
Находится этот храм в центральной части российской столицы, на Пресне. Точный адрес церкви — улица Большая Грузинская, дом 13. Как видим, дух Иберии присутствует в названии мест. Здесь есть еще улицы Малая Грузинская и Грузинский Вал. А также одноименные переулок и площадь. Почему такое обилие грузинских улиц? Об этом мы расскажем ниже. А пока что внесем ясность: многие думают, что находится грузинская церковь в Москве на Малой Грузинской улице. Но это не так. Просто на Малой Грузинской расположен эффектный с виду Римско-католический храм Непорочного Зачатия Девы Марии. Он построен в стиле неоготики и кажется уголком Западной Европы в центре российской столицы, вводя в заблуждение некоторых граждан.
Теперь вернемся к грузинской церкви Георгия-Победоносца. Добраться до нее чрезвычайно легко. Можно выйти из метро на станции «Баррикадной» и оттуда двигаться пешком или подъехать на троллейбусе № 66. Еще более простой вариант пути к храму – от ст. метро «Краснопресненская». Идти минут десять, постоянно двигаясь вдоль ограды зоопарка.
Особенности архитектуры церкви Георгия Победоносца
Каменный храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах выполнен в традиционном стиле классицизма, популярном в конце 18 века.
Здание вытянуто с запада на восток, имеет колокольню с крыльцом, главный престол и трапезную.
При реорганизации церкви по проекту архитектора Васильева Н.Н. колокольня получила еще один ярус. Сейчас колокола стоят на земле, у входа в церковь.
Расширение, выполненное архитектором Сретенским В.Г., существенно изменило облик храма: Георгиевская церковь обзавелась обширной пристройкой в псевдовизантийском стиле, иконостас перенесли в эту часть. Фактически, эта пристройка и стала собором, а церковь, существовавшая ранее, была полностью отдана под нужды трапезной.
На фотографии выше справа хорошо видна красная кирпичная часть обновленного собора на Большой Грузинской, а слева — светло-зеленая церковь, откуда сейчас можно зайти внутрь большого храма св. вмч. Георгия.
ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА
Первоначальное здание церкви представляет собой трехчастную купольную постройку с трапезной, колокольней приделами. По проекту архитектора Н.Н. Васильева 1868 -1872 гг. приделы были расширены за счет пристройки алтарей, выдвинутых на восток в линию с главным алтарем, с запада пристроена дополнительный ярус. Вконце 19 века с востока пристроен дополнительный объем из красного кирпича. Автор новой церкви архитектор Сретенский.
Исчезли въездные ворота конца 19 века и часть старой ограды. Под слоем штукатурки скрыты росписи. Интересен подвал старой церкви, в юго- западной части.
Расписание богослужений
Георгиевское подворье на Грузинской улице проводит службы на русском, грузинском и старославянском языках. Расписание богослужений отображается на официальном сайте. Его также можно узнать в самой церкви:
- ежедневно в 08:00 – утренняя Литургия;
- по воскресеньям и большим праздникам – Литургия начинается в 09:30, накануне – в 17:00 провидится Вечернее богослужение;
- по четвергам служится молебен Георгию Победоносцу.
В Георгиевском храме расписание есть как на русском, так и на грузинском языках.
Службы проводит протоиерей Федор Кречетов, иерей Мирон Кантеладзе, протоиерей Кахабер Гоготишвили. Очень необычно, но в расписании заранее указывается, какой батюшка будет служить.
Расписание богослужений
Георгиевское подворье на Грузинской улице проводит службы на русском, грузинском и старославянском языках. Расписание богослужений отображается на официальном сайте. Его также можно узнать в самой церкви:
- ежедневно в 08:00 – утренняя Литургия;
- по воскресеньям и большим праздникам – Литургия начинается в 09:30, накануне – в 17:00 провидится Вечернее богослужение;
- по четвергам служится молебен Георгию Победоносцу.
В Георгиевском храме расписание есть как на русском, так и на грузинском языках.
Службы проводит протоиерей Федор Кречетов, иерей Мирон Кантеладзе, протоиерей Кахабер Гоготишвили. Очень необычно, но в расписании заранее указывается, какой батюшка будет служить.
История храма
Диаспора из Иберии нуждалась в месте для отправления культа. Деньги на строительство храма выделил сын Вахтанга, царевич Георгий. Место в слободе под сакральное сооружение было выбрано не случайно. Ведь там уже ранее стояла православная церквушка, посвященная евангелисту Иоанну. Но храм этот сгорел. И на его месте грузинская община возвела новую деревянную церковь. Уже в апреле 1750 года храм освятил грузинский архиепископ, живший в России, Иосиф. Церковь эта простояла почти тридцать лет. Но деревянные сооружения слишком часто становятся жертвой огня. Не обошла эта судьба и «Храм на Грузинах». Община решила отстроить его в камне.
Новая грузинская церковь в Москве стала возводиться с осени 1788 года, спустя девять лет после пожара. Ведь понадобилось писать челобитную митрополиту Русской Православной Церкви Платону (Левшину) для получения разрешения построить храм. В 1870 году была возведена колокольня.