Награда за веру святого евстафия плакиды
Содержание:
[править] Ссылки
- 3 мая 2003 года. Гимн идущих в завтра
- Выставивший в церкви икону с изображением Сталина игумен подал в отставку // www.pravaya.ru, 28 ноября 2008 г.
- Икона со Сталиным — «нарушение церковной дисциплины» // gazeta-slovo.ru
- Светлана Макунина. Дай нам сил, Матронушка! // www.zhizn.ru
- Игумен, почитающий Сталина, подал прошение об отставке // www.religio.ru, 28 ноября 2008 г
- Поклоняющихся Сталину как иконе в РПЦ призвали отказаться от «умственного большевизма» // www.religio.ru, 26 ноября 2008 г.
- Питерские коммунисты обратились к Патриарху с предложением канонизировать Сталина // www.religio.ru, 26 ноября 2008 г.
- Справка
Иконография
Мч. Евстафий Апсильский изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече мученика) указывают на знатное происхождение святого. На груди — золотой, также украшенный драгоценными камнями плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов которого написан лик Иисуса Христа,- образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды . В левой руке Евстафий держит меч, в правой — крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, главным образом вмч. Георгия. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы, — т. о. св. воины «напоминают» о данных обетах.
[править] Восстановление храмов
Старая Ладога, церковь Иоанна Предтечи
Церковь Св. Ольги в Михайловке
Отец Евстафий получил известность деятельностью по восстановлению храмов, Всего под его руководством было восстановлено пять храмов.
с 2000 — церковь Св. Ольги; ОД.: восстановление 3 храма: Серафима Саровского г. Пудож (Карелия), Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, Св. Петра и Павла в Знаменке под Петергофом;
Игумен утверждает, что депутат Государственной думы Российской Федерации Михаил Глущенко неоднократно жертовал деньги на восстановление храмов Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, Святой Ольги в Михайловке и апостолов Петра и Павла в Знаменке. Вручая деньги для храма Иоанна Предтечи, он в шутку говорил, что считает пожертвование «шефской помощью», потому что его фабрика «Ладога» названа в честь города Старая Ладога, где расположен храм.
В 1996 году в Старой Ладоге он восстанавливал храм Иоанна Предтечи на Малышевой горе над Волховом. Игумен был настоятелем восстанавливаемого в Старой Ладоге на Малышевой горе храма Рождества Святого Иоанна Предтечи; храм был полностью восстановлен.
Отец Евстафий — настоятель храмов — Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Знаменке, затем — храма Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги в Стрельне. Все эти храмы восстановлены из руин.
Евстафий стал настоятелем храма Рождества Святого Иоанна Предтечи в Шлиссельбургской крепости «Орешек».
Священник Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (пос. Володарский (Сергиево)),.
Руины действующего Храма Рождества св. Иоанна Предтечи
С 2012 года настоятель Храма Рождества св. Иоанна Предтечи в крепости Орешек, являющегося полуразрушенным собором. Евстафий 21 ноября 2012 года провёл первую среди руин службу в Храме под открытым небом. Священнослужитель добивается, чтобы руины передали Русской православной церкви, а храм был восстановлен.
Икос 1
Ангелов Владыка и человеков Творец хотяй всем спастися и в разум истины приити, в дивнем образе явися тебе, Евстафие, егда над главою еленя Крест и на нем подобие распятаго за ны Господа Иисуса Христа узрел еси.Ты же глас Христов: «Почто гониши Мя, Плакидо?» во изумлении слышав, в страсе вопрошал еси: «Кто Ты, Господи, ко мне рекий?» И уведев, яко Той есть Иисус Христос, пришедый грешныя спасти, истинным Богом Того исповедал еси. Мы же, таковому твоему обращению к вере истинней чудящеся, взываем сице:
Радуйся, из среды нечестивых Господем изведенный.
Радуйся, на путь спасительный Им наставленный.
Радуйся, всем сердцем Творца возлюбивый.
Радуйся, огнь страстей в себе угасивый.
Радуйся, яко за имя Сладчайшаго Иисуса страдания велия претерпел еси.
Радуйся, яко верен Ему даже до смерти лютыя пребыл еси.
Радуйся, венцем мученическим главу свою украсивый.
Радуйся, райския сладости со святыми вкусивый.
Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.
Почитание
Святейшего Евстафия почитают католики и православные. В средние века на месте встречи Плакида с оленем вблизи римского города Тиволи на скале Вультурелла была построена церковь Пресвятой Богородицы. До сих пор в Риме стоит старинный храм в честь Святого Евстафия, возведенный еще в 7 веке.
Во славу святого ежегодно в храмах 20 сентября (3 октября) проходит праздничная церковная служба. Празднования памяти Евстафия проводились в церквях Рима еще в 7 веке. В католицизме святой входит в святейшую группу, состоящую из четырнадцати святых помощников. Во времена средневековья Евстафия считали покровителем охотников и лесников. Святого почитали во многих странах Центральной Европы. Евстафий был покровителем Мадрида.
Православные христиане тоже считали Плакида своим святым. В честь него была построена церковь Эртацминда в Грузии. Евстафий считался покровителем грузинского царя Луарсаба Второго и полководца Саакадзе, разгромившего в 17 веке турков.
На Руси Плакиду считали воином-великомучеником, царским святым. В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора есть упоминание о Евстафии. С этим святым сравнивается креститель Руси Владимир. Князь, как и римский воевода, не побоялся язычников и встал на сторону Спасителя. Имя Евстафий даже получил сын Мстислава Черниговского (внук князя Владимира).
Житие святого Евстафия
Обращение в христианство и следование всем основам касалось не только него, но и всей семьи. Так как происходили все события давно, то известно о них не очень много. Плакида – это было его им до крещения. Изначально он был полководцем во время правления Тита и Траяна. Даже будучи язычником, он никогда не проходил мимо страждущих, что не осталось без внимания божьего. Его милосердие было направлено на тех, кто действительно в нем нуждался.
Житие великомученика Евстафия Плакиды полностью изменилось после одного случая во время ловли крупного зверя. Он следовал на коне за оленем. Взобравшись за ним на гору он увидел распятие между его рогами с Христом. Далее последовал голос, который велел ему прийти к священнику и присоединится к рабам Его.
Именно в тот момент поверил он в Бога и решил пройти крещение. Вернувшись домой он рассказал все жене. Она также поведала ему сон, который приснился ей накануне. В нем говорилось о том, что Иисус направлял всю семью на служение Ему. После этого они все отправились к пресвитеру, который и провел обряд.
На следующий день святой пошел на гору поблагодарить Господа и помолится. Там ему было поведано о будущих испытаниях. Уже скоро он полностью разорился и тайно покинул свой дом. Плывя на корабле капитан был поражен красотой его жены. Он высадил мужчину и его сыновей, а женщина осталась. Все были убиты горем, но решили следовать далее.
Переходя бурную реку он решил брать мальчиков по очереди на руки. Пока переносил первого, второго украл лев и забрал в пески. Стараясь его спасти, волк унес в лес и второго. Так опечаленный он пошел дальше. Ни разу не усомнился в Боге, так как знал, что это были посланные испытания. Он пришел в селение, где стал рабочим. Во времена войны император вспомнил о нем и попросил разыскать. Воины нашли своего полководца и он стал командовать войском. Не знал он в то время о том, что среди его подчиненных были спасенные сыновья. А жилище, возле которого стоял лагерь, жила его жена.
Со временем все стало явным. Закончилась война их победой и семья вновь воссоединилась. На иконе Евстафий Плакида изображается в окружении своих близких.
На этом их испытания не закончились. Император пожелал принести жертву идолам. Евстафий отказался, так как признался в том, что он христианин. За это сначала всю семью отправили на растерзание зверям, но те их не тронули. Потом их поместили в огненного медного быка. Через три дня его открыли и увидели, что их тела были не тронуты. Многие после этого уверовали в чудо Христа.
Почитают его и в наши дни. Так, например, в его честь были названы группа островов в Карибском море. Основной святыней считается церковь святого Евстафия в Риме. Известной она стала только в 9 веке, а вот построена была еще в 7. Есть сведения о том, что части его мощей хранятся в монастыре Вознесенская Давидидовой пустыни.
Литература
- Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. P., 1901. Brux., 1963r. T. 2. P. 501;
- Chronicon Anonymi ad annum Christi 1234 pertinens / Interpr. I.-B. Chabot. Lovanii, 1937, 1965r. P. 244. (CSCO; 109. Syr.; 57);
- MartRom. P. 96-97;
- Чичуров И. С. Визант. ист. сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 139 (коммент.).
- ActaSS. Mart. T. 2. P. 355-356;
- Уварова П. С. Христ. памятники Кавказа. М., 1894. (МАК; 4);
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 652;
- Janin R. Eutychius (2) // DHGE. Т. 16. Col. 92;
- Sauget J.-M. Euthichio (Eustazio) e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 322; PMBZ, N 1751;
- Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986;
- Абхазские сказки и легенды / Сост.: И. И. Хварцкия. М., 1994;
- Воронов Ю. Н. Распространение христианства в Абхазии. 1995. Ркп. С. 14 // Личн. архив Д. К. Чачхалия;
- Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды) // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5-19;
- Чачхалиа Д. К. Абхазская Правосл. Церковь: Хроника: Приб. М., 1997. С. 49-50;
- Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в 1-м тыс. Новый Афон, 2005. С. 21-23, 174-177, 221.
Использованные материалы
-
Р. Б. Буганов, Е. В. Илюшечкина,К. Метцлер. «Евстафий, митр. Фессалоникийский» // Православная энциклопедия, т. 17, с. 293-298
«Ὁ Ἅγιος Εὐστάθιος ὁ Κατάφλωρος Ἀρχιεπίσκοπος Θεσσαλονίκης», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος —
Eust. Thess. Esp. P. XXXV
Каждан. 1967. С. 88-89
ср.: Laurent. 1967. Col. 33
ср.: Μπόνης Κ. Εὐστάθιος ὁ Κατάφλωρος // ΘΗΕ. Τ. 12. Σ. 1091
Εὐθυμίου Μαλάκη τὰ σωζόμενα. 1937. Σ. 80. 18-19; Eust. Thess. Opusc. P. 111. 57-59
Eust. Thess. Opusc. P. 337. 81-83
Eust. Thess. Opusc. P. 103. 90-93
Κουκουλές Θ. Λαοϒραφικα εἰδήσεις παρὰ τῷ Θεσσαλονίκης Εὐσταθίῳ // ΕΕΒΣ. 1924. Τ. 1. Σ. 6
Laurent. 1967. Col. 34
Каждан. 1967. С. 90
см.: Курц. 1910. С. 288; Wirth. 1963. Studien zum Briefcorpus. S. 14; Guilland R. Études sur ŀhistoire administrative de ŀempire Byzantin: Le Maître des Requêtes // Byz. 1965. Vol. 35. P. 108
Laurent V. Corpus des sceaux de l’Empire byzantin. P., 1963. Vol. 5/1. N 462
см.: Darrouzès J. Deux lettres de Grégoire Antioch écrites de Bulgarie vers 1173 // Bsl. 1962. Vol. 23. P. 276; Eust. Thess. Esp. P. XLVI.
Каждан. 1967. С. 93
Каждан. 1967. С. 93-100
Εὐθυμίου Μαλάκη τὰ σωζόμενα. 1937. Σ. 82. 24-83. 3; Μιχαὴλ Ακομινάτου τοῦ Χωνιάτου τὰ σωζόμενα. 1879. Τ. 1. Σ. 289. 4-8
Nicet. Chon. Hist. VII 6
Eust. Thess. Opusc. P. 109. 17-19
Eust. Thess. Opusc. P. 66. 13-17
Eust. Thess. Opusc. P. 98. 42-64
Каждан. 1967. С. 101-103
Wirth. Die Flucht. 1960. S. 83; Grumel. 1962. P. 221-224
Eust. Thess. Opusc. P. 164. 13-22
Eust. Thess. Opusc. Esp. P. 126. 26-128. 2
Εὐθυμίου Μαλάκη τὰ σωζόμενα. 1937. Σ. 82. 1-3
Eust. Thess. Opusc. P. 332. 87-89, 349. 95-350. 16
Каждан. 1967. С. 87
см.: Antonopulu. 2002
см.: Eust. Thess. Op. min.
Idem. Vita monach.; полный список трудов — Idem. Red. Quadr. S. 7-24, в т. ч. богословские сочинения — Ibid. S. 16-23
᾿Επίσκεψις βίου μοναχικοῦ ἐπ διορθώσει τῶν περ τὸν αὐτόν (букв.- Рассмотрения жизни монашеской ради исправления ее) — Idem. Vita monach.
Metzler. 2006
Eust. Thess. Vita monach. S. 161. 1-2
Metzler. 2006. S. 69-72
Eust. Thess. Vita monach. S. 29. 7-9
Eust. Thess. Vita monach. S. 84
Eust. Thess. Opusc. P. 182-196
Eust. Thess. Opusc. P. 145-151
Eust. Thess. Vita monach. S. 150. 24
Ibid. S. 167-187; PG. 136. Col. 169-216
Eust. Thess. Opusc. P. 30-35; PG. 136. Col. 264-284
Eust. Thess. Opusc. P. 136-137; PG. 136. Col. 283-291
Eust. Thess. Opusc. P. 166-167; PG. 136. Col. 161-166; о др. ямбическом каноне в честь этого же святого см.: Wirth P. Ein bisher unbekannter Demetrioshymnusdes Erzbischofs Eustathios von Thessalonike // BZ. 1959. Bd. 52. S. 320
Scorial. Y. II. 10. Fol. 56v — 60v
Expositio hymni pentecostalis Damasceni // PG. 136. Col. 503-754
Basil. 46. A. III. 20
Maas. 1952. S. 2 f.; ср.: Eust. Thess. Esp. P. XVI ff.; Wilson. 1973. P. 227
Eust. Thess. Esp. P. XXXIV; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 147
Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 427
Eust. Thess. Esp. P. 3. 14-23
Бибиков. 1998. С. 191
Leone E. Conjectures sur la composition de «La Prise de Thessalonique» ďEustathe // Byz. 1964. Vol. 34. P. 267-269; ср.: Die Normannen in Thessalonike. S. 15 f.
Scorial. Y. II. 10. Fol. 157v — 178v
Eust. Thess. Fontes. Fasc. 1. P. 1-6, 24-125
Eust. Thess. Opusc. P. 129-214; PG. 135. Col. 973-1032
Eust. Thess. Opusc. P. 41-45
Idem. Fontes. Fasc. 1. P. 16-24
Scorial. Y. II. 10. Fol. 357v — 361v
Курц. 1910. С. 290-302
см.: Eust. Thess. Briefe
Eust. Thess. Red. Quadr.
Scorial. Y. II. 10. Fol. 361v — 368v
Eust. Thess. Opusc. P. 7-13; PG. 135. Col. 519-540
Eust. Thess. Opusc. P. 49-53; PG. 136. Col. 289-309
Scorial. Y. II. 10. Fol. 55v — 56v; Eust. Thess. Opusc. P. 152-157; PG. 135. Col. 539-560