Епископство

История

Но уже в ранневизантийскую эпоху в Восточной империи, первоначально в Константинопольском Патриархате, титул архиепископа приобрел второе значение. Так стали называть епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, тем не менее изымались из ведения митрополита и переводились в прямое подчинение патриарха. Такие архиепископы занимали в диптихах места ниже митрополичьих.

Наконец, ещё позже сан архиепископа во втором значении сделался только отличием кафедры или лично архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными епископами.

В Русской Православной Церкви

Митрополит Леонтий, второй предстоятель Русской Церкви, входившей тогда в состав Константинопольского Патриархата, в некоторых греческих памятниках именовался архиепископом, что обозначало сан выше митрополичьего. Но в дальнейшем все русские предстоятели именовались митрополитами. При учреждении патриаршества на Руси в ходе переговоров патриарх Константинопольский Иеремия II предлагал даровать предстоятелю автокефальной Русской Церкви сан архиепископа в значении более высоком чем митрополит.

Однако, в истории Русской Церкви титул архиепископа с самого начала являлся только почётным отличием и не был связан с административными полномочиями. Первыми, с XII века, этим титулом стали величать Новгородских владык. Затем так стали титуловать епископов других кафедр — Ростовской, Крутицкой, позже Казанской, и других. В новейшей истории Русской Церкви титул являлся личным званием вплоть до 1 декабря года, когда была принята новая редакция «Положения о наградах Русской Православной Церкви». Согласно новому правилу, титул архиепископа усваивался епархиальным архиереям города и области, не входящих в митрополию; титул также мог быть дан архиереям на особо ответственных общецерковных постах.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Восточная Православная Церковь

Соборная идея епископского правления продолжается в Восточной Православной Церкви . В восточном православии все автокефальные приматы рассматриваются как коллективно собирающиеся вокруг Христа, другие архиепископы и епископы собираются вокруг них, и так далее, в модели, называемой «соборной иерархией». Это частично основано на видении из книги Откровения о 24 старейшинах, собравшихся вокруг престола Христа, которые, как считается, представляют 12 патриархов Израиля и 12 апостолов Иисуса Христа. В Риме нет единственного Патриарха с исключительной властью, сопоставимого с Папой. Однако Константинопольский Патриарх (ныне Стамбул) рассматривается как primus interpares , «первый среди равных» автокефальных церквей Восточного Православия.

Древняя православная церковь

В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

Епископ — это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник — его помощник в несении этого служения.

Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями

Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.

Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:

  • принимать важные для епархии решения;
  • созывать областные Соборы;
  • председательствовать на этих собраниях;
  • надзирать за деятельностью Церкви на своей территории.

Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.

Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.

Митрополит выполняет административные и духовные задачи.

Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.

Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.

Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.

Кто такой епископ?

В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие — духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?

Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию — протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает «надзирающий» называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших».

В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:

  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Первые епископы получили важный дар — апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями — старшими иереями.

В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия «Обновленцев» выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.

В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.

Митрополиты Русской православной Церкви появились при крещении Руси

Митрополиты Русской православной Церкви долго существовали в малом количестве — в единственном экземпляре. Дело в том, что Россия сама по себе не рассматривалась Константинополем, как самостоятельная Патриархия, а фигурировала лишь в качестве митрополии.

Соответственно, и митрополит был один единственный — Киевский и всея Руси.

Кем был первый архиерей, возглавлявший киевскую митрополию? Это невероятно, но история не сохранила таких сведений.

Митрополит оставался единственным на Руси долгое время.

При этом епархии России сохраняли значительную автономию от митрополии.

И всё же митрополит обладал огромной властью:

  • он имел влияние на всех «людей церковных»;
  • разбирался с преступлениями против церкви и христианства (например, осквернение святынь, вандализм и т.д.);
  • рассуживал людей в вопросах, связанных с наследством, браком и прочих семейных спорах
  • следил за тем, чтобы торговые весы давали верные показатели.

Владыка Арсений — митрополит Светлогорский

Всё изменилось с учреждением в 1589 году московской патриархии. Вместе с ней появились и четыре митрополичьи кафедры:

  • Ростовская;
  • Крутицкая;
  • Новгородская;
  • Казанская.

1589
год образования Московской патриархии

Но тут важно уточнить, что само наличие кафедр не делало их по факту митрополиями. Округа технически оставались епархиями, а вся разница между епископами и митрополитами состояла в том, сколь значимую честь им оказывали

католическая церковь

Католическая церковь имеет епископат, с Папой , который является епископом из Рима , на самом верху. Католическая церковь считает, что юридический контроль над церковью — это власть, исходящая не от людей, а строго от власти Христа, которая была дана его двенадцати апостолам . См Рима , как непрерывная линия апостольской нисходящей власти от святого Петра ( «князя и главы апостолов»), является видимым знаком и инструментом общения среди коллегии епископов и , следовательно , также из местных церквей вокруг мир. В общении с всемирной коллегией епископов Папа имеет законную юридическую и педагогическую власть над всей Церковью. Эта власть, данная Христом Св. Петру и апостолам, передается от одного поколения к другому силой Святого Духа через возложение рук от Апостолов к епископам в непрерывной последовательности.

Сперва определение: митрополит — кто он? Это архиерей!

Митрополит — это архиерейский титул. И тут уместно уточнить, кто же такой архиерей: это любой представитель высшего духовенства. Есть три уровня священнослужителей:

Дьякон (будь то протодьякон или архидьякон — не важно) — сан, который получают до священнического;

Иерей — то есть священник. В эту же группу входят протоиереи, протопресвитеры и т.д.;

Архиерей — вершина того, что может достичь православный священник в лестнице титулов

Здесь внутренняя иерархия такова: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Поэтому совершенно правильно такое определение: митрополит — это архиерей, чей титул выше архиепископа, но ниже патриарха. Также важный нюанс — митрополия. Это территориально-административная единица, которой обязательно руководит митрополит. Но к ней мы ещё вернёмся.

Владыка Антоний — современный православный митрополит

Как становятся митрополитами

Чтобы достичь такого высокого сана, нужно пройти все ступени церковной иерархии, начиная с иеродиакона.

Этот титул получают архиепископы за большие заслуги. Возвести в этот сан может только Патриарх. Предстоятель на богослужении благословляет достойного архиепископа и надевает ему на голову белый клобук. С этого момента он уже носит этот титул

Как это происходит можно посмотреть в данном видео:

Церковная иерархия

Все духовенство делится на чёрное и белое. Чёрное — это монахи, имеющие священнический сан. Белое — это женатые священнослужители или в целибате (не женатые и не монахи).

Церковная иерархия имеет 3 степени: диаконство, иерейство и архиерейство. И в
каждой из этих степеней есть своя иерархия.

Высшую степень могут иметь только священнослужители, принявшие монашеский постриг. Остальные степени доступны и для белого, и для черного духовенства. Для того чтобы возвести человека в одну из степеней, совершается хиротония (рукоположение). Чтобы иметь более высокую степень, нужно пройти все нижестоящие степени священства.

Таблица 1. Структура иерархии духовенства

Ступень иерархии Белое священство (женатые и целибаты) Черное священство (монахи)
1ст. Епископство   Патриарх.

Митрополит.

Архиепископ.

Епископ

2 ст. Пресвитерство Протоиерей.

Иерей (пресвитер, священник)

Архимандрит.

Игумен.

Иеромонах

3 ст. Диаконство Протодиакон.

Диакон

Архидиакон.

Иеромонах

Только безбрачные

В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

По сути монах — это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

В чем отличия от митрополии и экзархата

Иногда возникают ситуации, когда расположенные рядом епархии по каким-то причинам удобно объединить. Такое соединение нескольких (не менее 2, чаще – более) административных единиц образуют митрополию. Сейчас Русская Церковь знает 69 таких объединений.

Если объединяемые епархии находятся за пределами страны, то их называют экзархатом. При этом экзарх, именуемый Патриаршим, пользуется существенной самостоятельностью при решении вопросов церковной жизни. Такая практика известна еще с древности, некоторые из таких объединений позже образовывали Поместные Церкви, другие оставались в своем статусе.

Сейчас экзарх имеет сан митрополита, но исторически известны случаи, когда Патриарха представляли епископы, священники, даже миряне. На настоящее время Русская Церковь имеет три экзархата:

  1. Белорусский;
  2. Западно-Европейский;
  3. в Юго-Восточной Азии.

Похожие термины:

  • слои населения, оказывающиеся на обочине общественной и политической жизни из-за низкого материального и культурного уровня.

  • еврей, сын приказчика, переплетчик; род. в 1876 г. в Гадиче, Полтавск. губ.; образ. домашнее. В 1903-04 г. сост. в орг. Партии соц.-революционеров, вел агит. среди рабочих и выполн. технич. поручения в Полтаве и

  • 1760-1824) — английский дипломат. В. сначала поступил на военную службу, но вскоре перешел на дипломатическую работу. В 1786 В. был назначен посланником при дворе польского короля Станислава Августа. В 1788

  • ? — ?). Член Сионистской социалистической партии. Приговорена к 3 годам ссылки. В марте — ноябре 1925 в ссылке в Кустанае и д. Федоровка. В ноябре 1925 выехала в Палестину. Дальнейшая судьба неизвестна. С.Ч.

  • политическая партия в России. На выборах Госдумы в 2003 набрала 1,17 % голосов. Теоретическая платформа — Концепция общественной безопасности «Мертвая вода». Концепция была на словах одобрена и рекоме

  • (р. 21.12.1967) Президент Грузии с 04.01.2004 г. Не принял личного приглашения Президента РФ В. В. Путина приехать в Москву на празднование 60‑летия Победы в Великой Отечественной войне. Родился в г. Тбил

  • Основу духовной культуры осетин составляет , являющийся ядром этнич. картины мира, этнич. самосознания. Период развития устного народного творчества у осетин охватывает многие века и имеет длител

  • (FISCHER, Os kar). Министр иностранных дел Германской Демократической Республики (ГДР). Род. в 1923 г. В 1946 г. вступил в Социалистическую единую партию Германии — СЕПГ (с февраля 1990 г. — Партия демократического

  • — архиепископ Новгородский. Управлял Новгородской епархией с 1360 по 1388 год. В 1360 году во Пскове свирепствовал сильный мор. Ежедневно умирало от 50 до 100 человек. Псковичи послали в Новгород звать к се

  • — архиепископ Ростовский. Управлял Ростовской епархией с 1543 по 1548 год. Скончался после 1550 года и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Литература: Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907—1908, т. 1, с. 24.

  • — архиепископ Вологодский и Великопермский. 8 апреле 1520 года упоминается игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. 9 апреля 1525 года хиротонисан во епископа Вологодского и управлял епархией до 1543 г

  • (в миру назывался Добрыня Андрейкович) — архиепископ новгородский и псковский, из местных именитых людей, преставился 8-го октября 1231 г. Путешествовал в 1201 г. в Константинополь и, возвратясь с Восто

  • (до постриж. Добрыня Ядрейкович — Андрей Яков.), † 8 окт. 1232 г. {Половцов}

  • Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232 г.) – архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник». Скудные биографические сведения о нем имеются в НIЛ: под 1211 г. упоминается, что Добрыня привез из Ко

  • — архиепископ Рязанский и Муромский. Известно, что с 1617 по 1621 год он в сане архимандрита управлял Псковско-Печерским монастырем. 5 мая 1621 года хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в сан

  • 1615 г. рукоположен в архиеп. астраханские из игуменов тихвинск. Успенск. мон., и в игуменах был с 1612 г. {Половцов}

  • — архиепископ Архангелогородский и Холмогорский. С 1720 года — архимандрит Соловецкого монастыря. 6 июля 1737 года избран членом Святейшего Синода. 13 июля 1740 года хиротонисан во епископа Архангелого

  • (1740, † 1759 г. 8 ноября), до того архимандрит Соловецкий (с 1720 г.). {Половцов}

  • {Половцов}

  • грек, в России с 1588 г., бывший архиепископ Элассонский; в России — тверской и суздальский до 1626 (?) г., сост. при Арханг. соб.; по рукописн. святцам, † 29 апр. 1625 г.; по суздальской летописи, † 1622 г. {Половцо

Значение слова епископство

Все лотарингцы перешли на службу к Генриху, а он уступил Бернуину, племяннику епископа Дадона, епископство Верденское; тот изгнал оттуда прелата Хугона, которому епископство даровал Родульф, и сам был посвящен в епископы.

Король Родульф по совету Хугона милостиво принял епископа Бовона и вернул ему его епископство – епископство Шалонское.

Его преосвященство не нашел ничего лучшего, как занять у знакомых карету и четверку лошадей, нанести несколько прощальных визитов и в середине декабря, выбрав самое неподходящее время для такого рода путешествия, прибыть в «грязное епископство» — свое епископство Люсон8.

Это подтверждается целым рядом бесспорных фактов, например, армянская церковь с древнейших времен и до наших дней называет епископство города Мосула ассирийским епископством.

Это обстоятельство, подтвержденное учеными и беспристрастными болландистами, сочинителями житий святых, приглашенными к высказыванию, будет использовано, вне всякого сомнения, Адвокатом Дьявола, хитроумным и грозным Прокурором Адских Приделов… В 1851-м, когда он, Пий IX, пройдя через архиепископство в Сполето и епископство в Имоле, уже удостоенный кардинальской шапочки, занимал еще не более пяти лет Престол святого Петра, он заказал французскому историку графу Розелли де Лоргу «Историю Христофора Колумба», множество раз изученную и продуманную им, которая представлялась ему определяющей ценности для решения о канонизации Открывателя Нового Света.

Более того, даже если все протестантское епископство Ирландии выступит с заявлением по данному вопросу, палата все равно проголосует так, как считает нужным.

Ведь можно сказать, не солгав, что церкви Иерусалима, Эфеса и Антиохии старше римской, и если Петр, чье имя, прославленное в веках, не хочется связывать с приснопамятным пением петла, и основал Римское епископство, чего никто не отрицает, то ведь это же самое бесспорно относится и к Антиохийской общине.

Мнение Ария разделяли и многие другие, особенно же держался его Евсевий — не кесарийский, а тот, который, прежде был епископом Церкви беритской, потом принял епископство в Вифинии над никомидийскою.

История стала заниматься Монтальто, этим скромным провинциальным уголком, с тех пор, как папа Сикст V учредил там епископство.

Ты возглавляешь епископство Валенсийское, первое в Испании; ты канцлер католической церкви и, наконец, ты — кардинал, один из советников Святейшего престола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector