Список произведений эль греко — list of works by el greco
Содержание:
- Детство и юность
- Интересные факты
- Город, который стал последним пристанищем художника
- Творчество Эль Греко
- Синопсис
- Список литературы.
- Описание
- Эль Греко: биография
- Родились в один день
- В поисках опоры: Толедо, Испания
- Глава 4. Жизнь и творчество в Испании (1575-1614)
- Вдохновение
- Максим Петров
- Последние годы
- Творческий путь
- Период жизни и творчества в Венеции
- Эль Греко биография
Детство и юность
Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.
Эль Греко
Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.
Интересные факты
Живопись Эль Греко многие считают загадочной. Его творческая манера не имеет ни предшественников (хотя исследователи находят в нем влияние его учителей Тициана и Тинторетто), ни последователей. Нередко художника сравнивают с Ван Гогом – также совершенно самобытным, непонятым и лишь формально связанным с предшественниками и современниками. Считается, что работы живописца повлияли на развитие кубизма и экспрессионизма.
По существующим в те годы в Испании порядкам стоимость живописного полотна заранее с заказчиком не оговаривалась. Поэтому нередко после окончания работы Эль Греко доводилось судиться по поводу ее оплаты. При Филиппе II живопись считалась не искусством, а ремеслом и оценивалась невысоко. Такое положение дел не устраивало Эль Греко.
Часто ему приходилось отказываться от передачи картины, пока ему не выдавали в полном размере назначенную сумму. Эта история повторилась и со «Снятием одежд с Христа». Это полотно мастер писал в течение 2 лет. Эксперты, приглашенные для оценки, подчеркивали высокое художественное достоинство картины и настаивали на том, чтобы запрошенная автором сумма (900 дукатов) была выплачена ему в полном объеме.
Не желая платить, заказчик обвинил автора в том, что что созданные им образы не соответствуют Евангелию и потребовал переделать работу – убрать находящиеся рядом с Иисусом женские фигуры, в т. ч. фигуры Марии Магдалины и Девы Марии.
Спор, в котором участвовал капитул, закончился тем, что полотно осталось прежним, а цену художнику пришлось немного снизить. В ходе тяжбы популярность полотна в разы выросла. В 1582 г. капитул заказал мастеру изготовление резной рамы к картине. Эль Греко получил за нее значительно большую сумму, нежели за само полотно. С тех пор живописцы в Испании стали оспаривать стоимость своих картин в суде.
На полотне «Погребение графа Оргаса» художник запечатлел себя и своего сына. По мнению искусствоведов, изображение Эль Греко расположено в левой группе скорбящих. Он единственный из всех участников траурной церемонии смотрит непосредственно на зрителя.
Слева художник изобразил своего сына Хорхе Мануэля – это мальчик, стоящий в левом нижнем углу и указывающий пальцем на мертвого рыцаря.
На этом полотне Эль Греко задумал написать множество портретных изображений знатных толедских идальго. Некоторые из них присутствуют и среди персонажей, обитающих на небесах. При этом во время создания картины эти люди были еще живы. До сих пор не известно, оказывал ли Эль Греко таким способом им почтение или высказал пожелание им скорого конца.
Искусство Эль Греко было предано забвению на 300 лет. Его первым ценителем стал Веласкес, использовавший новаторские находки великого предшественника при создании портрета понтифика Иннокентия Х. Интерес к уникальному и новаторскому стилю художника возродился лишь в 19 веке. В 20-м его творчество заняло достойное место среди величайших достижений мирового искусства.
Рекомендуем посмотреть видео рассказ об Эль Греко:
https://youtube.com/watch?v=bNzHcya0Iyk
О других великих художниках читайте в наших статьях:
- Альбрехт Дюрер;
- Иероним Босх.
- http://www.elgreco.ru/txt/10kresh.shtml
- http://eaculture.ru/sobitia/2128
- http://smallbay.ru/artreness/el_greco07.html
- htts://artchive.ru/elgreco/works/314224~Snjatie_odezhd_s_Khrista_Espolio
- https://boom.ms/fakty-o-kartine-el-grek
- https://kulturologia.ru/blogs/270116/28205
- https://foma.ru/el-greko-asket-epoxi-vozrozhdeniya.html
- http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/22.htm
- https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/10-izvestnyx-kartin-el-greko
- https://www.grekomania.ru/greek-articles/people/4-el-greko
- http://smallbay.ru/article/art_spain_el_greco.html
Город, который стал последним пристанищем художника
Когда художник приехал в Испанию, ему было тридцать шесть. Толедо являлся культурным центром страны, и вскоре Эль Греко почувствовал себя как дома. Именно в это время город полностью перестраивался. Расширялись улицы, возводились новые здания, самым главным среди которых был Кафедральный собор. И первый заказ художник получил именно здесь. Речь идет об эпическом полотне “Снятие одежд с Христа”. Это первый шедевр Эль Греко.
Картины его, наконец, становятся популярными. Более того, художник находит собственный стиль. Изображения становятся не только повествовательными, но и динамичными. Эль Греко подбирает живые и яркие цвета
Ему повезло, и у него появился первый серьезный заказчик, а затем его работы привлекли внимание самого короля
Творчество Эль Греко
С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям он называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.
Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.
Но слава мастера росла с каждым днем. Он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании. Хороших живописцев здесь было мало.
Художник пытался привлечь к себе внимание не только горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи. Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида
Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан
Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.
«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид
Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна. На переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.
«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт
Последние годы жизни
Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 г.г., когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.
В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.
В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.
Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.
Синопсис
Эль Греко родился около 1541 года на Крите, который тогда был частью Венецианской республики. В свои двадцать с лишним лет он отправился в Венецию и учился у Тициана, который был самым известным художником своего времени. Около 35 лет он переехал в Толедо, Испания, где он жил и работал до конца своей жизни, производя свои самые известные картины. Его работы этого периода считаются предшественниками как экспрессионизма, так и кубизма. Его помнят главным образом за его вытянутые, измученные фигуры, часто религиозного характера, стиль которых сбивал с толку его современников, но помогал установить его репутацию в последующие годы.
Список литературы.
1. Василенко Н.В. Эль Греко / Олма Медиа Групп /2011
2. Весянин И. Эль Греко /Амфора/ 2011
3. Винниченко Т. Эль Греко.Чужеземец //Личности 2012 №49
4. Каптерева Т.П. Эль Греко / Геларт/ 2008
5. Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. Том 2. /ГНИ «Советская энциклопедия»/1965
6. Персианова О.М. Эрмитаж /Советский художник /1969
7. Такач М.Х. Живопись Маньеризма /перевод Цоболь А./Corvinа/1975
8. История искусства зарубежных стран, том 2. Под.ред. Доброклонского М.В. и Нессельштраус Ц.Г. /изд. Академии художеств/1963.
- Основные черты (стилистика и семантика) могольского центра миниатюры XVI – XVIII вв.
- Платёжная система CISLink (О компании CISLink)
- Технологии распознавания текстов (Задачи распознания текста)
- Основные черты (стилистика и семантика) монгольского центра миниатюры XVI – XVIII вв.
- Творческое мышление и способы его активизации (Понятие и специфика творчества и творческой деятельности)
- Виды трудовых договоров
- Эмоциональные и волевые процессы (Способы развития воли)
- Международный рынок рабочей силы и тенденции его развития
- Планирование проекта
- Экспертиза проекта (Общее понятие экспертизы проекта)
- Интернет и Авторские права
- Содержание и основные положения школы научного управления
Описание
Передний план
Версия классического сюжета Эль Греко отражает последнюю предсмертную борьбу Лаокоона и его сыновей. Лаокоон, центральная фигура картины, лежит в агонии на волнистых темных скалах переднего плана. Растянувшись на укороченном мертвом теле одного из своих сыновей, Лаокоон цепляется за жизнь, как змея кусает его за голову. Слева стоящий сын Лаокоона корчится от боли, извиваясь, когда змея проносится к его животу. По бокам сцены справа находятся Аполлон и Артемида , которые наблюдают за разворачивающейся ужасной сценой. Справа также появляется незаконченная фигура, состоящая только из головы и ноги.
Эль Греко исказил правила пропорции, изображая мифологических персонажей в виде вытянутых, искаженных фигур. Лаокоон растянулся в странном положении, неестественно вытянув ногу в агонии к изогнутому, напряженному телу своего сына. Искаженные фигуры с их мутной желто-зеленой окраской наполняют сцену чувством страдания и смятения. Темные зловещие скалы на переднем плане усиливают эмоциональную атмосферу.
Задний план
Эль Греко противопоставляет классический сюжет мрачному виду Толедо. Использование Эль Греко Толедо в качестве фона для его изображения смерти Лаокоона может быть основано на местном фольклоре о том, что жители Толедо произошли от троянцев. На картине троянский конь движется к городу, что напоминает о неудачной попытке Лаокоона убедить своих соотечественников в ловушке. Эль Греко изображает город Толедо как мир страданий, используя цвета, чтобы создать ощущение обреченности. Высокая линия горизонта и стоящие фигуры на концах картины создают вертикальную композицию. Угрожающее небо, в котором преобладают бурные оттенки серого и клубящиеся облака, нависает над Толедо и создает жуткий фон, который усугубляет страдания переднего плана.
Эль Греко: биография
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.
До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.
В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.
В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.
Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.
В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию. Там он познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.
Толедо
Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы». Затем приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало популярно. Мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.
«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания
В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии. По этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.
Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.
Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.
“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк
Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.
Родились в один день
Дата рождения: 11.10.1541. Возраст: 479. Знак зодиака: Весы (информация о знаке). Гороскопы для Весов: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 165 дней.
ВЕРНИК Игорь Эмильевич
Актер
1 место
ДУДЬ Юрий Александрович
российский журналист и видеоблогер. Бывший главный редактор издания Sports.ru, с сентября 2018 года — заместитель генерального директора.
2 место
КЛЕЙМАН Дмитрий
Музыкант
3 место
БЕРЕЖНАЯ Елена
Фигуристка
4 место
ВЕРНИК Вадим Эмильевич
Актер
5 место
СТАРОВОЙТОВ Стас
актер, комик, юморист КВН
6 место
ЗЕМСКИЙ Алексей Владимирович
Генеральный директор
7 место
КУИМОВА Анастасия Александровна
Актриса
8 место
КОКОРИЧ Михаил Валерьевич
Президент
9 место
КУДРЕНКО Александр Андреевич
Актер
10 место
КОМАРОВ Андрей
Член Совета Федерации РФ
11 место
ЧЕРНИН Сергей Яковлевич
Президент Корпорации «ГазЭнергоСтрой»
12 место
ЛОКШИН Александр Маркович
Заместитель генерального директора по ядерному энергетическому комплексу
13 место
ГРЕБЕШКОВ Денис Сергеевич
Хоккеист, защитник
14 место
ЧЕРНЫШОВА Полина Ильинична
Актриса
15 место
В поисках опоры: Толедо, Испания
В Мадриде Эль Греко пытался получить королевское покровительство от короля Филиппа II, но безрезультатно, поэтому он перешел в Толедо, где он, наконец, начал находить историю успеха, которую запомнит, и где он будет рисовать свои шедевры.
В Толедо Эль Греко встретился с Диего де Кастилья, деканом собора в Толедо, который поручил Эль Греко нарисовать группу работ для алтаря церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо (такой как Троица) и Успение Богородицы, оба 1579. Кастилья также способствовал совершению «Разоблачения Христа» (1579), и эти картины станут частью Эль Греко, самые совершенные шедевры. (К сожалению, цена, которую Эль Греко потребовал за «Разоблачение Христа», привела к спору, и он так и не получил еще одну сопоставимую комиссию от Кастильи.)
Независимо от того, откуда теперь пришли комиссии, Эль Греко начал дико успешную карьеру в Толедо проделал и такой знаковый труд, как Св. Себастьян (1578), Св. Петр в слезах (1582) и «Погребение графа Оргаза» (1588). В частности, «Погребение графа Оргаза» инкапсулирует искусство Эль Греко в том смысле, что оно изображает призрачный опыт, превосходящий известное и раскрывающее то, что существует в духовном воображении. Это одно из самых знаменитых произведений Эль Греко, в котором дихотомия неба и земли, погребения и духовного мира, ожидающего свыше, и он взял его художественное видение за пределы того, что он ранее был в состоянии достичь.
Другая известная работа этого периода — «Вид Толедо» (1597), который считается первым пейзажем в испанском искусстве. Это также один из немногих, если не единственный, сохранившийся пейзаж, созданный Эль Греко, который редко отклоняется от религиозных сюжетов и портретов.
Глава 4. Жизнь и творчество в Испании (1575-1614)
Окончательное формирование художника произошло в Испании. В это время, придворное искусство короля, больше вдохновленное искусством Высокого Возрождения, преимущественно римской школой, оттесняет маньеризм. Однако Эль Греко поступает на службу при дворе.
В Испании художник пишет самые зрелые и шедевральные полотна. Одно из таких «Эсполио» (1577 —1579), алтарное полотно, которое становится осью архитектурного пространства одного из испанских соборов.
Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596—1600) так же является алтарным изображением. В этом полотне мастер приходит к новой трактовке движения, он принимает его не как передачу размещения тел в пространстве, а как возникновение, становление и исчезновение. Мастер достигает апогея духовности, пронизывая каждый сантиметр полотна глубоким смыслом: утонченность изломанных линий, сбитые пропорции в сочетании с яркими цветами и то и дело вспыхивающими точками света, все это производит впечатление искренности.
В этот период художник пишет полотно «Апостолы Петр и Павел» Полотно написано в традиционной манере автора, Петр, будучи одним из ближайших учеников Христа, не отличался силой духа и твердостью решений, мастер точно передал его характер. Голова Петра написана одними лессировками без белил, от чего получаются призрачные полутени, которые создают атмосферу усталости таинственности и мрачности.
Петр изображен безжизненным и слабым, в серо-бежевых тонах, лицо выглядит болезненно серым, даже зеленоватым, возможно тому виной неудачное освещение полотна. Голова его устало опущена, а взгляд всматривается в даль.
За его левым плечом колонна, которая делит пространство полотна на две не равные части. Часть, на которой изображен Петр (меньшая треть), отходит на задний план, что символизирует борьбу характеров Петра и Павла, когда же центральное место в световом и смысловом балансе занимает изображение апостола Павла
Цепляет внимание, красный, переходящая от ярко-красного в кроваво-красный, а за тем в бордо, местами выполненный одними лессировками для того, чтобы создать игру светотеней, тяжелый плащ именно он является главным цветовым пятном полотна.
Из-за смещения цветового баланса, все окружающее, кажется, еще более тусклым и серым, чем является на самом деле.
Общий темный фон полотна оптически выдвигает персонажей на передний план.
На склоне лет художника не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его работах. Но звучание их гораздо шире. Эль Греко как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.
Последние произведения мастера — вершина его творческих поисков. Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения; в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге. Сюжеты его произведений, проникнутых глубоким религиозным чувством, варьировались мало, но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением стиля мастера.
Вдохновение
Картина маслом Лаокоона Эль Греко представляет собой влияние классической мифологии и артистизма.
Классическая мифология
Согласно греко-римской мифологии, Лаокоон был фигурой в Троянской войне, развязанной между ахейцами (греками) и троянцами. Рассказ Лаокоона появляется во многих из многочисленных классических текстов о Троянской войне. В частности, Лаокоон — второстепенный персонаж в « Энеиде » римского поэта Вергилия и « Эпическом цикле» , отдельном сборнике древнегреческих эпических поэм.
Приписывается: Агесандру , Афинодоросу и Полидору , Лаокоону и его сыновьям . Классическая группа Лаокоона . Поздний эллинистический ), c. 160 г. до н.э. и 20 г. до н.э., Белый мрамор , Музей Ватикана.
Лаокоон оказался вовлеченным в войну после того, как греческие солдаты, разочарованные своей неудачной десятилетней осадой города, изобрели уловку, чтобы положить конец войне: полый троянский конь, заполненный греческими солдатами. Лаокоон попытался предупредить своих соотечественников, что лошадь была «смертельным обманом», а не подарком, но троянцы не прислушались к предупреждению. Полагая, что война окончена, троянцы триумфально занесли коня в свои городские стены и инициировали серию катастрофических событий, которые привели к разграблению Трои.
Классическая скульптура
Лаокоон был убит божественной казнью богов, которые поддержали греков в Троянской войне и послали в наказание морских змей. Смерть Лаокоона изображена на знаменитой монументальной эллинистической скульптуре, известной как Лаокоон и его сыновья . Мраморная скульптура I века до н.э. была создана Афинадоросом, Агесандром и Полидоросом Родосским. Группа Лаокоона фиксирует кульминационный момент, когда Лаокоон издает мучительный вопль и борется вместе со своими сыновьями против морских змей Афины. Скульптура, обнаруженная в Риме в 1506 году, очаровала художников эпохи Возрождения своими идеализированными пропорциями и изящными мускулистыми фигурами. Лаокоон и его сыновья, скорее всего, послужили художественным вдохновением для Эль Греко, который изобразил предмет во время своего «испанского периода».
Максим Петров
Take me, Spanish Caravan
«The Doors»
XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Для предисловия к небольшой книге этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. Эль Греко не является исключением из этого правила. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век), то в этом он, безусловно, преуспел. Живопись Испании шестнадцатого столетия прочно ассоциируется теперь именно с произведениями Эль Греко. Хотя рядом с ним жили и творили такие мастера, как Хуан де Хуанес, Пантоха де ла Крус, Хуан де Фландес, Санчес Коэльо, Наваретте, Котан, Рибальта но великая эпоха императора Филиппа II, победителя турок и строителя Эскориала, ассоциируется сегодня именно с Эль Греко. Ну, и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении», из Венеции и потому испанским художником считаться не может.
Эль Греко прибыл в Иберию, как странник, как скиталец, как завоеватель, мечтающий покорить этот суровый нравами край. Подобных путешественников в то время было множество. Бродяг, мореплавателей, купцов, сшивавших своими путешествиями, словно прочными нитями, лоскутки средиземноморских стран. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, — «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский«, были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Параллельно в Европе развивался менее серьезный, но не менее репрезентативный жанр «плутовской» роман, персонажи которого тоже постоянно перебираются с места на место, выбирая для себя те, что получше. Это говорит о том, что путешествия тогда не просто были делом привычным, но являлись одним из важнейших элементов бытия, тщательно регламентированным и продуманным, и всячески поощрялись идеологами эпохи. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Многое повидав прежде, чем осесть в Толедо в возрасте 36 или 37 лет, Эль Греко сумел в итоге превратить свой месседж в индивидуальный художественный стиль, столь узнаваемый и яркий.
Мы знаем об этом человеке мало. Вынуждены довольствоваться краткими и не всегда бесспорными фразами немногочисленных свидетельств тех, чьи дороги пересекались с дорогами Эль Греко. И по крупицам восстанавливать биографию художника. Известно, например, что он любил музыку, говорил на нескольких языках, писал тексты о живописи, скульптуре, архитектуре. К сожалению, все теоретические сочинения Эль Греко утрачены или, наоборот, пока еще не найдены. Возможно, если нечто подобное вдруг когда-либо случится, эти тексты помогут потомкам составить истинное представление о широте кругозора и сумме талантов живописца.
Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Сложно вообразить, чтобы кто-то из его современников, приехав в чужую страну, стал бы творить АБСОЛЮТНО иначе, нежели раньше, на родине, используя новые средства живописного языка, создав новую манеру письма. Эль Греко это удалось. Он соединил в своем творчестве Восток и Запад, навыки византийской иконописи и западноевропейской живописи. Он постоянно совершенствовался и достигал новых вершин, осваивал разные традиции и стили, припадал поочередно к нескольким источникам и не понаслышке знал, насколько глубок и прозрачен каждый из них.
Если сравнить Средиземноморье XVI столетия с огромным муравейником, где кипит жизнь и все находится в движении, то Эль Греко окажется в нем тем бесстрашным муравьем, которого внезапно налетевший ветер закинул подальше от родного дома. Пролетая над лугами и полями, он сумел разглядеть внизу много интересного и, приземлившись, запечатлел увиденное. Созданные им прекрасные образы рассказывают о мире неведомом и мистическом. О мире библейских истин и одиночества. Надлома и светлой печали. Гордости и любви. В них, как в зеркале, отражается вся неугомонная эпоха cinquecento. В них отражается и сам живописец.
А это значит, что XVI век и Эль Греко действительно могут друг другом гордиться.
21.10.2011 г.
Последние годы
В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.
Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.
В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых. С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато. Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.
Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.
Творческий путь
За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.
В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.
В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.
Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.
Период жизни и творчества в Венеции
Он переехал в Венецию в 1567 году и там начал освоение элементов живописи эпохи Возрождения. Среди лучших его работ этого периода – “Христос исцеляет слепых”. Эта тема была особо популярна во времена Контрреформации, потому что исцеление слепоты являлось символом откровения истинной веры. Католическая церковь пыталась вернуть былое могущество, создав движение, называвшееся Реформацией. И Эль Греко, будучи религиозным человеком, стал одним из самых влиятельных художников этого плана.
Пробыв в Венеции три года, мастер отправился на юг – в центр католической и классической культуры (Рим), где и работал с 1570 по 1576 гг. Прибыл он с рекомендательным письмом от хорватского миниатюриста Джулио Кловио, что обеспечило ему помещение для проживания и работы во дворце кардинала Алессандро Фарнезе, который являлся самым богатым и влиятельным покровителем во всем Риме.
Эль Греко биография
Эль Греко – великий испанский художник 16-17 в. Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как Микеланджело, Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле маньеризм.
Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.
О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.
В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.
Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.
Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.
Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве, которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.
Погребение графа Оргаса
Апостолы Пётр и Павел
Благовещение
Дама в мехах
Христос, несущий крест
Мальчик, раздувающий лучину
Мария Магдалина
Молитва святого Доминика
Мученичество святого Маврикия
Поклонение пастухов
Снятие пятой печати
Святой Франциск в экстазе
Святой Иосиф с юным Христом
Святой Людовик король Франции
Для вашего предприятия или организации нужна обычная или уникальная спецодежда? Швейная фабрика Спецтекс-Плюс выполнит любое ваше требование. Производство спецодежды поставлено здесь на самый высокий и профессиональный уровень.
Святой Мартин и нищий
Святое семейство с Марией Магдалиной
Троица
Вид Толедо