Ветхий завет: экклезиаст в переложениях стихами
Содержание:
- Краткое содержание
- Книга Екклесиаста содержит 12 глав
- Толкование книги Екклезиаст
- Способ победить смерть
- Тщета жизни в квадрате
- Книга Екклесиаста ― это уникальное явление в составе Библии
- Некоторые основные факты (1: 2–11)
- История книги
- Текст
- В чём смысл и значение жизни и достижений на практике?
- Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»
- Читать Екклезиаст.
Краткое содержание
Основные события в книге включают историю приобретения мудрости, познание глупости и безумия, личную неудовлетворенность и недовольство в жизни автора, превосходство поклонения Богу
Проповедник говорит будущим поколениям о важности и величии мудрости. Любые земные радости и бессмысленные развлечения приводят к пустоте и к неудовлетворению
Люди всех поколений стремятся найти счастье, где угодно, подчас в таких местах, где его никогда не найти. Они испытывают различные разочарования, которые ведут к тупикам и к пустоте жизни. Если жизнь не сосредоточена на служении и почитании Бога, она – бесцельна и бесполезна. Царь Соломон ярко открывает, как он снова учился сам приобретению мудрости и передавал свои объяснения и наблюдения другим поколеньям. Вера учит его, что Бог создал всё прекрасно для Своих целей «Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (3:14). Каждый человек должен принимать всё от Бога, в том числе и свои собственные ограничения, как Божий подарок в жизни. В конце книги, проповедник сделал вывод, что самое главное в жизни – это почитать Бога и благоговеть пред Ним.
Книга Екклесиаста содержит 12 глав
С литературной точки зрения Екклесиаст считается поэтическим произведением. Оно делится на 12 глав. Строфическую форму Екклесиаста открыл Кёстер в 1831 году. Позже это открытие повторил Вайгинг. Они разделили книгу на 4 части, при этом каждая из частей делилась в свою очередь на 3 отдела. Почти все они имеют по 3 строфы.
Видеоролик: Библия книга Екклесиаст. Автор читает текст Екклесиаста.
Главы книги посвящены следующим темам:
Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.
Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.
Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.
Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.
Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.
Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.
Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.
Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека
Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость – не залог успешности.
Глава 10. Мудрость – лучше глупости.
Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.
Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.
Екклесиаст состоит из 12 глав.
Таким образом, в книге Екклесиаст, автор анализирует события своей жизни и приходит к выводу, что всё уже было под солнцем вся человеческая жизнь ― это суета, то есть бессмыслица.
Именно поэтому в тексе постоянно встречаются подобные высказывания:
(Екк. 3:19)
Или же такие:
(Екк. 1:7)
Толкование книги Екклезиаст
Книга Екклезиаст – уникальна для Ветхого Завета. Она является глубоким философским трактатом. Екклезиаст описывает круговорот в судьбе человека и всей вселенной. Исходя из текста, все бытие человека – бессмысленная суета. Все это уже было и еще не раз будет во вселенной.
Текст Екклезиаста – фаталистический. Автор призывает не пытаться усовершенствовать мир, а жить в согласии с Богом своим и наслаждаться жизнью.
Текст Екклезиаста изобилует противоречивыми мыслями.
Весьма вероятно, что Екклезиаст был написан в послепленную эпоху с целью поддержать народ, утешить, показать всю суетность и бренность бытия. Екклезиаст призывал воспринимать жизнь как дар Божий и не размышлять о тяготах и несправедливости, а наоборот, пытаться брать все лучшее от жизни.
Суетой автор называет все дела человека, а также такие понятия как праведность, веселье, мудрость, юность, богатство, силу и даже саму жизнь. Труд суетен, так как результаты любого труда не вечны. Богатство суетно, так как оно приходит и уходит, его не заберешь в иной мир. Мудрость суетна, так как она не может гарантировать человеку успех и процветание. Однако, автор все же убежден, что мудрость лучше глупости, а также предпочтительней физической силы и богатства. Но и мудрый, и глупый, и богатый умрут и будут забыты. Праведность суетна, так как автор не верит в закономерность праведность -> награда, грешность -> наказание. Автор объясняет свою точку зрения тем, что он стал свидетелем большого количества несправедливости. Автор не отрицает идеи того, что все происходит по воле Бога и что Бог действует правильно, однако он говорит, что смертным невозможно понять силы Провидения, а потому не стоит и пытаться.
Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его. Нежелание екклезиаста задумываться о жизни после смерти объясняется манерой книги в целом – автор говорит только о том, что он прочувствовал и познал на опыте. А опыт его убеждал в тщетности усилий человека.
Бренность и суетность окружающей его действительности автор екклезиаста объясняет
- Грехопадением людей,
- Непостижимости путей Господних,
- Неизбежности смерти,
- Неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.
Не следует превратно толковать екклезиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога.
Способ победить смерть
Екклесиаст за пять веков до древних греков озвучивает мысли, поставившие в тупик всю античную философию. Как жить, когда все начинания и труды человека не имеют смысла? Греческие философы предлагали разные идеи, бросаясь из крайности в крайность: абсолютный аскетизм во имя коллективного нравственного блага, безудержное наслаждение жизнью, пока она есть, бегство от боли и страданий всеми возможными способами вопреки нравственным законам, презрение к смерти и безнравственное равнодушие к ней… Тупик оставался тупиком, что бы они ни предпринимали.
Что значат мудрость, знания и философия перед лицом смерти? К чему быть мудрым, на что-то надеяться, что-то затевать? Лучше довольствоваться сегодняшним днём. Так греческая философия пришла к пессимистическому отрицанию самой себя.
Екклесиаст не останавливается на печальной констатации фактов. Почему человека в корне не устраивает такое положение вещей? Мир несправедлив, но кто сказал нам об этом, и почему по нашей мысли он обязан быть справедливым? Отчего человек, осознавший бессмысленность бытия, вновь и вновь ищет логики и справедливости? Почему, зная о своей смертности, он не соглашается с ней, а стремится к бессмертию — путями науки, известности у потомков или веры в вечную жизнь по ту сторону смерти? Кто вложил в нас это стремление и тоску по иному положению вещей в этом мире?
Именно в этом кроется ответ и выход из греческого пессимизма. В нашем отчаянии — наша надежда. Пусть сейчас происходит всё так, как будто нет ни Бога, ни бессмертия, ни высшей справедливости, но внутри нас стонет и рвётся к небесной правде и Истине наше сердце — вот неоспоримое доказательство бытия Божия.
Екклесиаст демонстрирует высшую форму веры: остаться верным Богу вопреки смерти, неотвеченным молитвам и несбывшимся надеждам. В отличие от греческих философов, которые призывают предаваться роскоши и наслаждениям или полностью пренебрегать земными благами, мудрый царь Соломон советует проводить свою жизнь с Богом. Творить добро и жить по заповедям, пока не настигла нас участь всех смертных:
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
Соломон приоткрывает завесу смерти, заслонившую своим ужасом земные радости и само солнце: за ней оказывается Бог.
Тщета жизни в квадрате
Слово «суета» в подлиннике дословно звучит «дуновение». Образ ветра, кружащегося на одном месте и возвращающегося на круги своя, становится символом человеческой жизни — пустой и бессмысленной, как ветер, бесконечно повторяющейся и обрывающейся внезапно и бесповоротно.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру (Еккл. 3:1-8).
Этот образ довершает грамматическая форма «суета сует», уже знакомая нам из Песни песней. Суета в квадрате, окончательная, бесповоротная и самая ужасная напрасность из всего, что можно было помыслить… Человек не в силах изменить слепой ход вещей, бесконечную смену рождения и смерти, любви и ненависти, сеяния и жатвы.
Книга Екклесиаста ― это уникальное явление в составе Библии
Книга Екклесиаста во многом представляет собой уникальное явление в составе Библии, заметно отличаясь от всех остальных её книг образом мыслей автора. Иудейское предание говорит о том, что Соломон написал в Старости, в то время когда книга Песнь Песней была написана им в юности.
Основная мысль книги сводится к развенчанию всех земных иллюзий. Если автор Книги Иова еще считает благоденствие в этой жизни знаком милости Божией, то Проповедник показывает тщету всего земного.
Царь Соломон на троне. Песнь песней, гравюра из Национального музея Германии. 1590 год. Считается, что царь Соломон написал Песнь Песней в молодости, а Екклесиаст в старости
Основной лейтмотив сочинения выражается в следующей его строке: «Все суета сует и томление духа»! Кроме того, такое выражение как «кто умножает познания, умножает скорбь» указывает на Екклесиаста как на престарелого мудреца, который в течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного.
Поэтому он призывает в сочинении, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге. Это истинная задача земной жизни мудрого. Не даром автором в качестве заключительных избранны следующие слова: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».
Автор Екклесиаста не рассуждает о жизни после смерти в своих стихах.
Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его.
В тексте книги есть такое высказывание: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Екк. 1:18.). Таким образом, автор говорит о том, что большие знания порождают большую печаль и поэтому говорить о том, что он не знает, автор считает для себя невозможным.
Титул рукописного издания «Священных книг Ветхого Завета». Вена. 1877 год. Некоторые иудейские богословы Талмуда выступали против включения Книги Екклесиаста в состав Библии
Автор Екклесиаста, говоря о бренности и суетности окружающей его действительности, указывает на то, что не видит смысла жизни в погоне за земными благами. Бренность и суетность окружающей действительность Кохелет объясняет:
- грехопадением людей,
- непостижимости путей Господних,
- неизбежности смерти,
- неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.
Не следует превратно толковать Екклесиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога. В этой связи необходимо отметить, что сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а).
Некоторые основные факты (1: 2–11)
Карта мира Дурака Карта мира Дурака, основанная на третьем «Typus Orbis Terrarum» Ортелиуса (1590 г.). Латинская цитата из Экклезиаста 1: 2 выгравирована на чашке в верхней части посоха шута справа: «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» («Суета тщеславия, все суета»), а под картой — текст из Экклезиаста 1:15: «Stultorum infinitus est et numerus» («Число глупых бесконечно»).
Стих 2
-
Тщеславие сует, говорит Проповедник,
- суета сует! Все суета.
- «Тщеславие»: ключевым термином в этой книге является еврейский термин הבל , , переводимый как «тщеславие» или «тщеславие», конкретно относящийся к «туману», «дыму» или «простому дыханию», метафорически обозначающему «что-то, что мимолетно или неуловимо »(с разными нюансами в зависимости от контекста), также может быть переведено как« Абсурд, разочарование, тщетность, вздор ». Оно встречается пять раз только в этом стихе и встречается в 29 других стихах Экклезиаста.
- «Суета тщеславия» (на иврите: הבל הבלים ): это девиз, который снова появляется в конце учения в Экклезиасте 12: 8 .
Стих 3
- Какая польза человеку от всего его труда
- В чем он трудится под солнцем?
Этот риторический вопрос следует за заявлением о «тщеславии» и сопровождается изображением мира, «непроницаемого для человеческих усилий».
- «Прибыль» (ESV: «прибыль»; иврит : יתרון , ): термин, использовавшийся в (древней) торговле.
- Как существительное «труд» и глагол «тяжелый труд» от еврейского корня слова Амаль ( עמל как или ) , который может относиться к «физической нагрузке» (см ; ) или «душевной и эмоциональной тяжести» (ср. ; ).
История книги
Книга Проповедника Екклезиаста является продолжением книг о приобретении мудрости. Существует три книги в Библии, которые называют книгами мудрости и они говорят о мудрости: Книга Притчи Соломона, Книга Проповедника Екклезиаста и Книга Иова. Все книги мудрости – особенные и назидательные. Книга Проповедника Екклезиаста говорит о главных достижениях в жизни каждого человека. Один из главных вопросов звучит так: «Имеет ли жизнь человека смысл?» Приобретение мудрости и страха перед Господом являются главными достижениями любого человека. Проповедник является учителем зрелого возраста. Он пережил много различной полемики, приобрёл много жизненного опыта и научился делать правильные выводы из совершённых личных ошибок, когда уклонялся от Бога. Все достижения – это суета сует и томление духа. Но что же является смыслом жизни и что пользы человеку во всех достижениях?
Текст
Eclesiastes 1 в Bíblia de Cervera (fl 366; между 1299-1300) в Biblioteca Nacional de Portugal.
Первоначальный текст был написан на иврите . Эта глава разделена на 18 стихов.
Текстовые свидетели
Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите, относятся к масоретскому тексту , который включает Codex Leningradensis (1008). Фрагменты, содержащие части этой главы, были найдены среди свитков Мертвого моря : 4QQoh b (4Q110 ; 30 г. до н.э. — 30 г. н.э .; сохранившиеся стихи 8–15).
Страница Экклезиаста 1: 1–5: 17 из Codex Gigas , латинского перевода 13 века.
Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько веков до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Ватиканский кодекс ( B ; B ; 4 век), Синайский кодекс ( S ; BHKS ; 4 век) и Александринский кодекс ( A ; A ; 5 век). Греческий текст, вероятно, восходит к работе Акилы Синопского или его последователей.
грамм {\ Displaystyle {\ mathfrak {G}}} грамм {\ Displaystyle {\ mathfrak {G}}} грамм {\ Displaystyle {\ mathfrak {G}}}
В чём смысл и значение жизни и достижений на практике?
Книга Проповедника Екклезиаста является ценнейшим анализом личных достижений в мудрости и в знании, в развлечениях, в приобретениях, в глупости и в безумии, в труде, в философии и в богатстве. Этот длинный перечень принадлежал самому автору, царю Соломону. На протяжении всей своей жизни, он сделал глубочайшие расследования и важнейшие открытия. «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклезиаста 1:13). Все достижения человека – это «суета сует» и «погоня за ветром». Без Божьей помощи люди не способны ничего делать. Без Бога жизнь на земле теряет смысл и значение. В конце жизни, Екклесиаст вразумляет молодых людей важным урокам, которые изменят ценность жизни. Итоги достижений будут подведенны, когда человек предстанет пред Богом и даст Ему отчёт. Когда умирает человек, то все достижения можно вместить между двумя датами: днём рождения и днём смерти. «Тире» — между этими датами, как раз и вмещает наши достижения. Что туда войдёт? Труд? Болезни? Богаство? Наслаждения? Глупость или мудрость? Давайте просмотрим и поучимся вместе с мудрым проповедником, пока ещё жизнь продолжается и можно что-то изменить.
- Проверяйте ежедневно свои цели, стремления, намерения, познания. Извлекайте пользу во всём, чтобы Вы не делали. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2-3).
- Познавайте Бога и наслаждайтесь благами из Его щедрой Руки. Человек подвластен Богу своей жизнью, дыханием и благословениями. «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Еккл. 2:24-25).
- Делайте добро, радуйтесь доброму, благословляйте Господа за все блага. Используйте Божий дар с благодарением. «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.» (Еккл. 3:12-13).
- Не завидуйте другим, когда кто-то имеет успех. Зависть – это выбор глупого человека. Добросовестно трудитесь и Господь благословит Ваш труд: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа..» (Еккл. 4:4-6).
- Будьте – немногословны, обдумывайте прежде, чем говорить. Помните, что за каждое слово мы несём ответственность перед Богом. «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги… Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5:1, 6).
- Не гонитесь за богатством и за имуществом. Когда Бог благословляет богатством, не прилагайте к нему сердца. Собирайте себе сокровище нетленное на небесах. Земное богатство – это зло. «Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!» (Еккл. 6:1-2).
- Будьте благодарны за все блага в жизни. Во время испытаний, будьте терпеливы и надейтесь на Господа во всякое время. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» (Еккл. 7:14).
- Берегитесь уклониться от Бога и в молодые годы, в зрелости и в старости. Часто веселие и развлечения ведут к распутству и к пустоте. Помните, что однажды все люди должны предстать пред Богом и дать Ему отчёт за свою жизнь«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).
- Смысл жизни человека заключается в поисках и в познании Бога, в страхе Господнем и в будущей встрече с Творцом. Тот, кто нашёл и познал Бога, жизнь на земле прожил не зря. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» 2» (Еккл. 12:1).
Читайте Библию, размышляйте над смыслом жизни, над её целью и достижениями, утешайтесь Божьими обетованиями, будьте благословенны в Боге!
Автор статьи: Татьяна Мороз
Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»
О том, кто считается автором Екклесиаста до сих пор ведутся споры. Еврейское и христианское предание называет автором этого произведения царя Соломона. При этом его имя в книге прямо не называется.
Имя Соломон можно найти в том месте книги, где автор произведения символически принимает на себя имя Екклесиаста. Здесь он называет себя сыном Двидовым и говорит о том, что он царь Иерусалимский. Если же взять сирийский перевод текста, то в его заголовке прямо указанно: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».
Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону
В XVII веке Гуго Гроций впервые высказал сомнения о том, что авторство произведения принадлежит Соломону. При этом ещё в Талмуде можно найти отверждение, что книга написана позже и поэтому её автор не царь Соломон.
В дальнейшем целый ряд протестантских ученых, основываясь на утверждении Гроция, стали решительно отвергать уже подлинность самой книги.
Впервые сомнения об авторстве Екклесиаста высказал Гуго Гроций в XVII веке.
Что же касается времени написания Екклесиаста, то такие сомнения заставили богословом и учёных спорить о времени написания книги. Основные версии этого следующие:
- Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремей (975—588 г. до н. э.);
- Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э.;
- Делич — к 464—332 г. до н.э.;
- Гитциг — к 204 г. до н. э.;
- Грец — к царствованию Ирода Великого.
Основанием для сомнений в подлинности книги Екклесиаста им служат внешние и внутренние признаки, не соотвествующие духу времени Соломона. Так, например, в тексе произведения встречаются иностранные, иранские и арамейские, слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне.
Библия ничего не говорит о авторе такой книги, при этом в её текст вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Специалисты также отмечают сильное влияние на текст произведения греческой философии.
Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста
Сторонники подхода о том, что Екклесиаста написал царь Соломон говорят, что имеющиеся сомнения не дают достаточного для сомнения в подлинности книги. Так иностранные слова Соломон мог употреблять, ведь он любил всё иноземное, кроме того, царь поддерживал деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.
Кроме того, книга Екклесиаста изображает только такие бедствия, которые вообще неразлучны с человеческой жизнью. В этом случае отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона.
Читать Екклезиаст.
Книга Екклезиаста состоит из 12 глав.
Авторство книги Екклезиаст
Автором Екклезиаста признается царь Соломон. В книге он носит имя Екклезиаста и называет себя царем Иерусалимским, сыном Давида. Авторству Соломона противоречат следующие факты:
- Строка «Я… был царем… в Иерусалиме». Как известно, Соломон оставался царем до смерти, следовательно, он не смог бы сформулировать мысль таким образом.
- Строка «Я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом». Известно, сто до Соломона в Иерусалиме был только один царь, следовательно, множественное число в отношении слова царь говорит не в пользу авторства Соломона.
- В екклезиасте несколько раз звучит предостережение от чрезмерного увлечения чтением. Это было бы странно слышать от Соломона, почитавшего мудрость выше всех благ.
- Настроение печали и разочарования, которым проникнута книга, было нехарактерным для периода царствования Соломона, это скорее признак послепленной эпохи.
Авторство Соломона ставится под сомнение и ввиду того, что многие исследователи считают, что написание екклезиаста не совпадает по времени с годами жизни Соломона. Существует несколько версий времени создания книги:
- Версия Нахтигалля — 975—588 г. до н. э.,
- Версия Шмидта и Яна — 699—588 г. до н. э.,
- Весия Делич — 464—332 г. до н. э.,
- Версия Гитцига — 204 г. до н. э.,
- Версия Греца — время царствования Ирода Великого.
Таким образом, разница во времени достигает 800 лет.