Экклезиаст

Содержание:

Веселый пессимизм

«Кто не видит суеты мира, тот суетен сам», — писал Паскаль. Екклесиаст не суетен, он эту суетность осознал и над ней поднялся. Он без жалости лишает человека всех иллюзий в этом мире. Да, мы не можем знать, для чего нам суждено трудиться. Да, наше веселье и наше земное довольство — признак нашей глупости. А приобретенное нами знание и вся человеческая мудрость только умножают скорбь. И даже искание правды и справедливости на этой земле не более чем очередная тщета — автор прямо об этом пишет:

Все одинаково бессмысленно и ничтожно перед лицом смерти. Однако там, где у Екклесиаста возникают явные противоречия, их напряжение всегда снимается именем Божиим.

Вот лишь несколько примеров:

В чём смысл и значение жизни и достижений на практике?

Книга Проповедника Екклезиаста является ценнейшим анализом личных достижений в мудрости и в знании, в развлечениях, в приобретениях, в глупости и в безумии, в труде, в философии и в богатстве. Этот длинный перечень принадлежал самому автору, царю Соломону. На протяжении всей своей жизни, он сделал глубочайшие расследования и важнейшие открытия. «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклезиаста 1:13). Все достижения человека – это «суета сует» и «погоня за ветром». Без Божьей помощи люди не способны ничего делать. Без Бога жизнь на земле теряет смысл и значение. В конце жизни, Екклесиаст вразумляет молодых людей важным урокам, которые изменят ценность жизни. Итоги достижений будут подведенны, когда человек предстанет пред Богом и даст Ему отчёт. Когда умирает человек, то все достижения можно вместить между двумя датами: днём рождения и днём смерти. «Тире» — между этими датами, как раз и вмещает наши достижения. Что туда войдёт? Труд? Болезни? Богаство? Наслаждения? Глупость или мудрость? Давайте просмотрим и поучимся вместе с мудрым проповедником, пока ещё жизнь продолжается и можно что-то изменить.

  1. Проверяйте ежедневно свои цели, стремления, намерения, познания. Извлекайте пользу во всём, чтобы Вы не делали. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2-3). 
  1. Познавайте Бога и наслаждайтесь благами из Его щедрой Руки. Человек подвластен Богу своей жизнью, дыханием и благословениями. «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Еккл. 2:24-25).
  1. Делайте добро, радуйтесь доброму, благословляйте Господа за все блага. Используйте Божий дар с благодарением. «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.» (Еккл. 3:12-13).
  1. Не завидуйте другим, когда кто-то имеет успех. Зависть – это выбор глупого человека. Добросовестно трудитесь и Господь благословит Ваш труд: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа..» (Еккл. 4:4-6).
  1. Будьте – немногословны, обдумывайте прежде, чем говорить. Помните, что за каждое слово мы несём ответственность перед Богом. «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги… Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5:1, 6).
  1. Не гонитесь за богатством и за имуществом. Когда Бог благословляет богатством, не прилагайте к нему сердца. Собирайте себе сокровище нетленное на небесах. Земное богатство – это зло. «Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!» (Еккл. 6:1-2).
  1. Будьте благодарны за все блага в жизни. Во время испытаний, будьте терпеливы и надейтесь на Господа во всякое время. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» (Еккл. 7:14).
  1. Берегитесь уклониться от Бога и в молодые годы, в зрелости и в старости. Часто веселие и развлечения ведут к распутству и к пустоте. Помните, что однажды все люди должны предстать пред Богом и дать Ему отчёт за свою жизнь«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9). 
  1. Смысл жизни человека заключается в поисках и в познании Бога, в страхе Господнем и в будущей встрече с Творцом. Тот, кто нашёл и познал Бога, жизнь на земле прожил не зря. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» 2» (Еккл. 12:1).

Читайте Библию, размышляйте над смыслом жизни, над её целью и достижениями, утешайтесь Божьими обетованиями, будьте благословенны в Боге!

Автор статьи: Татьяна Мороз

Екклесиаст (Экклезиаст) ― это одна из канонических книг Ветхого Завета

Екклесиаст (Экклезиаст) входит в состав канонических книг Ветхого завета. Это также 33 часть Танаха и 7-я книга Ктувим. Она имеет поучительный характер и поэтому идет вслед за Притчами Соломона. В русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской — между Плачем Иеремии и книгой Есфири.

Екклесиаст. Обложка книги. 19 век. Екклесиаст относиться к каноническим библейским произведениям в жанре литературе мудрости

Священник Александр Мень считает, что книга принадлежит к кругу писаний мудрецов-хакамов. В ней, как в Иове, Притчах и Песни Песней, в ней нет прямых ссылок на Закон, Завет и священную историю.

Автор сочинения, при этом, стоит на общечеловеческих позициях и поэтому оно понятно людям любой страны и эпохи. Основная мысль книги ― «суетность настоящего». Её библейский писатель выражает в поэтической форме. Сохранилось множество древних переводов ее текста, что говорит о популярности этого литературного произведения.

О чем эта книга

На первый взгляд, главным мотивом Книги Екклесиаста выступает бессмыс­ленность человеческой жизни. Автор описывает картину вечного круговорота жизни. Все названо суетой, бессмысленной тратой времени. Не только обретение богатства, власти, получение удовольствий, но и любой человеческий труд определены как бесполезные.

Автор говорит, что в мире никогда не будет настоящей справедливости. Всегда один будет властвовать над другим. Всегда будут подкупленные судьи. Мудрец даже не видит никакого различия между людьми и животными: умирают и те, и другие. Нет смысла и в получении знаний и мудрости, так как от этого только увеличивается скорбь человека.

Часто употребляемое слово «хэвэл» (от халдейского «habal» – «дымиться, испаряться») переведено на русский как «суета» — пустые, безрезультатные занятия.

Единственной достойной жизненной позицией является получение удовольствия от самого процесса жизни, помня при этом ее суетность. Екклесиаст считает, что в целом человеческая деятельность безрезультатна, мы не можем изменить существующий порядок вещей на земле. Все в человеческой жизни носит преходящий характер. Ничто земное не в состоянии дать ощущение совершенного счастья. Блаженства можно достичь только в Боге.

Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»

О том, кто считается автором Екклесиаста до сих пор ведутся споры. Еврейское и христианское предание называет автором этого произведения царя Соломона. При этом его имя в книге прямо не называется.

Имя Соломон можно найти в том месте книги, где автор произведения символически принимает на себя имя Екклесиаста. Здесь он называет себя сыном Двидовым и говорит о том, что он царь Иерусалимский. Если же взять сирийский перевод текста, то в его заголовке прямо указанно: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону

В XVII веке Гуго Гроций впервые высказал сомнения о том, что авторство произведения принадлежит Соломону. При этом ещё в Талмуде можно найти отверждение, что книга написана позже и поэтому её автор не царь Соломон.

В дальнейшем целый ряд протестантских ученых, основываясь на утверждении Гроция, стали решительно отвергать уже подлинность самой книги.

Впервые сомнения об авторстве Екклесиаста высказал Гуго Гроций в XVII веке.

Что же касается времени написания Екклесиаста, то такие сомнения заставили богословом и учёных спорить о времени написания книги. Основные версии этого следующие:

  • Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремей (975—588 г. до н. э.);
  • Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э.;
  • Делич — к 464—332 г. до н.э.;
  • Гитциг — к 204 г. до н. э.;
  • Грец — к царствованию Ирода Великого.

Основанием для сомнений в подлинности книги Екклесиаста им служат внешние и внутренние признаки, не соотвествующие духу времени Соломона. Так, например, в тексе произведения встречаются иностранные, иранские и арамейские, слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне.

Библия ничего не говорит о авторе такой книги, при этом в её текст вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Специалисты также отмечают сильное влияние на текст произведения греческой философии.

Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста

Сторонники подхода о том, что Екклесиаста написал царь Соломон говорят, что имеющиеся сомнения не дают достаточного для сомнения в подлинности книги. Так иностранные слова Соломон мог употреблять, ведь он любил всё иноземное, кроме того, царь поддерживал деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.

Кроме того, книга Екклесиаста изображает только такие бедствия, которые вообще неразлучны с человеческой жизнью. В этом случае отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона.

Отец Александр Мень часто обращался к тексту Екклесиаста для его толкования

Толкование Екклесиаста ― это та тема, к которой часто обращались и обращаются христианские богословы. Так протоиерей Александр Мень в своих работах периодически упоминает это произведение.

Он указывает на то, что Екклесиаст говорил о том, что отрицательный жизненный опыт позволяет понять, что без Бога, без жизни вечной все есть суета. Именно поэтому это сочинение очень популярно у христианских подвижников.

Александр Мень, фотопортрет. Протоиерей Александр Мень в своих богословских трудах большое место уделял толкованию. Екклесиаста

Стоит при этом отметить, что автор произведения не размышлял и не говорил о посмертно воздаянии. Он просто указывал на бренность существующего мира и тщетность человеческих стремлений: «Есть и такая суета на земле: «… праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это ―суета»! (Еккл. 8:14.). Вопросы посмертного воздаяния поднимаются в Новом завете. Об этом всегда стоит помнить и не заменять чтение Библии чтением Екклесиаста.

Значение Екклесиаста в том, что он указывает на тщетность земных благ, о чём Ветхий Завет ранее не говорил.

Кроме того, отец Александр Мень указывает кроме суетности бытия ещё на два мотива, характерных для Екклесиаста. Это тема мирового круговорота и тема тщетности земных упований. При этом автор произведения говорит о том, что и в мудрости он не нашёл утешения для себя: «… и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. (Еккл. 1.:13).

В наше время многие не знают, кто сказал это, но понимают такое высказывание. Таким образом, Екклесиаст поднимает в своём сочинении общечеловеческую тему, актуальную во все времена ― тщетность земных благ. В общей переоценки земного бытия в ветхозаветном сознании и состоит ценность Екклесиаста для всех нас.

Книга Екклесиаста содержит 12 глав

С литературной точки зрения Екклесиаст считается поэтическим произведением. Оно делится на 12 глав. Строфическую форму Екклесиаста открыл Кёстер в 1831 году. Позже это открытие повторил Вайгинг. Они разделили книгу на 4 части, при этом каждая из частей делилась в свою очередь на 3 отдела. Почти все они имеют по 3 строфы.

Видеоролик: Библия книга Екклесиаст. Автор читает текст Екклесиаста.

Главы книги посвящены следующим темам:

Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.

Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.

Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.

Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.

Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.

Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.

Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.

Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека

Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость –  не залог успешности.

Глава 10. Мудрость – лучше глупости.

Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.

Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.

Екклесиаст состоит из 12 глав.

Таким образом, в книге Екклесиаст, автор анализирует события своей жизни и приходит к выводу, что всё уже было под солнцем вся человеческая жизнь ― это суета, то есть бессмыслица.

Именно поэтому в тексе постоянно встречаются подобные высказывания:

(Екк. 3:19)

Или же такие:

(Екк. 1:7)

На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература

В любом случае царь Соломон в Ветхом Завете представляется идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира. Именно поэтому автор Екклесиаста называется его именем.

При этом самая ранняя рукопись Екклесиаста найдена в 4-й Кумранской пещере у Мертвого моря. Она относится приблизительно к 150 году до Р.Х. Таким образом, книгу не могли написать позже этой даты.

Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения

Иудейские учителя выступали против включения книги в канон. Церковь же приняла ее как часть Священного Писания, вопреки мнению Феодора Мопсуестского, который оспаривал ее боговдохновенность.

Современные учёные указывают на то обстоятельство, что на текст Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература религиозного характера. Среди таких сочинений можно назвать «Песнь Арфиста», «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор со своим Ба» и т.д.

Именно поэтому современные учёные относят Екклесиаста к разряду распространённых на Древнем Востоке текстов «литературы мудрости».

Пояснение к тексту

Практически первое, с чем сталкивается читатель Екклезиаста — это печаль автора о человеческих грехах. Автор говорит о том, что Бог изначально создал человека «правым» ( в смысле — правильным, праведным), но люди по своей свободной воле выбирают путь греховной жизни (Еккл. 7:29).

Грех, который изначально был не свойственен человеческой природе, настолько тесно вплетается в жизнь человека, что вот уже нельзя найти никого, кто мог бы жить и не совершать хотя бы каких-нибудь грехов (Еккл. 7:20).

Несмотря на то, что расплата за совершенный грех всегда произойдет, она часто приходит не сразу. И человек, вместо того, чтобы использовать это время для покаяния и исправления своей жизни, начинает грешить еще больше. Тем не менее, если в душе поселяется страх Божий, все можно исправить (Еккл. 7:18).

Кому принадлежит фраза «Знание — сила»: происхождение

Фраза «Знание — сила» Считается, что данная фраза имеет не одного автора. Некоторые источники утверждают, что ее произнес Царь Соломон, некоторые – что Имам Али. Но, ни поэт Фирдоуси, ни Томас Гоббс, на самом деле, не являются первыми, кто изрек это словосочетание из своих уст. Кому же принадлежит это словосочетание, какое у него происхождение?

  • Фраза «Знание — сила» принадлежит Фрэнсису Бэкону, английскому философу.
  • Кстати, этот человек, будучи еще 13-летним подростком, составил план своего гениальнейшего трактата под названием «новый органон».
  • Именно с этого все и началось – Бэкон начал медленно, но верно устанавливать свою власть на научном поприще.

Словосочетание «Знание – сила», само по себе, шедеврально. Впрочем, как и все то, что лаконично. С одной стороны, превосходство грамотного над неграмотным, умного над глупым, а образованного – над неучем объяснимо. Мало того, чем больше полезной информации в голове человека, тем больше вариантов применить ее по назначению и реализоваться в жизни. Также именно образованность – основа великих открытий. А, следовательно, и прогресса человечества.

Кстати, Бэкон утверждал, что и сами люди – субъект познания. Ученый поспособствовал развитию социальных отношений, разработал так называемую «логику нового времени», а также сделал еще множество удивительных открытий.

Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»

О том, кто считается автором Екклесиаста до сих пор ведутся споры. Еврейское и христианское предание называет автором этого произведения царя Соломона. При этом его имя в книге прямо не называется.

Имя Соломон можно найти в том месте книги, где автор произведения символически принимает на себя имя Екклесиаста. Здесь он называет себя сыном Двидовым и говорит о том, что он царь Иерусалимский. Если же взять сирийский перевод текста, то в его заголовке прямо указанно: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону

В XVII веке Гуго Гроций впервые высказал сомнения о том, что авторство произведения принадлежит Соломону. При этом ещё в Талмуде можно найти отверждение, что книга написана позже и поэтому её автор не царь Соломон.

В дальнейшем целый ряд протестантских ученых, основываясь на утверждении Гроция, стали решительно отвергать уже подлинность самой книги.

Впервые сомнения об авторстве Екклесиаста высказал Гуго Гроций в XVII веке.

Что же касается времени написания Екклесиаста, то такие сомнения заставили богословом и учёных спорить о времени написания книги. Основные версии этого следующие:

  • Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремей (975—588 г. до н. э.);
  • Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э.;
  • Делич — к 464—332 г. до н.э.;
  • Гитциг — к 204 г. до н. э.;
  • Грец — к царствованию Ирода Великого.

Основанием для сомнений в подлинности книги Екклесиаста им служат внешние и внутренние признаки, не соотвествующие духу времени Соломона. Так, например, в тексе произведения встречаются иностранные, иранские и арамейские, слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне.

Библия ничего не говорит о авторе такой книги, при этом в её текст вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Специалисты также отмечают сильное влияние на текст произведения греческой философии.

Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста

Сторонники подхода о том, что Екклесиаста написал царь Соломон говорят, что имеющиеся сомнения не дают достаточного для сомнения в подлинности книги. Так иностранные слова Соломон мог употреблять, ведь он любил всё иноземное, кроме того, царь поддерживал деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.

Кроме того, книга Екклесиаста изображает только такие бедствия, которые вообще неразлучны с человеческой жизнью. В этом случае отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона.

Синонимы к фразе «Знание — сила»

Фраза «Знание — сила» Если вы будете писать сочинение или рассказ, то вам могут понадобиться синонимы к фразе «Знание — сила». Подобрать их очень просто. Вот несколько вариантов:

  • Учение свет, а неучение – тьма.
  • Чем больше языков ты знаешь – тем больше ты человек.
  • Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. Д. Аддисон.
  • Кто боится знания, тот пропал. В. Белинский.

Теперь вы знаете, какое происхождение у этой фразы. Это словосочетание, как и многие другие, впервые произнес великий и известный человек. И это правда, ведь знание действительно является великой силой и мощью. Поэтому нужно всегда учиться и набираться опыта. Только так вы сможете быть образованным и расти в своих глазах и глазах окружающих. Удачи!

Книга Екклесиаста: история написания и авторство

Книга Екклесиаста — уникальный текст в ветхозаветном Священном Писании. О ней зачастую говорят, что это самая «небиблейская» книга.  Она не содержит яркого свидетельства веры. В ней нет пророческих предсказаний и наставлений. Описанная бессмыс­ленность человеческой жизни, как кажется на первый взгляд, противоречит самому духу Священного Писания.

До сих пор нет общепризнанного мнения о ее авторе и времени написания. Однако сложилось традиционное представление, что она написана еврейским царем Соломоном (10 век) на исходе его долгой жизни. На это указывает сам автор, называя себя сыном Давида и царем в Иерусалиме.  Именно предполагаемое авторство Соломона повлияло на судьбу Книги — ее включили в иудейское Священное Писание. 

Название «Екклесиаст» — греческий перевод с еврейского. В оригинале текст называется Кохелет — «говорящий в собрании», «проповедник». То есть Екклесиаст — это не собственное имя автора.

Древнейшее предание об авторстве царя Соломона, сына царя Давида, подверг сомнению в 17 веке голландский христианский богослов  Гуго Гроций. Эту позицию подхватили и обосновали целый ряд протестантских ученых, отрицавших подлинность Книги. Тогда же были высказаны сомнения относительно времени написания. Расхождения в датировках составляли в несколько веков. Например, немецкий историк Фридрих Делич — к 464—332 годам до Рождества Христова, а немецкий историк Генрих Грец — к 1 веку до Рождества Христова. По их мнению, в Книге Екклесиаста встречаются описание бедствий жизни, о которых ничего не известно из жизни Соломона. Также в Книге использованы слова, употребление которых несвойственно для эпохи царя Соломона.

Для христианского богословия вопрос о том, кто именно написал Книгу Екклесиаста, не является принципиальным. Главным остаётся смысл данного Писания.

На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература

В любом случае царь Соломон в Ветхом Завете представляется идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира. Именно поэтому автор Екклесиаста называется его именем.

При этом самая ранняя рукопись Екклесиаста найдена в 4-й Кумранской пещере у Мертвого моря. Она относится приблизительно к 150 году до Р.Х. Таким образом, книгу не могли написать позже этой даты.

Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения

Иудейские учителя выступали против включения книги в канон. Церковь же приняла ее как часть Священного Писания, вопреки мнению Феодора Мопсуестского, который оспаривал ее боговдохновенность.

Современные учёные указывают на то обстоятельство, что на текст Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература религиозного характера. Среди таких сочинений можно назвать «Песнь Арфиста», «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор со своим Ба» и т.д.

Именно поэтому современные учёные относят Екклесиаста к разряду распространённых на Древнем Востоке текстов «литературы мудрости».

Название «Екклесиаст» переводиться как «проповедник», это калька с греческого слова «кохелет»

Книга называется Екклесиаст, поскольку написана от лица «Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Екк. 1:1). Это название ― греческая калька с еврейского слова «кохелет». Оно означает проповедника в собрании.

Именно поэтому в христианском каноне сочинение носит название Екклесиаст или Экклезиаст. В переводе с греческого оно означает «оратор в собрании». Полное название в синодальном переводе этой книги следующее: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

Святой Григорий Нисский. Мозаика XI века в киевском Софийском соборе. Святой Григорий Нисский считает, что имя Екклесиаст указывает на высшего Наставника Церкви ― Иисуса Христа

Современные богословы указывают на то, что слово «ках`ал», означает собрание всей ветхозаветной Общины или молитвенное собрание верующих. Именно поэтому греческий переводчик произвел свое наименование книги от слова «экклесиа» — народное собрание, Церковь. Именно поэтому Смысл слова «Кохелет-Екклесиаст» передаётся как проповедник или говорящий в собрании.

Стоит при этом отметить, что святой Григорий Нисский видит в этом имени указание на высшего Наставника Церкви — Христа (Истолков. Екк 2:1). Таким образом, можно сделать вывод, что название произведения носит символический и характер и избранно не случайно.

Глава 2

1 Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета!
2 О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»
3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
6 сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
8 собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.
9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
14 у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
15 И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это — суета;
16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа!
18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!
20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,
21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое!
22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
23 Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!
24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией;
25 потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!

Глава 1
Глава 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector