Древлеправославная поморская церковь

История церкви

Группа старообрядцев — поморцев. г. Нижний Новгород.

Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва).

Начало крупнейшему духовному центру поморского согласия было положено в 1694 году, когда была основана община на реке Выг — Выговская мужская обитель (Выговское общежительство) под руководством братьев Денисовых. В рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия. Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России.
В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству, и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-беспоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля «О свободе вероисповедания». Вскоре после этого в Поморское согласие перешла многочисленная и влиятельная Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, отделившаяся от федосеевцев ещё в первой половине XIX века. Первый Всероссийский собор поморцев прошёл —10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году, оба — в Церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва). Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешёл ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были расстреляны, либо находились в заключении или на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР, местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно ещё в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации беспоповского старообрядчества в СССР. В и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошёл в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках.

Учредительный съезд староверов-поморцев России прошел 21-22 ноября 1989 года в храме Московской Преображенской общины. 68 делегатов и гостей из 38 общин и приходов приняли участие в его работе. Они рассмотрели состояние Поморского старообрядчества в РСФСР и приняли решение об образовании Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, утвердили программу его деятельности, обсудили вопрос о созыве Российского Поместного Собора.

Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали?

Самосожигатели. Картина Григория Мясоедова. 1882–1884 годы

Жестокость преследований определялась, с одной стороны, суровостью правовых практик той эпохи, с другой — твердостью противников реформ, переходившей в фанатизм, вплоть до самосожжения. Особенно интересен феномен гарей  Гари — массовые самосожжения старо­обрядцев. По разным подсчетам, во второй половине XVII века в самосожжениях погибло свыше 8000 человек.. Одни исследователи объясняют его давлением внешних обстоятельств и отсутствием выбора: старообрядцев насильно обращали в официальное православие. Другие считают, что самосожжения связаны с самим старообрядческим вероучением: старообрядцы верили, что само­сожжение очищает грехи. И хотя давление на старообрядцев постепенно стало снижаться, принимая менее радикальные формы, преследования продолжа­лись вплоть до апреля 1905 года, когда Николай II выпустил указ о веротер­пимости, устанавливавший свободу выбора религии и прекращавший пресле­дования старообрядцев. Только в 1971 году Русская православная церковь сняла анафемы  Анафема — высшее церковное наказание, отлучение от Церкви. со старообрядцев. 

История

Поморская лестовка

Поморское Согласие ( Согласие , что означает «Кредо» или «исповедь») представляет собой группу беспоповцев ( «priestless») старообрядцы , которые отказались от практики получения «беглых священников» после смерти последнего предварительного Раскола (схизма ) священники Русской Православной Церкви. Из-за отсутствия священства стали избирать грамотных мирян для проведения богослужений.

Поморское вероисповедание сформировалось в 1694 году, когда в Поморье у реки Выг был основан Выговский мужской монастырь ( Выговское общество ) , который стал духовным центром всего вероисповедания с начала 17 до середины 19 века, а также идеологическим центром. для беспардонных старообрядцев . На основании правил Соловецкого монастыря без слов были созданы поморские правила богослужения для мирян, которые давали священники.

В 1706 году был основан Лексинский женский монастырь. Выговский монастырь знаменит своими « Поморскими ответами », которые легли в основу его религиозного учения. В 1738 году некоторые поморы начали молиться за царя. Это вызвало раскол в их сообществе. Те, кто не соглашался молиться за царя (моление за царя) во время своих богослужений, составляли Филипповский (который также практиковал самосожжение) и федосеевский договоры. Эти последующие группы позже также испытали дополнительные разделения и расколы.

Изначально Поморцы отрицали святость брака. Однако в начале 1830-х годов поморская община разделилась по этому вопросу на старопоморцев (старопоморцев), которые продолжали отрицать святость брака, и новопоморцев (новопоморцев), которые разрешили передачу собственности по наследству и узаконенные супружеские отношения вне церковного брака. Новопоморцы также привлекли к себе представителей других старообрядческих группировок, недовольных строгим отношением к браку.

Официальная церковь, зарегистрированная в правительстве как «церковная организация» после публикации манифеста «Свобода вероисповедания» 17 апреля 1905 года. Первый Всероссийский Поморский Собор проходил с 1 по 10 мая 1909 года в Москве, второй в 1912 году. Местные общины поморов также стали важными экономическими центрами северной России в начале 19 века.

После революции 1917 г. поморы за пределами России создали организационные центры в странах своего проживания.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Что собою представлял старообрядческий социум в Российской Империи?

О них однозначно можно сказать, что это была религия купечества.

Старообрядчество – религия купечества

В дореволюционной России наиболее богатыми и предприимчивыми людьми являлись старообрядцы. Будучи притесняемыми и гонимыми властями несколько столетий, имея крепкий общинный уклад, высокую нравственность и аскетизм, они создали свою, внутреннюю финансовую религиозно-коллективную империю. Оптимальным инструментом, позволяющим им максимально концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы, стала знаменитая русская община; общинно-коллективистские (а не частнособственнические) отношения служили тем фундаментом, на котором строилась социальная жизнь старообрядцев.

На рубеже XX века в России существовали только три финансово состоятельные группы людей: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные бизнесмены и дворяне-помещики. Вдумайтесь, на долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов Империи! А это значит, что финансово они влияли на всю экономику и политическую палитру страны. При этом численность самих старообрядцев всех существующих на то время толков, по разным подсчетам, составляла не более 2% от общего числа населения и 10-15% от численности русских в Империи.

Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они делились на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о существовании или отсутствии в этих группах духовенства. Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами. За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло не менее семидесяти.  

Вероучение и отношение к обрядам внутри групп нередко были даже взаимоисключающие. Но всех староверов объединяла, на уровне вероучения и культа, лютая ненависть к Российской Православной Церкви и к властям, в частности, к дому Романовых, как к правителям антихриста. Для этой ненависти имелись объективные исторические причины – гонения за веру, социальное угнетение, запрет на проповедь и распространение своей религии. Под надуманными предлогами старообрядцев наказывали и отбирали у них имущество, отправляли в ссылку, закрывали и разрушали их храмы. Браки им разрешалось регистрировать (венчаться) только в  храмах РПЦ, а это означало принудительное склонение в «веру антихриста». 

Хозяйственно-управленческой модели, сформированной расколом, был брошен вызов в 50-е годы ХIХ века. Главный удар оказался направлен на купечество. Отныне попасть в купеческие гильдии могли только те, кто принадлежал к Синодальной Церкви (РПЦ) или единоверию; все русские купцы обязывались предоставить свидетельства об этом от православных священнослужителей. В случае отказа предприниматели переводились на временное гильдейское право сроком на один год. В результате всё староверческое купечество оказалось перед жёстким выбором: лишиться всего или поменять веру. Была альтернатива –  вступить в единоверчество, сохраняя при этом старые обряды; большинство склонялось к последнему варианту.

В России тогда происходили старообрядческие бунты, которые позднее,  во времена  СССР, представляли как проявление классовой борьбы, умалчивая об их религиозной мотивации.

Лютой ненавистью ненавидели старообрядцы П.А. Столыпина за его реформаторскую  деятельность, поэтому радовались его убийству. При всей успешности его реформ, новые цивилизационные вызовы урбанизации, такие как, например, переселение крестьян в Сибирь, разрушали устоявшийся общинный уклад старообрядцев.  Кроме того,  крестьяне-переселенцы составляли конкуренцию предприятиям и банкам старообрядцев тем, что из государственной казны им выплачивали   ссуды и подъемные, выделяли бесплатные земельные участки и они успешно развивали свое хозяйство.

П.А. Столыпин держал на личном контроле вопрос о переводе старообрядцев – раскольников в единоверчество и достиг в этом успеха: подавляющая часть казаков –  старообрядцев перешли в РПЦ или единоверие.

Убийство П.А. Столыпина

Но вот пришла долгожданная свобода – были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии»: своим Указом от 17 апреля 1905 г.  «Об укреплении начал веротерпимости»  Государь Император Николай II уравнял права старообрядцев и православных христиан. С тех пор они перестали называться раскольниками. Это была вспышка процветания и развития старообрядцев вплоть до конца 20-х годов.

Фото и видео галерея

Паломническая поездка в Латгалию, 2017-09-16

Каунасскому храму — 110 лет, 2016-05-22

Пасха в Райстинишкской общине 2015-04-12

Благословение духовного наставника в Каунасе 2014-06-15

Освящение Каунасского храма 2014-05-22

Поднятие куполов в Каунасе 2014-05-09

Римки праздничная служба 2012 09 21

События

Храмы

Иконы

Лица

События

Назад

Далее

Все

О сообществе

Христианская православная вера пришла на Русь из Византии в X в. Русь была крещена в 988 г. при киевском князе Владимире. В XVII в. патриарх Никон начал проводить реформы Русской Православной Церкви. Часть духовных руководителей и мирян Церкви их не приняли. Произошёл раскол Русской Православной Церкви. Наша древняя, отвергшая нововведения и оставшаяся непоколебимой в старой вере, Церковь с течением времени стала называться Староверческой или Древлеправославной Поморской Церковью. Она является духовной наследницей и фактической правопреемницей дореформенной Русской Православной Церкви.
Во второй половине XVII в. первые староверы-беженцы из России поселились в Великом княжестве Литовском. Первый староверческий храм на территории нынешней Литвы был построен в 1710 г. в деревне Пуща (Гиряле) (ныне Рокишкский район). С течением времени на территории Литвы образовывались также другие староверческие поморские общины.
6 мая 1922 г. на староверческoм съезде в Каунасе впервые был избран Центральный Старообрядческий Совет в Литве, объединивший все без исключения староверческие поморские общины Литвы.
20 мая 1923 г. Кабинет министров издал «Временные правила, регулирующие отношения Литовской староверческой организации и Литовского правительства» (Vyriausybės žinios, 1923 m., Nr. 132), согласно которым Литовское правительство предоставило автономию Древлеправославной Поморской Церкви Литвы и признало Центральный Cтарообрядческий Cовет в Литве высшим органом Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.
15–17 октября 1925 года съезд Древлеправославной Поморской Церкви, проходивший в Вильнюсском Свято-Покровском храме, избрал Высший Совет Древлеправославной Поморской Церкви. На этом съезде был принят Устав Древлеправославной Поморской Церкви.
Вильнюсский Свято-Покровский храм является историческим местонахождением Высшего Совета Церкви. Литовское государство признает Древлеправославную Поморскую Церковь как традиционное религиозное сообщество Литвы.     

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Общины

В октябре 2021 года в состав архиепископии входили следующие общины:

  • Краснодарский край Приморско-Ахтарск. Храм святых Первоверховных апостолов Петра Павла.
  • Новопокровский, Приморско-Ахтарский район. Храм Покрова Богородицы.
  • Сочи. Храм Успения Богородицы.
  • Бриньковская, Приморско-Ахтарский район. Храм Живоначальной Троицы.
  • Краснодар. Община.
  • Морозовский, Приморско-Ахтарский район. Часовня в честь священномученика Аввакума.
  • Новороссийск. Община.

Пензенская область, Софьино. Киновия в честь Покрова Богородицы.
Дагестан, Кизляр. Храм Живоначальной Троицы.
Крым, Севастополь. Община.
Румыния, Тулча. Община.

Куда ушел поморский быт

Среди определений, кто такие поморы, есть очень точная формулировка из Малой советской энциклопедии (1931 год): «Поморы, поморцы (от “поморье” — страна на берегу моря). Особый бытовой тип великороссов, живущих на берегах Северного, Полярного и Белого морей (большей частью потомки новгородских колонизаторов). Смелые мореходы, рыбаки, охотники».

Обратим внимание на слова «особый бытовой тип». Что это значит и что с этим бытовым типом случилось в прошлом веке?

1917 год стал бедой для зажиточного крестьянства и городского среднего класса во всей России. Новый формат государственного устройства оказался несовместим с привычным укладом жизни поморов. Первой драмой стал итог Гражданской войны на Русском Севере, когда многие жители Архангельска и губернии, не желавшие жить под властью большевиков, эвакуировались вслед за интервентами.

На первый взгляд с победой большевиков социальные отношения стали справедливыми: вместо «покрута» — работы на хозяина, добыча рыбы и зверя велась по принципу артели. Но уже скоро выяснилось, что монополия на торговлю в руках государства, а рыболовецкий колхоз сдает добычу по госцене. Альтернативы не существовало.

Одновременно граница оказалась на замке. В начале XX века поморы, как при императорах и царях, ходили по морю куда хотели, в том числе, и за рубежи Российского государства, посещали Норвегию, общались на руссенорске (торговый язык) или изучали норвежский.

Как поморы дружили с Норвегией: рыба в обмен на хлеб,уникальный язык руссенорск и другие интересные факты

Теперь не просто частная торговля с заграницей, но и визиты с любой целью по вековым маршрутам оказались преступлением. По наблюдениям современников, последний раз суда поморов пришли в Северную Норвегию в 1929 году, и это было символично. Началась коллективизация и уничтожение частного предпринимательства в городах. Совместить поморский быт с новой тоталитарной экономикой оказалось невозможным. Жители прибрежных деревень по-прежнему ходили в море, ловили рыбу, добывали морского зверя — будучи уже государственными работниками, а не вольными мореходами.

* * *

Сейчас земля поморов изменилась, но некоторые традиции остались. Архангельская область добывает около 20% рыбы Северного бассейна. Вместо кочей и шняк в новом городе — Северодвинске строят подводные атомные крейсера. Речной жемчуг ушел в историю, но в области находится единственная разработка алмазов в Европейской части России. Символично то, что первые мелкие алмазы были найдены у поселка Поморье. Регион перестал быть основными воротами в Европу, но стал воротами в космос после открытия космодрома Плесецк.

Столица Поморья изменилась до неузнаваемости. Вместо бесконечных пристаней, амбаров, открытого рыбного торга на берегу Северной Двины протянулась бетонная набережная с пляжем, современными сидениями и арт-объектами, напоминающими о старине. Гуляющая по ней молодежь гордится поморскими корнями, но скорее будет защищать тюленей и особенно бельков, чем выйдет в море охотиться на них.

У них всегда были длинные бороды?

Лубок XVIII века Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Раскольник говорит цирюльнику: «Слушай, цирюльник! Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу».

Даже сегодня старообрядцы не только не бреют бороду, но и не стригут ее. До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками. 

«Федосеевцы»

Федосеевское согласие Древлеправославной Старопоморской Церкви имеет еще одно название – христиане древлеправославного кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского безбрачного согласия. Несмотря на то что церковь официально зарегистрирована в 2014 году, большинство приходов живут замкнуто, не регистрируются и никому не подчиняются. По приблизительным подсчетам в стране существует 50 общин.

В XX веке федосеевцы разделились на несколько течений. Теперь они проживают в Центральной части России, в Москве (центр Московских федосеевцев находится на Преображенском кладбище, здесь же проживают и малочисленные «необщинники» – не примкнувшие к общине), в Татарстане (в Казани находится центр Казанских федосеевцев). Филимоновцы проживают в Тонкинском районе Нижегородской области, где находятся традиционные поселения раскольников, и в Кировской области.

Погребально-поминальная обрядность

В среде поморцев погребально-поминальная обрядность отличалась строгим исполнением обрядов «по уставу». Поморцы покаяние приносили перед своим наставником. Исповедь оканчивалась полаживание, то есть наложением епитимии, без чего покаяние не имело смыла.

После исповеди умирающий прощался с членами семьи и родственниками и давал наказы. Умереть лучше считалось на полу, только не на печи, не на перине. Сам умирающий просил положить его на пол.

По крикам, раздающимся из дома, вся деревня узнавала о наступившей смерти. Староверы покойного одевали в заранее приготовленную одежду, сшитую из белого холста на руках, суровыми нитками, без узлов. И мужская и женская одежда повязывалась сверху рубашки и сарафана тонким поясочком. У поморцев было строго обязательным правилом носить на теле, под рубашкой, еще один поясок, который при жизни никогда не снимался. Узлов на поясах у покойных по обычаю не завязывали. Хоронили в лаптях, плетенных из одной бересты или одного лыка.

У старообрядцев было принято после обмывания и одевания умершего класть его на лавку «головой к иконам», то есть лицо его было обращено к «образам», он как бы смотрел на них. Поморцы приглашали начетников («ученых») для чтения надгробных молитв в сопровождении пения; участникам моления полагалось иметь «лестовки» и «подручники».

Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В левую руку ему обязательно вкладывали белую специально для похорон лестовку, затем покрывали белым покрывалом. Гроб разворачивали «по солнышку», снова ставили что бы умерший был обращен к иконам ногами. На гроб ставили свечи «пчельные» — пчелка она «божья тварь».

Чин отпевания у поморцев заменялся пением по псалтырю канона «за единоумершего» и совершался часто без наставника.

Когда в Екатериновке разрешили открыть молельный дом (80-е годы XIX века), по желанию родственников отпевали в молельной. После отпевания гроб закрывали крышкой и выносили из помещения.

Хоронить было принято до «захода солнышка». На дно могилы было принято класть полешки, на них ставили гроб, а потом уже засыпать землей. У староверов на кладбище шли не только родственники, но и все, кто хотел. Как намогильный памятник здесь ставили восьмиконечный крест.

У старообрядцев все приглашались после похорон на обед. Перед началом читали молитвы, совершали семь земных поклонов, потом усаживались за стол.

Не старообрядцев сажали за отдельный стол и подавали им из специально хранимой для них посуды. Водку на поминках староверы не употребляли, пили только квас. Не разрешалось готовить мясные блюда невзирая на то, справлялся обед в пост или в «мясоед». Ни одни поминки не обходились без рыбного пирога. Подавалась похлебка из сушенных грибов, соленые грибы, каши из проса, кисели. Сладкую выпечку, порезанную кусками, макали в мёд. Из поминальной еды полностью исключали картофель и чай.

Отмечали поминки в 9, 20 и 40 день смерти. На могилы староверы ничего не носили, только одаривали детей конфетами.

Троицин день у староверов уже во второй половине XIX века связывался также с поминанием умерших родных.

Поминовение покойных, умерших неестественной смертью, совершалось только раз в году: у старообрядцев — в Троицкую субботу, а у мирских в семик — четверг перед Троициным днём.

У поморцев, где были грамотные и за соблюдением религиозных предписаний и правильным исполнением треб следила неофициальная церковь, а сама община, дохристианских пережитков в погребально-поминальной обрядности почти нет. Внутренний контроль старообрядческой общины превосходил деятельность православного духовенства и властей, направленную на искоренение традиций язычества.

Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?

Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. 1913 год

Отшельничество — это форма монашества, свойственная всем традиционным христианским деноминациям  Деноминация — тип религиозной организа­ции, объединяющей верующих, которые придержи­ваются одного вероисповедания в пределах определенной религиозной традиции.. Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья. Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми. 

Старообрядческий социализм

Уже к началу XX века старообрядцы ввели на своих предприятиях высокие социальные стандарты: 9-часовой рабочий день, бесплатные общежития для рабочих, медицинские кабинеты, ясли-сад для детей, библиотеки. Для постройки собственных каменных домов выдавались беспроцентные ссуды. Собственная бесплатная больница была оборудована операционной, амбулаторией, аптекой и родильным домом. Имелись санаторий и богадельня для престарелых. Для молодежи существовали профтехучилища. Также назначалась пенсия в размере 25-50% от средней заработной платы. Так что  высокие социальные стандарты в СССР были изобретением не коммунистов, а старообрядцев.

Неудивительно, что рабочие предприятий, которыми владели старообрядцы, во всем поддерживали своих хозяев. Во время баррикад, стачек, забастовок рабочим все равно оплачивали рабочий день. Баррикады во время революции 1905 года в Москве располагались по принадлежности к предприятиям старообрядцев. Баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. Крупные силы на революционную борьбу отрядили фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины.

Стачки старообрядцы организовывали для борьбы с «антихристовой» властью

Купеческая элита решительно распрощалась со славянофильскими идеями о возможности развития на монархической основе. Купечество обратилось к радикальным элементам, которые концентрировались в кружках социал-демократов и социал-революционеров. Именно из такого кружка происходил Дмитрий Богров – убийца Столыпина. Это было предательство Святой Руси!

Как поморы воевали

Найти в истории какие-то доказательства завоевания поморов, в отличие от покорения Московским княжеством Великого Новгорода или Вятки, невозможно. Зато архивы сохранили немало свидетельств, как крестьяне Русского Севера при нападении врагов не только защищали свои селения, но и проявляли дипломатическую смекалку.

В знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» шведы безуспешно домогались Кемской волости. В реальной истории они тоже не смогли ее завоевать, поэтому периодически грабили.

В 1590 году крупный шведский отряд разорил Кемскую волость: были сожжены посадские дома, промысловые суда, питейный и гостиный двор. Чтобы отстоять острог, староста Вешняк Кузьмин одолжил восемь пушек у датчан, чьи корабли стояли возле Колы. Как писал в своей «грамате» к жителям Колы царь Федор Иоаннович, «А для осаднаго времени взяли они у Дацких Немец у торговых в долг четыре пушки, две пушки полковыя, ядра у них по три фунта, да две пушки скоростельныя, да четыре пищали больших и с зельем». Битва была удачной, шведы бежали, а их воевода Кавпий был взят в плен и отослан в Москву.

Вместе со знатным пленником было послано не победное донесение, а челобитная с просьбой о льготах. Царь Федор Иоаннович освободил кольских крестьян на три года от всех оброков и податей, на будущее же велел брать с них торговых пошлин только по три деньги с рубля (то есть 1,5%).

7

Революция – дело доходное!

По стране прокатилась череда забастовок и бунтов. В качестве классического примера можно привести легендарный Ленский расстрел. Компанией «Лензолото» до начала беспорядков владели англичане, купцы-старообрядцы и барон Гинцбург. Акциями  предприятия торговали на Лондонской, Парижской и Московской биржах. Протесты, начавшиеся после продажи в фабричном магазине гнилого мяса, закончились, как водится, народным бунтом. Затем последовали расстрел рабочих солдатами,   массированная кампания в прессе, а также ряд гневных докладов в Думе, инициированные все теми же старообрядцами. Англичане были вынуждены уйти, акции же за копейки скупил старообрядец-миллионер Захарий Жданов, один из бывших владельцев «Лензолота», удачно продавший свой пакет акций незадолго до начала беспорядков. На сделке он выиграл 1,5 млн золотых рублей. Аналогичные, можно сказать рейдерские, захваты, проводимые с благой целью – лишить иностранцев права владения активами в Российской империи, – проходили повсеместно.

Февральская революция завершила дело, начатое в 1905 году:  старообрядцы получили всю полноту власти. Более половины из 25 наиболее влиятельных купеческих родов Москвы были староверами: Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы. Власть в городе принадлежала старообрядцам. Они были гласными Московской городской думы, членами общественных комитетов, главенствовали на Московской бирже. Руководство крупнейшими оппозиционными буржуазными партиями – кадетов, октябристов и прогрессистов – осуществлялось все теми же людьми. Н.Д. Авксентьев, А.И. Гучков, А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков заправляли и во Временном правительстве.

Статистика

50 общин, 9 архиереев (в том числе на территории Румынии, в подчинении которого 5 приходов), 9 епископских кафедр: архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси, епископа Пермского, епископа Волгоградского и Саратовского, епископа Тульчинского и всея Румынии, епископа Гомельского и всея Белоруссии, епископа Московского, епископа Уральского, Самарского и Оренбургского, епископа Курского и всея Украины, епископа Бурятии и всего Дальнего Востока.

Имеется Высшее древлеправославное духовное училище (г. Новозыбков Брянской обл., ул. Первомайская, 7).

Приверженцы Церкви живут в Центральной России, в Среднем Поволжье, в Западной Сибири, Забайкалье, в Краснодарском крае, в Румынии и в Грузии.

Московская община имеет 6 действующих храмов. В 1990 году новозыбковцам был передан московский храм святителя Николы на Зацепе (неподалёку от Павелецкого вокзала), где и разместилась кафедра древлеправославного патриарха.

О духовном причастии

Из учения о царствовании духовного антихриста, прекращении истинного священства, следует и учение безпоповцев о духовном причастии. Так, в толковом Апостоле сказано, что за последнее время жертва причащения по всей вселенной от Востока до Запада престанет, антихрист прежде пришествия своего учинит везде жертвенники и истинную жертву истребит. Причащение видимое, истинное, прекратится и упразднится противником Христа, как говорит и святой Иоанн Златоуст, что опустошение соделает антихрист пред пришествием Господним, следовательно, при царстве антихриста причащения не будет.

Слово святого Иоанна Златоуста о лжеучителях, книга «Маргарит», лист 591:

Переживая последнее, изобилующее соблазнами время, христиане, следуя Христовым заповедям, не должны отчаиваться, но верой, трудом, молитвой, постом, и всякими благодеяниями готовить свою душу для службы Богу, а всё свое упование возложить только на Него одного, по святому учению: «уповающии же на Господа, никтоже отчайся, но пецыся присно предведуще глаголавшаго, яко с вами есмь рече. Дерзайте убо, яко не уморит Господь гладом душа праведных». (Маргарит, л. 578 о лжеучителех).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector