Московский никольский единоверческий монастырь

Как добраться

Посмотреть варианты проезда для адреса

Проложить маршрут

ОТСЮДА
СЮДА

Преображенская площадь — 510 метров

Семеновская — 920 метров

Электрозаводская — 1 200 метров

Остановки наземного транспорта

Преображенское кладбище — 40 метров

Преображенский рынок — 310 метров

Улица Преображенский Вал — 280 метров

Успения Пресвятой Богородицы Храмул. Преображенский Вал, 25 корп.3180 метров

Преображенский Храмул. Преображенский Вал, 17Б стр.1240 метров

Старообрядческий Храм Воздвижения Креста Господняул. Преображенский Вал, 17Б260 метров

Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбищеИзмайловское шоссе, 21 300 метров

Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбищеИзмайловское шоссе, 21 300 метров

Храм-часовня Николая Чудотворцаул. Богородский Вал, 81 400 метров

Храм Святой Троицы при детской городской клинической больнице им. Святого равноапостольного князя ВладимираРубцовско-Дворцовая ул., 1/31 400 метров

Храм Спаса Преображения в Введенском-БорисовкеБорисовская ул., 11 400 метров

Православный Храм Великомученика Димитрия Солунского на Благушеул. Ибрагимова, 6А1 500 метров

Храм Пророка Илии в ЧеркизовеБольшая Черкизовская ул., 171 500 метров

Храм Илии Пророка при 45-м полку спецназа ВДВул. Матросская Тишина, 101 800 метров

Храм Святителя Николая Мирликийского в ПокровскомБакунинская ул., 1001 800 метров

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольникахул. Матросская Тишина, 91 900 метров

Храм Святителя Николая в ИзмайловеИзмайловское шоссе, 73Ж стр.22 200 метров

Часовня Непорочного Сердца Пресвятой Девы МарииНаличная ул., 1 стр.1А2 400 метров

Храм святителя Тихона Задонского в СокольникахМайский просек, 5 стр.12 400 метров

Использованные материалы

  • «№ 23. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь», Паламарчук П. Г., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей. В 4 тт., т. 1: «Кремль и монастыри»:

  • «Москва. Никольский единоверческий мужской монастырь», Народный каталог православной архитектуры Соборы.ру:

  • Страница приходского сайта Московского Никольского храма на Преображенском кладбище, сеть православных сайтов Приход.Ру:

  • «МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015», Живой журнал «hramy_msk» (взято у пользователя «rostovetz»), 12 мая 2015:

  Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.

  Миролюбов Иоанн, свящ., Саранча Евгений, свящ., «Единоверие», Православная энциклопедия, т. 18, с. 42-50,

История в XVIII-XIX веках

Первоначально храм был построен в 1784-1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. Архитектором собора прежде считался предположительно , но по последним, наиболее достоверным разысканиям проект это был Ф. К. Соколова.

N. A. Naydenov , CC BY-SA 3.0

«Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил её Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей».

Lodo27 , GNU 1.2

В начале 1850-х годов император Николай I начинает борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попадает в опалу и начинается расследование, после которого Преображенским старообрядцам вменяется в вину государственная измена, потому что в 1812 году Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона , и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России.

Также в здании Преображенского Богадельного дома было найдено карикатурное изображение русского императора, где он «был изображен на висевшей в молельне картине, в Своем лице и одеянии с рогами на голове, хвостом назади и с надписью на челе 666, означающею антихриста».

По этой причине часть руководителей общины были выслана из Москвы в ссылку. Многие другие старообрядцы приняли единоверие. Более 50-ти, в основном купеческих, семей старообрядцев присоединились к единоверию, написав просительное письмо на имя императора (хотя большая часть старообрядцев так и осталась при своей федосеевской вере).

1854-1857 годах храм был перестроен по проекту архитектора А. О. Вивьена. В трапезной части был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца.

Lodo27 , GNU 1.2

После пристройки алтарной апсиды в 1857 г. к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет , митрополит Московский освятил главный (восточный) престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

«Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия».

Затем начата была пристройка к бывшей Успенской молельне каменного алтаря для главного храма, который 2 июня 1857 года был освящен по древнему же обряду тем же Митрополитом Филаретом , во имя Успения Пресвятые Богородицы, именем которого называлась и бывшая беспоповская молельня, обращенная в сказанную церковь.

Lodo27 , GNU 1.2

В иконостасе главного Успенского храма иконы остались те же, которые были в этой молельне и которые, как гласит история, основателем Преображенского Богадельного Дома, Ильей Алексеевичем Ковылиным, были подменены и похищены из храма святой Анастасии что на Неглинной, близ Кузнецкого моста (разобрана в 1793 г.), построенного царицею Анастасиею, супругою царя Иоанна Грозного. За допущение такой подмены священно-церковно-служители того храма лишены были своего сана, а Ковылин предан уголовному суду, который, по пролазам и подкупу Ковылина, постановил очень знаменательное следующее определение: «Так как главные виновники, допустившие похищение образов, наказаны духовным судом, а соучастник оного похищения Ковылин скрылся, то это дело прекратить», и прекращено.

Lodo27 , GNU 1.2

В алтаре этой Успенской церкви, по восточной стене помещены весьма замечательные древние образа, поступившие в Преображенский Богадельный дом из бывшей Московской Озерковской беспоповской Федосеевской же молельни, а находящийся у южной двери образ соединения земной воинствующей Христовой Церкви с небесной Торжествующей поступил из бывшей Монинской беспоповской молельни. При освящении Успенской церкви многие говорили, что событием сим исполняются и осуществляются слова Христа Спасителя, обещавшего основать Свою Церковь такою крепкою и непобедимою, что не одолеют её врата адовы…

Паломнику

Храм открыт ежедневно с 8:30 до 17 часов вечера.

Расписание Богослужений:

Утренние богослужения:

Ежедневно — Часы и Божественная литургия в 9 часов утра.

По воскресным и праздничным дням две Божественных литургии в 7 и 10 часов утра.

Каждое воскресенье — Водосвятный молебен, после поздней Литургии ~ в 12 часов.

После Божественной литургии ежедневно совершаются Заупокойная лития и требы.

Вечерние богослужения:

Накануне воскресных и праздничных дней — Всенощное бдение в 17 часов.

Каждый понедельник — Молебен св. мч. Вонифатию с чтением акафиста и водоосвящением в 17 часов.

Каждый четверг молебен святителю Николаю в 17 часов.

История после 1917 года

Вход в храм свт. Николая Чудотворца (западная сторона)

К 1923 году монастырь был полностью закрыт, и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в -х годах большая часть стен монастыря были сломаны.
В первой половине -х годов (во времена церковной смуты и расколов) Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) — Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой — трапезной части.

Обновленческая община в трапезной части храма существовала примерно до середины 1940-х годов. Одним из последних обновленческих настоятелей был епископ Анатолий Филимонов (1880—1942).
Затем трапезная часть храма была возвращена РПЦ.

Около 1930 года в отделенной Никольской трапезной части храма, дополнительно к существовавшему с 1854 года Никольскому (северному) престолу, сооружается новый Успенский (южный) престол.
Небольшой иконостас для которого был привезен из некоего закрытого коммунистическими властями храма.
Так же наверху по всей восточной стене трапезной части был сооружен новый иконостас и заполнен высокими старинными иконами из иконостаса одного из соборов разрушенных на территории Московского Кремля.

К концу 1920-х годов единоверческая община в Успенской (восточной) части храма перестала существовать.
В это же время была ликвидирована Московская община старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия в Храме Воскресения Христова и Покрова Богородицы, что в Токмаковом переулке.
Но после усиленного ходатайства старообрядцев из этой ликвидированной Токмаковской общины советские власти решают передать освободившуюся Успенскую (восточную) часть храма для пользования старообрядцам беспоповского Поморского толка, которые занимают её и поныне, хотя храм Воскресения Христова в Токмаковом переулке был возвращён общине старообрядцев беспоповского Новопоморского толка в начале 1990-х годов.

«В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV—XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.»

На территории храма работает реставрационно-иконописная мастерская «Александрия».

Духовенство

В прошлом

священник Василий Петрович Орлов (1870—†) — духовный писатель, настоятель в 1920-е годы;

Обновленческий период

епископ Анатолий Филимонов (1880—1942) — настоятель до 1942 года;

Настоятели после возвращения храма РПЦ

  • протоиерей Николай Николаевич Синьковский (1888—1955) — настоятель до 1955 года;
  • протоиерей Василий Васильевич Студенов (1902—1981) — настоятель до 1973 года;
  • протоиерей Вадим Яковлевич Гришин (1929—1987) — настоятель в 1974—1981 годах;
  • протоиерей Леонид Матвеевич Кузьминов (1932—2016) — настоятель в 1981—2016 годах;

Известные священники

  • протоиерей Димитрий Дудко (1921—2004) — служил в храме в 1962—1974 году;
  • протоиерей Владимир Воробьев (р. 1941) — служил в храме в 1979—1984 году;

История

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. — этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней — Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.

Трапезная — Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector