Хлеб жизни. зачем раздают артос
Содержание:
- Что означает слово «Артос» – история его возникновения
- Как приготовить артос
- Просфора
- Как выпекать?
- Ничё се, нетрудная работка
- Продукты для просфор
- Как испечь Артос
- Вкус хлеба
- Что такое Артос и как его вкушать?
- Как употреблять Артос
- Антидор: как и где принимать
- Любой хлеб в православном богослужении — это просфора
- Высший по благодати церковный хлеб называется антидор, это фрагменты агничной просфоры
- Как появилась просфора
- Высший по благодати церковный хлеб называется антидор, это фрагменты агничной просфоры
Что означает слово «Артос» – история его возникновения
Слово «артос» в переводе с греческого означает «квасной хлеб» и первые письменные упоминания о нем относят к началу XII века. Но появления именно пасхального хлеба, который почитают в церкви, приходится на те времена, когда Иисус Христос воскрес и вознесся на небо.
Также с артосом связано древнее предание, в котором говорится о том, что апостолы за столом всегда оставляли кусочек хлеба для Божьей Матери. Так они напоминали себе о постоянном с ней общении. Во многих монастырях и сейчас есть традиция, которую именуют как «Чин о Панагии», то есть воспоминания о Богородице.
Важно! Относиться к артосу нужно благоговейно, то есть его нельзя ронять на землю и сорить его крошками. Артос освящают в первый день Пасхи и вкушают его только в трудные моменты жизни, когда душа нуждается в утешение, а тело в выздоровлении
Это особый хлеб и относиться к нему надо по-особенному. Так вкушать пасхальный хлеб нужно только натощак, после прочтения молитвы
Артос освящают в первый день Пасхи и вкушают его только в трудные моменты жизни, когда душа нуждается в утешение, а тело в выздоровлении. Это особый хлеб и относиться к нему надо по-особенному. Так вкушать пасхальный хлеб нужно только натощак, после прочтения молитвы.
На Литургии хлеб имеет большое значение, ведь в нем тело Христово. В течение всего года через артос каждый верующий может прикасаться к пасхальной радости. Он напоминает о том праздничном духе, который царил в первую неделю празднования Светлой Пасхи. Вкушая кусочек священного хлеба, каждый сможет возвыситься духом и обновить свое тело.
Обратите внимание! Не стоит путать артос с просфорами, его пекут только раз в год – на Пасху. Рецепт артоса очень простой
Тесто замешивается дрожжевое на обычной воде. Сверху украшают узорами и пекут в печи. Выглядит артос как круглый, при этом пышный и аппетитный хлеб
Рецепт артоса очень простой. Тесто замешивается дрожжевое на обычной воде. Сверху украшают узорами и пекут в печи. Выглядит артос как круглый, при этом пышный и аппетитный хлеб.
Как приготовить артос
Рецепт приготовления артоса в домашних условиях очень простой, правда, некоторые хозяйки вносят свои коррективы, чтобы пасхальный хлеб получился вкусным. Но настоящий артос нужно готовить по способу, который одобрен священнослужителями. После хлеб нужно освятить в храме.
Ингредиенты:
- 21 г свежих дрожжей;
- 1,5 ст. л. соли;
- 900 мл холодной воды;
- 500 мл горячей воды;
- 4 л ковша муки.
Приготовление:
В чашу крошим свежие дрожжи, засыпаем соль, вливаем холодную воду, размешиваем.
После подливаем 100 мл горячей воды и снова хорошо перемешиваем до однородности.
В миску просеиваем 1 литровый ковш муки, вливаем 400 мл горячей воды, размешиваем.
Теперь подсыпаем оставшуюся муку и вливаем через сито дрожжевую смесь.
Замешиваем тесто, кладем в пакет и даем ему отдохнуть 15 минут.
После тесто раскатываем в пласт толщиной в 2,5 см и при помощи любой круглой формы вырезаем нижнюю часть хлеба. Убираем в пакет.
Затем снова собираем, раскатываем толщиной в 1 см и вырезаем верхнюю часть для хлеба той же формой, что использовали для нижней.
На верхнюю часть ставим печать с изображением креста и венка, можно использовать печати и с другими символами Пасхи.
Убираем крышечки хлеба также в пакет и оставляем на время.
После нижнюю и верхнюю часть соединяем между собой обычной водой и делаем несколько проколов шпажкой.
Выпекаем артос в течение 40 минут, постепенно увеличивая температуру от 100 до 140°С.
После хлеб извлекаем из формы, кладем на противень и продолжаем запекать до образования внизу и вверху румяной корочки.
Готовый пасхальный хлеб накрываем полотенцем и оставляем на час.
Для справки! В монастырях пекут артос с использованием муки грубого помола. Также для замешивания теста монахи берут 1 стакан обычный кипяченой воды и 1 стакан святой воды. По такому старинному рецепту испечь хлеб можно и в домашних условиях, но только после благословения священника.
Просфора
О вкушении просфоры, антидора и артоса
Просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала.
По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.
Нам непременно следует помнить, что все, соприкасающееся со святыней, требует особого, внимательного и аккуратного обращения. Так, бумагу, в которую завернута бывает просфора или артос, следует обязательно сжигать. Дома же мы должны хранить освященный хлеб с подобающей бережностью, в определенном месте. И все же — прости нас, Господи! — как часто по небрежности, забывчивости или этакой «привычке» к обращению со святынями мы допускаем и неаккуратное их хранение, и неправильное потребление, забываем в Храме. Если просфору или частичку артоса нельзя потребить (появилась плесень или еще по какой-либо причине) нужно принести ее в Храм и отдать на сжигание.
Издавна существует благочестивая традиция шить для ношения и хранения просфор специальные маленькие сумочки на шнурках или узкой тесьме. Если есть такая сумочка, то пропадает надобность в каких-то временных пакетиках, пропадает опасение, что просфора может быть случайно уронена и проч. Сумочки часто называют «просфорницами» или «просфорничками», изысканно украшают бисером, вышивкой, лентами. Купить их можно в церковных лавках.
Пусть все сказанное выше послужит нам еще одним напоминанием о том, что благоговейная бережность не просто вменяется нам в обязанность. Мы должны воспитывать в себе искреннее желание, благую волю к тому, чтобы и хранить, и потреблять святыню так, как это подобает святыне.
Это интересно: Как и когда правильно освятить крестик в церкви или дома — разбираем обстоятельно
Как выпекать?
Во всем православном мире просфоры с древних времен пекут с молитвой. И только сами просфорники знают, насколько это тяжелый и ответственный труд. Ответственность только усугубляется от того, что просфора – это богослужебный хлеб. А для этого требуется, чтобы он был приготовлен наилучшим образом.
В монастырях благоговейное и молитвенное отношение к просфорам никогда не прекращалось. Этот процесс стал приравниваться к настоящему церковному искусству.
И здесь тоже надо знать, из какой муки пекут просфору, и какие должны быть дрожжи. Если говорить об американской муке, то для обретения белоснежного цвета ее часто отбеливают хлором, и по сути она не годится для выпечки просфор.
Многие хозяйки любят использовать французские дрожжи, но они тоже мало подходят для выпечки, так как при закваске сразу дают много углекислоты, а для выпечки одновременной большой партии просфор это катастрофа. Ведь за тестом не возможно будет уследить — дрожжи «убегут». Поэтому лучше всего использовать наши отечественные дрожжи.
Ничё се, нетрудная работка
Попал я, надо сказать, в самый разгар. Это я, художник, могу себе позволить и поспать иногда, а ребята рано встают: им тесто месить.
Поначалу лишь головой успевал крутить – даже уследить не мог, что и как, а потом попривык, и стало интересно. Но только фотоаппарат наведу, а процесс уже и закончился. Во мне прямо азарт заиграл! И солнышко в окошке тоже начало в прятки играть: то появится, то спрячется. А просфорники работают и улыбаются. То здесь, то там мешаю я им. Помещения небольшие, а я места занимаю много.
Тут как раз ребята молиться начали:
Вспомнились мне строки из «Кайдашевой семьи» Нечуй-Левицкого: «Тем временем Мелашка служила в Киеве у просвирницы. Она прожила первую неделю тихо, спокойно, как у Бога за дверью. Работа у просвирницы была нетрудная после тяжелой работы у свекрови. Еда была хорошая».
Глядел я на просфорников и думал: «Ничё се, нетрудная работка! Так успевать крутиться… Это ж какая работа тогда была у свекрови?!»
Остановился я и начал в молитве просить преподобного Иону рассказать мне, как делаются его просфоры. Вот после этого меня и попустило… Начал успевать за работниками и кадры делать, и вопросы задавать, что да как. И они ко мне с расположением отнеслись и стали рассказывать…
Продукты для просфор
А теперь ближе подойдем к тому, какие продукты идут на просфоры, в каких пропорциях. Здесь используется качественная мука только высшего сорта. Дрожжи используются только свежие.
И вот уже приступаем к рецептуре приготовления божьего хлеба.
Сначала надо приготовить раствор из соли и дрожжей, который делается в такой пропорции: на 100 кг муки — 10 л воды, 1 кг 700 г соли и 500 г дрожжей. В эту смесь доливается 4,5 ведра воды. Из этого должно выйти 3750 просфор.
При этом надо отметить, что лаврские просфоры очень вкусные. Самый главный секрет их приготовления заключается в молитве, усердном и внимательном труде, и в том, чтобы они все они хорошо пропеклись.
Как испечь Артос
Процедура выпекания схожа с выпеканием пасхального кулича.
- В емкость для замеса влить немного освященной воды. Обязательно прочесть молитву.
- Добавить не более 400 г., муки.
- Влить 300 г., сильно горячей водички. Быстро замесить с помощью деревянной либо металлической лопатки. Такой метод обработки теста позволяет выпечке долго лежать, не плесневеть.
- Дать тесту охладиться.
- Тем временем разводим соль в освященной воде, добавляем дрожжевую массу. Соединяем с замесом, тщательно месим.
- Время взаимодействия дрожжевой массы с тестом не менее получаса.
- Вводим остаток муки. Аккуратно вымешать.
- Даем время для подхода. Накрыть чтобы тесто не обветрилось.
- После того, как масса увеличится в три раза, достаем, выкладываем на ровную поверхность.
- С помощью скалки раскатываем меньшую часть теста в пласт. Толщина его примерно два-три см.
- Выбираем емкость нужного диаметра. Под нее нарезаем верхний круг.
- Остаток теста кладем внутрь емкости. Даем подойти.
- Нарезанный круг обязательно накрыть двумя материями. Первая, что ложится на тесто влажная, вторая сухая. Пока основная масса подходит, круг может сильно обветрится. Поставить печать на нем не будет возможности.
- Спустя полчаса, ставим на круг печать. Обязательно хорошо прижать, чтобы рисунок полностью отпечатался.
- Если формы нет, на кружке смастерите крест, по краю терновый венец.
- Основную массу смазать освященной водичкой, накрыть кругом с печатью.
- Обязательно выполнить проколы, иначе поверхность после выпекания не будет ровной.
- В домашних условиях выпекают Артос при 160 С. Длительность процедуры не менее 40 минут. Готовность проверить шпажкой.
Вкус хлеба
Каким же образом готовятся просфоры? Рецепт может быть разным, но технология одинакова для всех. Берутся обязательно именно пшеничная мука, соль, вода, квасцы или дрожжи. Никаких жировых добавок — молока, сыворотки, масла — просфора не требует. И вкус её должен быть просто слегка солоноватым. На верхнюю корочку хлеба наносятся особые символические изображения на религиозную тематику. Состоят просфоры из двух частей — половинок, о чём писалось выше. Их сакральный смысл указывает на связь мира человеческого и Господнего. Мука, хлеб и соль ассоциируются со Святой Троицей, а квасцы — с жизнью духа. Святой Симеон Солунский проводит и такую аналогию: мука и закваска (опара) — это душа, вода — крещение её, а соль — великое слово Божие. Иисус своих учеников называл «солью». А процесс выпечки сравнивается с соединением Господа с нами, людьми, «человеческим естеством». Потому хлеб цвелой, заплесневевший на роль просфоры не годится.
Каким же образом можно испечь просфоры? Рецепт, которым пользовались в старину, содержит такие указания: замес теста делается с добавлением святой воды, выпечка сопровождается молитвами, пением псалмов, работа выполняется женщинами благочестивыми, специально для этого приглашёнными. Их называют просфорницами. Процесс же происходит следующим образом. Для одной партии выпечки требуется муки-крупчатки 1200 г. Тщательно её пересейте, чтобы была пышной, наполненной воздухом. В таз, где собираетесь месить тесто, влейте немножко освященной воды. Затем высыпьте примерно 400 г муки и обдайте её кипятком. Для чего это делают: во-первых, чтобы пшеница отдала тесту имеющуюся в ней сладость, т. к. сахар в такой хлеб не кладётся. Во-вторых, чтобы просфора долго не плесневела. Массу нужно перемешать и оставить немного остыть. Далее в святой же воде разводится соль (несколько столовых ложек), это вливается в мучную кашицу, добавляется 25 г дрожжей, их растворяют и хорошенько вымешивают. Теперь таз накройте и оставьте опару на полчаса для подъёма. Досыпьте оставшуюся муку, ещё раз вымесите и вновь дайте тесту подойти. Спустя указанное время, если масса хорошо поднялась, из неё должна получиться отличная просфора. Что с ней делать — читайте дальше.
Что такое Артос и как его вкушать?
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержателю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков».
После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.
В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триддевнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков».
Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!». Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.
Предлагаем вашему вниманию
самый большой каталог православных сайтов:
Как употреблять Артос
«Хлеб жизни», освященная вода, просфоры-используют для укрепления сил телесных и душевных. Не стоит путать Артос с Причастием, это совершенно разные вещи.
Идя на службу, следует приготовить специальный мешочек или пакетик, в котором будете нести хлебные частицы. Желательно для этого использовать специальные полотняные мешочки. Потеря крошек считается большим грехом.
Употребление «Хлеба жизни»
- Частичку Артоса употребляют в случае большой нужды. Нуждой принято считать болезнь, безвыходное положение, душевное беспокойство.
- Употребление позволено только натощак. Обязательно сделать три глоточка святой воды после.
Хранение «Хлеба жизни»:
- После того как хлеб съеден или испортился, пакетик необходимо сжечь.
- Испорченную хлебную частичку пускают в проточную, речную воду. Если реки рядом нет, Артос несут в церковь для сжигания.
- Дома частички хранятся возле икон.
Употребление Артоса в храме:
- Под конец пасхальной литургии прихожане целуют крест.
- Священник читает молитву на раздробление хлеба.
- Все прихожане берут частички.
- Хлеб еще раздают, а священник читает молитву на принятие Артоса.
- Хлебные частички вкушают после слов «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
Суть молитвы которую читает священник для принятия Артоса:
Священник напутствуют прихожанам:
- Если вы, запамятовав, совершили грех против Артоса, исповедуйтесь.
- Грехом считается потеря крошек. Не сожжение пакетика либо бумаги в которой несли Артос.
Антидор: как и где принимать
В переводе с греческого антидор означает вместодарие, как уже говорилось выше, это кусочки просфоры, из которой был вынут Агнец. Священные кусочки антидора взяты из просфоры копьем и означают дары или Священные тайны. Из большой просфоры вырезается агничная часть, а из обрезков формируется антидор.
Для принятия антидора из рук священнослужителя существует целый ритуал. Перед принятием святого хлебца руки следует сложить крест — накрест, при этом правая рука лежит сверху, слегка наклонившись, надо поцеловать руку батюшки, подающую антидор. Вкушается антидор в храме, в величайшем благоговении, как часть жертвы Иисуса Христа, получившей освящение Небес после приношения на алтарь.
Антидор — частицы, вынутые на проскомидии
Церковный обычай раздачи кусочки просфоры после Литургии и причастия относится к седьмому веку. Это правило было установлено на Девятом Камнетском Соборе, который проходил в Галлии. В первые года после смерти Иисуса люди причащались каждый день, потом это действие начало происходить намного реже.
Как правило, в настоящее время большинство православных приходит к Таинству Причастия во время больших постов. Чтобы не лишить остальных прихожан благодати разделить хлеб с Агнцем, священство установило антидор, блюдо с порезанными на маленькие кусочками краями основной просфоры. Отсюда и название, антидор — дар для тех, кто давно не участвовал в Евхаристии.
Когда же раздается артидор в храме?
По Уставу Церкви священник должен раздавать антидор во время молитвы при исполнении Псалма 33, после принятия причастия.
Псалом 33
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают , и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
О других псалмах:
- Псалом 89
- Псалом Давида 63
- Псалом Давида 19
Важно знать, что антидор принимается натощак, такой маленький утренний пост. Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа
При его принятии читается одна молитва — прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры
Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа. При его принятии читается одна молитва — прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры.
Молитва на принятие Святой воды и просфоры
Господи, Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода во оставлении грехов моих, в просвещении ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорении страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Любой хлеб в православном богослужении — это просфора
Просфора (просвира) — это литургический хлеб. Используют его ещё с первых веков.
Ещё не существовало устоявшихся богослужебных традиций, не было церковного имущества. Верующие сами приносили всё необходимое.
Оттуда и название — в переводе с греческого «пожертвование».
Просфора — освящённый литургический хлеб
Изначально просвирой называли всё, что требовалось для литургии, но затем это слово устоялось только в отношении хлеба.
Сперва, кстати, он был самым обычным. Лишь впоследствии появились церковные рецепты, а пожертвования стали постепенно денежными, а не имущественными.
5 частиц
изымаются из просфор в православном богослужении
Просфора используется в православном богослужении не целиком. При помощи копия из неё изымают частицы. Традиционно есть пять просфор, из них, соответственно, берут середину:
- агнец;
- в память Богородицы;
- в память святых;
- в память живых;
- в память умерших.
Агнец вырезают из просфоры копием После литургии верующие могут съесть использованные просфоры, а остатки унести домой. Выдают их за свечным ящиком.
Высший по благодати церковный хлеб называется антидор, это фрагменты агничной просфоры
Это части просфоры, из которой изымается Агнец. Она считается наиболее священной и благодатной из остальных, а потому антидор в православии — наиболее святой из всех разновидностей хлебов.
Вкушать его принято сразу и натощак, если, конечно, состояние натощак не вредит здоровью.
Антидор — частицы просфоры после извлечения Агнца
Верующие принимают антидор ладонями, сложенными крестообразно, — правую на левую. Затем положено поцеловать руку священника, который подавал антидор.
Случается, что верующим не хватает антидора из агничной просфоры. Тогда антидор делают из просфоры в память Богородицы.
Как появилась просфора
Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.
Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времен: пусть он приносит в приношение
свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7,13).
В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный,
то есть два естества, Божеское и человеческое.
В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями
означают Божество и человечество Иисуса Христа.
Просфора — это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.
Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки — для агапы,
обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу,
во время которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю.
Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии.
В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе.
Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну.
На «вечери любви» все давали друг другу целование мира, здесь читались послания от других Церквей и составлялись
ответы на них. Вот как описывает агапу Тертуллиан, писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия:
«Наши небольшие вечери… называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они ни
стоили, но расходы на них, которые делаются верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой кормятся бедные.
Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти
на средину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания или от себя, как кто может. В конце вечери
также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь;
но с тою же строгою скромностью и целомудрием, с каким пришли в собрание; потому что здесь напитались не столько
пищею и питием, сколько добрым учением». Для агапы каждый приходящий приносил с собой обыкновенный хлеб, вино,
масло — словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески — просфора), или пожертвование, принимали
диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров.
Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список,
также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и молитвой
благотворения, словом Христовым и призыванием Святаго Духа освящалась в Тело и Кровь Христову, а прочие дары,
над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Благодарение и молитвы
над дарами считались существенной принадлежностью священнодействия, отчего и все священнодействие,
при котором совершалось Таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название — благодарения
(по-гречески — евхаристии). По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия
между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых.
В Александрии псалмы, песнопения и песни духовные древних времен (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16) были заменены игрою
музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского. В других местах состоятельные
христиане, наоборот, стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались
в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии
святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного
поведения на них некоторых участников. Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились
к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.)
запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера.
Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение.
К началу V века агапы начали постепенно исчезать.
Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый
для совершения Евхаристии.
Высший по благодати церковный хлеб называется антидор, это фрагменты агничной просфоры
Это части просфоры, из которой изымается Агнец. Она считается наиболее священной и благодатной из остальных, а потому антидор в православии — наиболее святой из всех разновидностей хлебов.
Вкушать его принято сразу и натощак, если, конечно, состояние натощак не вредит здоровью.
Антидор — частицы просфоры после извлечения Агнца
Верующие принимают антидор ладонями, сложенными крестообразно, — правую на левую. Затем положено поцеловать руку священника, который подавал антидор.
Случается, что верующим не хватает антидора из агничной просфоры. Тогда антидор делают из просфоры в память Богородицы.