Зачем креститься
Содержание:
- История крестного знамения
- Молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню
- Веришь и хочешь ли ты спасения
- Сила крестного знамения для человека
- Почему родители могут сомневаться в необходимости таинства?
- Как правильно перекрестить для благословения другого человека (см.)?
- То есть крещеный человек становится святым?
- Как правильно креститься православным справа налево или слева направо
- Православная Жизнь
- Православное таинство, в чем его суть?
- Что такое крещение
- Для чего люди крестятся?
- Что происходит во время таинства — последовательность действий
- Молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню
- Крещение ребенка
- Для чего люди крестятся?
- Почему нужно креститься православным перед иконой
- Имя, «раскрещение» и Ангел-хранитель
История крестного знамения
Последователи Христа начали осенять себя крестным знамением ещё в апостольский век. Однако в те времена крестились лишь одним пальцем. Таким образом подчёркивалась вера в единого Бога, поскольку тогда ещё было распространено языческое многобожие. Также известно, что крестное знамение первоначально налагали только на лоб, лицо или сердце. Уже в 3 веке данный жест использовался в богослужениях. Живший в то время богослов Тертуллиан в труде «О венце воина» пишет:
Всё тело, а также неодушевлённые предметы начали крестить примерно в 4 веке. По свидетельству поэта того времени Пруденция, римские солдаты-христиане осеняли себя крестным знамением перед сражениями. Его современник преподобный Ефрем Сирин отмечает:
В 8 веке, отстаивая перед еретиками догмат о двойственной природе Спасителя, христиане стали всё чаще креститься двумя перстами. В таком виде жест пришёл на Русь, принявшую христианство в 988 году. Знакомое нам трёхперстное крестное знамение как знак исповедания догмата о Святой Троице окончательно утвердилось в 13 веке в Византии. На Руси же новый обычай крестного знамения был введён лишь в середине 17 века. Не принявшие данное и другие новшества церковной реформы верующие (старообрядцы) и по сей день крестятся двумя перстами.
Молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню
Молитва 1
Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Веришь и хочешь ли ты спасения
Сергей Худиев
«Обязательно ли креститься, чтобы обрести вечное спасение?» — это вопрос, который появляется часто, и недавно я встретил его еще раз. Если отвечать на него одним словом — то да, обязательно. Но это одно слово оставляет за кадром еще ряд вопросов, которые тут неизбежно возникают — и их стоит рассмотреть подробнее. Когда читаешь Евангелие, невозможно не заметить, что Господь часто отвечает вопросом на вопрос, спрашивает собеседника, вместо того чтобы выдать аккуратное богословское объяснение. Он побуждает людей думать — и заглядывать в их собственные души. И эти Его вопросы часто можно свести к двум: «Веришь ли ты?», например, «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:35), и «Чего ты хочешь?», например, «Чего вы хотите от Меня?» (Мф. 20:32).Так и вопрос о Крещении и спасении связан с двумя другими: «Веришь ли ты в вечное спасение?» и «Хочешь ли ты его?».
Что все доброе, хорошее, достойное и прекрасное, что мы знаем здесь, на земле, есть далекие отблески вечного света, в который мы можем войти — и в который нас зовут войти. Что все земные скорби и горести обернутся безмерной славой и утешением, что глубочайшие потребности нашего сердца — настолько глубокие, что мы сами часто не смеем в них сознаться — будут удовлетворены, и мы будем вечно, бесконечно счастливы.
Сила крестного знамения для человека
Креститься может любой человек, однако не каждый делает это правильно. Православный христианин должен знать, что крестное знамение имеет Божью благодать только тогда, когда его совершают правильно и, самое главное, благоговейно.
Священнослужители говорят, если человек делает это как попало, например, беспорядочно размахивает руками, то считается, что этому «бесы радуются». Для того чтобы бесы не ликовали, необходимо осенять себя крестным знамением как положено, сложив пальцы правой руки таким образом: указательный, большой и средний необходимо сомкнуть воедино и ровно, а безымянный и мизинец – пригнуть к ладони.
Дело в том, что пальцы православного христианина, верно образующие крестное знамение, символизируют его выражение веры в Бога Отца, в Бога Сына и в Бога Святого Духа как в нераздельную и единосущную Святую Троицу. Два пальца, пригнутые к ладони, – это выражение двойственной природы Сына Божьего – человеческой и Божеской.
Почему родители могут сомневаться в необходимости таинства?
Не только наличие в семье атеистов может провоцировать отказ от таинства крещения для младенца или малолетнего ребенка. Но оно чаще всего является решающим фактором. На втором месте по частоте — отношение родителей к разным конфессиям, что нередко встречается в России. Среди менее очевидных причин:
- Собственный негативный опыт. В Православие нередко приходят уже ранее крещеные в других верах люди, поэтому опасение за «неверный выбор» может провоцировать отказ родителей от таинства. Это не правильный подход: если выросший ребенок ощутит, что нужно искать веру дальше, таинство отменят, а так он будет под защитой Бога;
- Отсутствие точного указания на необходимость крещения в Священном Писании. В нем действительно нет прямых слов о том, что каждого малыша следует крестить. Но само существование такого обряда как в Православии, так и в Христианстве в целом указывает на то, что его желательно провести;
- Отсутствие достойных крестных родителей рядом. Да, к выбору крестных надо подходить с умом, ведь их задача заключается в духовном сопровождении ребенка. Тем не менее, если вы сомневаетесь в выборе, можно обратиться к священнику. Он либо сам может стать крестным, либо посоветовать хороших кандидатов.
Как правильно перекрестить для благословения другого человека (см.)?
Как известно католики крестятся слева на право. А православные – наоборот: справа налево. А как правильно перекрестить для благословения православного – православному. К примеру, перед дальней дорогой, на свадьбе? Как должна двигаться рука:
Крестное знамение должно ложиться на человека так, как будто бы он сам перекрестился. Поэтому когда человек к вам лицом, то в горизонтальной линии рука благословляющего движется «наоборот», а если спиной, то рука движется так же, как и когда вы сами креститесь, только щепоть повернута в сторону другого человека.
Крестить для благословения другого человека надо начиная сверху и заканчивая на плече той стороны тела, где находится сердце. И это не зависимо от того, как человек стоит к тому, который его благословляет.
То есть, также, как мы православные себя крестим:
Во время благословения, а так же в то время когда крестишь себя, рука сама движется в правильном направления.
Когда крестишь себя рука движется от лба к животу и с правого плеча на левое плечо.
Когда крестишь другого рука движется так же со лба к животу и с правого плеча человека, которого благословляешь, к левому. То есть от себя получается слева направо.
Всё становится предельно понятно и поосто в запоминании, если усвоить тот факт, что крест должен заканчиваться со стороны сердца.
Таким образом, если человек стоит к вам лицом, то чертим крест: лоб, чрево, налево к плечу, направо к плечу.
Для того, чтобы перекрестить человека, который стоит к нам лицом, нет изменений крещения. В этом случае надо перекрестить человека, как-будто он сам себя крестит, то есть с правой стороны на левую. А вот если мы ходим оберечь и благословить человека, который стоит к нам спиной (например, когда кто-то уезжает и мы хотим, чтобы его берегла молитва и крест), действуем зеркально. В этом случае сначала верх-низ-лево-право. Вот тут можно прочесть комментарий батюшки о том, как правильно крестить других.
Но главное, наверное, искренность таких действий и действительно чтобы делалось такое от души. Ведь бывает, что кто-то крестит, и в тоже время проклятие шлет.
То есть крещеный человек становится святым?
Разговор о святости – долгий и совсем не простой. Святость – свойство Самого Бога, Который до конца непознаваем, поэтому что такое святость, определить не так легко. Можно уверенно сказать одно: человек, принявший крещение, призван к святости, но достигает ее далеко не сразу и не всегда. Крещение не лишает человека свободы воли и не превращает его в бесплотного ангела. Он так же подвергается разным соблазнам и искушениям, так же может оступиться и согрешить. Просто ему, в отличие от некрещеного, доступна благодатная помощь Божия, чтобы справляться со всем этим. И, даже если он оступится и упадет, то сможет подняться, покаяться и продолжить путь.
«Крещеный и помазанный имеет в себе, в возможности, все Божественные дарования, которые открываются в нем в то или иное время, смотря по тому, насколько он очищает себя и становится достойным действования в нем даров Божиих», – писал святитель Симеон Солунский (конец XIV – XV век). Так что крещение – абсолютно необходимое, хотя и не единственное условие спасения человека от греха.
Как правильно креститься православным справа налево или слева направо
Время от времени у православных возникают разногласия на предмет правильного способа крещения – начинать с правой стороны и переходить на левую либо наоборот. Способ окрещивать себя, объединив 3 пальца, дотрагиваясь поочерёдно к челу, чреву, плечам с правой стороны на левую перекачивал к нам из Византии. Используя 3 перста, православный христианин обращается к Тройственности Божественной природы. А 3 пальца, располагаясь вместе на равном уровне символизируют равновесие трёх начал. Этим самым мы, христиане, стремимся приблизиться к Божьей Радости.
Все этапы крещения имеют глубокий сакральный смысл:
- дотрагиваясь до лба, православный освящает ум
- дотрагиваясь до живота, освящает внутренние органы
- плечи символизируют всё тело
В православии принято совершать крещение правой рукой. В случае недуга, либо каких-то иных причин, мешающих задействовать правую руку, не будет грехом перекреститься левой.
Мы, православные христиане, всегда совершаем крестное знамение, начиная с правой стороны на левую. Правой стороне мы отдаём предпочтение – ведь именно за правым плечом находится наш ангел-хранитель и по правую сторону от верующего располагается вход в Рай. Напротив, левая сторона означает ад, прибежище несчастных грешников. Крестясь с правого плеча на левое, православный всякий раз просит Господа уберечь от греха, надеясь на его милость и поддержку, устремившись мыслями в Рай.
В католическом христианстве, напротив, принято накладывать крест с левого плеча на правое. Это означает движение души из ада в рай, преображение материальной природы людей и становление её на более высокую ступень развития.
Как правильно ставить свечи в церкви последовательность
В другой интерпретации
- лоб символизирует небо
- живот – землю
- плечи – Святой Дух, объединяющий всё сущее.
Трижды повторив крестное знамение, православный низко кланяется, благодаря Бога за его бесконечную любовь к нам.
Когда необходимо перекрестить другого, то крестим его таким способом, как если бы он делал это сам. Например, когда человек находится к Вам спиной, то крестим справа налево, когда лицом – от левого плеча к правому.
Православная Жизнь
Обычно при входе в храм и при выходе из него молящийся крестится и кланяется три раза.
Число три символизирует Святую Троицу. По входе в храм главное, что нужно сделать, это подойти и поцеловать храмовую икону или икону праздника, лежащую на центральном аналое посреди церкви. Делается это обычно так: дважды совершаем поклон с крестным знамением, целуем икону и после этого – еще один поклон с крестным знамением. Целуя храмовую икону или икону праздника, мы тем самым будто бы приветствуем хозяина дома – самого Бога или же небесного покровителя церкви (к примеру, Святителя Николая).
Дальнейшие передвижения и моления в храме – это ваше личное дело. Можно подать записочки, купить свечи, поставить их перед любым образом, к которому расположена ваша душа. Помолиться перед ним. Если есть в храме рака с мощами, конечно же, после целования храмовой иконы или иконы праздника следует подойти к ней.
Единственное ограничение на передвижение по храму – это время богослужения. В идеале мы должны прийти хотя бы за полчаса – пятнадцать минут до службы, чтобы совершить необходимые дела: подать записочки в алтарь, поставить свечи и прочее, чтобы потом стать на свое место, успокоиться и настроиться на богослужение, во время которого желательно уже не ходить по храму.
Но, конечно же, случаи бывают разные: забежал в храм перед работой, в обеденный перерыв или во время какого-то совершающегося в твоей жизни важного события, чтобы попросить у Бога помощи. В таком случае подавайте записочки, ставьте свечечки, но делайте все как можно тише, чтобы не мешать богослужению и не отвлекать молящихся
Но хочется, дорогие братья и сестры, предостеречь всех нас от формализма. Священномученик Григорий Шлиссельбургский в проповеди в неделю о самарянине сказал следующее:
«Церковь не есть спасающий автомат. Надо каждому встретить в Церкви живого Бога. Конечно, Господь, по Его слову, – всегда в Своей Церкви, но Христа надо встретить, почувствовать, как бы осязать, для этого необходимо обращение к Церкви сделать живым, как обращение к Самому Христу, невидимо присутствующему в Ней. Ведь обращение к Церкви сделалось теперь какой-то бездушной формальностью. Думают, что раз человек пришел в храм и крестится, и кланяется, то он все уже сделал, и Бог обязан слышать его и сделать по его желанию. Если человек принял таинство, он уже уверен, что гарантировал себе обязательную помощь Христа. Это ошибка, братия. “Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесноеˮ. Можно быть в Церкви – и остаться без Христа. Можно молиться и креститься – и ничего не получить. Можно принять в себя таинство – и навлечь на себя еще большее осуждение. Повторяю, Церковь не есть спасающий автомат. В Церкви – живой Бог, и когда ты послужишь Ему живою душою, тогда будешь услышан и соприкоснешься с источником Жизни, и тебе подадутся благодатные силы. Значит, надо, чтобы твое соприкосновение с Церковью было не только пространственным нахождением в Ней, а чтобы ты осязал в Ней присутствие живого Бога, и не только совершал телом известные действия: кресты, поклоны, а вкладывал в служенье Христу живую душу. Когда твое служенье будет таким, то не сомневайся: у колодца Церкви сядет Христос, и через Него ты почерпнешь воду жизни, свое освящение».
Исходя из этого, дорогие читатели, хочется обратить наше внимание на довольно распространенную ошибку. Бывают такие случаи, когда положение на себя крестного знамени превращается в непонятное махание руками
Мы должны понять, что крестное знамение уже является молитвой. Само складывание пальцев десницы (правой руки) определенным образом при крещении – видимый знак того, что человек исповедует два главных догмата православия: о Святой Троице (согнутые соответственно три пальца) и о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа (Божьей и человеческой). Визуально-тактильным телесным приемом – наложением на себя крестного знамени – мы исповедуем эти истины и освящаем ими себя: свою голову (то есть ум), свой живот (то есть сердце), правое плечо и левое плечо (свое тело). И крестимся мы всегда во имя Отца и Сына и Святого Духа, призывая на себя Божью благодать, которая освящает наше падшее человеческое естество.
Кроме того, нам нужно помнить, что мы, с одной стороны, не должны сотворять идола из формального этикета поведения в храме, с другой – нам не следует обращать все это в действие на автомате. Нужно понимать, Господь – это Иегова (с еврейского языка Сущий, то есть Живой), и мы приходим в храм для того, чтобы не просто механически исполнить Устав, но для того, чтобы научиться с живым Богом общаться.
Иерей Андрей Чиженко
Православное таинство, в чем его суть?
В Евангелие от Марка написаны следующие слова «Кто будет веровать и крестится, спасен будет». Объяснять смысл такого послания наверно нет необходимости. Ведь ясно, что православное крещение – это прямой путь к спасению души человеческой.
Обряд, называемый «таинством крещения», инициирует перерождение духовное для православной жизни, прожив которую достойно получишь в награду Царствие Небесное. Почему таинство? А потому что через проведение обряда на новорожденного снисходит Божия благодать каким-то непонятным для нас образом. С именем, данным при таинстве, ребенок «получает» ангела-хранителя, который оберегает его по жизни.
Даже в Святом Писании можно найти, что Христос, посылая апостолов проповедовать в народ, учил их крестить людей.
Что такое крещение
В Священном Писании несколько раз упоминается о крещении. В Евангелии описано крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан, а в Деяниях апостолов – о том, как крестили разных людей апостолы.
До пришествия Христа было крещение Иоанново. Что это такое? Святой Иоанн Креститель, называемый также «Предтечей», был предшественником Христа и апостолов. Он первым ввел крещение в реке. На Иордан к нему люди шли толпами. Предварялось оно проповедью святого о покаянии.
Это крещение выглядело таким образом. На реку Иордан
приходили люди, желающие принять крещение. Они вслух называли свои грехи перед
всеми, каялись. Затем только святой Иоанн окунал их в реку, что символизировало
очищение души от грехов. Выходили люди из воды уже чистые и телом, и душой.
Это было не христианское крещение, но оно нужно было для того, чтобы явился миру Христос. Святой Иоанн Креститель несколько раз говорил, что он крестит водой, а вслед за ним придет Некто, Кому он будет недостоин даже развязать ремень обуви, т.е. совершить даже рабскую работу. И Он будет крестить «Духом Святым и огнем», т.е. Благодатью Святого Духа. Отсюда и пошло имя святого – Предтеча, что значит предыдущий.
В Евангелии рассказывается, как пришел ко Иоанну на реку Христос, требуя совершить над ним крещение. Это было Ему и не нужно, ведь у него не было грехов. Об этом Ему и сказал святой Иоанн, но получил ответ, что таким образом «надо исполнить всякую правду», т.е. выполнить то, что должно было произойти.
Когда Христос вошел в воду, то произошло необычайное
явление: на голову Иисуса сошел белый голубь. Это был Святой Дух в телесном
виде. А с неба прозвучал голос Отца Небесного о том, что перед ними – Сын
Божий. Таким образом, была явлена Святая Троица – Бог Отец (голосом), Бог Сын
(Христос) и Святой Дух в виде голубя.
Этим Христос показал нам пример послушания и дал новое
Таинство – крещение во оставление грехов и начала новой жизни.
Для чего люди крестятся?
Крестное знамение является малым священнодействием. Тот, кто изображает его на себе или осеняет им других людей (например, собственного ребенка), привлекает Божью благодать Святого Духа. Считается, что сила благодати дана именно крестному знамению не случайно.
Дело в том, что Иисус Христос своей земной смертью на кресте победил сатану и его гордыню. Христос освободил людей от рабства греха. Именно Иисус освятил крест как победоносное оружие, даровав его земным людям в качестве оружия для борьбы с врагами. Распятие Иисуса Христа на кресте – это акт величайшего божественного самопожертвования во имя спасения человечества.
Что происходит во время таинства — последовательность действий
Проведение обряда над взрослым или ребенком не имеет отличий. Последовательность действий священника остается одинаковой. В некоторых храмах таинство проводится в здании самой церкви, а в некоторых — для этого есть отдельное помещение. После совершения таинства крещаемый заходит в храм для воцерковления, приложения к иконам и мощам святых. О том, как будет проходить обряд, можно узнать в выбранной церкви у батюшки или в свечной лавке.
Порядок проведения таинства
Взрослому человеку может стать некомфортно при совершении обряда, если заранее не будет известно об этапах проведения. Лучше ознакомиться с ними заблаговременно. Сначала священник нарекает крещаемого православным церковным именем. Оно может совпадать или отличаться от мирского.
Затем следует рукоположение. Оно призвано получить благословение Господа для принявшего веру. С этого момента душа человека защищена высшими силами.
Затем идет этап чтения молитв. В это время человеку, проходящему обряд, задаются вопросы. Он должен четко и внятно на них отвечать. Далее происходит отречение от злых сил и приношение клятвы Господу.
Затем совместно со священнослужителем крещаемый произносит вслух молитву «Символ веры». Каждый христианин обязан знать ее наизусть. Там приводятся характеристики основ христианской веры.
Затем крещаемого трижды окропляют или погружают в святую воду. Этот момент представляет собой духовное очищение человека, перерождение.
После этого на шею проходящего обряд человека батюшка надевает святое распятие. Теперь его ношение является обязанностью христианина.
В том случае, если происходило полное погружение в купель, необходимо будет переодеться в сухую одежду. Далее идет чтение молитв и ритуал миропомазания. Он заключается в нанесении елея на лоб, рот, грудь, руки крещаемого. Затем он вместе со священником делает три круга вокруг купели. Завершающим этапом становится состригание маленького локона волос у крещенного, произношение молитвы «Господу помолимся» и целование распятия.
Отличие крещения взрослого от младенцев
Разница в обряде крещения над взрослым и ребенком в том, что за младенца на вопросы во время таинства отвечают восприемники, они же читают молитвы. Взрослый человек в состоянии это сделать сам. Для воцерковления младенцев женского пола священник подносит к Царским вратам, взрослая женщина это делает самостоятельно. Мальчиков священнослужители проносят через Царские врата, заносят к алтарю. Взрослые мужчины проходят через врата, где на службе положено проходить диаконам.
Женские особенности
Православный этикет подразумевает покрытие головы в храме представительницами женского пола. Платок и одежда снимаются перед погружением в воду. При храмах, где есть купель для крещения, может быть установлена ширма, чтобы священник мог видеть только верхнюю часть тела и голову женщины. Но это предусмотрено не во всех церквях.
Ограничением для проведения обряда над представительницами женского пола является «нечистота» тела. Во время месячных прикладывание к святыням запрещено. Касаться святой воды нельзя, поэтому крестины необходимо назначать с учетом этих обстоятельств.
Если крещаемый будет чувствовать себя некомфортно в намокшей просвечивающейся сорочке, под нее можно надеть купальник.
Стоимость обряда
По церковным канонам торговать в храмах не разрешается. Взимания платы за проведение таинства крещения быть не должно. Но церквям сегодня приходится выживать, ведь многие из них находятся на самообеспечении. Поэтому в храмах устанавливаются фиксированные цены на проведение различных церковных обрядов от крещения до отпевания.
Сказать о точной стоимости проведения обряда могут только в выбранном вами храме. Она зависит от размера города или поселка, величины, красоты церкви. Возможно придется заплатить за церковные свечи, икону святого, чье имя дается при крещении, за свидетельство о проведенном обряде.
Молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню
Молитва 1
Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Крещение ребенка
Когда крестить – разные семьи решают этот вопрос по-разному.
Чаще всего крестят на +/- 40-й день после родов. 40-й день – и с религиозной точки зрения значим (в ветхозаветной церкви на 40-й день ребенка приносили в храм, на 40 день читается молитва над родившей женщиной)
40 дней после родов женщина не участвует в таинствах Церкви: это связано и с физиологией послеродового периода, и в целом весьма разумно – в это время все внимание и силы женщины должны быть сосредоточены на ребенке и своем здоровье.
После истечения этого срока над ней необходимо прочитать особую молитву, что священник и сделает до или после крещения.Совсем маленькие дети гораздо спокойнее ведут себя на крещении и не пугаются, когда их на руки берет кто-то чужой (крестные или священник). Ну и не стоит забывать, что до трех месяцев дети легче переносят окунания с головой, потому что у них сохраняются внутриутробные рефлексы, помогающие задерживать дыхание.
В любом случае, выбор момента остается за родителями и зависит от обстоятельств и состоянии здоровья ребенка.Если малыш в реанимации и есть проблемы со здоровьем, можно малыша крестить в реанимации
Для этого можно пригласить священника или МАМА МОЖЕТ КРЕСТИТЬ РЕБЕНКА САМА.
Можно крестить и после 40 дня.
Крестить ли ребенка или ждать, пока он вырастет – это вопрос для отдельной дискуссии, лучше всего, по-моему, этот вопрос разобран у протодиакона Андрея Кураева.
Для чего люди крестятся?
Крестное знамение является малым священнодействием. Тот, кто изображает его на себе или осеняет им других людей (например, собственного ребенка), привлекает Божью благодать Святого Духа. Считается, что сила благодати дана именно крестному знамению не случайно.
Дело в том, что Иисус Христос своей земной смертью на кресте победил сатану и его гордыню. Христос освободил людей от рабства греха. Именно Иисус освятил крест как победоносное оружие, даровав его земным людям в качестве оружия для борьбы с врагами. Распятие Иисуса Христа на кресте – это акт величайшего божественного самопожертвования во имя спасения человечества.
Почему нужно креститься православным перед иконой
В православии икона является отображением Небесного Царства. Религиозный живописец стремится передать на иконной доске надмирную святость. Благодаря такому изображению человек сможет духовно увидеть Горний мир, возвыситься от образа к Первообразу. Иконопись является средством сверхъестественного познания через молитвенные обращения к небесным покровителям.
Прежде чем приступить к молитве перед иконой, православный верующий должен перекреститься, чтобы получить доступ к милости Божьей. Наложение Святого Креста – это мистический «ключ» к вратам в Небесное Царство.
На протяжении веков среди христиан возникали разногласия о том, каким образом накладывать крестное знамение. Первоначально крест наносили на лоб одним пальцем, что символизировало единобожие. Христианское течение монофизитов отрицало человеческую природу Иисуса. В противовес еретикам было принято решение о двоеперстном крещении.
Через 3 столетия крестить стали не только голову, но и верхнюю часть туловища. Указательный и средний палец означают двуединую природу Христа – Богочеловека. Ладонь – это земля, а прижатые к ней 3 пальца – Святая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух).
В XII веке произошел раскол в христианском мире на Римскую Католическую церковь и Византийскую Православную церковь. Русская Православная церковь в обряде крещения использует троеперстие: собранные в щепоть большой, указательный и средний пальцы, что обозначает Святую Троицу. Два прижатых к ладони пальца свидетельствуют о Божественной природе Сына Девы Марии.
Традиция нанесения крестного знамения была изменена при патриархе Никоне в XIV веке. Она совпала с ревизией религиозных обрядов и была не принята частью православных священнослужителей и верующих. Старообрядцы/староверы отказались подчиниться новым правилам и сохранили до настоящего времени двоеперстное крестное знамение.
Имя, «раскрещение» и Ангел-хранитель
— Обычно принято считать, что лучше всего крестить младенцев на 40-й день. Это жесткое правило?
— Это только традиция. Христа на 40-й день по иудейскому обычаю принесли в храм посвятить Богу. В ветхозаветные времена ребенка приносили в храм именно через 40 дней после рождения, когда проходили дни очищения женщины после родов.
— Иногда крестят в 3-4 года — чтобы ребенок не капризничал, не дрыгал ногами-руками, хоть что-то уже понимал. В этом есть смысл?
— Во-первых, как раз в этом-то возрасте дети капризничают больше всего, а объяснить им еще ничего нельзя. Во-вторых, при такой логике зачем ждать 3-4 года? Надо подождать, пока ребенку исполнится 18 лет и он сам решит, идти ему в Церковь или не идти! Я думаю, если семья верующая, родители — воцерковленные люди, они вряд ли таким аргументом будут пользоваться. Что же — самим причащаться, а ребенка дома оставлять?
— А в 18 лет случается, у крещенного во младенчестве возникает желание «раскреститься». Мол, выбор тогда сделали за меня, а я с этим выбором не согласен…
— Раскреститься невозможно. Таинство — это не игрушки. Зачастую такие протестные настроения бывают у детей, которые воспитывались в «новоцерковных» семьях. Вот есть «новые русские», а есть категория «новоцерковных» людей. Это все мы — люди, которые стали христианами за последние 20 лет и попытались «оттянуться» на своих собственных детях. Переборщили с «воспитанием в вере»…
— Другой протест: человеку категорически не нравится имя, с которым его крестили. Он может его сменить?
— У человека, как вы знаете, может быть много разных имен. Вот нашего Патриарха зовут Кирилл — это его монашеское имя, а в крещении он Владимир. Человек может в крещении иметь одно имя, в иночестве — другое, в мантийном монашестве — третье, в схиме — четвертое.
Сейчас довольно часто бывает, что человека в детстве крестили под одним именем, а живет он совершенно под другим. По паспорту — одно, в Церкви — другое. В этом нет ничего дурного.
— Допустим, мы заглядываем в святцы, смотрим на день, в который родился ребенок, а там — Дормидонт, Мамант, Гервасий, Протасий… Ничего нам не нравится! Обязательно ли строго привязывать имя ребенка к святцам?
— По святцам крестили, в основном, только в Русской Православной Церкви. Я не видел, чтоб так серьезно относились к святцам в другим поместных церквах. В Греции, Сербии, Болгарии каких только имен не услышишь! А в Сербии святой покровитель — не тот, чье имя ты носишь, а покровитель рода: человек может называться Милорадом, а праздновать именины на день памяти святого Николая.
У нас же во многих храмах бабушки ни за что не примут записку с именем не из святцев, поэтому, например, бедные грузины или болгары очень могут «пострадать».
Все это — из разряда традиций: такие правила не являются обязательными и жесткими, это не каноны.
— Святой, в честь которого крестят человека, какое отношение имеет к крещаемому?
— Считается, что это его небесный покровитель, к которому человек обращается в молитве; особенно близкий ему святой. И мне кажется, что жизнь этого святого каким-то образом может являться примером, каким-то указанием человеку в пути.
— Почему же именины называются Днем ангела, а не Днем святого?
— Потому что мы считаем наших небесных покровителей земными ангелами и небесными человеками. Они уже в Царствии Небесном пребывают, как ангелы, и служение их подобно ангельскому. Так что с ангелом-хранителем именины не связаны.
— Кстати, вспомнился еще один аргумент в пользу крещения детей в неверующих семьях: говорят, ангел-хранитель появляется у человека в момент этого Таинства, а, значит, будет его охранять всю жизнь…
— А бес будет его искушать… Евангелие говорит, что у каждого человека в мире есть ангел-хранитель — каждый человек в этом мире храним Богом, храним ангелами. Просто, я думаю, Крещение дает возможность особенно глубокого и серьезного общения человека и ангела; возможность ангелу вести человека ко спасению, оберегать его и наставлять. Человек становится способен к некоему духовному слышанию, духовному разговору со своим небесным покровителем. И заметьте, опять же, это не оберег, не заговор какой-то: «я крестился — теперь давай-ка охраняй меня». Это живые отношения. Человека и его ангела, человека и святого… Человека и Бога.