Богоявленский-анастасиин женский монастырь в костроме
Содержание:
- ЦИАМ
- Как доехать
- Церковь Воскресения Христова на Дебре
- История обители в XV-XVIII веках
- История
- Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
- Церковь Спаса в Рядах
- История обители в XV-XVIII веках
- Богоявленско-Анастасиин монастырь
- Как добраться
- Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
- Как всё начиналось
- Как добраться, где находится
- Современное состояние
ЦИАМ
Уникальная организация – ЦИАМ (церковный историко-археологический музей) – учреждение созданное епархией РПЦ. Расположен он в Ипатьевском монастыре. Становление музейного заведения начиналось в 19 в, когда во «Дворце Михаила Романова» вывесили портреты 24-х особ царской семьи. С них началась объёмная коллекция будущего музея. Накануне празднования 300-летия Романовых (1912 г) в Костроме было организовано Церковно-историческое общество, действовавшее при Ипатьевском монастыре.
В созданное здесь древнехранилище собрали религиозные раритеты: иконы, ритуальные аксессуары, памятники древнерусской письменности и шитья. Нынешний ЦИАМ получил статус музея в 2004 г. В его фондах насчитывается более 3 тысяч поистине уникальных экспонатов. Большую часть их составляют предметы, принадлежавшие царским династиям Годуновых и Романовых. Среди них богослужебные книги в роскошных переплётах, как рукописные, так и печатные.
Предметы религиозной скульптуры и живописи, старинные монеты, медали и знаки, предметы церковного обихода и др. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, демонстрирующие культурно-художественное наследство РПЦ. Искусство древних ювелиров, иконописцев, мастеров литья и резьбы широко представлено на них. Среди предметов есть истинные шедевры.
Как доехать
Монастырь находится на территории города, поэтому до него очень легко добраться. Из Москвы можно поехать на собственном автомобиле. Дорога займет не больше нескольких часов. Нужно будет ехать по Ярославскому шоссе и восьмой трассе. По приезду в город, необходимо перебраться на левый берег реки и проехать по улице Советской. Потом добраться до Сусанинской площади и свернуть на улицу Симановского. Под номером двадцать шесть находится монастырь.
Богоявленский собор в Костроме
Есть нет своего транспорта, можно воспользоваться общественным. Для этого потребуется Ярославский вокзал и нужный поезд. Путь займет немного больше чем на автомобиле, за счет частых остановок и населенных пунктов. При нелюбви к поездам, можно воспользоваться автобусом. В день отходит несколько рейсов. В Костроме железнодорожный и автомобильный вокзалы находятся в непосредственной близости друг от друга. Чтобы доехать до монастыря, нужно воспользоваться первым автобусом или вторым троллейбусом.
Ника
18
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника
Церковь Воскресения Христова на Дебре
Прогуливаясь по улице Нижняя Дебря, нельзя пройти мимо самого красивого здания, расположенного на ней. Это Воскресенский храм, пленяющий внешней красотой своих форм и расцветкой. Он единственный из сохранившихся посадских религиозных объектов 17 века. Название улицы произошло от густых прибрежных зарослей – дебрей. И место, где стоит церковь-красавица, тоже было покрыто непроходимой растительностью.
Согласно преданию, каменный храм возвели на средства богатого купца Исакова (1645-52 гг.), прах которого похоронен в подклете построенного святилища. Каменное сооружение зиждится на высоком основании. 5 его глав опираются на массивные барабаны, узорчатые башни украшены куполами с крестами. В облике церкви Воскресения Христова воплотились лучшие традиции русского православного зодчества.
Святые ворота на центральном входе можно рассматривать как художественный шедевр каменной архитектуры. Над арочными проёмами надстроено три изящных гранёных шатра, увенчанных главками. Они щедро украшены резьбой многоцветными изразцами. На стенах ворот помещены символы воскресения – фигурки единорога, льва, неясыти, орла и сирены из белого камня. Внутри поражает красота 5-ярусного иконостаса (Трёхсвятский придел) – бесценного памятника прикладного искусства Руси.
Изумляет тонкая деревянная резьба, покрытая позолотой и красками. Здесь есть несколько древних икон и фресок – настоящих шедевров иконописи 17 века. В настоящее время в Воскресенской церкви регулярно проходят различные службы.
История обители в XV-XVIII веках
Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.
Богоявленский собор с золотыми куполами
Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.
Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.
Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы — дочери Дмитрия Донского.
Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами
Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.
Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.
В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.
В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа — генерал-майора М.П. Салтыкова.
Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор
С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.
Это интересно: Богородице-Рождественский монастырь во Владимире
История
Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.
В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.
В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.
Богоявленский Анастасиев монастырь в Костроме, после 1865 г
С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.
В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.
Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.
Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)
Звонница в обители, переделанная из башни (1860)
Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.
Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).
Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г
здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».
В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.
Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:
– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».
В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.
Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
Этот религиозный объект уникален тем, что он единственный в мире, посвящённый святым Александру и Антонине Римским. Интересна история его появления в селе Селище, вошедшего в черту города в 1932 г. В церковной летописи (1870-1917 гг.) описано древнее поверье о том, как во время поездки именитого вельможи с беременной женой она родила двойню именно на этом месте.
Произошло это событие 23 июня (по новому стилю), в день римских святых. Сыну дали имя Александр, а дочери – Антонина. Благодарный отец (подразумевается Захарий) в знак благодарности построил здесь деревянную церковь в честь святых. Сегодня церковь в бело-голубых тонах смотрится великолепно. Каменное здание взамен деревянной постройки в Селище было возведено в 1779-86 гг.
Каждый год сюда в Александров день привозили чудотворную Феодоровскую икону. В период гонений на русское православие храм не был закрыт, благодаря ходатайству прихожан. В 90-е годы 20 столетия Александро-Антонинская церковь получила новое развитие. Установили новый колокол весом 16 пудов, привезли 12 колоколов поменьше, открыли воскресную школу.
В наши дни в святилище хранится образ Николая Чудотворца, частицы мощей св. Климентия, Пантелеймона, Ф. Ушакова и Валериана. Туринский иеромонах вручил храму главную реликвию – частичку мощей Александра.
Церковь Спаса в Рядах
Своеобразие этой церкви в том, что она расположена не в архитектурном ансамбле храмовых строений, а среди купеческих торговых рядов.
На этом торговом месте в XVII веке стояла деревянная церковь, храм был возведен и освящен в 1776 году. В дальнейшем церковь продолжала достраиваться.
После революции в здании был размещен музей атеизма, позднее – склады. Прежний вид здание приобрело только в 80-е годы.
Богослужения в Храме Нерукотворного Спаса проходят в воскресные дни и по праздникам.
Кострома входит в традиционный маршрут Золотого кольца. Фото храмов Костромы можно увидеть на обложках журналов.
История обители в XV-XVIII веках
Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году.
Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.
Богоявленско-Анастасиин монастырь с высоты птичьего полёта
Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.
Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.
Вид на постройки Богоявленско-Анастасииного монастыря
Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы — дочери Дмитрия Донского.
Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.
Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.
В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.
Богоявленский собор с золотыми куполами
В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа — генерал-майора М.П. Салтыкова.
С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.
Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами
Богоявленско-Анастасиин монастырь
История
Богоявленско-Анастасиин монастырь был основан в 1426 году учеником Сергия Радонежского Никитой Костромским на реке Суде, недалеко от костромского кремля. В 1559-1565 годах был построен первый каменный собор монастыря — высокое здание на подклете, с позакомарным покрытием и массивными нарядными барабанами под золотыми куполами. Центральный купол с крестом и барабаном по высоте почти идентичен основному объему храма. Первоначально собор опоясывала галерея с крыльцами, которую позднее разобрали. В 1672 году храм по заказу богатых костромских бояр Салтыковых расписала артель Гурия Никитина и Силы Савина.
Стены монастыря
В 1609 году монастырь после долгой осады был взят поляками, которые разграбили и сожгли его.
В 1642-1648 годах вокруг монастыря возвели высокую стену с башнями, от которой сохранилась лишь перестроенная в колокольню башня.
В 1863 году монастырь, разрушенный вследствие пожара 1847 года и лежавший в запустении, объединили с Анастасьиным монастырем, преобразовав его в женский и переименовав в Богоявленско-Анастасьинский.
В Богоявленском монастыре сохранилось единственное в Костроме жилое каменное здание XVII в. — длинный краснокирпичный трехэтажный корпус, первоначально имевший два этажа; третий был надстроен лишь в 1863-1864 гг.
Храм
В 1864 г. к Богоявленскому собору пристроили огромный красный храм, который, превратив старый собор в алтарную часть, с трех сторон скрыл древние стены.
В 1873 г. в монастыре была открыта первая бесплатная лечебница с амбулаторией и выдачей лекарств. Монастырское училище стало готовить сестер милосердия.
На рубеже XIX-XX веков возрожденный монастырь стал местом паломничества для выдающихся церковных и государственных деятелей и был вновь переименован в Богоявленский.
В 1982 г. случившийся в соборе пожар уничтожил все фрески и кипарисовый иконостас.
В 1924 г. монастырь был закрыт: его здания приспособили под жилые квартиры и учреждения, а в соборе разместили архив. Монастырский некрополь с могилами членов многих знатных русских родов был полностью уничтожен.
В 1991 г. в монастыре была организована богадельня имени Святой Марии Магдалины.
В 1993 г. при Богоявленском женском монастыре был создан детский приют имени Святого Иоанна Кронштадтского, ставший в постсоветской истории Русской православной церкви первым церковным приютом для маленьких сирот и брошенных родителями детей — девочек 4-6 лет с ослабленным здоровьем. 19 октября 1998 г. он получил орден Святого царевича Димитрия, московского и угличского чудотворца.
Как добраться
Адрес Богоявленско-Анастасииной обители: г. Кострома, ул. Симановского, д. 26.
Доехать сюда можно несколькими способами:
- на своем авто из Москвы можно добраться за 4-5 часов по Ярославскому шоссе и трассе М8. В самом городе необходимо переехать на левый берег Волги по мосту. Далее следовать по Советской улице до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского;
- на поезде, отправляющемся с Ярославского вокзала в Москве, дорога займет чуть больше — до 6 часов;
- с центрального автовокзала возле станции метро «Щелковская» отправляются рейсовые автобусы. Количество рейсов — 7 в день.
Кострома — город сравнительно небольшой, поэтому добраться до места назначения не составит особого труда. До обители следуют автобусы № 1 и 2. Есть и троллейбусы — № 2 и 7.
Связаться с монастырем можно по телефону и электронной почте:
Телефон: (4942) 31-34-86, 31-47-07
Электронная почта: is-ke@yandex.ru
В настоящее время настоятельницей женской обители в Костроме является игумения Иннокентия Травина.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — это православный духовный центр города со многими почитаемыми святынями и особой атмосферой. Сюда приезжают тысячи паломников, чтобы приложиться к чудотворным иконам и святым мощам.
https://youtube.com/watch?v=cNgwbE9u7Ss
Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме
Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Рядом с Ипатьевским монастырём, в бывшей Богословской слободе, расположен ещё один древний религиозный объект – церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Сегодня это культурно-исторический памятник17 в федерального значения. Каждый новый век вносил изменения в облик храма. В 18 веке пристроили южное крыльцо, с 3-х сторон огородили кирпичной стеной с 2-мя воротами.
В 19 веке добавили ограду с запада и возвели трапезную. Реконструкции продолжались и в советские годы. Как не залюбоваться ажуром решётки в стиле барокко, круглыми шапками куполов, стройной башней колокольни. Здесь всё поистине прекрасно. Внутренние интерьеры радуют глаз настенными фресками 18 века, над которыми трудились лучшие мастера-изографы города. После косметической реставрации стенопись сохранила первозданный вид.
Росписи изображают 4 сюжетных линии: Страсти Христовы, Христология, Акафист Богоматери, деяния апостола Иоанна Богослова. Росписи северной стены посвящены Николаю Чудотворцу. Фрески южного крыльца (конец 19 века) иллюстрируют жизнь Богослова и апокалиптические сюжеты. Сохранилась форма иконостаса 19 века, среди икон немало подлинников. Церковь Иоанна Богослова – яркий образец костромской архитектуры 17 в и художественных росписей 18 в.
Как всё начиналось
Так и Анастасьинский монастырь в Костроме в 1426 году создал близкий родственник и ученик Сергия-чудотворца — старец Никита Костромской. Это событие состоялось в день Богоявления Господня, отчего обитель и получила свое первое название.
В наши дни монастырь расположен в историческом центре Костромы. А в середине XV века это была еще городская окраина: пустынное место с непроходимыми лесами.
Первоначально монастырь этот был мужским. Долгое время все строения в нём были деревянными. И только лишь в 1559 году здесь началось строительство Богоявленского собора — первого каменного здания. Сейчас — это самое старое, сохранившееся до наших дней здание из камня.
Большой денежный вклад в это строительство внёс брат правящего тогда Ивана Грозного: князь Владимир Старицкий. В 1569 году он приехал в монастырь, где его встретили как особо почётного гостя. Это стало поводом к клеветническому оговору князя перед царём.
В том же году русский царь, отличавшийся своим гневным характером, приказал убить своего брата. Что и было сделано. Для иноков монастыря эта встреча тоже не прошла даром — многих казнили по приказу царя, который везде и во всём видел врагов и предателей.
Разорение и первое возрождение храма
Настало тяжёлое для России Смутное время. Гражданская война, голод, стихийные бедствия, лжецари и русско-польская война — всё это волнами несчастий пронеслось над землёй русской и нанесло большой урон жителям монастыря и его храмам. Требовались большие работы по восстановлению: ведь, практически, в первозданном виде, ничто не сохранилось.
Были построены новые церкви, возведены помещения для ритуальных служб.
Однако, в середине XIX века обитель закрыли. И только лишь спустя 20 лет, в 1863 году решили соединить воедино 2 обители: требующий восстановления Богоявленский монастырь и женский Крестовоздвиженский-Анастасиин монастырь, который находился рядом. Обитель Анастасии была когда-то основана дочерью Дмитрия Донского, князя Московского.
В начале 1864 года прошла служба в единственной уцелевшей на тот момент церкви Смоленской иконы Богородицы. С этого самого момента возрождённую обитель стали называть Богоявленско-Анастасииным монастырём, и уже женским.
Начались работы по восстановлению других храмов. Построили новый величественный собор, в котором старый стал алтарём. Одну из сохранившихся башен перестроили под колокольню. Восстановлены ограждающие стены, построены удобные жилые корпуса для больных людей, которым тут же оказывали помощь.
Открылись училище для девочек бедных родителей и фельдшерские курсы. Строительные работы шли полным ходом. Но такое положение сохранялось недолго.
Время разрушения
Сразу после свершившейся в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли. Но в Богоявленском соборе богослужения всё же продолжались.
Через несколько лет закрыли и сам собор. В нём разместили областной архив, такой нужный местным властям. Постепенно всё приходило в упадок. В 1982 году сильный пожар, полыхнувший в Костроме, завершил разрушение построек и зданий.
Как добраться, где находится
Расписание богослужений:
- 7:30 — Полунощница, Часы, Божественная Литургия;
- 17:00 — Вечерня и Утреня
Адрес монастыря: город Кострома, Богоявленская улица (или ул. Симановского), дом 26. По городу можно проехать на автобусе 2 до остановки «Кафедральный собор», а можно и на троллейбусе 2 или 7 до остановки с названием «Улица Пятницкая».
Координаты: 57.77295, 40.92429.
Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).
Для спокойного путешествия мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!
Наша поездка в Богоявленский монастырь Костромы состоялась 17 июля 2021 года. Мы заехали сюда после прогулки в музее деревянного зодчества под открытым небом, который именуется Костромская Слобода.
Завтра утром мы планируем заехать в усадьбу Следово, которая находится недалеко от Костромы. А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда Вперед!
Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.
Современное состояние
В Богоявленско-Анастасиином соборе власть предполагала устроить органный зал. Но после упорной борьбы в 1990 г. она передала Церкви развалины собора, годом спустя – Смоленскую церковь и трапезный корпус. 18 августа 1991 г. в Богоявленско-Анастасиин собор, ещё не восстановленный, но уже ставший кафедральным, перенесли из церкви Воскресения на Дебре главную святыню Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.
Первой настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия. Когда в 1972 г. она с матерью была в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, старец Иоанн (Крестьянкин) неожиданно сказал ей на прощанье: «Приедете домой – сделайте игуменский посох». Восемнадцатилетняя девушка послушалась старца. Для кого этот посох, она узнала лишь в 1991 г.
Надгробие преподобного Никиты
Только мусора пришлось вывезти более 200 грузовиков. Но даже когда ещё на восстановление монастыря не хватало денег, игумения Иннокентия открыла богадельню для старушек имени св. Марии Магдалины (в 1992) и приют для бездомных девочек имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (в 1993). Материальные и духовные плоды такой веры налицо. Пусть иконостас покрыт не золотом, а белой краской, но Богоявленско-Анастасиин и Смоленский храмы восстановлены и действуют. Чудотворную настенную икону-фреску Смоленско-Костромскую икону Божией Матери (1672), уцелевшую в двух пожарах, удалось очистить и от наслоений советского времени. Больше сорока старушек и инвалидов спасены от голодной смерти, и десятки сирот согреты любовью монахинь. Семь сестёр из Богоявленско-Анастасииного монастыря стали настоятельницами других возрождаемых женских обителей.
С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии.
В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей.