Батюшки специального назначения

От военкомата до воинской части

В установленные Законом сроки проведения призывной кампании юноша уведомляется повесткой об обязанной явке в отдел военного комиссариата для прохождения медицинского освидетельствования и комиссии. Важным условием является вручение уведомления лично в руки гражданину, подлежащему призыву на срочную службу в ВС (под роспись).

По результатам медицинского освидетельствования молодому человеку присваивается категория годности к службе:

  • А-категория – призывники с идеальными показателями здоровья;
  • Б-категория – годность с несущественными ограничениями, определяющими род войск;
  • В-категория – частичная годность, с предоставлением отсрочки для лечения;
  • Г-категория – частичная негодность;
  • Д-категория – абсолютная непригодность с правом не проходить повторное медицинское освидетельствование.

В обозначенное число и время призывник, получивший медицинскую категорию А и Б, обязан явиться в органы военного управления отправки на сборный (призывной) пункт с дальнейшей дислокации к месту срочной службы (в конкретное воинское подразделение).

На сборный пункт призывников отправляют организованно, в сопровождении офицеров (прапорщиков). По прибытии юношей размещают в специализированных помещениях. Призывной пункт оборудован санитарно-гигиеническими комнатами (душ, санузел), бытовкой, небольшой торговой точкой. Горячее питание, как правило, не предусмотрено.

В рамках пребывания на сборном пункте для будущих солдат предусмотрен ряд мероприятий:

  • медосмотр (по показаниям – санитарная обработка и обследование);
  • дактилоскопическая экспертиза с регистрацией данных в учетных карточках;
  • воспитательная работа (лекции, беседы на тему дисциплины);
  • выдача обмундирования (по необходимости – подгонка по размеру);
  • обеспечение вещевым имуществом (кружка, ложка, вещмешок, армейский несессер);
  • выдача металлического жетона с индивидуальным номером и дебетовой банковской карты (с возможностью пополнения счета).

В параллельном режиме призывники проходят индивидуальное собеседование с представителями воинских частей («покупатели»), прибывшими на призывной пункт за молодым пополнением. По результатам собеседований, знакомству с личными делами «покупатели» проводят набор в свою команду.

Выдача обмундирования призывникам производится на сборном пункте

Заблаговременное распределение будущих солдат по командам, видам и родам войск, местам дислокации воинских подразделений исключается. Когда команда сформирована, «покупатель» получает от сотрудников сборного пункта документы на новобранцев (списки, учетные карточки, медицинские заключения, проездные документы, индивидуальные вещевые аттестаты).

У старшего по званию находится командный продовольственный аттестат и маршрутный лист. На время следования до места дислокации воинской части команда обеспечивается сухим пайком или ИРП (индивидуальный рацион питания).

Временной интервал пребывания призывника на сборном пункте варьируется от нескольких часов до нескольких суток (в зависимости от скорости формирования команды и расторопности «покупателей»). Перед посадкой в поезд молодые люди уже владеют информацией о месте назначения и могут в дороге сообщить родственникам название населенного пункта, где базируется воинское подразделение.

Молодой человек официально получает статус военнослужащего на ближайшие 12 месяцев. Для военнослужащих по контракту отсчет начинается со дня подписания соглашения (контракта) с Министерством Обороны. Сроки контракта варьируются от года до 10 лет.

Пастырское попечение: ­МВД, МЧС, Наркоконтроль

Освящение знамени в соборе Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка, апрель 2014 года

протоиерей Геннадий Бартов

протоиерей Геннадий Бартов
 

иерей Георгий Сычёв
 

Отец Георгий Сычёв вручает грамоту епархиального «военного» отдела заместителю начальника Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу В.В. Позину, май 2011 года

На сегодняшний день отделом достигнуты соглашения о сотрудничестве между епархией и Ленинградской военно-морской базой, пограничным управлением ФСБ России по Ленобласти, фельдъегерской службой УГФС России по Северо-Западу, Ленинградским военным округом, а также с ГУВД, Северо-Западным региональным командованием внутренних войск МВД РФ, ГУФСИН, Всероссийской полицейской ассоциацией, Управлением Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков.

Митрофорный протоиерей Иоанн Букоткин

(26.09.1925 — 08.05.2000)

Родился в 1926 году в деревне Полухино Саратовской области Аркадагского района в крестьянской семье.  Окончил только семь классов школы. С началом войны отправился учиться на связиста. Воевал на Третьем Белорусском фронте, в Восточной Пруссии.

Из воспоминаний о. Иоанна:

«Я непрестанно молился всю войну. У меня на груди был крест; однажды я уронил его на соломенный пол и не смог найти. Из подола шинели вырезал крестик и повесил на грудь. Но очень расстроился. И вот проходит старшина, спрашивает: «Как дела, Букоткин?» Я ответил: «Так-то все хорошо, но вот крест потерял» (офицеры знали, что я верующий). И старшина достает из кармана крест и иконку: «Выбирай!» Крестом его благословила мать, и я взял иконку, подаренную старшине полячкой. Он спас ее дочерей, когда отступающие немцы хотели сжечь множество людей в сарае. С этой иконкой Спасителя и Божией Матери я прошел до конца войны. У многих наших офицеров были кресты и иконки. Кому мать дала, кому жена.

Орден Славы III степени — это самая дорогая для меня награда. Под Инстинбургом мы отбили две атаки немцев, а в третью они пошли без единого выстрела и только с близкого расстояния открыли минометный огонь. Мины ложились в шахматном порядке, головы не поднять. Мне командир приказал добраться до левого фланга и разведать обстановку. Я пробирался под шквальным огнем и встретил санитара, который перевязывал раненого сержанта Глушко. Я отстреливался, а немцы наступали полукругом. Тогда мы затащили раненого в какой-то сарай и спрыгнули в погреб. Глушко остался наверху. Погреб был каменный, в одном месте дыра заткнута тряпкой, можно было руку протянуть и достать до немцев, а они уже были везде. Я понял, что нас обязательно схватят, а если узнают, что я связной — будут пытать. Говорю санитару: «Я ухожу отсюда». Он стал уговаривать остаться. Я перекрестился, три раза прочел «Отче наш», приставил лесенку и с молитвой «Господи, благослови» вылез из погреба. Сержант Глушко лежал без движения, и я подумал, что он умер. Так же, видно, решили и немцы. Выглянул во двор, везде суетились фашисты. Решил пересечь двор и перебежать дорогу, а там залечь в кювете и отстреливаться до последнего патрона, последний — себе. Пробежал до кювета, а они меня не заметили! До сих пор не знаю почему. Может быть, оттого, что шинель-то на мне была зеленая, английская…

За кюветом было открытое место, в гору метров двести пятьдесят. И я побежал зигзагами. Немцы стали стрелять, а я падал, отдыхал и бежал дальше. Меня ранило в ногу, а уже на самой горке пулей раздробило левое плечо. Подобрали меня свои уже, когда стемнело. Оперировали в полевом госпитале, где я встретил сержанта Глушко. От него узнал, что санитара, оставшегося в погребе, немцы нашли….»

После войны служил в штабе Московского военного округа. После окончания семинарии в 1952 году был рукоположен в священники в Саратове, потом служил в Астрахани, в Камышине, в Боровичах Новгородской области. Около сорока лет отец Иоанн Букоткин прожил в Самаре и служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла, последние годы был духовником Самарской епархии. ППохоронен в Иверском женском монастыре в Самаре.

История

Присяга новобранцев 3-го гренадерского Перновского короля Фридриха-Вильгельма IV полка.

В 1647 году во втором военном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданном Московской типографии в царствование Алексея Михайловича, в главе, определяющей жалование воинским чинам, уже значится полковой священник.

С 1706 года с приходов стал взиматься специальный сбор — подможные деньги — в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. До XIX века военные священники подчинялись местному епархиальному начальству по месту расположения частей войск.

В 1797 году во главе всего Военного и морского духовенства в административном и судебном отношениях был поставлен обер-священник армии и флота, ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками. Первым обер-священником русской армии и флота высочайше утверждён протоиерей Павел Озерецковский, ему было дано право прямого доклада Императору, минуя Святейший Синод.

Полковые священники представляли наиболее многочисленный отряд военного духовенства, они приравнивались к офицерам в чине капитан и получали практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве — 25 % от жалованья, за 20 лет — половина жалованья.

К концу XIX века в русской армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц из числа военного духовенства. Численный состав священников в русской армии определялся штатами, утвержденными военным министром.

Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. Они участвовали также в принятии присяги новобранцами.

В бою место нахождения полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждавшиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Поэтому от священника требовалось помимо выполнения своих прямых функциональных обязанностей уметь выполнять обязанности медперсонала. В случаях необходимости, когда того требовали обстоятельства, полковые священники находились и среди сражающихся.

В русской армии полковыми священниками были священнослужители разных конфессий — христианства, иудаизма, ислама (полковой мулла).

Современность

24 января 2010 года Министром обороны Российской Федерации — России подписано положение «Об организации работы священнослужителей с военнослужащими в воинских частях Российской Федерации», на основании чего в вооружённых силах вводится должность полковых священников (в тех частях, где существуют для этого предпосылки). Инициатива исходила от Министерства обороны. Независимо от этого, во всех епархиях давно и плодотворно работают отделы по взаимодействию с вооруженными силами России.

В августе 2015 года на заседании Межрелигиозного совета России было рассмотрено предложении о создании неформальных рабочих групп из представителей традиционных религий при помощниках начальников территориальных УФСИН по работе с верующими и воинских частях. Высказываясь относительно состава групп, культуролог Юсуф Малахов отметил, что в штат режимных учреждений для исполнения целей нравственного направления не должны назначаться духовные лица во избежание конфликта интересов различных централизованных организаций, когда каждая из них будет пытаться назначить своего человека, и предложил определить на эти позиции действующих офицеров, которые смогли бы совмещать привычную службу с религиозной деятельностью, тем самым можно избежать и лишних расходов на подготовку новых кадров.

Протоиерей Александр Смолкин

(1926-2002)

Протоиерей Александр Смолкин

Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье.

В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью.

После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три — во священники.

«Содержать себя в добром порядке во образ другим»

Появление второго царского распоряжения было связано с тем, что у так называемого «белого» (то есть женатого) духовенства идея службы на флоте поддержки поначалу не нашла. И тогда было принято решение к службе на флоте привлекать «черное» духовенство, то есть монахов, не имеющих семей и больше привычных к уставной строгости.

Отвечать за отбор и отправку священников на флот доверили архимандриту Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Феодосию (Яновскому). Выбор этот не был случайным: архиепископ Феодосий был весьма близок к Петру, а кроме того, отличался высокими организаторскими способностями. Потому государь и повелел священников на флот «брать из Александро-Невского монастыря», поскольку люди эти были уже привычны к суровому балтийскому климату и отличались преданностью своему настоятелю. К тому же еще в 1718 году старшим над теми «39 священниками», которых надлежало иметь на кораблях, был назначен насельник Александро-Невской лавры отец Гавриил (Бужинский).

Светлая заутреня на рейде Порт-Артура. Иллюстрация из журнала «Огонек» 1905 года, художник Алексей Ганзен

В январе 1720 года Петр Первый утверждает своим указом первый в истории русского флота важнейший документ — «Морской устав». В этом всеобъемлющем своде морских правил, законов и требований уже содержится отдельный пункт, касающийся священников на кораблях: глава IX «О священниках». Ее первый пункт касается начального священника – того, который «имеет управление над всеми священниками во флоте» и должен находиться на корабле аншеф-командующего флотом. Второй и третий пункты называются «О священнике на каждом корабле» и определяют нормы и правила поведения флотских священников. Им, в частности, предписывалось «содержать себя в добром порядке во образ другим… дабы не прельщать людей непостоянством или притворною святостью и бегать корысти, яко кореня всех злых».

Отдельно оговаривались требования к службам. Священнику надлежало «отправлять службу Божию по надлежащему». Как гласил устав, «на котором корабле будет определена церковь, тогда священник должен оную в добром порядке иметь и в воскресные и в празднуемые дни, ежели жестокая погода не помешает, литургию отправлять». Ему же предписывалось «поучение словесное, или на письме читать в наставление людям, а в прочие дни молитвы положенные».

Иеромонах Сергий (Хомутов)

(1924-2016)

Иеромонах Сергий (Хомутов)

Один из старейших священников Кузбасской митрополии. Отец Сергий (в миру Сергей Александрович Хомутов) родился 5 мая 1924 года в Сталинске (ныне Новокузнецк) Кемеровской области. В годы войны был призван в армию, воевал в составе 75-го отдельного артиллерийского дивизиона радиотелеграфистом. После войны вернулся домой, к родителям.

Окончил курсы чертежников, работал на Кузнецком металлургическом комбинате художником. В 1958 году принял священный сан, в последние десятилетия служил в приходах на территории Кузбасской митрополии. В 2000 году был почислен на покой по состоянию здоровья. 

Архимандрит Петр (Кучер)

(1926 г.р.)

Духовник Боголюбского монастыря. С 2010 года на покое.

В сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе 11 июня 1944 года прибыл в действующую армию 3-го Украинского фронта на Днестре в районе города Бендерыи участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии.

Награждён несколькими боевыми наградами, среди которых — орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и др.

Демобилизовался осенью 1950 года, майор в отставке.

Известные полковые священники

  • Богословский, Андрей Александрович — кавалер четырёх орденов Российской империи (в том числе орден Св. Георгия 4-й степени) и ордена Почётного легиона.
  • Васильковский, Василий — первый российский полковой священник, удостоенный высшей военной награды России — ордена Св. Георгия 4-й степени.
  • Гратинский, Михаил Андреевич — награждён золотым крестом на Георгиевской ленте.
  • Глаголев, Александр Александрович
  • Дудицкий, Михаил Доментьевич — кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени (награждён 31 августа 1917 года).
  • Иоанникий (Савинов) — состоял на службе на флотском экипаже; четвертый священнослужитель, удостоенный ордена Святого Георгия 4-й степени.
  • Иов (Каминский) — второй священник, награждённый орденом Св. Георгия 4-й степени.
  • Михайлов, Феодор Матвеевич — награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
  • Никодим (Нагаев) — награждён орденом Св. Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием.
  • Пятибоков, Иоанн Матвеевич — третий священник, награждённый орденом Св. Георгия 4-й степени.
  • Тулупов, Евтихий — кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени (награждён 13 сентября 1916 года, посмертно).
  • Щербаковский, Стефан Васильевич — пятый кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени (награждён 27 ноября 1904 года).

Воинский храм

Во дворе храма Воскресения Христова — часовня. На стенах с улицы — памятные таблички. 

— Часовню эту так и называют — памяти павших земляков. Здесь указаны имена ребят, кто погиб в Афганистане и Чечне. Имена погибших в Великой Отечественной войне в Сергиевом Посаде увековечены на аллее Кузнецова. Мы решили не повторяться, — рассказывает священник. — Внутри часовни повесим другие таблички — из белого мрамора. Золотистого цвета буквами разместим на них списки защитников Троице-Сергиевой лавры, павших во время осады в Смутные времена, в 1608–1610 годах

Настоятель нашего храма, отец Гурий — историк, для него важно сохранить историческую память

При другом настоятеле в часовне читали Псалтирь, но территория была закрыта, и попасть сюда было невозможно. А сейчас все, что связано с памятью наших земляков, стало своеобразной отправной точкой в работе храма.

Возведен он в честь павших защитников Троице-Сергиевой лавры от польских интервентов. Саму часовню в свое время начали строить воины-афганцы, а там случилась Чечня. Тоже много погибших было. Отец Гурий решил, раз храм воинский, значит и часовня должна соответствовать. В этом году мы восстановили ее, привели ее в порядок. Сейчас там проводим обряд крещения. 

С Николаем Кравченко, известным по позывному Чукча-снайпер, мы общаемся в актовом зале в подвальном помещении одной из построек во дворе храма. Здесь со временем откроют музей воинов-интернационалистов и участников локальных войн и конфликтов. 

— Тут собираются те, кто по каким-то причинам вышел из других ветеранских организаций, — объясняет Николай Кравченко. — Организация наша пока не зарегистрирована, но скоро это сделаем. Сегодня решили памятник на могиле Героя Советского Союза Александра Корявина обновить. Это наш афганский боевой товарищ. 

«Тут как в Царствии Божием: нет богатых или бедных»

— Насколько востребована ваша работа в военных частях? Кто к вам приходит за советом, помощью или разговором?

— Я бы сказал, что мы не работаем именно с православными — мы работаем с верующими в целом. К нам может прийти и пообщаться, разрешить какую-то проблему любой, вне зависимости от вероисповедания. Иногда к офицеру по воспитательной работе в военной части обратиться сложнее, чем к священнослужителю. К нам отношение немного другое: батюшка выслушает, подскажет. Так что мы часто выступаем как психологи.

Многим очень сложно, находясь далеко от дома и родных, положиться полностью на волю командира. Некоторым бывает тяжело влиться в коллектив вплоть до самого дембеля. Это ситуационно и зависит от психотипа каждого человека. Некоторые настолько замкнуты, что в самой сложной ситуации ни за что не поделятся. А кто-то приходит и делится со мной не просто как со священником, а как с близким человеком.

Что касается типа людей, которые приходят, ситуации бывают разные. Есть в воинских частях истинно верующие: они истинно молятся, стараются посещать богослужения, которые организуются в частях. Некоторые именно в армии приходят к священнику в первый раз в жизни, начинают впервые познавать Бога, самого себя, находить себя в религиозном плане.

Бывает, приходят крещеные люди, но их «на гражданке» только покрестили, а веру не вложили. И вдруг в армии у них появляется возможность поговорить с батюшкой, в личном общении познать, что такое вера. Бывает, что люди некрещеные ищут себя до призывного возраста и именно в рядах воинской части решаются принять таинство крещения и стать православными христианами.

— Как вам кажется, сами условия в армии способствуют обращению в веру? Или во время службы не до размышлений о высоком?

— В армию приходят люди из разных семей и социальных слоев, с разными типами психики. Знаете, если посмотреть, тут как в Царствии Божием: нет богатых или бедных. Конечно, влияет то, что очень резко меняется жизненный уклад: человек привык к одному, а тут внезапно приходится все изменить на год пребывания в военной части.

Что касается поиска Бога, тут все индивидуально. Если в военной части нет помощника командира по работе с верующими военнослужащими, солдаты меньше об этом задумываются. В их военной жизни и так хватает нагрузки, их постоянно обучают. У них всего год срочной службы, и за это время надо впитать военные навыки по максимуму.

Но там, где в военной части работает священник, во время досуга солдат может успеть обдумать мысль, которую ему подают, и задуматься о религии, своем месте в мире…

— Может ли к вам прийти на разговор человек другой веры?

— То, что я православный священник, не означает, что я не буду общаться с мусульманином или представителем буддистской общины. Другое дело, что истинно верующий человек другого вероисповедания маловероятно будет искать общения со священнослужителем другой веры. Большая часть людей, которые общаются со мной, — православные христиане.

Кроме того, повторю, курс построен без уклона в какую-то из религий. Он создан для того, чтобы мы имели представление о тех военных частях, где мы будем трудиться, и о тех людях, с которыми будем общаться. Он больше о военной подготовке и умении общаться с военнослужащими. И, скажем, если мы берем основы милосердия, то это милосердие должно быть в любом человеке, будь то лама или православный священник.

Литература

  • Сост. Григорьев А. Б., «История флотского духовенства», серия «Крест и якорь» (Вахтенный журнал), изд. «Андреевский флаг», г. Москва, 1993 г.
  • Ред. кол. Гаєцький Роман, Закаляк Ярослав, Тимкевич Антін, Шипайло Євген; «Ювілейний збірник 50 ліття (Братство колишніх Вояків 1-ої Української Дивізії Української Національної Армії 1943—1993 SS-Freiwilligen Division Galizien)», Крайова Управа ЗСА, Printed in USA.
  • Д-р І. Нагаєвський (Rev. I. Nahayewsky Ph.D.), «Спогади польового духовника (A Soldier Priest Remembers)», вид. «Українська книжка» (Published by Ukrainian Book Co.), Торонто (Toronto-Ontario), 1985 р.
  • Ред. Мчедлова М. П., Аверькова Ю. И., Басилова В. Н. и др., «Религии народов современной России. Словарь. (А—Я)», изд. «Республика», г. Москва, 1999 р.
  • Ред. Колодний А., Лобовик Б. (Українська асоціація релігієзнавців Відділення релігієзнавства Інституту філософії НАН України), «Релігієзнавчий словник», вид. «Четверта хвиля», м. Київ, 1996 р. — 389 с.
  • Шевченко В. М., «Словник-довідник з релігієзнавства», вид. «Наукова думка», 2004 р. — 557 с.
  • Яблоков И. Н., «Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению», изд. «Гардарики», 2000 г. — 536 с. ISBN 5-8297-0060-3.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

(1919-2017)

Духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских Патриархов.

Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон вВенгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Иногда архимандрита Кирилла отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «дом Павлова». Однако речь идет об однофамильце — гвардии старший сержант Яков Павлов после войны находился на партийной работе и в монахи не постригался.

После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года — духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита.

Древность: гадания и жертвоприношения

К представителям культов воины обращались, пожалуй, с момента зарождения человеческой цивилизации. Армии древнего Египта и Вавилона просили богов о победе. В эпоху античности в Римской империи к штабу каждого легиона приписывали несколько религиозных служителей. Они проводили ритуалы, совершали жертвоприношения. Перед каждым крупным событием, в том числе перед сражениями, жрецы спрашивали у богов, ждёт удача римскую армию или боги отвернулись от неё.

Ритуал в честь бога войны(источник фото)

Если знамения, ниспосланные свыше, признавали неблагоприятными, то сражение могли и перенести. Морально-психологический дух солдат, уверенных в победе, был важнее выгодных условий для боя. А вот друиды, представители культов старых противников Рима — галлов, отвергали насилие и не принимали участия в военных делах соплеменников.

Разумеется, священники оказались среди воинов с самого начала распространения веры в Христа. Большая часть солдат в армии первого христианского императора Константина были христианами. В битву за Рим против Максенция Константин повёл легионы, несшие на щите изображение креста. Прошло немного времени, империя пала. Настали Тёмные века. В Европе на окраинах процветало язычество, а в самых богатых и населённых странах одержало верх христианство.

Военная епархия и обер-священник

После появления «Морского устава» священническая служба на кораблях российского флота стала приобретать все более законченные очертания. Быстро установилась практика назначения «начального священника», или обер-иеромонаха, из числа священников Ревельской эскадры Балтийского флота. Первым обер-иеромонахом «всероссийского корабельного флота», как записана его должность в бумагах, был обер-иеромонах Ревельской эскадры Иустин Рудзинский. 15 марта 1721 года появился регламент службы морских священников, который назывался «Пункты о иеромонахах, состоящих во флоте», и на основе этих пунктов вскоре написали особую присягу, которую принимало морское и воинское духовенство и которая отличалась от той, что принимали приходские священники.

Но отдельной службой морское духовенство было недолго – только до конца XVIII века. 4 апреля 1800 года, во времена царствования императора Павла I, армейские и флотские священнические службы объединили. Чтобы управлять новым образованием, был назначен обер-священник армии и флотов, которым стал протоиерей Павел Озерецковский. С его назначением связана легенда, больше похожая на анекдот, но тем не менее считающаяся достоверной. Дескать, когда 9 апреля того же года в царском кабинете выстроились все отобранные Святейшим Синодом кандидаты на новую высокую должность, правофланговым благодаря своему росту оказался Павел Озерецковский, который особенно понравился императору.

Священник благословляет раненного воина. Рисунок времен Русско-японской войны 1904-1905 годов

В действительности же протоиерей Озерецковский обратил на себя внимание императора еще в 1797 году, когда служил обер-священником в армии генерал-фельдмаршала Николая Репнина, и быстро стал царским приближенным, которому и был доверен проект объединения армейского и флотского священничества в отдельную структуру. Ради достижения этой цели Павел Озерецковский даже инициировал создание отдельной Армейской семинарии, которая просуществовала почти двадцать лет, а учились здесь дети военных и флотских священников

Однако самостоятельность военного духовенства была недолгой: уже в 1801 году его вновь подчинили Синоду, и это положение сохранялось до самой Октябрьской революции.

Храм в юрте

После возвращения на «гражданку» Баир поступил в буддийскую школу при Иволгинском дацане и стал монахом.

Город Кяхта, где теперь служит капеллан, расположен на границе с Монголией. На территории части нет дацана, потому всё, что нужно для проведения молебнов, обустроили в юрте. По словам ламы, служивые нуждаются в духовной поддержке не меньше гражданских, поэтому такой полевой храм очень востребован. Баир-лама регулярно совершает религиозные обряды и ритуалы с солдатами и их родственниками. Иногда приходится выезжать домой к молодым людям, чтобы благословить родных и близких. Также он посещает госпиталь и медчасть, чтобы подбодрить захворавших ребят. Рады ламе и на полигоне, где он в походных условиях совершает богослужения и общается с военными в индивидуальном порядке. Солдаты и офицеры интересуются в основном сутью ритуалов или просят «посмотреть», что ожидает их в этом году.

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)

Ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина), ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.

… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.

Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!»

И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало.

Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало».

Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector