Клин православный

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ КЛИНСКИХ

«Ежегодно 17 февраля Клинское благочиние празднует Собор Новомучеников и Исповедников Клинских. В годы безбожного гонения на Церковь многие подвижники Клинской земли мученически засвидетельствовали свою преданность вере Христовой. Это пастыри, иноки и послушники, проходившие свое служение в обителях и храмах Клинского благочиния».  http://www.pravklin.ru

Список Новомучеников и Исповедников Клинских XX века.

(Храм  свт. Тихона. Клин. 2009.Список новомучеников Клинских составлен с помощью Д. А. Троицкого.)

 (Ссылки приводятся по изданию «Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века Московской епархии. Под общей ред. Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь: «Булат», 2002 – 2006).

  1. Преподобномученица Екатерина (Черкасова). Подвизалась в монастыре около деревни Акатово. Том «Январь – май», с.20
  2. Преподобномученица Анастасия (Бобкова). Подвизалась в монастыре около деревни Акатово. Том «Январь – май», с.229.
  3. Священномученик Алексий (Шаров). Служил в  Крестовоздвиженском храме (Дмитровский погост) Клинского уезда.  Том «Январь – май», с.80.
  4. Священномученик Василий (Крылов). Служил в храме села Спас – Коркодино. Том «Июнь – август», с. 38.
  5. Преподобномученик Феодор (Богоявленский). Жил в селе Завидово. Том «Июнь – август», с. 72.
  6. Священномученик Алексий (Воробьев). Служил в храме села Селинское. Том «Июнь – август», с. 112.
  7. Священномученик Викентий (Смирнов). Родился в селе Засеменье Клинского уезда. Том «Ноябрь», с. 30.
  8. Священномученик Василий (Лихарев). Родился в селе Тишилово. Том «Ноябрь», с. 105.
  9. Священномученик Иоанн (Тарасов). Родился в селе Бородино, жил и  проходил служение в Клину, а также в селах Обухово, Воронино, Фроловское. Том «Ноябрь», с. 213.
  10. Священномученик Петр (Ворона). Служил в храме села Шестаково. Том «Ноябрь», с. 331.
  11.  Преподобномученик Серафим (Вавилов). Служил в Скорбященском храме в Клину. Доп. т. 1, с. 45. (только икона)
  12. Священномученик Сергий (Скворцов). Родился в селе Смольниково Клинского уезда. Доп. т. 1, с. 121.
  13. Священномученик Александр (Державин). Родился в селе Зеленцино. Доп.т. 1, с. 127. (нет фото)
  14. Преподобномученик Гавриил (Гур).  Cлужил в Троицкой церкви села Бирева, Одигитриевской — села Воронина и Николаевской — села Голенищева, некоторое время работал электромонтером на Клинском стекольном заводе. Доп. т. 1, с. 228.
  15. Священномученик Петр (Соколов). Служил в храме в селе Майданово, в Скобященском храме в Клину. Доп. т. 2, с. 56.
  16. Священномученик Алексий (Смирнов). Родился в селе Редино, служил в селах Мерзлое и Пречистенский погост Клинского уезда. Доп. т. 2, с. 214.
  17. Священномученик Иоанн (Парусников). Родился в селе Захарово Клинского уезда. Доп. т. 3, с. 14.
  18. Священномученик Петр (Остроумов) Родился в селе Петровское, служил в селах Петровское и Троицкое Клинского уезда. Доп. т. 3, с. 62. (нет фото)
  19. Священномученик Алексий (Никонов). Служил в Успенском храме в Клину. Доп. т. 3, с. 142. (нет фото)
  20. Священномученик Николай (Виноградов). Родился в Клину. Доп .т. 3, с. 167. (нет фото)
  21. Священномученик Николай (Горюнов) родился в деревне Обухово, Клнского уезда, служил протодьяконом в церкви села Обухово. Том «Январь –май», с. 212

Далее ссылки приводятся по изданию Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским).,- Тверь, «Булат», 2005 – по настоящее время.

  1. Мученик Андрей (Трофимов). Родился в дер. Китинево Клинского уезда, прихожанин церкви Воздвижения Креста Господня в селе Воздвиженском Клинского уезда, регент церковного хора. Том Май, с. 268.(нет фото)
  2. Преподобномученица Александра (Дьячкова). Послушница Александро – Невского монастыря Клинский уезд неподалеку от села Акатово. Том Март, с.35.

Далее ссылки приводятся по исследователю Глухойкиной Н.В. (Скорбященский храм).

  1. Священномученик Сергий (Гусев), служил в с. Бирево. Доп .т. 3, с. 149.
  2. Священномученик Георгий (Архангельский), служил в Преображенской церкви села Доршева Клинского района.
  3. Священномученик Вениамин (Фаминцев), с по1901 год служил псаломщиком в Клину Московской губернии.
  4. Мученик Михаил (Марков), был псаломщиком в Тихвинской церкви седа Глухино Клинского уезда.
  5. Священномученик Алексий  (Рождественский), 1934-35 гг служил в церкви Георгия на Озере в Клинском районе Московской области. База данных ПСТГУ.

Заочные богословские курсы

Что такое религия? Нужна ли она? А если нужна, то какая? Эти вопросы время от времени встают перед каждым человеком. Поиск смысла жизни во все времена не давал покоя мыслящим людям. Вопрос о смысле жизни и, вслед за ним, вопрос о религии актуален и сейчас. Не хочу сказать, что он очень популярен, но актуален. И здесь мы сталкиваемся с проблемой безграмотности широких масс населения в вопросах религии. Вследствие этой безграмотности многие молодые активные люди, ищущие смысл в жизни, попадают в различные секты. Очень модно стало обращаться к религиям Востока в поисках сакральной истины.

Православие становится непопулярным не потому, что изжило себя, а потому, что люди зачастую имеют о нем весьма поверхностное представление. В связи с этим очень остро стоит проблема нехватки в церковных кругах людей, обладающих более глубокими знаниями и способных давать обоснованные ответы на вопросы окружающих их людей о Православии. Для решения этой проблемы при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Клинского благочиния в 2002 году, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, были организованы православные богословские заочные курсы. В основном они ориентированы на воцерковившихся людей и людей, серьезно интересующихся христианством. Другими словами, они организованы для людей, уже знакомых с Православием и желающих повысить уровень своих знаний в области богословия и религиоведения. Курсы рассчитаны на три года обучения. Срок довольно длительный, но за это время слушатели получают очень широкий спектр знаний.

Чему же обучаются на богословских курсах?

Слушатели учатся глубже понимать тексты Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Это не такая простая задача, потому что священные тексты были написаны много веков назад, и нашему современнику не так просто уловить их глубинный смысл.

Изучается Православное богослужение, чтобы понять его смысл, значение, узнать его многовековую историю. История вообще имеет огромное значение, ведь изучая ее, мы по-новому осознаем современность. Поэтому в программе обучения значительное место занимает История Церкви, и в том числе История Русской Церкви.

Также слушатели курсов изучают православное догматическое богословие

Ему отводится очень важное место, потому что в русле этого предмета выводятся основные истины вероучения Православной Церкви, которые на протяжении всей истории Церкви отстаивали и защищали Святые Отцы. Становление и развитие догматической мысли происходило в период эпохи Вселенских Соборов

Наша задача — донести до своих слушателей всю глубину и ценность богословских истин, показать как и в каких спорах они рождались, как они облекались в ту форму, в которой дошли до наших дней. Надо научить человека самостоятельно и грамотно рассуждать о богословских вопросах.

Другое направление обучения — изучение неправославных религий и религиозных образований.

В курсе «История религии» слушатели знакомятся с религиями Египта, Древней Греции и Рима, а также с индуизмом, буддизмом, исламом, зороастризмом и так далее.

«Сектоведение» — это предмет об учении, методах, истории и конкретном виде тоталитарных сект. Его можно смело назвать курсом религиозной безопасности. В ходе изучения этого предмета слушатели смогут практически безошибочно определять различных сектантов, которых можно встретить на улицах города. Здесь наша цель — научить ориентироваться в многообразии современных и классических религиозных течений.

Преподавание ведется дипломированными специалистами в области богословия и религиоведения. По окончании выдается Свидетельство об окончании православных богословских заочных курсов при Клинском благочинии Московской Епархии. Обучение на курсах бесплатное и, как уже было сказано, построено по заочной форме.

Как построен процесс обучения? Занятия проводятся в выходные дни. Каждый преподаватель проводит установочные занятия по своему предмету, дает задания. По результатам самостоятельной работы проводятся семинары и экзамены.

Другие материалы о заочных богословских курсах при Скорбященском храме г. Клина:Богословские курсы как возможность познания Бога

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Часовня Александра Невского и покушение

В 1880-е годы Клинскую икону перенесли из зала ожидания вокзала в часовню святого Александра Невского. Там она хранилась полвека, а часовня с тех пор получила в народе второе название Богородицкой. Часовню построили рядом с вокзалом еще в 1866 году в память о другом покушении на Александра II.

В апреле 1866 года в Санкт-Петербурге террорист-народоволец Дмитрий Каракозов стрелял в Александра II. Царя спас костромской крестьянин Осип Комисаров, который случайно оказался рядом с террористом. В день покушения Осип Комисаров отмечал именины и после церковной службы пошел к толпе, ожидавшей царя у Летнего сада. Комисаров рассказывал следующее: «Сам не знаю что, но сердце мое как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека… Я невольно следил за ним. Вдруг я вижу, что этот человек вынул и целит пистолет… Я невольно с силой толкнул его руку к верху. За тем ничего не помню, меня как самого отуманило и, очнувшись, я вижу только, что меня целует какой-то генерал».

Пуля пролетела над головой императора. Каракозова арестовали и повесили, а Осипа Комисарова по царской милости наделили потомственным дворянством. Поступок крестьянина сравнивали потом с подвигом легендарного Ивана Сусанина, ведь Комисаров был земляком спасителя первого царя из династии Романовых.

На месте покушения в Летнем саду в Петербурге царь возвел часовню в честь Александра Невского. Этот святой был небесным покровителем  Александра II. Похожие часовни позже стали появляться в разных городах Российской империи. В Клину построили две Александровские часовни: еще одна стояла на площади у Троицкого собора. Александровская-Богородицкая часовня у вокзала долгие годы использовалась под билетную кассу, а в 1970-е годы ее снесли. В 2017 году на месте, где стояла часовня, установили деревянный крест и стенд с краткой информацией о Клинской иконе и часовне. Ее планируют восстановить в 2018 году в прежнем виде.

Капитал и доходы церкви

В этом разделе обстоятельно описано количество капитала в церкви. В самом начале написано, что «неприкосновенного» капитала в соборной церкви немного. Всего в 1892 году состояло билетами 650 рублей. Объясняется это тем, что церковь имела большие расходы. В этом разделе сказано, как и от кого поступали пожертвования и на строительство храма. В частности указано, что в 1829 году получено в Москве от сборщика, крестьянина Егора Петровича на построение храма 128 рублей, от неизвестного 36 рублей. В 1830 году от сборщика 156 рублей и от прихожан купцов и мещан, от всего общества пожертвовано 1000 рублей. От неизвестного 30 рублей . В 1833 году собрано от доброхотных дателей 714 рублей. В 1834 году от приезжего купца Коробова на строение церкви 85 рублей 50 копеек. От клинского купца Григория Гаврилова на паникадило 500 рублей, от доброхотных дателей, на образа 1083 рубля. …… В 1857 году сумма была 13240 рублей и с этого года сумма только убавлялась, потому что были «предприняты живописные стенные работы в соборе, золочение иконостаса и мраморные работы». Сказано, что «для сих работ нанят был художник Егор Алексеевич Чернов и мраморщик Типаев. В 1861 году на украшение храма было пожертвовано клинским купцом Алексеем Ивановичем Ворошиловым 2000 рублей. Брала церковь и долги в других храмах. В этом разделе написано и о пожаре 1885 года: «В 1885 году в июле месяце был в Клину очень большой пожар, от которого пострадали и церковные здания. На поправку оных в 1886 году потрачено 2100 рублей и в 1887 году 2900 рублей. В 1891 году был значительный расход, вследствие внутреннего подновления храма и устройства духовой печи в Троицком соборе, который до этого времени был холодный. В конце раздела названы имена старост собора. Значатся купцы Арсений Воронков, с 1869 года Серапион Воронков; С 1877 года – клинский купец Александр Сергеевич Немчинов. (Далее приписано другим почерком: «По смерти Александра Немчинова место старосты 16 июня 1901 года заслужил клинский купец Василий Григорьевич Орлов»

Различные события в приходе

В городе Клину нередко бывали пожары, от которых несли большой ущерб прихожане и притча соборной церкви. Особенно памятны 2 пожара: бывший в 1856г. авг. 14 дня, в приходе сгорели 39 домов и строений притча и опустошительный пожар, бывший в 1885г. июля 11 дня, когда сгорело более 150 домов, в числе их и дома притча, церковная сторожка и сарай. В 1872г. июня 18 дня, Божественную литургию служил Преосвященный Викарий Леонид, который после литургии освятил часовню, устроенную на Градской площади, в память избавления Государя Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности в 1866г. ( На императора Александра II. Которого в народе называли « освободителем» было совершено 7 покушений, последнее оборвало его жизнь).

Крушение царского поезда

Предание гласит, что Клинский образ Божией Матери написал неизвестный монах или странник за одну ночь в зале ожидания железнодорожного вокзала Клина. Это случилось во время крушения царского поезда, в котором ехал Александр III. Клинчане в зале ожидания вокзала молились перед этой иконой о здоровье царской семьи, попавшей в железнодорожную катастрофу.

Крушение произошло в октябре 1888 года у станции Борки под Харьковом, когда царь ехал с семьей из Крыма в Санкт-Петербург. В поезде была также царица Мария Федоровна и дети: Николай – будущий император Николай II, Георгий, Ксения, Ольга и Михаил. Десять из пятнадцати вагонов состава из-за технической неисправности пути обрушились с высокой насыпи. Вагон царской столовой, где находился Александр III, опрокинулся и разбился. По счастливой случайности никто из царской семьи не погиб и не пострадал. Тем не менее, скончалось два десятка слуг и еще около семидесяти получили увечья. В благодарность Богу за чудесное спасение Александр III велел заложить у места крушения Спасо-Святогорский скит и храм Христа Спасителя. Эта церковь вмещала полторы тысячи человек.

О земле

« Усадебной земли под строением притча отведено по городскому плану по 8 саж.(17 м) поперечнику и 30 саж.(64 м) длиннику на каждого члена. На сей земле притчом и построены собственные здания; кроме сей земли во владении притча находятся церковные земли, две пустоши: « Базьянова» и « Лапиха», первая пустошь заключила в себя (до 1844г. проведения Николаевской ж.д.) 87 десятин, частью пахотной, частью сенокосной; к возделыванию она была неудобна и вообще малоценна. В 1844г. при проведении Николаевской ж.д. отчуждена была из сей церковной пустоши 36 д. 800 квадр. саж. и правительством выдано было 3142 руб. 94 коп., каковая сумма и внесена под 4 процентные непрерывно доходные билеты. « Вследствие открытия 1 ноября 1851 года, железной дороги церковную землю стали брать в аренду, частию под огороды, частию под склады строевого леса и дров, а частию для возделывания на ней построек, в которых проживали кочегары, сторожа и другие лица, служащие на станции железной дороги; затем впоследствии устроена на сей земле гостиница. Чрез это известность земли возросла более, нежели в десять раз и теперь составляет для притча главную статью дохода. Друга пустошь « Ляпиха» находится в 3-х верстах от города и заключает в себя 19 десятин 398 кв. сажень, малоудобная и никакого дохода не доставляла притчу, в 1890г. сдана в аренду за 60 руб. из них 3142 руб. 94 коп. поступило от правительства за церковную землю, отошедшую под линию железной дороги, а остальные от разных лиц пожертвованы за вечное помилование родственников их». Далее приписка другим почерком: «Составлено 1893 года протоиреем Троицкого собора Львом Державиным» Дополнение к стр. 42 « Летописи», записано после 1893 г., другим почерком: « 25 июня 1894 года с разрешения Преосвященнейшего Тихона Епископа Можайского была привезена в Клинский Троицкий собор досточтимая святыня Ильинского(?) скита, что на Св. Афонской горе, именно: чудотворная икона Божией Матери « Млекопитательницы»,- крестовидная часть древа животворящего креста Господня и левая стопа Св. апостола Андрея Первозванного, находившаяся с сентября месяца 1893 г. по июнь 1894 г. в Москве. В Клину святыня сия пребывала три недели: с нею монашествующая братия Ильинского скита ежедневно обходила дома жителей города и подгородной слободы, совершая молебные пения. Для означенной святыни на средства пожертвованные жителями города Клина (приблизительно 500 руб.) был установлен металлический ковчег весьма художественной работы, который и был освящен в Клинском Троицком соборе 17 декабря 1894 г. по вторичном прибытии святыни из Москвы в Клин, в котором святыня находилась 3 дня. 31 октября 1894 г., в 3-ем часу пополудни на Клинской станции Николаевской железной дороги останавливался поезд, на котором сопровождаемый Высочайшими особами, тело в бозе почившего в Ливадии 20 октября в 2ч. 15 мин. Пополудни Государя Императора Александра III. Лица, служащие на станции имели счастье поклониться гробу Царя Миротворца. Скорбная весть о кончине Его Императорского Величества достигла Клина утром 21 октября в 2 часа дня. Троицкий соборный комплекс сформировался к середине XIX в. из Троицкого собора, Воскресенского храма, трехъярусной шатровой колокольни и здания церковноприходской школы, построенного в XVIII в., сооруженных усердием прихожан. Троицкий собор возвели в 1836 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина). Для него специально готовили особо крепкие кирпичи, а в скрепляющий раствор добавляли яйца, которые собирали по окрестным деревням. В этом же году храм освятил святитель Филарет, митрополит Московский. В соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, приделы — в честь Казанской иконы Богоматери и во имя святителя Николая. Здание построено в стиле классицизма, с треугольными фронтонами по сторонам, с белокаменными деталями. Собор занимает главенствующее положение в комплексе. Между ним и Воскресенской церковью находится колокольня, построенная в 1769 г. также на пожертвования прихожан. Она выстроена в форме восьмигранного столба. Самый большой из 12 колоколов — весом в пять тонн с лишним — был отлит в 1786 г. В мае 1924 г. Троицкий собор перешел в ведение обновленческой общины. В 1930-е гг. здания комплекса были отобраны государством и перестроены: Троицкий собор — под общественную столовую, колокольня — под водонапорную башню, здание церковноприходской школы — под общежитие ГПТУ.

Причет

Первоначально в Скорбященской церкви служили клирики Троицкого собора. В 1924 году в храм были назначены два священника, один диакон и два псаломщика. После октябрьского переворота 1917 года при поддержке советской власти большая часть церквей района и все церкви г. Клина, кроме Скорбященской, перешли к обновленцам, реформировавшим православные традиции и вероучение. Одно время Православие на всей территории современного Клинского района сосредотачивалось только в этом небольшом кладбищенском храме. Здесь же находилась и кафедра викарного епископа Клинского. Православные Патриаршие викарии в Клину — архиепископ Иннокентий и епископ Гавриил — недолго оставались на своих кафедрах и закончили жизнь в ссылках. Однако после смерти Святейшего Патриарха Тихона священники и приходы стали возвращаться к «тихоновцам», то есть к Русской Православной Церкви.

С февраля 1929 года в Скорбященской церкви служил священник Павел Баженов. 18 октября 1929 года он был арестован за то, что систематически выступал в церкви с антисоветской агитацией, призывал верующих не допускать закрытия церкви. О. Павла выслали в Северный край сроком на три года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1930 году настоятелем Скорбященской церкви был назначен протоиерей Петр Соколов. До этого он с 1919 года являлся настоятелем храма села Майданово. В 1925 году на него были возложены обязанности благочинного Клинского округа. 2 февраля 1938 года власти арестовали протоиерея Петра по обвинению в том, что он вел среди населения контрреволюционную агитацию. 17 февраля 1938 года он был расстрелян на Бутовском полигоне. 26 декабря 2003 года протоиерей Петр Соколов причислен к лику святых новомучеников Российских.

13 марта 1936 года в Скорбященскую церковь был назначен архидиакон Серафим (Вавилов), ранее служивший в Александро-Невской Лавре С.-Петербурга. 26 января 1938 года архидиакон Серафим был арестован и приговорен к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение также на Бутовском полигоне. Архидиакон Серафим (Вавилов) причислен к лику святых в 2000 году.

Во время Великой Отечественной войны в храме служил протоиерей Александр Смирнов, оказавшийся единственным священником в городе. До закрытия Троицкой церкви в Новощапово в 1937 году он был ее настоятелем, отличался удивительным смирением и добросовестностью в пастырском служении. Бывало, часа в два ночи подъезжают за ним на телеге и просят поехать — человек умирает. А утром в 8 часов служба. Как-то зимой за батюшкой приехали на санях — роженице плохо (ездили к нему обычно по ночам, опасались властей). О. Александр возвратился под утро и сказал: «Слава Богу, и роженица, и малютка выжили». Батюшка никогда не отказывал. Родные ему говорили: «Кто знает, куда тебя отвезут? А если обманут?» (Было много провокаций против священников, а требы на дому власти не разрешали). А он потом говорил: «На все воля Божия. Не поехать я не могу. А сегодня, слава Богу, успел. Причастил ее перед смертью и пособоровал».

Во время Великой Отечественной войны, когда шли ожесточенные бои за город Клин и наши войска отступали, о. Александр убедил командиров оставить раненых красноармейцев в церковном подвале. Их переодели в гражданское платье. Когда в город вошли немцы, немецкий патруль зашел в храм. Стали проверять каждый уголок. Когда фашисты собирались спуститься в подвал, отец Александр преградил путь немецкому офицеру, но тот его оттолкнул, шагнул вниз, осветил фонарем помещение и спросил: «Кто здесь?» Священник тихим, спокойным голосом ответил, что тут находятся больные тифом, которых оставили при эвакуации городской больницы. На немца сильно подействовало слово «тиф». Фашисты быстро покинули территорию церкви и больше тут не появлялись. Отец Александр и прихожане добросовестно ухаживали за ранеными: стирали бинты, обрабатывали раны, варили скромную трапезу, кормили их. Ни один человек не умер от ран.

Скончался о. Александр в 1971 году.

В настоящее время настоятелем церкви является протоиерей Борис Балашов. Ему сослужат протоиерей Алексий Тюков, протоиерей Александр Союзов, священник Михаил Хайрутдинов, диакон Иоанн Иванов и диакон Сергий Шульжик.

Другой инцидент с царским поездом

Царский генерал и военный министр Сухомлинов считал, что крушение поезда Александра III в 1888 году было не технической катастрофой, а диверсией революционеров. Прецедент уже имелся: в 1879 году народовольцы планировали подорвать поезд его отца Александра II на пути из Крыма в Москву.

Взрыв произошел на Курской дороге в районе Андроновки под Москвой. Преступники тщательно готовились к диверсии. Мужчина и женщина купили по поддельным документам двухэтажный дом крестьянки Тихомировой у железной дороги. Они стали рыть подкоп и класть провод, чтобы дистанционно взорвать динамит, заложенный на пути. В подземный тоннель мог залезть человек на корточках, но живший по соседству полуслепой и глухой старик из числа староверов, не заметил, как новые хозяева проделали такую большую работу. Из окошка своего сарая террорист видел поезда. Ему было достаточно соединить два контакта, чтобы бомба взорвалась на рельсах.

Народовольцы знали, что из Крыма поедут два поезда: в царском был Александр II, а впереди него шел свитский состав. По счастливой случайности в Харькове свитский поезд задержался, и царский состав поехал впереди. В итоге террористы пропустили царский поезд, приняв его за свитский, а подорвали вагон с фруктами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector