Антониев монастырь (новгород)

Настоятели

  • Кирилл (Завидов) (1580—1594) игумен Павел (август 1613—1623) архимандрит Иоиль (Вязьмитин) (1701—1708) архимандрит, с 1704 — епископ Иннокентий Мигалевич (1743 — апрель 1744) Дамаскин (Аскаронский) (1746 — 11 января 1748) архим. Иоасаф (Миткевич) (1750—1756) архим. Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758) архим. Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761) архим. Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782) архим. Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783) архим. Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797) архим. Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798—1799) архим. Амвросий (Орнатский) (1808—1811) архим. Игнатий (Семёнов) (1823—1827) Илиодор (Чистяков) (1828—1832) Евфимий (Беликов) (1852—1856) Корнилий (Орлинков) (1874 — 25 июля 1886) Владимир (Богоявленский) (1886—1888) Тихон (Никаноров) (21 января 1891—1892) Аркадий (Карпинский) (1895—1896) Арсений (Стадницкий) (1896—1897) Димитрий (Сперовский) (1897—1903) Алексий (Симанский) (1911—1913) Тихон (Тихомиров) (1913—1919) Иоанникий (Сперанский) (1919—1923)

Башня и лестница

Лестничная башня

Примыкающая к собору башня-лестница изначально выполняла множество различных функций. Он не только вел к хору, но и имел в своем собственном куполе часовню, посвященную святому Онуфру Великому, и еще одну часовню святому Петру Афонскому, освященную в 1122 году (следует отметить, что эти два святых монаха прославляются на12 июня). В толще стен башни были выдолблены очень маленькие кельи, в которых монахи монастыря могли уединяться для молитвы. Именно там святой Антоний Римский провел свои последние годы в заточении, аналогичном тюрьме Столпов . Последняя архитектурная реставрация также показала, что изначально в куполе башни было три места для поддержки колоколов. Но что более интересно во внутренних стенах башни, так это дизайн, который, судя по всему, был выполнен не профессиональными декораторами, а, судя по всему, самими монахами. Они выполнены в виде простых мазков охристого и красного цвета, которые со временем не выдержали. Это символические, аллегорические и дидактические изображения. Среди них есть лев с грустным лицом, похожим на человека. Его хвост переплетен и указывает на главные монашеские добродетели: покаяние и смирение. Мы также видим изображения фантастических существ с человеческими головами, но на четвереньках, которые, вероятно, напоминают Китоврассе , апокрифического персонажа в рассказах о царе Соломоне, который напоминает древних кентавров . Они были наделены необычайной силой и божественной мудростью. Согласно этим рассказам, Соломон заставил Китоврассе участвовать в строительстве Храма в Иерусалиме . Но ему удается освободиться и он бежит в пустыню, предпочитая свободу славе среди людей.

Предстоятель:

Святейший Патриарх Кирилл

Обращение по случаю Дня трезвости

/События

Святейший Патриарх Кирилл

Обращение по случаю Дня трезвости

/Слова

Святейший Патриарх Кирилл

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

/Доклады

Святейший Патриарх Кирилл

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

/Слова

Святейший Патриарх Кирилл

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Высоцком монастыре г. Серпухова

/Проповеди

Святейший Патриарх Кирилл

О молитве и воздержании

/Троицкие листки

Святейший Патриарх Кирилл

Обращение по случаю Дня трезвости

/События

Святейший Патриарх Кирилл

Обращение по случаю Дня трезвости

/Слова

Святейший Патриарх Кирилл

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

/Доклады

Святейший Патриарх Кирилл

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

/Слова

Святейший Патриарх Кирилл

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Высоцком монастыре г. Серпухова

/Проповеди

Святейший Патриарх Кирилл

О молитве и воздержании

/Троицкие листки

Рекомендации

О других проектах Викимедиа:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Антониев монастырь) , на Wikimedia Commons

  1. Как Софийский собор в Новгороде и Свято-Николаевский собор (Новгород)
  2. Вера Трейльмонд, Архитектура Древней Руси с 10 по 15 века. Германн, издатель науки и искусства в Париже, 2003 г., ( ISBN  2 7056 6433 5 ) стр.  65
  3. (ru) Владимир Сарабьянов ; Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде / Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М .: «Северный паломник», 2002. С. 10-24
  4. Op. Cit. Там же. С.24-59
  5. См. По теме: Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартемп . Луи Рео сравнивает этот предмет с церковью Преображения-дю-Совер-сюр-Нередица в «Русском искусстве происхождения Пьера ле Гранда» , издатель Лоренс в Париже, 1920, стр.  170
  6. Op. Cit. Там же. С. 56-60
  7. Бывший солдат византийской армии, стал монахом на Афоне в IX — м  веке
  8. В юлианском календаре
  9. Op. Cit. Там же. С. 22, 60-64

(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи Википедии на русском языке под названием «  Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь)  » ( см. список авторов ) .

Литература

  • Орлова М. О некоторых декоративных приемах в стенописи собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.). // Проблеми на изкуството. — 2010. — № 1.
  • Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002.
  • Сойкин П. П. Антония Римлянина монастырь в Новгороде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 114. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Michell R., Forbes N., ed. The Chronicle of Novgorod, 1016—1471 — New York: American Medieval Society Press, 1970. — P. 9—10, 12.

Примечания

  1. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 3—10.
  2. Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 23.
  3. Тарасий (архимандрит Антониева Новгородского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Здравомыслов К. Я. Иоасаф (Маевский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5. Давид (Скалуба) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  6. Уволен на пенсию в Полтавскую епархию после покушения на свою жизнь. РГИА. Ф.796. Оп.85. Д.444.
  7. Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 257—368. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0.

Наскальное плавание

«Официальная» дата основания монастыря – 1106 год. Некий Антоний Римлянин, православный христианин из Рима, был вынужден бежать от гонений католиков. Житие Антония сообщает нам, что будущий игумен обители молился, стоя на прибрежной скале, которую оторвало от берега и повело по морю – до самого Новгорода. Такое вот наскальное плавание вокруг Европы.

Выбросило его на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. Поэтому стало понятно, и где монастырь во свое чудесное спасение заложить, и какое посвящение ему дать. Интересно, что камень, на котором приплыл Антоний, сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы; правда, совершенно неизвестно, где этот камень плавал 400 лет, его только в середине XVI в. обнаружил один из игуменов монастыря.

С деньгами всё тоже оказалось просто. Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Но – не сразу.

История [ править ]

Церковь Рождества Христова, южный фасад.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была главным храмом монастыря Святого Антония . Это самое старое здание монастырского комплекса. Строительство началось в 1117 году, вскоре после основания монастыря в 1106 году.

Церковь сильно отличается от типичных новгородских церквей того периода. Первоначально он был построен из кирпича, что контрастирует с другими новгородскими церквями XII века, которые изначально были построены из дерева, а затем были перестроены из кирпича. Он имеет три купола, что является отличительной чертой княжеской церкви. Но строительство финансировалось частным лицом, не имеющим отношения к королевской династии . Это делает его исключительным по сравнению с аналогичными крупными церквями того времени.

Строительство велось в два этапа. В 1117-1119 квадратной форме неф с тремя апсидами были построены, а главный купол. Оригинальный интерьер был хорошо освещен благодаря большому количеству окон. Этот скромный размер воспринимался как удивительно целостный: боковые нефы были слиты с пространством под куполом с помощью колонн, стоящих у стен. Западная пара колонн имела форму октаэдра, чтобы контрастировать с восточной парой, имевшей форму квадрата.

Сразу после завершения строительство притвора с хорами с западной стороны было устроено в 1119-1122 годах. Причина, по которой первоначальный план был изменен, неясна. На втором этапе была полностью разобрана бывшая западная стена, а ее угловые концы превращены в новую пару колонн; это изолировало боковые стороны хорового лофта от нефа стенами с окнами, сохранившимися от предыдущей конструкции. Притвор был добавлен с круглой лестничной башней с северо-западного угла: он обеспечивает доступ к хорам на втором этаже. Венчает башню купол. В древности нартекс в честь Онуфрияпод куполом устроили святой Петр Афонский. Для сбалансированности дизайна здание дополнено третьим куполом в юго-восточном углу; он также служит для обеспечения дополнительного света. Флигель приближает дизайн к другим новгородским церквям того периода; ближайшим аналогом является собор Святого Георгия в монастыре Святого Георгия, так как он имеет лестничную башню (но та квадратную), а также имеет три купола.

С годами церковь была окружена другими хозяйственными постройками. В 16 веке у небольшого крыльца с западной стороны. В 1671 году был построен нартекс в честь святого Антония , основателя монастыря; он был оформлен в том же году. Нартекс в честь апостола Иоаннавозведен с северной стороны в 1681 году. В 1699 году был построен новый цельностенный нартекс. Все упомянутые хозяйственные постройки соединены с интерьером широкими арками, вырубленными в стенах того же периода. Необходимость объединения основного пространства с новыми хозяйственными постройками выявила новую проблему: старое массивное здание было погружено под землю под собственным весом, уровень этажей в старом здании и хозяйственных постройках был разным. Решение было радикальным: уровень пола старого дома был поднят на 1 метр.

Описанный внешний вид сохранился до наших дней. Первоначальный вид был искажен за счет увеличения ширины окон, а также за счет превращения карнизов в прямые, а не в исходную дугообразную форму.

История монастыря

Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. Обстоятельства его появления в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии и имеют легендарный характер. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом. Во время уединенной молитвы скала, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в окрестностях Новгорода. Согласно житию это произошло в 1106 году на праздник Рождества Богоматери (8 сентября). Здесь Антоний и основал свой монастырь.

Хотя происхождение преподобного Антония остается неясным, о нём и его монастыре сохранилось довольно много документальных сведений

Летописи с необыкновенным для частного лица вниманием фиксировали его деяния. Антоний был в Новгороде чужаком

Тем не менее епископ Никита благословил его на создание монастыря, о чём в частности упоминается в сохранившейся в списке XVI века Духовной грамоте преподобного Антония (текст точно повторяет оригинал, датируемый 1100—1130 гг.). Однако после смерти епископа Никиты преподобный Антоний на долгие годы оказался в конфликте с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Только в 1131 году взошедшый на кафедру архиепископ Нифонт поставил Антония в игумены его монастыря.

Существует очень правдоподобная версия появления Антония в Новгороде, объясняющая в частности причины жесткого конфликта между ним и епископом Иоанном. Преподобный Антоний мог быть выходцем из Киево-Печерского монастыря, который осуществлял широкую миссионерскую деятельность. Возможно, это была часть задуманного монастырского освоения Новгородской земли. Характерно, что владыки Никита и Нифонт, оказывавшие Антонию поддержку, были выходцами из Киево-Печерского монастыря. Напротив, епископ Иоанн был враждебно настроен к Киеву и вероятно даже претендовал на автокефалию своей кафедры от киевского митрополита. Здесь проявились уже существовавшие сложности в отношениях Киева и Новгорода, который все более показывал стремление к независимости.

Несмотря на все сложности, преподобный Антоний смог построить в своем монастыре каменный собор и расписать его фресками. Для этого ему несомненно требовалась сильная поддержка со стороны Киева. Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Роспись собора была выполнена в 1125 году, а в 1127 строится трапезная церковь.

Умер преподобный Антоний в 1147 году, завещав настоятельство своему ученику Андрею, который позднее написал первый несохранившийся текст жития святого Антония.

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввёл в монастыре общежительный устав. Вскоре начались новые строительные работы. При архимандрите Геронтии в 1533—1536 гг. были построены Сретенская церковь и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. В середине XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрел камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и «водрузил» его в наружную стену собора. Сейчас камень Антония Римлянина лежит в притворе справа от входной двери в собор под изображением епископа Новгородского Никиты. В 1558 году было написано «Похвальное слово» преподобному Антонию. Тогда же начало складываться его общерусское почитание, хотя официально включен в список общерусских святых преподобный Антоний Римлянин был только в 1597 году. Эта задержка была связана с опричным разгромом Новгорода в 1570 году, когда были казнены вся братия и игумен монастыря Геласий.

В 1740 году, во многом стараниями архиепископа Новгородского и Великолуцкого Амвросия (который завещал похоронить себя в паперти монастырского собора), при монастыре была основана духовная семинария. Среди питомцев ее первого выпуска (1754 г.) был Тихон Задонский. В 1788—1800 годах статус Новгородской семинарии понижается до уровня четырёхклассной. За немногими исключениями, с 1743 года настоятели Антониева монастыря были и ректорами семинарии.

В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году был упразднён Антониев монастырь.

История

Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. Обстоятельства его появления в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии и имеют легендарный характер. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом. Во время уединённой молитвы скала, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в окрестностях Новгорода. Согласно житию, это произошло в 1106 году на Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября). Здесь Антоний и основал свой монастырь.

Хотя происхождение преподобного Антония остаётся неясным, о нём и его монастыре сохранилось довольно много документальных сведений

Летописи с необыкновенным для частного лица вниманием фиксировали его деяния. Антоний был в Новгороде чужаком

Тем не менее епископ Никита благословил его на создание монастыря, о чём, в частности, упоминается в сохранившейся в списке XVI века духовной грамоте преподобного Антония (текст точно повторяет оригинал, датируемый 1100—1130 годами). Однако после смерти епископа Никиты преподобный Антоний на долгие годы оказался в конфликте с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Только в 1131 году взошедший на кафедру архиепископ Нифонт поставил Антония в игумены его монастыря.

Фреска времён преподобного Антония

Существует очень правдоподобная версия появления Антония в Новгороде, объясняющая, в частности, причины жёсткого конфликта между ним и епископом Иоанном. Преподобный Антоний мог быть выходцем из Киево-Печерского монастыря, который осуществлял широкую миссионерскую деятельность. Возможно, это была часть задуманного монастырского освоения Новгородской земли. Владыки Никита и Нифонт, оказывавшие Антонию поддержку, были выходцами из Киево-Печерского монастыря. Напротив, епископ Иоанн был враждебно настроен к Киеву и, вероятно, даже претендовал на автокефалию своей кафедры от митрополита Киевского. Здесь проявились уже существовавшие сложности в отношениях Киева и Новгорода, который всё более показывал стремление к независимости.

Несмотря на все сложности, преподобный Антоний смог построить в своем монастыре каменный собор и расписать его фресками. Для этого ему несомненно требовалась сильная поддержка со стороны Киева. Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Роспись собора была выполнена в 1125 году, а в 1127 была построена трапезная церковь. Умер преподобный Антоний в 1147 году, завещав настоятельство своему ученику Андрею, который позднее написал первый не сохранившийся текст жития святого Антония. При нём монастырский дьякон и доместик Кирик (Новгородец) занимался музыкой и математикой.

Антониев монастырь (наши дни)

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввёл в монастыре общежительный устав. Вскоре начались новые строительные работы. При архимандрите Геронтии в 1533—1536 годах были построены Сретенская церковь и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. В середине XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрёл камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и «водрузил» его в наружную стену собора. Сейчас камень Антония Римлянина лежит в притворе справа от входной двери в собор под изображением епископа Новгородского Никиты. В 1558 году было написано «Похвальное слово» преподобному Антонию. Тогда же начало складываться его общерусское почитание, хотя официально в список общерусских святых преподобный Антоний Римлянин был включён только в 1597 году. Эта задержка была связана с опричным разгромом Новгорода в 1570 году, когда были казнены вся братия и игумен монастыря Геласий.

В 1708—1723 годах, до перенесения кафедры в Александро-Невский монастырь, именно в Антониевом монастыре помещалась резиденция новгородских викарных епископов. В этот период епископы вели в обители большие строительные работы (по возведению больницы с храмом Александра Невского, келарской палаты, казначейских и иных келий, квасоварни, бани, новой ограды).

В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия (который завещал похоронить себя на паперти монастырского собора) при монастыре была основана Новгородская духовная семинария. Среди питомцев её первого выпуска (1754) был Тихон Задонский. В 1788—1800 годах статус Новгородской семинарии был понижен до уровня четырёхклассной. За немногими исключениями, с 1743 года настоятели Антониева монастыря были и ректорами семинарии. В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году был упразднён Антониев монастырь (недоступная ссылка с 08-02-2018 ).

Реальный Римлянин

Судьба святого Антония не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 г., а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 г. Более 20 лет Антония не ставили во главе созданного им монастыря, поскольку был против новгородский владыка, Иоанн Попьян, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода.

Самое удивительное – это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Вероятно, помог князь и его строительная артель, строившая храм Николы. Ну и, видимо, в Новгороде Антоний поначалу считался чужим. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом.

Кстати, вопрос о реальности Антония перед историками вообще не стоит.

Существует два автографа святого – духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 г.; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354-1357 гг. и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI в. объединили в единый переплет.

Современные историки Новгорода и Церкви полагают, что Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом, и, возможно, именно Киев дал деньги на монастырское строительство. И именно поэтому рукоположение Антония стало одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта.

Впрочем, даже историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII вв. к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин. Так что перед нами – один из важнейших этапов русско-итальянских связей, приведших потом к расцвету московской архитектуры в XV-XVII веках.

Литература

  • Орлова М. О некоторых декоративных приемах в стенописи собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.). // Проблеми на изкуството. — 2010. — № 1.
  • Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002.
  • Сойкин П. П. Антония Римлянина монастырь в Новгороде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 114. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Michell R., Forbes N., ed. The Chronicle of Novgorod, 1016—1471 — New York: American Medieval Society Press, 1970. — P. 9—10, 12.

Архитектура

Останки некрополя рядом с собором Рождества Богородицы; Вдали слева видна Сретенская церковь

В 1117 г. преподобный Антоний заложил главный храм обители — собор Рождества Богородицы. Освятил его через два года епископ Иоанн. Здание представляло собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней, в отношении плана наследующий Благовещенской церкви на Городище (известна по раскопкам). Чтобы устранить беспокойную асимметрию двуглавия над самим храмом и лестничной башней, ещё в древности число глав было увеличено до трёх.

Соборная церковь сохранилась до нашего времени. В сравнении с княжескими соборами начала XII века её архитектурные формы упрощены, кладка относительно небрежна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры расположены только над нартексом, то есть в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В советское время за записью XIX века были открыты фрески 1120-х годов.

Монастырь в конце XIX века

Трапезная Сретенская церковь (1533—1536) — один из первых бесстолпных храмов Новгородской земли. Небольшой по размерам одноглавый храм, сохранившийся до нашего времени, перекрыт «очень пологим куполом, опирающимся непосредственно на стены и на систему тромпов» над углами четверика.

По летописным материалам известно о том, что в середине XVI века в монастыре была построена церковь Антония Великого «иже под колоколы». Эта церковь была разобрана после обрушения в 1804 году. Тогда же были разобраны больничная церковь Александра Невского и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами, построенная в 1670-е годы. Фундаменты церкви Антония были обнаружены и исследованы лишь в 1980-е годы.

На месте церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи была возведена трёхъярусная колокольня — характерный памятник эпохи классицизма. В 1930-х годах два верхних яруса колокольни были снесены и разобраны на кирпич.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector