Аносин борисоглебский монастырь

Интересные факты

  • В 19 веке Борисоглебский Аносин женский монастырь был самой настоящей пустынью: по нему запрещалось ходить посторонним. Наемный труд не допускался, и монахини все делали сами: готовили, выращивали овощи-фрукты, собирали урожай, даже изготавливали обувь. А чтобы ничто не отвлекало сестер от молитвы, в кельях не было света (кроме лампадки перед иконами).
  • Матушка Евгения (она же тетя Тютчева) воздвигла на территории монастыря храм в честь ангела ее дочки, Анастасии Озеровой, — великомученицы Анастасии Узорешительницы. В советские времена тут разместили сначала колхозный клуб, потом медпункт.
  • За несколько лет до смерти основательница монастыря выкопала себе могилу, к которой часто приходила. В 1837 году матушка Евгения скончалась. Ей было 63 года. Погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. После ее смерти настоятельницей обители стала воспитанница Евгении, сестра Анастасия, которая раньше была… крепостной княгини Мещерской. А потом монастырь возглавила внучка Евдокии Мещерской, тоже решившая посвятить себя Богу.
  • В этом монастыре жила монахиня, которую в миру звали Дарья Зайцева. В 1930-е годы на 68-летнюю женщину поступил донос: якобы она продает святую воду. А еще ведет божественные разговоры и недолюбливает советскую власть. Дарью арестовали и вскоре расстреляли на Бутовском полигоне. года ее канонизировали.
  • Из письма бывшей княгини Тютчевой, игуменьи Евгении, — ее дочери: «Учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всем благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, а наипаче — в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего».

Церковь в память о супруге

На 23-м году жизни Евдокия Николаевна Тютчева вышла замуж за князя Бориса Ивановича Мещерского. Спустя два месяца после свадьбы супруг скончался, простудившись во время охоты. Вдова князя решила не выходить больше замуж и посвятила себя воспитанию дочери, которая родилась у нее уже после смерти мужа.

Княгиня дала обет увековечить память супруга. «Со времени кончины князя Бориса Ивановича я имела на душе обет устроить в память ему и в поминовение о его душе что-либо полезное для ближнего» – писала вдова Мещерская в дневнике. В 1799 году княгиня купила имение Аносино в Звенигородском уезде, а спустя несколько лет стала строить здесь Троицкую церковь в память о супруге. Сначала это был приходской храм. Ближайшая к Аносино церковь стояла в шести верстах в Павловской Слободе.

Храм в Аносино возвели незадолго до войны 1812 года. В Троицкой церкви княгиня устроила два придела: в честь святых князей Бориса и Глеба и Тихвинской иконы Божией Матери. Во время нашествия армии Наполеона княгиня бежала с дочерью в Моршанск. «Французские мародеры поломали резьбу на иконостасах, все утащили, что было железного или медного в церкви, книги, лампады… чего не могли унести, побили, поломали» –  писал биограф Евдокии Мещерской. В 1813 году княгиня вернулась в Аносино и занялась восстановлением усадьбы и церкви.

Как добраться

Борисоглебский Аносин монастырь находится в деревне Аносино Истринского района Московской области, на улице Троицкой, д. 37.

Чтобы самостоятельно посетить обитель на общественном транспорте туристам из Москвы следует доехать до Рижского вокзала и сесть на электричку, следующую до станции Нахабино. Затем необходимо пересесть на автобус маршрута No22 и доехать до остановки Аносино.

Женский Борисоглебский монастырь, расположенный в подмосковной деревне Аносино — тихое и живописное место, в котором возрождаются древнерусские традиции иночества. В соответствии с православными традициями монахини не только занимаются духовным служением, но и ведут общественную и образовательную деятельность.

Богослужение в Борисоглебском Аносином монастыре

Монахини Аносино ежегодно посещают Иринарховский крестный ход

По одной из традиций, 22 — 26 июня, сестры Аносинского монастыря принимают участие в Иринарховском крестном ходе.

Началом шествия служит Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области.

Крестоходцы движутся до святого источника и колодца преподобного Иринарха Затворника в селе Кондаково. Крестный ход длится пять дней. Паломники проходят по 18-20 километров ежедневно, от храма к храму. У каждого храма останавливаются на молебен и панихиду.

Во главе крестного хода движется ковчег с мощами пресвятых угодников Божиих. Духовенство и люди идут с иконами преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. По очереди несут тяжелые вериги преподобного Иринарха.

Традиционный Иринарховский крестный ход в честь Сергия Радонежского и святого Иринарха Затворника, в котором принимают участие и сестры Аносиной пустыни

Монахини Аносино ежегодно посещают Иринарховский крестный ход

По одной из традиций, 22 — 26 июня, сестры Аносинского монастыря принимают участие в Иринарховском крестном ходе.

Началом шествия служит Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области.

Крестоходцы движутся до святого источника и колодца преподобного Иринарха Затворника в селе Кондаково. Крестный ход длится пять дней. Паломники проходят по 18-20 километров ежедневно, от храма к храму. У каждого храма останавливаются на молебен и панихиду.

Во главе крестного хода движется ковчег с мощами пресвятых угодников Божиих. Духовенство и люди идут с иконами преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. По очереди несут тяжелые вериги преподобного Иринарха.

Традиционный Иринарховский крестный ход в честь Сергия Радонежского и святого Иринарха Затворника, в котором принимают участие и сестры Аносиной пустыни

Монахини Аносино ежегодно посещают Иринарховский крестный ход

По одной из традиций, 22 — 26 июня, сестры Аносинского монастыря принимают участие в Иринарховском крестном ходе.

Началом шествия служит Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области.

Крестоходцы движутся до святого источника и колодца преподобного Иринарха Затворника в селе Кондаково. Крестный ход длится пять дней. Паломники проходят по 18-20 километров ежедневно, от храма к храму. У каждого храма останавливаются на молебен и панихиду.

Во главе крестного хода движется ковчег с мощами пресвятых угодников Божиих. Духовенство и люди идут с иконами преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. По очереди несут тяжелые вериги преподобного Иринарха.

Традиционный Иринарховский крестный ход в честь Сергия Радонежского и святого Иринарха Затворника, в котором принимают участие и сестры Аносиной пустыни

Первой в обители построили церковь святого Дмитрия Ростовского

При входе в обитель, по левую руку находится церковь святого Дмитрия Ростовского. Она стала первой монастырской постройкой. Церковь у самых ворот была очень удобна для прихожан, потому что на территорию монастыря мирских пропускали только на время Литургии.

В 1884 году храм был утеплен, и получил золоченый крест.

После закрытия и разорения обители в здании был расположен магазин, а позднее склад.

В стену бывшей церкви вмонтировали табличку с надписью «Геоконтора Моссовета» и номером. Сооружение находилось в аварийном состоянии, однако, после возрождения и открытия монастыря, здесь проходили первые Богослужения.

После восстановления Троицкого собора церковь закрыли на капитальный ремонт.

Первая монастырская постройка, Храм святого Дмитрия Ростовского

4 октября 2012 года, в день памяти пресвятого Дмитрия Ростовского, в отремонтированном одноименном храме впервые состоялась праздничная Литургия. Накануне открытия, в 2011 году, церкви была подарена икона святого Дмитрия и частица его мощей, почитаемые святыни в стенах Борисоглебской обители.

30 марта 2013 года помещение церкви освятил архиепископ Сергиево — Посадский Феогност.

Днем храм открыт для прихожан, а ночью возглашаются Литургии для сестер.

Современность

Сегодня Борисоглебский Аносин монастырь переживает период очередного расцвета. Монахини несут духовное служение, работают в обширном хозяйстве и принимают в своих стенах многочисленных паломников и туристов.

Архитектурный ансамбль

Основные культовые постройки были возведены в первой половине XIX в. После 70-ти лет забвения и разрухи монастырские храмы были вновь отстроены и заново освящены. На территории монашеской общины в Аносино функционируют следующие культовые постройки:

  1. Самой старой постройкой Борисоглебской обители является Троицкий собор, возведённый в 1812 г. Храм, выполненный в стиле классицизма, состоит из основной части, представляющий собой круглую ротонду, к которой примыкает полукруглая апсида, трапезной части и изящной колокольни. Ротонда перекрыта полусферическим куполом, увенчанным небольшой башенкой. В его основании располагается пояс люкарн. В трапезной части устроены два придела во имя Успения Божией Матери и святых Бориса и Глеба. В верхней части трёхъярусной колокольни, возведённой над западным притвором, располагается звонница. Фасады здания оформлены белоснежными рустами, сандриками и карнизами. Внутренние стены и своды покрыты росписями и иконами.
  2. Частью северной стены городской ограды является часовня святого Дмитрия Ростовского. Она была построена в 1824 г. Здание представляет собой бесстолпный храм, к которому примыкает маленькая трапезная часть и полукруглая апсида.

    Иконостас церкви Димитрия, митрополита Ростовского, в Борисоглебском монастыре

    Как и главный монастырский храм часовня украшена белоснежными архитектурными декоративными элементами. В период дореволюционного расцвета в храме проводили частные требы. Современная история монастырских богослужений началась в этом маленьком храме.

  3. Храм во имя святой Анастасии Узорешительницы находится в северной части монастырских владений рядом с больничным корпусом. Храм, возведённый в честь дочери основательницы монастыря, был освящён в 1829 г. Квадратный в плане бесстолпный храм перекрыт четырёхскатной крышей, увенчанной круглой ротондой со сферическим куполом. Красные фасады здания украшены белыми декоративными деталями. Чин великого освящения восстановленного здания был проведён в ноябре 2013 г.

Помимо культовых зданий, на территории современной обители располагаются жилые и административные корпуса, хозяйственные постройки и искусственные пруды.

Расписание богослужений

Насельницы Борисоглебского Аносина монастыря круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. Кроме этого, ежедневно проводятся богослужения, проходящие по следующему расписанию:

  • с понедельника по субботу службы проводятся в 8 и 17 часов;
  • в воскресные и праздничные дни службы проводят в 6.30 и 8.45;
  • в дни престольных праздников вокруг монастырской территории проходит крестный ход.

Богослужение в Троицком соборе монастыря

Престольными праздниками обители являются следующие дни:

  • День Святой Троицы — 50-й день после Светлого Христова Воскресения;
  • Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа;
  • поминовение святых Бориса и Глеба — 15 мая и 18 августа;
  • дни памяти святителя Дмитрия Ростовского — 4 октября, 10 ноября;
  • поминовение великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Интересно: по будням утренние молитвы для насельниц начинаются в 6 утра.

Общественная деятельность

Монахини Борисоглебского монастыря, расположенного в деревне Аносино, проводят активную общественную деятельность, заключающуюся в следующем:

  1. При монастыре организован приют для девочек-сирот.
  2. На базе обители работает воскресная школа для детей и взрослых. Юные ученики изучают Слово Божие, а также развивают свои творческие способности под руководством специалистов, работающих в монастырской школе на добровольной основе. Со взрослыми людьми священнослужители обсуждают основные вопросы христианской Веры и православия.
  3. Насельницы ведут переписку с людьми, находящихся в местах лишения свободы, оказывая им духовную поддержку.
  4. Частыми гостями обители являются воспитанники детских социальных учреждений Подмосковья.

Храмовый образ на апсиде церкви Димитрия, митрополита Ростовского

Также в монастырь организуются туристические экскурсии и паломнические поездки, во время которых можно увидеть и поклониться множеству святынь, собранным в стенах монастырских храмов. К ним относятся:

  • Тихвинская икона Божией Матери;
  • икона Успения Пресвятой Богородицы;
  • образ Димитрия Ростовского с частицей мощей;
  • мощи святых Бориса и Глеба;
  • мощевик с частицами мощей многих святых.

Паломнику

Cайт

Игумения Мария (Солодовникова): «“Я” – последняя буква в алфавите»

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь.

Богослужения

Богослужения в обители совершаются ежедневно: с 6 часов утра– утренние молитвы, полунощница, в 8:00 Божественная Литургия (по воскресным дням в 6.30 ранняя Литургия и в 8:45 поздняя Литургия), в 17:00 – вечернее богослужение.

По воскресным дням, если нет кануна праздников, поется служба с акафистом свв. блгвв. кнн. Борису и Глебу. День и ночь читается Неусыпаемая Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. Богослужение проходит в Троицком соборе монастыря. В случаях, когда служба совершается в других храмах, информация приводится в Объявлениях и тексте расписания Богослужений.

Во время Великого поста совершаются уставные богослужения утром в 7.00 и вечером в 17.00. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Обращаем внимание прихожан на то, что ИСПОВЕДЬ проводится за ВЕЧЕРНИМ богослужением. Во время Литургии исповедь проводиться не будет (исключение будет делаться только для прихожан с маленькими детьми и немощных)

Напоминаем, что для желающих приступать к причастию Святых Таин Христовых молитва за вечерним богослужением является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ.

Гостиница

Может принять до 5 человек.

Срок пребывания — по благословению настоятельницы.

Также монастырь принимает трудников.

Монахини Аносино ежегодно посещают Иринарховский крестный ход

По одной из традиций, 22 — 26 июня, сестры Аносинского монастыря принимают участие в Иринарховском крестном ходе.

Началом шествия служит Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области.

Крестоходцы движутся до святого источника и колодца преподобного Иринарха Затворника в селе Кондаково. Крестный ход длится пять дней. Паломники проходят по 18-20 километров ежедневно, от храма к храму. У каждого храма останавливаются на молебен и панихиду.

Во главе крестного хода движется ковчег с мощами пресвятых угодников Божиих. Духовенство и люди идут с иконами преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. По очереди несут тяжелые вериги преподобного Иринарха.

Традиционный Иринарховский крестный ход в честь Сергия Радонежского и святого Иринарха Затворника, в котором принимают участие и сестры Аносиной пустыни

Покровители и святыни Аносина монастыря

Второе название монастыря – Борисоглебский. Оно указывает, что обитель строилась в память о князе Борисе Мещерском. Страстотерпцы Борис и Глеб – это первые русские святые, вошедшие в церковные святцы после принятия христианства на Руси. Они были сыновьями киевского князя Владимира. После смерти отца старший брат Святополк, прозванный в народе Окаянным, послал к Борису и Глебу слуг для расправы над соперниками. Братья знали о предательстве Святополка, но не стали сопротивляться, чтобы избежать междоусобицы.

Почитание Бориса и Глеба как святых началось на Руси почти сразу после их трагической кончины. Несколько столетий русские правители, братья и родственники, называвшие себя христианами, вели жестокие междоусобные войны. Эти войны опустошали города и села, и сделали русские земли уязвимыми для кочевников. Можно понять, почему образ святых князей, отказавшихся от

Святитель Дмитрий Ростовский – это еще один почитаемый в монастыре святой. Автор жизнеописания игуменьи Евгении Мещерской писал в 1876 году: «Не у французских мыслителей XVIII века, сочинения которых читала с таким увлечением в молодости, заимствовала она силу и мужество…Святитель Дмитрий Ростовский был тот духовный писатель, которого сочинения особенно благотворно подействовали на ее дух». Княгиня называла святого своим целителем и приписывала ему свое обращение «от безумного мудрования» к христианской вере.

Будущий святитель родился недалеко от Киева в семье сотника Саввы Туптало в 1651 году. Дмитрий учился в Киево-Братской коллегии, стал монахом и прославился проповедями. В 1701 году он переехал в Москву, а чуть позже Петр I назначил его митрополитом Ростовским. Святитель Дмитрий известен составлением «Четьи-Минеи» – собрания житий православных святых. Это и сегодня популярная книга о жизни древних святых.

Основательница монастыря игуменья Евгения Мещерская чтила Тихвинскую икону Божией Матери. Она писала в дневнике: «положу освящение храма  во имя Тихвинской Божией Матери в память чудесного избавления меня с дочерью и другом моим Елисаветою Алексеевною Ельчаниновой от потопления в Ладожском канале в проезд наш из Петербурга к Тихвину в 1798 году». На сайте обители говорится, что в 1995 году одна женщина из Москвы вернула в монастырь список Тихвинской иконы, который хранился в обители до закрытия. В 2013 году в монастырь был передан еще один старинный список Тихвинской иконы, созданный в конце XVIII века.

История княгини Мещерской – это не единственная история знатной вдовы, которая после смерти супруга приняла монашество, а затем создала или возглавила женскую обитель. Основательница знаменитого Дивеевского монастыря схимонахиня Александра до монашества была женой владимирского помещика и генерала Мельгунова. Он скончался вскоре после свадьбы. Первой настоятельницей Казанской обители в Шамордино была София Михайловна Болотова – представительница старинного дворянского рода. София вышла замуж, но супруг тоже скончался всего через год после венчания. Расцвет Введенского Владычного монастыря в Серпухове в XIX веке связан с игуменьей Митрофанией – в миру баронессой Прасковьей Григорьевной Розен. Она была дочерью генерала и родственницей княжеских фамилий Вяземских, Трубецких и Зуевых. Великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства супруга великого князя Сергея Александровича Романова посвятила жизнь благотворительности и основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве.

Аносино – одно из двух мест в Подмосковье, связанных с семьей поэта Федора Ивановича Тютчева. В усадьбе Мураново в Пушкинском районе жили сын и вторая жена поэта. Игуменья Евгения Мещерская была родной теткой Федора Ивановича, однако нет свидетельств, что поэт посещал монастырь в Аносино. Известен еще один случай родства литературного гения и монахини. Сестра Льва Николаевича Толстого во второй половине жизни поступила в уже упоминавшийся Шамординский монастырь в Калужской области. В отличие от Тютчева, точно известно о том, что писатель несколько раз посещал сестру-монахиню в Шамордино. Именно к ней он поехал после своего ухода из дома в 1910 году перед смертью.

История монастыря Аносиного монастыря

В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.

При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.

Маргарита Кушниренко

В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.

Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.

До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.

Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.

Маргарита Кушниренко

С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».

До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.

В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.

Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах

Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.

Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.

Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.

Маргарита Кушниренко

Постройки на территории

Во времена управления игуменьи Евгении были возведены основные постройки на территории монастыря. Это ограда со святыми воротами, часовня святого Дмитрия Ростовского, каменные кельи для монахинь, церковь Анастасии Узорешительницы, больничный корпус, амбар для хлеба, корпус мастерской, трапезная. Для обеспечения жительниц питанием на территории были организованы 2 пруда с рыбой и сад.

К концу XIX в. в монастыре произошла реконструкция действующих зданий и постройка новых. Её инициировала внучка основательницы, которая при постриге также стала Евгенией. Сюда приезжало много гостей из Московской епархии, поэтому им было возведено отдельное здание. Также восстановлена звонница и возвращены на место колокола. Храм Живоначальной Троицы, часовня Дмитрия Ростовского и храм святой Анастасии Узорешительницы были отреставрированы. Их заново освятили в ноябре 2013 г. Помимо культурных строений, на территории есть административные и жилые здания, хозяйственные постройки.

Маргарита Кушниренко

Храмы[править]

Храм вмч. Анастасии Узорешительницы

Вдоль южной ограды Аносина Борисоглебского монастыря протянулся так называемый больничный корпус с церковью св. великомуч. Анастасии Узорешительницы. Эта церковь – воплощение горячей материнской молитвы о счастье своей дочери. Храм был заложен 6 мая 1828 года, 1 сентября 1829 года – освящен в честь ангела дочери иг. Евгении (Мещерской), Анастасии Борисовны Озеровой. В больничном здании находилась больница на шесть кроватей, келлии игумении, некоторых монахинь и послушниц. Исключительное удобство для больных и немощных сестер представляло то, что корпус был соединен с храмом крытым переходом, так что они получили возможность присутствовать за богослужением, не выходя из помещения. Церковь свт. Димитрия Ростовского При входе в Аносинскую обитель по левую руку от Святых врат встречает богомольцев нарядная церковь святителя Димитрия Ростовского, выстроенная в стиле «ампир». Эта небольшая церковка не только радует глаз соразмерными пропорциями и нарядным убранством, но и согревает боголюбивую душу благочестивыми воспоминаниями.

Храм вмц. Анастасии Узорешительницы

Собор Святой Живоначальной Троицы

Соборный храм Святой Живоначальной Троицы (по имени северного придела – Борисоглебский собор) – древнейшее по времени сооружения здание в архитектурном ансамбле Аносина Борисоглебского монастыря. Он был построен тщанием княгини Авдотьи Николаевны Мещерской (впоследствии – игумения Евгения) изначально как приходской храм. В октябре 1809 года Авдотья Николаевна обратилась с прошением к митрополиту Платону (Левшину) о разрешении построить за свой счет церковь в Аносине с условием, что она обеспечит содержание священника и причта. Разрешение последовало незамедлительно, и уже в мае 1810 года был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе).

Как добраться

Точный адрес монастыря — Московская область, Истринский район, деревня Аносино, ул. Троицкая, д. 37.

Добраться до Аносиного монастыря на общественном транспорте проще всего из Москвы. Нужно на Рижском вокзале сесть на электропоезд до станции Нахабино. Оттуда необходимо выехать на автобусе № 22 и выйти на остановке «Аносино».

На автобусе можно доехать и из Москвы. Для этого нужно от станции метро «Щукинская» нужно добраться на автобусе № 480 до остановки «Павловская слобода». Оттуда до Аносино ходит автобус № 22.

До Борисоглебского Аносинского монастыря можно добраться на машине. Для этого нужно ехать по Новорижскому шоссе и повернуть на Павловскую Слободу. В направлении Аносино двигаться ещё 12 км.

Видео об Аносином Борисоглебском монастыре

Русская Православная Церковь

История

История монастыря восходит к 1810 г., когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя Ф.И. Тютчева, на свои средства заказала строительство храма Живоначальной Троицы, при котором была создана община из числа крепостных. В 1820 г. княгиня открыла при церкви богадельню. 17 апреля 1823 г. богадельня была реорганизована в Борисоглебское женское общежитие в честь святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Б.И. Мещерском. Перед этим Е.Н. Мещерская подала императору Александру I прошение об обращении общежития в монастырь. Указ императора Александра I об обращении Борисо-Глебского общежития в монастырь и поступлении в него учредительницы Е.Н. Мещерской вышел 25 июня 1823 г. 13 сентября того же года княгиня была пострижена в монахини с именем Евгения и стала первой игуменией монастыря.

Всего в монастыре в дореволюционные годы было три храма: Живоначальной Троицы, св. Димитрия, митрополита Ростовского, и св. Анастасии Узорешительницы. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что ее называли «женской Оптиной пустынью».

В 1928 г. монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева) — день памяти 1/14 марта; преподобномученица Татиана (Фомичева) — день памяти 20 ноября/3 декабря.

Возрождение иноческой жизни в Аносине началось в 1992 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II обитель была открыта в качестве Патриаршего подворья.

В 1999 г. постановлением Священного Синода Патриаршее подворье было преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального.

Святыни

Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, свт. Димитрия Ростовского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, свв. прпп. Кирилла и Марии Радонежских, прп. Серафима Саровского, прп. Даниила Переяславского, прав. Симеона Верхотурского, блж. Матроны Московской, мц. Татианы, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

***

Настоятельница — игумения Мария (Солодовникова).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector