Зубов, андрей борисович
Содержание:
Невозможное возможно?
Последние несколько столетий в Европе и в России этот процесс усиливается, поэтому многое из того, что раньше считалось невозможным, потому что мешало человеку идти в Царство Божие, теперь считается возможным, потому что не мешает другому человеку идти в Царство Божие. А если тебе мешает – то твое право выбирать, как поступить.
Посмотрите! Еще в начале XIX века в большинстве стран Европы был запрещен переход из одной конфессии в другую, например, в Швеции за переход из лютеранства в католичество полагалась смертная казнь через отсечение головы. Этот закон, правда, в XIX веке уже не применялся, но отменили его только в середине века, в 1850-е годы.
Весь XIX и почти весь XX век почти во всей Европе гомосексуализм считался уголовно наказуемым преступлением. Не только пропаганда или совращение несовершеннолетних, но если просто два человека одного пола жили вместе и по обоюдному согласию имели половую связь, их могли за это посадить. И сажали – до 80-х годов в разных странах такое практиковалось.
Или аборты. Первой страной, которая их разрешила, была Советская Россия – в 1920 году, — и все смотрели на нее как на чудовище, потому что понимали: аборт – это убийство человека. Теперь в большинстве стран Европы аборт разрешен или полностью или частично.
В Германии, например, сложно сделать аборт – требуется пройти десяток согласительных комиссий, на которых женщине, если у нее есть хотя бы элементарные представления о приличии, будет просто стыдно появиться. На этих комиссиях женщину уговаривают не делать аборт, а тем временем, как правило, подходит тот срок беременности, на котором уже и по закону нельзя ее прерывать. Поэтому многие немки предпочитают ехать в Голландию, где закон не чинит больших препятствий для аборта.
А в Польше аборт вообще запрещен. Но я сейчас говорю о другом – постепенно ослабевает сознание того, что есть вещи, которые общество должно контролировать, даже если они никому не приносят вреда. Возможно, когда-нибудь тренд изменится, но сейчас реальность такова.
Про аборт особый разговор. Это убийство, поэтому говорить, что он никому не приносит вреда, дико. Но гомосексуальные отношения двух взрослых людей по взаимному согласию приносят вред только этим двум людям. Они себе вредят и соответственно отвечают за это перед Богом, если в Него верят.
Почему европейские страны отказались от уголовного преследования людей, наносящих себе такой вред? Растет уровень секуляризации, то есть укрепляется представление, что государство должно служить земным целям, а цели духовные вообще не его тема. Поэтому многие вещи, считавшиеся недопустимыми, получают разрешение. Отменено уголовное наказание за гомосексуализм.
В России тоже – в советском уголовном кодексе была статья, в начале 90-х ее отменили. На мой взгляд, мы, христиане, не должны быть слишком агрессивны. Наша задача – внешним объяснять, а внутренних хранить. Мы можем объяснять внешним, почему гомосексуализм пагубен, но вряд ли добьемся большого успеха. Это же очень тонкая духовная вещь. Как вы ее объясните человеку, который не верит в Бога?
Относительно недавно не только гомосексуализм, но и прелюбодеяние считалось уголовным преступлением. Например, во Франции в XIX веке была полиция нравов, которая преследовала за прелюбодеяние, за блуд, проституция была запрещена. Но все эти грехи, несмотря на запреты и преследования, широко практиковались
Законы могут быть любые, но важно, принимает ли их общество
Французское общество в XIX веке не принимало строгие запреты на блуд и прелюбодеяние, поэтому особого эффекта от этих запретов не было. Постепенно их отменили, и сейчас трудно представить, что кого-то будут наказывать за добрачную или внебрачную связь. Это осталось на совести человека. Разумеется, если не связано с принуждением (а принуждение может быть не только физическим, но и моральным, и, как вы знаете, во многих западных странах за sexual harassment – сексуальное домогательство – отвечают по всей строгости).
Ну а если это по взаимному согласию, государство теперь не вмешивается. То, что не ущемляет свободу других людей, можно свободно практиковать. Но здесь есть два «но».
Семья
Ольга Игоревна Зубова, супруга и соавтор Андрея Борисовича
- Отец — Борис Николаевич Зубов (1912—2007, фамилия по отчиму), кораблестроитель, контр-адмирал, начальник управления Министерства судостроительной промышленности СССР.
- Мать — Ия Евгеньевна Зубова (Савостьянова) (1916—2005). Была доцентом кафедры общехимической технологии, окончила Менделеевский институт, защитила кандидатскую диссертацию. Её родители имели усадьбу в Витебске. Дед по матери, Евгений Петрович, окончил Московское коммерческое училище и был служащим в Банке коммерческого кредита, в советское время работал в бухгалтерии в Министерстве пищевой промышленности. Бабушка по матери Шушан Тер-Хачатурян — армянка, окончила Строгановское Центральное училище в Москве.
- Брат — Сергей Борисович (род. 1944).
- Супруга — Ольга Игоревна Зубова (урожд. Белорусец, по первому браку Павлова; род. 1948), кандидат исторических наук, учёный-египтолог. В браке с А. Б. Зубовым с 1982 г. (венчались 22 октября «при закрытых дверях» в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне; венчал прот. Георгий Бреев
Дети: Ксения, Ирина (муж — Николай Бобринский), Дарья, Даниил.
).
Научная деятельность и публицистика
Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием индолога В. С. Семенцова и жены — египтолога Ольги Игоревны Зубовой стал заниматься проблемами религиоведения и истории России.
С 1993 года по настоящее время работает над лекциями, книгами и очерками по истории религиозных идей. Курсы истории религиозных идей читал в Московской духовной академии (1988—1994), Российском православном институте св. Иоанна Богослова (1994—2011), МГИМО (2001—2014), РГГУ (1994—1998).
В 1993—1994 годах в журнале «Континент» состоялась полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова «Пути России». Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия». Кроме того, он не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него».
Зубов ответил Аверинцеву статьёй «Опыт метанойи», в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала А. А. Власова.
Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011», что дополнительно подчёркивало её значимость.
В 2001 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован обмен мыслями между А. Б. Зубовым и философом Г. С. Померанцем по вопросам русской истории и судеб России в ХХ веке — «Переписка из двух кварталов».
В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску книги«История России. XX век». Авторский коллектив объединяет более 45 авторов из России, Русского зарубежья и западных русистов (Витторио Страда, Ричард Пайпс). Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, и Солженицын прочёл и отредактировал бо́льшую часть рукописи (примерно до 1956 года), но затем Солженицын (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx). Книга вышла в двух томах в 2009 году (1 том: Вступительная глава «Как шла Россия к ХХ веку» и разделы 1894—1939 гг. и 2 том: 1939—2007 гг.). В 2016—2017 годах «История России. ХХ век» была переиздана издательством «Эксмо» в трёх томах (1-й том: Вступительная глава и 1894—1922 гг.; 2-й том: 1923—1953 гг.; 3-й том: 1953—2008 гг.).
Книга была издана в двух томах и на чешском языке (изд. Арго, Прага).
Работа вызвала .
26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.».
После своего увольнения из МГИМО в 2014 году часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории.
В мае 2015 года на сайте «The Insider» была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе «7 главных мифов о войне», в которой авторы раскритиковали набор тезисов, названных ими наиболее распространёнными мифами о Второй мировой войне.
В 2014 году Андрею Зубову присвоено звание почётного доктора Киево-Могилянской академии (Украина), в 2019 году — почётного доктора университета имени Томаша Масарика (Брно, Чехия).
Член редакционного совета журнала «Полития».
Основные работы
Автор восьми монографий и около 300 научных и публицистических статей.
Книги
- Парламентаризм в Таиланде: опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982.
- Парламентская демократия и политическая традиция Востока. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
- L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo. Turin — Milano, 1994.
- Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель. — М.: Группа Гросс, 1997.
- История религий. Книга первая: Доисторические и вне-исторические религии. Курс лекций. — М.: Планета детей, 1997. — 344 с. — ISBN 5-86065-034-5.
- История России. XX век: 1894—1939 / под ред. А. Б. Зубова. — М.: АСТ, 2009. — Т. 1. — 1024 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-059362-0.
- История России. XX век: 1939—2007 / под ред. А. Б. Зубова. — М.: АСТ, 2009. — Т. 2. — 848 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-059363-7.
- в соавторстве: Страда В., Пайпс Р., Пивоваров Ю., Булдаков В., Люкс Л., Буббайер Ф., Л. Гудков, Рыжов Ю., Нива Ж. Россия на рубеже веков. 1991—2011 / А. Б. Зубов и В. Страда. — М.: РОССПЭН, 2011. — 159 с. — ISBN 978-5-8243-1598-1.
- Лекции по истории религии. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 201 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-602-3.
- История России XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894—1922) / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 1. — 976 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-89930-2.
- История России XX век. Эпоха Сталинизма (1923—1953) / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 2. — 752 с. — ISBN 978-5-699-92087-7.
- История России ХХ век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953—2008) / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 3. — 688 с. — ISBN 978-5-699-93347-1.
- в соавторстве с Зубовой О. И. Религия Древнего Египта. Часть 1. Земля и боги. — М.: Рипол-классик, 2018. — ISBN 978-5-386-09668-7.
- Россия. 1917. Катастрофа: лекции о Русской революции. — М.: Рипол-классик, 2019. — ISBN 978-5-386-12486-1.
- Религия Библии. Христианство. История религиозных идей. — М.: Никея, 2021. — 608 с. — ISBN 978-5-907307-57-5.
Некоторые статьи
- Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта // Сборник «Египет и христианство». — М., 2004.
- Ислам и христианство: проблемы диалога // Континент. — № 119, 2004.
- Циклы русской истории // Вопросы философии, № 3, 2005 .
- Почему не воплотились бессмысленные мечтания // Посев. — № 12, 2005.
- Дом смерти предназначен для жизни // Посев. — № 7, 2006.
- Интеллектуальные истоки демократии // Общая тетрадь: Вестник Школы гражданского просвещения.. — 2015. — № 1 (67). — С. 81—90.
Примечания
- . parnasparty.ru. Партия народной свободы. Дата обращения: 24 августа 2017.
- ↑
- ↑ , с. 66.
- ↑
- ↑
- Смирнов С. . Ведомости (11 апреля 2014). Дата обращения: 8 мая 2014.
- ↑
- . facebook.com. Дата обращения: 3 октября 2019.
- . magazines.gorky.media. Дата обращения: 3 октября 2019.
- (чешск.). Nakladatelství Argo. Дата обращения: 4 октября 2019.
- Olga Gorelik. . Дата обращения: 26 июня 2015.
- , с. 65—66.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2016.
- (недоступная ссылка). Волна перемен. Сайт праймериз Демократической коалиции (2016). Дата обращения: 27 августа 2016.
- Мартынов К. (недоступная ссылка). novayagazeta.ru. Новая газета (4 апреля 2016). Дата обращения: 27 августа 2016.
- . parnasparty.ru. Партия народной свободы. Дата обращения: 17 августа 2016.
- ↑
- ↑
- ↑
- Петровская С. . ostro.org. ОстроВ (31 марта 2014). Дата обращения: 13 апреля 2014.
- . forbes.ru. Forbes (10 апреля 2014). Дата обращения: 12 апреля 2014.
Свобода с оговорками
Первое – можно ли агитировать? Это сейчас главная проблема на Западе. Ты можешь практиковать какой-то порок. Возьмем для примера знакомый русскому человеку – пьянство. Ты можешь постоянно напиваться в стельку и в конце концов от этого погибнуть. Жена будет страдать от твоего пьянства, велика вероятность, что уйдет, может предъявить претензии на имущество, но закона, запрещающего взрослому человеку пить водку, в России нет, и вряд ли когда-то будет.
Но и невозможно представить, что несколько сотен людей с посиневшими носами выйдут на улицу с лозунгами «Да здравствует пьянство до посинения». Одно дело – преступление против самого себя, своего организма, и совсем другое – пропаганда такого саморазрушения.
Я называю эти вещи терпимыми пороками. В том смысле, что общество терпит пороки, но пропаганда алкоголизма, прелюбодеяния, гомосексуализма недопустима. Так вот, во многих странах Запада эта грань перейдена, и пропаганда гомосексуализма и других подобных вещей считается уже не просто нормой, но нормой желательной. Это следующий этап развития общества. Развития не в том смысле, что оно становится лучше, а в том, что оно меняется. Сейчас оно перешло с нейтральной, нулевой позиции на отрицательную — на демоническую (для христианина это очевидно).
Вернемся к абортам. Очевидно, что это убийство ребенка. Ни один нормальный человек, даже неверующий, не может утверждать иного.
Фото: slon.ru
– И ученые с этим согласны. Завкафедрой эмбриологии биофака МГУ Владимир Александрович Голиченков именно с научной точки зрения объясняет, что жизнь человека начинается с момента зачатия.
– Ну, вот видите! А я могу объяснить это с философской точки зрения – она мне ближе. То, что потенциально чем-то является, всегда актуализируется, если к этому нет препятствий. Во время зачатия соединяются две клетки – мужская и женская, – возникает жизнь как потенция, и если она не прервется внешним обстоятельством – выкидышем или абортом, – обязательно перейдет в акцию – ребенок родится, и будет жить.
А когда мы делаем аборт, насильно пресекаем эту потенцию, вмешиваемся в результат. Все люди рано или поздно умирают, но это не значит, что мы можем убивать друг друга. Это дело Божие – когда прервать нить.
Но раз многие западные общества и российское (мы на втором месте после Китая по числу абортов на женщину) не запрещают аборты, значит, таково общество – оно согласно на убийство. Что мы, христиане, можем с этим сделать – с пропагандой гомосексуализма, с абортами, с эвтаназией (в некоторых западных странах и она легализована)? Объяснять!
Увольнение из МГИМО
1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую присоединение Крыма к Российской Федерации. Автор сравнил действия России с аншлюсом Австрии Третьим рейхом в 1938 году. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии». В СМИ появилась информация об увольнении Зубова, но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать.
Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.».
Сам историк объяснял своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»).
Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег.
Зубов признал, что данное увольнение — большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять , я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», — говорил профессор.
Восстановление
Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным. В соответствии с заключением комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции России, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса России, статьи 47 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено.
30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был.
Не стать сектантами
Христианство – религия слова. Мы можем объяснять, доказывать, вразумлять, но, в конечном счете, в демократической стране кого народ выберет, те и примут решение. Вот в парламент Польши был внесен законопроект о легализации абортов, а большинство депутатов Сейма и Сената проголосовали против – народ не захотел абортов! И всё – Польша в Евросоюзе, а законы там свои.
А в другой стране христиане хоть лоб разобьют, но если парламент проголосует за, ничего не поделаешь.
Надо вспомнить, как реагировала Церковь на распространенные пороки в первые века после Христа. Святитель Киприан Карфагенский предупреждал христиан не ходить на гладиаторские бои, потому что они растлевают, но он не призывал их запретить, так как большинство римского общества было не христианским, а языческим, и очень любило эти гадостные вещи. Или он говорил не ходить в общие бани (где мужчины с женщинами вместе мылись), потому что там разврат, но, опять же, не требовал их закрыть, а лишь предлагал своим братьям по вере воздерживаться от таких вещей.
Вот пример для нас! Мы тоже должны воздерживаться от гомосексуализма, блуда, понимая, что такие вещи выбрасывают человека из Церкви, но бегать с палками по городу и бить тех, кто не воздерживается и считает такое нормой, дико. Это не христианское поведение, а сектантское. Христиане никогда никого силой не загоняют ни к себе, ни в благочестие.
Иисус Христос никого силой за Собой не вел. И многие отошли от Него. «Тогда Иисус сказал двенадцати, не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин., 6, 67–68). Христианство – это свобода. Хочешь быть со Христом – будь, не хочешь – уходи, но должен понимать, чего это тебе будет стоить.
Нам надо привыкнуть жить в нехристианском обществе, где мы малое стадо. Мы можем вести агитацию, политическую пропаганду, призывать, чтобы запретили аборты и не было гей-парадов, но если общество не пойдет за нами, мы не должны силой вгонять его в наш Символ веры, но должны сами, даже будучи в меньшинстве, сохранять свою веру в неповрежденном виде.
Как это трудно, видно на примере некоторых западных обществ, уже вступивших в отрицательную фазу (не все вступили, но многие), когда грех объявляется добродетелью, когда о гомосексуализме рассказывается как об одной из форм половой жизни, такой же нормальной, как гетеросексуальная, когда в детском саду в какой-нибудь Швеции отменяют обращения «он» и «она», а только средний род, чтобы каждый, когда вырастет, сам решил, какого он рода. Это уже за пределами здравого смысла, но так движется общество.
Когда во Франции проходят демонстрации геев, их всячески оберегает полиция, а когда там же проходят демонстрации против того, чтобы однополые «семьи» усыновляли детей, полиция их разгоняет и довольно жестоко.
В такой ситуации мы, христиане, должны, как это, кстати, делают христиане во Франции, организовать общественные силы – не только христиан, но и мусульман, и иудеев, и неверующих, но разделяющих наши представления о нравственности, людей.
Возможно, мы добьемся большинства в парламенте, но даже если этого не произойдет, надо помнить, как вели себя христиане в языческом мире, и вести себя так же – твердо стоять в своей вере, знаменовать её собой, но не принуждая к ней других силой.
Опять же вспомним слова Христа. Когда в Самарянском селении Его не приняли, двое учеников предложили Ему свести огонь на землю и сжечь селение, Он сказал им: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк, 9, 55-56). Вот и мы должны поступать так же – помогать спастись людям, но не пинками заталкивать их в спасение, а открыто отстаивать свою правду.
В любом случае, я думаю, наша правда больше людей привлечет к спасению, чем наша сила, которая скорее многих оттолкнет. Человеческая душа не терпит насилия, а вот свободное согласие с правдой – то, чего жаждет человек.
Беседовал Леонид Виноградов
Основные работы
Автор восьми монографий и около 300 научных и публицистических статей.
Книги
- Парламентаризм в Таиланде: опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982.
- Парламентская демократия и политическая традиция Востока. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
- L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo. Turin — Milano, 1994.
- Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель. — М.: Группа Гросс, 1997.
- История религий. Книга первая: Доисторические и вне-исторические религии. Курс лекций. — М.: Планета детей, 1997. — 344 с. — ISBN 5-86065-034-5.
- История России. XX век: 1894—1939 / под ред. А. Б. Зубова. — М.: АСТ, 2009. — Т. 1. — 1024 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-059362-0.
- История России. XX век: 1939—2007 / под ред. А. Б. Зубова. — М.: АСТ, 2009. — Т. 2. — 848 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-059363-7.
- в соавторстве: Страда В., Пайпс Р., Пивоваров Ю., Булдаков В., Люкс Л., Буббайер Ф., Л. Гудков, Рыжов Ю., Нива Ж. Россия на рубеже веков. 1991—2011 / А. Б. Зубов и В. Страда. — М.: РОССПЭН, 2011. — 159 с. — ISBN 978-5-8243-1598-1.
- Лекции по истории религии. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 201 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-602-3.
- История России XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894—1922) / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 1. — 976 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-89930-2.
- История России XX век. Эпоха Сталинизма (1923—1953) / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 2. — 752 с. — ISBN 978-5-699-92087-7.
- История России ХХ век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953—2008) / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 3. — 688 с. — ISBN 978-5-699-93347-1.
- в соавторстве с Зубовой О. И. Религия Древнего Египта. Часть 1. Земля и боги. — М.: Рипол-классик, 2018. — ISBN 978-5-386-09668-7.
- Россия. 1917. Катастрофа: лекции о Русской революции. — М.: Рипол-классик, 2019. — ISBN 978-5-386-12486-1.
- Религия Библии. Христианство. История религиозных идей. — М.: Никея, 2021. — 608 с. — ISBN 978-5-907307-57-5.
Некоторые статьи
- Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта // Сборник «Египет и христианство». — М., 2004.
- Ислам и христианство: проблемы диалога // Континент. — № 119, 2004.
- Циклы русской истории // Вопросы философии, № 3, 2005 .
- Почему не воплотились бессмысленные мечтания // Посев. — № 12, 2005.
- Дом смерти предназначен для жизни // Посев. — № 7, 2006.
- Интеллектуальные истоки демократии // Общая тетрадь: Вестник Школы гражданского просвещения.. — 2015. — № 1 (67). — С. 81—90.
биография
Андрей Зубов родился 16 января 1952 года в Москве. В 1968 году окончил московскую школу № 56. В том же году поступил в МГИМО (факультет международных отношений).
После его окончания в 1973 году он начал работать в Институте востоковедения РАН .
В 1978 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде».
В 1989 году защитил докторскую диссертацию по истории на тему «Парламентская демократия и политические традиции Востока».
С 1988 по 1994 год он преподавал историю религий в Московской духовной академии , где в 1990 году был назначен доцентом.
С 1994 по 2012 год он был заведующим кафедрой религиоведения философско-богословского факультета Русского православного университета .
В 2001 году он ушел из Института востоковедения РАН и перешел в МГИМО, где стал профессором кафедры философии, а также возглавил университетский центр «Церковь и международные отношения».
В марте 2014 года Андрей Зубов был уволен из-за критики действий российского правительства на Украине и в Крыму (за «непристойный акт», как гласило официальное постановление). Однако президентская комиссия по защите трудовых прав объявила увольнение незаконным, и 11 апреля 2014 года он был восстановлен в своей должности и продолжал работать до официального истечения срока его контракта 30 июня 2014 года.
В 2009–2014 годах был членом Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви и членом ее Межсоборного присутствия. Он является одним из авторов «Основных социальных концепций Русской Православной Церкви» (2000 г.).
В 2014–2018 годах был обозревателем « Новой газеты» .
С 2014 года читает публичные лекции на различных площадках и в Интернете по истории философии, истории религиозных идей и истории России.
Он отредактировал три тома «Истории России: ХХ век».
Он является одним из ведущих членов Партии народной свободы . Он баллотировался в Думу в 2016 году и занял третье место в Центральном округе Москвы.
Профессор Зубов владеет английским, тайским и французским языками.
Увольнение из МГИМО
1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую присоединение Крыма к Российской Федерации. Автор сравнил действия России с аншлюсом Австрии Третьим рейхом в 1938 году. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии». В СМИ появилась информация об увольнении Зубова, но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать.
Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.».
Сам историк объяснял своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»).
Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег.
Зубов признал, что данное увольнение — большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять , я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», — говорил профессор.
Восстановление
Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным. В соответствии с заключением комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции России, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса России, статьи 47 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено.
30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был.
Комментарии
Филипп Яффе
немецкий историк
Янь Либэнь
китайский художник периода Тан
Ян Длугош
польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах
Савва Ямщиков
Васильевич Ямщиков
Наталья Яковенко
историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии
Иван Яблонский
литовский языковед, текстолог, переводчик
Серафим Владимирович Юшков
историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР
Юрий II Болеслав
Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович
Биография[ | код]
Родился в Москве. В 1968 году сразу после окончания московской школы № 56 поступил в Московский государственный институт международных отношений (факультет международных отношений), который окончил в 1973 году. В том же году начал работать в Институте востоковедения РАН.
В 1978 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме: «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде».
В 1989 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Парламентская демократия и политическая традиция Востока».
В 1988—1994 годах преподавал историю религий в Московской духовной академии, где имел звание доцента.
С 1994 по 2012 год — заведующий кафедрой «Религиоведения» философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова.
В 2001 году уволился из Института востоковедения РАН и перешёл работать в МГИМО (университет — с 1994 года). Был профессором кафедры философии, а также возглавлял в качестве генерального директора университетский Центр «Церковь и международные отношения».
Уволен в марте 2014 года за критику действий российского правительства на Украине и в Крыму, с формулировкой в приказе — «за аморальный поступок», однако комиссия Совета при президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным. Решение об увольнении было отменено 11 апреля. Уволен из университета 30 июня 2014 года после истечения срока очередного двухлетнего контракта.
В 2009—2014 годах — член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ и член Межсоборного присутствия РПЦ (2009—2014). Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви» (2000).
В 2014—2018 годах — сотрудник-обозреватель «Новой газеты».
С 2014 года по настоящее время читает курсы лекций на различных площадках (лекторий «Прямая речь», лекторий «Новой газеты», лекторий «Апрель») и в интернете по истории философии, истории религиозных идей, русской истории.
Владеет английским, тайским и французским языками.
Книги (5)
История религииРаздел библиотеки: Религии мира
В первой книге авторского курса «История религии» рассматриваются понятия предмета, основные категории и методы современного научного религиоведения, история осознания человеком своей религиозности и многообразия религиозного опыта; реконструируются религиозные представления древнего человека (палеолит, неолит, мегалитическая религия).
Во второй части книги анализируются религии современных неписьменных народов, особое внимание уделено феномену шаманизма. Читать »
История России
XX век. Как Россия шла к ХХ веку. Том IРаздел библиотеки: Разное
Читать »
История России. XX век. Как Россия шла к ХХ веку. Том IРаздел библиотеки: Разное
От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894-1922).
Эта книга — первая из множества современных изданий — возвращает русской истории Человека. Из безличного описания «объективных процессов» и «движущих сил» она делает историю живой, личностной и фактичной.
Исторический материал в книге дополняет множество воспоминаний очевидцев, биографических справок-досье, фрагментов важнейших документов, фотографий и других живых свидетельств нашего прошлого. История России — это история людей, а не процессов и сил.
В создании этой книги принимали участие ведущие учёные России и других стран мира, поставившие перед собой совершенно определённую задачу — представить читателю новый, непредвзятый взгляд на жизнь и пути России в самую драматичную эпоху её существования.
Читать »
История России. XX век. Том 2Раздел библиотеки: Разное
История, как и любое творение человека, требует не только фиксации фактов, но и их нравственного осмысления.
Эта книга возвращает русской истории человека и исторический факт, из безличного описания «объективных процессов» и «движущих сил» вновь делает историю личностной и фактичной. Поэтому здесь много воспоминаний очевидцев, биографических справок, а также фрагментов важнейших документов. Это история людей, а не история процессов и сил. Книга написана большим авторским коллективом ученых из России и многих стран мира, поставивших перед собой совершенно определенную задачу — рассказать правду о жизни и путях народов России в XX веке.
Читать »
История Русской ЦерквиРаздел библиотеки: Религии мира
Пять лекций в МГИМО Андрея Зубова по истории русской Церкви. Зубов описывает предмет своих лекций: «Когда мы говорим о Церкви возникают представления: „здание“, „организация“. Это не Церковь. Церковь — экклесия, сообщество верующих. У нее есть конечно здания, какая-то структура. Но мы будем говорить о верующих, о жизни сообщества верующих страны, которая сейчас называется „Россия“».
Читать »
Лекции по истории религий, прочитанные в ЕкатеринбургеРаздел библиотеки: Религии мира
Лекции профессора МГИМО Андрея Борисовича Зубова по истории религий пользуются большой популярностью — и не только у студентов. Благодаря современной технике его аудитория шире студенческой: записи лекций активно скачиваются из Интернета, их рейтинг высок, а отклики восторженные.
С первых же слов читатель пребывает в напряжении: речь идет о волнующих загадках. Сотворение человека — было ли оно протяженно во времени, заняло ли тысячелетия? И кто такие доисторические люди — питекантропы, неандертальцы, как соотнести их с Адамом? Те, чьи странные черепа нарисованы в школьных учебниках, — они что, верили в Бога?
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Посмотрите доступные книги по теме: Религии мира