Андрей кураев отлучен от церкви!?

Писательская деятельность

Протодиакон в полной мере реализовал себя как писатель, публицист. Он пишет, как научные книги и статьи, так и произведения для широкого круга читателей.

Книги

Богослов является автором около 60 книг — часть из них переиздавалась несколько раз. Часть произведений переведена на сербский, румынский, болгарский, польский, английский языки.

Одна из нашумевших книг — «Как делают антисемитом», где богослов размышляет об отношении евреев к русским, затрагивает тему еврейской публицистики. «Все ли равно как верить» — произведение содержит критику дарвинизма

Интересна книга «Диспут с атеистом», принимая во внимание детство и частично юность автора

Статьи и публикации

Научные статьи диакона размещены на страницах Философско-энциклопедического словаря, а также в изданиях «Вопросы философии», «Наука» и других.

Много публикаций напечатал журнал «Альфа и Омега». Названия некоторых из них: «Заповеди Эдема», «Таинство искупления».

  • «Как бороться с терроризмом без спецназа» (газета «Известия», 2002);
  • «Украинское деление — кому это нужно» («Российская газета», 2006);
  • «Абхазский узел церковной политики» (журнал «Профиль», 2008).

Беседы и интервью

Миссионер дает интервью православным, светским изданиям.

«Российская газета» опубликовала много бесед с ним, одни из них:

  • «Заложники клипового мышления» (2004);
  • «Как правильно отмечать Пасху» (2005);
  • «Соблазненные концом света» (2007).

Поучительна беседа с богословом «О чудесах мнимых и истинных». В ней клирик поделился тем, что главное чудо в его жизни случилось в день крещения. Также он предупреждает о негативных последствиях для человека, занимающегося экстрасенсорикой и магией (издание «Как жить»).

В беседе с молодежью о Великом посте на радио «Град Петров» поднимались вопросы о том, как поститься школьникам, студентам, учась в образовательных учреждениях

Протодиакон рассказывал, как подготовиться и правильно проводить это важное для христианина время

Из последних интервью интересен разговор Кураева с журналистом «Радио Свобода» (2018). Богослов затрагивает темы обретения им веры, работы в РПЦ, увольнения из МДА.

Украинская тема

Некоторые лекции Андрея Кураева и его интервью по теме политической ситуации на Украине всегда вызывали бурную реакцию в обществе. Например, 29 марта 2014 года духовник последовательно в девяти пунктах изложил свое видение ситуации о присоединении Россией полуострова. В результате своих мыслей и анализа ситуации Кураев пришел к печальному выводу, что Российская Федерация все-таки больше теряет из-за подобного конфликта, а не приобретает. Стоит ли говорить, что такое мнение церковника является по своей сути оппозиционным и не добавляет авторитета Андрею на территории страны.

Также крайне негативно отозвался Кураев и о молчании патриарха Кирилла о ситуации с Крымом, однако впоследствии Андрей Вячеславович уже в позитивном ключе отозвался о главном лице Русской православной церкви, отмечая, что тот находится под жестким давлением со стороны московской элиты.

Скандальные высказывания

В своих публикациях Кураев часто затрагивает острые темы, его высказывания получают критику с «обоих полюсов». Он неуважительно высказывался в адрес муфтия Нафигулла Аширова, который среди других видных мусульманских деятелей России подписал открытое письмо Путину «Клерикализм – угроза национальной безопасности России». Кураев предлагал отправить его в «бессрочную командировку».

Андрей Кураев также известен своими скандальными высказываниями

В 2007 году Кураев усомнился в божественном происхождении благодатного огня – слова греческого патриарха Феофила о том, что «это не ежегодно свершающееся чудо, а лишь напоминание о свете, воссиявшем при Воскресении Христа», диакон ответил: «Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверное, и не мог». Также священника обвиняли в антисемитизме. В 1998 году он издал книгу «Как делают антисемитом» (второе издание вышло в 2006 году), а в 1999 в статье «Можно ли не праздновать 8 марта?» нашел сходство праздников 23 февраля и 8 марта с еврейским Пуримом, после чего осудил празднующих: «Как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей?». А в своей книге «Православие и эволюция» Кураев раскритиковал течение западного креационизма, отметив, что в православии нет никаких оснований для отрицания теории эволюции.

Андрей Кураев написал книгу «Православие и эволюция»

В 2012 году Кураев выступал за то, чтобы отлучить от церкви Филиппа Киркорова, крестившего своих детей, рожденных от суррогатной матери. С этой точкой зрения он выступил в программе «Поединок», где его оппонентом стала Лолита Милявская. Но самый громкий скандал пришелся на конец 2013 – 2014 годы – именно тогда Кураев начал активно обличать «голубое лобби» в РПЦ. Он рассказал об инспекции Казанской семинарии и жалобах студентов на домогательства руководства. В 2014 году священник критиковал присоединение Крыма к России, заметив, что страна больше потеряет, чем приобретет.

Рассказ восьмой, Как не выбирать становиться пресс-секретарем Патриарха Алексия

Так был ли у меня выбор — оставаться в аспирантуре или идти в семинарию? Со стороны это выглядело как выбор. А я просто однажды представил себе, что вот эти стены и пересуды оградят мою жизнь навсегда, если я останусь в Институте философии. И у меня случился дикий приступ тоски. Стало ясно: любой ценой, но вырваться отсюда именно туда, в семинарию.

Когда я шёл в семинарию и учился в ней, у меня не было никаких жизненных перспектив и планов. Многие однокурсники примеряли на себя служение священника, заранее покупали все необходимое: миниатюрные евхаристические наборы для причастия больных, кисточки для помазания, губки… Да-да, тогда обычная натуральная губка, которой прибираются на престоле, была дефицитом. Поэтому наиболее перспективные семинаристы ими запасались заранее: заказывали редким знакомым «выездным» паломникам, направлявшимся в Грецию.

Я же руководствовался принципом «хоть хворостиной, да в церковной ограде торчать». Планов не было. Я был ведомым. Так, не чая, не гадая, не выбирая оказался командированным в Румынию. Потом вернулся в Советский Союз — тоже не зная, что это уже навсегда. Я то приехал домой на каникулы, вещи оставил в Бухаресте и просто пустил пробный шар, сказав ректору Академии: «Владыка, вроде бы, страна другая, Патриарх другой, глава ОВЦС другой. Может быть, я уже могу вернуться из Румынии и доучиваться в Академии?». Ректор сказал: «Да, я подумаю. Восстановим вас на третьем курсе, заодно, может быть, библиотекарем оформим. Зайдите через недельку».

Я через недельку захожу, а он говорит: «Я про вас новому Патриарху сказал. Он собирает команду, ему нужны пишущие люди. Идите к нему, познакомьтесь».

То, что я оказался рядом с Патриархом, означало, что я не должен был «сдавать ЕГЭ», ничего никому не должен был доказывать. У меня получилась вполне революционная судьба, потому что годы шли революционные — именно тогда в 16 лет командуют полком. Я, будучи недоучкой, не закончив еще Академию, стал пресс-секретарем Патриарха и его спичрайтером.

Успенский собор Кремля, 1990 год. Слева от Патриарха Алексия II — председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов, референт Патриарха Андрей Кураев, первый зампредседателя Моссовета Сергей Станкевич (на заднем плане). Слева — предстоятель румынской православной церкви патриарх Феоктист. Фото из личного архива протодиакона Андрея Кураева

Сегодня если студент или свежеиспеченный выпускник Академии начнёт пробовать свои силы, ему предстоит множество барьеров: цензура прихожан, настоятеля, благочинного, секретаря епархии, своего епископа. Все на него косятся, все не доверяют его молодости и его активизму. И каждый в его активности чувствует какой-то упрёк себе. А уж если он начнет давать интервью светским изданиям…

То есть сегодня такая судьба, я думаю, была бы невозможна. Но тогда раз Патриарх сразу взял меня именно с этими функциями, то для епископата стало понятно: наш человек, пусть работает.

Основные сочинения[править | править код]

  • Второе пришествие апокрифов
  • Вызов экуменизма
  • Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой (янв. 2006)
  • Дары и анафемы
  • Как делают антисемитом (1-я редакция — 1998, 2-я редакция — янв. 2006)
  • Как относиться к исламу после Беслана?
  • Кино: перезагрузка богословием
  • Кто послал Блаватскую? (Полемика с Ксенией Мяло и другими рерихославными)
  • Мастер и Маргарита — за Христа или против
  • Может ли православный быть эволюционистом (янв. 2006)
  • Неамериканский миссионер
  • Оккультизм в православии
  • Ответы молодым
  • Почему православные такие
  • Протестантам о православии
  • Раннее христианство и переселение душ (янв. 2006)
  • Сатанизм для интеллигенции
  • Традиция, Догмат, Обряд
  • Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче (янв. 2006)
  • Уроки сектоведения. т. 2. Путь к пустоте янв. 2006
  • Уроки сектоведения. т. 1. Как узнать секту (на примере рериховского движения)
  • Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче
  • Христианство на пределе истории. О нашем поражении
  • Церковь в мире людей
  • Школьное богословие

Книги диакона Андрея Кураева можно скачать на официальном сайте.

Служение в РПЦ

По возвращении из Румынии активный диакон приглашается патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым на должность референта, где клирик работает три года, после этого Андрей Кураев после защиты диссертации возглавляет философско-богословский факультет Российского православного университета святого Иоанна Богослова до 1996 года.

В 2004 году переходит преподавать в Московскую духовную академию.


Андрей Кураев на богослужении

В 2009 году Патриарх Кирилл рукополагает отца Андрея в сан протодиакона. Главный диакон до 2014 года занимает должность профессора православного Свято-Тихвинского института богословия.

Рассказ одиннадцатый, О том, где отец Андрей не миссионерствует

Где-то со второй половины 90-х годов я заметил, что люди в поезде перестали затрагивать религиозные темы. Может, оттенок сенсационности и инопланетности в церковной тематике прошел. Может, это во мне с годами что-то меняется — и от усталости уже на лице у меня написано «не тронь!»

Раньше я часто беседовал с попутчиками, но теперь для меня дорога и храм — это возможности чуть помолчать.

Да и в конце концов — у меня уже не тот возраст. Одно дело разговориться с юношей (коим я был в первые годы ношения рясы), другое — с каким-то взрослым мужиком. Нередко я с собой в поездки брал семинаристов именно для этого: чтобы взрослые люди могли обратиться к юноше, а не ко мне. С профессором мало кто рискнёт спорить, а когда перед тобой студент стоит, тебе в сыновья годится — у него можно что-то спросить, не боясь показаться простецом и профаном.

В 90-е годы почти всегда после лекций какие-то юноши (странно, что девушки — значительно реже; впрочем, для них есть о. Артемий Владимиров) прилипали к рясе, провожали до машины или до метро, приходили на следующий день в гостиницу, на следующие лекции, приставали с личными вопросами. Сейчас это реже. Может, потому что я стараюсь находиться на сцене до последней капли моей энергии, отвечать на все вопросы, а потом прошу принимающую сторону организовать мою эвакуацию максимально коротким путем.

Зато сейчас есть то, чего не было в 90-х годах. Когда я выхожу из дома и куда-то еду на метро, то в каждую такую вылазку несколько человек подходят и благодарят. Так было в том числе и в кризисном для церковного пиара 2012-м году.

Но ладно на улице — на пляжах узнают. И не только в России — в Греции, в Израиле тоже: «Отец Андрей, а помните, вы у нас в Урюпинске десять лет назад…». Причем я ведь специально выбираю безлюдные места. Не помогает.

Узбекистан, 2006 год. Фото из личного архива протодиакона Андрея Кураева

Кстати, я очень разочаровываю некоторых людей, ищущих со мной отдельного общения. Они, бывает, зовут меня в поездки на Афон или в Иерусалим, оплачивают мне дорогу. И надеются, что по дороге я буду читать пропущенные ими мои лекции.

Но в частной обстановке сам я никогда не заговариваю первым на религиозные темы. Спросят — отвечаю. А про религию пусть другие инициируют разговор; я с этим навязываться не умею. Не могу этот барьер переступить. И сам не столько повествую, сколько расспрашиваю — о местной жизни и истории.

Хотя и знаю, что некоторые люди потом про меня думают: «Он на самом деле по жизни атеист. Совершенно ничего о религии за обедом не говорит».

Публикации [ править ]

    • Кураев А. Provocarile ecumenismului. Бухарест, изд. София, 2006. ( румынский )
    • Кураев А.В. «Гарри Поттер» в церкви: между анафемой и улыбкой: Стоит ли отдавать себя сказкам? Является ли магический не-мертвый демоническим? … Правда «Гарри Поттера» — Нева, 2003. — 123 страницы — ISBN  5-7654-2901-7
    • Кураев А.В. «Гарри Поттер»: постараемся не испугаться / Диакон Андрей Кураев. — Андреевский флаг, 2004. — 205 с. — ISBN 5-9553-0035-X. 
    • Кураев А.В. Дары и анафемы: о чем говорится в христианстве? : мысли на пороге тысячелетия. / Nikea; Арефа, 2009. — 319 стр. — ISBN 978-5-91761-001-6 
    • Кураев А. Дарури si anathemele. Bucuresti, 2004. (румынский)
    • Кураев А. Тайемница Израэла // Фронда. Варшава, 1999, № 17/18. (Польский)
  • Кураев А.В. Как относиться к исламу после Беслана? / Диакон Андрей Кураев. — 2004 г. — 127 страниц — ISBN 5-9900367-1-X  

    • Кураев А. Мостениря луй Христос. Ceea ce na intrat в Evanghelie. Бухарест, изд. София, 2009 (румынский)
    • Неамериканский миссионер / диакон Андрей Кураев. — Саратов, 2006. — 463 с. — ISBN 5-98599-028-1. 
  • Религия без Бога. — 2006. — 527 с. — ISBN 5-7789-0209-3 

    Кураев А. Pecetea lui antihrist, codurile de bare si semnele vremurilor. Bucuresti, 2005. (румынский)

  • Кураев А.В.

    Кураев А. Пантеизм и монотеизм // Русская идея. В поисках новой личности. Эд. Венди Хеллеман. Блумингтон, Индиана, 2004 г. (частичный перевод на английский)

    Фантазия и правда «Кода да Винчи»: АСТ-Зебра, 2006.

  • Кураев А.В. Христианство на краю истории: О нашем поражении / Диакон Андрей Кураев. : Паломник, 2003. — ISBN 5-87468-208-2. 

    Кураев А.В. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? А насчет рок-музыки … Рус. остров, 2004. — ISBN 5-902565-01-4. 

  • Дэвид Баггетт « Гарри Поттер и философия: если Аристотель сбежал за Хогвартс»; . — Амфора 2005. (Лениздат). — 430 с. — (Новая Эврика). — ISBN 5-94278-892-8  

Религия

После выпуска из главного университета Москвы парень сначала трудился в духовной академии, а потом взялся за осуществление мечты, поступив в семинарию. Встреченные на пути сложности в виде крупного пожара не остановили упорного Кураева – побыв строителем, он все-таки закончил учебное заведение РПЦ. Следующий раздел биографии – вуз в Бухаресте и рукоположение в том же городе в 1990-м в диаконский сан.

Религиозный деятель Андрей Кураев По возвращении на родину Кураев занялся педагогикой – преподавал Слово Божие на журфаке МГУ, возглавил богословский факультет РПУ, параллельно писал диссертацию.

Позже занимал профессорский пост ПСТГУ, числился старшим научным сотрудником в МГУ, а потом попал в родную духовную академию и семинарию. Параллельно с педагогической деятельностью не оставлял и основную – служил в храмах. В 2009-м лично патриарх Кирилл возвел Андрея Кураева в сан протодиакона.

Детство Андрея

В детском возрасте Андрей жил в Праге с родителями, которых отправили в Чехословакию по работе. В остальном детство мальчика было таким же, как у многих советских детей.

Происхождение и рождение

Родился будущий клирик 15 февраля 1963 года в Москве. Отец, Вячеслав Иванович, был философом, занимал должность Ученого секретаря секции общественных наук президиума Академии наук СССР. Мать, Вера Трофимовна, работала преподавателем в Институте философии.

Семья

Семья Кураевых была неверующей — в те времена это считалось нормой. Родители разговоров о душе и вере с мальчиком не вели. Но очарованными коммунистической идеологией они тоже не были: слушали Высоцкого, Галича, читали Александра Солженицына. Родители мечтали о карьере сына, не предполагая, какое призвание тот выберет.

Учеба в школе

Андрей рос обычным ребенком, хорошо учился. Интереса к православию у него не возникало. Будучи старшеклассником, он создал несколько выпусков стенгазеты «Атеист». Увлекался философией, часто подслушивал разговоры, рассуждения отца и приходивших в дом его друзей.

Писательская деятельность

Протодиакон в полной мере реализовал себя как писатель, публицист. Он пишет, как научные книги и статьи, так и произведения для широкого круга читателей.

Книги

Богослов является автором около 60 книг — часть из них переиздавалась несколько раз. Часть произведений переведена на сербский, румынский, болгарский, польский, английский языки.

Одна из нашумевших книг — «Как делают антисемитом», где богослов размышляет об отношении евреев к русским, затрагивает тему еврейской публицистики. «Все ли равно как верить» — произведение содержит критику дарвинизма

Интересна книга «Диспут с атеистом», принимая во внимание детство и частично юность автора

Статьи и публикации

Научные статьи диакона размещены на страницах Философско-энциклопедического словаря, а также в изданиях «Вопросы философии», «Наука» и других.

Много публикаций напечатал журнал «Альфа и Омега». Названия некоторых из них: «Заповеди Эдема», «Таинство искупления».

  • «Как бороться с терроризмом без спецназа» (газета «Известия», 2002);
  • «Украинское деление — кому это нужно» («Российская газета», 2006);
  • «Абхазский узел церковной политики» (журнал «Профиль», 2008).

Беседы и интервью

Миссионер дает интервью православным, светским изданиям.

«Российская газета» опубликовала много бесед с ним, одни из них:

  • «Заложники клипового мышления» (2004);
  • «Как правильно отмечать Пасху» (2005);
  • «Соблазненные концом света» (2007).

Поучительна беседа с богословом «О чудесах мнимых и истинных». В ней клирик поделился тем, что главное чудо в его жизни случилось в день крещения. Также он предупреждает о негативных последствиях для человека, занимающегося экстрасенсорикой и магией (издание «Как жить»).

В беседе с молодежью о Великом посте на радио «Град Петров» поднимались вопросы о том, как поститься школьникам, студентам, учась в образовательных учреждениях

Протодиакон рассказывал, как подготовиться и правильно проводить это важное для христианина время

Из последних интервью интересен разговор Кураева с журналистом «Радио Свобода» (2018). Богослов затрагивает темы обретения им веры, работы в РПЦ, увольнения из МДА.

Биография[править | править код]

Родился в Москве на Сретение — 15 февраля 1963 года. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.

В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.

29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её.

В 1985 году стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.

В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали известные диссиденты Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая открытая статья в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».

В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.

В —1990 годах учился в Бухарестском Богословском институте.

8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.

По возвращении из Румынии, с по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.

Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.

В 1992 году окончил МДА. В —1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.

С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС).
Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ) и является ассистентом-совместителем кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ .

Решением Синода от 12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды».
Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии.
Решением Синода от 31 марта 2009 года включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.

До апреля 2009 года — диакон храма Архангела Михаила в Тропарёво, затем протодиакон Исаакиевского собора.

С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Оценка деятельности А. В. Кураева неоднозначна. С одной стороны, его деятельность, направленная против ересей в православии, против нападок на православие и на развенчание мифов о сходстве православия и других религий, философских школ и оккультных течений широко известна. С другой стороны, за свою деятельность он получил неуважительное прозвище «диакон всея Руси» и породил, по мнению оппонентов, своей деятельностью явление под названием «кураевщина».

Рассказ четвертый, О миссионерстве в семинарии и до нее

Миссионерствовать можно по-разному. Можно по-евангельски говорить с кровли, а можно и закрыв все двери и окна, как с Никодимом, один на один.

Первый миссионерский опыт — просто спор с глазу на глаз. После крещения я просто не мог не делиться тем смыслом, той радостью, которую нашёл.

Естественно, начиналось это еще до поступления в семинарию — в университете, с друзьями, ночью в общаге… Это были совсем не массовые встречи — один на один, и то далеко не с каждым. Одно из печальных последствий того, что я стал читать лекции — исчезновение этого первоначального формата. На штучную работу уже не осталось времени. Тогда же общение с одним человеком могло длиться годами, от встречи к встрече. И радостное примечание постепенных перемен в его взглядах и, в конце концов, в судьбе.

Потом миссионерские связи завязывались прямо на улице: в Лавре семинаристов зачастую останавливали группы экскурсантов, реагируя на наш китель: «Ой, вы семинарист?! Расскажите!»

Потом кто-то приезжал отдельно, чтобы продолжить беседу. Бывало и так, что спустя годы в каком-то городке подходили люди: «Отец Андрей, а вы меня не помните? Я в 1988 году с дочерью была в Лавре на экскурсии, и мы с вами спорили. А знаете, мы месяц назад крестились!»

А один из тогдашних моих юных экскурсантов-вопрошателей потом стал священником.

Религия

После выпуска из главного университета Москвы парень сначала трудился в духовной академии, а потом взялся за осуществление мечты, поступив в семинарию. Встреченные на пути сложности в виде крупного пожара не остановили упорного Кураева – побыв строителем, он все-таки закончил учебное заведение РПЦ. Следующий раздел биографии – вуз в Бухаресте и рукоположение в том же городе в 1990-м в диаконский сан.

Религиозный деятель Андрей Кураев По возвращении на родину Кураев занялся педагогикой – преподавал Слово Божие на журфаке МГУ, возглавил богословский факультет РПУ, параллельно писал диссертацию.

Позже занимал профессорский пост ПСТГУ, числился старшим научным сотрудником в МГУ, а потом попал в родную духовную академию и семинарию. Параллельно с педагогической деятельностью не оставлял и основную – служил в храмах. В 2009-м лично патриарх Кирилл возвел Андрея Кураева в сан протодиакона.

Детство и юность: начало биографии

Андрей Кураев родился в 1963 году в Москве. Семья не считалась религиозной, отец будущего священнослужителя был секретарем академика Федосеева, мать работала в Институте Философии АН СССР. Закончив школу, молодой человек стал студентом философского факультета МГУ. Увлекался древними философами, религиоведением и творчеством Достоевского. Кстати, позднее Андрей Кураев говорил, что именно духовные искания Федора Михайловича подтолкнули его самого на религиозный путь. Через 3 года студент-философ принял крещение и взялся за самостоятельное изучение Евангелия.

Решение сына родители приняли с трудом, перспективы воцерковленного студента на успешную карьеру становились призрачными. Да и у отца начались сложности на службе, закончившиеся увольнением. Проблемы и непонимание не помешали Андрею успешно доучиться и получить красный диплом. Вчерашний студент поступил в аспирантуру на отделение зарубежной философии.

Юношеские годы и молодость

Юность Андрея стала переломным периодом в его жизни: произошла переоценка ценностей. Годы молодости — время духовного искания, обретения веры и своего призвания.

Студенческие времена

Вопросов, на какой факультет поступать после школы, у молодого человека не возникало — философский. Затруднения появились при выборе кафедры. Больше привлекали логика и зарубежная философия, где знали отца юноши. Андрей не хотел учиться под папиным покровительством. Он поступает на кафедру истории и теории научного атеизма Московского государственного университета (МГУ).

Юноша, будучи студентом МГУ, отвечал за атеистическую работу: так хотел проявить самостоятельность. Единственным мероприятием, которое он организовал, было выступление рок-группы «Воскресение» для подшефного училища.

Духовное образование

Переломным моментом для Кураева стали похороны Владимира Высоцкого (1980). Когда юноша с отцом прощались с легендарной личностью, многие однокурсники стояли в оцеплении. На руках виднелись красные повязки. Их как будто разделял барьер. Тогда будущему бунтарю захотелось выйти за красные флажки.

Андрея раздражала советская идеология. Неприязнь к власти стала первым шагом к вере.

На 3 курсе МГУ после прочтения книги Федора Достоевского «Братья Карамазовы» к юноше приходит вера в Христа как Спасителя. Через год Андрей крестился.

Родители узнали об этом случайно: сын, собираясь на церковную службу, не спрятал молитвослов и иконы. Мать и отец переживали, уговаривали одуматься. Родителей беспокоило его будущее, карьера. Через несколько дней они приняли поступок сына, не стали запрещать посещение церкви.

Окончив МГУ, юноша поступает в Московскую духовную семинарию (1984). Это стоило его отцу карьеры. Будучи семинаристом молодой человек пишет первые статьи. Тогда же начинает проповедовать среди студентов. Его активная деятельность настораживает партийных начальников.

После окончания семинарии (1988) будущего миссионера отправляют учиться в Бухарестский богословский институт. Через два года он возвращается обратно уже диаконом — помощником священника. Исполнив свою мечту, отец Андрей оканчивает (1992) Московскую духовную академию (МДА).

В этом видео показано одно из первых выступлений будущего священнослужителя: эфир января 1990 года на кабельном телевидении в московском районе Сабурово.

Личная жизнь

Личная жизнь Андрея Вячеславовича посвящена церковной, миссионерской и писательской деятельности. Некоторых интересует в его биографии семейное положение. Семьи и детей у Кураева нет. Клирик живет один в квартире небольшого размера на западе Москвы. Компанию вечерами ему составляют книги — публицист много читает. Часто передвигается по городу на мотороллере.

Библиография

  • 1995 – «О вере и знании»
  • 1996 – «Раннее христианство и переселение душ»
  • 1996 – «О нашем поражении»
  • 1997 – «Школьное богословие»
  • 1997 – «Если Бог есть любовь…»
  • 1997 – «Протестантам о православии»
  • 1998 – «Как делают антисемитом»
  • 2001 – «Дары и анафемы: что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия»
  • 2003 – «Взрослым о детской вере»
  • 2004 – «Кино: перезагрузка богословием»
  • 2004 – «Гарри Поттер»: попытка не испугаться»
  • 2006 – «Почему православные такие?..»
  • 2006 – «Правда и фантазии «Кода да Винчи»
  • 2007 – «Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках»
  • 2009 – «Мои ошибки»

[править] Симпатии и антипатии

Отцу Андрею (слева) не давала спать слава Франциска Ассизского, и поэтому он поехал проповедовать тюленям

Когда наши горе-демократы говорят, что не надо никакой цензуры — они хотят сказать, что цензорами будут лично они.
— Сабж про цензуру

Кураева не любят: все необразованные, неграмотные православные, некоторые консерваторы-традиционалисты, некоторые еврейские расовые жиды, почти все язычники-родноверы, некоторые правозащитники и «профессиональные либералы», ушибленные на голову просветлённые последователи художника Н. К. Рериха и прочие религиозные мутанты и сектанты, а также некоторые учёные (при том, что сам протодьякон Ъ-академичен, ведёт спецкурс в МГУ, очень высоко ценит науку (то, что сам под ней понимает) и, например, не отрицает права теории эволюции на существование). Также недобрые чувства к сабжу питает ПГМ-нутый Кирилл Фролов, особенно после того, как Кураев начал срывать покровы с «голубого лобби» в РПЦ.

Любит Кураева известный жид и мракобес, страстный полемист Дворкин. Любят его также отечественные «новые правые» типа А. Малера на почве любви к генеральному директору ЗАО «РПЦ», общей нелюбви к «оранжевым» и «неортодоксальным» маргинальным псевдоправославным тусовкам с сайта Якова Кротова, а также фимознейшего Портала «Кредо.вру». Оные движухи Кураева не любят в ответ, поэтому к ссылкам на portal-credo.ru и krotov.info, которых в нижеследующем тексте довольно много, стоит относиться, мягко говоря, с немалой долей скепсиса. Любит его и совесть русского рока.

Скандальные выводы и изречения православного бунтаря

Читая публикации и книги Андрея Кураева, поражаешься глубиной его познаний и шириной интересов.

  • Статья «Можно ли праздновать Восьмое Марта» интересна как христианам, так и мирянам, ибо в ней проводится параллель между православием и еврейским «Пуримом».
  • Начиная с 2004 года, протодиакон начинает серию статей о том, что вся ответственность за мировой терроризм лежит на поклонниках ислама.
  • В 2008 году появилась скандальная интерпретация Андреем Кураевым слов Всемирного Патриарха Феофила Третьего, в них публицист увидел сомнения в божественном происхождении Благодатного огня.
  • Действия и высказывания протодиакона невозможно предугадать, то он требует запретить въезд в Россию Мадонны, отлучить от церкви Филиппа Киркорова, то защищает скандальную группу «Pussy Riot», а здесь осуждает правительство за присоединение Крыма.
  • Скандальными дискуссии 2014 года сопровождают утверждения о гомосексуальных наклонностях епископов, поставленными в свое время службами КГБ.

На заметку! Ближе познакомиться с жизнью протодиакона можно, просмотрев фильмы «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева» «Андрей Кураев. Прямая речь».

В 60-ти книгах, написанных скандальным и верным Богу диаконом А. Кураевым можно найти дискуссии:

  • об отношении евреев и русских;
  • о дарвинизме;
  • об атеизме;
  • как правильно отмечать воскресение Господне;
  • кому нужно украинское деление;
  • о бессмысленности некоторых способов добычи денег;
  • чудеса мнимые и истинные.

В своей уникальности и скандальности клирик Андрей Кураев остается искренним, настоящим христианином, которому небезразлична моральность сегодняшнего мира и духовное воспитание молодежи.

https://youtube.com/watch?v=Rif6CfEYLjE

Фильм о протодиаконе Андрее Кураеве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector