Симфония № 6 (чайковский) — symphony no. 6 (tchaikovsky)
Содержание:
Фон
Бетховен был любителем природы и проводил много времени в прогулках по деревне. Он часто уезжал из Вены, чтобы работать в сельской местности. Композитор сказал, что Шестая симфония — это «больше выражение чувств, чем живопись», что подчеркивается названием первой части.
Первые наброски к Пасторальной симфонии появились в 1802 году. Она была написана одновременно с более известной — и более зажигательной — Пятой симфонией Бетховена . Обе симфонии были впервые в долго и под-репетировали концерт в Театре ан дер Вин в Вене 22 декабря 1808 года .
Фрэнк А. Д’Аккоун предположил, что Бетховен позаимствовал программные идеи (пастушья свирель, пение птиц, текущие ручьи и гроза) для своей пятичастной повествовательной компоновки из мюзикла «Портрет природы или Большой симфонии» , сочиненного Юстин Генрих Кнехт (1752–1817) в 1784 году.
Библиография
- Багар, Роберт, «Петр Ильич Чайковский», Концертный компаньон: Всеобъемлющее руководство по симфонической музыке (Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, Inc., 1947).
- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992). ISBN 0-393-03099-7 .
- Кросс, Милтон и Юэн, Дэвид, «Питер Ильич Чайковский», в Vol. II Энциклопедии великих композиторов и их музыки Милтона Кросса (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday and Company, Inc., 1962).
- Холден, Энтони, Чайковский: биография (Нью-Йорк: Random House, 1995). ISBN 0-679-42006-1 .
- Джексон, Тимоти, Чайковский: Симфония № 6 (Патетическая) , Cambridge Music Handbooks (Cambridge University Press, 1999). ISBN 0-521-64676-6 .
- Келлер, Ганс , «Петр Ильич Чайковский», в т. Я Симфонии , изд. Роберт Симпсон (Хармондсворт, 1966).
- Римский-Корсаков, Николай, Летоппис Моей Музыкальной Жизни (Санкт-Петербург, 1909), опубликовано на английском языке как My Musical Life (Нью-Йорк: Кнопф, 1925, 3-е изд. 1942). ISBN н / д.
- Ритцарев, Марина, Патетика Чайковского и русская культура (Ashgate, 2014). ISBN .
- Стейнберг, Майкл , Симфония (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1995). ISBN 0-19-512665-3 (мягкая обложка)
- Тарускин, Ричард, О русской музыке (Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 2009). ISBN .
Музыка
Симфония состоит из четырех частей :
- Адажио — Allegro non troppo ( ми минор — си минор — ре мажор — ре минор — до-диез мажор — си минор — си мажор )
- Allegro con grazia (Ре мажор — Си минор — Ре мажор)
- Allegro molto vivace ( соль мажор — ми мажор — соль мажор)
- Финал: Adagio lamentoso (си минор — ре мажор — до мажор — си минор)
I. Адажио — Allegro non troppo
В первой части в форме сонаты часто чередуются скорость, настроение и тональность, при этом основная тональность си минор. Он открывается тихо низкой мелодией фагота ми минор. Альты появляются с первой темой Аллегро си минор, более быстрым вариантом медленной вступительной мелодии. Это в конечном итоге приводит к лирической второстепенной теме ре мажор.
Секция энергетического развития начинается резко, взрывом оркестра. Он плавно переходит в перепросмотр фортиссимо, атмосфера которого полностью отличается от его довольно неуверенного эквивалента в начале экспозиции. Чайковский вскоре переходит к чему-то более кошмарному, кульминацией которого является взрыв отчаяния и страдания си-минор, сопровождаемый сильной и повторяющейся 4-нотной фигурой на медных духовых. Этот взрыв завершается мощной нотой в тромбонах, отмеченной четверной форте, редкой динамической отметкой, предполагающей, что инструмент будет играть как можно громче. Этот раздел заканчивается уменьшением напряжения басов и духовых инструментов, и это раздел, который действительно раскрывает пафос и грядущие эмоции симфонии. Движение завершается вскоре после повторения второго субъекта, показанного выше, на этот раз в тоническом мажоре (си-мажор) с кодой, которая также находится в си-мажоре, и заканчивается очень тихо.
II. Allegro con grazia
Вторая часть, танцевальное движение в троичной форме , находится в5 4время . Это было описано как «хромающий» вальс. Начало контрастирует с более темной частью B. Изящная кодировка ведет к тихому финалу.
III. Allegro molto vivace
Третья часть находится в сложном метре (12 8 а также 4 4) и в форме сонатины. Он начинается со струнных в быстром захватывающем мотиве, играющем полукваверы на фоне деревянных духовых инструментов.4 4метр. Это ведет к второстепенной теме ми-мажор в экспозиции, которая начинается с соло кларнета в сопровождении струнных . Между экспозицией и перепросмотром нет раздела развертки — только 2 такта ретрансляции. Вновь появляется вступительная тема, теперь первая тема в репортаже, которая позже приводит к второстепенной теме, но на этот раз в соль мажоре и марше. Движение завершается кодой торжествующе, почти как обманчивый финал. Наверное, не случайно, что движение с его бурным характером, которое проявляется в беспокойных струнах, свистящих деревянных духовых инструментах и грохоте духовых инструментов, напоминает финал Симфонии № 3 Иоахима Раффа «В лесу» ; эта симфония была одной из самых популярных в свое время, и Чайковский уже был вдохновлен Раффом в его 5-й симфонии с ее знаменитым соло на валторне.
IV. Финал: Adagio lamentoso
Вернемся к си-минор, финал — медленная часть в троичной форме . Начинаясь сразу с вводной темы «А», мелодия на первой и второй скрипках часто появляется через движение. Тема — «составная мелодия»; ни первая, ни вторая скрипки фактически не воспроизводят слышимую тему.
Более спокойный относительный сегмент ре-мажор (тема «B») превращается в полную оркестровую палитру с медными духами и ударными, что приводит к переформулированию вводной темы (первая тема, тема «A»).
Как и в предыдущем разделе, турбулентный климакса лежит здесь, снова литавр валками и убывающей последовательности по струнам, а затем более гиперактивным пересказа открытия «композит мелодия», на двойку ♯ бас педали . Затем раздается мрачный похоронный хорал с тромбонами и тубой. Следующая кодировка, основанная на втором предмете, очень траурная, потому что на этот раз тональность находится в тонике си минор, а не ре мажор.
Затем мелодия повторяется с более низкими нотами на виолончели, бас-гитаре и фаготе и, наконец, снова тихо заканчивается си-минором и в полной трагедии, как будто происходит затухание . Среди симфоний Чайковского это единственная, оканчивающаяся на минор . Его первая , вторая , четвертая и пятая симфонии, а также Симфония Манфреда — все симфонии в минорной тональности, которые заканчиваются на тоник мажор, в то время как домашняя тональность его третьей симфонии ре мажор (даже если она начинается ре минор) и это его неоконченной симфонии в E ♭ (неофициально «№ 7») Е ♭ мажор.
Форма
Симфония состоит из пяти, а не четырех частей, типичных для симфоний, предшествовавших Бетховенскому времени. Бетховен написал программный заголовок в начале каждой части:
-
Нет. Немецкое название английский перевод Маркировка темпа Ключ Я. Erwachen heiterer Empfindungen bei der Ankunft auf dem Lande Пробуждение бодрых чувств по приезду в деревню Фа мажор II. Szene am Bach Сцена у ручья Andante molto mosso B ♭ мажор III. Lustiges Zusammensein der Landleute Веселое собрание деревенских людей Аллегро Фа мажор IV. Гевиттер, Штурм Гром, Буря Аллегро Фа минор В. Hirtengesang. Frohe und dankbare Gefühle nach dem Sturm Песня пастуха. Бодрость и благодарность после бури Аллегретто Фа мажор
Третья часть заканчивается несовершенной каденцией, которая ведет прямо к четвертой. Четвертая часть без пауз ведет прямо к пятой. Спектакль длится около 40 минут.
I. Allegro ma non troppo
Первая часть Исполняет оркестр Скидмор-колледжа. Музыка любезно предоставлена Musopen |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Симфония начинается безмятежным и веселым движением, отражающим переживания композитора по его приезду в деревню. Движение в2 4метр, находится в форме сонаты , и его мотивы широко развиты. В некоторых случаях Бетховен создает оркестровую фактуру путем многократного повторения очень коротких мотивов. Ивонн Фриндл отметила, что «бесконечное повторение паттернов в природе через ритмические клетки , а его необъятность — через устойчивые чистые гармонии».
II. Andante molto mosso
Вторая часть |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Вторая часть — еще одна часть сонатной формы, на этот раз в 12 8и в тональности B ♭ мажор, субдоминанту основной тональности произведения. Он начинается со струн, играющих мотив, имитирующий текущую воду. Секция виолончели разделена: всего два игрока играют на приглушенных инструментах, а остальные виолончели играют в основном ноты пиццикато вместе с контрабасами.
Ближе к концу каденция для деревянных духовых инструментов, имитирующая крики птиц. Бетховен услужливо определил в партитуре виды птиц: соловей ( флейта ), перепел ( гобой ) и кукушка (два кларнета ).
Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .
III. Аллегро
Третье движение |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Третья часть — скерцо в3 4время, которое изображает деревенские народные танцы и веселье. Это фа мажор, возвращаясь к основной тональности симфонии. Движение представляет собой измененную версию обычной формы для скерци, в которой трио появляется дважды, а не только один раз, а третье появление темы скерцо усечено. Возможно, чтобы учесть эту довольно просторную аранжировку, Бетховен не стал отмечать обычные внутренние повторы скерцо и трио. Теодор Адорно называет это скерцо образцом для скерцо Антона Брукнера .
Финальное возвращение темы передает буйную атмосферу в более быстром темпе. Движение резко заканчивается, без перерыва переходя к четвертой части.
IV. Аллегро
Четвертая часть |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Четвертая часть, фа минор и 4 4time, изображает сильную грозу с кропотливым реализмом, от нескольких капель дождя до кульминации с громом, молнией, сильным ветром и полосами дождя. Шторм в конце концов утихает, и время от времени вдали все еще слышны раскаты грома. Плавный переход в финальное движение. Эта часть соответствует процедуре Моцарта в его струнном квинтете соль минор К. 516 1787 года, который также предваряет безмятежную финальную часть длинным, эмоционально бурным вступлением.
В. Аллегретто
Пятая часть |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Финал фа мажор звучит в 6 8время. Движение выполнено в форме сонатного рондо , что означает, что основная тема появляется в тонической тональности в начале развития, а также в экспозиции и перепросмотре . Как и многие финалы, эта часть подчеркивает симметричную восьмитактовую тему, в данном случае представляя песню благодарения пастухов.
Кода начинает тихо и постепенно строит экстатическую кульминацию для полного оркестра (минус «грозовые инструменты») с первыми скрипками играет очень быстро триплетную тремоло на высоком F. Там следует пылкой проходной наводят на мысль о молитве, отмеченном Бетховен пианиссимо , sotto voce ; большинство дирижеров замедляют темп этого отрывка. После непродолжительного послесвечения работа заканчивается двумя выразительными фа-мажорными аккордами.
Приборы
Симфония озвучена для оркестра со следующими инструментами:
|
|
Хотя это и не требуется в партитуре, бас-кларнет обычно используется для замены сольного фагота для четырех нот, непосредственно предшествующих разделу Allegro vivo первой части, созданной австрийским дирижером Гансом Рихтером . Эта замена, потому что это практически невозможно на практике для фаготиста , чтобы выполнить проход в указанной динамике в pppppp .
Интерпретация
Проект Шестой симфонии Чайковского
Критик Чайковского Ричард Тарускин пишет:
И все же критик Дэвид Браун описывает идею Шестой симфонии как своего рода предсмертную записку как «явную чепуху». По словам критика Александра Познанского : «С тех пор, как на Западе появилась теория« суда чести », исполнение последней симфонии Чайковского почти всегда сопровождается аннотациями, трактующими ее как свидетельство гомосексуального мученичества». Другие ученые, в том числе Майкл Пол Смит, считают, что с предполагаемым приговором «суд чести» или без него Чайковский никак не мог узнать время своей смерти, когда сочинял свой последний шедевр.
Утверждалось, что советские оркестры, столкнувшись с проблемой чрезвычайно популярной, но глубоко пессимистической пьесы, поменяли порядок последних двух частей, чтобы привести произведение к победному завершению в соответствии с принципами социалистического реализма .
Посвящение и предлагаемые программы
Чайковский посвятил Pathétique своему племяннику Владимиру «Бобу» Давыдову , которым он очень восхищался.
Патетическая была предметом целого ряда теорий , как к скрытой программе. Это восходит к первому исполнению произведения, когда композитор Николай Римский-Корсаков спросил Чайковского, есть ли программа к новой симфонии, и Чайковский утверждал, что есть, но не разглашал ее.
« Крест » Чайковского — мотив , связанный с распятием , самим собой и Тристаном , вариация которого впервые появляется в мм.1-2 его симфонической пьесы « Патетическая» ( справка · информация ) . Чайковский отождествлял крестный мотив и ассоциировал его с «влюбленными в звездный крест» в целом, например, в « Ромео и Джульетте» .
Предлагаемая программа была тем, что Тарускин пренебрежительно назвал «симфонией как предсмертной запиской». Эта идея начала утверждаться уже во втором исполнении симфонии в Санкт-Петербурге, вскоре после смерти композитора. Люди на том спектакле «внимательно прислушивались к предзнаменованию. Как всегда, они нашли то, что искали: краткую, но заметную цитату из русского православного реквиема в бурной кульминации первой части и, конечно же, нетрадиционный финал Adagio с его напряженным напряжением. гармонии в начале и трогательное изображение угасания света в заключение ». Этому противодействует заявление Чайковского от 26 сентября / 8 октября 1893 г. о том, что он не был в настроении писать какой-либо реквием. Это было ответом на предложение его близкого друга великого князя Константина написать реквием их общему другу писателю Алексею Апухтину , который умер в конце августа, когда Чайковский заканчивал « Патетику» .
Специалист по Чайковскому Дэвид Браун предполагает, что симфония имеет дело с силой Судьбы в жизни и смерти. Эта программа будет не только аналогичны тем , которые предложены для четвертого и пятого симфоний , но и параллельно программе предложил Чайковскому за его неоконченной симфонии в E ♭ . Эта программа гласит: «Конечная сущность … симфонии — это Жизнь. Первая часть — весь импульс, страсть, уверенность, жажда деятельности. Должна быть короткой (финальная смерть — результат коллапса). Вторая часть — любовь: третьи разочарования. ; четвертый конец отмирает (тоже короткий) «.
В популярной культуре
Вторая тема первой части легла в основу популярной песни 1940-х годов «(Это) История звездной ночи» ( Манна Кертиса , Эла Хоффмана и Джерри Ливингстона ), которую популяризировал Гленн Миллер . На эту же тему стоит музыка «Where», хит 1959 года для Тони Уильямса и группы Platters, а также «In Time» Стива Лоуренса в 1961 году и » John O’Dreams » Билла Каддика. Все четыре песни имеют разные тексты. Он также был использован с большим эффектом в одном из ранних фильмов Cinerama в середине 50-х годов.
Отрывки из Шестого фильма Чайковского можно услышать в ряде фильмов, включая « Сейчас», «Вояджер» , версию « Анны Карениной» 1997 года , «Правящий класс» , « Отчет меньшинства» , « Сладкая птица юности» , « Сойлент Грин» , « Морис» , «Авиатор» и «Смерть Сталина». . Он также сопровождал мультфильм «Шоу Рена и Стимпи» , в частности, эпизод «Сын Стимпи», где одноименный кот выходит в метель.
The Nice включили аранжировку Кита Эмерсона 3-й части Шестой пьесы Чайковского на их альбоме Elegy 1971 года .
Шестая симфония Чайковского был также показан во время зимних Олимпийских игр 2010 года церемонии закрытия , будучи танцевала России национального «с балетной компании.
Более медленная, синтезированная версия была использована в видеоигре Pandora’s Tower 2011 года .
Шестая симфония широко используется в совместном художественном фильме Шейлы Камерича 2011 года « 1395 дней без красного» , который в настоящее время входит в коллекцию Пино в Пунта-делла-Догана в Венеции. Оркестр репетирует разные части симфонии в короткометражном фильме, как женщина идет по Сараево. И женщина, и оркестр останавливаются и начинают свое движение, чтобы выразить то, как обычные люди двигались по городу во время осады Сараево.
Шестой фильм Чайковского показан в научно-фантастической видеоигре « Судьба» 2014 года во время нескольких миссий, в которых игрок должен взаимодействовать с российским суперкомпьютером Распутиным, который служит системой защиты планеты.
Шестая пьеса Чайковского играет главную роль в романе Э.М. Форстера « Морис» (написанном в 1913 году и позже, но не публиковавшемся до 1971 года), где она служит завуалированной ссылкой на гомосексуализм .
Примечания
- Смерть Чайковского. Легенды и факты. — СПб.: Композитор, 2007. — С. 100. — 254 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7379-0361-9.
- Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. III. M., 1903. С. 330.
- П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 42-43.
- П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 205.
- П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 186.
Структура произведения
Первая часть. Adagio — Allegro non troppo
Начинается с медленного вступления. Вступление мрачное, небольшое. Синкопы, рваный ритм.
Побочная партия (ПП) 3-х частная, развёрнутая.
Разработка «волновая» (кульминация — спад). Реприза вовлекается в разработку. В разработке звучит тема «Со святыми упокой». Диалог медных духовых и струнных. Меняется звучание ПП, звучит опустошённо, предчувствие трагического конца.
Кода. «Шаги» — пиццикато струнных.
Вторая часть. Allegro con grazia
Эта часть являет собой необычный вальс. Его необычность в том, что он не трёхдольный, как всякий вальс, а пятидольный (на 5/4). Он резко контрастирует с предыдущей частью. Року, неизбежности, ужасу смерти противопоставляется красота, обаяние молодой жизни. Его мелодия грациозна, изящна, порой даже кокетлива. Меланхолично капризное танцевальное движение с оттенком стилизации. В среднем разделе — трио — появляются скорбные элегические интонации: «вздохи», звучащие на фоне повторяющегося на протяжении всего раздела одного единственного звука — ре в басу. Они вызывают ассоциацию со скорбной музыкой начала симфонии и одновременно предвосхищают траурный финал. Но возвращается внешне безмятежный вальс. Лишь в коде вновь появляются грустные интонации.
Третья часть. Скерцо-марш.
Музыка полна волевой энергии, силы. Однако именно в этой части особенно остро ощущается непреодолимость злого, враждебного человеку начала, направленного на разрушение всех его светлых надежд и устремлений. Скерцо-марш — 2-я драматическая кульминация симфонии.
Вначале звучит тема скерцозного характера.
Четвертая часть. Финал. Adagio lamentoso
Вопреки традиции, симфония завершается медленной, траурно-погребальной музыкой. Первоначально Чайковский хотел закончить симфонию траурным маршем, но, в конце концов, счёл, что сопоставление двух маршей (первый — в предыдущей части) воспринималось бы как художественный просчет. В результате он написал финал в характере скорбного монолога-реквиема. Возникает параллель с «Lacrimosa» из Реквиема Моцарта. Финал начинается как скорбная песнь о разбитых надеждах и даже, быть может, больше — о погибшей жизни. Поразительна главная тема: это почти та же тема, что и в побочной партии первой части. Она начинается теми же звуками, в ней те же интервальные ходы. Но песнь эта не допета. Такое впечатление, что не хватает сил. Она сникает трагически. Вторая тема, более светлая, на фоне трепетного аккомпанемента, также заимствована — из побочной партии первой части. Создаётся впечатление, что финал основан на отдельных мотивах темы, символизировавшей в начале симфонии прекрасный и, как оказалось, недостижимый идеал. Постепенно звучание замирает, истаивает. Завершился жизненный круг. Всё растворилось в небытии.
В кино и на телевидении
- Симфония использовалась в диснеевском мультфильме « Фантазия» 1940 года , хотя и с изменениями и мифологией в длине пьесы, сделанной дирижером Леопольдом Стоковски .
- Отрывки из первой части были показаны в сцене смерти в фантастическом фильме 1973 года « Сойлент Грин» .
- Пятое движение широко используется в Чака Джонса «1976 анимированный адаптации Редьярд Киплинг » s The White Seal .
- Композиция занимает видное место в аниме-адаптации Исао Такахаты 1982 года из оперы Кендзи Миядзавы « Гош виолончелист» , где главный герой репетирует свою партию на виолончели. Последовательность бури синхронизируется с четвертой частью.
- Он также использовался в эпизоде Симпсонов » Itchy & Scratchy & Marge » (1990).
- Различные движения также были показаны в начальных титрах и в различных сценах « Барби и Магия Пегаса» (2005).
- Первое движение было показано в эпизоде Губки Боба Квадратные Штаны » Atlantis SquarePantis «.
- Во франшизе « Малыш Эйнштейн » третья часть была представлена в видео «Малыш Бетховен: Симфония веселья» (2002), а также в компакт-диске «Малыш Бетховен» (1999). Пятая часть была представлена в видео Baby Galileo: Discovering the Sky, а также в компакт-диске Baby Galileo (2003).
История создания
Работе над симфонией предшествовал длительный подготовительный период. Уже в 1889 году Чайковский задумал новое сочинение. Об этом он писал в письме к князю Константину Романову:
Первоначально им была задумана симфония «Жизнь» в тональности Es-dur, над которой он работал весной и летом 1891 года. Однако оптимистическая концепция намечавшегося произведения его разочаровала и он оставил её сочинение. Тем не менее замысел крупного симфонического произведения продолжал вызревать. В письме к В. Л. Давыдову от 11 февраля 1893 года Чайковский пишет:
Стол в спальне П. И. Чайковского в Клину, за которым была написана Шестая симфония
Таким образом, создание симфонии происходило очень быстро: 4 февраля она была начата, 24 марта эскизы всего сочинения были закончены, а к 19 августа композитор завершил всю партитуру и подготовил симфонию к печати.
Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора и имело средний успех, однако это не изменило высокой авторской оценки сочинения. Через два дня после концерта в письме к П. И. Юргенсону он писал:
После смерти Чайковского симфония была сыграна ещё раз под управлением Э. Ф. Направника и произвела глубочайшее впечатление, усиленное ощущением глубокой утраты. В Москве первое исполнение состоялось 4 декабря 1893 г. под управлением В. И. Сафонова.