Мария бочкарева: что стало с командиром женского батальона смерти
Содержание:
- Чекисты расстреляли
- Формирования столичного гарнизона
- Создание женского батальона смерти
- Отправка на фронт
- «Батальон смерти» Марии Бочкаревой
- Доблестные бойцы
- Литература:
- Расстрел с неизвестными
- В рядах Белого движения
- Русская Жанна д’Арк
- С такими друзьями враги не нужны
- Напрасные жертвы женского батальона
- «Девоньки мои, простите меня!»
- Слезы и экшн великой войны
- После выхода Приказа № 1
Чекисты расстреляли
Если говорить о батальоне Марии Бочкаревой, то Октябрьская революция застала женщин-воительниц на фронте. В боях под Сморгонью они понесли тяжелые потери, контужена была и сама их предводительница.
Солдаты-мужчины, стремившиеся домой с фронта, не скрывали враждебного отношения к доброволицам, которые отважно исполняли свой воинский долг, несмотря ни на что. В такой ситуации М.Л
Бочкарева была вынуждена распустить батальон. А чтобы к боевым соратницам никто не цеплялся, увидев представительниц прекрасного пола, одетых в военную форму, Мария снабдила вчерашних военнослужащих женской одеждой, выдала им документы.
Девушки трогательно попрощались и разъехались, кто куда. Бочкарева тоже направилась домой, но по пути, в Петрограде, ее задержали большевики и агитировали перейти на сторону красных. Но женщина отказалась.
Когда Мария возвратилась в Томск с ней связались представители Белого движения. Поскольку она была известным военным деятелем и легендарной личностью, военачальник Л.Г. Корнилов поручил ей отправиться в США, чтобы просить военной помощи для борьбы с большевиками. Во время поездки в Америку, а затем и в Британию М.Л. Бочкарева произвела настоящий фурор: с русской знаменитостью охотно беседовали представители западной элиты.
Вернувшись, в ноябре 1919 года Мария сформировала для армии адмирала А.В. Колчака женский санитарный отряд общей численностью 200 человек. Сама она в боевых действиях больше не участвовала. Большевики арестовали женщину в начале 1920 года, и 16 мая она была расстреляна по приговору особого отдела ВЧК 5-й армии.
Правда, некоторые исследователи утверждают, что Мария Леонтьевна спаслась: ей якобы помог сбежать от чекистов некий знакомый. Эта версия официально не подтверждена.
Формирования столичного гарнизона
После начала Русской революции царская полиция и жандармерия были заклеймлены либеральной печатью и антимонархически настроенными думскими ораторами как «цепные псы» «деспотичного» режима Николая II (такие же ярлыки и эпитеты присваивались царским органам правопорядка оппозицией и в прежнюю Революцию 1905—1907 гг.). Чтобы хоть как-то поддерживать порядок на территории Петроградского гарнизона, части, на которых были возложены военно-полицейские функции, так же были названы «батальонами смерти» дабы исключить недовольство народных масс. Но и это не помогало, вдохновляемые антивоенной и антиправительственной пропагандой, подстрекаемые военнослужащими-большевиками солдатские массы оказывали отпор переодетым жандармам. Имели место случаи избиения и разгона солдатами «смертников» как в столичном гарнизоне, так и в гарнизонах Киевского, Московского, Виленского и других . Там, где жандармерия была разогнана ещё февралистами, а набрать необходимое количество добровольцев среди призванных не удавалось, из числа офицеров стали формироваться офицерские «батальоны смерти» для борьбы с большевиками. Сами большевики создавали для противостояния «батальонам смерти» на митингах и демонстрациях аналогичные формирования со столь же пафосными названиями. Известен случай, когда батальон, созданный большевистски настроенными солдатами для борьбы с офицерским батальоном смерти был назван «батальон жизни» для «вооружённого отпора любому покушению на завоеванные свободы». Солдаты стали ходить на антивоенные и антиправительственные митинги вооружёнными на случай нападения «батальонов смерти». Жандармские «батальоны смерти» формировались из лишившихся работы бывших полицейских и жандармов (упразднённых ещё Февральской революцией), а также «сынков буржуазии и деклассированных элементов», как именует советская историография оставшихся верными режиму Временного правительства прапорщиков и юнкеров. Из того же контингента комплектовались аналоги «батальонов смерти» под названиями «легионы свободы» и «отряды особого назначения». Кроме собственно переодетых формирований по поддержанию правопорядка, как полагает И. Л. Кремлёв, в униформе «батальонов смерти» в февральские дни в Петрограде и окрестностях разъезжали экипажи броневиков, посланных на усмирение демонстрантов, а после июльских дней на петроградских улицах под видом «смертников» действовали переодетые сотрудники якобы «расформированной» царской охранки, сыщики, контрразведчики, работники наружного наблюдения и правительственные агенты-провокаторы. Поскольку основной объём оперативно-розыскных мероприятий карательных «батальонов смерти» приходился на аресты большевиков, служащие этих подразделений и их командиры советской историографией назывались различными уничижительными прозвищами вроде «опричников Керенского», «жандармов Керенского», «карателей» и т. п., а поскольку они так же как и большевики называли себя социалистами — в советской историографии эта характеристика применительно к ним подаётся в кавычках. «Арестовывали по малейшему доносу — в одиночку, группами и целыми войсковыми частями», — так характеризует работу «батальонов смерти» в тылу П. Ф. Федотов, в 1917 году работавший председателем полкового комитета на Северном фронте. В конечном итоге, как отмечает Дмитрий Иванов, с приходом к власти большевиков «пёструю «смертную» униформу, как, впрочем, и само движение, ждал бесславный конец». Приказом главковерха Н. В. Крыленко № 979 от 9 декабря 1917 года части смерти были упразднены и частично расформированы, а на следующий день постановлением Центрального исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов были упразднены и все наружные знаки отличия, — таким образом дальнейшая «игра в переодевания» стала невозможной.
Создание женского батальона смерти
Временное правительство не могло удержать фронт. Деятельность советских агитаторов подрывала тыловую поддержку, а в рядах самих солдат зрел бунт и мятеж. Люди, уставшие от войны, готовы были бросить оружие и уйти по домам. В такой обстановке старший офицерский состав требовал принять жесткие меры по введению дисциплинарных наказаний, вплоть до расстрела дезертиров. Но председателем временного правительства был памятный нам по судьбе генерала Крымове А.Ф. Керенский, своим мнением он обладал и на этот счет. По его требованию вместо введения жесткого пресечения неповиновения, принимается решение о формировании женского батальона в рядах Русской армии, чтобы повысить боевой дух солдат и пристыдить тех, кто сложил оружие, не закончив войны.
Лучшим командиров для такого подразделения могла стать только Мария Бочкарева. По настоятельной просьбе офицерского состава Керенский лично поручает Марии возглавить отряд и начать его укомплектование немедленно. То были отчаянные времена, у многих болела душа за Отечество, даже у женщин. Поэтому доброволиц хватало. Много было женщин служивших, но шли и гражданские. Особенный наплыв шел со стороны вдов и жен-солдат. Шли и благородные девицы. Всего первый набор в батальон насчитывал около 2 000 женщин и девушек, решивших помочь своей стране таким неординарным для них образом.
Жизнь Марии Бочкаревой не была сахаром, поэтому она давно перестала считать себя просто женщиной. Она солдат, офицер, так что и от подчиненных требовала такого же подхода. В ее батальоне не должно было быть женщин, ей нужны были солдаты. Из 2000 человек обучение прошли 300, на фронт оправились только 200. Остальные не выдержали нагрузок и казарменного положения. Перед отправкой на фронт 21 июня 1917 года новому подразделению войск было вручено белое знамя, на котором была надпись, гласившая «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкарёвой». Женщины отправились на фронт.
На фронте батальон Бочкаревой наслушался от солдатни много «приятностей». Особенно разглагольствовали пропитанные новой революционной идеологией господа с красными бантиками в петлицах. Приезд женщин-солдат они считали провокацией, что собственно было недалеко от правды. Ведь воющие и умирающие с оружием в руках женщины — это позор здоровым и сложившим оружие мужчинам, отсиживавшихся в тылу и попивавших немецкое пойло.
Прибыв на Западный фронт, батальон женщин-солдат уже 9 июля вступил в свой первый бой. Позиции в этой части фронта постоянно переходили из одних рук в другие. Отбив атаку немецких войск подразделение Бочкаревой заняло позиции противника и долгое время их удерживала. Тяжелейшие бои сопровождались такими же тяжелейшими потерями. К моменту непосредственных боевых действий в расположении командира батальона было 170 штыков. К окончанию серии затяжных сражений в строю осталось всего 70. Остальные числились убитыми и тяжело ранеными. Сама Мария получила очередное ранение.
Насмотревшись крови женщин-солдат командующий Русской армией генерал Лавр Корнилов запретил формирование женских отрядов, а нынешние отряды отправил в тыл и на санитарное обеспечение. Это действительно был последний бой батальона смерти Марии Бочкаревой.
Отправка на фронт
Вскоре настало двадцать первое июня 1917 года, день, когда перед Исаакиевским собором при многочисленной публике вновь созданная часть удостоилась чести получить боевое знамя. Стоит ли говорить, какие эмоции пережила «виновница» торжества, которая стояла в новом мундире.
Но на смену празднику в реальность вступила окопная жизнь. Молодые защитницы столкнулись с реалиями, о которых до этого даже не подозревали. Они оказались в центре морально разложившихся и деградирующих солдатов. Дабы уберечь их от насилия, порой приходилось выставлять часовых, дежуривших у казарм. Но после первого настоящего боя, где батальон Марии принял непосредственное участие, проявив небывалую храбрость, к ударницам стали относиться уважительно.
«Батальон смерти» Марии Бочкаревой
Идею одобрили и поддержали главнокомандующий Брусилов и Керенский, занимавший тогда пост военного и морского министра. В течение нескольких дней на призыв Марии к женщинам России своим примером устыдить мужчин в батальон записались более 2000 женщин-добровольцев. Среди них были мещанки и крестьянки, домашняя прислуга и выпускницы университетов. Были и представительницы знатных фамилий России. Бочкарева установила в батальоне жесткую дисциплину и поддерживала ее своей железной рукой (в полном смысле этого слова – била морды как заправский старорежимный вахмистр). Ряд женщин, не принявших бочкаревских мер управления батальоном, откололись и организовали свой ударный батальон (именно он, не «бочкаревский», защищал Зимний дворец в октябре 1917 года). Почин Бочкаревой был подхвачен по всей России: в Москве, Киеве, Минске, Полтаве, Симбирске, Харькове, Смоленске, Вятке, Баку, Иркутске, Мариуполе, Одессе стали создаваться пехотные и кавалерийские женские части и даже женские морские команды (Ораниенбаум). (Правда, формирование многих так и не было завершено)
женщины-новобранцы в Петрограде в 1917 году
21 июня 1917 года Петроград провожал ударниц на фронт. При огромном стечении народа батальону было вручено знамя, Корнилов вручил Бочкаревой именное оружие, а Керенский — погоны прапорщика. 27 июня батальон прибыл на фронт, а 8 июля вступил в бой.
Доблестные бойцы
Единственным для женского батальона способом заставить себя уважать была боевая доблесть. Все-таки, этот элитный отряд для того и набирали – чтобы его члены были сильными, смелыми и исполнительными. Девушки справлялись с этими задачами в полной мере. Когда «сильный пол» сидел в окопах, «слабый» без страха шел на врага.
Впервые в бой они вступили 9 июля 2017 года, на позициях под Сморгонью. Женщины без проблем отразили более десятка атак немцев, а затем пошли в контратаку, отодвигая вражеские позиции. Девушки без стеснения шли даже в рукопашный бой, несмотря на то, что им противостояли крепкие отряды Германской империи.
Батальон потерял 30 бойцов, еще 70 были ранены. Сама Бочкарева получила уже пятое за войну ранение, поэтому формированию пришлось на время отойти в тыл. Потери среди женщин так впечатлили Лавра Корнилова, что он приказал запретить создание новых отрядов. Ибо негоже девушек губить на мужской войне.
Литература:
Ленинградский партийный архив (ЛПА), ф.4000, оп.5, ед.хр.1741, л.1–2; ед.хр.2092, л.28. В литературе утверждается (см., напр., «История Великой Октябрьской социалистической революции», М., 1962, стр.157), что к Зимнему дворцу прибыл женский «батальон смерти». Это неправильно. Не «батальон смерти», а рота 1-го Петроградского женского батальона. «Революционное движение в России в июле 1917 г. Июльский кризис». Док. и материалы. М., 1959, стр.37–38. ЦГВИА, ф.2015, оп.1, д.28, л.2. ЦГВИА, ф.16173, оп.1, д.1, л.3. Там же, д.4, лл.14, 29; д.6, лл.3–6, см. также «Нива», 1917, № 32, стр.498. В пулеметной команде, например, было на 20 солдат меньше, чем предусматривалось штатным расписанием (ЦГВИА, ф.16173, оп.1, д.7, л.59). А. Соловьев. Записки современника, М., 1964, стр.190; Louise Bryant. Six Red Months in Russia, London, 1919, p.212. «Стенографические отчеты заседаний Петроградской городской думы созыва 20 августа 1917 г.», ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Отдел рукописей, 1957, 25, т.I. Стенограмма дневного заседания думы 3 ноября 1917 г., л.38. ЦГВИА, ф.16173, оп.1, д.4, л.14. «Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде». Док. и материалы, М., 1957, стр.281. «Стенограмма дневного заседания думы 3 ноября 1917 г.», л.36. Это подтверждается и другими свидетельствами. С.М. Мстиславский указывает, что ударницы были вызваны на Дворцовую площадь «под предлогом парада» (С.М. Мстиславский. Пять дней, М., 1922, стр.69). «Рабочий путь», 25 октября 1917 г. В фонде Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции имеется фотография (негатив № 12532) женского батальона, построенного для парада на Дворцовой площади. Возможно, буржуазные правители России в критический для себя момент прибегли к помощи женщин-солдат с определенным коварным расчетом: поставить наступающих на Зимний дворец в затруднительное положение и тем самым попытаться выиграть время до подхода подкреплений с фронта. Жена и соратница Джона Рида Луиза Брайант рассказывает в своей книге «Шесть красных месяцев в России», что накануне штурма Зимнего она слышала, как революционные солдаты, обсуждая наилучшие способы взятия дворца, говорили: «Худшее то, что там на страже женский батальон и они скажут, что мы убивали русских женщин». (Louise Bryant. Op. cit. p.82). «Стенограмма дневного заседания думы 3 ноября 1917 г.», л.36. ЦГВИА, ф.16173, оп.1, д.7, л.61. «Исторический архив», 1960, № 6, стр.44. «Великая Октябрьская социалистическая революция». Сб. воспоминаний участников революции в Петрограде и Москве, М., 1957, стр.242. «Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде». Док и материалы. М., 1957, стр.332; «Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде». Сб. статей, М.–Л., 1957, стр.131. Louise Bryant. Op. cit. p.218; «Стенограмма дневного заседания думы 3 ноября 1917 г.», л.36. ЦГВИА, ф.16173, оп.1, д.1, л.18; д.7, л.104; «Донесения комиссаров Петроградского ВРК», М., 1957, стр.88. «Великая Октябрьская социалистическая революция». Сб. воспоминаний участников революции в Петрограде и Москве, стр.241–242. «Красная летопись», 1929. № 2, стр. 240. «Большевистские военно-революционные комитеты», М., 1954, стр.69. ЛПА, ф.4000, оп.5, ед.хр.1538, л.8; ед.хр.1356, л.11; ед.хр.1375, л.4; ед.хр.1533, л.5; ЦГВИА, ф.16173, оп.1, д.1, л.18. «Стенограмма вечернего заседания думы 2 ноября 1917 г.», л.23. Там же, л.1, гл.24–27. «Стенограмма дневного заседания думы 3 ноября 1917 г.», л.38. «Солдатская правда», 4 ноября 1917 г. Louise Bryant. Op. cit. p.214. «Красноармеец», 1925, №78, стр.5; ЛПА, ф.4000, оп.5. ед.хр.2092, л.31; ЦГАОР СССР, ф.1236, оп.1, д.2, л.29.
(Visited 2 134 times, 1 visits today)
Расстрел с неизвестными
Когда Томск заняли части Красной Армии, Бочкарёва сама явилась к новому коменданту города, представилась и сдала свой револьвер. Поначалу её отпустили под подписку о невыезде, но 7 января 1920 года она была арестована, а затем отправлена в Красноярск. В отличие от первого ареста, сейчас обвинения в «контрреволюционной деятельности» были более весомы — агитационная поездка в поддержку Белой армии в США и Великобританию, аудиенция у Колчака… Но о всех своих делах и поступках Бочкарёва рассказывала предельно откровенно, что приводило чекистов в некоторое замешательство. К тому же все эти поездки и аудиенции не были прямым участием в войне против большевиков. Разбирательство по делу Марии Бочкарёвой по меркам Гражданской войны тянулось бесконечно долго. 21 апреля 1920 года Особый отдел 5-й армии постановил этапировать Бочкарёву в Особый отдел ВЧК Москвы для окончательного решения. Но в это время в Томск прибыл заместитель начальника Особого отдела ВЧК Павлуновский, наделённый чрезвычайными полномочиями. Павлуновский, ознакомившись с материалами дела, 15 мая 1920 года вынес решение — Бочкарёву Марию Леонтьевну расстрелять. На обложке дела Бочкарёвой была сделана пометка о том, что приговор приведён в исполнение 16 мая. Но в 1992 году, когда прокуратура России занималась пересмотром дела Бочкарёвой, неожиданно оказалось, что свидетельств её расстрела не имеется. Есть версия, что журналист Исаак Дон Левин, автор книги о ней, смог добиться её освобождения и вывез Бочкарёву в Харбин, где она вышла замуж за бывшего однополчанина и посвятила себя воспитанию его детей от первого брака. Согласно этой версии, семью Бочкарёвой, которая к тому времени носила другую фамилию, в 1927 году насильственно депортировали в СССР, где она и провела последние годы жизни. Эта история кажется неправдоподобной. Но разве такой же неправдоподобной не была и вся жизнь Марии Бочкарёвой?
Метки: биография, война, женщина, Первая мировая война, георгиевские кавалеры, Война и Отечество, расстрел, Зимний дворец, Керенский, Февральская революция, батальон, Бочкарёва
В рядах Белого движения
Она была слишком заметной фигурой, чтобы незаметно раствориться в Петрограде. Ее арестовали и доставили в Смольный. С известной Марией Бочкаревой беседовали Ленин и Троцкий. Вожди революции пытались привлечь столь яркую личность к сотрудничеству, но Мария, сославшись на ранения, отказалась. Встречи с ней искали и члены Белого движения. Представителю подпольной офицерской организации генералу Аносову она также заявила, что не будет воевать против своего народа, но отправиться на Дон к генералу Корнилову в качестве связной организации согласилась. Так Бочкарева стала участницей Гражданской войны. Переодевшись сестрой милосердия, Мария отправилась на юг. В Новочеркасске она передала Корнилову письма и документы и отправилась, уже как личный представитель генерала Корнилова, просить помощи у западных держав.
Русская Жанна д’Арк
О батальоне вспомнили к столетию начала войны, хотя сам он был сформирован в 1917 году, когда боевой дух русской армии был уже на нуле. Именно для того, чтобы вдохновить (или усовестить) солдат, вернуть мужчин-дезертиров в окопы, доброволицы и отправились на фронт. Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира (хотя женщины в войнах, конечно, участвовали и до, и после).
Инициатором создания батальона (впрочем, в «соавторстве» с главой Временного правительства Александром Керенским) была, разумеется, тоже женщина. Простая русская крестьянка из Новгородской губернии, а с 1915 года – военнослужащая Мария Бочкарева.
Женский «батальон смерти»
Выданная замуж в 15 лет, битая двумя мужьями-алкоголиками, бездетная и, по словам исполнительницы ее роли в фильме Марии Ароновой, по-женски глубоко несчастная, она начала служить в армии по личному разрешению Николая II. На равных с мужчинами ходила в штыковые атаки, выносила из-под огня раненых, четырежды была ранена. И стала первой женщиной – Георгиевским кавалером.
Две тысячи доброволиц записались в ее батальон, полторы тысячи «отсеялись» за первый месяц, в итоге лишь двести отправились на фронт. Среди них были и крестьянки, и дворянки. Например, героиня Марии Кожевниковой графиня Татищева до записи в батальон не умела обходиться без служанки. Мария Бочкарева установила в своем батальоне жесткую дисциплину: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера, простая солдатская еда. Актрисам все это пришлось пережить по-настоящему.
По словам создателей фильма, к концу съемок участники массовки и главные героини «обстрелялись» в киношных окопах под Псковом настолько, что стали если не настоящими воинами, то каскадерами. И уж, по крайней мере, мерзнуть и мокнуть под дождем привыкли.
На фронт батальон отправлялся с именем Керенского на хоругви и с санкции Временного правительства, а в отбитых немецких окопах женщин бросил без подкрепления уже революционный комитет. По словам создателей фильма, солдаток Марии Бочкаревой тогда кинулись выручать остававшиеся в тылу офицеры – они срывали погоны в знак того, что приказ оставить женщин без помощи выполнить не могут. Однако в тех окопах погибли 30 женщин.
Мария Бочкарева была контужена, но осталась жива. После Октябрьского переворота она отказалась сотрудничать с большевиками и чуть не погибла, но ей удалось бежать за границу. В 1918 году ее принимал президент США Вудро Вильсон и целовал руку. А король Англии Георг V (также давал ей аудиенцию и обещал финансовую поддержку) назвал Марию Бочкареву русской Жанной д’Арк.
Чего не сумели немцы в окопах под Сморгонью, сделали большевики. Мария Бочкарева вернулась в Россию, Александр Колчак предложил ей сформировать женский военно-санитарный отряд. Однако на фронте к тому времени уже совершилась катастрофа, а сама Бочкарева 7 января 1920 года была арестована. 16 мая 1920 года ее расстреляли в Красноярске на основании резолюции начальника Особого отдела ВЧК 5-й армии Ивана Павлуновского и его заместителя Шимановского.
С такими друзьями враги не нужны
К сожалению, решение о создании подобных батальонов все же было преждевременным для российского общества. Тоталитарная патриархальная культура, царившая на тот момент в стране и гиперболизировано присутствовавшая в армии, быстро дала о себе знать.
Когда девушки впервые прибыли на фронт, начался настоящий ад. В лучшем случае их воспринимали как боевых подруг, в худшем – как сотрудниц борделя, путевкой в который будут награждать особо отличившихся солдат. Планировалось, что сражающиеся бок о бок с мужчинами женщины будут подогревать у бойцов желание отстоять свою честь. Мол, раз девчонка может без страха пойти на врага, то и я должен быть не хуже. Но вышло наоборот: присутствие женщин поднимало самые низменные чувства.
Особенно тяжело было в бане. Отдельных комнат для мытья девушек в полевых условиях представить было невозможно. Поэтому ходили все вместе. Женщины «забивали» себе один угол и не давали мужчинам приближаться к нему. Того, кто позволял себе пялиться на красоток, окатывали кипятком. В повседневной жизни девушки пытались выглядеть максимально непривлекательно: коротко стриглись, носили мужскую одежду. Но это ничего не меняло. Помог избавиться от приставаний совсем другой фактор.
Напрасные жертвы женского батальона
Судьбу батальона можно назвать трагичной. Поднявшиеся в атаку женщины действительно увлекли за собой соседние роты. Была взята первая линия обороны, затем вторая, третья …- и все. Другие части не поднялись. Подкрепление не подошло. Ударницы отразили несколько немецких контратак. Возникла угроза окружения. Бочкарева приказала отступить. Взятые с боем позиции пришлось оставить. Жертвы батальона (30 убитых и 70 раненых) оказались напрасными. Сама Бочкарева в том бою была тяжело контужена и отправлена в госпиталь. Через 1,5 месяца она (уже в чине подпоручика) вернулась на фронт и застала ситуацию еще более ухудшившейся. Ударницы несли службу наравне с мужчинами, вызывались в разведку, бросались в контратаки, но пример женщин никого не вдохновлял. 200 оставшихся в живых ударниц не могли спасти армию от разложения. Столкновения между ними и солдатами, стремившимися как можно скорее «штык в землю – и домой» грозили перерасти в гражданскую войну в отдельно взятом полку. Сочтя ситуацию безнадежной, Бочкарева распустила батальон, а сама уехала в Петроград.
«Девоньки мои, простите меня!»
О том, поместился ли в сюжетные рамки фильма расстрел Марии Бочкаревой, создатели пока не говорят. Журналистам на ММКФ показали лишь пару эпизодов, причем даже не в окончательном монтаже.
Вот батальон готовится к отправке на фронт. Мария Бочкарева выстроила своих солдаток в две шеренги лицом друг к другу. Двоих поставила в центре: «Бей! Бей ее по лицу!» Дрожащие губы, полное непонимание. Одна выполняет приказ: сначала пощечина, потом удар кулаком, потом и под дых. Другая раз за разом отказывается: «Не могу». «Там вас по-настоящему будут бить», – поясняется Бочкарева и заставляет всех схватиться друг с другом в рукопашную.
Съемки фильма «Батальон смерти» Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов
Мария Кожевникова вспоминает, что драться на съемках приходилось по-настоящему: если режиссер не слышал сильного удара, требовал повторить дубль. Тем не менее роль свою она считает счастьем: в окопах не играли, а жили. «История, в которую мы погрузили себя, сделала меня колоссально счастливой», – говорит актриса.
Следующий показанный эпизод – уже тот самый штурм немецких окопов под Сморгонью. Молитва перед атакой: женский окоп с ниткой зажженных свечей, «…Господи, буди мне милостив и защити мя от прелести вражией Твоим защищением, да не паду пред сопротивниками моими».
Идущие в атаку на пулемет женщины зачем-то зажигают у себя за спиной стену огня. На фоне пламени бегут, кричат и падают, не целясь стреляют, наконец – занимают вражеские окопы. Немцы недолго терпели позор: вот уже с двух сторон по окопам движутся враги. Солдатки понимают: всё.
Жесткая Бочкарева, когда-то собственноручно заколовшая штыком застигнутую с мужчиной солдатку, заставлявшая их бить друг друга по лицу, по-бабьи тонко подвывает: «Девоньки мои!» Целуются. И молитва звучит снова: «…да не порадуется враг мой о мне. Предстани мне, Спасителю мой, в подвиге сем за имя Твое святое, Ты мя укрепи и утверди…»
Чем дело кончилось в истории Первой мировой – известно. Чем кончится в фильме – увидим на большом экране до конца года.
Съемки фильма «Батальон смерти» Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов
Слезы и экшн великой войны
Создатели фильма снимали не высоколобую реконструкцию (хотя настаивают на том, что оружие, форма, даже лица героинь идеально подобраны для исторической достоверности), а кино для широкого зрителя. Конечно, это не голливудский блокбастер, и министр культуры Владимир Мединский шутит, когда ставит перед прокатчиками цель сравняться по сборам со «Сталинградом».
Конвертации фильма в 3D тоже не предусмотрено. Однако ориентировались именно на законы кинематографа. Ради плотности и цельности сюжета приходилось отсекать целые линии. Например, в батальоне смерти одной из доброволиц была баронесса София Николаевна де Боде – в 1918 году она командовала отрядом юнкеров во время октябрьских боёв в Москве, была ранена в ногу у Никитских ворот во время боев с большевиками. Ее история просто «не поместилась» в фильм, хотя зритель увидит ее, например, в сценах присяги. И все равно создатели говорят, что «главных» героев в фильме – не менее двенадцати.
Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов
По словам автора идеи фильма Игоря Угольникова, снимать о Первой мировой войне труднее, чем о второй: нет ни опыта создания реквизита (в этом вопросе, впрочем, изрядно помогли исторические реконструкторы), ни привычки воспринимать такие ленты у зрителя.
Авторы настаивают, что не пытались снять «ура-патриотический» фильм, а хотели разобраться во всей сложности революционного периода. Главная задача ленты, по их словам, – повышение уважения к предкам, в том числе к женщинам, готовым ради Родины жить и ради нее умереть. Девочки, женщины, солдатки из фильма – прежде всего, живые люди. В основном незвездный состав (главная мужская роль стала дебютом молодого тюменского актера), простые русские лица в массовке, подобранные под фотографии начала ХХ века.
В конце съемок участники группы просто рыдали, говорят создатели фильма. На презентации эпизодов всплакнула Мария Кожевникова. Неизвестно, поможет ли фильм разобраться в истории нашим современникам. Но, может быть, поможет оплакать ее трагические страницы.
Съемки фильма «Батальон смерти» Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов
После выхода Приказа № 1
После выхода 1 (14) марта 1917 года Приказа № 1 Петросовета, с образованием в войсках ротных и полковых солдатских комитетов (по примеру революции 1905 года), заградительные «батальоны смерти» фактически прекратили своё существование, вооружённые дезертиры или отказывающиеся идти в бой части стали оказывать организованное сопротивление попыткам какого-либо силового давления на них. Временным правительством стали создаваться штурмовые «батальоны смерти», которые использовались для пропагандистских целей, но из-за оставшегося в массовой памяти солдат образа «батальонов смерти» как карательных частей, и теперь уже открытой антивоенной агитации в войсках, создание Временным правительством женских батальонов, студенческих батальонов, батальонов георгиевских кавалеров и тому подобных «батальонов смерти», желаемого эффекта не возымело. Кроме собственно «батальонов», пропагандистская кампания Временного правительства по повышению патриотизма включала в себя создание опекавших их организаций: «Профессионального военного союза», «Военной лиги», «Женского союза помощи родине», союзов георгиевских кавалеров, офицерских союзов «Защиты Отечества» и др., — все эти организации впоследствии трактовались советской историографией как «контрреволюционные» и «ультрареакционные», несмотря на то, что сами себя они именовали «Революционной армией свободной России». Волнения во фронтовых соединениях сопровождались избиениями офицеров, бурными митингами и категорическими отказами от наступления, ударные батальоны смерти нередко становились единственными из состава этих соединений, кто соглашался на уговоры командования наступать, неся при этом крупные потери в живой силе (до 75% личного состава за один бой). От вступающих в ряды ударных батальонов и батальонов смерти требовалась подписка, что они беспрекословно подчиняются назначенной «революционной власти» (так именовался режим Временного правительства), и в этих частях предполагалась полная дисциплина (т. е. никаких солдатских комитетов, депутатов, митингов, собраний и т. п.). Науськиваемые офицерами «смертники» стоявших в тылу запасных полков грозились перед отправкой на фронт перебить всех «немецких шпионов» — большевиков, набрасывались и избивали агитаторов и антивоенных активистов. Американский журналист Джон Рид фиксирует в своей записной книжке, в октябрьских записях, что «батальоны смерти» вместе с гвардейскими полками, казачьими частями и горцами «дикой дивизии» стягивались Ставкой ВГК для действий против большевиков, — аналогичные наблюдения по Петроградскому гарнизону содержатся в донесениях, поступивших за неделю до Октябрьского переворота в Военную организацию при ЦК РСДРП(б). Личный состав обыкновенных пехотных полков, поражённых большевистской пропагандой, требовал выдворения «батальонов смерти» из расположения их частей. Известны случаи, когда большевикам удавалось распропагандировать даже личный состав ударных батальонов смерти к отказу от участия в боевых действиях, — так, под влиянием большевистской агитации Ревельский ударный морской батальон смерти отказался выступать на стороне Корнилова во время его выступления против большевиков.