11 архитектурных музеев: гид по стилям разных стран

Музейный комплекс Мэйдзи-Мура / The Museum Meijimura

Местоположение: Япония, Инуяма

Адрес: 1 Uchiyama, Inuyama, Aichi 484-0000, Japan

Стиль здания: Мэйдзи

Сайт музея:

Еще один классический музей архитектуры — комплекс под открытым небом в японской Инуяме, посвященный постройкам эпохи . Его основали архитектор Ёсиро Танигути и вице-президент железнодорожной компании Nagoya Railroad Мотоо Цутикава.

В эпоху Мэйдзи Япония пережила самые серьезные изменения за всю свою историю: выйдя из многовековой изоляции, страна открылась идеям Запада. Заимствовали в том числе архитектурные стили и техники строительства. Эта практика сформировала облик архитектуры эпохи Мэйдзи.

Проезжая по трамвайной линии Яманоте в Токио, Ёсиру Танигути тосковал из-за сноса дворца Рокумейкан, символа архитектуры Мэйдзи. Он уговорил своего однокурсника Мотоо Цутикаву присоединиться к его работе по сохранению зданий Мэйдзи. 18 марта 1965 года на берегу озера Ирука открылся музей Мэйдзи-Мура из 15 построек.

Цель музея — сохранить ранние образцы архитектуры, возникшей под влиянием Запада. Многие постройки уцелели только благодаря счастливому стечению обстоятельств. 

Самый заметный объект комплекса — здание отеля «Империал», построенное для центра Токио в 1923 году. В 1967 – 1985 годах постройку перенесли в музей, а на ее месте построили более обширное здание. От «Империала» остались только входная композиция и лобби, но это все равно самый большой экспонат Мэйдзи-Мура.

Информация для посетителей

Выходы, расположенные со стороны Красной площади, закрыты, поэтому туристы, пришедшие посмотреть на мавзолей, Лобное место, кремлевские башни или Покровский собор, редко заглядывают в музей. Исторический музей часто посещают группы школьников и те, кто хочет побывать на тематических выставках.

При входе туристы могут получить полную карту экспозиции или скачать ее на сайте музея. Это нововведение существенно упрощает навигацию по залам.

Музей открыт во все дни, кроме вторника, с 10.00 до 18.00, а по субботам и воскресеньям — до 21.00. С июня по сентябрь он работает без выходных. Следует иметь в виду, что кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия музея.

Билеты для взрослых стоят 400 рублей, для студентов и пенсионеров — 150 рублей. Для детей до 16 лет вход бесплатный. При семейном посещении (двое взрослых и 1-2 ребенка) для входа в музей можно приобрести льготный билет стоимостью 600 рублей (2018 год).

Ближайшие выставки

Музей приглашает посетителей посетить действующие выставки:

Период проведения Название и краткое содержание выставки
С 20.11.2019 по 30.04.2020 «Фаберже и придворные ювелиры». Выставка посвящена российскому ювелирному промыслу в 19-20 вв.
С 07.12.2019 по 16.03.2020 «За службу и храбрость. 250 лет ордену Св. Георгия». Экспозиция, посвященная юбилею высшего военного знака отличия в имперской России.
С 18.12.2019 по 01.04.2020 «Русская свадьба». Выставка, посвященная свадебным традициям, бытовой и духовной жизни русского человека.
С 11.10.2019 по 16.03.2020 «Час потехи». Выставка рассказывает о праздниках, играх, утехах и массовых гуляньях в России в 17-20 вв.
С 26.09.2019 по 13.01.2020 «Без лести предан». Выставка посвящена 250-летию со дня рождения графа Алексея Александровича Аракчеева (1769-1834).
С 31.10.2019 по 30.03.2020 «Ура! Каникулы!» Выставка посвящена школьным каникулам в советский период.

Коллекции музея

Крупные дары поступали в музей и от других знатных семейств: Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых.

Коллекции музея собраны в соответствующих 18 отделах: отдел драгоценных металлов, отдел древнерусской живописи, отдел керамики и стекла, отдел металла, отдел книжного фонда, отдел нумизматики, отдел оружия и др.

Давайте зайдём в некоторые отделы.

Отдел древнерусской живописи

Коллекция икон музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время музею подарили иконы крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин, также сюда вошли коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы, и многих других коллекционеров. К концу XIX в. в Историческом музее было собрано около 1200 икон. В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.

Икона «Троица Ветхозаветная» (начало XVI в., Москва). Дерево, левкас, темпера. 141х111 см. Поступила в 1941 г. из музея «Александровская слобода». Зал №14.

Отдел оружия

В этом отделе хранится более 16000 экспонатов. Его коллекция сформировалась в основном благодаря дарам частных коллекционеров: П.И. Щукина, А.А. Катуар де Бионкура, В.А. Барятинского, В.С. Турнера. Редкие экземпляры оружия поступили в ГИМ из Военно-исторического музея. «Жемчужина» музея – палаш М.В. Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Экспонат музея

Шедевром коллекции отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

Здесь представлены образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны – шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения.

Экспонат музея

Много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников, дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Здесь замечательная коллекция восточного оружия, в том числе турецкого: щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных работниками Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей» за отчетный период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года

№ п/п Фамилия и инициалы лица, чьи сведения размещаются Должность Объекты недвижимости, находящиеся в собственности Объекты недвижимости, находящиеся в пользовании Транспортные средства (вид, марка) Декларированный годовой доход (руб.) Сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (вид приобретенного имущества, источника)
вид объекта вид собственности площадь (кв.м.) страна расположения вид объекта площадь (кв.м.) страна расположения
1. Коротов Г.Г. Первый заместитель директора земельный участок (под ИЖС) индивидуальная 1220,0 Россия а/м Wrangler Unlimited (индивидуальная) 6390305,44
жилой дом индивидуальная 191,2 Россия
квартира общая долевая, 1/2 50,5 Россия
супруга квартира общая долевая, 1/2 50,5 Россия а/м Mitsubishi Lancer (индивидуальная) 229334,36
2. Чистякова М.В. Заместитель директора по фондовой работе земельный участок (под ИЖС) индивидуальная 780,0 Россия 5495372,72
дачный дом индивидуальная 81,0 Россия
квартира индивидуальная 53,2 Россия
3. Игумнова Т.Г. Заместитель директора по зарубежным связям и выставочной работе квартира индивидуальная 57,6 Россия 5065548,01
супруг земельный участок (дачный) индивидуальная 621,00 Россия квартира 57,6 Россия а/м Suzuki Grand Vitara (индивидуальная) 278842,70
дачный дом индивидуальная 96,5 Россия
машиноместо индивидуальная 14,4 Россия
4. Яновский А.Д. Заместитель директора по научной работе земельный участок (под ИЖС) индивидуальная 910,00 Россия 4263197,36
жилой дом индивидуальная 26,9 Россия
машиноместо индивидуальная 12,00 Россия
квартира общая долевая, 1/2 доли 62,80 Россия
супруга квартира общая долевая, 1/2 доли 44,10 Россия 1070558,77
земельный участок (дачный) индивидуальная 1001,0 Россия
дачный дом индивидуальная 122,5 Россия
5. Ламкова Н.М. Заместитель директора по экономике и финансам квартира 132,1 Россия а/м Lexus NX 200 (индивидуальная) 5535942,66
супруг квартира общая долевая, ½ доли 132,1 Россия 2800000,00
6. Клюкова Е.А. Заместитель директора по научно-просветительской работе квартира общая совместная 72,7 Россия 5198548,00
квартира общая долевая, 1/2 доли 52,0 Россия
супруг квартира общая совместная 72,7 Россия 1780000,00
несовершеннолетний ребенок квартира 72,7 Россия
несовершеннолетний ребенок квартира 72,7 Россия
несовершеннолетний ребенок квартира 72,7 Россия
7. Сергеев И.В. Заместитель директора по реставрации и капитальному ремонту квартира индивидуальная 52,0 Россия а/м Toyota Highlander (индивидуальная) 4622012,41
квартира общая долевая, 2/3 доли 48,7 Россия
земельный участок (дачный) индивидуальная 750,0 Россия
дачный дом индивидуальная 30,5 Россия
8. Приступницкая О.В. Главный бухгалтер земельный участок (под ИЖС) общая совместная 193,00 Россия 5086609,04
квартира общая совместная 47,5 Россия
квартира общая совместная 42,1 Россия
супруг земельный участок (под ИЖС) общая совместная 193,00 Россия а/м Skoda Kodiak (индивидуальная) 1741675,25
квартира общая совместная 47,5 Россия
квартира общая совместная 42,1 Россия

Самые уникальные экспонаты

В огромной коллекции исторического музея хранятся редкие книги. Наиболее ценными из них считают «Изборник Святослава», появившийся в 1073 году. Он состоит из переписок болгарских текстов, которые были сделаны по заказу сына Ярослава Мудрого — князя Святослава.

Кроме того, в музее хранят первую российскую печатную книгу «Апостол», изданную Иваном Федоровым в 1564 году. Редкую книгу украшают кожаный переплет и изящное золоченое тиснение. Примечательно, что для «Апостола» первопечатник использовал бумагу, сделанную во Франции.

В залах музея можно увидеть государственную печать государей Ивана и Петра Романовых и верх шубы их отца — царя Алексея Михайловича. Богатая царская шуба утеплена беличьим мехом и обшита дорогой атласной тканью.

В одном из залов экспонируется письмо на клыке моржа, написанное в конце XVIII века во время экспедиции, организованной по указу Екатерины II. К наиболее ценным экспонатам относят также наградную саблю Наполеона и большой напольный глобус XVII века, привезенный в Россию Петром I.

Палаты бояр Романовых

  • Адрес – улица Варварка, дом 10. Ближайшая станция метро – «Китай-город».
  • Общий сайт Государственного Исторического Музея — http://www.shm.ru

Дом, в котором родились первая жена Ивана Грозного и царь Михаил Федорович Романов, полностью погружает нас в каждодневную боярскую жизнь шестнадцатого века.

Палаты бояр Романовых

Почти каждая комната используется по своему назначению: в трапезной все повествует о традициях боярских пиров, в девичьей – о быте незамужних боярышень, в кабинете боярина – об образовании и придворной службе, в светлице – о закрытой жизни замужних женщин на женской половине, в библиотеке – о первых шагах книгопечатания. Кроме жилых, сохранились и некоторые хозяйственные помещения. В подвальной части музея можно увидеть подлинную печь шестнадцатого века.

Здесь нет практически ничего от современности. Стеныкомнат обиты парчой или кожей и украшены гербами и вензелями рода Романовых. Серебряная посуда, детские игрушки, гравюры, книги, иконы, оружие, мебель, ткани, украшения, сундуки – все это подлинное, из обихода 16го-17го веков. Вот только герб Романовых на фасаде – золотой грифон – появился всего 10 лет назад. Старый грифон был найден, но со следами пуль большевиков, и потомки решили сохранить его у себя.

По одной из версий, именно в этих Палатах художник Илья Репин написал картину «Иван Грозный и сын его Иван».

В настоящий момент музей находится на реконструкции, но ремонт обещают завершить в самое ближайшее время, возможно уже этим летом. Снаружи задниеполностью отремонтировано, так что гулять и фотографировать можно уже сейчас.

Музей Отечественной войны 1812 года

  • Адрес – Площадь Революции, дом 2, строение 1. Ближайшие станции метро – «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная»
  • График работы: понедельник, среда, четверг, воскресенье – 10.00 – 18.00; пятница, суббота – 10.00 – 21.00. Выходной – вторник
  • Цена билета – 350 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Открытый всего 6 лет назад музей – идеальное место для тех, кто интересуется военной историей. Здесь можно не только полюбоваться военной формой, орденами и оружием обеих армий, но и подробно изучить военные манифесты и приказы, а также с помощью электронных стендов ознакомиться с картами и хронологией событий, посмотреть отрывки из фильмов об отдельных эпизодах войны.

Для экспозиции выделено всего 13 залов, но в них сконцентрировано такое количество легендарных вещей, что позавидует и царский дворец. Здесь можно увидеть походную кровать и сани Наполеона и даже прядь его волос, а также свечи, при свете которых он подписал отречение. Из личных вещей Кутузова музею достались походный самовар, портфель, столовые приборы, икона, орденская лента и подзорная труба. Один из любопытных экспонатов – полевая кухня наполеоновской армии, единственная сохранившаяся в мире. Все вещи – подлинные, постепенно передавались в музей частными коллекционерами.

Почувствовать силу побежденной Россией французской армии помогает выставленная в одном из залов копия Вандомской колонны.

А сразу при входе в музей можно увидетьфреску из первого, взорванного Храма Христа Спасителя, также построенного в честь победы в войне 1812 года.

История создания

Почти полтора столетия Красную площадь Москвы украшает величественное здание Исторического музея, построенное в 1875–1883 гг. специально для размещения национальной сокровищницы России. Своим появлением один из старейших московских музеев обязан грандиозной Всероссийской Политехнической выставке.

Инициаторами создания музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям древнего Херсонеса.

9 февраля 1872 года было получено «высочайшее соизволение» императора Александра II на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея.

В августе 1875 года император Александр II лично заложил камень в основание будущего музея. Благодаря участию меценатов и дарителей, музей стремительно пополнял свое собрание.

Сегодня Государственный исторический музей — один из крупнейших музеев мира. Здесь хранятся бесценные памятники археологии, нумизматики, древней книжности, оружие, произведения изобразительного и декоративно–прикладного искусства.

Музей разделил со страной героические и трагические, радостные и горестные моменты ее истории. Коронационные торжества, революционные события, демонстрации, легендарный военный парад в тревожном 1941 году, триумф народа–победителя в 1945…

Главный музей истории страны стал свидетелем множества событий и хранителем памяти о них. Собрание музея является важнейшим источником изучения истории и культуры России, основой создания постоянной экспозиции и разнообразных выставок, образовательной и научно–просветительной работы ГИМ.

В регионы России регулярно отправляются выставки на основе богатейшего фондового собрания ГИМ. Ежегодно региональные музеи и культурные центры страны принимают от 40 до 60 выставок из Исторического музея.

В комплекс Государственного исторического музея входят также Покровский собор и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, Палаты бояр Романовых на Варварке и царская усадьба «Измайлово».

В начале 2000–х годов Историческому музею были переданы соседние здания бывшей Московской городской Думы, Монетного двора и Никольских торговых. В этих пространствах были открыты новые выставочные залы, Музей Отечественной войны 1812 года и Артиллерийский дворик.

С 1990 года входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади. Все здания Исторического музея отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов России, на которых ежегодно проводятся планомерные реставрационные работы.

Музей архитектурного рисунка / Museum für Architekturzeichnung

Местоположение: Германия, Берлин

Адрес: Christinenstraße 18A, 10119, Berlin

Стиль здания: Неомодернизм

Сайт музея:

Берлинский музей архитектурного рисунка придумал русский архитектор Сергей Чобан: он и сам известен своими графическими работами. Музей призван возродить интерес к утраченному искусству архитектурного рисунка. На первой выставке экспонировалась графика Пиранези.

Коллекция Сергея Чобана появилась в 2001 году, когда он купил рисунок итальянского архитектора Пьетро Гонзага. Сейчас собрание состоит из нескольких сотен листов, датирующихся от XVI века и до настоящего времени.

Музей открылся в историческом берлинском районе Пренцлау, на месте пивоварни середины XIX века.  Постройка продолжает стену брандмауэра и встраивается в ряд классических берлинских домов. Четырехэтажное здание со стеклянной крышей своими очертаниями напоминает стопку строительных блоков.

Три бетонных фасада здания украшены рельефами в виде архитектурных эскизов. Они складываются в повторяющиеся паттерны и изображают рисунки Пьетро ди Гонзага и Анжело Тосселли, двух итальянских сценографов XIX века, работавших в России. Поверхность фасадов разбита на группы наслаивающихся друг на друга плоскостей — они имитируют стопки бумажных листов.

Музей архитектуры в Москве

Местоположение: Россия, Москва

Адрес: ул. Воздвиженка, 5/25, Москва

Стиль здания: Классицизм

Сайт музея:

В 1934 году в Москве появился закрытый музей при Академии архитектуры СССР. Он разместился в Донском монастыре. Первая выставка музея состояла из фрагментов разрушенных памятников, стоящих под открытым небом. Постройки монастыря и сохранившийся некрополь XVIII – XIX веков тоже стали ее частью.

После Великой отечественной войны в усадьбе Талызиных на Воздвиженке открылся Республиканский музей русской архитектуры — публичный музей, исследовательский центр архитектуры и градостроительства. Тогда же с подачи директора — Щусева — в коллекцию попали и объекты советской архитектуры. Усадьба же — памятник классицизма XVIII века, построенный Матвеем Казаковым — стала экспонатом музея, как Донской монастырь для музея при Академии. В 1964 году два музея архитектуры объединили.

В 1991 году Донской монастырь вернули РПЦ. Музей же архитектуры срочно отправили на Воздвиженку, в усадьбу Талызиных, которая к тому моменту находилась в состоянии, близком к аварийному. Из-за нехватки места постоянную экспозицию пришлось закрыть. 

Спас музей Давид Саркисян, который возглавил его в 2000 году и превратил всеми забытый культурный объект в новаторскую институцию. Он сохранил исторические интерьеры усадьбы Талызиных, поменял аббревиатуру ГНИМА на МУАР. У музея не было денег на реконструкцию флигеля усадьбы, и тогда директор придумал превратить его в особенное выставочное пространство — «Руину». Уже после смерти Саркисяна «Руину» реконструировало бюро «Рождественка», сохранив задумку директора — «все должно быть точно в таком же виде, только не падать».

В 2012 году, спустя два года после смерти Саркисяна, в МУАРе открылась инсталляция «Кабинет Давида». Ее спроектировало московское бюро Меганом: архитекторы вручную перенесли все объекты из бывшего кабинета директора в климатический бокс. Кабинет Саркисяна представлял собой огромную коллекцию артефактов, реликвий и повседневных предметов, помещенных в обычное рабочее пространство. Его называли тотальной инсталляцией, «негласным центром архитектурного сообщества». Сейчас кабинет можно посетить на втором этаже «Руины».

«Рем Колхас напрашивался к нему делать выставки, Заха Хадид слала ему по пять эсэмесок в день. И уж все эти иностранцы рассказывали друг другу, что в Москве есть несколько достопримечательностей: Кремль, Мавзолей, храм Василия Блаженного и кабинет Давида Саркисяна», — рассказывал архитектурный критик Григорий Ревзин.

Если вас заинтересовало изучение архитектуры, посмотрите нашу , которые помогут разобраться в этой области. Подробнее про разные стили можно почитать в нашей статье про ключевые направления современной архитектуры.

Музей сэра Джона Соана / Sir John Soane’s Museum

Местоположение: Великобритания, Лондон

Адрес: 13 Lincoln’s Inn Fields, Holborn, London WC2A 3BP

Стиль здания: Неоклассицизм

Сайт музея: soane.org

Один из старейших музеев архитектуры находится в Лондоне. , великий британский архитектор неоклассицизма, превратил в музей собственный дом. Он наполнил его коллекцией картин, скульптур, моделей зданий, архитектурного декора с давно утерянных памятников. Соан также построил картинную галерею Далвич, которая стала прототипом для многих галерей современного искусства, например, Центра Гетти в Калифорнии.

Когда в 1806 году Соана назначили профессором архитектуры в королевской Академии, он задумался о том, чтобы обустроить в своем доме музей для студентов. В его коллекцию попали  тысячи объектов: от предметов эпохи Древнего мира до моделей современных зданий. Один из самых заметных экспонатов — саркофаг египетского фараона Сети Первого. Это самый дорогой предмет в коллекции. Когда в марте 1825 года саркофаг прибыл к Соану, он устроил трехдневное празднование, на котором присутствовало 890 человек.

Музей отличается особенными пространством. Внутри здания — множество ниш, секретных дверей, двойных стен со спрятанными внутри картинами. Архитектор страдал от катаракты и поэтому придумывал новые приемы освещения пространства. Благодаря его изобретениям дом залит светом, преломляющимся в цветных витражных окнах и множестве зеркал. В музее сохраняют атмосферу времен жизни владельца: табличек почти нет, свет приглушен, а стойка информации и кафе отсутствуют.

Каждая комната дома представляет собой своеобразное произведение искусства. Соан постоянно менял экспозицию, добавляя новые предметы и подчеркивая качества разных объектов неожиданными сопоставлениями. В комнате моделей архитектор поставил модели своих построек рядом с моделями античных зданий, послуживших для него источником вдохновения.

Именно в музее Соана появилась первая в Великобритании галерея современной скульптуры. Она располагалась в маленьком помещении, которое отходило от главной лестницы здания и называлось Tivoli Recess. Миниатюрную галерею в 1918 году превратили в служебный туалет, а в 2001 году восстановили.

Сегодня музей широко известен своими программами реставрации. Например, в рамках проекта Opening up the Soane пространство дома реконструируют в соответствии с изначальной задумкой мастера. Это становится возможным благодаря тому, что дом есть на множестве акварелей XIX века.

В комнатах восстановили оригинальные цветовые схемы и расстановку предметов интерьера. Также отреставрировали три внутренних дворика, обустроенных Соаном, а в одном восстановили его пастиччио — колонну из архитектурных фрагментов.

Исторический музей на Красной площади

  • Адрес Музея – Красная площадь, д.1. Ближайшие станции метро— «Площадь революции», «Театральная», «Охотный ряд».
  • График работы.До 31 мая: понедельник, среда, четверг, воскресенье – 10.00 – 18.00, пятница, суббота – 10.00 – 21.00. Вторник – выходной.
  • С 1 июня по 31 августа – 10.00-21.00, вторник – выходной.
  • Цена билета – 400 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Каждый зал музея – сам по себе настоящее произведение искусства. Сразу видно, что проект создавался еще до революции, когда общественные зданияне были серыми и безликими. Эскизы каждого в отдельности зала рисовали талантливые художники и архитекторы, стены и потолки иногда расписывали фресками – как в лучших храмах и дворцах. Например, украшении Новгородского и Владимирского залов мастера вдохновлялись главными соборами этих городов, даже копируя отдельные элементы декора.

Исторический музей Москва

Зал Каменного века украшает панно Васнецова со сценами из жизни первобытных людей. Для картины Васнецову позировали крестьяне меценаты Саввы Мамонтова, а также сам Валентин Серов.

Один из самых красивых залов – Византийский, вдохновленный по чуть-чуть всеми знаменитыми памятниками византийского искусства : римскими катакомбами, Святой Софией в Стамбуле, Татеевским монастырем в Армении и другими.

Многим покажется наиболее интересным зал, посвященный Ивану Грозному и его эпохе. Там находится копия «царского места» монарха – богато украшенный резьбой шатер с колоннами и с царским троном внутри. В таких шатрах русские цари, скрываясь от любопытных глаз, слушали церковные службы. Оригинал можно увидеть в Успенском соборе Кремля.

Обычно постоянная экспозиция занимает второй и третий этажи музея, оставшаяся территория достается временным выставкам. В настоящее время их три: о японской культуре, об Александре III и о Тургеневе и его жизни в Москве.

История музея

Краснокирпичное массивное здание музея замыкает главную площадь Москвы с северо-запада. Оно находится напротив живописного храма Покрова Божией Матери, больше известного, как собор Василия Блаженного, и гармонично сочетается со стенами и башнями Московского кремля.

Идея организовать исторический музей родилась в середине XIX века. В 1872 году в Москве прошла крупная Промышленная выставка, которая и послужила толчком к созданию двух музеев — исторического и политехнического. Первыми экспонатами исторического музея стали археологические экспонаты с выставки и памятные вещи, присланные ветеранами Крымской войны.

За несколько лет набралось так много предметов, что император Александр II распорядился построить отдельное музейное здание. По его указу для организации нового музея создали специальную комиссию, костяк которой составили видные историки В, О. Ключевский, С. М. Соловьев, И. Е. Забелин и Д. И. Иловайский.

Вход в музей

В 1875 году провели конкурс архитектурных проектов, на котором победила работа Анатолия Семенова и Владимира Шервуда. В том же году был заложен фундамент будущего музейного здания. Материалы для стройки привозили из разных уголков страны, кирпичную кладку скрепляли цементом, внутренние перегородки делали из металла, а трубы и провода убирали внутрь здания. На строительной площадке работало 260 каменщиков и свыше трех сотен подсобных рабочих.

Возведение огромного здания продлилось 11 лет и потребовало значительных денежных сумм. Организаторам пришлось взять банковский кредит в 1,26 млн рублей, и погашение этой ссуды растянулось на 28 лет.

Когда работы были завершены, в центре Москвы появилось массивное здание в псевдорусском стиле, эклектичный облик которого отлично вписался в архитектуру Красной площади. Для декора музея были использованы кокошники, аркатурные пояса, ширинки, гирьки, шатры и другие элементы традиционного древнерусского зодчества.

Открытие музея произошло в 1883 году. К тому времени здание еще не было полностью оформлено, поэтому решено было не устраивать пышных церемоний. Первыми посетителями, осмотревшими 11 готовых залов, стали император Александр III и его супруга. Через несколько дней новый музей освятили и открыли для широкой публики.

После революционных событий 1917 года музей неоднократно хотели закрыть, однако этого не случилось. За 10 лет советской власти музейные фонды увеличились в два раза, в основном за счет того, что сюда свозили ценности из бывших дворянских усадеб.

В военные годы наиболее ценную часть коллекций эвакуировали в Казахстан. Примечательно, что даже во время осады столицы исторический музей не закрывался и принимал посетителей, оставаясь единственным работающим музеем Москвы. Лишь осенью 1941 года его закрыли на одну неделю, чтобы ликвидировать последствия разрушений, произошедших во время бомбежки.

К 1980-м годам в историческом музее начались проблемы технического характера. За 100 лет здание ни разу не ремонтировалось и поэтому сильно обветшало. Капитальная реконструкция музея была проведена с 1986 по 2002 год.

Свой бизнес: как открыть музей

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план

Люди творческого склада нестандартно подходят к предпринимательству, превращая хобби в бизнес. Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план реализации оригинального проекта с расчетом окупаемости инвестиций.

Музей часто ассоциируется с историческими и монументальными направлениями — краеведческий, художественный, военный. На самом деле выставочными экспонатами могут быть абсолютно любые вещи, главное, чтобы присутствовал интерес широкой публики. Зачастую идея организовать музей как бизнес приходит в голову состоявшемуся коллекционеру, и тогда остается решить административные вопросы.

Прежде чем приступать к осуществлению задумки, необходимо оценить преимущества и недостатки проекта по открытию выставочного зала:

Плюсы Минусы
1 Деятельность не лицензируется, не нужны специальные разрешения и согласования. Дорогостоящее удачное расположение помещения. Если место арендуется, то возникает риск расторжения договора и перемещения коллекции, придется начинать все сначала.
2 Предприниматель способен самостоятельно выполнять всю работу. Обширный штат персонала требуется только в крупных музеях. Бизнес обычно имеет сезонность и сдвиг основной массы посещений в сторону выходных дней.
3 Если начинающий бизнесмен обладает редкими и необыкновенными объектами, то это повышает вероятность успешного развития дела. Чтобы адекватно оценить значимость коллекции, необходимо обладать специальными знаниями и умениями.

При реализации бизнес-идеи нужно обращать внимание на критические моменты. Например, составлять график работы музея так, чтобы люди имели возможность посетить заведение в субботу и воскресенье, а также в поздние вечерние часы

Инструкция к действию

Если речь не идет о формате «музей на дому», то прежде необходим бизнес-план с расчетами базовых показателей как для идейного вдохновителя проекта, так и для привлечения инвесторов со стороны:

  1. Концепция предприятия.
  2. Регистрация в государственных органах.
  3. Подбор помещения.
  4. Ремонт и оборудование.
  5. Персонал.
  6. Финансовые расчеты.

Шаги стандартные для развития любого дела, но везде есть свои особенности.

Концепция

В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное

Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.

В городах с изначально туристической направленностью проще — люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор.

Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев — ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях.

Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.

Музеи обычно бывают 2 типов:

  • в помещении;
  • под открытым небом.

Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.

Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе — ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.

Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.

Традиционной считается художественная направленность — галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.

Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.

Храм Василия Блаженного

  • Адрес – Красная площадь, дом 7.Ближайшие станции метро – «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная»
  • График работы: до 31 мая – 11.00-18.00, ежедневно.
  • 1 июня – 31 августа – 10.00-18.00, ежедневно. 6 июня и 8 августа – санитарные дни.
  • Цена билета – 500 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Храм Василия Блаженного (или Покровский собор) в народе иногда зовут «пряничным домиком». И, правда, пожалуй, больше нет храма, который выглядел бы так нарядно и весело. В 2008 году он, вместе с Петергофом и озером Байкал, вошел в список Семи чудес России. Собор построен в 1561 году, но сейчас находится в отличном состоянии. Интересно, что сохранившиеся кирпичи шестнадцатого века стираются медленнее, чем использованные реставраторами.

Храм Василия Блаженного

Комплекс собора состоит из девяти отдельных храмов: Покрова Богородицы (главный), Василия Блаженного, Святой Троицы, Трех Патриархов, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины, Григория Армянского, Александра Свирского и Варлаама Хутынского.Под храмами расположено уникальное подвальное помещение (подклет), впервые обнаруженное только в 1930-е годы. С 2010-го года подвалы открыты для посетителей, там выставлены две ценные иконы 17го века – «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».

В относительно невысоком, но объемном храме легко заблудиться. Так что перед посещением лучше изучить план.

Главные чудеса собора – это, конечно же, фрески шестнадцатого века и невероятные иконостасы,хранящие более четырехсот старинных икон. Но если у вас останутся лишние силы, можно еще посмотреть коллекцию колоколов, небольшое собрание пейзажей и портретов, первые русские печатные книги и оружие времен Ивана Грозного.

Каждое воскресенье и на второй день Пасхальной недели в храме ведутся службы. Служат священники Патриаршего подворья из церквей Зарядья и Китай-города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector