О чем молятся иконе «взыскание погибших», что она значит

История появления образа

Этот образ был известен и почитаем христианами с давних времен. По древнему преданию он появился в городе Адане еще в VI веке. Некий инок Феофил на протяжении долгих лет верой и правдой работал в доме архиерея.

История появления святого образа

Однако однажды он был обвинен в краже, после чего его изгнали из дома. Обида и гордыня овладели иноком, он возроптал на Господа, и в его душе поселилась жажда мести. Эти чувства настолько овладели им, что инок пошел на сговор с дьяволом, составив с ним договор.

Но, одумавшись, инок понял, что свершил тяжкий грех. Поэтому он бросился на колени перед образом Пресвятой Девы и стал искренне, горячо молиться о своем прощении. Его раскаяние было столь глубоким, что Божия Матерь смилостивилась и простила его. Договор с дьяволом был уничтожен.

Икос 8

Вся была еси со Христом, егда служаше Той роду человеческому, якоже божественный Лука повествует. Приидоша бо неции к Сыну Твоему, глаголюще: Мати Твоя и братия Твои вне стоят, видети Тя хотяще. Мним, яко Ты, всеблагая Мати, неотступно пребываеши и со всеми труждающимися во славу Божию, и восхваляющими Тя тако:

Радуйся, сущих во власти к торжеству добра наставляющая; радуйся, святителей правило веры и благочестия являющая.

Радуйся, пастырей ревностию о спасении душ чад духовных снабдевающая; радуйся, наставников совершенный разуме.

Радуйся, учащихся в науках преспеяние; радуйся, иноком и инокиням в борьбе с прилоги мира и плоти пособляющая.

Радуйся, судей святое зерцало правды; радуйся, врачей искусное врачевание больных.

Радуйся, земледельцев соработнице и благая помощнице; радуйся, всех труждающихся покою и надежное пристанище.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

Описание

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону «Взыскание погибших». И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите». Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы «Взыскание погибших».

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения Словущего» в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).

Также выпускается вариант этой иконы в виде складня. Подробности уточняйте, пожалуйста, у оператора при заказе. 

Почитаемые списки

Наиболее почитаемым списком (копией) является московская икона, та самая, которая помогла вдовцу выдать замуж своих дочерей. Сейчас она находится в Воскресенском храме, расположенном в Брюсовом переулке. Образ сильно пострадал в Отечественную войну 1812 года. Тогда французы разрушили Рождественский храм, а сама икона раскололась на три части. Церковь выстроили заново, части иконы соединили, и она оставалась там до 1934 года, затем обрела свою обитель в Москве.

Ещё один список находится также в Москве, в храме положения честной Ризы Господней в Успенском соборе. В Московской области тоже есть такие святыни, обе пребывают в Серпухове, одна в Высоцком мужском монастыре, вторая — в Никольском Соборе.

Иконы Взыскание погибших (тропари, кондаки и молитвы)

Тропарь, глас 7:

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Cвои́х Предве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сын бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы припа́дающе, мо́лимся/ и наде́ющиися на Тя, да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:/ Ты бо еси́ Влады́чице, // Взыска́ние поги́бших.

Ин тропарь, глас 4:

Взыщи́ нас, погиба́ющих, Пресвята́я Де́во, / не по грехо́м бо на́шим наказу́еши нас, / но по человеколю́бию ми́луеши, / изба́ви нас от а́да, боле́зни и ну́жды // и спаси́ нас.

Кондак, глас 6:

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, / хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, / не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, / но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, / ве́рно зову́щих Ти: / ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, // предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Ин кондак, глас 6:

Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во, / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся / и Тобо́ю хва́лимся, / Твои́ бо есмы́ раби́, // да не постыди́мся.

Молитва первая

О Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший; вонми́ гла́су моле́ния моего́, вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдная Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго; поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́дшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́, Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належа́щия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.

Назад к списку

О чем просят и чем помогает

Икона является символом защиты и покровительства людей, находящихся в трудной ситуации и павших духом. Просить ее можно о чем угодно – Богородица не ограничивает верующих в просьбах и поможет в любой беде.

Исцеление душевных и телесных болезней

Богородица помогает в исцелении различных заболеваний и душевных мук. Известно немало случаев, когда люди обращались к Пресвятой Деве Марии за помощью и излечением. Богородица чудесным образом содействует людям в лечении и дает возможность пережить болезни с наименьшими страданиями.

Обретение силы веры

Традиционно образ Богородицы «Взыскание погибших» покровительствует людям, попавшим в трудную ситуацию и павшим духом, близким к вероотступничеству. Само название иконы относится не к мертвым, как можно подумать, а к людям, близким к отречению от Бога, теряющим веру. Обращение к Пресвятой Богородице способно восстановить утраченную веру и помочь справиться с трудностями. Чудодейственная сила веры помогает не падать духом, проходя свой путь достойно.

Защита в период боевых действий

К иконе Пресвятой Богоматери во все времена обращались ради помощи в крупных сражениях. Считается, что именно чудодейственная сила Богородицы уберегла русскую землю он разрушения в периоды исторических войн.

Поиск пропавших без вести

Издавна к «Взысканию погибших» обращались люди за помощью в поисках пропавших без вести родственников и близких людей.

Об удачном замужестве

Женщины обращаются к образу Пресвятой Богоматери с просьбами отыскать для них подходящего мужа, а мужчины обретают благодаря молитве верную жену.

О защите в дальней дороге или путешествии

Люди, отправляющиеся в дальний путь, просят Богородицу о защите и покровительстве в их странствии. Молитва помогает обрести внутреннее спокойствие и уверенность, что путешествие закончится благополучно. Также образу молятся близкие люди и родственники людей, находящихся в пути. Богородица дает веру в то, что с близким человеком все будет хорошо, и его странствие будет благостным.

За благополучие детей

Богородице молятся родители за здоровье и благополучие своих будущих, уже рожденных и взрослых детей. Чудодейственная сила Божьей Матери помогает парам родить здоровое потомство, покровительствует в воспитании и обучении и помогает детям найти свой благостный путь в жизни.

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Божия Матерь на иконе «Всех скорбящих радость» изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на главе. Перед Ней — бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи, слова из молитвы к Богородице: “Помощница еси обидимым, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление”. Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им на Богоматерь.

Икона Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радость” прославилась в конце XVII века. Родная сестра Патриарха Иоакима (умер в 1660 году), жившая в Москве, долгое время страдала тяжелой болезнью. Однажды во время молитвы она услышала голос “Евфимия! Отчего в страдании твоем ты не прибегаешь к общей Целительнице всех? В храме Преображения Сына Моего есть образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Призови священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление”. Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась.

Чудотворная икона и по сей день пребывает в храме Преображения Господня, что в Москве на Большой Ордынке. И по сей день люди в скорбях и напастях умиленно молятся Пресвятой Богородице: “Всех скорбящих Радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покров и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышнего Ты еси Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим”.

Великое множество списков с иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радость” также прославились чудотворениями. В Петербурге и Тобольске, в Твери и Киеве, в Воронеже и Нижнем Новгороде люди, страждущие от различных скорбей и болезней, припадают с молитвой к чудотворному образу.

Празднование этой иконе совершается 6 ноября (24 октября).

Почитаемые списки

Наиболее почитаемым списком (копией) является московская икона, та самая, которая помогла вдовцу выдать замуж своих дочерей. Сейчас она находится в Воскресенском храме, расположенном в Брюсовом переулке. Образ сильно пострадал в Отечественную войну 1812 года. Тогда французы разрушили Рождественский храм, а сама икона раскололась на три части. Церковь выстроили заново, части иконы соединили, и она оставалась там до 1934 года, затем обрела свою обитель в Москве.

Ещё один список находится также в Москве, в храме положения честной Ризы Господней в Успенском соборе. В Московской области тоже есть такие святыни, обе пребывают в Серпухове, одна в Высоцком мужском монастыре, вторая — в Никольском Соборе.

Икос 2

Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно:

Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, сумнящихся известное утверждение.

Радуйся, Едина Мати милосердия; радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.

Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая; радуйся, печалию наша немощи душевныя врачующая.

Радуйся, суетныя радости презирати нас научающая; радуйся, к вышнему миру ум наш возводящая.

Радуйся, от любве земныя к Небесней Божией любви нас привлекающая; радуйся, в самых страданиих наших утешение и благодатную жизнь нам подающая.

Радуйся, обетование благ вечных; радуйся, Ходатаице вечныя радости.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Другие чудотворения святого образа

Икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» была написана и пожертвована Федотом Обуховым церкви в селе Бор. Многие приходили поклониться этой иконе и попросить её заступничества. Вскоре на пожертвования прихожан был построен новый прекрасный храм.

И снова чудо: церковный староста во сне увидел, где будет впоследствии стоять эта икона. А в скором времени из Синода был получен указ о строительстве храма именно на этом месте.

В 1871 году Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших» спасла город Серпухов от холеры. Во время принесения случилось ещё одно чудо: немой мальчик, до того дня не ходивший, вдруг заговорил и встал на ноги. В благодарность жители Серпухова принесли в дар Борскому храму Евангелие с изображением этой иконы и записями о сотворённом чуде.

Этот образ был утрачен с приходом советской власти. Но в 1985 году в церковь Воскресения Христова Тарусского района был передан список борской иконы. О том, что это копия известного почитаемого образа, свидетельствует надпись на нём.

История

Название иконы связано с восходящей к веку истории о чудесном прощении эконома Феофила Аданского по его молитвам к Божией Матери, к Которой он обращался как к «Взысканию погибших» перед Её иконой. Повествование о Феофиле стало известно на Руси с XVII века, а в следующем столетии прославилось несколько чудотворных образов Богоматери, получивших наименование «Взыскания погибших».

Чтимый список с Борской иконы «Взыскание Погибших». Зачатьевский собор Серпуховского Пречистыя Богородицы Высоцкого мужского монастыря

Наиболее ранним из русских образов Пресвятой Богородицы с этим названием можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Болхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы «Взыскание погибших», находившейся в Георгиевском храме в Болхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: «Возьмите!» Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова. По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет, заказав список с иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви. В память своего спасения в канун Богоявления он попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Так, в 1871 году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока Борский храм не был разрушен. Святая икона Божией Матери после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько старых списков иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Наиболее известные из них находятся в Москве — в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в Санкт-Петербурге — в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре — в Покровском кафедральном соборе. Известны также чудотворные списки с иконы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, а также из города Козлова (ныне — Мичуринска). В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящён храм в честь иконы «Взыскание погибших»; впоследствии в честь святыни были освящены многие другие церкви.

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме Воскресения Словущего в Москве.

Икона Божией Матери «Взыскание Погибших» из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве

«Взыскание погибших»

С неза­па­мят­ных вре­мен рус­ский на­род, свя­то ве­ря во все­силь­ную по­мощь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, усво­ил Ей име­но­ва­ние «Взыс­ка­ние по­гиб­ших», как по­след­не­му при­бе­жи­щу, по­след­ней на­деж­де по­ги­ба­ю­щих лю­дей.

О про­ис­хож­де­нии об­ра­за «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» до­сто­вер­ных све­де­ний не со­хра­ни­лось. Из­вест­но несколь­ко чу­до­твор­ных икон под этим на­зва­ни­ем, через ко­то­рые Ма­терь Бо­жия яв­ля­ла Свою ми­лость лю­дям, уже пе­ре­сту­пив­шим по­рог ги­бе­ли.

В се­ре­дине XVII ве­ка в се­ле Бор Ка­луж­ской гу­бер­нии бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин Фе­дот Обу­хов на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня был за­стиг­нут в пу­ти пур­гой. Ло­ша­ди вы­би­лись из сил и оста­но­ви­лись у непро­хо­ди­мо­го овра­га. Не ви­дя средств ко спа­се­нию, Обу­хов лег в са­ни и стал за­сы­пать, не со­зна­вая, что со­всем за­мерзнет. Но в эти страш­ные ми­ну­ты он всем сво­им су­ще­ством воз­звал к Ца­ри­це Небес­ной о по­мо­щи и дал обе­ща­ние сде­лать для сво­ей при­ход­ской церк­ви ико­ну «Взыс­ка­ние по­гиб­ших». И Она услы­ша­ла его сер­деч­ную мо­лит­ву: в со­сед­нем се­ле­нии один кре­стья­нин вдруг услы­шал под ок­ном чей-то го­лос: «Возь­ми­те». Он вы­шел и уви­дел в са­нях по­лу­за­мерз­ше­го Обу­хо­ва. Вы­здо­ро­вев, спа­сен­ный немед­лен­но вы­пол­нил свой обет и за­ка­зал спи­сок с ико­ны из Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви го­ро­да Бол­хо­ва Ор­лов­ской гу­бер­нии. С то­го вре­ме­ни Бор­ская ико­на «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Из­вест­ны чу­до­твор­ные об­ра­зы «Взыс­ка­ние по­гиб­ших»: из се­ла Ма­ли­жи­на Харь­ков­ской гу­бер­нии, яв­лен­ная в 1770 го­ду, трое­крат­но из­ба­вив­шая жи­те­лей от хо­ле­ры; из се­ла Крас­ное Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, из Во­ро­не­жа, Коз­ло­ва Там­бов­ской гу­бер­нии. В 1835 го­ду при Мос­ков­ском Алек­сан­дров­ском Си­рот­ском ин­сти­ту­те был освя­щен храм в честь ико­ны «Взыс­ка­ние по­гиб­ших».

Осо­бен­ный ин­те­рес пред­став­ля­ют со­хра­нив­ши­е­ся пре­да­ния об иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыс­ка­ние по­гиб­ших», на­хо­дя­щей­ся в хра­ме в честь «Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го» в Москве. Эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на из хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в Па­ла­шев­ском пе­ре­ул­ке. По­след­ний вла­де­лец ее ов­до­вел и был на по­ро­ге пол­ной ни­ще­ты. Усерд­ная мо­лит­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це спас­ла его от от­ча­я­ния и устро­и­ла судь­бу его до­че­рей-си­рот. Че­ло­век этот счел се­бя недо­стой­ным иметь в сво­ем до­ме чу­до­твор­ный об­раз и пе­ре­дал его в храм. В 1812 го­ду Па­ла­шев­ский храм был раз­граб­лен фран­цу­за­ми. По­ру­ган­ная свя­ты­ня бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той на три ча­сти сре­ди вся­ко­го хла­ма. При об­ре­те­нии ико­ны со­вер­ши­лось мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний. К этой иконе об­ра­ща­лись неве­сты, вы­хо­дя за­муж, чтобы брак был спа­си­тель­ным, при­хо­ди­ли к ней лю­ди, по­гряз­шие в пьян­стве, по­ги­ба­ю­щие в ни­ще­те, страж­ду­щие в бо­лез­нях, с мо­ле­ни­я­ми об­ра­ща­лись к ней ма­те­ри о по­ги­ба­ю­щих де­тях. И всем Ца­ри­ца Небес­ная нис­по­сы­ла­ла по­мощь и под­держ­ку: «Взы­щи нас, по­ги­ба­ю­щих. Пре­свя­тая Де­во, не по гре­хом бо на­шим на­ка­зу­е­ши нас, но по че­ло­ве­ко­лю­бию ми­лу­е­ши: из­ба­ви нас от ада, бо­лез­ни и нуж­ды и спа­си нас» (тро­парь, гл. 4).

См. фильм «Икона Богородицы „Взыскание погибших“».

Наиболее известные списки иконы Божией Матери «Взыскание погибших» находятся в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва) и в храме Положения Ризы Господней в Москве, в Высоцком мужском монастыре (Серпухов) и в Никольском соборе (Серпухов).

Куда лучше повесить икону в доме

Издревле лучшим местом для икон в доме считался «красный угол» — особенное молитвенное место, где собраны все иконы в доме.

В наше время также православные христиане стараются придерживаться этой благочестивой традиции. Единственное, что изменилось, это то, что в современное время стало намного легче приобрести икону, поэтому кроме главного «красного угла», где обычно собирается для общей молитвы вся семья, можно также разместить иконы в других комнатах, за исключением уборной.

Рис. 9. Для икон нужно найти светлое, чистое место.

Если вы размещаете иконы на стене, то желательно, чтобы эта стена выходила на Восток.

Совет#1 Главное при выборе места для икон — чтобы на этом месте небыло ничего, что не относится к молитве.

На этом месте не должно быть никаких посторонних предметов, отвлекающих от молитвы и заставляющих нас думать о них, фотографий, статуэток, картин, плакатов со звездами и т. п.

Допустимо поставить иконы в открытый шкаф. На полке, где расположены иконы, могут быть ещё предметы церковного обихода или церковные книги.

Колокольня храма Софии Премудрости Божией в Москве

Колокольня храма Софии, Премудрости Божией в Москве

Для нашего храма Софии Премудрости Божией 18 февраля — это престольный праздник. На втором ярусе колокольни расположен храм в честь иконы Божьей Матери «‎Взыскание погибших»‎.

Храм Софии Премудрости Божией находится на правом берегу Москвы-реки, напротив Кремля. Этот храм построен в честь победы Москвы над Новгородом.

Интерьер храма в честь иконы “Взыскание погибших” на втором ярусе колокольни храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках

В 1868 г. возвели храмовую колокольню по линии Софийской набережной с проездными воротами и флигелями, в одном из которых разместился храм в честь иконы «‎Взыскание погибших»‎.

Храм и колокольня пережили наводнение в 1908 году, выстояли в послереволюционной смуте. После советского запустения в церкви на колокольне богослужения возобновились в 1994 году, а в Софийском храме только в 2004.

Как выглядит икона «Взыскание погибших»

Написано много образов иконы, на большинстве из них Богородица держит стоящего младенца Христа правой (иногда — левой) рукой. Голова ее может быть покрыта красным или белым омофором. Но часть иконописцев оставила Мадонну только с нимбом, под которым видны длинные вьющиеся волосы.

Это исключительный случай, когда Богородица написана с непокрытой головой. Считается, что омофор она отдала, чтобы покрыть им людские грехи. Такой красивый символ самопожертвования — ведь появляться на людях в подобном виде считалось позором. И сейчас входить в храм без головного убора женщинам запрещено. Это должно напоминать людям, как сильно за них переживает Царица Небесная.

Спаситель нежно прильнул к ланите своей матери, которую обнимает за шею одной рукой, другая покоится у ее воротника. Где-то Богомладенец стоит на прямых ногах, где-то — полусидит на руках матери. Ножки Спасителя, однако, видны на каждой иконе, независимо от ее происхождения.

Ладони Богородицы на большинстве икон сомкнуты (на других — просто сведены), поддерживая Богомладенца. Большинство образов «Взыскание погибших» показывают только Спасителя в полный рост, Богородицу же лишь по пояс. Но есть и такие, где Царица Небесная стоит босая на облаке.

Стилей написания довольно много, но общая композиция сохраняется. Выбрать можно тот образ, что больше по душе, все равно это будет икона Божией Матери «Взыскание погибших». Для молитвы имеет значение лишь духовный настрой, а не цена или происхождение иконы.

О чем поведал Феофил

Жил некий священник в Адане (ныне на территории Турции), имел сан архидиакона. Занимая должность церковного управителя, он был избран епископом. Но скромность побудила Феофила отказаться. Епископ, поставленный вместо него, лишил Феофила должности из неприязни. Это пробудило желание мести.

Тогда бывший эконом через колдуна связался с князем тьмы, заключил с ним сделку. В обмен на епископский сан Феофил отрекся от Христа и Богородицы. Долгие годы он спокойно руководил церковью, но вот совесть заставила покаяться. В посте и молитве грешник просил о помощи, наконец Богородица явилась ему и обещала свою помощь. Спустя еще 3 дня зловещий контракт появился в покоях Феофила. Он с мольбой о прощении отнес его к избранному епископу.

Если даже такой грех, как отступничество, может покрыть любовь Божией Матери, что уже говорить о помощи тем, кто просто устал, отчаялся в борьбе с обстоятельствами. Без сомнений должны они возносить молитву возле иконы «Взыскание погибших» и помнить о том, что только смерть необратима, а пока человек жив, он имеет все средства для спасения души.

История образа

Рис. 2. Древнейшей на Руси иконой Богородицы считается образ, хранящийся в храме Воскресения Словущего в Москве, первые упоминания о нем относятся к 1548 году. Предположительно, образ был написан итальянским мастером.Название икона получила благодаря древней повести VI века «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане».

В городе Адане, в архиерейском доме служил инок Феофил, он работал там экономом. И вот, ни с того ни с сего его кто-то оклеветал, обвинив в краже. Великая обида затаилась в его гордом сердце и он решается во что бы то ни стало отомстить обидчикам, заключив договор с самим дьяволом.

Оказавшись на грани Вечной погибели, инок вдруг понимает всю тяжесть совершенного им и сердечно раскаивается. Он запирается в храме и коленопреклонно перед иконой Божией Матери, со слезами просит помощи у Пресвятой Богородицы, называя её «Взыскание погибших».

Его молитва была настолько сильной и исполненной покаяния, что Матерь Божия смилостивилась над ним. Грешник был прощен, договор уничтожен. Инок Феофил впоследствии стал жить праведно и был причислен к лику святых.

Молитвословия

Тропарь, глас 7

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Свои́х Преве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сы́н бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся́ проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы́, припа́дающе, мо́лим Тя́/ и наде́ющиеся на Тя́ да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:// Ты́ бо еси́, Влады́чице, Взыска́ние поги́бших.

Ин тропарь, глас 4

Взыщи́ на́с погиба́ющих, Пресвята́я Де́во,/ не по грехо́м бо на́шим наказу́еши на́с,/ но по человеколю́бию ми́луеши:/ изба́ви на́с от а́да, боле́зни и ну́жды// и спаси́ на́с.

Иконография образа, детали, символика

На иконах Богородица изображена с Иисусом Младенцем. Он стоит у Матери на коленях, редко – Она держит Его на руках. Ножки Богомладенца всегда видны из-под одеяния, Лицом Он прильнул к щеке Пресвятой Матери, обнимая Её за шею. Голова Приснодевы редко покрыта мафорием, в основном она открыта, волосы распущены и ниспадают к плечам.

Вологда, ок. 1783 г., Дерево, темпера, 31.5 × 24.5 см

Иногда Царицу Небесную и Её Сына изображают в коронах. Руки Матери сомкнуты в кольцо вокруг Младенца, пальцы соединены в замок. В некоторых случаях лик пишут среди облаков, как во весь рост, так и в поясном изображении Богородицы.

Јкосъ в7

Рaзумъ подaждь нaмъ, погибaющимъ въ ск0рби нaшей, застyпнице ўсeрднаz, тh бо њб8eмлеши покр0вомъ млcти твоеS во всsкой нуждЁ зовyщихъ со ўмилeніемъ таков†z:
Рaдуйсz, въ недоумёнійный чaсъ печaли п0мыслы полeзныz нaмъ низпосылaющаz. Рaдуйсz, њбуревaемыхъ страстьми2 и3 болёзнующихъ сeрдцемъ бlгодaтнw врачyющаz. Рaдуйсz, ск0рое преодолeніе грэх0вныхъ нaвыкwвъ. Рaдуйсz, прибэгaющихъ къ тебЁ t стрaсти піsнства и3збавлsющаz. Рaдуйсz, грёшникwвъ къ бlгодaтнэй жи1зни возставлsющаz. Рaдуйсz, во всsкихъ бэдaхъ нaшихъ ск0раz ўтёшительнице.
Рaдуйсz, бlгодaтнаz бцdе дв7о, всёхъ погибaющихъ сп7сaющаz.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector