Восхождение фильм 1976
Содержание:
Очень краткое содержание для читательского дневника
Действие происходит в Белоруссии. Зима. Отряд партизан, зажатый немцами в болоте, остро нуждается в продуктах. Командир посылает добывать провизию опытного в таких делах Рыбака. Нужно было назначить ему напарника. Двое отказались по уважительным причинам. Тогда командир называет Сотникова, и тот отправился на задание, не сообщив, что простужен. В пути его одолевают приступы кашля. На вопрос Рыбака, почему Сотников не отказался от задания из-за простуды, тот ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались».
После долгих блужданий в лесу и поле партизаны выходят к деревне Лясины и заходят к старосте Петру. Узнав, что им нужна провизия, тот отдал партизанам тушку овцы.
Возвращаясь в отряд, Сотников и Рыбак нарвались на полицаев. После перестрелки Сотников, залёгший в отдалении от Рыбака, оставался неподвижен. Тот понял, что напарника спасти не сможет и решил уходить от преследователей. Но вспомнив, что в отряде нужно будет держать ответ за то, что бросил товарища, Рыбак вернулся к раненому. Он помогает Сотникову идти и несёт обе винтовки.
Полицаи настигли партизан в избе крестьянки Дёмчихи. На допросе в полицейском участке Рыбак пытается обхитрить следователя. Он решает во что бы то ни стало остаться в живых и предлагает Сотникову с полицаями «немного и в поддавки сыграть». Но тот отказывается, хотя знает, что иначе живыми им отсюда не выйти. Рыбак же решает согласиться на предложение следователя служить в полиции. Главное, думает он, остаться в живых. А там можно и скрыться от врагов, потому что прислуживать им и становиться изменником не будет.
Утром их выводят на казнь. Сотников заявляет немцам, что это он ранил полицейского, а Рыбак там случайно оказался. Он просит отпустить Рыбака и остальных задержанных (Петра, Дёмчиху и девочку Басю), так как они ни при чём. Но это заступничество не помогает, и тогда Рыбак говорит следователю, что согласен вступить в полицию. Идя к месту казни, Рыбак, по указанию следователя, поддерживает Сотникова, который не может идти сам. По приказу полицаев, он выдернул подставку из-под Сотникова, который стоял с петлей на шее под виселицей.
Рыбак начинает понимать, что после этой казни ему удирать некуда, что «этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной супонью». От отчаяния он решает повеситься в уборной на ремне, но вспомнил, что его забрали накануне полицаи. Тогда к нему приходит осознание, что «ничего уже не поделаешь — такова судьба».
Подбор актёров
Для поиска исполнителя роли Сотникова Лариса Шепитько просила ассистентку по актёрам держать в уме образ Иисуса Христа.
Шепитько решила задействовать неизвестных или малоизвестных актёров, прошлые роли которых не оттеняли бы их образы в «Восхождении». Из-за этого ей пришлось отказать Андрею Мягкову, который очень хотел сняться в фильме. Та же участь постигла и Николая Губенко. Не прошёл отбор и Владимир Высоцкий, жаждавший сыграть Рыбака и оттого ревностно относившийся к конкурентам. В период проб к «Восхождению» Высоцкий снимался в картине «Арап Петра Великого». Съёмки проходили в павильоне «Мосфильма», соседнем с тем, где проходили пробы, и Высоцкий в перерывах часто прибегал посмотреть — что происходит в павильоне Шепитько.
С самого начала поиска актёров на роль Сотникова Лариса Шепитько поручила ассистенту по актёрам, Эмме Баскаковой, держать в уме образ Христа, хотя вслух об этом говорить было нельзя. Борис Плотников, в то время 25-летний актёр Свердловского ТЮЗа, оказался, по мнению режиссёра, лучшей кандидатурой на роль, но чиновники Госкино рассмотрели в замысле Шепитько намерение «протащить Иисусика на советский экран». Плотникова, в чьём репертуаре до этого были преимущественно роли сказочных животных, даже пришлось гримировать для пущей героизации образа, чтобы худсовет утвердил его на роль. Всего актёр прошёл семь проб, ради которых ему постоянно приходилось летать из Свердловска в Москву.
На роль Рыбака режиссёр просмотрела двадцать кандидатов. Двадцать первым соискателем роли стал тогда ещё молодой, неизвестный актёр — Владимир Гостюхин. Гостюхин, до этого шесть лет работавший в театре Советской армии мебельщиком-реквизитором, однажды подменил заболевшего актёра в спектакле «Неизвестный солдат», где его заметила второй режиссёр Василия Ордынского — Светлана Климова. Гостюхин получил приглашение на съёмки в сериале «Хождение по мукам», где сыграл анархиста и бандита Красильникова — роль, для которой требовалась яркая харизма и темперамент. Именно на съёмочной площадке его заметили ассистенты Ларисы Шепитько. Приглашённый на пробы Гостюхин поначалу не мог сопоставить «удивительной красоты женщину со сверхмужской, жёсткой и трагической историей Василя Быкова». Но уже после 20-минутного разговора с режиссёром он убедился, что реализовать на экране это тяжелейшее произведение по силам только ей. У Шепитько же кандидат, пусть и с актёрским образованием, но всё же рабочий сцены, поначалу вызвал сомнения. Если в Плотникове режиссёра сразу привлекли фактура, улыбка, взгляд и пластика, то внешность Гостюхина не совпадала с представлениями Шепитько о Рыбаке: молодой актёр явился на пробы с несвойственной для партизана «легкомысленной» чёлкой. Грубоватые манеры Гостюхина изначально оттолкнули других членов приёмной комиссии, но Шепитько объяснила такое поведение его застенчивостью и решила просмотреть кандидата, который уже на первой репетиции поразил всех своим яростным упорством в достижении образа.
Актёр на роль Портнова подбирался, исходя из образа Сотникова. Лариса Шепитько просила искать кого-то, схожего по внешним данным с Плотниковым, говоря:
Анатолий Солоницын сначала не увидел ничего интересного в этой, как он сказал, «роли второго плана», которую счёл «перепевом» того, что снималось ранее. Поначалу актёр даже не понимал, что от него хотят, несмотря на то, что старательно играл «врага», «человека с надломом в душе», «человека без будущего», как и требовалось. Но даже сам он понимал, что образ получается манекенный, «лубковый». Только долгий разговор с режиссёром позволил ему оценить её видение Портнова: олицетворение отрицательной стороны в вечной исторической борьбе человека с животным в себе во имя высшей ценности, а именно — ценности духа
Режиссёр настаивала, что в Великой Отечественной войне советский народ выиграл именно благодаря высокому самосознанию, поэтому роль Портнова как «антигероя», призванного подчеркнуть превосходство силы человеческого духа над материей, была особенно важной.
Другие персонажи
- Пётр Качан — степенный пожилой человек, поневоле ставший старостой деревни Лясины.
- Авгинья Окунь (Дёмчиха) — крестьянка, мать троих детей, пыталась спрятать Сотникова и Рыбака от полицаев.
- Павел Портнов — следователь полиции, допрашивавший пленников. Бывший учитель, уроженец здешних мест.
- Стась Гаманюк — полицай, тоже из местных. Уголовник, в начале войны измывался над евреями, убивал их, мародёрствовал. Видно, что служба в полиции ему нравится, жестоко относится к пленным, услужлив и расторопен перед начальством.
- Бася — тринадцатилетняя еврейская девочка, которую прятал от немцев Пётр Качан. Она с благодарностью вспоминает тех, кто спас её от расправы и от голода.
Сюжет
Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны в оккупированной немцами Белоруссии, зимой 1942 года. Двое партизан, кадровый военный Рыбак и бывший учитель Сотников, отправляются из леса в село на поиски продовольствия для своего отряда, в котором есть женщины и дети. Рыбак с Сотниковым приходят в дом к деревенскому старосте, который вынужден работать на немцев. Сотников хочет его расстрелять за предательство, но Рыбак ограничивается тем, что отбирает у старика овцу.
На обратном пути партизаны натыкаются на фашистов и полицаев. В ходе перестрелки с полицаями Сотников ранит немца, который позже умирает, но сам получает ранение и пытается покончить с собой, чтобы не даться врагам живым. Рыбаку удаётся спасти его в последний момент. Он на себе выносит раненого Сотникова из леса и прячет в деревне, захваченной немцами. Полицаи находят их в доме Дёмчихи, матери троих детей, и вместе с ней увозят в комендатуру. По пути Рыбак думает о побеге, но мысль о расстреле посреди глубоких сугробов останавливает его.
Полицай-следователь Портнов, бывший завклубом и руководитель детского хора, наедине допрашивает Сотникова, но тот отказывается даже назвать своё настоящее имя, несмотря на пытки раскалённым железом. Портнов даже обещает казнить Сотникова и задокументировать всё так, как будто Сотников согласился стать коллаборационистом, но партизан всё равно отказывается сотрудничать. Рыбак же с испугу рассказывает всё, что знает: от местонахождения партизанского отряда до их с Сотниковым задания.
Ночь узники проводят в подвале, где с ними находятся Дёмчиха, девочка Бася Мейер — еврейка, которая не сказала следователю, кто её прятал, и староста, которого обвинили в помощи партизанам. Сотников в полузабытьи и уже смирился с мыслью о смерти, но Рыбак не теряет надежды спастись, считая, что можно согласиться на всё, что приказывают немцы, а потом убежать для того, чтобы продолжать борьбу.
Утром пленников выводит из подвала полицай Гаманюк, бывший уголовник, за которого когда-то в суде заступался муж Дёмчихи. Сотников пытается спасти сокамерников, рассказывая Портнову свою биографию, но следователь его даже слушать не хочет. Рыбак на коленях молит о пощаде и соглашается вступить в полицию. Дёмчиха порывается рассказать фашистам, у кого пряталась Бася (девочка ночью назвала имя того человека), но староста останавливает её.
В сопровождении отряда фашистов узников уводят на возвышенность, где стоит виселица на пять человек. Дёмчиха слёзно молит о пощаде, но староста Сыч просит её одуматься, и женщина успокаивается. Узники обнимаются вчетвером, но полицаи их утаскивают на виселицу. До последнего момента Сотников смотрит вокруг и замечает в толпе подростка в будённовке без красной звезды, едва сдерживающего слёзы. Сотников улыбается ему, и в этот момент Рыбак выдёргивает из-под его ног полено, на котором тот стоял.
После казни все возвращаются в деревню. Рыбак думает о побеге, но мысль о расстреле вновь останавливает его. Уловив ненавидящие взгляды деревенских жителей и услышав оскорбления в свой адрес, Рыбак понимает, что он стал палачом и сбежать ему уже некуда. Рыбак дважды пытается повеситься в туалете, но ему это не удаётся. Сначала срывается ремень, а потом петля оказывается слишком маленькой, чтобы просунуть туда голову. Гаманюк из-за двери торопит его, так как Рыбака ждёт его новое начальство.
Главные герои повести
- Сотников — двадцатишестилетний бывший учитель, в армии был комбатом в артиллерии. Присоединился к партизанскому отряду после побега из плена. Человек с несгибаемым характером и железными принципами, которым не изменил до самой казни.
- Николай Рыбак — ровесник Сотникова, партизан, в армии был старшиной, служил в пехоте. На первый взгляд, он кажется более приспособленным к борьбе с врагами. Это человек действия, не любящий раздумывать. Сущность его проявляется постепенно. Например, он возвращается к напарнику, подстреленному полицаями, не потому, что хочет его выручить, а из боязни ответа перед партизанами за то, что бросил раненого; а в полицейском участке Рыбак надеется, что Сотников умрёт и тогда его шансы выжить увеличатся, если «поторговаться» со следователем. В итоге он согласился служить в полиции.
Выход на экран
Фильм находился на грани запрета: контролирующие органы считали, что вместо партизанской истории была снята «религиозная притча с мистическим оттенком». Шансы на то, что картина отправится «на полку», были очень велики, и Элем Климов, режиссёр и муж Ларисы Шепитько, решился на отчаянный шаг. В то время Климов как раз начал подготовку к съёмкам фильма «Убейте Гитлера» (в 1985 году он вышел на экраны под названием «Иди и смотри») и познакомился с Петром Машеровым, первым секретарём ЦК компартии Белоруссии, который всячески поддерживал режиссёра и даже выступал в роли исторического консультанта: в годы войны высокопоставленный чиновник сам был партизаном; более того, в 1942 году оккупанты повесили за сотрудничество с партизанами его мать.
Когда Климов, в обход «Мосфильма», пригласил Машерова на специальный просмотр «Восхождения» (плёнку привезли в Минск прямо из лаборатории, почти мокрую, а Лариса Шепитько сама села за микшерный пульт), тот поначалу был настроен скептически, ожидая увидеть «бабью режиссуру». Через двадцать-тридцать минут после начала просмотра Машеров уже не мог оторваться от экрана, а к середине фильма — плакал, не стесняясь присутствовавшего в зале руководства республики. По окончании фильма Машеров вопреки традициям (обычно на таких премьерах мнения заслушивались сначала от нижних чинов и потом уже от высших) вышел на сцену и говорил около сорока минут. Его слова не были никем записаны, но по свидетельству Элема Климова, эта взволнованная речь была одна из лучших, когда-либо слышанных им в адрес своей жены. Белорусский писатель и ветеран Великой Отечественной войны Алесь Адамович, присутствовавший на показе, описал Машерова, как человека, вопрошающего: «Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всём этом, как она могла так рассказать?» Через несколько дней «Восхождение» было официально принято без единой поправки.
Заключение к краткому пересказу
- партизанское движение во время Великой Отечественной войны;
- верность Родине и предательство;
- нравственный выбор, который делает человек в экстремальной ситуации.
Идея произведения состоит в том, что в экстремальных условиях проявляется истинная натура человека, его духовная сила или слабость.
В конце повести автор не даёт своей оценки поступку Рыбака, читатель сам оценит выбор этого человека сохранить жизнь, добровольно став рабом «великой Германии».
Рыбак, опытный партизан, не смог устоять перед страхом смерти и стал изменником Родины. Сотников же, менее приспособленный к суровым условиям войны, оказывается нравственно сильнее своего напарника. Он тоже не хочет умирать, но, понимая, что его не выпустят живым, пытается спасти других пленников.
Писатель показывает, что во время войны людям порой приходилось делать выбор: погибнуть ли «со свойственным человеку достоинством» или выкрутиться, «выжить любой ценой», став изменником.
Краткое содержание повести «Сотников» может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы. Рекомендуем прочесть повесть и посмотреть фильм «Восхождение», снятый по ней.