Владимир мартынов: “время композиторов прошло”
Содержание:
- Ранние годы
- Почетные звания композитора
- Факты, указывающие на предумышленное убийство
- “И тогда я обратился к православию…”
- Vladimir Martynov
- Причина смерти Евгения Мартынова
- Биография и причина смерти
- Подробности о супруге
- “У нас сырьевая культура”
- “Нужна система фестивалей современной музыки”
- “Работа с Любимовым, само общение с ним – это счастье”
- Новые публикации
- “Конец времени композиторов не означает конца музыки”
- Реализация Мартынова как певца
Ранние годы
Будущий композитор Евгений Мартынов в возрасте пяти лет переехал со всей семьей в город Бахмут (до 2016-го Артемовск), расположенный в Донецкой области. Это была малая родина его отца, поэтому можно сказать, что они вернулись в свой родной край. Григорий Мартынов вложил в сына много терпения и труда, развивая в нем данный от бога талант к музыке. Будучи еще школьником, Евгений начал создавать собственные произведения, ведь одарен он был не только прекрасным голосом, но и тонким слухом.
В Артемовске будущий композитор получил начальное музыкальное образование по классу кларнета. Юноша мечтал быть артистом, поэтому, имея все необходимые таланты, в 1967-м поступил в консерваторию имени Петра Ильича Чайковского, расположенную в городе Киеве. Но по каким-то причинам юноша перевелся в музыкально-педагогический институт Донецка, который ныне носит высокое звание консерватории имени С. С. Прокофьева. Окончил он его раньше положенного срока обучения, в 1971 году.
Почетные звания композитора
За всю свою жизнь Евгений Мартынов неоднократно получал государственные награды и ценные призы, вот их перечень:
- Лауреат конкурса СССР среди исполнителей советской песни в городе Минске в 1973 году.
- Лауреат Всемирного молодежного фестиваля в 1973 году, проходившем в городе Берлине.
- Получил членство в Союзе композиторов СССР в 1984 году.
- Победил на Международном конкурсе «Братиславская лира» в 1975 году, став первым победителем из страны Советов.
- Занял второе место и стал обладателем серебряной медали в Международном конкурсе «Золотой Орфей» в 1976 году в Болгарии.
- Получил премию Ленинского комсомола в 1987 году за проделанную работу по эстетическому воспитанию молодого населения и детские произведения.
Помимо всего перечисленного выше, Евгений Мартынов был одним из самых известных и почитаемых авторов и исполнителей Советского Союза. Но, увы, после 80-х его популярность резко сошла на нет в связи с появлением таких поп-звезд, как «На-На» и «Ласковый май».
Мартынов оказался вне «формата», так как молодежь любила больше плясать, чем вдумчиво слушать. Приглашения на телевидение и концерты перестали поступать, а это не могло не сказаться на психологическом состоянии певца и композитора. По натуре Евгений Григорьевич являлся очень тонко чувствующим человеком и все принимал близко к сердцу. Именно поэтому длительная невостребованность привела к тому, что артист банально запил. И 27 августа 90-го Евгений Мартынов выступил в последний раз в отборочном туре фестиваля «Песня года» с композицией на стихи Ильи Резника «Марьина Роща».
Факты, указывающие на предумышленное убийство
Патологоанатомы из НИИ Склифосовского заключили, что во рту у Евгения Мартынова было обнаружено немалое количество нашатырного спирта. Но ведь его же не пьют! Для приведения человека в чувство достаточно капельки нашатыря на кусочке ваты, а у певца одежда прямо-таки источала резкий запах аммиака! Однако в заключении о причине смерти указана сердечная недостаточность.
Брат покойного сделал вывод, что Евгений Мартынов умер именно от отравления:
«Причиной плохого самочувствия Жени послужило то, что его умышленно отравили. Может, водка попалась «паленая», или же в рюмку ему чего-то добавили, чтобы он отрубился и его можно было обчистить. До приезда милиционеров брат все еще дышал и нужно было просто вызвать скорую, а не проводить неумелую реанимацию. Разве можно было вливать в живого человека нашатырь вместо того, чтобы просто дать понюхать?! Неужели они не знали, что аммиак вызывает сильнейший отек слизистой оболочки, блокируя дыхательные пути?!».
“И тогда я обратился к православию…”
— Был момент, когда вы на четыре года, с 1974-го по 1978-й, прекратили композиторскую деятельность, преподавали в духовной академии Троице-Сергиевой лавры, занимались расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей. Чем была вызвана эта пауза в музыкальном сочинительстве?
— Я тогда думал, что это не пауза.
— Хотели вообще забыть, что такое нотный стан?
— Да.
— Был какой-то внутренний кризис?
— Может, и кризис в какой-то степени, но не мой внутренний. Тогда мне казалось, что я самый умный и поэтому прекращаю писать музыку. А сейчас, глядя в ретроспективу, я понимаю, что этот кризис ощущался очень многими.
Дьёрдь Лигети, венгерский композитор-авангардист, в ту пору писал, что к нам подкрадывается кризис композиторства. И я тоже проникся ощущением этого кризиса.
— По этой же причине произошло ваше воцерковление?
— Не только по этой, но она тоже сыграла свою роль. Я обратился к православию. И мне повезло со старцами – с такими мощными, как отец Таврион, отец Амвросий. Я и сейчас полагаю, что если искренне и последовательно делать то, что делали они, то ни о какой музыке, ни о каком композиторстве речи быть не может.
Тогда у меня было очень четкое разделение богослужебного пения и музыки. Между ними примерно такое же различие, как между иконописью и живописью. Живописец может быть сколь угодно гениальным, но он никакого отношения к иконописи не имеет.
Короче, четыре года я вообще не писал музыку, занимался изучением древнерусской певческой системы. А потом под руководством владыки Питирима – он очень интересовался ранними формами богослужебного пения – мы осуществляли реконструкцию певческих служб XVI – XVII веков. Это было, может быть, лучшее время моей жизни.
Но потом общественно-политическая ситуация стала меняться, и она заставила меня вернуться к композиторству. Я начал писать музыкальные произведения на сакральные тексты, самые крупные из них “Апокалипсис” и “Плач пророка Иеремии”. Хоры на певческих фестивалях исполняли мои сочинения.
— Вас называют минималистом. Что такое минимализм в музыке?
— Как говорится, есть минимализм и минимализм. Первый – одно из направлений современного музыкального искусства, которое зародилось в Соединенных Штатах. Второй – естественное архаическое состояние музыки.
Весь архаический фольклор, все буддийские мантры, знаменный распев – это минимализм. А композиторская музыка лишь маленький островок в океане архаического минимализма. Поэтому минимализм как современное искусство – это практически возвращение к истокам. Не случайно все отцы – основоположники американского минимализма так или иначе учились у традиционных, стихийных сочинителей. Любой минимализм, особенно минимализм шестидесятых годов, несет в себе ритуальное, традиционное.
Vladimir Martynov
Дата рождения
20.02.1946
Профессия
композитор
Страна
Россия, СССР
Родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции в 1970 году у Николая Сидельникова и по фортепиано — в 1971 году у Михаила Межлумова. Собирал и исследовал фольклор, объездил с экспедициям различные районы России, Северный Кавказ, Центральный Памир, горный Таджикистан. С 1973 года работал в Московской экспериментальной студии электронной музыки, где реализовал ряд электронных композиций. В 1975—1976 гг. участвовал как исполнитель на блок-флейте в концертах ансамбля старинной музыки, исполняющего произведения XIII-XIV веков Италии, Франции, Испании. Играл на клавишных в рок-группе «Форпост», тогда же создал рок-оперу «Серафические видения Франциска Ассизского» (исполнялась в Таллине в 1978 году). Вскоре решил посвятить себя религиозному служению. С 1979 года преподает в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей. В 1984 году вернулся к композиции.
Среди крупнейших произведений Мартынова – «Илиада», «Страстные песни», «Танцы на берегу», «Войдите», «Плач Иеремии», «Апокалипсис», «Ночь в Галиции», «Магнификат», «Реквием», «Упражнения и танцы Гвидо», «Распорядок дня», «Листок из альбома». Автор музыки к ряду театральных постановок и нескольким десяткам мультипликационных, кино- и телефильмов, среди которых «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Николай Вавилов», «Кто, если не мы», «Раскол». Музыку Мартынова исполняют Татьяна Гринденко, Леонид Федоров, Алексей Любимов, Марк Пекарский, Гидон Кремер, Антон Батагов, Светлана Савенко, Ансамбль Дмитрия Покровского, Кронос-квартет. С 2002 года в Москве проходит ежегодный фестиваль Владимира Мартынова. Лауреат Государственной премии (2002). С 2005 года ведет авторский курс музыкальной антропологии на философском факультете МГУ.
Автор книг «Автоархеология» (в 3 частях), «Время Алисы», «Конец времени композиторов», «Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе», «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси», «Пестрые прутья Иакова», «Казус Vita Nova». Поводом для появления последней стала мировая премьера оперы Мартынова Vita Nuova, представленной в концертном исполнении дирижером Владимиром Юровским (Лондон, Нью-Йорк 2009). «Оперу сегодня невозможно писать искренне, это связано с невозможностью прямого высказывания. Раньше предметом произведения искусства было высказывание, например, «Я вас любил». Сейчас предмет искусства начинается с вопроса о том, на каком основании может быть совершено высказывание. В своих операх я этим и занимаюсь, мое высказывание может иметь право на существование лишь как ответ на вопрос — каким образом оно существует».
Причина смерти Евгения Мартынова
Биография певца трагически окончилась 3 сентября 90-го года. По официальной версии, причиной тому послужила острая сердечная недостаточность, но некоторые факты указывают на то, что это не совсем так. Певец ехал домой в лифте, но внезапно ему стало нехорошо. Говорят, что его еще можно было спасти, если бы ему была оказана своевременная медицинская помощь, но, увы, этого не произошло. Похороны Евгения Мартынова прошли на четвертый день со дня смерти на Московском Ново-Кунцевском кладбище на участке под №2.
Младший брат композитора Юрий Григорьевич считает что артисту «помогли» отправиться на тот свет, ведь он как раз судился с обманувшими его людьми. И это похоже на правду, ведь речь шла о довольно «кругленькой» сумме.
Суть дела была такова, что Евгению Мартынову организовали гастроли по Рязанской области, но вот выплатить гонорар почему-то забыли. Контракт с фирмой был заключен официально (на бумаге), вот только оформлена она была на совершенно посторонних людей. Мошенники-рецидивисты таким образом себя обезопасили, ведь доказать их причастность в данной ситуации оказалось непросто.
И вот композитор «очень удачно» умер прямо накануне очередного заседания, назначенного на 4 сентября. Дело было закрыто, а люди долго шептались о том, что смерть была подстроена теми самыми преступниками. По одной из версий его отравили, а по другой — жестоко избили, задев жизненно важные органы.
Биография и причина смерти
Евгений Мартынов пришел в этот мир 22 мая 1948 года. Случилось это в городе Камышине Волгоградской области. Женя появился на свет в послевоенное время, оба его родителя пережили тяжелые времена, причем не где-нибудь в тылу, а прямо на линии фронта.
Папа, Григорий Мартынов, носил почетное звание командира стрелкового взвода, но война сделала его инвалидом, поэтому о дальнейшей службе пришлось забыть. Он имел хороший музыкальный слух и умел играть на нескольких инструментах.
Мама будущей знаменитости была военной медсестрой, поэтому также внесла неоценимый вклад в общую победу над мировым фашизмом. К тому же у Евгения Мартынова есть младший брат Юрий (1957 г.), который так же, как и он, отличается сразу несколькими талантами. Прославился как успешный композитор, продюсер, а также аранжировщик, и даже получил звание заслуженного деятеля искусств Российской федерации.
О причинах смерти в биографии Евгения Мартынова можно найти несколько версий, так как, по словам родного брата, было много факторов, указывающих на преднамеренное убийство, а не на несчастный случай.
Подробности о супруге
Жена Эвелина Константиновна Старченко родилась в Киеве в 1959 году и после бракосочетания взяла фамилию мужа. Свадебное торжество проходило в московском ресторане «Прага» и отличалось пышностью. Люди, входившие в круг близких знакомых певца, шушукались о том, что Эвелина выскочила замуж из корыстных побуждений, однако Евгений был очень счастлив с ней. Бог благословил их брак сыном, который появился на свет 23 июля 1984 года. Имя ему было дано в честь великого русского поэта Сергея Есенина, творчество которого Мартынов безгранично любил. Сын внешне очень напоминает отца, но ему было всего 6 лет, когда папы не стало.
Несмотря на то что сама Эвелина говорит о том, что смерть мужа была для нее сильнейшим ударом судьбы, Юрий Мартынов в это не особенно верит. А объясняет он это так: «В скором времени после смерти Жени Элла попросила меня подключить свои связи, чтобы сделать ей аборт. Я задумался о том, чей же это ребенок. Однако свел ее с нужными людьми. А месяц спустя она стала встречаться с другим мужчиной, с которым на данный момент проживает в Испании».
После своего второго замужества Эвелина переехала в испанский курортный город Аликанте вместе с сыном Сергеем и теперь живет на вилле на берегу моря.
“У нас сырьевая культура”
— Говоря о современной музыке хоть академической, хоть авангардной, невозможно, наверное, не сказать о культурной ситуации, в которой мы оказались. Выразительная метафора этой ситуации – Большой театр и все, что в нем сегодня происходит.
— Криминальные разборки и скандалы, сотрясающие Большой театр, не случайны. У нас сырьевая культура. Мы пользуемся великим классическим наследием, к которому не имеем никакого отношения.
Большой театр долгое время был национальным символом. Он считался великим, потому что у него было великое прошлое. Сейчас он перестает быть даже брендом. Балет еще кое-как держится, а опера опустилась ниже плинтуса. Музыкальный театр, который не может поставить ни одной оперы Вагнера или Моцарта, это национальный позор.
Конечно, на русской классике можно прожить, в том и заключается принцип существования сырьевой культуры. Между тем культура, как и экономика, должна быть инновационной. Скажем, новая опера – это прежде всего новая партитура. Если нет свежих композиторских идей, движения вперед не будет. А их нет. И руководство театра тут ни при чем.
Руководство – это чиновники. Они пишут партитуры? Что-то ставят? Проблема куда более фундаментальна, чем смена власти. Могут прийти великие чиновники и даже великие режиссеры, но если никто не принесет новых партитур, то говорить не о чем. Этот гнойник когда-то должен был прорваться. Потому что невозможно сидеть на “сырьевой” игле “Спящей красавицы” и “Лебединого озера” и делать вид, будто это лицо современной российской культуры.
Посмотрите, что делается с академической филармонической музыкой. Она, как и вся наша культура, держится на каких-то брендах. Есть Башмет. Есть Мацуев. Но это все тоже “сырье”. Если его убрать, то вообще ничего не останется.
По-другому не может быть, пока в культуре не возобладает инновационность. Я слышал, кто-то из деятелей Большого театра высказал мысль, что все их беды, они, мол, от того, что ставятся “не те” спектакли: “Дети Розенталя”, еще что-то… Я не в восторге от “Детей Розенталя”, но это хоть какая-то попытка создать что-то новое, актуальное.
— А как вы оцениваете оперные постановки Дмитрия Чернякова?
— Я не поклонник Чернякова, но дело не в этом. Нельзя ждать обновления оперы от оперной режиссуры. Все-таки в опере главное музыка, а главный автор – композитор. И оперные реформы всегда исходили не от режиссеров, а от композиторов: Монтеверди, Глюк, Вагнер…
Сегодня же у нас, а может, и вообще в мире нет фигуры, способной сделать оперную партитуру принципиально нового типа. Были блестящие попытки у Филипа Гласса. Но лично для меня две великие оперы – это “Воццек” и “Лулу” Берга.
Почему они великие? Потому что это оперные партитуры действительно нового типа. Как бы там режиссеры ни изощрялись, новая опера не родится, если не будет новых партитур. Меня раздражает, когда, скажем, в “Аиде” почему-то витает чеченская война, а Царь Додон в “Золотом петушке” своими манерами напоминает генсека. Это абсолютное недоверие к музыкальному тексту.
“Нужна система фестивалей современной музыки”
— Что же делать авторам современных опер, симфоний, кантат?
— Ничего не делать. Просто сегодня не надо быть академическим композитором. Если твои сочинения не доходят до публики, то чего же дурака валять.
— Почему в России нет музыкального рынка?
— Для того чтобы появился рынок, нужна какая-то институциональная база. Что является рынком для композитора? Прежде всего система фестивалей современной музыки. Причем фестивалей дотируемых.
У меня есть свой ежегодный фестиваль, в нем, слава богу, предусмотрены гонорары для исполнителей, но я не имею возможности заказывать произведения. Нужны фестивали, обладающие достаточным финансовым ресурсом для заказа произведений. Кроме того, нужны фонды, из которых можно спонсировать создание современной музыки.
Наконец, нужны музыкальные издательства. За счет чего живет Пярт или Канчели? За счет своих издательств. И они не просто издают современные музыкальные произведения – они продвигают их. У нас же, в России, ничего этого нет.
— А публика изменилась за последние лет двадцать?
— Она изменилась гораздо раньше. С тех пор как резко поубавилось любителей музыки
Обратите внимание, в пятидесятые – шестидесятые годы из пяти отроков трое худо-бедно учились в музыкальной школе. Считалось, что это просто необходимо
Юные дарования, как могли, исполняли “Полонез” Огинского или “Баркаролу” Чайковского, но так или иначе многие играли. Именно такие любители музыки и составляют ядро публики.
Я помню, в семидесятые годы некоторые знатоки, весьма искушенные в музыкальном искусстве, приходили на концерт с партитурами. Это была настоящая публика. Те самые пресловутые интеллигентные старушки, над которыми принято было иронизировать.
А недавно я попал на концерт Башмета в Большом зале консерватории и вообще не понял, кто это сидит там. Люди пришли “на Башмета”, потому что это престижно… Впрочем, что это мы заладили – “академическая музыка, академическая музыка”?.. Да плевать на эту академическую музыку! Сходим лучше на концерт Лени Федорова и его группы “АукцЫон”. Замечательные люди, умные, продвинутые.
Понимаете, есть публика академического концерта, и мне для этой публики сегодня ничего не хочется делать. А вот для публики группы “АукцЫон” – с большим удовольствием.
“Работа с Любимовым, само общение с ним – это счастье”
— В чем состояла ваша работа над “Князем Игорем”?
— Вместе с композитором Павлом Кармановым я сделал партитуру. Дело в том, что оперы “Князь Игорь” как таковой не существует. Это примерно такая же опера, как “Король Артур” Пёрселла, когда нет уртекста и всякий, кто делает такую оперу, предлагает свою версию.
Мы с Кармановым пересмотрели все редакции “Князя Игоря” и выяснили, что каждая постановка, даже в одном и том же театре, например, в Большом в 50-е годы и там же в 80-е, отличается от предыдущей. Наша версия сделана для Любимова. Редактуры почти не было – только сокращения. Длинноты мешали режиссеру, он просил плотно скомпоновать, сконцентрировать музыкальный текст.
Никакой отсебятины мы не сочинили. За исключением “Половецких плясок” – туда были добавлены ударные, поскольку Юрий Петрович сказал, что в “Половецких плясках” ему не хватает энергетики, драматургического развития.
— Это ведь далеко не первый спектакль создателя легендарной Таганки, где на афише стоит и ваше имя. Трудно работать с Любимовым?
— Мы сделали вместе около двадцати спектаклей. Иногда выпускали по две премьеры в год. У нас подчас возникали эстетические разногласия, но для меня они не имели никакого значения. Я понимал, что работаю с выдающимся режиссером, феноменальным человеком, само общение с которым уже счастье.
Сейчас пишу оперу “Школа жен”, которую Юрий Петрович будет ставить по пьесе Мольера на сцене театра “Новая опера”. Либретто написал сам Любимов. Что касается музыкальной стилистики, то я ориентируюсь на “Похождения повесы” Стравинского. Должна получиться очень легкая вещь – нечто вроде зингшпиля или оперы-буффа.
Новые публикации
Неделя русского языка – 2021 стартовала в Берлине 22.11.2021
С 22 по 27 ноября Русский дом в Берлине проводит Неделю русского языка. Задумывалась она как мероприятие для повышения квалификации немецких русистов, но быстро вышла за рамки одной страны, став международной. О том, какие языковые проблемы волнуют сегодня преподавателей русского языка по всему миру, рассказывает представитель оргкомитета Недели Ольга Васильева.
На языке живой памяти 22.11.2021
Реестр мемориалов стран антигитлеровской коалиции создаёт Ассамблея народов Евразии (АНЕ). У международной акции две глобальных задачи – взять на учёт все мемориальные комплексы стран Европы и напомнить миру, что партизан, военнопленных и мирных граждан на оккупированных территориях, а так же угнанных фашистами в Германию и соседние страны погибло не меньше, чем солдат и офицеров на фронте.
«Мне важно русское слово». 220 лет Владимиру Далю 22.11.2021. Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) известен прежде всего как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», и это не удивительно: на его создание было потрачено несколько десятков лет
Но Даль – фигура многогранная, и в его судьбе было много других интересных дел, выходящих за рамки лексикографической работы.
Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) известен прежде всего как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», и это не удивительно: на его создание было потрачено несколько десятков лет. Но Даль – фигура многогранная, и в его судьбе было много других интересных дел, выходящих за рамки лексикографической работы.
Слова приходят и уходят: Яндекс исследовал русскую лексику за 100 лет 22.11.2021
22 ноября, в день рождения автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, в России отмечают День словарей. К этой дате в Яндексе провели исследование и собрали множество примеров изменений, произошедших в лексике русского языка с первой половины XX века до наших дней.
На 34 языках. В Москве наградили победителей конкурса «Билингва» 18.11.2021
Абхазский, аварский, башкирский, коми, марийский, осетинский, удмуртский, чеченский, чувашский… одно только перечисление языков народов России и мира, на которых говорят финалисты конкурса «Билингва», заняло около пяти минут на торжественной церемонии в Правительстве Москвы.
«Родина – Россия». В Югре обсуждают связи российских регионов с соотечественниками за рубежом 18.11.2021
В Югре проходит VI международная конференция «Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Содействие сохранению российской духовной и культурной среды».
Андрей Кибрик: Каждые две недели в мире исчезает один язык 17.11.2021
В Москве, в Институте языкознания РАН, прошёл международный «Лингвистический форум – 2021: Языковая политика и сохранение языков». Как на фоне глобального уменьшения числа языков сохранить языковое разнообразие России? Этот вопрос стал главным в работе форума. Ответить на него «Русский мир» попросил директора Института языкознания (ИЯ) РАН, лингвиста Андрея Кибрика.
Русская Ирландия в одной газете 17.11.2021
«Наша газета» остаётся в Ирландии единственным бумажным информационным изданием на русском языке. Этой осенью «Нашей газете» исполнилось 20 лет. Её история красноречиво показывает, что русский язык служит языком международного общения не только на востоке Европы, но и на самой западной её окраине.
“Конец времени композиторов не означает конца музыки”
— Вы настаиваете на том, что время композиторов прошло?
— Для меня это совершенно очевидно и не требует никаких доказательств. Время композиторов было связано с чем? С нотопечатанием. Печатный нотный текст был абсолютен. Если композитор не напишет этот нотный текст, музыканту нечего играть, слушателю нечего слушать, критику нечего критиковать.
Всю эпоху композиторства можно рассматривать как узурпацию свободно льющегося музыкального потока, в котором композиторы начали делать какие-то ирригационные системы – запруды, резервуарчики… Это замечательные инженерные сооружения, но это все-таки утрата свободного потока. Тем не менее композитор стал ключевой фигурой и единственным игроком на поле. Но с появлением микрофона и звукозаписи к микрофону может подойти любой человек, даже не знающий нотной грамоты, – какой-нибудь темнокожий музыкант из Нью-Орлеана или крестьянин, поющий в хоре Пятницкого.
Таким образом, на поле оказалось уже несколько игроков и они уравнялись в своем значении. Особенно очевидным это стало к концу XX века. Фигура композитора отошла на второй план.
А на первый вышли дирижер и исполнители, то есть люди, которые стоят ближе к микрофону. Затем появилась звукозапись, и здесь композитор опять оказался на вторых – третьих ролях. Достаточно было этой одной технической причины – появления микрофона и звукозаписи, чтобы композитор утратил свое музыкальное первородство.
Сегодня премия “Грэмми” абсолютно точно показывает место академической музыки в общем раскладе. Из 115 номинаций на эту премию академическая музыка располагается где-то в промежутке между 93-й и 105-й. Композитор сам по себе никогда не сможет получить “Грэмми”, если его произведение не представит публике какой-нибудь крутой исполнитель.
— Изменилась иерархия отношения между автором и исполнителем? Исполнитель теперь главенствует?
— Да. Раньше было наоборот. Но для меня конец времени композиторства некое радостное событие, потому что ни великие культуры древности, ни традиционные культуры современности не знают фигуру сочинителя музыки.
Африканские барабанщики или буддийские шаманы, бьющие в бубен, играют не по чьим-то написанным нотам, но результаты получаются не менее, а, может, и гораздо более впечатляющие, чем вся композиторская музыка вместе взятая. Конец времени композитора совершенно не означает конца музыки. Наоборот, он может стать предвестьем ее нового расцвета.
Реализация Мартынова как певца
Творения Евгения Григорьевича исполняли такие звезды 70–80-х, как Анна Герман, София Ротару, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Михаил Чуев и другие. Но все же мечтой Мартынова было самостоятельное исполнение собственных песен, тем более что Бог наделил его прекрасным бархатистым и звонким голосом.
Его мягкий тенор мог охватить до нескольких октав и обладал уникальным тембром, благодаря чему Евгения звали солистом в оперный театр. Но тернистый путь эстрадного певца привлекал его гораздо больше, тем более что у него были для этого все данные. Внешность Мартынова была достаточно артистичной, а харизма и вдохновенная манера исполнения делали свое дело, вызывая у слушателя бурю позитивных эмоций. Даже такие драматические композиции, как «Лебединая верность», у него оканчиваются весьма оптимистично и возвышенно. Однако биография Евгения Мартынова и причина смерти артиста далеко не так светлы и понятны, как его песни, ведь там есть достаточно много темных пятен.