Психогигиена и немного удачи. как еврейский психиатр виктор франкл выживал в концлагерях

Личная жизнь

Завесу над тайной отношений полов братьям Франкл приоткрыла горничная, позволявшая подросткам раздевать ее и притрагиваться к телу. В старших классах Виктор думал, что, женившись, перестанет спать, чтобы тратить все ночные часы на радости личной жизни.

В конце 1941 года врач женился на медсестре Тилли Гроссер. Женщина вскоре забеременела, но в ситуации нарастания репрессий по отношению к евреям супруги предпочли сделать аборт. Тилли, как родители и брат Виктора, не вернулась из фашистских концлагерей. Любовь к жене и воображаемые разговоры с ней поддерживали Франкла в самые тяжелые моменты заключения. Книга психолога «Доктор и душа» посвящена «мертвой Тилли».

Embed from Getty Images Тилли Гроссер и Виктор Франкл в молодости

В 1947 году Виктор взял замуж католичку Элеонору Катарину Швиндт, с которой прожил до конца жизни. Супруги уважительно относились к религиям друг друга, вместе посещали костел и синагогу, праздновали Рождество и Пурим.

Дочь, ставшую впоследствии детским психологом, Виктор и Элеонора назвали в честь отца врача Габриэль. Франкл успел поучаствовать в воспитании внуков Катарины и Александра и увидеть правнучку Анну Викторию.

Психолог обожал крепкий кофе и галстуки. Во все поездки брал таблетки кофеина на случай, если в кафе не смогут заварить достаточно крепкий напиток. Галстуками Франкл любовался в витринах магазинов, даже в тех случаях, когда не собирался их купить.

Виктор сочинял музыку (элегии и мелодии в ритме танго). Ученый превосходно разбирался в оправах (на большинстве фото философ запечатлен в очках), ценил юмор и игру слов, а лекции украшал байками и анекдотами.

Духовная свобода вопреки концу света: в чем искать смысл?

Одним из самых главных был вывод о том, что «заключенный, который потерял веру в будущее, обречен». Франкл вспоминал, что в концлагере самоубийства были повсеместным явлением и лучшие шансы на выживание были не у самых сильных или самых здоровых заключенных, а у тех, кто, несмотря на страдания, смог обрести смысл существования. Некоторым узникам удавалось «найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе». Это помогало им переносить лагерную жизнь.

Франкл часто вел воображаемые беседы со своей женой Тилли (которая, как он позже узнал, умерла в другом концлагере) или читал лекции перед воображаемой аудиторией о психологии концлагеря — теме, которой он посвятит всю последующую жизнь.

Логотерапия, наследие для человечества

Виктор Франкл смог переделать свою жизнь. Он женился в 1947 году, имел дочь, двух внуков и правнука. Его брак продлился 50 счастливых лет. Он получил более 40 почетных докторских степеней, опубликовал более 30 книг и преподавал в некоторых из самых престижных университетов мира. К ним относятся Гарвард, Стэнфорд и Вена. Он умер в 1997 году, сразу после того, как совершил свой первый полет в качестве пилота-любителя.

Школа психологии Франкла называется Логотерапия, и многие психиатры используют его методы сегодня. Его теории утверждают, что у людей есть 3 измерения: соматическое или физическое, ментальное и духовное. С его точки зрения, психологические проблемы возникают из-за недостатка силы в духовном измерении или в определении смысла жизни. Для логотерапевтов «воля к значению» — это то, что позволяет нам продолжать жить.

Как мы находим смысл? По словам Франкла и его последователей, мы можем избрать 3 пути: создание, трансцендентный аффективный опыт и отношение к страданию. Первое соответствует ценностям творчества. Это связано со способностью создавать произведения искусства, писать и т. д

Второе основано на ценности опыта, межличностных взаимодействий и ощущений. Третий относится к важности отношения и предполагает способность преодолевать страдания

Сообщение, которое Виктор Франкл хотел бы передать другим, заключается в том, что психические расстройства возникают не в страдании, а в том значении, которое дано этому страданию. Его жизнь была примером способности человека подняться над любым обстоятельством.

Цитаты

«В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет.»
«Если тебя о чем-то спрашивают, следует отвечать как можно более правдиво, но о том, чего не спрашивают, лучше молчать.»
«Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко.»
«Счастье подобно бабочке — чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает

Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо.»
«Самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой.»

Экзистенциальный вакуум

Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» .

По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.

Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.

Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.

Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.

Время в концлагере

В 1942 году по Австрии прокатилась волна массовых арестов евреев. Семья Франкла была депортирована в лагерь «Терезиенштадт», что под Прагой. Их вместе с другими арестантами поместили в тесный сарай и заставили сидеть на холодной земле. В первый день Виктора разлучили с родными, и больше он их никогда не видел.

За годы войны Франкл сменил четыре концлагеря. Несмотря на потерю семьи, он смог найти новый смысл жизни. В концлагере Виктор не только сам выживал, но как психолог наблюдал за другими заключенными и поддерживал их морально. Тогда это стало единственным смыслом жизни для него самого. Ему удалось предотвратить несколько десятков самоубийств других узников. 

Карьера

Между 1928 и 1930 годами, еще будучи студентом-медиком, он организовал несколько программ бесплатного консультирования старшеклассников, особенно в периоды, когда они получали табели успеваемости и были более склонны к попыткам самоубийства.

В 1933 году Франкл стала заведующей отделением «Павильон женщин-самоубийц» в больнице в Вене. Это отделение предназначалось для лечения женщин с суицидными наклонностями. Он лечил около 3000 пациентов в год. Его успех в этой области побудил его начать собственную практику неврологии и психиатрии в Вене в 1937 году.

В 1940 году Виктор Франкл был назначен директором неврологического отделения больницы Ротшильдов, которая была клиникой для пациентов-евреев. Особенностью этого срока было то, что он неоднократно подвергал свою жизнь опасности, ставя ложные диагнозы и саботируя нацистский протокол, главным образом для предотвращения эвтаназии психически больных.

В 1946 году он стал директором Венской неврологической поликлиники. Он занимал эту должность 25 лет. В 1948 году Франкл получил докторскую степень по философии с длинным эссе на тему «Бессознательный Бог». В результате Франкл был назначен доцентом кафедры неврологии и психиатрии Венского университета.

В 1950 году Франкл основал «Австрийское медицинское общество психотерапии» и стал его первым президентом. Все его лекции были переведены и объединены в книгу под названием «Homo Patiens». Versuch Einer Pthodizee, публикация о том, как оказывать поддержку страдающим людям. Начиная с 1954 г. он читал цикл лекций в различных университетах Англии, Голландии и Аргентины. В следующем году его повысили до профессора Венского университета. С 1961 года его попросили стать приглашенным профессором в таких университетах, как Гарвард и Южный методистский университет.

Применение на практике

При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Вербализация переживаний

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Свободные словесные ассоциации

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Упражнения для взрослых

При серьёзных расстройствах личности и поведения, фобиях, затяжных депрессиях и склонности к суициду необходимо обращаться непосредственно к специалисту. На занятиях проводится групповая терапия по программам «Я счастлив(а) когда…», «Взаимные комплименты», «Светлые стороны моей жизни» — активно применяется метод дерефлексии.

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Расскажи мне обо мне

Попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, рассказать ему о вас. Приготовьтесь выслушать хорошие и плохие моменты. Второй шаг — выслушать о себе от того, кто вас мало знает. Третий — представить себе, что вы писатель, абсолютно другой человек, и написать о себе. Сравните характеристики и составьте обобщающий словесный портрет. А теперь работайте над тем, что надо исправить.

«Доброделатель»

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

«Жилетка»

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

Сказать жизни — «Да» УПРЯМСТВО ДУХА — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Сказать жизни — «Да» УПРЯМСТВО ДУХА», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Душевными деформациями освобожденному лагернику угрожает еще и другое: разочарование и горечь, которые он может испытать, вернувшись домой. С горечью видит он, какие изменения произошли за это время в той, прежней его жизни, в прежней среде. Если для него при встрече не находят большего, чем банальные фразы, пожимание плеч, ему трудно бывает преодолеть горькую мысль — зачем, собственно говоря, я все это вытерпел… Когда он слышит что-то вроде «а мы ничего не знали» или «нам тут тоже было плохо», он спрашивает себя: неужели это действительно все, что ему могут сказать?

Но иначе обстоят дела, если главным переживанием становится разочарование. Здесь дело уже не просто в конкретных людях, равнодушием или жестокостью которых можно пренебречь, замкнувшись и не желая больше ни знать таких людей, ни слышать о них. Нет, здесь другое. Испытывая разочарование, человек чувствует себя игрушкой судьбы. Годами он считал, что познал уже всю мыслимую глубину страдания, — теперь же он видит, что погружаться в него можно все глубже и глубже.

Мы уже говорили о том, что человек должен быть направлен на какую-то цель в будущем, что он должен помнить о том, что его ждет жизнь, ждет человек. А теперь? А теперь многим из них приходится убедиться, что их никто уже не ждет.

Горе тому, кто не найдет в живых любимого человека, мысль о котором единственная поддерживала его в лагере. Горе тому, кто тысячи раз мечтал о моменте возвращения, если этот момент окажется совсем не таким. Да, он садится в трамвай, да, он подъезжает к дому, да, он нажимает кнопку звонка — точно так, как он себе это тысячи раз представлял. Но открывает ему не тот, кто должен был открыть — тот больше уже никогда не откроет…

Все в лагере знали и говорили друг другу: нет на свете такого счастья, которое возместило бы все, что мы пережили. О счастье не было речи. То, что нас поддерживало, что давало смысл нашим страданиям, жертвам и самой смерти, не было счастьем. И все-таки — на несчастье мы не рассчитывали. Разочарования, которые судьба послала многим бывшим заключенным, переносились ими тяжело и, с точки зрения врачебной, вызывали трудно преодолимые состояния. Психотерапевта подобные трудности не должны обезоруживать. Наоборот — они дают стимул, ставят задачу.

Так или иначе, но однажды для каждого освобожденного наступает день, когда он, оглядываясь на все пережитое, делает открытие: он сам не может понять, как у него хватило сил выстоять, вынести все то, с чем он столкнулся. И если было время, когда свобода казалась ему прекрасным сном, то наступает и время, когда все пережитое в лагере он вспоминает, как кошмарный сон. И главным его достижением становится то несравненное чувство, что теперь он уже может не бояться ничего на свете — кроме своего Бога.

1

* В литературе на русском языке чаше встречается польское название этого лагеря — Освенцим. — Прим. пер.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Цели логотерапии

Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.

Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.

Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл. К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед. Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.

Психолог в концлагере

25 сентября 1942 г. Виктор Франкл, его родители и его молодая жена были помещены в концлагерь «Терезиенштадт». Именно там Франкла встретился с доктором Карлом Флейшманом, у которого были планы по организации психологической помощи заключённым, особенно вновь прибывшим. Он поручил создание такой организации Франклу, как практикующему психиатру. Вместе с врачами, социальными работниками из Центральной Европы во время всего своего пребывания в лагере он оказывал медицинскую помощь заключенным втайне от СС. Задачей организации стала помощь по преодолению шока и поддержки в начале пребывания людей в лагере.

«Я помню, что было, возможно, самым тяжелым опытом в лагере. Вероятность выживания в лагере была меньше, чем один из двадцати восьми.  Было невозможно сохранить рукопись моей первой книги, которую я спрятал в пальто, когда прибыл в Освенцим. Таким образом, мне пришлось пережить потерю своего интеллектуального творения. Я задался вопросом, не будет ли в таком случае моя жизнь лишена всякого смысла».

До войны он понимал, что поиск смысла жизни является ключом к благополучию и психическому состоянию человека. Попав в заключение, он хотел понять, имеет ли смысл его собственная жизнь. Выживание в тех условиях было совместным результатом воли к жизни, инстинкта самосохранения, некоторых щедрых актов человеческой порядочности и, конечно, это также зависело от слепой удачи, прихоти охранников, выбора кому доверять. Однако для преодоления лишений и деградации личности в лагере требовалось нечто большее.

Краткая биография

  1. 1924 — начал изучать в венском университете медицину, позднее выбрал для специализации психиатрию и неврологию, особенно его интересовали проблемы депрессии и суицида. В этом же году состоялась первая научная публикация: в Международном психоаналитическом журнале напечатана статья Виктора о происхождении мимики согласия и отрицания.
  2. 1925, ноябрь – стал членом Международного союза индивидуальной психологии и вошел в научный круг последователей психотерапевтической системы индивидуальной психологии А. Адлера. В это время его наставниками стали ученые Р. Аллерс и О. Шварц. В Международном журнале индивидуальной психологии была опубликована статья Франкла «Психотерапия и мировоззрение».
  3. 1926 – впервые озвучил термин «логотерапия» в публичном выступлении. Логотерапией он назвал метод психотерапевтического консультирования по проблемам смысла (логос – в значении «смысл»).
  4. 1928 – окончил университет. Открыл бесплатную психологическую консультационную службу для молодежи в Вене и еще в шести городах Австрии и Чехословакии и руководил ей до 1938.
  5. 1930 – получил степень доктора медицины.
  6. 1931-1938 – работа психиатром в Университетской психиатрической клинике Вены, неврологом в госпитале Марии-Терезии и психиатрической больнице; также руководил пунктом помощи женщинам, склонным к самоубийству.
  7. 1939 – возглавил неврологическое отделение еврейского госпиталя Ротшильда. В условиях преследования евреев нацистским режимом эта должность в некоторой степени защищала от высылки в концлагерь Виктора и его родственников. В течение двух последующих лет ему довелось спасать и возвращать к жизни людей, пытавшихся покончить жизнь самоубийством. Этот опыт привел к пониманию необходимости помочь людям находить смысл жизни в самых невыносимых условиях, оставаться жить и, возможно, реализоваться в этих обстоятельствах. Также в госпитале Франкл делал нейрохирургические операции.
  8. 1941, осень – отказался от возможности уехать в США, т.к. не мог оставить родителей, которым угрожал концлагерь.
  9. 1942 – написана первая книга о логотерапии – «Врачевание души». Впоследствии, перед депортацией Виктор спрятал рукопись за подкладку пальто, но в концлагере она пропала.
  10. 1942, сентябрь – вместе с женой и родителями депортирован в концлагерь Терезиенштадт. Здесь Франкл и другие доктора создали службу помощи заключенным с целью оказать им поддержку на начальном этапе пребывания в лагере, вернуть утраченную волю к жизни и продолжению существования. Франкл читал заключенным лекции на медицинские темы и даже организовал заседание научного общества. Самому Виктору силу выжить давали духовная связь с семьей, особенно с матерью, стремление восстановить утраченный труд по логотерапии, вера в Бога.
  11. 1944 – Виктора с женой перевели в концлагерь Освенцим. В ноябре он был переведен в Шонунслагер и позже в Тюркхайм – филиалы Дахау.
  12. 1945 – в апреле освобожден американскими войсками. В августе вернулся в Вену и здесь узнал о смерти в концлагерях матери, брата и жены. Назначен заведующим неврологическим отделением поликлиники, которую в 1946 возглавил. Начал вести частную практику.
  13. 1946 – вышли из печати книги «Врачевание души» (в английском переводе «Доктор и душа») и «Психолог в концентрационном лагере». С 1946 по 1948 «Доктор и душа» на немецком языке была издана 5 раз, в 1948 переведена на английский и еще 6 языков, в 1948 году работа была зачтена как докторская диссертация по неврологии и психиатрии. «Психолог в концентрационном лагере» стала особенно популярной после перевода на английский под названием «Человек в поисках смысла». В США к 1995 году она была издана общим тиражом более 9 млн. экземпляров, 5 раз становилась книгой года. В последующие пять лет были изданы еще 9 книг Франкла.
  14. 1949 – присвоена докторская степень по философии за книгу «Подсознательный Бог».
  15. 1960-е – выступал с лекциями в университетах всего мира. Более ста раз посетил США, читал лекции в более чем 200 университетах за пределами Европы.
  16. 1970-е – продолжал международную лекторскую деятельность. Во многих странах открылись Институты и общества логотерапии.
  17. 1970 – Международный университет в Сан-Диего (США) присвоил Франклу звание первого профессора логотерапии.
  18. 1980-е – выступал с лекциями в социалистических странах – Польше, Чехословакии, СССР, где его труды официально не издавались. В 1985 впервые прочел две лекции в Московском университете им. Ломоносова.
  19. 1987 – издана книга «Логотерапия и экзистенциальный анализ. Тексты шести десятилетий».
  20. 1995 – вышла из печати последняя работа Франкла «Чего нет в моих книгах».
  21. 1997, 2 сентября – умер в Вене.

Виктор Франкл

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)

КПТ — это самое прагматичное, рациональное и близкое к естественным наукам направление психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия обладает доказанной эффективностью в работе с многими психическими расстройствами. Классическая КПТ считается наиболее действенной при тревожных и депрессивных расстройствах.

В 1980–2000-х когнитивисты разработали несколько более универсальных методов: DBT, ACT, схема-терапия — они подходят для коррекции расстройств личности, зависимостей и суицидального поведения.

КПТ — относительно краткосрочный метод. С конкретной проблемой (например, социофобией, паническими атаками, легкой депрессией) возможно разобраться за 10–20 сессий. Для коррекции расстройств личности требуется последовательная работа на протяжении года и более.

На занятиях терапевт выступает кем-то вроде тренера, который помогает освоить более адекватные реакции и эффективные способы мыслить и реагировать на стресс. Оказываются полезными подробный разбор разных жизненных ситуаций, практические упражнения и поведенческие эксперименты.

Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток

Дэвид Бернс

Это пособие по самопомощи, основанное на главных методах классической КПТ. Книга рассчитана на самую широкую аудиторию. В ней есть практические методы и упражнения, помогающие справиться с тяжелыми эмоциями и депрессивными состояниями. Эффективность техник, о которых рассказывает автор, подтверждена научными исследованиями: при легкой и умеренной депрессии и повышенной тревоге их действие сравнимо с действием антидепрессантов.

Когнитивная терапия. Полное руководство

Джудит Бек

Классический учебник по когнитивной психотерапии, написанный дочерью и последовательницей основателя этого направления Аарона Бека, будет интересен тем, кто хотел бы разобраться в КПТ на профессиональном уровне.

В нем — практически исчерпывающая информация об основных концепциях и техниках когнитивной терапии, а также об областях, в которых метод наиболее эффективен.

Перезагрузи мозг. Решение внутренних конфликтов

Стивен Хайес

Книга от основателя ACT (терапии принятия и ответственности) — современного направления КПТ, набирающего сейчас популярность в России.

КПТ «третьей волны» отличается от классической когнитивной терапии 1960-х расширенным арсеналом техник: осознанность, принятие трудного опыта, поиски смысла и намного больше моральной поддержки. ACT предлагает не бороться с негативными эмоциями, а признать их право на существование и продолжить жить полноценно, не поддаваясь тревоге, панике и отчаянию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector