Кто мы? почему мы должны поститься?

Содержание:

Суть Великого поста

Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Он предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения.

Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог

Этот пост пред­ва­ря­ет­ся тре­мя под­го­то­ви­тель­ны­ми неде­ля­ми – «сед­ми­ца­ми», по­сте­пен­но вво­дя­щи­ми верующих в стро­гий бо­го­слу­жеб­ный и бы­то­вой жиз­нен­ный ритм. Начинается он с Чи­сто­го по­не­дель­ни­ка, сле­ду­ю­ще­го за Про­ще­ным вос­кре­се­ньем. Заканчивается пост Страстной седмицей.

Патриаршее богослужение в Великий пост

Сам пост состоит из двух периодов:

  1. Святой Четыредесятницы – первые сорок дней Великого поста.
  2. Страстной Седмицы – последняя неделя перед Пасхой.

Если во время Четыредесятницы мы идём навстречу Богу, то во время Страстной Седмицы Бог идёт к нам. Он идет через великие мучения, арест, Голгофу, Тайную Вечерю, сошествие в ад, и после этого уже к самой Пасхе. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник – Пасху.

Подготовка к Великому посту 2021

Подготовка к Великому посту состоит из трех седмиц и четырех Недель. Каждый из этих промежутков времени имеет свое предназначение и название:

  • Неделя о мытаре и фарисее – Всеядная седмица.
  • Неделя о блудном сыне – Мясопустная седмица.
  • Неделя о Страшном суде (мясопустная, сырная Неделя) – Сырная седмица, Масленица.
  •  Сырная Неделя – Прощеное воскресенье.

Неделя о мытаре и фарисее в 2021 году — 21 февраля

За три седмицы до Великого поста наступает время Недели о мытаре и фарисее. Эта Неделя (воскресение) начинает отсчет подготовки к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее может попадать на любой воскресный день с 11 января до 21 февраля.

Сплошная или Всеядная седмица в 2021 году — с 22 по 28 февраля

 После недели о мытаре и фарисее наступает «сплошная» или «всеядная» седмица . Во время всей недели (в том числе, в среду и пятницу) к столу можно подавать скоромную пищу, которая запрещена в остальные дни поста. Снятие ограничения на «всеядной» седмице связано с обличением неискреннего поста фарисея и напоминанием о духовном вреде слепого следования уставу поста.

Неделя о блудном сыне в 2021 году — 28 февраля

В эту Неделю читается во время богослужения притча о блудном сыне, после псалмов полиелейных поется 136‑й псалом «На реках вавилонских…» с «Аллилуиею красною».

Мясопустная или Пестрая седмица в 2021 году — с 1 по 7 марта

После Недели о блудном сыне следует Мясопустная, или «Пестрая» седмица. В течение пяти дней, за исключением среды и пятницы, можно употреблять мясные продукты. Из‑за такого разнообразного расписания трапезы эта седмица и получила свое второе название. Неделя мясопустная служит преднапоминанием о Страшном суде. Именно для этого и была введена в конце второй, мясопустной седмицы вселенская (мясопустная) родительская суббота .В эту субботу проходят торжественные поминовения усопших для того, чтобы верующие соединились духовно своими молитвами не только с живыми, но и с умершими, вошли в союз со всем Царством Христовым: от Адама до живущих ныне.

Мясопустная неделя в 2021 году — 7 марта

За вселенской родительской субботой следует Неделя о Страшном суде (Мясопустная). Это – «мясопуст», то есть начало времени ограничения себя в мясе. Предпоследняя Неделя перед Великим постом посвящена напоминанию о Страшном суде Божьем, последнем и неизбежном, о грехопадении и изгнании Адама и Евы. На трапезе в эту Неделю благословляются молочные продукты, сыр и яйца. Именно поэтому Неделя о Страшном суде, или Мясопустная Неделя получила еще одно название – Сырная Неделя. И вполне закономерно, что Сырная Неделя предваряет сырную седмицу, более широко известную как Масленица.

Сырная седмица (Масленица) в 2021 году — с 8 по 14 марта

Сырная седмица – преддверие Великого поста, а потому Церковь называет ее Неделей умиления и покаяние, призывает к смирению и отказу от мирских забав и утех. В Православной церкви время Масленицы – это время примирения со своими близкими, смысл Сырной седмицы – доброе общение с друзьями, близкими, родственниками, это время, когда нужно посвятить себя добрым делам и намерениям. Для этого в народе каждый день Масленицы посвящен свиданиям с родными и близкими и имеет свое название:

  • Понедельник – встреча. В этот день родственники посещают друг друга, чтобы договориться о том, как именно они будут проводить Сырную седмицу. Иногда сохраняется традиция наряжать чучело, строить снежные городки. В этот день начинают печь блины.
  • Вторник – заигрыши. С самого утра молодых парней приглашают кататься с горы, угощаться блинами. Этот день – день приглашений родных и знакомых: «У нас‑де горы готовы, и блины испечёны – просим жаловать».
  • Среда – лакомки. По средам теща зовет зятя и других гостей «на блины».
  • Четверг – широкий разгул. Этот день считается кульминацией Масленицы. В древности в четверг Масленица разворачивалась во всей своей красе: балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои.
  • Пятница – тещины вечерки. По пятницам зятья в ответ зовут тещ полакомиться блинами.
  • Суббота – золовкины посиделки. В этот день невестки одаривают золовок (сестер мужа) подарками и сувенирами. Также суббота была днем, когда сжигали заранее заготовленное соломенное чучело Масленицы – символа зимы. В православной же Церкви в сырную субботу вспоминаются все преподобные отцы, напоминая о предстоящем подвиге в виде Великого поста и указывая на примеры добродетели в лице великих постников.

Прощеное воскресенье в 2021 году (Сыропустная неделя) — 14 марта

Неделя Сыропустная , более известная как Прощеное воскресенье , последнее воскресенье перед Великим постом и 7‑е воскресенье перед Пасхой, последний день Масленицы и употребления молочных продуктов.

↑ Подготовка к посту

Готовиться к Великому посту верующие начинают за три недели до его начала, причем подготовка предполагается как духовная, так и телесная. Первая неделя называется Неделей о мытаре и фарисее (по названию евангельской притчи), и напоминает о том, что для прощения и оправдания необходимо осудить себя самому, то есть покаяться. Интересно, что на этой неделе предписано не соблюдать, даже обычного для православных поста, в среду и пятницу – это служит напоминанием о том, что первостепенное значение имеет не слепое следование правилам, а искреннее покаяние.

Следующая неделя – Неделя о блудном сыне, называется также Мясопустной неделей. Название указывает на то, что в течение нее еще можно употреблять скоромную пищу, в том числе мясо. На этой неделе положено размышлять о значении притчи о блудном сыне. Заключительная неделя перед Великим постом – сырная, или Масленичная: верующим разрешено есть все продукты, кроме мясных. Еще одно название, которое указывает направление размышлений людей в этот период – Неделя о Страшном Суде.

Великий пост для мирян

Церковный устав содержит пять степеней строгости поста:

  1. Полноценное пищевое воздержание.
  2. Употребление в еду только сухой пищи.
  3. Прием горячей еды без масла.
  4. Прием горячей еды с растительным маслом.
  5. Прием рыбы.

Миряне чаще всего в Великий пост питаются по 3 -5 степени строгости, то есть обычно ими не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни. Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами – кальмарами, креветками и т.п.

Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост значительно смягчается. Часто этим категориям людей достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чем вкусном, особо любимом, но не необходимом можно себя ограничить.

Также в Великий пост супругам рекомендуется воздержание от интимной близости.

Набор продуктов для постного стола весьма обширен и богат

Какими продуктами можно питаться в Великий пост:

  • крупами;
  • бобовыми культурами (фасоль, горох, бобы, чечевица и пр.);
  • хлебом и постными хлебобулочными изделиями,
  • рыбой и морепродуктами – в определенные дни;
  • овощами и зеленью;
  • грибами;
  • фруктами и сухофруктами;
  • сладкой консервацией и свежими/морожеными ягодами;
  • из сладкого – мед, черный шоколад (без молока в составе), мармелад, халва и козинаки, постный зефир, леденцы.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО БИБЛИИ

Упоминания в Ветхом Завете

История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте еще в раю: именно тогда он разрешил Адаму и Еве, чтобы те ели плоды любого дерева из Эдемского сада, но плоды от дерева познания добра и зла Бог запретил им есть.

И так в течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом.

К примеру, пророк Моисей взобрался на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды.

Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься 2 раза в неделю, во вторник и в четверг.

Упоминания в Новом Завете

В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься 2 раза в неделю, но в среду и пятницу.

В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, поведывая им всё о таинствах поста. Иисус, как уже говорилось выше, сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками продемонстрировали всем людям, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, вместе с прочими средствами к спасению, заложен в основание здания Церкви Божией. Таким образом, они заповедали посты всем верующим, а Церковь их непрерывно хранит.

Священник о Великом посте

Священник Покровского кафедрального собора иерей Максим Золотухин: Великий пост всегда заканчивается Пасхой, и мы готовимся к этому празднику. Пасха — это Воскресение, жизнь, а пост — это умирание для мира, умирание страстей, умирание для суеты, пресыщения удовольствиями.

Великий пост — очень строгий. Если хотите прямо по уставу поститься, достаточно лишь сказать, не вдаваясь в подробности, что с понедельника по пятницу мы едим лишь растительную пищу. Только в субботу и воскресенье разрешено растительное масло, и лишь два раза за пост мы едим рыбу. Это Вербное воскресенье и Благовещение Пресвятой Богородицы

Как найти какие-то послабления для тех, кто может быть себя неважно чувствует, или кто-то находится в положении, или для спортсменов, которые вынуждены интенсивно тренироваться, или у кого-то может быть работа связана с физическими нагрузками. И можно ли как-то по-другому поститься? Беременным и кормящим лучше вообще не поститься

Всё-таки забота о поколении будущем — это очень важно. Пост — это личный подвиг каждого. Каждый должен взять для себя свою планку.

Святой преподобный Сергий Радонежский, который жил более 600 лет назад, жил очень просто в своей обители. И люди со всего мира приходили посмотреть: что же это за человек? Они искали чудес, святости, а видели обычную простоту. Простой человек, просто говорит, просто молится, обычное облачение из простых кусков материи. И настолько всё было просто, что люди, видя эту простоту, уходили как бы разочарованными. Так вот, его высота в его простоте. И Великий пост — это шаг в простоту, чтобы мы поняли, что можно жить без телевизора, без увеселений, без огромного количества еды и питья, без огромного количества развлечений. Наши страсти нас постоянно подогревают, кипятят, мы становимся суетными. И мы не можем успокоиться и прийти в себя, стать реальными живыми людьми. Вот давайте вдохнем и остановимся хотя бы на время Великого поста.

Как соблюдали Великий пост православные?

Православная церковь основывается на палестинском уставе, который называется «Типикон«. Этот устав предписывает соблюдать такую схему постничества.

Принимать пищу разрешено один раз в день вечером, сухоядение.

В субботу и воскресенье разрешается вкушать растительное масло, и трапезы могут быть утром и вечером.

В Вербное воскресенье и Благовещение разрешено вкушать рыбу. Если Благовещение припадает на Страстную седмицу, то рыбу запрещено вкушать в этот день.

С началом становления христианства было предписано всем верующим, а не только монахам, соблюдать правило о воздержании от приема пищи до вечера. Иоанн Златоуст говорил в своих проповедях: «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения».

Позднее это правило стало ослабевать. В настоящее время в православной литературе вовсе не говорится о количестве трапез во время поста.

Ограничения по роду пищи необходимо соблюдать во всех верованиях. Однако в Русской Православной церкви и некоторых других церквах допускаются послабления на употребление в пищу молочных продуктов.

Интересно изучать, как соблюдали Великий пост в европейских странах. Послабления в приеме некоторых продуктов в Европе называли — диспенсации. И давались они в том случае, если христиане совершали какое — либо благочестивое дело.

Например, строительство храмов. В некоторых государствах Европы, благодаря таким послаблениям были построены много храмов. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане долгое время называлась «Мясная башня». В дальнейшем многие запреты были сняты.

Как питаться в Рождественский пост?

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен , не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно — будут поститься недобровольно…»

Вы прочитали статью Рождественский пост в 2021 году. Возможно, Вам будет интересно узнать:

  • Рецепты постных блюд
  • Рождественский пост: Пост №1
  • Рождественский пост: календарь питания
  • Рождественский пост. Добрый путь — добрые помыслы

Службы в православный пост

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время еще не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И все же есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Все перечисленное выше – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне)

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займет больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

Многодневные православные посты

Православный устав выделяет четыре многодневных поста.

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября. Он длится 40 дней, и завершается празднованием Рождества Иисуса Христа 7 января. Первые упоминания о Рождественском посте встречаются в летописных документах IV века и длился он всего 7 дней (у некоторых христианских общин дольше). Продление поста до 40 дней, до самого Рождества Христова, было принято в 1166 году.

Монастырским уставои разрешено употребление пищи с растительным маслом во все дни, исключая среду и пятницу. В праздничные, субботние и воскресные дни допускаются к употреблению рыба и морепродукты. Исключение – заключительная неделя поста. В Рождественский Сочельник существует  традиция полного воздержания от приёма пищи. Трапезу начинают только с появлением в небе первой звезды

Важно отметить, что монастырский устав не распространяется на мирян. Мера поста определяется по согласованию с духовником исходя из собственного здоровья и духовных сил

Великий пост

Великий – этот строгий пост, посвященный Иисусу Христу и Его Воскресению из мертвых — День Пасхи. Пост представляет собой 40 дней (Четыредесятницу), когда христианин приносит покаяние перед Богом. И дополнительно 7 дней Страстной Седмицы, когда вместе со Христом человек переживает предательство, арест, распятие, смерть и воскресение Спасителя. Завершается Великий пост Светлым Христовым Воскресением. Это особенные дни и даже богослужения значительно отличаются от остального года. Литургия совершается только в субботу и воскресенье. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Ее особенность в том, что Святые Дары освящаются заранее на полной Литургии в воскресение и хранятся в специальном ковчеге.

В будние дни на богослужениях читается молитва Ефрема Сирина с 12 земными поклонами. По монастырскому уставу, православные отказываются от пищи в первый и второй день Великого Поста и в Страстную Пятницу (иногда всю седмицу). На все время поста со столов нужно убрать рыбные продукты (кроме праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим). Использовать в приготовлении пищи растительное масло можно лишь в субботу и воскресенье. Для мирян эти ограничения носят рекомендательный характер. Следовать им нужно в зависимости от состояния здоровья и обстоятельств.

Петропавловский пост

Пост, посвященный апостолам Петру и Павлу имеет разную продолжительность в разные года, его длительность зависит от того, в какой день в году праздновалась Пасха. Первый день поста — всегда начало недели Всех Святых, последний день — 12 июля. Он не слишком строгий в сравнении с Великим постом, и в любой день, кроме среды и пятницы, дозволяется употреблять рыбу.

Успенский пост

Успенский пост посвящен Богородице, Деве Марии и Ее Успению. Это наименее продолжительный пост, его протяженность 2 недели: с 14 по 28 августа, завершается он празднованием Успения Божией Матери. Во время поста запрещаются не только мясные продукты, монастырский устав не разрешает яйца и молочные продукты, а также рыбу. Рыбное меню можно себе позволить только 19 августа, в праздник Преображения Господня.

Буду поститься и приду к вере?

Что такое пост духовной точки зрения жизни человека? Вспомните, как вы пришли к вере в сознательном возрасте? После поста?

Представить себе мысленно, что человек озабочен своей религиозностью. У него есть тяга, поиск Бога, и вот он решает: «Буду поститься 40 дней, и потом, что придет мне на душу, то и приму». Я таких историй не слышал никогда. В обретении веры пост в большинстве случаев, по крайней мере, из известного мне опыта, никакой роли не играл. Упражнение в посте человек верующий начинает после обретения веры, а не до.

Когда человек начинает свое движение к традиции Церкви, нередко пост является первым, с чем он сталкивается или, по крайней мере, первое, что он сам для себя выбирает. И нередко действительно многие люди приходят в церковь в Великий Пост и говорят: «Я в церковь не ходил, а вот теперь хочу». В этот Пост я услышал опять несколько подобных намерений и историй, когда люди говорили: «Все, с этого Великого Поста и я начинаю поститься, я хочу воцерковляться с этого Великого Поста». Почему?

Начало Великого Поста может оказаться точкой отсчета, с которой начнется его новая религиозная жизнь, духовная жизнь. Но чем сама важна эта точка? Но, я думаю, что все-таки в этом есть определенный резон. Мне сдается, что этот резон находится вовсе не в кругу религиозных тем. Это аскетическая тема, но она еще имеет антропологический характер.

И Пасха, и Рождество, и Великий Пост — это все части годового круга. Годовой круг — это некая кольцевая структура нашей жизни. Вся же наша жизнь представляет собой движение во времени. С христианской точки зрения время линейно. Только христианская история построила линейную картинку времени от начала бытия к концу света. Ни в какой другой культуре это линейное изменение человечества не существует, потому что в христианстве, вообще, в монотеистическом представлении есть начало и конец света.

Но обычный годовой круг — это просто круг, круговое движение времени. Очень многие культуры, многие народы, многие религии жили и живут в этом кольцевом движении времени. Церковь тоже живет в этом круговом, кольцевом движении времени. Но это и понятно, потому что сама природа жизни Земли имеет такую структуру. Это задает определенную ритмику нашей жизни. Наша жизнь опирается на это кольцо, на это годовое движение. Венец лета — так называется по-славянски «колесо времени». У кольца же где-то должно быть начало? Поэтому мы придумали Новый год. В Византии было начало индикта. В иудаизме тоже есть Новый год, в буддизме есть Новый год и так далее. Все-таки человеку нужно какие-то реперные точки, как мы сейчас говорим. Для нас неверующих Новый год является такой реперной точкой.

Начало Великого Поста, вполне возможно, стало в нашем сознании такой реперной точкой годового круга времени. И не просто годового круга, а событийного, смыслового круга. Человек вступает в круг священных событий-воспоминаний, евангельский, исторический. Но в Евангелии нет точки «Великого Поста». А в современной практике, в годовом круге, такая точка есть! Может быть, особое отношение к Великому Посту у огромного числа людей связано именно с таким отношением?

Истинный смысл поста

“Изгнание из рая”, А. А. Иванов, иллюстрация к Книге Бытия.

В воскресенье накануне Великого поста Церковь вспоминает события изгнания первых людей, Адама и Евы, из рая. Они ослушались Создателя, и пошли на поводу у дьявола. Сатана обманул людей и подтолкнул их к грехопадению и отпадению от Бога. Адам и Ева лишились права на вечное счастье, потеряли духовное совершенство и оказались в искаженном грехом мире.

Смысл жизни христианина заключается в восстановлении утраченной связи с Богом и обретении вечного счастья в Царстве Небесном.

В книгах Библии под словом «царство» в одном из значений понимается «территория, подвластная царю». В данном случае царь – это Бог. Это означает, что Бог находится внутри нашей души. Как Его обрести?

Покаяние и есть смысл поста, не только Великого. В покаянии человек проявляет сожаление о содеянном грехе, принимает решение изменить свою жизнь в противоположную сторону, просит у Бога помощи в исправлении.

Ограничение в пище помогает человеку сдерживать свои желания.

Пост без молитвы пуст. Молитва дает верующему возможность общения с Богом и восстановления утраченной связи с Ним. Именно так мы можем очиститься от греха, то есть влияния на нас злых духов:

Сегодня многие с пристрастием отслеживают информацию о том, какую пищу и по каким дням можно принимать в пост

При этом мы забываем, что важно не только воздержание в определенной пище. Гораздо важнее заглянуть внутрь себя и понять, что же меня действительно отдаляет от Бога? У кого-то это телевизор или компьютерные игры, у других – болтливость, осуждение или обида на ближних

Постная пища является лишь дополнительной помощью в борьбе с нашими главными страстями. Худшая из которых – гордыня.

“Явление воскресшего Господа апостолу Фоме”, К.В. Лебедев. Хромолитография.

Иоанн Златоуст писал о том, что

Наши грехи причиняют нам внутреннюю боль. И человеку свойственно стремиться к счастью, но он упорно ищет его в грехе. Великий пост – замечательная возможность стать лучшее, счастливее, приблизиться к Богу, Который есть Любовь.

Сердечно поздравляем Вас с наступлением Великого поста. Желаем Вам достойно пройти все дни Четыредесятницы, чтобы с радостью и чистым сердцем встретить день Светлого Воскресения Христова!

Подать записки о поминовении в Великий пост сразу в 6 монастырей: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Псково-Печерский монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь, Константино-Еленинский женский монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Введенский Владычний монастырь, – можно здесь.

Сколько длится пост

Великий Пост в 2020 году будет проходить со 2 марта по 18 апреля, и каждому православному христианину необходимо знать, как необходимо его придерживаться и вести себя на протяжении этого времени.

Поскольку оно является подготовкой тела и духа к Светлому Пасхальному Воскресению и символизирует духовное очищение человека и воскресение его души, каждый верующий должен принимать участие в этом церковном движении или хотя бы прилагать максимум усилий.

Великий Пост именуют еще и Святой Четыредесятницей и является не только самым главным, но и самым строгим среди всех подобных мероприятий. Христиане начинают воздерживаться от пищи и прочих услад за 7 недель до воскресения Христова и продолжают на протяжении всей Четыредесятницы или 40 дней, включая и Страстную седмицу — те 7 дней, когда Христа пытали и убили. Великий пост в 2020 году, как и в другие года, составит 48 дней.


Трапеза во время Великого Поста

Устав как традиция

Весь год Русского Православия представляет собой строго расписанный уставом богослужебный цикл. Сюда входят песнопения, чтения, чтения во время службы, чтения вне службы. Сюда входит празднование святым, сочетания праздников. Например, в какое-то воскресение может быть сочетание великого праздника. Например, в ближайшее воскресение, вернее, через воскресение будет и Благовещение, и Крестопоклонная, и там еще святые.

Все эти сочетания предусмотрены уставом. Причем некоторые сочетания дают по своей вариативности порядка 25 разных случаев, и они все указаны в Типиконе: «Аще случится Благовещение в 6-ю неделю постов» — свой устав. «Аще случится Благовещение в субботы 2-й, 3-й, 5-й, 6-й седмице» — свой устав. То есть на все случаи жизни в Типиконе есть своя глава, как служить — какие песнопения, какие тропари, какие евангельские чтения и так далее. Все это там прописывается так, что чтец, певец, священник, дьякон открывают эти книжки и — служат по единообразному уставу на всей территории Русской Православной Церкви.

В значительной степени это наш устав, русский, наша, русская традиция. В Болгарии другой устав, схожий, но другой. В Сербии — похож на болгарский. Они больше питаются греческой традицией, у греков, соответственно, другой устав. Мы во многом не совпадаем. У нас пасхалия одна, а вот богослужебный устав может очень разниться. русский православный устав складывался на протяжении тысячи лет нашего христианства. Но устав — это не только, что петь, а — как петь, когда.

И здесь Великий Пост действительно отличается тем, чего нет в остальной части года. Поэтика Великого Поста совершенно особенная, ни с чем не сравнимая. И по композиции, и по стихотворным приемам, и по употреблению, и по мелодике. Там напевы другие, хотя гласы те же. Структура этих напевов сохраняется та же, но появляется другая мелодическая структура. Даже по поводу простого «Господи, помилуй» у многих у певцов так и написано «постовое „Господи, помилуй“».

Иными словами, Великий Пост — это особый мир. Особый мир слов, текстов, мелодий, толкований, смыслов, пониманий. Он складывался долго, в течение веков. Складывался под влиянием самых разных факторов, главным образом, конечно, греческого православия, греческого языка. Потому что все наши богослужебные тексты переведены с греческого, лишь небольшая часть написана славянскими авторами, русскими авторами на церковнославянском языке.

В этом есть свои трудности, потому что были переводы прямые, как бы подстрочник. И их очень трудно понимать, они наименее удачные, с этой точки зрения понимания, действительно нуждаются в обновлении. Потому что язык живет, не стоит на месте, развивается. А перевод нуждается именно в богословском осмыслении. Каждый тропарь богослужения имеет богословский смысл. Вся эта поэтика — это не просто воспевание восходов и закатов, красоты природы или евангельского события. Там везде есть богословский смысл.

Потому что церковные поэты — это, в основном, монахи. Для них создание того или иного произведения было, по сути дела, богословской работой. Если взять Триодь Постную, хотя бы первую часть, она читается от недели «О мытаре и фарисее» до пятницы шестой седмицы. Так вот там все — догматическое богословие. Просто читая тропари, можно изучить догматическое богословие русского православия. Поэтика богослужения умная, это как аспирантура. По высоте своего догматического изложения, по сложности поэтического изложения, да и еще все это поется…. Это красиво и умно!

Виды воздержаний

Церковь имеет несколько видов подобных действий, принимая участие в которых, верующий человек способствует своему духовному обновления и работе Святого Духа в своей душе.

Различают воздержания:

  • на один день — каждая среда и пятница, исключая Святки, Пасхальные и сплошные седмицы. К таким относятся: Крещенский сочельник, 29 августа и Воздвижение Креста Господня;
  • на несколько дней — это Великий, Петровский, Успенский и Рождественский.

Также отдельно выделяют строгий — это прием только пищи растительной с или без добавления масла по будням, а по выходным и праздникам — рыба.

Совет! Беременные, старые или больные люди могут воспользоваться предусмотренными для ними послаблениями в Уставе, ведь церковь не намерена намеренно вредить здоровью. Также не следует соблюдать такой образ жизни и тем людям, которые находятся в пути, в больницах или тюрьмах.

Молитвенное правило во время православного поста

Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум

Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще все еще до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.

В итоге кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.

Фото: «Новый сад»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector