Ювеналий (поярков)

Литература

  • «ЖМП» 1943, № 1, с. 16, 17, 1944, № 2, с. 9, 1945, № 4, с. 47-55, 1947, № 5, с. 4, 1949, № 5, с. 11, 1951, № 7, с. 8, 1952, № 4, с. 8-21, 50-52, № 5, с. 51-59; № 6, с. 3, № 8, с. 13, 1953, № 11, с. 15-18, 1954, № 11, с. 19-22; с. 59-64, 1955, № 7, с. 36; № 9, с. 3, 1956, № 4, с. 22; № 6, с. 31-41, № 7, с. 71; № 8, с. 22, 1957, № 6, с. 17; № 7, с. 41, 1958, № 1, с. 14; № 6, с. 6, 10, № 8, с. 10, 34-37, 73, № 9, с. 16, 22, 24, 26-28, № 12, с. 14, 64-65, 1959, № 1, с.60-63, № 3, с. 15, 27, № 4, с. 6, 21-22, 64, 73, 76, № 5, с. 10, 12, 16-19, 30-33, № 6, с. 28; № 7, с. 11-12, 18, 34, № 8, с. 3, 15, 17-18, 19, 25, № 9, с. 8-9, 13, 15, 17, 20, 21, 23, 34-47, № 9, с. 50, 51, 55-56, № 10, с. 18, 21, 23, 24, 30, 58, № 11, с. 5, 6, 10, 15, 39, 73, № 12, с. 4-5, 11-13, 15, 19, 1960, № 1, с. 5-7, 11-12, 18, 19, 23, 24, 26-29, 36, № 2, с. 28, 34, 35, 46, 47, 52-54, № 3, с. 13, 33, 38, № 4, с. 11, 12, 14, 19-20, 54-60, № 5, с. 39-45, № 6, с. 27, 28, 32, 35, № 7, с. 5, 6, 9, № 8, с. 7, 8, 12, 14, 17, 21, 22, № 9, с. 6, 17, 21; № 10, с. 4, 1962, № 1, с. 14-22 (Некролог); 1982, № 1, 26-33.
  • «Русск. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война», с. 8-10, 22-23, 34, 35-36, 40, 67, 145, 170, 172, 177, 179, 182, 183, 188, 200, 201, 205, 208, 213, 214, 216-218, 226, 228, 232, 233, 234-238, 240, 242.
  • «Правда о религии в России». МП, 1942, с. 53, 63, 105-111, 104, 112, 113.
  • ФМП № 42, с. 18.
  • ФПС I, № 137, с. 5, II, с. 3, IV, с. 5, V, № 132.
  • ФАМ № 177, с. 14.
  • «Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1914/1915 уч. год», с. 29.
  • «Имен. список ректор. и инспект. Дух. акад. и семинар. на 1917 год», с. 111.
  • «Урал. Церк. Вед.» (обн.) 1928, № 5-6, с. 7.
  • «Журнал Засед. Св. Синода» № 14 от 1.VIII.1958, с. 3.
  • «Церк. Ведом.» 1915, № 35, с. 434.
  • «Изв. Каз. Еп.» № 10, с. 341-342.
  • «Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия», с. 20. 67.
  • V. Nikitin, Mitropolit Krutickij i Kolomenskij Nikolaj (Jarusevic). K 90-letiju so dnja rozdenija (1891-1961), in: ZMP 1982, 26-33.
  • Struve, passim, bes. 166-170 und 337-341.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 243, II, 179, 197, 202, 208, III, passim, bes. 168-172, 225-229, 259-267.
  • Posev vom 23.1.1962.
  • A.E. Levitin-Krasnov, Auf der Suche nach der neuen Stadt (Luzern/ Stuttgart 1983) 52f, 112, 134, 186-187-202, 257.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 167-175, 230-236.
  • A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hande 218, 277f.
  • A.E. Levitin-Krasnov, Bose Jahre 99.
  • W. Kolarz, Die Religionen in der Sowjetunion (Freiburg 1963), passim.
  • W.C. Fletcher, Nikolai. Portrait of Dilemma. New York 1968, 230 S.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 67, 74, 276, 426.
  • I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints 494, 519.
  • D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.
  • M. Bourdeaux, Patriarch and Prophets 23f, 27, 66, 277, 283, 291.
  • «Владыка Николай в Куйбышеве (воспоминания Марии Васильевны Барановой),» Златоуст ХХ века. Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников, СПб., 2003, 65–67.
  • «Митрополит Николай (Ярушевич) — митрополиту Сергию (Страгородскому),» Одинцов, М. И., Религиозные организации в СССР…, 44, 46, 67.

Сегодня православие возвращается в жизнь нашего народа

— Ярославль — ваш родной город. Там начиналось и ваше церковное служение. Расскажите о том, как это было — о вашем детстве, о родителях, учителях, о вашем первом храме и первом настоятеле.

26 декабря 1965 года. Ювеналий (Поярков) с матерью в день посвящения в епископы

— Ярославль я могу назвать своей духовной колыбелью. Мне посчастливилось быть под опекой своей благочестивой матери и увидеть с детства церковную жизнь в ее многообразии. В школе одна из преподавательниц русского языка и литературы, будучи тайной православной христианкой, привила мне любовь к своему предмету. В единственном тогда в Ярославле действующем храме я встретил ревностных пастырей, память о которых сохранил на всю жизнь.

Не могу забыть и того, как однажды увидел проходивших мимо нашего дома двух монахов, один из которых был иеродиакон Никодим (Ротов, будущий митрополит), впоследствии оказавший всестороннее влияние на формирование моего мировоззрения и на избрание духовного пути.

— Ваша жизнь на протяжении десятилетий была связана с митрополитом Никодимом: он постригал вас в монашество, возводил в сан архимандрита, возглавлял вашу архиерейскую хиротонию. Что вспоминаете вы об этом человеке и что из его наследия актуально сегодня, спустя сорок лет после его кончины?

Митрополит Никодим (Ротов)

— Владыка Никодим был человеком, преданным Церкви, которой он посвятил всю свою жизнь.

Его отличало коренящееся в глубокой вере дерзновение в осуществлении своего служения на самых разных направлениях, будь то научная деятельность, гимнотворчество, участие в богословских дискуссиях, в том числе и с инославными, внутрицерковная кадровая политика или поиск путей выстраивания отношений с властями.

Думаю, что его жизненный опыт должен убеждать современных людей в том, что жизнь в Церкви — это путь подвига, который нужно совершать бесстрашно и с уверенностью в непреложности слов Спасителя о том, что «все возможно верующему» (Мк. 9:23).

— Неся разные церковные послушания с отрочества, вы застали всех Патриархов послевоенного времени — Алексия I, Пимена, Алексия II. Вплоть до нынешнего Предстоятеля Кирилла. Чем, по вашему мнению, отличалось служение каждого из них? Какие перемены происходили в Церкви с приходом каждого нового Предстоятеля?

— Святейший Патриарх Алексий I был хранителем духовных традиций дореволюционного периода в истории Церкви. На период его предстоятельства выпали и сталинское время, и хрущевские гонения. Он, как и его преемник Святейший Патриарх Пимен, знавший не понаслышке, что такое советские застенки, с горечью переживал унижение Церкви и преследование верующих. Пожалуй, в годы правления этих двух Первосвятителей внешние связи Русской Православной Церкви были важнейшим ресурсом, гарантировавшим ее от полного уничтожения со стороны безбожной власти. Святейший Патриарх Алексий II имел счастье стоять во главе нашей Церкви в начале возрождения православия в России. Ныне же мы видим, как при возглавлении Святейшего Патриарха Кирилла православие возвращается в жизнь нашего народа, вновь становясь неотъемлемой ее частью.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) с иподиаконами

Всем приходящим в Церковь я хочу сказать: «Радуйтесь!»

— Какое самое трудное решение в своей жизни вам довелось принимать?

— В такой ситуации я находился неоднократно, и это касалось запрещения в священнослужении подведомственного мне духовенства, а в отдельных случаях и лишения священного сана. Всякий раз, исполняясь глубокой скорби, я тщательно взвешивал все «за» и «против», дабы убедиться, что есть основания для принятия неблагоприятного решения.

Хотел бы вспомнить еще об одном, в духовном плане страшном, событии моей жизни. В 1970 г. трагически погиб мой отец, а в 1975 году в результате автокатастрофы скончалась моя мама.

И в какой-то момент у ее гроба меня охватило ужасное состояние противления Богу: «За что?!» И тут же я получил ответ для себя: «Господь освободил тебя от родственных уз, чтобы ты полностью посвятил себя Богу». Для меня это было так убедительно, что подобных испытаний в моей жизни больше не повторялось. И я с еще большей убежденностью продолжал свое архиерейское служение.

— Что бы вы хотели сказать новому поколению священнослужителей и мирян, приходящих в Церковь, с какими главными трудностями, по вашему мнению, им предстоит столкнуться? Чего вы ждете от них?

— Всем приходящим в Церковь я хочу сказать: «Радуйтесь! Вы приблизились к Царству Небесному! Будьте счастливы!»

Митрополит Ювеналий

Предостерегая, посоветую быть смиренными и рассудительными, избегать суемудрия и не уставать учиться, прежде всего назидаться Священным Писанием и учиться у святых отцов Церкви, дабы в тишине и трезвении души стяжать мир и спасение.

Главная трудность, предлежащая и духовенству, и мирянам сегодня, состоит в том, что мiр (это тот мiр, который через i с точкой пишется, чей князь осужден, см.: Ин. 16:11) постоянно будет упрекать их в том, что они несовременны и ретроградны, глупы и смешны. Будут и иные, материальные искушения — властью, славой, богатством, которым должно противопоставить слова Христа, постившегося в пустыне: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук. 4:4).

Жду же я от наших священнослужителей и мирян того же, что и сейчас очень часто вижу и чем утешаюсь: преданности Святому Православию, жертвенного служения Богу и ближнему на ниве церковной и исполнения в жизни учения Спасителя о любви и милосердии.

Подвиг Патриарха Сергия не дал уничтожить Церковь

— В прошлом году в Арзамасе был воздвигнут памятник Патриарху Сергию. Как вы оцениваете его жизнь и служение, как относитесь к Декларации 1927 года? Как следует относиться к его интервью зарубежным корреспондентам, где он утверждал, что в Советском Союзе нет репрессий против Церкви? Допустимо ли, с вашей точки зрения, использование термина «сергианство»?

— Я даю это интервью в год, когда мы отмечаем столетие начала массового мученического подвига нашего духовенства, монашествующих и мирян. Четверть века мне довелось возглавлять Синодальную комиссию по канонизации святых, через которую прошло бесчисленное множество документов, свидетельствующих о героическом подвиге новомучеников.

Своим исповедническим служением он способствовал тому, что Церковь не была полностью уничтожена. В этой связи для меня очевидна историческая роль «сергиан». Когда я вступил в управление Московской епархией в 1977 году, там было всего чуть более ста тридцати храмов. Но они были! Они являлись тем остатком, которому, по слову пророческому, было суждено впоследствии принести плод (Ис. 37:31).

Памятник Патриарху Сергию. Фото: patriarchia.ru

— Восстановление легальной церковной организации в Советской России связано не только с именем Патриарха Сергия, но и с именем Сталина. Известно, что сегодня и в обществе, и в Церкви к этой фигуре разное отношение — есть и священнослужители, весьма позитивно оценивающие Сталина как государственного деятеля и «восстановителя» Церкви. Пишутся даже «иконы», изображающие Сталина, например, с Матроной Московской. Как вы сами относитесь к Сталину, как оцениваете его роль в истории нашей Церкви?

— События 1943 года, инициатором которых был Сталин, внесли определенные изменения в положение Церкви. Это было продиктовано, как я могу предположить, не заботой о Церкви, а комплексом внешних обстоятельств и в первую очередь соответствовало интересам государственной власти. Ограниченные послабления в жизни верующих — это косвенное следствие произошедшего. И страдания Церкви еще долго не прекращались.

Мое отношение к сталинскому периоду в истории Русской Православной Церкви однозначно засвидетельствовано деятельным участием не только в прославлении Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века, но и в усердном содействии развитию их почитания в Московской епархии.

Об этом можно узнать, например, из недавно изданной книги «Торжество веры». В ней рассказывается о событиях, связанных с памятью страдальцев за веру XX века, которые состоялись в Подмосковье только в 2017 году. Речь идет и о торжественных богослужениях, и об открытии музеев и выставок, и об установке поклонных крестов и мемориальных досок, и об издательской и просветительской деятельности. Неотъемлемой частью церковной жизни нашей епархии стало почитание тех, «которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14).

Митрополит Ювеналий на Бутовском полигоне. Фото: nashebutovo.com

Использованные материалы

  • Страница сайта «Русское Православие»:

  • Веселкина, Татьяна и Анфимова, Мария, «Жизненный путь выдающегося иерарха»:

  • Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10):

  • Цыпин, Владислав, прот., «Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944)»

  Полный текст указа от 15 июля 1941 г. (определение № 50) с факсимильным воспроизведением скрепляющих его подписей (митр. Сергия и прот. Н. Колчицкого) и печати см.: Правда о религии в России, 112–113. Изложение проповеди митр. Николая в Московском Богоявленском соборе в Елохове 3 августа 1941 помещено в той же книге на с. 105–109.

  У Веселкиной и Анфимовой находим такое описание: «В осажденном городе митрополит страдал вместе с беженцами, и, наконец, сам присоединился к ним, не успев взять с собой ничего, кроме посоха. По пути сапоги его развалились; полубосой, голодный, кое-как добрался до столицы. Переживания оставили свой след: в 49 лет волосы стали как снег…» См. Веселкина, Татьяна и Анфимова, Мария, «Жизненный путь выдающегося иерарха,»

  В документе от 17 апреля года упомянут как «временно управляющий делами Патриархии в Москве». См. Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

  Цыпин, Владислав, прот., «Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944)»

  Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

Назначенные

Главный бенефициар последнего заседания Синода — митрополит Тверской Савва (Михеев) — человек, сформировавшийся как церковный администратор целиком в эпоху патриарха Кирилла. Он стал новым Управделами Патриархии, ему всего 38 лет. Лишь в 2011 году Савва был призван из ярославской глубинки на служение настоятелем московского Новоспасского монастыря, где располагался неформальный штаб парамилитарного движения «Сорок сороков». Был заместителем Варсонофия по управлению делами, а летом прошлого года получил первое назначение на кафедру — в Тверь. Выстраивать карьеру Савве помогал бывший Ярославский митрополит Кирилл (Наконечный), ныне занимающий Екатеринбургскую кафедру.

Троице-Сергиева Лавра. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Новым наместником Троице-Сергиевой лавры также стал «птенец гнезда Кириллова» епископ Парамон (Голубка),  41-летний выходец из Закарпатья. Старт карьеры Парамона, ранее возглавлявшего в Москве Донской монастырь, связывают с его сестрой — монахиней Серафимой, казначеем Архангельской митрополии РПЦ. С 2001 года они вместе с сестрой подвизались в Сахалинской епархии при епископе Данииле (Доровских), позже переехавшем со всем своим «кланом» в Архангельск. В 2012-м Парамон, послужив какое-то время в Капотне, стал наместником Донского монастыря, а в 2015-м — епископом. На место Парамона в Донской монастырь призван из далекого Уржума 35-летний епископ Фома (Демчук), уроженец города Бельцы. Он стал епископом менее двух лет назад и продвигался митрополитом Варсонофием.

Важное Финансово-хозяйственное управление патриархии («потоки») возглавил 42-летний митрополит Вологодский Игнатий (Депутатов), также ставший архиереем уже при Кирилле — в 2011-м. До архиерейства служил в Рязани, а потом стал епископом в Донской митрополии уже упоминавшегося в начале этой статьи митрополита Меркурия (Иванова)

Именно его влиянию на патриарха приписывают эксперты это назначение — то есть Игнатий, скорее всего, будет «альтер-эго» гораздо более мощного аппаратно Меркурия, главы Отдела религиозного образования.

Ну и под занавес, совсем уж второстепенные назначения. Митрополит Симон (Гетя) переезжает из Мурманска в Орел на место отправленного на покой митрополита Антония (Черемисова), за которым тянется шлейф скандалов разного рода. Мурманским же митрополитом стал морской офицер в отставке, человек с довольно неоднозначной биографией, отражающей, впрочем, «ценности» кирилловской эпохи в РПЦ, Митрофан (Баданин). Архимандрит Савва (Тутунов), выписанный Кириллом специально из Парижа, чтобы быть замом Управделами Патриархии, станет епископом Зеленоградским, сохранив свой прежний пост. На нем лежит основная неблагодарная работа по инспектированию епархий и разбору жалоб на архиереев.

Общая тенденция новых назначений — омоложение административного аппарата патриархии и усиление монолитности «кирилловской команды», от которой отсекаются иерархи, доставшиеся в наследство от Алексия II и даже от Пимена.

«Я с Богом никогда не расставался»

Однажды во время «прямого эфира» на радио «Ассонанс» я имела неосторожность спросить у владыки, как он пришел к Богу. «Я с Богом никогда и не расставался, с детства я с ним», — услышала в ответ, он, казалось, был даже возмущен моим вопросом

А затем, нисколько не боясь эфира и того, что его могут услышать неверующие люди, владыка рассказал всей области, что он происходит из казачьего сословия, родился в семье благочестивых, глубоко верующих людей. О том, как мать брала его с первых лет младенчества с собой в церковь, и он, как и его братья, в прямом смысле слова вырос в храме.

Схимитрополит Ювеналий (Тарасов) родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. В семье Алексея и Ульяны Тарасовых росли пятеро детей, близнецы Вениамин и Спиридон (будущий архипастырь) были младшими. 1937 год не обошел семью Тарасовых, как и многие другие благочестивые русские семьи.

— Арестовали и расстреляли моего отца, — рассказывает владыка. — Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам.

С восьми лет Спиридон нес послушание пономаря в алтаре храма. Великая Отечественная война призвала на фронт старших сыновей Ульяны Пахомовны. Она осталась с младшими в Ростовской области, которая скоро стала фронтовой зоной. В мае 1942 года пришла «похоронка» на старшего Михаила, убитого в боях за курский поселок Тим. В 1944 году погиб в шахте 15-летний Вениамин, а в апреле этого же года дошла весть о том, что в немецком городе Бранденбурге скончался лейтенант Андрей Тарасов. Господь хранил Спиридона, который с 15 лет трудился на шахте.

Неуволенные (пока)

Итак, самая громкая несостоявшаяся отставка на Синоде — митрополит Иларион (Алфеев), по прозвищу «Композитор» (благодаря нескольким написанным им ораториям и симфониям). Несмотря на частичную потерю Украины, которой Константинопольский патриархат даровал автокефалию, и конфликт лично с Константинопольским патриархом, на который тот жаловался Кириллу, Иларион сохранил пост председателя ОВЦС МП.

Митрополит Иларион (Алфеев). Фото: РИА Новости

Ему 52 года, и по понятиям Патриархии он считается молодым, а значит, вполне мог бы совмещать должность в Отделе с управлением какой-нибудь епархией. Но ни Петербургскую, ни Крутицкую кафедры Илариону, вопреки многочисленным прогнозам, так и не дают, и он довольствуется скромным титулом «Волоколамского», викария Московской епархии. Илариону, которого когда-то патриарх считал чуть ли не главным интеллектуалом РПЦ, дали еще один шанс — удержать какие-то оставшиеся позиции на Украине и не допустить признания большинством поместных церквей Томоса об автокефалии Украинской церкви.

От каждого заседания Синода ждут и громкой отставки 83-летнего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

Митрополит Ювеналий. Фото: РИА Новости

Он сидит на своей кафедре с незапамятного 1977 года, а епископом стал вообще при молодом Брежневе, в 1965-м. Положение усугубляется тем, что митрополит не только немощен, но еще и не позволяет подвергнуть свою гигантскую епархию (первую по числу приходов в РПЦ) административной реформе, проводимой патриархом уже 10 лет. Практически все регионы РФ теперь состоят из нескольких епархий, объединенных в региональные митрополии, и только Московская область на епархии не поделена. В патриархии с 2010 года лежит проект ее раздела на 19 епархий, но…

Ювеналий обладает какой-то таинственной неприкосновенностью, видимо, связанной с тем, что он является старейшиной клана «никодимовцев» — ставленников митрополита Никодима (Ротова), самого влиятельного иерарха-экумениста 1960–1970-х. Еще со времени служения Никодима в Ярославле Ювеналий был самым любимым его, скажем так, учеником. А патриарх Кирилл — тоже «никодимовец», только второго поколения. Возможно, в его сознании замахнуться на Ювеналия равносильно осквернению памяти великого Аввы — духовного отца, по завету которого, собственно, и стал Кирилл патриархом. Остальные «никодимовцы первой волны» (Филарет Минский или Владимир Петербургский) уже давно на покое. В любом случае многочисленные претенденты на Крутицкую епархию находятся в позиции низкого старта, напряжение нарастает, и ее судьба в ближайшее время будет так или иначе решена.

Еще одна несостоявшаяся отставка — митрополит Минский Павел (Пономарев), у которого не складываются отношения с Александром Лукашенко. Да и вообще белорусы воспринимают его как «варяга», присланного к ним из Рязани и демонстративно сохраняющего гражданство РФ.

Митрополит Минский Павел. Фото: РИА Новости

На «Большой встрече» 1 марта Лукашенко бросил загадочный намек в адрес иерарха: «У нас митрополит Павел — русский человек… У нас в православии 85–88 процентов людей… Зачем навязывать Беларуси некий «русский мир», чтобы взбаламутить людей?» Кроме того, Павел известен экстравагантными высказываниями, отдающими иногда каким-то расщеплением сознания. Например, на одном из первых своих Епархиальных собраний он заявил, что Белорусская церковь должна добиваться автокефалии (по примеру Украинской), но получив ожидаемый втык из Москвы, поправился, что раньше, чем через 50 лет, говорить об автокефалии нельзя. В другой раз он — человек, имеющий экуменический опыт и долго служивший на Западе, — внезапно заявил, что католики — не просто еретики, но вообще поклоняются другому богу («сиречь, диаволу»). Но самый известный мем, связанный с Павлом, — «чернобыльский крантик». В одном из своих телеинтервью он пообещал открыть его, если Запад будет слишком сильно давить на Россию.

Путь к храму

Митрополит Ювеналий (имя при рождении — Поярков Владимир Кириллович) родился 22 сентября 1935 г. Родители будущего пастыря были служащими. Родственники по отцовской линии придерживались старообрядческой традиции. Детство нашего героя прошло в городе Ярославле.

В своей книге 9-й митрополит Крутицкий и Коломенский приводит следующие факты из детства. Духовным воспитанием ребёнка занималась мать, которая росла в православной семье и с ранних лет имела духовных наставников из числа местного священничества и архиерейства. С той поры весь жизненный путь митрополита Ювеналия был неразрывно связан с церковью, которую сам он называет самой главной в своей жизни и в жизни каждого верующего, поскольку именно церковь открывает перед человеком врата к вечной жизни и к истине.

Выгорание — ослабление веры или осознание неверного выбора

— Тридцать лет назад началось время, которое принято называть «церковным возрождением». Сегодня, спустя десятилетия, приходится сталкиваться с обратным процессом — уходом людей из Церкви, и подобные случаи в последнее время становятся более заметными. Стали говорить и о «выгорании» священников и активных мирян, несущих церковные послушания. Каковы, с вашей точки зрения, причины этих явлений, стоят ли за этим какие-либо реальные проблемы?

— Ваш вопрос, конечно, не о возрождении Церкви, поскольку это у всех на виду и не подвергается сомнению, а об «уходе». А я скажу все же в первую очередь о возрождении.

Более сорока лет я управляю епархией, где при советской власти было совсем мало храмов и ни одного монастыря. Теперь же это цветущий вертоград, где во всем разнообразии развиваются все направления церковного служения обществу. Сколько бы мы ни строили храмов (почти две тысячи сейчас, а монастырей — 24), они всегда востребованы.

Теперь об «уходе». Как не без иронии говорит один из моих священников, у него на приходе такой «отход от Церкви», что служат в один праздничный день по три Литургии, чтобы все желающие могли попасть в храм.

Однако это не означает, что не бывает проблем. Люди — это не механизмы, а живые существа с реальными переживаниями, а порой заблуждениями и ошибками.

И если их постигает разочарование, то это достойно сожаления. Будем молиться, чтобы ушедшие вернулись.

Реальные проблемы могут быть как внутренние, так и внешние. С одной стороны, оказывается, что человек ждал от Церкви удовлетворения каких-то устремлений, находящихся вне духовной жизни. С другой стороны, случаются сложности в межличностных отношениях со священником, с прихожанами. И то, и другое необходимо преодолевать, как нас учит Евангелие, ибо нет радости большей, чем пребывание с Господом в Его Церкви.

Что касается «выгорания» духовенства и церковных работников, то этот новый термин обозначает ослабление веры или осознание неверно сделанного жизненного выбора. Это, в духовном плане, своего рода недуг, нередко обостряющийся под воздействием мирской жизни. Не осуждая, нужно с любовью и терпением относиться к таким людям, молясь о том, чтобы Господь исцелил их.

Фото: domod.ru

Награды

Награжден орденами Православных Церквей:

  • Александрийской — Святого Апостола и Евангелиста Марка;
  • Антиохийской — Святых Апостолов Петра и Павла;
  • Иерусалимской — Великим Крестом;
  • Русской — святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, преподобного Серафима Саровского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского I степени; юбилейной патриаршей грамотой в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом свт. Иннокентия Иркутского II степени и юбилейной грамотой, патриаршей грамотой и памятным знаком в ознаменование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, патриаршей грамотой кафедрального собора Храма Христа Спасителя в ознаменование завершения воссоздания всероссийской святыни; в 2009 году в связи с 50-летием служения в священном сане награжден Святейшим Патриархом Кириллом орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени; в 2014 году награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского»;
  • Грузинской — орденом святой равноапостольной Нины I степени;
  • Болгарской — двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени, святого преподобного Иоанна Рыльского;
  • Польской — святой равноапостольной Марии Магдалины;
  • Чехословацкой — орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени;
  • Финской — орденом Святого Агнца;
  • Синайской — орденом святой великомученицы Екатерины;
  • Элладской — медалью святого апостола Павла.

Детские годы

По словам Владыки, в ранние годы жизни он ощущал себя изгоем в окружении людей, далёких от церковной жизни, которые нередко проявляли своё непонимание, проявлявшееся в неуважительном отношении. Он находил близких по духу людей лишь среди истинно верующих людей и священников.

В общении с людьми, враждебно настроенными к православной вере, нередко приходилось ставить защиту из видимого внешнего спокойствия и холодности.

Говоря о тех временах, митрополит характеризует их как эпоху богоборчества, невероятно тяжёлую для православной церкви, а также как время многочисленных заблуждений, среди которых было обновленческое движение.

Однако Владыка не жалеет о том, что его детство не прошло в традиционных для этого возраста забавах и развлечениях, а воспитание было строгим и основывалось на православных традициях. Это послужило прочным фундаментом для дальнейшей духовной жизни и подготовкой к служению церкви.

Государственные награды

  • Награждён орденом Дружбы народов (1985 год);
  • в 1988 году — Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР;
  • 11 августа 2000 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина награжден орденом Почета;
  • 10 апреля 2006 года — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • 20 сентября 2010 года награжден Президентом РФ Д. А. Медведевым «Орденом за заслуги перед Отечеством» III степени.
  • Награждён медалями и грамотами Всемирного Совета Мира, Советского Комитета Защиты Мира;
  • почетной медалью и грамотой Советского Фонда Мира;
  • почетной грамотой Президиума Советского комитета солидарности;
  • медалью Советского Комитета солидарности стран Азии и Африки, Российского Палестинского общества при АН СССР;
  • в 1995 году администрацией Московской области награжден почетной грамотой за большой вклад в миротворческую деятельность и духовное возрождение Московской области;
  • медалью «В память 850-летия Москвы»;
  • 22 октября 1999 года удостоен знака отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • в 2000 году удостоен звания почетный гражданин города Подольска и награжден почетным знаком «За заслуги перед городом» высшей степени г. Подольска;
  • в 2002 году присвоено почетное звание «Почетный гражданин Московской области», награждён знаком отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • 19 августа 2002 года присвоено звание «Почетный гражданин города Коломны»;
  • награжден медалью Министерства юстиции «За укрепление уголовно-исполнительной системы»;
  • 4 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин города Дмитрова»;
  • 18 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин Подольского района»;
  • 12 ноября 2004 года за большой личный вклад и активное участие в работе многих общественных организаций митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий был награжден нагрудным знаком МОООП «За содружество»;
  • 21 сентября 2005 года награжден высшей наградой Еврейской автономной области — почетным знаком «За заслуги перед Еврейской автономной областью»;
  • 26 декабря 2005 года губернатор Московской области Б. В. Громов наградил митрополита Ювеналия почетным знаком «За полезное: за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций в связи с 40-летием епископского служения»;
  • 17 июня 2006 года награжден высшей наградой Федерального агентства специального строительства России — Крестом Спецстроя России «За отличие в службе»;
  • 29 мая 2007 года награжден знаком «За заслуги перед Московской областью»;
  • 8 сентября 2007 года — почетный гражданин Ленинского района Московской области;
  • 22 сентября 2010 года — губернатор Московской области Б. В. Громов наградил митрополита Ювеналия орденом Ивана Калиты;
  • 14 ноября 2011 года награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector