Лев толстой против всех

2. Состав движения

Лев Толстой и Владимир Чертков

Уже при жизни Толстого это движение выделялось не отрицанием, а свободой от сословных и религиозных рамок и других формальных признаков. Князья являлись к Льву Толстому в одной компании с крестьянами, а супруга Толстого исправно водила детей в церковь в дни самых жестоких конфликтов между Львом Толстым и Синодом. Толстой лично или через свои произведения повлиял на целый ряд своих современников, которые не описываются как толстовцы, но немыслимы без влияния Толстого, его произведений и его окружения. В их числе Лесков, А. П. Чехов, М. Горький, Г. И. Успенский, Кропоткин, Бонч-Бруевич, Ромен Роллан и др. Впоследствии творчество Льва Толстого оказывает влияние на весь мировой литературный процесс и значительную часть политического процесса.

Личная жизнь

Семьям писателей всегда сложно: творческий человек может быть невозможен в быту, да еще и ему всегда не до земного, он охвачен новыми замыслами. А как же жилось семье Льва Толстого?

Жена

Софья Андреевна Берс родилась в семье доктора, она была умна, образована, проста. Писатель познакомился с будущей женой, когда ему было 34, а ей 18. Ясная, светлая и чистая девушка привлекла опытного Льва Николаевича, который уже многое повидал и за свое прошлое стыдился.

После свадьбы Толстые стали жить в Ясной поляне, где Софья Андреевна занималась хозяйством, детьми и помогала мужу во всех делах: переписывала рукописи, занималась изданием произведений, была секретарем и переводчиком. После открытия в Ясной Поляне лечебницы она помогала и там, осматривая больных. Семья Толстого держалась на ее заботах, ведь всю хозяйственную деятельность вела именно она.

Во время духовного кризиса Толстой придумал особый устав жизни и решил отречься от имущества, лишив детей состояния. Софья Андреевна выступила против этого, семейная жизнь дала трещину. Тем не менее, жена у Льва Николаевича — единственная, и она внесла большой вклад в его творчество. Он же относился к ней двойственно: с одной стороны, уважал и боготворил, с другой, порицал ее за то, что она занималась материальными делами больше, чем духовными. Этот конфликт получил продолжение в его прозе. Например, в романе «Война и мир» фамилия отрицательного героя, злого, равнодушного и помешанного на накопительстве, — Берг, что очень созвучно с девичьей фамилией жены.

Дети

Детей у Льва Толстого было 13, 9 мальчиков и 4 девочки, но пятеро из них умерли в детстве. Образ великого отца жил в его детях, все они были связаны с его творчеством.

Сергей занимался творчеством отца (учредил музей, комментировал произведения), а также стал профессором Московской консерватории. Татьяна была последовательницей учения отца и тоже стала писательницей. Илья вел беспорядочную жизнь: недоучился, не нашел подходящую работу, а после революции эмигрировал в США, где читал лекции о мировоззрении Льва Николаевича. Лев тоже сначала следовал идеям толстовства, но позже стал монархистом, поэтому также эмигрировал и занимался творчеством. Мария разделяла идеи отца, отказалась от света и занималась просветительской работой. Андрей высоко ценил свое дворянское происхождение, участвовал в русско-японской войне, после увел жену у начальника, а вскоре внезапно умер. Михаил был музыкален, но стал военным и написал мемуары о жизни в Ясной Поляне. Александра помогала отцу во всех делах, потом стала хранительницей его музея, но из-за эмиграции ее достижения в Советское время пытались забыть.

Творческий кризис

Во второй половине 60-х – начале 70-х годов Толстой переживает мучительный духовный кризис. Писателя несколько лет сопровождали панические атаки, мысли о суициде, страх смерти. Ответа на мучавшие его вопросы бытия Лев Николаевич не мог найти нигде, и он создал собственное философское учение.

Смена мировоззрения

Путь победы над кризисом был необычен: Лев Толстой создал свое нравственное учение. Мысли его были изложены им в книгах и статьях: «Исповедь», «Так что же нам делать», «Что такое искусство», «Не могу молчать».

Учение писателя несло антиправославный характер, так как православие, по мнению Льва Николаевича, извращало сущность заповедей, его догматы не допустимы, с точки зрения морали, и навязаны вековыми традициями, насильно привитыми русскому народу. Толстовство находило отклик в простонародье и в интеллигенции, в Ясную Поляну стали приходить паломники из разных сословий за советом. Церковь резко отреагировала на распространение толстовства: в 1901году писателя от нее отлучили.

Толстовство

Нравственность, мораль и философия соединяются в учении Толстого. Бог – это лучшее в человеке, его нравственный центр. Вот почему нельзя следовать догмам и оправдывать любое насилие (что делала Церковь, по мысли автора учения). Братство всех людей и победа над мировым злом – конечные цели человечества, которые можно достигнуть путем самосовершенствования каждого из нас.

Лев Николаевич иначе взглянул не только на свою личную жизнь, но и на творчество. Только простой народ близок к истине, а искусство должно лишь разделять добро и зло. И эту роль выполняет одно народное искусство. Этот приводит Толстого к отказу от прошлых произведений и максимальному  упрощению новых сочинений с добавлением к ним назидательности («Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Воскресение»).

Литература

  • Кривенко С. Н. На распутьи. — 2-е изд. — М., 1901
  • Пругавин А. С. О Льве Толстом и толстовцах. — М., 1911.
  • Булгаков В. Ф. Опомнитесь, люди-братья! История воззвания единомышленников Л. Н. Толстого против мировой войны 1914—1918 гг. — az.lib.ru/b/bulgakow_w_f/text_0040.shtml. T. 1. — М., Задруга, 1922.
  • Клибанов А. И. «Религиозное сектантство и современность». М., «Наука», 1969
  • Булгаков В. Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. — marsexx.narod.ru/tolstoy/bulgakov-o-tolstom.html Составление, вступительная статья и примечания доктора филологических наук А. И. Шифмана. Тула, Приок. кн. изд-во, 1978. 479+8 п.
  • Поповский М. А. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977 — www.belousenko.com/wr_Popovsky.htm. L., 1983
  • Мазурин Б. В. Рассказ и раздумье об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд». — Новый мир. 1988, No 9
  • Синявский Б. По заветам Льва Толстого. — Известия. 07.01.1989.
  • Рогинский А. Б. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-е — 1930-е годы — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1520.shtml. — М.: Книга, 1989.
  • Эджертон У. Толстой и толстовцы — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0370.shtml / Пер. с англ. Д. А. Карельского // Новый мир. — 1989. — № 3.
  • Материалы о толстовцах из сб. «Возвращение памяти». — www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/238/50.htm (Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах. Вып. 1-3. Новосибирск, 1991—1997.)
  • М. А. Рашковская, Е. Б. Рашковский «Милые братья и сестры…» — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0400.shtml // Религии мира. История и современность. 1989—1990, М., «Восточная литература», 1993
  • Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0360.shtml, СПб., «Дмитрий Буланин», 1993 — главы: Толстовцы и большевики, Заключение. Толстой на пороге XXI века.
  • Шенталинский В. Донос на Сократа — magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/11/shental.html // «Новый Мир» 1996, № 11
  • Эджертон У. Загадка влияния учения Л. Толстого на мировое сообщество — community.livejournal.com/christ_communa/5457.html // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • Мелешко Е. Д. «Христианская этика Л. Н. Толстого» — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1490.shtml, М., «Наука», 2006
  • Йорданов Й. Сборник «Толстоизмът-божествената същност на човека» — tolstoizam-tolstoy.com. Варна. 2008  (болг.)
  • Петухова Т. В.»Коммуны и артели толстовцев в советской России(1917—1929 г.) — venec.ulstu.ru/lib/disk/2008/Petuhova.pdf,Ульяновск,УлГТУ,2008 г.
  • Толстой Л. Н. против троицы — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1140.shtml
  • Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса. — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1130.shtml
  • Толстой Л. Н. против 7-ми таинств. — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1120.shtml
  • Толстой Л. Н. отрицает Иисуса как Искупителя. — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1110.shtml
  • Толстой Л. Н. Критика православного богослужения — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1150.shtml
  • Чудиновских Е. Н. Общесто истинной свободы в память Л. Н. Толстого в Уржуме — gaspiko.ru/html/tolstoy, ГОУ «Гаспико», 2010

скачать

Синхронизация выполнена 10.07.11 03:03:12Философские направления и школыПацифизмЕретические течения в христианствеТолстовствоАнтитринитариилицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike

7. Примечания

  1. Воробьева М. В. Христианское разномыслие: Словарь. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 96 с.
  2. Толстовство — slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00079/59100.htm?text=Толстовство&stpar1=1.1.1 // Большая советская энциклопедия
  3. Толстовство — slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/19/us473105.htm?text=Толстовство&stpar1=1.2.1 // Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Толстовство — slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/14013/1401_3472.htm?text=Толстовство&stpar1=1.1.3 // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
  5. 123 А. А. Гусейнов ТОЛСТОВСТВО — dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4885/ТОЛСТОВСТВО//Новая философская энциклопедия: В 4 тт./Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль,2001.
  6. Вопросы Л. Н. Толстого духобору — next.feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/nta/nta-194-.htm, с комментариями О. А. Голиненко
  7. 12 Скворцов В. М.. Предисловие издателя // По поводу отпадения от православной церкви графа Льва Николаевича Толстого. Сборник статей «Миссионерского обозрения». СПб., 1904, стр. III.
  8. Л. Н. Толстой о революции // «Миссионерское обозрение», 1906, № 11, стр. 697.

Известные толстовцы

Расширенный вариант списка см. Википедия:К созданию/Список толстовцев

  • Чертков, Владимир Григорьевич (1854—1936) — издатель, организационный лидер движения (en:Vladimir Chertkov)
  • Бирюков, Павел Иванович (1860—1931) — издатель, крупнейший биограф Льва Толстого
  • Булгаков, Валентин Федорович (1886—1966) — последний секретарь Льва Толстого, организатор музеев
  • Горбунов-Посадов, Иван Иванович (1864—1940) — глава толстовского издательства «Посредник»
  • Трегубов, Иван Михайлович (1858—1937) — публицист и общественный деятель
  • Попов, Евгений Иванович (1864—1938) — педагог и переводчик
Толстовство не было оформлено как организация. Дальнейший список содержит тех, кто был сподвижником Толстого в Российской империи в течение значительной части жизни:

Группы и колонии

Африке

Мохандас К. (впоследствии Махатма) Ганди и другие жители Толстого хутора , 1910 г.

Мохандас Карамчанд (позже Махатма) Ганди основал кооперативную колонию под названием « Ферма Толстого» недалеко от Йоханнесбурга , Южная Африка, вдохновленный идеями Толстого. Колония, занимающая 1100 акров (4,5 км 2 ), была профинансирована гандианцем Германом Калленбахом и передана в распоряжение сатьяграхи с 1910 года.

Америка

Эрнест Ховард Кросби был известным толстовцем в Соединенных Штатах. Он был сторонником колонии христианского содружества в Колумбусе, штат Джорджия , которая была основана в 1896 году рядом христианских социалистов и занимала 932 акра (3,77 км 2 ). На жителей также повлияли взгляды Генри Джорджа и Эдварда Беллами .

Европа

В России цензура означала, что многие научно-популярные произведения Толстого 1880-х и 1890-х годов сначала публиковались за границей, либо на русском языке, либо в переводе, что сдерживало влияние автора в стране его рождения. Однако, когда Владимир Чертков (1854–1936) был ключевым пропагандистом идей Толстого, движение началось в 1890-х годах. Движение продолжало расти после смерти писателя и достигло максимума в годы, последовавшие сразу за революциями 1917 года, когда в Смоленской , Тверской , Самарской , Курской , Пермской и Киевской губерниях были созданы земледельческие общины . Толстовские общины, которые размножались между 1917 и 1921 годами, в конечном итоге были уничтожены или лишены независимости, когда в конце 1920-х годов начались коллективизация и идеологические чистки. Колонии, такие как Коммуна Жизни и Труда , были перемещены в Сибирь, чтобы избежать ликвидации. Несколько толстовских лидеров, в том числе Яков Драгуновский (1886-1937), были преданы суду, а затем отправлены в ГУЛАГ .

В Англии Джон Коулман Кенуорти из Братской церкви основал колонию в Перли , Эссекс, в 1896 году. Это сообщество закрылось несколько лет спустя, но его жители породили Колонию Уайтуэй в Глостершире и Колонию Стэплтона в Йоркшире, которые существуют до сих пор. Хотя Уайтуэй вскоре отказался от принципов Толстого, многие, включая Ганди , посетившего его в 1909 году, расценили его как неудавшийся толстовский эксперимент.

Иоганнес ван дер Веер был ключевой фигурой в голландском толстовском движении, и Толстой прямо обратился к антивоенной позиции ван дер Вира в эссе 1896 года. В Нидерландах были основаны две колонии: недолговечная в Бюссюме в Северной Голландии и более успешная в соседнем Бларикуме . Причины, приписываемые неудачам толстовских общин по всей Европе, включают личную несовместимость участников и общее отсутствие практического опыта в сельском хозяйстве.

Верования и обычаи

Толстой организовывает помощь голодающим в Самаре, 1891 год.

Толстовцы ( русский : Толстовцы , Tolstovtsy ) идентифицируют себя как христиане , но как правило , не относятся к институциональной Церкви . Толстой был резким критиком Русской Православной Церкви , что привело к его отлучению в 1901 году. Толстовцы, как правило, больше сосредотачиваются на следовании учению Иисуса , чем на его чудесах или божественности .

Они стараются вести аскетичный и простой образ жизни , предпочитая быть вегетарианцами , некурящими, трезвенниками и целомудренными . Толстовцы считаются христианскими пацифистами и выступают за непротивление при любых обстоятельствах. Понимание Толстым того, что значит быть христианином, было определено Нагорной проповедью и резюмировано в пяти простых предложениях:

  1. Люби своих врагов
  2. Не злись
  3. Не борись злом злом, но отвечай на зло добром (интерпретация подставления другой щеки )
  4. Не вожделение
  5. Не принимайте клятвы.

Они не поддерживают и не участвуют в правительстве, которое они считают аморальным, жестоким и коррумпированным. Толстой отвергал государство (поскольку оно существует только на основе физической силы) и все институты, которые от него происходят — полицию, суды и армию. Таким образом, многие теперь считают их христианскими анархистами . Исторически идеи Толстого оказали определенное влияние на анархистскую мысль, особенно на анархо-пацифизм . Они также были названы Махатмой Ганди источником вдохновения при формировании его собственной философии ненасилия как из джайнизма, так и из индуизма .

Вегетарианство

Вегетарианское движение началось в Европе в 19 — м века. Первое вегетарианское общество было основано в Манчестере в 1847 году. Толстой оказал заметное влияние на движение. Он стал вегетарианцем вместе со своими двумя дочерьми в 1885 году. Его соответствующее эссе «Первый шаг» (1891) и другие были продвинуты вегетарианскими обществами по всему миру.

Его вегетарианство было частью христианской философии ненасилия, которую он разработал. В то время вегетарианских ресторанов было немного, и они часто служили помещениями для встреч толстовцев и других социальных реформаторов. В то время это движение было в основном ово-лакто-вегетарианским .

Согласно медицинской науке того времени, на которую в основном влияла немецкая медицина, вегетарианство считалось нездоровым. С другой стороны, вегетарианцы обычно подчеркивали физическую силу и спортивные способности вегетарианцев.

История

Конверт письма М. К. Ганди ко Льву Толстому

Толстовство возникло в Российской империи в 1880-е годы на основе учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства он изложил в «Исповеди», «В чём моя вера?», а также в «Крейцеровой сонате». Тогда же начали возникать колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.

Верующие-духоборы нашли идеи Толстого сродни их собственным традициям и в 1895 году воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имевшееся у них оружие, за что были сурово репрессированы. В дальнейшем они, также согласно идеям Толстого, отказались от употребления мяса, алкоголя и табака.

Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование личности, опрощение.

Для религиозных взглядов в рамках толстовства характерен синкретизм. На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения, однако идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной. Толстовцы отвергают догматы организованной церкви, являются антитринитариями. 

Вегетарианство, которому следовали толстовцы, в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).

Толстовцы активно занимались просвещением и распространением взглядов Толстого. Толстовцы В. Г. Чертков и П. И. Бирюков основали издательство «Посредник» (деятельное участие в работе принимала Анна Черткова), которое издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и других писателей, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. В — в Лондоне толстовцы издавали газету «Свободное слово».

В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев в основном были ликвидированы, их участники репрессированы, однако некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.

Сейчас последователи толстовства сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах. В России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями так называемого «новотолстовства» — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность — около 500 человек.

Важным источником по истории толстовства являются воспоминания толстовцев о Л. Толстом.

Философские идеи Толстого. Философские идеи

Поиск смысла жизни, пожалуй, самое выразительное и непревзойдённое героическое искание, представленное в страстной борьбе с вековыми традициями. Он противился «духу века сего», что выносит его за рамки исключительно российской философии и ставит его в ряд с другими выдающимися мыслителями и философами эпохи. Толстой – мировое явление, но полностью позиционирующее себя как типично русское, не мыслящее себя вне русской жизни.

В $70$х года Толстой переживает глубокий духовный кризис, который он выразил в своём произведении « Исповедь ».

Исповедь – жанр религиозной литературы. Помощь Бога – акт молитвы. Это размышление перед лицом Бога. Молитва настраивает человека на искренность. Молитва в конце как благодарность.

Смысл исповеди – осознать свои грехи. Исповедующийся – грешник. Но Толстой подразумевал другой смысл исповеди. Он исповедуется перед собой. Через отрицание Бога мы придём к Богу. А если Бог отрицается, следовательно, он не истина. Сомнение во всём. Сомнение в вере. Это приход к бессмыслице. Отрицание смысла, отсутствие смысла жизни.

Поиск смысла жизни. Невозможно жить без смысла жизни. Возникает проблема смерти, которую в этот момент мучительно переживает Толстой, это трагедия неизбежности смерти, которая доводит его до идеи самоубийства. Этот кризис приводит Толстова к разрыву отношений с секулярным миром. Он сближается с «верующими из бедных, простых, неученых людей», как пишет в «Исповеди». Именно в простых людях Толстой находит для себя веру, которая давала им смысл в жизни. С присущей ему страстностью, Толстой жаждет наполниться этой верой, войти в мир веры. В этот момент он полностью осознаёт свой разрыв с церковью, с церковным толкованием Христа, христианства, и встаёт на путь «самунижения и смирения». В упрощенном виде богословский рационализм занимает его мышление. Это приводит к тому, что Толстой формулирует собственную метафизику на отдельных положениях христианства. В его понимание христианства входит отрицание божественности Христа и его Воскресение, видоизмененный текст Евангелия с акцентом на те моменты, которые, по его мнению, возвестил миру Христос.

Философские искания толстого. Религиозно — философские искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого

Философское значение художественных творений Ф.М. Достоевского (1821-1881) признавали многие русские мыслители. Уже младший современник и друг писателя философ В.С. Соловьев призывал видеть в Достоевском провидца и пророка, предтечу нового религиозного искусства. В 20 столетии проблема метафизического содержания его сочинений — это особая и очень важная тема русской философской мысли. Подобная традиция прочтения творчества Достоевского отнюдь не превращала его в философа, создателя философских учений, систем и т.п. «В историю русской философии Достоевский входит не потому, что он построил философскую систему, — писал Г.В.Флоровский, — а потому, что он широко раздвинул и углубил самый метафизический опыт… И Достоевский больше показывает, чем доказывает…» Г.В.Флоровский;История русской философии. М., 1991. С. 35 С исключительной силой показана вся глубина религиозной темы и проблематики во всей жизни человека. Метафизические идеи и проблемы наполняют жизнь героев Достоевского, становятся неотъемлемым элементом сюжетной ткани его произведений, сталкиваются в диалоге позиций и мировоззрений. Эта диалектика идей менее всего имела отвлеченный характер. Она, в художественно-символической форме, отразила глубоко личный, духовный, можно сказать, экзистенциальный опыт автора, для которого поиск истинных ответов на последние, метафизические вопросы был смыслом жизни и творчества.

Происхождение и становление

Происходил будущий классик из известного с XIV века дворянского рода. Петр Андреевич Толстой, предок писателя со стороны отца, заслужил благосклонность Петра I, расследуя дело его сына, которого подозревали в измене. Потом Перт Андреевич возглавил Тайную канцелярию, карьера пошла в гору. Николай Ильич, отец классика, получил хорошее образование. Однако оно сочеталось с непоколебимыми принципами, не позволившими ему продвигаться при дворе.

Состояние отца будущего классика было расстроено из-за долгов его родителя, и он вступил в брак с немолодой, но состоятельной Марией Николаевной Волконской. Несмотря на первоначальный расчет, в браке они были счастливы и завели пятерых детей.

Детство

Лев Николаевич родился четвертым (еще была младшая Мария и старшие Николай, Сергей и Дмитрий), но внимания после рождения он получил немного: мать скончалась через два года после рождения писателя; отец ненадолго переехал с детьми в Москву, но в скором времени тоже умер. Впечатления от поездки были настолько сильны, что юный Лёва создал первое сочинение «Кремль».

Воспитывало детей сразу несколько опекунов: сначала Т.А. Ергольская и А. М. Остен-Сакен . А. М. Остен-Сакен умерла в 1840, а дети уехали в Казань к П.И.Юшковой.

Отрочество

Дом Юшковой был светским и веселым: приемы, вечера, внешний блеск, высшее общество – это всё было очень важно для семьи. Толстой и сам стремился блистать в обществе, быть «comme il faut», но застенчивость не давала развернуться

Реальные развлечения Льву Николаевичу заменяли размышления и самоанализ.

Будущий классик обучался дома: сначала под руководством гувернера-немца Сен-Тома́, а потом у француза Ресельмана. По примеру братьев Лев решается поступать в Императорский Казанский университет, в котором трудились Ковалевский и Лобачевский. В 1844 году Толстой стал учиться на восточном факультете (приемная комиссия была поражена знаниями «турецко-татарского языка»), а позже перевелся на юридический факультет.

Юность

С домашним учителем истории молодой человек конфликтовал, поэтому оценки по предмету были неудовлетворительными, в ВУЗе необходимо было прослушать курс заново. Дабы избежать повторения пройденного, Лев перешел на юрфак, но не закончил, ушел из университета и уехал в Ясную Поляну, родительскую усадьбу. Здесь он пытается вести хозяйство по новым технологиям, старался, но неудачно. В 1849 году писатель отправляется в Москву.

В этот период начинается ведение дневника, записи будут продолжаться до смерти писателя. Они являются важнейшим документом, в дневниках Лев Николаевич и описывает события своей жизни, и занимается самоанализом, и рассуждает. Также здесь были описаны цели и правила, которым он старался следовать.

Литература

В 1851 году брат писателя – офицер Николай Толстой – уговорил Льва ехать на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в станице на берегу Терека. Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».

Лев Толстой в молодости

На Кавказе Лев Толстой сочинил повесть «Детство», которую опубликовал в журнале «Современник» под инициалами Л. Н. Вскоре написал продолжения «Отрочество» и «Юность», объединив повести в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание.

Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император Александр II прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.

Писатель Лев Толстой

Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой прибыл в Петербург и вошел в кружок «Современник», где его радушно встретили, назвав «великой надеждой русской литературы». Но за год писательская среда с ее спорами и конфликтами, чтениями и литературными обедами надоела. Позже в «Исповеди» Толстой признался:

Осенью 1856 года молодой писатель уехал в имение Ясная Поляна, а в январе 1857 – за границу. Полгода Лев Толстой путешествовал по Европе. Побывал в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Вернулся в Москву, а оттуда – в Ясную Поляну. В родовом имении занялся обустройством школ для крестьянских ребятишек. В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений. В 1860-м писатель много путешествовал: в Германии, Швейцарии, Бельгии он изучал педагогические системы европейских стран, чтобы применить увиденное в России.

Лев Толстой за работой

Особую нишу в творчестве Льва Толстого занимают сказки и сочинения для детей и подростков. Писатель создал для маленьких читателей сотни произведений, среди которых добрые и поучительные сказки «Котенок», «Два брата», «Еж и заяц», «Лев и собачка».

Школьное пособие «Азбука» Лев Толстой написал для обучения детей письму, чтению и арифметике. Литературно-педагогическая работа состоит из четырех книг. Писатель включил в нее поучительные истории, былины, басни, а также методические советы учителям. В третью книгу вошел рассказ «Кавказский пленник».

Роман Льва Толстого «Анна Каренина»

В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором противопоставил две сюжетные линии: семейную драму Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым отождествлял себя. Роман лишь на первый взгляд казался любовным: классик поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду мужицкой жизни. «Анну Каренину» высоко оценил Федор Достоевский.

Перелом в сознании писателя отразился в произведениях, написанных в 1880-ых. Духовное прозрение, меняющее жизнь, занимает центральное место в рассказах и повестях. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и рассказ «После бала». Классик российской литературы рисует картины социального неравенства, бичует праздность дворян.

Лев Толстой и Максим Горький

В поисках ответа на вопрос о смысле жизни Лев Толстой обратился к Русской православной церкви, но и там не нашел удовлетворения. Писатель пришел к убеждению, что христианская церковь коррумпирована, а под видом религии священники продвигают ложное учение. В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник», где изложил духовные убеждения с критикой Русской православной церкви. За это Толстого отлучили от церкви, за писателем наблюдала тайная полиция.

В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший одобрительные рецензии критиков. Но успех произведения уступал «Анне Карениной» и «Войне и миру».

Последние 30 лет жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.

Большой толковый словарь

ТОЛСТЕННЫЙ, -ая, -ое. Разг. Очень толстый. Т-ая шерсть. Т-ая книга. Т-ое дерево. Т-ая тётка. Т-ые губищи. ТОЛСТЕНЬКИЙ, -ая, -ое; -нек, -нька, -нько. Разг. Довольно толстый (1-2 зн.). Т. ребенок. Т-ая книга. Т. кошелёк. Толстенько, нареч. Выглядеть т. ТОЛСТЕТЬ, -ею, -еешь; нсв. (св. потолстеть). Становиться толстым или более толстым (2 зн.); полнеть. Т. на глазах. Т. быстро, медленно. Ишь, как ляжки толстеют. Обленился, потому и начал т. ТОЛСТИТЬ, -тит; нсв. кого. Разг. Делать толстым или более толстым на вид; полнить. Это пальто толстит тебя! Белый цвет толстит. ТОЛСТО см. Толстый. ТОЛСТО… Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: толстый. Толстогубый, толстоклювый, толстолапый, толстоносый, толстоподошвенный, толстоствольный, толстощёкий. ТОЛСТОБРЮХИЙ, -ая, -ое; -брюх, -а, -о. Разг. Имеющий толстое брюхо. Т. конь, бык. Т-ая баба. ТОЛСТОВЕЦ, -вца; м. Последователь толстовства. Считать себя толстовцем. Толстовка, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. ТОЛСТОВКА, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. Широкая, длинная мужская блуза в складку с поясом. ●По имени писателя Л.Н.Толстого, носившего такую блузу. ТОЛСТОВСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к толстовству и толстовцам. Т-ое движение. ТОЛСТОВСТВО, -а; ср. Религиозно-утопическое общественное течение в России конца 19 в. — начала 20 в., возникшее под влиянием религиозно-философского учения Л.Н.Толстого о преобразовании общества путём религиозно-морального совершенствования. ТОЛСТОВЩИНА, -ы; ж. Пренебр. =Толстовство. ТОЛСТОГОЛОВЫЙ, -ая, -ое; -лов, -а, -о. Разг. Имеющий большую, крупную голову. Т-ая лошадь. Т. ребёнок. Т-ая рыба. ТОЛСТОГУБЫЙ, -ая, -ое. Разг. Имеющий толстые губы. Т. ребенок. Толстогубость, -и; ж. ТОЛСТОДОННЫЙ, -ая, -ое. Имеющий толстое дно, днище. Т-ая кастрюля.

Критика

Церковный публицист и общественный деятель В. М. Скворцов возбудил вопрос о «толстовщине» на 3-м всероссийском миссионерском съезде (организованном Русской Православной церковью) в 1897 году в Казани; «по исследовании еретических мудрований Толстого, разбросанных во многих его религиозных трактатах <…>, съезд специалистов миссионерства уже тогда признал толстовское религиозное движение оформившеюся религиозно-социальною сектою, крайне вредною не только в церковном, но и в политическом отношении».

Официозное (неофициальное) общественно-церковное издание Православной церкви «Миссионерское обозрение» в 1906 году, после состоявшегося в 1901 году Определения Святейшего Синода об «отпадении» графа Толстого от Церкви, печатало в статье, подписанной священником Е. Зубаревым, пространные извлечения из новоизданного полного собрания религиозно-философских сочинений Льва Толстого, заключая: «Под доказательствами Л. Н. Толстого от Евангелия вполне можно бы подписаться, если бы он разумел под ним подлинное, а не своё евангелие».

Русский поэт Иннокентий Анненский в «Книге Отражений» писал:

«Природу и жизнь человека не всегда подчинишь выдумке. Евангелие создало христианство, то есть целый мир. Толстой создал толстовщину, которая безусловно ниже даже его выдумки…»

Философ И. А. Ильин в своей книге «О сопротивлении злу силою» также приводит критику учения Толстого и высказывает мысль, что насилие, хоть и есть дело неправедное, всё же в определённых случаях может считаться оправданным.

Философия Толстого кратко. Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1821 — 1910) велик и как писатель, и как мыслитель. Он выступает родоначальником концепции ненасилия. Его учение получило название толстовства. Суть этого учения нашла отражение во многих его произведениях. У Толстого имеются и собственные философские сочинения: “Исповедь”, “В чем моя вера?”, “Путь жизни” и др.

Толстой с огромной силой нравственного осуждения подверг критике государственные учреждения, суд, экономику . Однако критика эта была противоречивой. Он отрицал революцию как метод решения социальных вопросов. Историки философии полагают, что “заключая в себе некоторые элементы социализма (стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных крестьян, учение Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало исторический процесс с точки зрения “вечных”, “изначальных” понятий нравственного и религиозного сознания человечества”.

Толстой считал, что избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека. Он подчеркивал: “Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви”.

Считая власть злом , Толстой пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности. Идеи Толстого имели широкое хождение. Одновременно их критиковали справа и слева. Справа Толстого критиковали за критику в адрес церкви. Слева — за пропаганду терпеливой покорности властям. Критикуя Л. Н. Толстого слева, В. И. Ленин находил в философии писателя “кричащие” противоречия. Так, в работе “Лев Толстой как зеркало русской революции” Ленин отмечает, что у Толстого “С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь “непротивления злу” насилием”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector