Родительский дом
Содержание:
Детство и юность
Мастер малых литературных форм родился 8 августа 1927 года в Москве. Детство и отрочество Юрия прошли в 15-метровой комнате в коммунальной квартире, расположенной в доме № 30 на Арбате.
Родители писателя — выходцы из крестьян Смоленщины, но, по семейному преданию, прабабушку Юры по материнской линии за красоту взяли горничной в барский дом, где девушку соблазнил князь Мещерский. Если легенда правдива, то прозаик приходился дальним родственником Николаю Карамзину.
Отец Павел Гаврилович подростком перебрался в Москву и начал трудовую биографию учеником наборщика, однако впоследствии работал плотником и сантехником. Мужчина был добрым и рукодельным человеком, оторвавшимся от крестьянских корней, но страдающим пристрастием к алкоголю.
Юрий Казаков в молодости / Тамара Судник-Казакова, Российская газета
В начале 30-х годов XX века Павла Гавриловича на 3 года высылали из Москвы в Вятскую губернию: выпивший Казаков в компании упомянул о бунте на Тамбовщине. После войны отец семейства жил в Солге — поселке при железнодорожной станции в Архангельской области, лишь иногда гостя у жены и сына в Москве.
Мать писателя Устинья Андреевна до революции работала в Москве няней в господских домах, затем была подсобной рабочей на заводе и, наконец, выучилась на медсестру. В отличие от мужа, женщина осталась верной смоленскому говору и сельским суевериям. В семье Устинья верховодила, а когда ее племянница осиротела, взяла девочку жить в единственную комнату. От приезжавших в Москву братьев матери Юра слушал рассказы про крестьянскую жизнь и как будто не узнавал что-то новое, а вспоминал давно забытое.
Устинья Андреевна гордилась музыкальностью единственного сына. Еще в детсадовском возрасте мальчик, услышав песню по радио, без труда подбирал мелодию на балалайке. Позже он овладел баяном.
Мать поощряла музыкальные упражнения сына, полагая, что это всегда обеспечит парня куском хлеба. К чтению и сочинительству Устинья относилась как к пустой трате времени. С книгами Юрий в детстве знакомился в читальных залах библиотек. Особенно мальчику нравились рассказы и повести об охоте, которая в зрелом возрасте стала настоящей страстью писателя.
Во время войны мать и сын соглашались на черную работу — чистили лед на Крымском мосту, разгружали баржи с картофелем и капустой на Москве-реке. Юра тушил «зажигалки» на крышах. При взрыве бомбы в соседнем дворе подростка контузило, и всю оставшуюся жизнь Казаков заикался. По другой версии, обнародованной в документальной повести Игоря Кузьмичева «Жизнь Юрия Казакова», писатель стал заикаться в 6 лет: провожая отца в ссылку, испугался агрессивного лая овчарки.
С 1942 года Юрий начал учиться в музыкальной школе по классу виолончели, но вскоре перешел на требующий меньшей гибкости пальцев контрабас. В 1944-м юноша поступил в Московский архитектурно-строительный техникум, а в 1946-м — в музыкальное училище имени Гнесиных.
По свидетельству многолетней музы Юрия Павловича — переводчицы Марины Литвиновой, Казаков не окончил общеобразовательную школу, а купил аттестат на рынке в Мытищах.
Получив диплом «Гнесинки», Юрий стал контрабасистом оркестра Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Подрабатывал и в джазовых коллективах, но вскоре понял, что музыка — не его колея. 20 ноября 1952 года он уволился из оркестра. В 1953-м экс-музыкант поступил в Литературный институт, выдержав конкурс 100 человек на место.
Творчество
По одной из версий, Казаков захотел стать писателем, чтобы рассказать людям о том, чему мешало его заикание. Однако в юношеских дневниках контрабасист писал, что хочет прославиться, а литератору добиться известности легче, чем оркестранту.
Первой публикацией Юрия стала одноактная пьеса «Новый станок», напечатанная в 1952 году в неприметном репертуарном сборнике. В дальнейшей библиографии Казакова преобладали рассказы и короткие повести.
Константин Паустовский и Юрий Казаков
Помимо упомянутых произведений, популярными у читателей стали новеллы «Тихое утро», «Арктур — гончий пес» (о слепой охотничьей собаке), «Осень в дубовых лесах» (о неприкаянности, разрушающей любовь»). Казаков достиг вершин жанра, его имя носит премия, ежегодно присуждаемая журналом «Новый мир» за лучший рассказ.
В 1964 году Юрий Павлович участвовал в написании коллективного юмористического детектива «Смеется тот, кто смеется». Через 3 года литератор ездил во Францию, где собирал материалы для романа об Иване Бунине, которого очень любил. Но большая форма не покорилась талантливому создателю прозаических миниатюр, и планы остались нереализованными.
КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?
Наш дом – Россия. «Родительский дом – начало начал». Дом – это место, где тебя всегда ждут. Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий. Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил. Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций. Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни. Дом – основа человеческого бытия. Дом – прекрасная мечта о счастье. Дом – портрет души семьи. Потеря дома – крушение нравственных идеалов. (О затоплении деревень в 1970–80-е) Дом – разлад с собой и миром.
«Дом — это там, где твое сердце». (Плиний старший) | Мой дом – моя Родина. | «Главный-то дом человек в душе у себя строит» (Ф.Абрамов). | «Человек-то мал, а дом его – мир» (Марк Варрон). |
Родительский дом – источник нравственности. | «История проходит через Дом человека, через всю его жизнь». (Ю.М.Ло. (Д. Линн). | Дом – это личная Вселенная человека, его галактика. | |
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой) | Отчизну кто клянет – с семьей тот порывает. (Пьер Корнель) | Бездомья страшный удел… | Человек без роду и без племени |
Дом наших отношений | «Россия подобна огромной квартире…» (А.Усачёв) | Дом родной – это малая вселенная… |
2-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
«Тема дома в романе “Тихий Дон” М.А. Шолохова»
В романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его исконными традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи — одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит с самого начала произведения. «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается роман-эпопея, а на протяжении всего повествования М. Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но для героев отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. В первых главах показано, как общее дело, хозяйственные заботы соединяют этих разных людей в единое целое — семью. Именно потому так подробно описывает М. Шолохов различные трудовые процессы — ловлю рыбы, пахоту и т. д. Взаимопомощь, забота друг о друге, радость труда — вот что объединяет семью Мелеховых. Дом держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта — хотя бы ради внуков и детей. Постоянно он стремится принести что-нибудь в дом, сделать что-нибудь полезное для хозяйства. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров. Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой старухой». Ей присущи мудрость и справедливость. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего — Григория. И глубоко символично, что в последнюю минуту перед смертью, уже понимая, что ей не суждено увидеть Григория, она выходит из дома и, обращаясь к степи, прощается с сыном: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!» Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий. Но мысль о родном доме жива и в душах представителей младшего поколения этой семьи. Кровную связь с родным домом, родной землей ощущает Григорий Мелехов. Страстно любя Аксинью, на ее предложение уйти, все бросить, он отвечает отказом. Лишь позже он решается уйти, да и то недалеко, за пределы хутора. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе. Тесно связана с домом Мелеховых и Наталья. Даже поняв, что она нелюбима, даже зная, что Григорий с Аксиньей, она остается в доме свекра и свекрови. Инстинктивно она понимает, что только здесь, в доме мужа, она может его дождаться и начать с ним новую счастливую жизнь. И, возможно, именно потому с самого начала обречена любовь Аксиньи и Григория, что она бездомна. Они встречаются вне дома, вне установленных обычаев. И для того, чтобы быть вместе, им обоим необходимо уйти из дома. Глубоко символично, что Аксинья умирает в дороге, а Григорий в финале романа оказывается перед родным домом, с сыном на руках. И это оказывается его единственным спасением и надеждой уцелеть в рушащемся раскалывающемся на части мире. Человек для М
Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется
1-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
по теме «Родительский дом»
1.Вступление к сочинению. Дом…Родительский дом. Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в родном доме и в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.
Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства», – подчеркнул писатель С.В. Михалков. И какими будем мы в жизни – это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.
Тема дома – сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях рассказали нам о разных семьях и домах, в которых жили эти семьи. 2. Основная часть сочинения – литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений). Аргумент 1.
В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. Что же это за дом? В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова. Атмосфера в этом доме очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может. У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа-подкаблучника, который только ей потакает. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося сына. Софья жалуется Милону на тяжёлую жизнь в доме Простаковых. Беззакония творятся в доме этой госпожи. Невежественная, жестокая, самовлюблённая госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Деспотизм разрушает и уничтожает в человеке всё человеческое. Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды». А ведь эта злобная и жестокая женщина – мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын от матери ничему хорошему не мог научиться, не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим ему в жизни. Такая обстановка в родительском доме не может дать Митрофану хорошие и крепкие нравственные уроки.
Аргумент 2.
Совсем другой дом, дом семьи Ростовых, показывает нам Лев Николаевич Толстой в Романе «Война и мир». Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места. Глава дома – граф Илья Николаевич Ростов-любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. « Он — сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти. Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она – первая советчица для дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы. Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. В доме Ростовых царил «любовный воздух». Счастливый дом у Ростовых! Дети чувствуют родительскую нежность и ласку! Мир, согласие и любовь – это нравственный климат в московском доме. Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома Ростовых, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Все дети унаследовали от родителей способности к соучастию, к сопереживанию, к сочувствию, милосердию. Родительский дом и семья для Ростовых – исток всех нравственных ценностей и нравственных ориентиров, это начало начал. 3. Заключение.
Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и дом Ростовых у Толстого. А какие они разные! И зависит это от самих родителей и той нравственной и духовной атмосферы, которая создаётся в родительском доме, в семье. Мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своём доме и крепкой духовной атмосфере в нём. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!
Второе направление «Дом».
На сайте ФИПИ дано такое определение: «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.ДОМ – слово многозначное… Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. В родительском доме мы появились на свет, здесь живут наши близкие и любимые люди, здесь прошло наше детство, здесь мы повзрослели… Тёплые воспоминания о годах, прожитых родительском доме, мы храним всю жизнь. В родном доме мы получаем первые уроки нравственности. Не зря его зовут колыбелью, причалом, пристанью. В родном доме раскрывается истинное «Я» человека, именно здесь он сбрасывает все свои маски, за которыми скрывается в обществе. Дома нет смысла притворяться, потому что в нем тебе ничто не угрожает. Это малая родина. В родном городе или посёлке мы открываем для себя мир, мы учимся любить природу, познаём людей. Это Родина. Большой дом для всего народа. Именно Родина-мать зовёт на помощь своих сыновей и дочерей в страшные годы войны. Это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов. Это Земля, и каждый уголок её – частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом.
Часть 3
Задание 15
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём балл
15.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов
Часть 2
Задание 2
Почему, вспоминая отца, героиня всегда плачет?
1) Она на всю жизнь запомнила, как долго отец болел двусторонним воспалением лёгких, и ей было жаль отца. 2) Она на всю жизнь запомнила тот стыд, который испытывала в детстве от несуразности отца. 3) Только став взрослой, она поняла, какой опасности подвергалась их жизнь, когда скорая помощь застряла в снегу, не доехав до райцентра. 4) Только став взрослой, она поняла, что в детстве была несправедлива к отцу и за внешней несуразностью не видела его огромной любви к дочери.
Задание 3
В каком варианте ответа нет фразеологизма?
1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. 2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. 3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. 4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
Задание 4
Из предложений 25—32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — неполнота действия.
Задание 5
Из предложений 25—34 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Задание 6
Замените разговорное слово «твердил» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание 7
Замените словосочетание «отцовская несуразность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 30.
Задание 9
Среди предложений 6—10 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
По дороге попали в страшную метель,(1) машина застряла,(2) и водитель визгливо,(3) как женщина,(4) стал кричать,(5) что теперь все мы замёрзнем. Он кричал пронзительно,(6) чуть ли не плакал,(7) и я думала,(8) что у него,(9) наверное,(10) тоже болят уши.
Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.
Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И я сначала в садике,(1) а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!),(2) но мне было непонятно,(3) зачем он,(4) обычный слесарь,(5) ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя,(6) ни свою дочь! Часто сбиваясь,(7) он тоненько,(8) по-женски,(9) ойкал,(10) и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка.
Задание 13
Среди предложений 1—5 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
Среди предложений 11–19 найдите предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Смерть
Поздней осенью 1992 года Казаков скончался в полном одиночестве в московском военном госпитале. Причиной смерти 55-летнего писателя стали диабетический криз и инсульт, вызванные алкоголизмом. Из гражданской больницы Юрия Павловича, в последние годы жившего с ослепшей и обезумевшей матерью на даче в Абрамцево, незадолго до кончины выгнали за «нарушение режима».
На гражданской панихиде Федор Абрамов назвал Казакова гением. Могила Юрия Павловича находится на Ваганьковском кладбище. В фильме-биографии Аркадия Кордона «Послушай, не идет ли дождь…», вышедшем в 1999 году, роль писателя сыграл Алексей Петренко. Кордон лично познакомился с прозаиком во время экранизации его повести «Мальчик из снежной ямы», рассказывающей о ненецком художнике Тыко Вылке.
Личная жизнь
В Литинституте Юрий дружил с Тамарой Жирмунской, однако в 1963 году однокурсница Казакова вышла замуж за сценариста и режиссера Павла Сиркеса.
Роман с Мариной Литвиновой у прозаика разгорелся в начале лета 1960 года и продолжался 5 лет. Переводчица вдохновила его на написание «Северного дневника». Любовь к Марине нашла отражение в рассказах Казакова «Двое в декабре» и «Розовые туфли».
В июне 1965 года влюбленные, вместе читавшие книги и ездившие в творческие командировки на Русский Север, расстались. Через полгода Юрий предложил Марине встретиться и сказал, что им надо возобновить отношения, иначе он женится на хорошей девушке, с которой встречается. Литвинова ответила, что согласна на предложение Казакова при условии, что он начнет лечиться от алкоголизма.
Юрий Казаков с собакой
Еще в разгар романтических отношений Марина заметила, что Юра зависим от спиртного. Но, когда Литвинова заговорила о необходимости лечения с матерью Юрия, Устинья Андреевна восприняла идею в штыки и даже привязала на ручку двери тряпочку на отворот сына от возлюбленной.
В итоге Казаков взял замуж упомянутую «хорошую девушку» Тамару Михайловну Судник. В сентябре 1967 года жена родила писателю сына Алешу. Отцовские монологи, обращенные к маленькому Алексею, стали самыми пронзительными рассказами «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».
Однако семейная жизнь Юрия и Тамары не сложилась. Сын много болел. Заработков писателя не хватало на лечение, еду, выпивку и поддержание дома в Абрамцево, где жила семья. Домик Казаков купил на гонорар за перевод трилогии казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Тамара ушла от мужа, забрала Алешу, но затем определила жить мальчика к прабабушке в Минск.
Осенью 1969 года у Казакова от переживаний случился сердечный приступ, спровоцировавший микроинфаркт. Неоднократно Юрий и Тамара пытались возобновить отношения, но семейную лодку, разбившуюся о быт, склеить не удалось.
Станислав Рассадин характеризовал Казакова как «наглого, скучного, скупого и самовлюбленного жлоба». Однако этой характеристике противоречит бескорыстная помощь, которую автор «Адама и Евы» оказывал коллегам по литературному цеху.
Юрий Павлович спас Евгения Евтушенко от самоубийства после разноса, устроенного поэту Никитой Хрущевым. Казаков поддерживал в трудные минуты Андрея Вознесенского и Юрия Трифонова, был верен дружбе с однокурсником Михаилом Рощиным. По мнению Литвиновой, в рассказе «Трали-вали» в образе пьющего бакенщика, наделенного божественным даром пения, прозаик дал автопортрет, черты которого точнее, чем на фото и в воспоминаниях современников.