Сыктывкарская епархия
Содержание:
- Действующие мужские монастыри
- История
- Святитель Стефан
- О разделении Сыктывкарской и Воркутинской епархии
- У Сыктывкарской епархии не осталось претензий к Роспотребнадзору Коми
- Первая церковь
- Епископ Филофей
- Освящение главного храма
- Русская Православная Церковь
- Крестные хода
- Основания для разделения
- Храмостроительство в Коми крае
- Образование Пермской епархии
- Монастыри
- Епархиальные отделы
- Почин прославления святых новомучеников и исповедников Российских
- Начало
- Просвещение молодежи
- Святители Герасим, Питирим и Иона
- Так зачем нужно было делить епархию?
Действующие мужские монастыри
Троице-Стефано-Ульяновский
Старинная мужская обитель — одна из монастырей, основанных в 14 веке святителем Стефаном, которая восстановлена после разрушения. Монастырь закрыли в 1764 году, в 1860 году иноки Соловецкой обители возобновили в нем жизнь, построив великолепный монастырский ансамбль, венчавшийся высокой колокольней.
Ульяновский Троице-Стефановский монастырь
В 1918 году монастырь закрыли, насельников расстреляли. Ныне Троицкий монастырь открыт для посещения. По желанию паломников иноки проводят экскурсии.
Усть-Вымский Михаило-Архангельский
Особенностью этой обители является не только основание ее первым игуменом епархии, но и место строительства. Прежде на месте монастыря стояла языческая куминица — береза, ее срубили, и построила церковь. Восстановление монастыря началось в 1996 году.
Интересно! В Михайло-Архангельском мужском монастыре хранятся святые останки Пермских святителей. Особенно многолюдно в нем на водосвятные молебны, совершаемые у источника Святого Стефана.
История
Внутреннее убранство храма (2019)
25 апреля 1825 года руководство Александровского пушечно-литейного завода получило разрешение Департамента горных и соляных дел на строительство заводской церкви, митрополит Новгородский Серафим благословил устроение нового храма.
Для организации строительства была учреждена комиссия под председательством управляющего Олонецкими горными заводами Адама Армстронга.
В объявленном конкурсе проектов будущей церкви, победил проект архитектора Департамента горных и соляных дел Александра Ивановича Постникова (1766—1830). Торжественная закладка нового заводского храма состоялась в июле 1826 года.
Храм строился на выделенные казной средства и пожертвования мастеровых и служителей Александровского завода.
Строительство собора велось под руководством инженера Пьетро Карло Мадерни в 1826—1832 годах. Работы по устройству иконостаса были выполнены под руководством мастера А. Боброва из Кексгольма. Иконы написал художник А. С. Чижов. На колокольне церкви, в четырехугольной башне на южной стороне, были установлены восемь колоколов различного веса.
Епископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатием 27 января 1832 года в день памяти святителя Иоанна Златоуста освятил главный престол храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Боковые приделы были освящены в честь и славу Пресвятой и Живоначальной Троицы и святого чудотворца Николая Мирликийского. Первым священником Александра-Невской заводской церкви стал Иаков Васильевич Васильковский, кандидат богословия, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.
В январе 1888 года при храме была открыта церковно-приходская школа на средства священника о. Василия Нименского и пособие от Олонецкого епархиального совета для детей заводских служащих и мастеровых.
В 1929 году храм был закрыт по решению общего собрания рабочих Онежского завода и Петрозаводского городского Совета. Здание передано краеведческому музею, при этом были снесены все 5 куполов, а внутри устроено межэтажное перекрытие, устроен подвал для хранения музейных экспонатов. Первая экспозиция музея в здании бывшей церкви открылась в 1931 году.
В 1991 году храм возвращён Петрозаводской епархии. Осенью 1993 года началась реставрация храма. Автор проекта реставрации — архитектор В. Г. Копнин. Внешний вид собора был восстановлен в точном соответствии с первоначальным (за единственным исключением — купола собора прежде никогда не золотились). Новое оформление интерьера (иконостасы, киоты, паникадила и пр.) не соответствует стилистике здания.
9 мая 1995 года епископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил первый торжественный молебен. В июле 1996 года на собор установлены православные кресты.
3 июня 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм, который стал кафедральным собором Петрозаводской и Карельской епархии. В освящении принял участие митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (тогда архиепископ Тихвинский, ректор СПбПДА).
В июле 2000 года из краеведческого музея в храм переданы частицы святых мощей преподобного Антония Римлянина, великомученицы Параскевы Пятницы и частичка жезла первосвященника Аарона.
Внутри ограды собора находится мемориальная плита с могилы местночтимого святого Фаддея Блаженного. В сквере собора (Заводская площадь) находятся мемориальные знаки — участникам ликвидации Чернобыльской аварии и в честь 300-летия Петрозаводска от армянской диаспоры города Петрозаводска.
3 июня 2010 года в год девяностолетия Республики Карелия рядом с собором был открыт памятник святому князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). В тот же день его освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Святитель Стефан
Епархия Сыктывкарская зародилась около 650 лет назад. В XIV веке на земле Коми находились поселения язычников — западных пермяков или зырян. В одном из приграничных с ней городов — Устюге — тогда родился будущий святитель Стефан. Ещё в детстве он познакомился с языком и обычаями народа, среди которого вёл впоследствии миссионерскую работу. Святитель не пожелал вместе с крещением зырян поддерживать и их обрусение. Поэтому он создал зырянскую письменность на основе местных рун и перевёл на зырянский язык богослужебные книги и Библию. То есть святитель Стефан стал для Коми тем же, кем для Руси были Кирилл и Мефодий.
Проповедь Евангелия святитель начал с Усть-Выми — главного поселения зырян. Победив в споре местного колдуна, он с большим успехом стал проповедовать христианство на земле Коми. Великолепный храм, выстроенный Стефаном в Усть-Выми, стал своеобразной проповедью красотой. Язычники приходили просто полюбоваться церковью и её убранством. По всей зырянской земле святитель стал строить храмы и писать для них иконы. Помимо апостольских трудов, Стефан беспокоился и о хлебе насущном для народа, который просвещал, чем заслужил любовь и доверие зырян.
О разделении Сыктывкарской и Воркутинской епархии
Будет так:
В СССР на 1989 год имелось 67 епархий, включая украинские, белорусские, молдавские и так далее. В 90-е их начали потихоньку делить. В частности, Архангельская епархия, была разделена на Архангельскую, Мурманскую и Коми. В Коми после репрессий 30-х действующих храмов не осталось, но в 1945 власти разрешили открыть Кочпонскую Свято-Казанскую Церковь. Туда в 1950-м году был назначен протоиерей Владимир Жохов, один из самых выдающихся пастырей Русского Севера в ХХ веке.
Он был фронтовиком, служил в кавалерии, а после войны посвятил себя служению Богу. Собственно он и возобновил и Коми Церковь. Прихожане его обожали, а власти относились не без уважения. Было открыто еще несколько храмов, но после начала хрущевских гонений отец Владимир был изгнан из Республики. Несколько церквей были тогда закрыты, так что в течение несколько десятилетий их оставалось всего четыре.
Создание Коми епархии произошло по просьбам верующих в 1995-м году. Немало поспособствовал этому губернатор Юрий Алексеевич Спиридонов.
Кроме Архангельской было разделено еще несколько епархий, например, Воронежско-Липецкая. В 2011-м году было принято решение о разделении большинства епархий России. Как правило, вместо них создаются митрополии. Поясню, что такое митрополия на примере Архангельской области. В конце 2011 года на ее базе были образованы Архангельская, Котласская и Нарьян-Марская епархии. Архангельскую возглавляет лично митрополит Даниил, епископы Котласа и Нарьян-Мара находятся у него в подчинении.
На данный момент Русская Церковь насчитывает около 270 епархий, из них порядка 160 в России.
Коми едва ли не последняя из епархий, которая сохранялась в старом формате. Возможно это связано с тем, что у архиепископ Питирим один из немногих, кто мог на заседании Синода выступить против того или иного решения. Кому-то из епископата это нравилось, кому-то нет, поэтому он оказался на особом положении. Его трудно понизить в статусе, не вызвав возмущения, но есть и противники посвящения его в митрополиты.
Как я понимаю, по Коми, в конце концов, был найден своего рода компромисс. Приняли решение разделить Сыктывкарскую епархию на две части, пока без преобразования в митрополию, но с посвящением епископа Питирима в архиепископы Сыктывкарские и Коми-Зырянские. Впрочем, есть вероятность, что в обозримом будущем Коми все-таки станет митрополией. Тогда у нас, очевидно, появится еще одна епархия — Ухтинская.
***
В заключение несколько по слов по поводу слов «Коми-Зырянский» в титуле архиепископа. Существует безграмотная гипотеза, что слово «зыряне» «придумали русские», произведя его от «зыря, зырить, вызырить — много пить». Еще одно заблуждение приписывает происхождение наименования «зыряне» коми напитка «сур». С таким же успехом можно заявлять, что «дойч» (немец) произошло от русского слова «доить», а не от древнегерманского «дейч» — «люди».
В грамоте датированной 1485 года можно прочитать о «крещеных сирянах Ужговских». Слова «сирять» в русском языке нет, так что это самоназвание. Записывали его по разному «саран», «сöран», «суран», «зыран», «зырян». Предположительно, это слово произошло от пермского «sara», что значит мужчина.
«Мужчины» или «люди» — это чрезвычайно распространенное название для племен и народов в разных концах земли. Например, кеты на Подкаменной Тунгуске происходят от «кет» — «мужчина». «Гунны» производная от слова «хунн» — «человек», «нивх» от «человек», «ненец» тоже от «человек», а не от «не-не», в смысле: «моя твоя не понимай». Такие дела.
У Сыктывкарской епархии не осталось претензий к Роспотребнадзору Коми
У Сыктывкарской епархии не осталось претензий к Управлению Роспотребнадзора по Коми. Об этом заявил архимандрит отец Филипп (Филиппов) в разговоре с журналистом «Комиинформа».
Напомним, архиепископ Питирим после постановления главного санитарного врача Людмилы Глушковой о запрете посещений храмов накануне Светлого Вербного воскресенья заявил, что православное сообщество готовит на ведомство судебные иски и начинает правовое противодействие антиконституционному намерению закрыть городские и сельские храмы от прихожан до 30 апреля.
«Органами будет осуществляться контроль непосещения церквей верующими с регулярным патрулированием подходов к ним наружными отрядами. Епархиальное управление просит прихожан Сыктывкарской епархии сообщать обо всех случаях задержания или наложения штрафа за посещение храмов епархии. Юридический отдел будет внимательно рассматривать все ваши обращения», — написал архиепископ Питирим.
Как пояснил отец Филипп, имелось в виду не само распоряжение, а возможные штрафы. По его словам, это сообщение имело посыл о том, что церковь не даст своих прихожан в обиду, и в случае, если кто-то из них получит штраф по пути в храм, юридический отдел будет рассматривать каждый случай отдельно. Однако за минувшее время от прихожан не поступало информации о подобных случаях.
«Православные христиане очень дисциплинированы и все соблюдают домашний режим. В храмах находятся только те, кто обеспечивает богослужение, максимум 10-15 человек. Это те, кто совершают службу, обеспечивают санитарную обработку, охрану и т.д. У МВД также нет претензий к соблюдению нами режима самоизоляции. В храмах соблюдены все санитарно-эпидемические нормы: дистанция, санобработка, масочный режим и ограничение посещений пожилых людей. А служители обеспечены пропусками», — отметил отец Филипп.
Также он о, поэтому духовенство республики «с благодарностью приняло постановление», которое регламентирует порядок проведения богослужений.
«Мы не знали, как их проводить в условиях самоизоляции. Теперь мы понимаем, что ограниченное количество людей, которые обеспечивают функционирование храмов, могут присутствовать и совершать богослужения. Никаких нарушений у нас нет, — сообщил отец Филипп. — Многая лета Людмиле Ивановне».
Отец Филипп также отметил, что владыка призывает праздновать Пасху, а не нарушать режим самоизоляции.
«Независимо от обстоятельств у людей в сердце должна быть радость. Победить нашу общую беду мы можем только так. Если все будем в панике, унынии и отчаянии, мы эту напасть не победим. Только радостью, оптимизмом и духовной крепостью мы сможем остановить любую болезнь», — сообщил отец Филипп.
Первая церковь
Там была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Соборный Благовещенский храм был поставлен на насыпном холме, укрепленном рвом и валом с деревянной стеной. На соседнем холме была построена монастырская Михаило-Архангельская церковь. По образовании Пермской епархии там был устроен монастырь, в котором пребывали Велико-Пермское архиереи. Неутомимо заботясь о духовном преуспеянии юной паствы, св. Стефан учредил при церкви училище, в котором сам был первым наставником, учил юношество часослову, псалтири и прочим церковным книгам, переведенным на зырянский язык.
Епископ Филофей
Продолжателем просветительской деятельности в Пермском крае был епископ Филофей (1471-1501). Зимой 1483 года смирившиеся и присягнувшие вогулы явились в Усть-Вымь, к епископу Филофею, для переговоров о подданстве, для чего епископ Филофей ездил с ними в Москву. Начиная с 1492 года по решению Собора было положено считать начало года с 1 сентября. В составлении новых Пасхалий принимали участие: митрополит, Новгородский владыка и Усть-Вымский епископ Филофей. В 1492 году Усть-Вымская епархия увеличилась присоединением вологодских церквей; с этого времени Усть-Вымские епископы по временам живут в Вологде. В апреле 1501 года Филофей оставил епископскую кафедру и удалился на покой; в августе он почил.
Освящение главного храма
Духовным центром Сыктывкарской и Воркутинской епархии является Свято-Стефановский собор, который был освящен в 2001 году. Он является величественным сооружением с золотыми куполами. Его высота составляет больше 80 метров.
Открытия собора с нетерпением ждали все прихожане епархии, и он стал красивейшим храмом всего Севера России. В нем регулярно проводятся богослужения, его посещают ежедневно сотни прихожан. В храм привозят различные православные реликвии, чтобы верующие могли поклониться святым мощам и чудотворным иконам.
Кроме того, за время существования епархии было построено множество церквей. В частности, в таких населенных пунктах, как Летка, Архиповка, Корткерос, Зимстан и многих других. Благодаря этому число прихожан в епархии неуклонно растет.
Русская Православная Церковь
Впервые проповедь Православия прозвучала на Коми земле во второй половине XIV в. После 1383 г. была создана восемнадцатая по счету в Русской Церкви епархия — Пермская епископия с Усть-Выми. В 1564 г. епархиальный центр был переведен в Вологду, епархия стала именоваться Вологодской и Пермской. Самостоятельная Сыктывкарская и Воркутинская епархия была восстановлена в 1995 г.
Решением Священного Синода от 16 апреля 2021 г. (журнал № 6) из состава Сыктывкарской епархии выделена Воркутинская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Сыктывкарский и Коми-Зырянский».
Епархия сегодня(по состоянию на декабрь 2012 года)
Благочиннические округа и благочинные
- Воркутинский Центральный — протоиерей Василий Шутко
- Воркутинский Горняцкий — игумен Рафаил (Беловолов)
- Вуктыльский — иерей Роман Пархомчук
- Ижемский — и.о. благочинного иерей Ярослав Истомин
- Интинский — протоиерей Василий Потрясов
- Княжпогостский — иерей Иоанн Карпунь
- Койгородский — иерей Михаил Химишинец
- Корткеросский — иеромонах Александр (Митрофанов)
- Печорский — иеромонах Климент (Лямин)
- Прилузский — иерей Георгий Бенца
- Сосногорский — протоиерей Сергий Филиппов
- Сыктывдинский Северный — иеромонах Нектарий (Стрелков)
- Сыктывдинский Южный — иерей Димитрий Проценко
- Сыктывкарский Краснозатонский — протоиерей Андрей Мартынов
- Сыктывкарский Центральный — протоиерей Феодор Федько
- Сыктывкарский Эжвинский — протоиерей Владимир Дунайчик
- Сысольский — протоиерей Владимир Конев
- Троицко-Печорский — протоиерей Иоанн Федько
- Удорский — протоиерей Евгений Александров
- Усинский — иеромонах Петр (Красников)
- Усть-Вымский — протоиерей Василий Дзерин
- Усть-Куломский Восточный — протоиерей Василий Паршуков
- Усть-Куломский Западный — иерей Александр Антонов
- Усть-Цилемский — игумен Стефан (Ульянов)
- Ухтинский Центральный — протоиерей Вадим Голубев
- Ухтинский Заречный — иеромонах Илия (Володин)
- Церковный округ, включающий в себя приходы и общины исправительных учреждений ГУФСИН РФ по Республике Коми — протоиерей Александр Минин
Монастыри
- Троице-Стефаново Ульяновский мужской 168067, Республика Коми, Усть-Куломский район, сел. Ульяново; тел. (82137) 9-93-18; сайт ylianovo-monastir.prihod.ruнаместник — игумен Савва (Гладков)
- Михаило-Архангельский мужской 169040, Республика Коми, Усть-Вымский район, сел. Усть-Вымь, ул. Исакова, 49; тел.: (82134) 9-12-34, 9-13-35, 2-29-40; сайт ust-vym-monastyr.ruнастоятель — игумен Симеон (Кобылинский)
- Рождества Пресвятой Богородицы мужской 168043, Республика Коми, Корткеросский район, сел. Важкурья, 65настоятель — игумен Михаил (Ветошкин)
- Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский 169600, Республика Коми, г. Печора, ул. Лесокомбинатовская, 37а; тел.: (82142) 2-70-98, 2-72-27настоятельница — игумения Мария (Балуева)
- Серафимовский женский 168226, Республика Коми, Сыктывдинский район, дер. Степановка, сел. Ыб; тел.: (82130) 7-85-82, 7-85-91; сайт ybm.ruнастоятельница — игумения Иеремеила (Исупова)
- Стефано-Афанасьевский женский 168114, Республика Коми, Сысольский район, сел. Вотча, ул. Спортивная, 1; тел. (82131) 9-83-77настоятельница — игумения Василиса (Мосягина)
- Крестовоздвиженский Кылтовский женский 169211, Республика Коми, Княжпогостский район, дер. Кылтово, ул. Монастырская; тел. (82139) 9-45-39; сайт kyltovo.ruнастоятельница — игумения Стефанида (Запорощенко)
Количество приходов в епархии — 345. Послушания несут 126 клириков.Епархиальные СМИ
Учебные заведения
Сыктывкарское духовное училище 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 3-34; тел.
Крестные хода
Хорошей традицией в епархии стало проведение ежегодных крестных ходов. Первый из них начинается 9 мая, в день памяти Стефана Пермского, и продолжается 2 дня. Участники крестного хода пешком направляются из Сыктывкара к Серафимскому женскому монастырю. В храме святителя Стефана архиерей проводит молебен.
Кроме того, ежегодно проводится крестный ход в честь российских исповедников и новомучеников, которые пострадали во время репрессий, проводимых в отношении духовных лиц. Он проводится уже 22 года. Крестный ход начинается 12 июля, когда отмечается день апостолов Петра и Павла. Верующие движутся пешком в Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Проводится ход и в день основания города, который отмечается 12 июня. Прихожане идут по улицам Сыктывкара.
Основания для разделения
Как видно из истории, процесс дробления крупных епископий на более мелкие идёт почти непрерывно, с самого начала существования православия на Руси и завоёванных ею территорий. 16 апреля 2016 года состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви, на котором рассматривалось в том числе предложение епископа Питирима о выделении из состава Сыктывкарской новой епархии — Воркутинской.
Основаниями для внесения подобного предложения можно считать следующее. Епархия Сыктывкарская занимает всю площадь Республики Коми. Население Коми составляет около 856 831 человек при плотности 2,06 человека на 1 кв. км. Площадь республики — 416 774 кв. км. С юго-запада на северо-восток она простирается на 1275 км. Всё это служит серьёзным основанием для разделения территории в связи с физической невозможностью одному епископу регулярно объезжать такую огромную территорию и полноценно поддерживать приходы.
Ещё один немаловажный аспект разделения и переименования епархии заключается в том, что в её названии должно звучать имя народа коми. Таким образом подчёркивается то, что русское православие просвещает сердца и нерусских людей. В качестве нового наименования вместо названия «Сыктывкарская епархия» было предложено «Сыктывкарская и Коми-Зырянская епархия».
Храмостроительство в Коми крае
За два века христианской истории Коми края известно всего лишь немногим более десяти построенных храмов. Достаточно полную картину храмостроительства и приходов края дают лишь документы конца XVI-XVII веков: в пределах земель, заселенных коми, было 28 приходов, 48 храмов и 8 часовен – немало для малолюдного края.
С ростом населения число приходов и храмов медленно, но постоянно росло.
В Коми крае было два поселения, выделяющихся обилием церквей: Усть-Вымь и Вотча.
В XVIII веке в Коми крае появляются каменные храмы.
В 1780 году по указу императрицы Екатерины II Усть-Сысольск стал городом, центром одноименного уезда.
Расцвет Усть-Сысольска связан во многом с купеческой семьей Сухановых. При ее финансовой поддержке и началось строительство каменных храмов.
«Золотым веком» храмостроительства стало девятнадцатое столетие. Если за вторую половину XVIII века было построено 33 храма, то за первую половину XIX века – 56 (в том числе 38 каменных), а до конца столетия еще 90 (27 каменных и 63 деревянных). Причиной тому — почти вдвое возросшее число приходов.
Наконец, во второй половине XIX века в Коми крае вновь появляются монастыри – мужской Троице-Стефано-Ульяновский и женский Крестовоздвиженский Кылтовский.
И уже не Усть-Вымь и Вотча выделяются числом храмов, а единственный в крае город Усть-Сысольск.
Образование Пермской епархии
В 1383 году было вынесено церковное постановление, поддержанное великим князем Димитрием Донским, о создании на земле Коми Пермской епархии с возведением в епископы святителя Стефана. Эта епископия стала первой русской епархией среди нерусских народов. XV век дал зырянам трёх святителей — епископов Герасима, Питирима и Иону. Четыре святителя стали покровителями земли Коми. Епархия в это время именуется Пермско-Вологодской. В 1564 году руководство епархии переместилось в Вологду, и она стала называться Вологодско-Великопермской. Впоследствии зырянская паства входила в состав сначала Вятской, затем Тобольской епархий.
Монастыри
На территории епархии расположено не только множество церквей и храмов, но и женских и мужских монастырей. В них живут и возносят молитвы сотни послушников, ведется не только духовная, но и просветительская деятельность.
На территории епархии находятся следующие женские и мужские монастыри:
- Кылтыновский Крестовоздвиженский.
- Троице-Стефаново-Ульяновский.
- Вотчинский Стефано-Афанасьевский.
- Усть-Вымский Михаило-Архангельский.
- Печорский Богородицкий Скоропослушничецкий.
- Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы.
Все перечисленные выше обители имеют давнюю историю и за время своей деятельности добились значительных успехов.
Епархиальные отделы
Отдел СМИ отвечает и за взаимодействие с общественными организациями. Для привлечения молодежи и усиления социальной работы среди населения открыт отдел спорта и физической культуры. Учебные духовными заведениями и катехизацией населения руководит отдел религиозного образования.
Свято-Казанский храм в Сыктывкаре
Работа в медицинских учреждениях находится под опекой медицинского отдела. Миссионеры и руководители кружков трезвости объединены отделом миссионерства и братства трезвости. Все вопросы по работе с детьми и молодежью решаются в отделе по делам молодежи.
Особо тяжелую нагрузку несут священники в отделе по работе в местах лишения свободы. За все печатные духовные издания в епархии отвечает Издательский отдел.
Для работы с военными основан отдел по Вооруженным силам. Не оставлено без внимания церкви и казачество. Приветствуется и благословляется в благочиниях волонтерское движение.
Учебные заведения:
- Духовное училище открыто по улице Пушкина 3/34 в Сыктывкаре.
- При православном Свято-Тихвинском гуманитарном университете образовано ЦДО.
- Дети могут обучаться в православной гимназии.
- Руководители хора проходят подготовку в певческой школе.
Интернет постепенно вытесняет печатное издательство. Вся информация о жизнедеятельности благочиний представлена на официальном сайте епархии. Для широких слоев населения ежемесячно выпускается газета «Епархиальные новости».
Крестный ход в Ыбский Серафимовский женский монастырь
Почин прославления святых новомучеников и исповедников Российских
Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).
Решением Священного Синода от 6 октября 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Епископа Вязниковского Германа Ряшенцева (1874- 15 сентября 1937 г.г.),
Священника Стефана Ермолина (1891- 15 сентября 1937 г.г.)
Священника Палладия Попова (1879- 23 сентября 1937 г.г.),
Священника Иоанна Попова (1863- 23 сентября 1937 г.г.),
Иеромонаха Платона Колегова (1865- 15 августа 1937 г.г.),
Иеромонаха Мелетия Федюнева (1871- 23 сентября 1937 г.г.),
Священника Иоанна Павловского (1876- 19 сентября 1937 г.г.),
Священника Николая Шумкова (1886- 21 августа 1937 г.г.),
Священника Григория Бронникова (1876- 25 августа 1937 г.г.),
Священника Николая Доброумова (1876- 25 августа 1937 г.г.),
Священника Всеволода Потеминского (1870- 19 сентября 1937 г.г.),
Священника Димитрия Спасского (1877- 19 сентября 1937 г.г.),
Монахини Елисаветы Ярыгиной (1879- 12 сентября 1937 г.г.),
Евфимия Кочева (1867- 18 сентября 1937 г.г.).
Решением Священного Синода от 26-27 декабря 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Священника Павла Малиновского (1874- 12 сентября 1937 г.г.),
Псаломщика Михаила Ерегодского (1878- 31 августа 1937 г.г.).
Решением Священного Синода от 12 марта 2002 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Павла Елькина (1876- 15 сентября 1937 г.г.).
На приходах, где несли свое служение прославленные святые, были написаны иконы, а также их имена поминаются на отпустах при Богослужении.
Начало
Свое начало история епархии берет от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников Святителем Стефаном, епископом Великопермским на Коми земле во второй половине XIV века. Монах Ростовского Григорьевского монастыря Стефан, сын соборного Устюжского причетника, воспламенился ревностью быть апостолом этих идолопоклонников. Чтобы лучше исполнить добровольно принятый на себя апостольский подвиг, он сначала изучил язык зырян, составил для него азбуку и перевел несколько важнейших богослужебных книг. Взяв в Москве благословение у Коломенского епископа Герасима и получив от великого князя Дмитрия Иоанновича Донского охранную грамоту, св. Стефан отправился в Пермь Вычегодскую для проповеди. Достигнув Пермской земли (1376), он остановился в первом зырянском селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска. Услышав проповедь о истинной вере на родном языке многие крестились, но и многие негодовали на св. Стефана, желая его убить. Св. Стефан перенес свою проповедь с устья Вычегды в устье Выми, самый центр зырянского края.
Просвещение молодежи
Одной из главных своих обязанностей служители епархии называют духовное просвещение молодежи Республики Коми. С этой целью во многих районах при храмах и церквях открыты воскресные школы, занятия в которых ведут как священнослужители, так и миряне, имеющие педагогическое образование. Образовательная программа у каждой из школ индивидуальная, составленная с учетом рекомендаций отдела образования Московской Патриархии. Ученики часто отправляются к различным святыням в паломнические поездки.
Каждый год множество воспитанников воскресных школ отмечают совместно с духовным руководством епархии такие праздники, как Вербное воскресение, Пасха, Рождество. Для детей устраивают различные представления и дарят подарки.
Святители Герасим, Питирим и Иона
Наиболее важный след в истории Пермской епархии оставили святители Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Причисление их к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.
У современных летописцев нет указаний на то, когда свт. Герасим был поставлен в епископы и когда скончался. Древнее местное предание говорит о нем только то, что он был святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для этого ни трудов своих, ни здоровья. Он часто осматривал свою епархию и оказывал помощь бедным. Предание говорит о том, что св. Герасима задушил его же омофором слуга вогул, которого святитель взял к себе с целью воспитать из него проповедника православной веры для диких соплеменников.
Преемником блаженного Герасима был поставлен архимандрит Чудова монастыря Питирим, известный по благочестию своему и иноческим подвигам. Св. Питирим часто беседовал с народом, объясняя (по-русски) им правила веры; он был на Удоре и на Печоре, где обратил вогулов в христианство. Это вызвало в вогульском князе Асыке ненависть. Владыка Пермский 19 августа 1455 года был варварски замучен князем Асыкою.
В 1455 году прибыл новый Владыка Перми Иона, главным подвигом которого было обращение к Христу народов великой Перми.
После поездки в Москву на собор (1459-1460) св. Иона посетил зырян по реке Вишере. А в 1462-1463 он ездил на реку Каму, где в окрестностях Чердыни, учение Христово распространили, по преданию, печорские монахи. Иона окрестил князя камских зырян, которого назвал Михаилом, и для большего утверждения христианства в сердцах новопросвещенных воздвиг в г. Чердыни Богоявленский монастырь.
Так зачем нужно было делить епархию?
Любая новость о деятельности Русской православной церкви уже традиционно и неизбежно вызывает массу негативных оценок и комментариев, причём в основном со стороны людей, не имеющих отношения к церкви. Появился в средствах массовой информации и вопрос о том, зачем нужно было делить Сыктывкарскую епархию. Ответ может быть следующим. В связи с ростом числа восстанавливаемых храмов ещё в 2011 году Русская православная церковь начала процесс разделения крупных региональных епархий на более мелкие. Это было вызвано тем, что появилась потребность в уменьшении числа приходов на одного епископа для того, чтобы больше внимания было уделено каждому. Результатом такого разделения должно быть более тесное общение архипастырей с прихожанами, открытие новых храмов, создание новых общин и рукоположения новых священников. Не исключение и бывшая епархия Сыктывкарская и Воркутинская.