Свято-варсонофиевский женский монастырь

Содержание:

Деятельность прихода

Руководит приходом с февраля 1992 года архимандрит Алексий (Дегаев). Он прошел путь от настоятеля монастыря, до духовника и игумена. Сегодня он руководит всей деятельностью прихода, проводит богослужения и встречи с паломниками и прихожанами.

Монахини проявляют особую заботу о подрастающем поколении, поэтому тут открыт приют для детей-сирот или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Сегодня тут постоянно проживают и воспитываются 5 детей-инвалидов, а также от 3 до 18 девочек, нуждающихся в жилье и помощи.

Проживающие в приюте, часто живут в кельях с монахинями, чтобы те положительным примером помогали им расти духовно здоровыми людьми. На территории действует детсад для детей, чьи матери проживают в обители как монахини.

Работает при монастыре и богадельня — в ней проживает около 20 насельниц и престарелых женщин, которые нуждаются в уходе и заботе. Все проживающие регулярно посещают богослужения, а лежачие участвуют в Таинстве Евхаристии посредством помощи монахинь.

Богослужение в монастыре проводит игумен Алексий

Сестры с медицинским образованием при богадельне открыли центр амбулаторного приема и принимают паломников, местных жителей и монахинь, стараясь облегчить болезни и оказать первую помощь. Монастырь полностью обеспечивает себя с помощью сельского хозяйства. Тут монахини занимаются:

  • выращиванием овощей и фруктов, а также пшеничных культур и кормовых;
  • разведением скота (производство молочных продуктов);
  • содержанием птичника (куры, утки, индюки);
  • пчеловодством;
  • травничеством (в местном саду выращиваются аптечные травы, делаются мази и бальзамы и составляются лечебные сборы);
  • рыболовством (в местном пруде выращивают карпов).

На подворье действует печатная, переплетная и пошивочная мастерская, пекарня (выпекается хлеб и просфоры), коптильня и посолочная (на зиму запасают рыбу, овощи фрукты). В 2020 году при приходе был открыт церковно-исторический музей, посвященный истории села, культуре Мордовии и традициям местного народа. Насельницы обязательно участвуют в работе, принимая обязанности в одном из направлений деятельности прихода.

Святыни и престольные праздники

В монастыре главной реликвией считается святой источник в честь Божьей Матери «Донская», чьи воды считаются чудодейственными и исцеляющими. При источнике построена небольшая одноименная часовня (в 2000 году) и закрытая купальня, которая пользуется для освящения воды на Крещение и в другие праздники.

Мозаичная икона святителя Варсонофия на надвратной церкви монастыря

Послушницы обители особо почитают святителя Варсонофия епископа Тверского, памятные дни о котором отмечают 11 апреля и 4 октября, а также священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского, памятные дни которого приходятся на 25 января и 14 июня. Отмечаются и праздники, в честь которых были названы местные церкви:

  • святого Иоанна Богослова (21 мая);
  • святого Иоанна Крестителя (6 октября);
  • иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
  • святителя Николая (19 декабря);
  • Покров Богородицы (14 октября);
  • влмчн. Пантелеимона (9 августа);
  • Архангела Михаила (21 ноября);
  • иконы Богородицы «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы).

В обители наиболее почитаемы два образа святого Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

Чудеса

Все произошедшие тут чудесные события связаны со святым источником, который расположен на территории обители, но в некотором удалении от главных зданий. Началось все задолго до основания тут обители — когда тут была расположена лишь деревянная церквушка местная деревенская девочка, которая страдала от слепоты молилась и просила Божью Матерь исцелить ее.

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Богородица услышала чистые и искренние молитвы ребенка и ночью явилась ей во сне, указав на источник. Ребенок пошел на указанное место и умылся там чистой водой. Девочка была исцелена сразу же и увидела явившуюся ей икону Богородицы Донской.

Интересно! С тех пор, источник считается чудесным, многие люди, молящиеся у него и пившие его воду, получали исцеления от болезней, освобождались от бесов и грехов.

Второе явное чудо произошло во время строительства собора в монастыре. Архитектор долго не мог выбрать правильное и хорошее место под здание. Он начал молиться, и просить у Бога мудрости, в ответ на молитву произошел страшный пожар на территории — сгорела постройка местного противника-атеиста, которую он построил из остатков старых церковных досок.

Тут и решили строить новый собор. Во время возведения, поздней осенью на потолке недостроенного строения вдруг проступил большой крест из инея, который оставался там вплоть до Великого поста.

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

15.02.2021

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.

Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.

Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.

Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.

В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.

Призываю на всех вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Судьба во время революции и в советское время

До революционных событий обеим церквям довелось дожить без проблем. А дальше храмы отстаивать уже удавалось с трудом. Начались годы гонений.

Обратите внимание: именно тогда, как утверждают местные старики, прозвучали пророческие слова девицы Дарии, бывшей блаженной. Случилось ей «прозреть духовными очами»

Сказано ей было свыше, что «возгорится свеча от земли до неба» именно там, где стояла церковь Покрова Божией Матери. Именно с этого предсказания и ведут они отсчет началу монастыря.

Нет уже на этом свете блаженной Дарии. Только вот слова ее людьми помнились. В тяжкие годины грели они сердца людские.

Храмы закрыли. Тот, что из камня, в Новых Выселках, уничтожили вплоть до самого фундамента. Так и стоял он в аварийном состоянии. В Покровском большевики открыли клуб, здесь же разместили склады. К 1970‐м снесли и этот храм.

Знаковым стал 75-й год прошлого столетия. Храмы были объявлены памятниками и теперь охранялись государством. Лишь через семнадцать лет вернулись они в ведение Саранской епархии, с самого образования которой о том ходатайствовали жители из Покровских Селищ. Приходу дано было имя Свято-Варсонофиевского.

Еще в Никольской церкви, разрушенной и ограбленной, продолжались ремонтные работы, не было крыши, а служения уже проходили. Только благодаря трудам прихожан и верующих, многочисленным пожертвованиям, храм преображался. Уже в начале 1992-го совершил иеромонах Алексий в нем первую Божественную литургию. И сестринская община появилась его же стараниями. К 1996-му число сестер перевалило за двадцать. А вместо прихода появился женский монастырь, названный Свято-Варсонофиевским.

Пасхальное послание митрополита Саранского и Мордовского Зиновия пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Мордовской митрополии Русской Православной Церкви

02.05.2021

Возлюбленные о Господе отцы, матушки-игумении, братья и сестры, православные жители Мордовии!

В великом благоговении и благодарности ко Господу я приветствую всех самыми радостными словами в жизни каждого христианина:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Два тысячелетия, невзирая на катаклизмы, на войны, на все исторические сложности, присущие человеческой жизни в положенное время Святой Пасхи раздаётся над вселенной и во вселенной жизнеутверждающее, как вспышка спасительного маяка, спасительное христианское восклицание «Христос Воскресе!» и могучий ответ человеческих сердец и уст: «Воистину Воскресе!».

Как добраться до обители?

Женская обитель располагается в деревне Покровские Селищи, Зубово-Полянского района в Мордовии. Добраться туда проще всего на машине или поезде. Для путешествия на автомобиле достаточно ввести координаты в навигатор — N54°0’12.72″ E43°0’9.79.

А на поезде надо доехать до станции Зубова Поляна (поезда следуют из Москвы, Самары, Тольятти, Саранска и Рязани), а там сделать пересадку на автобус, следующий до станции Спасск. Пригородные автобусы также ходят до остановки Новые Выселки (направление в сторону деревни Пичланда). С остановки можно добраться до подворья пешком (около 2 км).

Монастырь принимает одиноких паломников, а также группы, которые с удобством могут разместиться в гостинице при обители. Там же можно покушать и заказать экскурсию. Для согласований поездки лучше всего заранее позвонить в монастырь по номеру 8(987) 683-03-94. Другие контакты можно найти на сайте обители.

Варсонофиевский женский монастырь в селе Покровские Селищи

История

На первый взгляд Свято-Варсонофиевский женский монастырь имеет очень непродолжительную биографию, всего двадцать лет. Но предыстория обители началась гораздо раньше, с повеления Анны Иоанновны о крещении народности мокшей. Произошло это в 1740 году. Жители Селища проявили не только послушание, но рвение к религиозной жизни. В 1756 году община построила сразу два деревянных храма: Покровский и Никольский. Покровский храм был летним, и село получило свое церковное название от него – Покровские Селищи, а в Никольском службы правились в холодное время года.

К началу 19 века Покрово-Селищанский приход насчитывал 5500 человек. С течением времени поселение разрасталось и разделилось на две приходские деревни. Покровские Селищи остались при Никольском храме, а прихожане деревни Новые Выселки или Борзуновка (3900 прихожан) посещали Покровскую церковь, в которой был Никольский придел.

К середине 19 века, в 1854 году, в селе Новые Выселки был построен большой каменный храм, где разместились три престола: Покрова Пресвятой Богородицы и приделы, освященные в честь Великого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Ирины. Храм повторял архитектуру Серафимо-Дивеевского монастыря.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

О, пра́ведне о́тче Алекси́е,/ небе́сный засту́пниче и учи́телю наш,/ боже́ственное украше́ние Це́ркви Христо́вы,/ моли́ все́х Учи́теля / ве́ру Правосла́вную во Аме́рице утверди́ти,/ пода́ти ми́р ми́рови// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 5

Прииди́те ве́рнии,/ свяще́нника Алекси́я восхва́лим/, во Аме́рице Правосла́вия свети́ло добролу́чно,/ о́браз терпе́ния и смире́ния./ Досто́йнаго па́стыря ста́да Христо́ва,/ воззва́вшаго о́вцы заблу́ждшия/ и свое́ю про́поведию приве́дшаго я́// к Небе́сному Ца́рствию.

Величание

Велича́ем тя́,/ свя́те пра́ведне о́тче Алекси́е,/ и чте́м святу́ю па́мять твою́,/ ты́ бо возврати́л лю́ди своя́ к ве́ре Правосла́вней/ и мо́лиши о на́с// Христа́ Бо́га на́шего.

Чудеса Варсонофиевского монастыря — исцеление незрячих

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом источнике. Находится на территории Варсонофиевского монастыря

Одна из церквей расположена возле ключа, обладающего исцеляющими свойствами. Они неоднократно подтверждались многочисленными свидетельствами избавления от тяжелых болезней.

Известен он с давних времен. По легенде, когда-то его обнаружила маленькая девочка, лишенная зрения. Ей приснился сон и, следуя его подсказкам, она нашла источник и умылась. После чего прозрела и узрела икону Донской Божьей Матери.

На этом месте долгое время была деревянная часовенка. После революции ее сломали, но в народе всегда помнили об этом чудесном месте. И в 2000-м г. сооружен храм в честь иконы Донской Божьей Матери. Сейчас при нем есть закрытая купальня.

Собор Воскресения Христова – гордость монастыря

Когда строили монастырскую гордость — Собор Воскресения Христова — произошло чудо. Длительное время не могли выбрать подходящее место. И попросили Божией помощи в своих молитвах.

И тогда на территории, ранее принадлежавшем яростному противнику церкви, вспыхнул сильный пожар. В его пламени сгорели деревянные постройки, которые он когда-то сложил из бревен старого храма. Это посчитали знаком и на этом месте и возвели Собор.

При его постройке произошло еще одно чудо. На потолке недостроенного здания проступил светящийся крест из инея. И продержался до Великого поста.

Современное состояние

Сердцевиной монашеской жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение, участвовать в них стремятся все насельницы. В монастыре ежедневно совершается полный суточный круг богослужений, неопустительно читается Неусыпаемая Псалтирь.

Монастырь стал не только местом молитвы, но и социального, духовно-просветительского служения. В 2012–2013 году Свято-Варсонофиевский монастырь стал победителем конкурса «Православная инициатива» и успешно реализовал свои социальные и просветительские проекты. При монастыре воспитываются оставшиеся без попечения родителей или попавшие в трудную жизненную ситуацию дети, в том числе 5 детей-инвалидов. В монастырской богадельне проживает около двадцати насельниц-монахинь и престарелых благочестивых женщин. При богадельне имеется храм, освященный в честь вмч. Пантелеимона, в котором еженедельно совершаются богослужения. Лежачие сестры причащаются Святых Христовых Таин в кельях. Сестры, имеющие медицинское образование – врачи и медсестры – ведут в монастыре амбулаторный прием больных. Медицинскую помощь получают не только насельницы обители, но и местные жители, паломники. При монастырском подворье – больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» – действует сестричество.

Монастырь строится, обрабатывает обширные сельскохозяйственные угодья, занимается скотоводством, пчеловодством, садоводством и огородничеством. На скотном дворе содержат крупный рогатый скот, овец, коз. На птичнике разводят кур, уток, гусей, индюков, в монастырских прудах – рыбу. На земельных угодьях возделываются пшеница, рожь, ячмень, овес, овощные и кормовые культуры. На аптекарских огородах выращивают и собирают лекарственные травы. Сестры выполняют различные послушания, среди которых выпечка просфор, уход за престарелыми в богадельне, воспитание и обучение детей, проживающих в монастыре под опекой, издание духовной литературы, изучение церковной истории края, а также все труды по хозяйству: уход за скотом и птицей, полевые работы, производство молочных продуктов, засолка рыбы, заготовка овощных консервов, сушка плодов, ягод и трав, изготовление лекарственных мазей, настоек и бальзамов и т. д.

В обители работает просфорная, переплетная мастерская, пошивочная мастерская, в которой сестры шьют священнические облачения, монашескую церковную и повседневную одежду. Развиваются традиционные монашеские рукоделия: иконопись, вязание четок, плетение поясов, вышивание, вязание.

Белый храм и его чудеса (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Свято-Варсонофиевский женский монастырь к настоящему моменту располагает восемью храмами, один из которых находится возле живоносного источника. Обитель по праву гордится собором Воскресения Христова. Крестово-купольный храм с десятью главами и колокольней. Белоснежная величественная церковь была заложена в 2002 году, автор проекта – Курбатов В. В. Колокольня имеет 39 метров в высоту, а ее «голос» состоит из восьми колоколов. Праздничный, самый мощный стопудовый колокол украшен памятной надписью.

У этого храма есть интересная история. Когда выбирали место для его постройки, то долго не могли принять какое-либо решение. О Божией помощи в этом вопросе просили игумен и сестры — насельницы монастыря. Однажды на выкупленном подворье, состоявшем из каменного дома и деревянных хозяйственных построек, вспыхнул пожар. Этот участок ранее монастырь выкупил у ярого противника религии. В результате пожара уцелел только дом, а деревянные строения полностью сгорели. Как выяснилось позднее, они были сложены из бревен старого деревенского храма. Так Господь указал пастве, где стоять новому собору.

Также в нижнем храме собора еще при постройке в 2003 году перед Рождественским постом было удивительное событие. На потолке строящегося храма проступил сияющий инеем крест правильной формы, он освящал Свято-Варсонофиевский женский монастырь и строительство храма до начала Великого поста.

Иконостас в соборе Воскресения Христова уникален – он создан специально для этой церкви мастерами керамики Екатеринбурга и имеет четыре яруса. Собор был освящен в торжественной обстановке в начале июня 2012 года (в дни празднования Недели всех Святых).

Престольные праздники

Церковь святителя Варсонофия (24 апреля)

Верхний храм во имя Воскресения Христова с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (В.Х.)

Приделы:

— в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21 мая);

— в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (6 октября)

Нижний храм собора в честь иконы Божией Матери Знамение (10 декабря)

Домовая церковь Святителя Николая (19 декабря)

Домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)

Домовая церковь великомученика и целителя Пантелеимона (9 августа)

Надвратный храм во имя Архангела Михаила (21 ноября)

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Пт. Светлой снедмицы)

Мирские заботы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Основная забота монашествующих – молитва, но в любой обители много времени посвящают мирским делам. Монастырскую жизнь можно считать попыткой создать идеальное сообщество, где царят взаимопонимание, молитва, любовь к любому ближнему и непрестанный труд на общее благосостояние. Свято–Варсонофиевский женский монастырь за свою короткую историю демонстрирует следование основополагающим принципам Православия, где социальная сфера так же важна, как и молитвенное правило.

При обители действует детский дом для девочек, для которых жизнь при монастыре означает нормальную социализацию, обучение и, прежде всего, любовь. Многие из них за короткую жизнь видели много горя, травмированы родительским отказом, жестокостью. Есть несколько воспитанниц с инвалидностью. Девочки проживают при обители, получают полное школьное образование. Для раскрытия их талантов сестры обучают их всем видам рукоделия, рисованию, пению. Воспитанницы являются полноправными участницами монастырской жизни.

Уделяется должное внимание и престарелым членам сообщества. Для них обустроена богадельня, где проживают пожилые монахини и благочестивые женщины-мирянки, у которых нет родственников

Они получают медицинскую помощь, уход. Для духовных нужд в корпусе есть храм Пантелеймона Целителя, лежачие больные причащаются в своих кельях. Медицинский центр при монастыре оказывает профессиональную помощь не только своим насельницам, но и местным жителям. Прием ведут сестры с медицинским образованием.

История монастыря началась в 18 веке

В 1740 г. императрица Анна Иоанновна велела окрестить народность мокша. Жители одного из сел современной Мордовии проявили энтузиазм и стремление к принятию христианства.

И уже в 1756 г. было построено из дерева 2 храма: Никольский, «зимний», и Покровский, «летний». По последнему и названо село Покровские Селищи.

Приход рос и процветал и вот, уже ближе к сред. XIX в., отстраивают большую постройку из камня. В ней размещают 3 престола: Покрова Пресвятой Богородицы и 2 придела. Их освятили в честь равноапостольного князя Владимира и великомученицы.

В послереволюционный период для церкви настало тяжелое время.

В период гонений религиозных верований, прихожанам долгое время удавалось оберегать церкви. Довольно продолжительный срок они стояли в бездействии. С них поснимали кресты и до основания разрушили колокольню.

Несмотря на то, что в 1975 г. Никольский и Покровский храмы причислили к памятникам архитектуры, второй все же разрушили. Но, прихожане, помня о предсказании блаженной девицы Дарии, жили надеждами о его возрождении.

Ведь недаром рассказывала она о своем видении:

«Воссияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!».

В 1991 г. появилась новая надежда: в г. Саранск возникла новая епархия. Население села Покровские Селищи адресовали владыке Варсонофию свои чаяния.

И вот прошел всего год, а церковка, хоть и требующая восстановления и освящения, возвращена верующим. Тогда же, не откладывая надолго, 7 февраля настоятель храма — отец Алексей — освятил ее в честь святителя Варсонофия, Тверского епископа и Казанского чудотворца.

Варсонофиевский монастырь

Как всегда бывает самыми активными участницами работ по восстановлению храма стали женщины. И вскоре, под руководством батюшки Алексея образовалась скромная сестринская община.

Шло время и силами сестер, число которых росло, восстанавливался и отстраивался храм. К 1996-му г. их число превысило двадцать. И это позволило организовать новый женский монастырь, именованный Свято-Варсонофиевским.

В наши дни территория, занимаемая Варсонофиевским монастырем, значительно увеличилась. Здесь насчитывается 8 храмов.

Как добраться до обители?

Женская обитель располагается в деревне Покровские Селищи, Зубово-Полянского района в Мордовии. Добраться туда проще всего на машине или поезде. Для путешествия на автомобиле достаточно ввести координаты в навигатор — N54°0’12.72″ E43°0’9.79.

А на поезде надо доехать до станции Зубова Поляна (поезда следуют из Москвы, Самары, Тольятти, Саранска и Рязани), а там сделать пересадку на автобус, следующий до станции Спасск. Пригородные автобусы также ходят до остановки Новые Выселки (направление в сторону деревни Пичланда). С остановки можно добраться до подворья пешком (около 2 км).

Монастырь принимает одиноких паломников, а также группы, которые с удобством могут разместиться в гостинице при обители. Там же можно покушать и заказать экскурсию. Для согласований поездки лучше всего заранее позвонить в монастырь по номеру 8(987) 683-03-94. Другие контакты можно найти на сайте обители.

Варсонофиевский женский монастырь в селе Покровские Селищи

Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы

01.06.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям…  Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией». 

В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909

Служение как понятие.

Служение  (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .

Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .

О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:

«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».

Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, —  долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.

Монастырская жизнь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия) с момента своего основания живет по монашеским законам. Устроитель обители игумен Алексий и настоятельница игумения Варсонофия прилагают максимум усилий для развития обители. В монастыре общежительным уставом пребывает уже более ста сестер. Значимые вопросы монастырской и монашеской жизни решаются Духовным собором.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь взял за правило строгий устав монашества. Здесь каждый день в течение суток совершается большой круг богослужений, постоянно читается Псалтырь, совершаются молебны святым по дням недели. Традицией стали ежедневные панихиды, совершаются молебны в честь Божией Матери.

Сестры стремятся принять ревностное участие во всех церковных обрядах и молитвах. Кроме общей церковной службы, есть иноческие утренние и вечерние правила. Одно из важных ежедневных событий состоит в ежевечернем крестном ходе вокруг обители с иконой праздника дня или святого Варсонофия.

Судьба во время революции и в советское время

До революционных событий обеим церквям довелось дожить без проблем. А дальше храмы отстаивать уже удавалось с трудом. Начались годы гонений.

Обратите внимание: именно тогда, как утверждают местные старики, прозвучали пророческие слова девицы Дарии, бывшей блаженной. Случилось ей «прозреть духовными очами»

Сказано ей было свыше, что «возгорится свеча от земли до неба» именно там, где стояла церковь Покрова Божией Матери. Именно с этого предсказания и ведут они отсчет началу монастыря.

Нет уже на этом свете блаженной Дарии. Только вот слова ее людьми помнились. В тяжкие годины грели они сердца людские.

Храмы закрыли. Тот, что из камня, в Новых Выселках, уничтожили вплоть до самого фундамента. Так и стоял он в аварийном состоянии. В Покровском большевики открыли клуб, здесь же разместили склады. К 1970‐м снесли и этот храм.

Знаковым стал 75-й год прошлого столетия. Храмы были объявлены памятниками и теперь охранялись государством. Лишь через семнадцать лет вернулись они в ведение Саранской епархии, с самого образования которой о том ходатайствовали жители из Покровских Селищ. Приходу дано было имя Свято-Варсонофиевского.

Еще в Никольской церкви, разрушенной и ограбленной, продолжались ремонтные работы, не было крыши, а служения уже проходили. Только благодаря трудам прихожан и верующих, многочисленным пожертвованиям, храм преображался. Уже в начале 1992-го совершил иеромонах Алексий в нем первую Божественную литургию. И сестринская община появилась его же стараниями. К 1996-му число сестер перевалило за двадцать. А вместо прихода появился женский монастырь, названный Свято-Варсонофиевским.

Зарождение монастыря

Коллектив сестер, объединенных верой и желанием посвятить свою жизнь монашескому служению, увеличивался. Их трудами облагораживалась территория, где вскоре будет образован Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Игумен Алексий был первым в трудах, в молитве и наставлении.

Обитель обнесли высокой (2,5 метра) стеной, для входа на территорию были сделаны арочные железные ворота. Обустройство монастыря сразу имело большой размах: построен настоятельский корпус, помещение для изготовления просфор. Для сестер предназначались келии в отремонтированном здании библиотеки. Сделали закладку пекарни, дома для послушниц, пекарни, бани и коровника. Для обеспечения собственных нужд при подворье разбили сад с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, разметили и посадили огород.

В 1996 году при храме подвизалось в монашеской жизни уже двадцать сестер, что, согласно правилам церковной жизни, позволило переименовать общину в монастырь после соответствующего ходатайства. Указ о переименовании вышел 22 февраля 1996 года.

Храмы монастыря

Обитель Свято-Варсонофиевская храмами да церквями богата.

Собор Воскресения Христова

Здесь их восемь:

  • Белоснежная «жемчужина» – Собор Воскресения Христова. Он главнейший. Закладывался в 2002-ом, совсем недавно;
  • Неподалеку расположилась однокупольная церковь, названная Варсонофиевской; в честь святителя, с колокольней, бывшая Никольская — та самая, что построена была в далеких 1740-х годах. Покровскую тоже подняли из руин. Домовую церковь Святителя Николая освятили в 99-м. Она расположилась в корпусе, перестроенном из старой библиотеки;
  • В декабре 2010-го прошло освящение домовой церкви целителя и великомученика Пантелеймона при богадельне, в мае 2012 – однокупольного надвратного храма Архангела Михаила, что построен был еще в 2005-ом. В нем еще будут продолжаться отделка и обустройство;
  • В Новых Выселках, в полутора километрах от обители, скоро достроится деревянный храм-подворье, нареченное в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
  • В Покассах находится еще один такой архитектурный памятник XIX столетия – деревянная Церковь Рождества Христова;
  • Ну и восьмой. Он поднялся в двух километрах у самого Святого источника.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector