Православная комедия. «старец паисий и я, стоящий вверх ногами»

Чудеса и канонизация

Житие Паисия Святогорца привлекает внимание верующих и любопытствующих. Монах исцелял людей, приводя их к вере, а его молитвы переполняла беззаветная любовь к Богу и людям

Чудеса начались в жизни Паисия еще до принятия пострига. На войне он спас двух солдат и избежал гибели, когда его голову задел осколок боевого снаряда. Так проявилась Божья милость.

Икона Паисия Святогорца

Занимаясь восстановлением обители в 1958 году, Паисий собирал пожертвования, но использовал их не по назначению, а передавал нуждающимся. Строительные работы были затратными, монах молился Богородице о помощи. Благодаря этому недостаток материалов и рабочей силы сменился пожертвованиями от посторонних людей и их участием в восстановлении храма. В результате даже появился остаток цемента, на который изначально не могли и рассчитывать.

Существуют свидетельства того, что старец помогает людям и после кончины. Просители, обращающиеся к иконе Паисия с мольбой о помощи, получали исцеление от тяжелых недугов, серьезных травм. Многие говорили, что в страшные моменты жизни видели перед собой образ монаха, который помогал пережить трудности и спасал от страшной участи.

Чудеса Паисия видели и дети. Известен случай, когда сын священника из Салоников упал в осветительную шахту, пролетев 4 этажа, но не покалечился и остался жив. После спасения мальчик уверял: ему помог старец Паисий. То же говорил из сантехник из Пафоса, которому в глаз попал осколок проволоки. Монах якобы возник перед ним и вытолкнул проволоку. Поврежденное место пострадавший вылечил простыми мазями, а о том, кто был его спасителем, узнал позднее, случайно увидев фото старца.

В 2015 году Паисия причислили к лику святых. Его житие можно прочитать в религиозных книгах. Составителем повествования выступил иеромонах Исаак. К могиле монаха и сегодня приезжают верующие, нуждающиеся в поддержке и помощи.

LiveInternetLiveInternet

Курт Воннегут

Слабая часть фильма — почти полное отсутствие сюжета. Бессюжетица доходит до нестыковок. Если бы не было откровенных ошибок, можно было бы списать все на глубокомысленную недосказанность, но… Вот, к примеру, главный герой в середине ленты говорит, что никогда не смотрел на покойников, избегал похорон, кроме похорон отца (привет доктору Фрейду). А за некоторое время до этого «когда была жива жена…». Похорон жены тоже счастливо избежал?

Но если оставить придирки, попробовать всмотреться и вслушаться, то придется признать, что все побеждает Музыка. Красивая, захватывающая дух Музыка, одинаково хорошо ложащаяся и на аэропортовую сутолоку Домодедово и на виды Иерусалима, и на зарисовки из жизни героев — все украшающая, все пронизывающая, все утверждающая.

Пусть сценарий писался в спешке, в самолете, по пути в Иерусалим (не утверждаю, а фантазирую). Все равно это Лунгин, это Музыка… Наверное, в нашей жизни (над нею или в глубине ее, в сердцевине) все время звучит какая-то мелодия, но мы ее не слышим… лишь слегка угадываем иногда в моменты наивысшего внутреннего напряжения, в моменты самой нежной радости или глубокой скорби. И фильм, все-таки стоит того, чтобы смотреть. Какими бы странными до абсурдности не казались происходящие на экране события они слишком похожи на жизнь. Похожи именно странностью, абсурдностью показываемых ситуаций. Судьбы рушатся. В этом суд и милость — в этом же. Но как же редко мы слышим

. Слышим ПО-НАСТОЯЩЕМУ… Вот и остается жаждущим искать слабеющие отзвуки в искусстве — в книгах, в кинематографе, в музыке…

Фильм основан на рассказах святогорца старца Паисия.

МОЕ МНЕНИЕ:

Да не примет нас Бог всерьез!

Старец Паисий Святогорец

Спокойный, светлый и жизнеутверждающий фильм. Видеоряд, незатейливый аккордеон на заднем плане, церковная эстетика. Без претензий на глубину.

Режиссер и сценарист картины, Александр Столяров, в своем интервью признался, что снял фильм о своем «идеальном священнике». В фильме их двое — идеальный батюшка, греческий старец, перенесенный режиссерским вымыслом с Афона на территорию СНГ и его неидеальный послушник, снимающий о Паисии фильм. У старца — драгоценный опыт, приобретенный на поле духовной брани, у юноши — горячка, то есть горячий порыв к святости, к чудесным видениям. Юность и опыт.

, — утверждает юность. И не смиряется. В рамках кино-ленты — нет. Но живет верой своего идеального батюшки, любимого наставника.

Фильм этот явно снят не ради нравоучений и наставлений. Их там и нет. Просто таков был режиссерский порыв. И воплощению его подходит определение «красиво».

Фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами»

Одной из работ режиссера-документалиста Александра Столярова, которая приобрела большую известность, стала кинокартина под названием «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», вышедшая в свет в 2012 году.

История создания

Желание снять фильм о схимонахе Паисии у сценариста А. Столярова появилось давно. Сценарий к будущему фильму был написан 10 лет назад. Святой Паисий в последнее время стал очень популярным. О нем делается много документальных фильмов на российском телевидении.

Идея фильма

Кинолента основана на рассказах и притчах схимонаха Паисия святогорца, которые были записаны другим монахом, Христодулом Агиоритом . Притчи и житейские случаи стали основой для данной художественной картины.

Перед нами современный святой с Афона и современный художник, который стоит вверх ногами.

Первый вопрос, который возникаем при прочтении названия картины — почему вверх ногами:

  1. Молодой монах зачастую снимает на камеру играющего схимонаха Паисия именно вверх ногами.
  2. Если говорить образно, мир каждого человека несовершенен и как бы «перевернут с ног на голову», особенно сейчас, в эпоху постмодернизма. И люди, перевертыши по жизни, не застрахованы от «кувырка», переворота, духовного и нравственного падения. От него даже не был застрахован троекратно отрекавшийся первоверховный апостол Петр.
  3. Устойчивость любого человека, даже святого, всегда ненадежна, а в наше время, когда виртуальная реальность уверенно вытесняет обычную, тем более. Своим фильмом автор хотел показать монахов и святых людьми, которым не чуждо ничто человеческое и юмор в том числе.

Бюджет фильма выделили под документальное кино, но сценарий был написан как игровой, поэтому режиссеру и его труппе приходилось постоянно молиться и выкручиваться буквально на каждом шагу. Однако в итоге получилось игровое кино с элементами художественного повествования.

Фильм снимали в монастыре, монахи тоже принимали участие в съемках. Фильм снимали в течение двух недель, потом режиссер попал в больницу, но быстро «сбежал» оттуда на съемочную площадку.

Самый лучший эпизод, которым действительно гордится режиссер, сделал монах Николай. Большой любитель кинематографа, батюшка Николай собрал всех монахов, чтобы «вынести тело из алтаря». Батюшка сказал спокойным голосом, что все сделают с одного дубля. Монахи хором ответили: «Благословляется с одного дубля». Сцена была снята с первого дубля.

Сюжет и композиция

Петр, в прошлом студент, приезжает в Спасо-Преображенский монастырь, в котором становится послушником. В качестве послушания создает видеофильм о старце Паисии, живущем в этом монастыре, который прославился многочисленными чудесами.

Только почему-то у Петра поначалу выходит вместо описания жизни старца нечто неподобающее — комедия вместо рассказа о жизни праведника. Молодой монах проводит все время в окружении старца, который открывает ему новый особый мир. В этом фильме захвачены последние дни жизни Паисия и начало жизни в монастыре молодого послушника.

После смерти Паисия молодой монах в огорчении спешит покинуть монастырь. Но происходит чудо, которое помогает ему многое переосмыслить.

Актерский состав

Главные роли сыграли Сергей Соколов (старец) и Даниил Усачев (послушник). Также в ролях — Юрий Косин, Альберт Армаутов и другие.

Паисий А. Столярова вряд ли имеет много схожего с преподобным Паисием (Эзнепидисом), почитаемом в Греции. Это обобщенный образ, олицетворяющий православного монаха, доброго и мудрого.

Есть еще отец Киприан. Возможно, он является прототипом образа монаха. В фильме — размышления о батюшке Киприане, его отношении к Паисию.

Сам А. Столяров говорил, что с Сергеем Соколовым, игравшим старца Паисия, на киноплощадке было непросто работать, так как он не артист по профессии, а инженер. Однако он — артист по своей натуре, «настоящее открытие» для режиссера. «Вытаскивая ребенка» из Соколова, он получил образ, очень приближенный к старцу.

Первоначально, музыку к фильму написала регент и композитор Елена Яковлева. Но эта музыка, очень хорошая, не подходила к замыслу фильма.

Совершенно случайно в Киеве режиссер познакомился с парнем из Тамбова. На сайте музыканта Алексея Рязанцева было объявление, в котором говорилось, что он бесплатно напишет музыку для кино. В итоге в фильме звучит его музыка, он сам там играет.

Публикации

Комедия известного режиссёра-документалиста Александра Столярова повествует о нескольких эпизодах из жизни греческого монаха и афонского старца Паисия Святогорца, как если бы он был русским и жил в русском монастыре… Что ещё можно сказать об этом фильме? Почти ничего. Его можно только показывать своим друзьям, как, например, с улыбкой дают почитать книгу архимандрита Тихона «Несвятые святые», или как рассказывают о хорошей проповеди в храме. Пересказывать книгу или проповедь — глупо, но некоторые свои впечатления всё же изложить хочется. Итак, немного глупостей…

Все знают, что существует мнение, будто Православие — это пафосная, дремучая религия с невероятно серьёзным лицом, которая вся состоит из полубессмысленных ритуалов и непонятного старинного языка. «Не легче ли стать протестантом?!» — скажет иногда современный человек, ищущий веры. Герои ленты — старый монах Паисий и послушник Пётр, снимающий о старце комедийный фильм — ясно и весело говорят своим зрителям: «Бросьте! Православие — чудесная тайна и простота самой жизни; наша молитва — великая радость; Чудо свершается ежедневно». Два абсолютно разных героя: один — старик, слышащий голоса святых, любящий самолёты за сходство их силуэтов с Крестом Господним — молится, смеётся, исцеляет, удивляет и удивляется сам; другой — молодой послушник с видеокамерой — он сомневается, моет полы в храме, хочет видеть ангелов и даже снимает в роли ангела самого себя. Старик рассказывает о том, как во сне Богородица вручила ему паспорт на Небеса; молодой мучительно желает Божественного видения, но постепенно приобщается к простоте и светлому смирению старца.

По хорошему смешное кино без тени цинизма. Беру на себя смелость утверждать, что этот фильм даёт ответ… нет — не ответ и не даёт — этот фильм неожиданно улыбается в ответ на насерьёзный, актуальный, современный и непростой вопрос «Что же такое христианство?» Отец Андрей Постернак, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в программе телеканала «Культура» «Смотрим…Обсуждаем…» говорит, что этот фильм будет, прежде всего, интересен людям ещё не до конца воцерковленным, но тянущимся к христианству, в то время как православную общественность удивит и даже может шокировать нестандартный подход авторов к воплощению образа праведника. Религиозный философ и писатель Владимир Микушевич в той же телепередаче, напротив, делает для себя вывод: «Мне фильм понравился неподдельной, бесхитростной православной верой — верой наших бабушек».

Смелость, ясный сценарий, великолепная игра актёров и стилистическая точность решения («правила игры», по которым совершаются некоторые явные киноляпы и несуразности, просты: «фильм снимает молодой послушник — недоучившийся студент режиссёрского факультета») — так вот, всё это привело к тому, что я посмотрел комедию «Старец Паисиий и я, стоящий вверх ногами» дважды с перерывом в пять минут, о чём совершенно не жалею, и желаю вам, братья и сёстры, приятного просмотра.

Теги: Старец Паисийкинокинолекторийкомедия

Проголосовало: За — 7, против: . Общий рейтинг: 7

Помощь Старца в дорожно-транспортных происшествиях

Житель Афин, господин С. родом из города Каламаты, рассказывает, что он ехал на своём автомобиле в Янину. По дороге на большой скорости он лоб в лоб столкнулся со встречным автомобилем. Машина господина С. в буквальном смысле слова разлетелась на куски, а сам он с серьёзной черепно-мозговой травмой был тут же госпитализирован и помещён в реанимационное отделение.

Находясь там, он увидел светлое облако, а в нём — пожилого монаха. Господин С. был невоцерковлённым человеком, однако за несколько дней до аварии, один из знакомых рассказывал ему о благодатном Старце Паисии. Поражённый видением, этот человек непроизвольно спросил неизвестного инока:

— Ты Старец Паисий?

Старец не ответил. Он улыбнулся, ласково погладил его по голове и сказал ему:

— Не бойся, поправишься!

Господин С. пришёл в себя. Он был смущён необычным явлением, но, несмотря на то что не был до конца уверен в том, кто его чудесный посетитель, верил в истину сказанных ему слов. Взволнованный, он рассказал о явлении врачам. Врачи, видя по-человечески необъяснимое улучшение его состояния, в изумлении подтвердили:

– Действительно, произошло чудо!

Когда господина С. выписали из больницы, он проходил мимо книжного магазина и с удивлением увидел фотографию своего спасителя на обложке одной из выставленных в витрине книг. Так господин С. узнал, кто был его благодетель, и, исполненный благодарности, купил и прочёл эту книгу.

В январе 1998 года этот человек приехал на Афон, пришёл в «Панагуду» и взволнованно рассказал о том, что с ним произошло. Явление Старца — помимо того что спасло этого человека от верной смерти – в корне изменило его жизнь вообще. Этот человек нашёл себе духовника и поисповедовался. Он прекратил мирскую греховную жизнь, несмотря на то что родные всячески побуждали его к такой жизни. «Мне уже невозможно продолжать жить так, как раньше, — со слезами говорил он, — потому что я вспоминаю улыбающееся светлое лицо Старца Паисия».

* * *

Свидетельство одного святогорского монаха: «Однажды в “Панагуду” пришли два мирянина. Приложившись к иконам в храме, они попросили нас рассказать им что-то о Старце. Помимо прочего, я рассказал этим людям о том, что от приходящих в каливу паломников мы имеем много свидетельств о посмертных чудесах Старца: явлениях, исцелениях, помощи в авариях. Когда я произнёс слова “помощь в авариях”, в глазах одного из пришедших заблестели слёзы, и, повернувшись к своему другу, он взволнованно сказал:

— Видишь! И в авариях тоже!

Потом они попросили рассказать хотя бы об одном чуде и хотели услышать именно о помощи в авариях. Я рассказал им о случае с господином С.2 Когда, рассказывая о явлении Старца, я произнёс: “И вот в светлом облаке перед ним явился монах”, человек, который прерывал меня раньше, не сдержался и закричал:

— И мне в облаке!

И вкратце рассказал о своём чудесном спасении. Он был так взволнован, что большего рассказать не мог: “Мчась на мотоцикле со скоростью сто сорок километров в час, я столкнулся с такси и влетел в него, как клин… Вдруг передо мной открылось светлое облако, в котором явился монах… И вот, несмотря на такое страшное столкновение, я остался цел и невредим! Моя жена стала мне говорить: “Поищи-ка в книжках, погляди фотографии, чтобы узнать, что за Святой тебя спас”. В первый раз я увидел фотографию Старца в одном из календарей, изданных Афониадой. Это была фотография, на которой Старец стоял в окружении учеников школы… Этот человек спас мне жизнь…»
* * *

Рассказ благочестивого женатого священника, студента Фессалоникийского университета.

«Недавно ко мне пришёл один юноша и сказал: “Отче, вчера я должен был умереть, но Бог меня спас. На большой скорости я ехал на мотоцикле и, столкнувшись с машиной, отлетел далеко в сторону. После столкновения я увидел, как какой-то старичок крепко хватает меня за правую руку. Так я остался цел и невредим”.

Я, — продолжает священник, — показал юноше иконы некоторых святых и фотографии современных старцев. Увидев фотографию Старца Паисия, молодой человек взволнованно закричал: “Это был он, он!”

Через несколько дней юноша снова пришёл ко мне и рассказал о том, что только что обнаружил в кармане куртки, которая была на нём во время аварии, икону Христа и фотографию Старца Паисия Святогорца. Карман был на правом предплечье — точно в том месте, за которое схватил его Старец. Фотографию и икону тайком положила туда его мать».

Канонизирован Паисий Святогорец

13 января Вселенский Патриархат канонизировал старца Паисия Святогорца, одного из самых почитаемых подвижников современности.

Канонизация сама по себе ничего не говорит о святости того или иного человека. Но актом канонизации Церковь устанавливает общественное почитание святого, ставит его в пример всем верующим, запечатлевает своим авторитетом его жизнь, деяния и учение. Поэтому канонизация всегда — большой праздник, тем более, когда речь идет о нашем современнике, которого многие из ныне живущих помнят лично. Приведем его биографию и ряд произведений, которые помогут узнать святого получше.

Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис; 1924-1994) родился в Каппадокии, незадолго до обмена населением между Турцией и Грецией. По настоянию святого Арсения Каппадокийского, родители будущего старца дали ему имя Арсений.

По профессии Паисий плотник. Участвовал во Второй Мировой войне в качестве радиста. В 1950 году он пошел на гору Афон, стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений, будучи также послушником в течение 4 лет, принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий и перешел в обитель Филофей, где стал учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году верующие города Стомио попросили помочь остановить распространение протестантизма. Старец согласился и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, откуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году он тяжело заболел, ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти (г. Салоники). Там он скончался.

Характерный эпизод из жизни Паисия Святогорца (передает Митрополит Лимассольский Афанасий в статье «Голод по Богу»):

«Однажды старцу Паисию принесли кофеварку. У него не было ничего подобного, так как он не занимался приготовлением пищи. Была только банка из-под молока, которую он приспособил для кипячения воды, чтобы заваривать чай для гостей. Увидев, как он готовит чай, ему и принесли кофеварку. Старец Паисий сказал дарителю: “Зачем ты принес мне кофеварку, если мне даже некуда ее поставить? Значит, нужно, чтобы ты принес мне для нее полку, а также понадобятся и гвозди, чтобы прибить полку к стене. Затем понадобится средство для мытья этой посуды, да еще нужно будет узнать, какое… Так что оставь себе кофеварку, а я могу и дальше довольствоваться банкой, которая служит мне уже очень давно”».

Вот «случайное» наставление Паисия Святогорца:

— Скажите нам что-нибудь, геронда.

— Что я вам скажу?

— А что Вам Ваше сердце подсказывает.

— Мое сердце подсказывает мне вот что: «Возьми нож, изрежь меня на кусочки, раздай их людям и после этого умри».

Фильмы и книги про Паисия Святогорца

Одна из первых книг о старце Паисии. Эта очень небольшая книга содержит в себе: воспоминания посетилей старца, поучения самого Паисия, обзор его книг, а также разные рассказы и случаи.

Собрание воспоминаний собеседников старца Паисия: епископов, игуменов, профессоров, клириков, монахов и мирян. Собрал их один из духовных чад Паисия Святогорца — Николаос Зурнатзоглу.

Шесть фильмов последовательно расскажут о жизни старца от его рождения до кончины. Кроме самого рассказа о старце, фильм содержит множество свидетельств людей, лично его знавших.

Греческий фильм о старце Паисии, длится чуть меньше часа. О старце рассказывают его соотечественники.

Интервью Гимнографа Великой Церкви Христовой иеромонаха Афанасия Симонопетрита о старце Паисии Святогорце, которого отец Афанасий знал лично.

Художественный фильм по мотивам рассказов о старце Паисии. Жанр необычен, также как и материал: «игровой документальный фильм», «православная комедия».

Нетривиальными сценарными и режиссерскими приемами здесь решается сложнейшая задача: показать святость.

Порфирий Кавсокаливит

«У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый» — говорил о Порфирии старец Паисий. Старца Порфирия канонизировали в прошлом году — Паисия в этом. Эти два афонских монаха, пожалуй, являются двумя самыми почитаемыми современными подвижниками.

В нашей медиатеке есть книги старца Порфирия в текстовом и аудио форматах: «», «».

Фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами»

Одной из работ режиссера-документалиста Александра Столярова, которая приобрела большую известность, стала кинокартина под названием «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», вышедшая в свет в 2012 году.

История создания

Желание снять фильм о схимонахе Паисии у сценариста А. Столярова появилось давно. Сценарий к будущему фильму был написан 10 лет назад. Святой Паисий в последнее время стал очень популярным. О нем делается много документальных фильмов на российском телевидении.

Идея фильма

Кинолента основана на рассказах и притчах схимонаха Паисия святогорца, которые были записаны другим монахом, Христодулом Агиоритом . Притчи и житейские случаи стали основой для данной художественной картины.

Перед нами современный святой с Афона и современный художник, который стоит вверх ногами.

Первый вопрос, который возникаем при прочтении названия картины — почему вверх ногами:

  1. Молодой монах зачастую снимает на камеру играющего схимонаха Паисия именно вверх ногами.
  2. Если говорить образно, мир каждого человека несовершенен и как бы «перевернут с ног на голову», особенно сейчас, в эпоху постмодернизма. И люди, перевертыши по жизни, не застрахованы от «кувырка», переворота, духовного и нравственного падения. От него даже не был застрахован троекратно отрекавшийся первоверховный апостол Петр.
  3. Устойчивость любого человека, даже святого, всегда ненадежна, а в наше время, когда виртуальная реальность уверенно вытесняет обычную, тем более. Своим фильмом автор хотел показать монахов и святых людьми, которым не чуждо ничто человеческое и юмор в том числе.

Бюджет фильма выделили под документальное кино, но сценарий был написан как игровой, поэтому режиссеру и его труппе приходилось постоянно молиться и выкручиваться буквально на каждом шагу. Однако в итоге получилось игровое кино с элементами художественного повествования.

Фильм снимали в монастыре, монахи тоже принимали участие в съемках. Фильм снимали в течение двух недель, потом режиссер попал в больницу, но быстро «сбежал» оттуда на съемочную площадку.

Самый лучший эпизод, которым действительно гордится режиссер, сделал монах Николай. Большой любитель кинематографа, батюшка Николай собрал всех монахов, чтобы «вынести тело из алтаря». Батюшка сказал спокойным голосом, что все сделают с одного дубля. Монахи хором ответили: «Благословляется с одного дубля». Сцена была снята с первого дубля.

Сюжет и композиция

Петр, в прошлом студент, приезжает в Спасо-Преображенский монастырь, в котором становится послушником. В качестве послушания создает видеофильм о старце Паисии, живущем в этом монастыре, который прославился многочисленными чудесами.

Только почему-то у Петра поначалу выходит вместо описания жизни старца нечто неподобающее — комедия вместо рассказа о жизни праведника. Молодой монах проводит все время в окружении старца, который открывает ему новый особый мир. В этом фильме захвачены последние дни жизни Паисия и начало жизни в монастыре молодого послушника.

После смерти Паисия молодой монах в огорчении спешит покинуть монастырь. Но происходит чудо, которое помогает ему многое переосмыслить.

Актерский состав

Главные роли сыграли Сергей Соколов (старец) и Даниил Усачев (послушник). Также в ролях — Юрий Косин, Альберт Армаутов и другие.

Паисий А. Столярова вряд ли имеет много схожего с преподобным Паисием (Эзнепидисом), почитаемом в Греции. Это обобщенный образ, олицетворяющий православного монаха, доброго и мудрого.

Есть еще отец Киприан. Возможно, он является прототипом образа монаха. В фильме — размышления о батюшке Киприане, его отношении к Паисию.

Сам А. Столяров говорил, что с Сергеем Соколовым, игравшим старца Паисия, на киноплощадке было непросто работать, так как он не артист по профессии, а инженер. Однако он — артист по своей натуре, «настоящее открытие» для режиссера. «Вытаскивая ребенка» из Соколова, он получил образ, очень приближенный к старцу.

Первоначально, музыку к фильму написала регент и композитор Елена Яковлева. Но эта музыка, очень хорошая, не подходила к замыслу фильма.

Совершенно случайно в Киеве режиссер познакомился с парнем из Тамбова. На сайте музыканта Алексея Рязанцева было объявление, в котором говорилось, что он бесплатно напишет музыку для кино. В итоге в фильме звучит его музыка, он сам там играет.

Преподобный Паисий Святогорец. 6 фильмов

Шестисерийный фильм основан на книге жития блаженной памяти Старца Паисия Святогорца, воспоминаниях и свидетельствах его духовных чад, соотечественников, родных, духовенства и мирян. Фильм снимался в местах земной жизни Старца Паисия — на Святой Горе Афон, в огородах материковой Греции, на острове Керкера.

«Рождение. Детство. Молодость»

Фильм первый посвящен началу земного пути Старца Паисия Святогорца — рождению в селении Фарасы, крещению преподобным Арсением Каппадокийским, детству и юности в горах Коницы, службе в армии во время гражданской и Великой Отечественной войны. О Старце Паисии рассказывают: игумен Ефрем Ватопедский, брат Старца Паисия Рафаил Эзнепидис ; сослуживец старца Паисия, ныне-монах Арсений; писатели Афанасий Раковалис и Лазарь Келекиди и другие.

«Начало монашеского пути»

Фильм второй посвящен началу монашеского пути Старца Паисия Святогорца — первому посещению Афона, принятию пострига и восстановлению обители Стомион ради исполнения обета, данного им в юности Пресвятой Богородице. О Старце Паисии рассказывают: митрополит Лимассольский Афанасий, сослуживец старца Паисия, ныне — монах Арсений ; писатель Лазарь Келекиди, родственники Старца Паисия, жители г.Коницы, настоятель обители Стомион архимандрит Косьма и другие.

«Синайский отшельник»

Фильм третий посвящен пребыванию Старца Паисия на Синае, в монастыре святой Екатерины, аскетирии святых Галактиона и Епистимии, его подвигу безмолвия и отшельничества, духовной борьбе и особой любви к ближним — бедуинам, насельникам монастыря, паломникам. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря святой Екатерины епископ Синайский Дамиан, насельник монастыря святой Екатерины монах Павел и другие.

«Возвращение на Афон»

Фильм четвертый посвящен возвращению старца Паисия на Афон, где он стал послушником русского старца Тихона, его отшельнической жизни в каливе Честного Креста и переходу в монастырь Ставроникита для восстановления монашеской жизни братии. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря Предтечи Господня Иоанна в Пиерии архимандрит Порфирий, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и другие.

«Последние годы жизни»

Фильм шестой посвящен последним годам земной жизни Старца Паисия, когда он был вынужден покинуть Афон и оставаться на материке. В это время Старец Паисий основал женские и мужской монастыри в окрестностях Салоник, духовным наставлением и теплой молитвой утешал и исцелял множество людей, неся мученический крест тяжелой болезни.

Православная жизнь

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

LiveInternetLiveInternet

Курт Воннегут

Слабая часть фильма — почти полное отсутствие сюжета. Бессюжетица доходит до нестыковок. Если бы не было откровенных ошибок, можно было бы списать все на глубокомысленную недосказанность, но… Вот, к примеру, главный герой в середине ленты говорит, что никогда не смотрел на покойников, избегал похорон, кроме похорон отца (привет доктору Фрейду). А за некоторое время до этого «когда была жива жена…». Похорон жены тоже счастливо избежал?

Но если оставить придирки, попробовать всмотреться и вслушаться, то придется признать, что все побеждает Музыка. Красивая, захватывающая дух Музыка, одинаково хорошо ложащаяся и на аэропортовую сутолоку Домодедово и на виды Иерусалима, и на зарисовки из жизни героев — все украшающая, все пронизывающая, все утверждающая.

Пусть сценарий писался в спешке, в самолете, по пути в Иерусалим (не утверждаю, а фантазирую). Все равно это Лунгин, это Музыка… Наверное, в нашей жизни (над нею или в глубине ее, в сердцевине) все время звучит какая-то мелодия, но мы ее не слышим… лишь слегка угадываем иногда в моменты наивысшего внутреннего напряжения, в моменты самой нежной радости или глубокой скорби. И фильм, все-таки стоит того, чтобы смотреть. Какими бы странными до абсурдности не казались происходящие на экране события они слишком похожи на жизнь. Похожи именно странностью, абсурдностью показываемых ситуаций. Судьбы рушатся. В этом суд и милость — в этом же. Но как же редко мы слышим

. Слышим ПО-НАСТОЯЩЕМУ… Вот и остается жаждущим искать слабеющие отзвуки в искусстве — в книгах, в кинематографе, в музыке…

Фильм основан на рассказах святогорца старца Паисия.

МОЕ МНЕНИЕ:

Да не примет нас Бог всерьез!

Старец Паисий Святогорец

Спокойный, светлый и жизнеутверждающий фильм. Видеоряд, незатейливый аккордеон на заднем плане, церковная эстетика. Без претензий на глубину.

Режиссер и сценарист картины, Александр Столяров, в своем интервью признался, что снял фильм о своем «идеальном священнике». В фильме их двое — идеальный батюшка, греческий старец, перенесенный режиссерским вымыслом с Афона на территорию СНГ и его неидеальный послушник, снимающий о Паисии фильм. У старца — драгоценный опыт, приобретенный на поле духовной брани, у юноши — горячка, то есть горячий порыв к святости, к чудесным видениям. Юность и опыт.

, — утверждает юность. И не смиряется. В рамках кино-ленты — нет. Но живет верой своего идеального батюшки, любимого наставника.

Фильм этот явно снят не ради нравоучений и наставлений. Их там и нет. Просто таков был режиссерский порыв. И воплощению его подходит определение «красиво».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector